Сообщение краски первобытных людей

Обновлено: 18.05.2024

Кто-то говорит, что древние люди появились чуть больше двух миллионов лет назад, а кто-то называет цифру в 2,6 млн. Одно точно, появились они в Африке, там где благоприятный климат и обилие разнообразной пищи. А что использовали в качестве красок первобытные люди для написания своих карин?

Первобытные люди рисовали не только сажей и углём, который был всегда под рукой, но и цветной глиной. Также в свое работе древние мастера использовали охру, которую добывали из природных месторождений глины или глинистого минерала. Цветовая гамма охры довольно обширная - от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого.

Невероятно дорогой был - пурпурный цвет. Например, в древнем Риме только император мог себе позволить одежду из пурпурных оттенков. Чтобы получить всего один грамм этой краски, требовалось обработать десять тысяч раковин улиток . Красиво жить не запретишь!

Краски из растений

Со временем люди научились получать краски из растений. Из коры барбариса делали отличную жёлтую краску, а из коры дуба и шелухи лука получали коричневую. Древние египтяне для получения цвета индиго, использовали краситель из листьев индигоферы.

В качестве поставщика красок можно отметить - зверобой. Из этого удивительного растения, оказывается можно получить жёлтую, оранжевую и красную краску. А вот из марены красильной, древние египетские мастера умудрялись получать потрясающий красный и фиолетовый цвет.

История красок

Возникновение красок

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Возникновение красок

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Появление красок

Древний Египет

Появление красок

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Краски в средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Эволюция красок

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Краски в наше время

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

материалы по теме

Колеровка краски

Колеровка краски

Несмотря на огромный выбор различных оттенков краски, которые в настоящее время предлагают производители, придирчивому потребителю не всегда удается подобрать то, что нужно. В таком случае вы можете создать для себя желаемый оттенок самостоятельно м наслаждаться выбранным цветом.

История лакокрасочной промышленности

История лакокрасочной промышленности

Многие из нас, чтобы улучшить внешний вид жилого помещения, или автомобиля, да и просто, потерявшего свой блеск предмета, пользуются разнообразными лаками и красками. Эти средства помогают существенно сократить расходы, ведь банка краски стоит дешевле, чем новый дверной косяк, например. Банка лака или краски стала незаменимым предметом в нашем хозяйстве.

Витражные краски

Витражные краски

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Возникновение первобытного искусства

Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:

Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э. ). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.

Второй период (до Х тыс. лет до н. э. ) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с Х тыс. до н. э. ) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок

Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:

Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.

Краски из минералов, растений и животных.

Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.

Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.

Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.

Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.

Мной был проведёно наблюдение.

Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.

К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.

5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.

Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа Исследовательская работа ученицы 5 класса МОУ «Левко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа Исследовательская работа ученицы 5 класса МОУ «Левко.

ЦельУзнать какими красками рисовали древние люди и где они их находили.

Цель
Узнать какими красками рисовали древние люди и где они их находили.

ЗадачиУзнать где жили древние люди? Найти иллюстрации первых рисунков древних.

Задачи
Узнать где жили древние люди?
Найти иллюстрации первых рисунков древних людей.
Узнать на чём они рисовали.
Определить чем раскрашивали древние люди свои рисунки и из чего получали краски.
Провести наблюдения и эксперимент.

Гипотеза исследованияВозможно, древние люди находили краски в природе.

Гипотеза исследования
Возможно, древние люди находили краски в природе.

Объект исследованияРазноцветные краски

Объект исследования
Разноцветные краски

Предмет исследованияПриродные материалы из которых можно получить красители

Предмет исследования
Природные материалы из которых можно получить красители

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов л.

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад.
Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке.
Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции и в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён К древнейшим.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён

К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки

Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой.

Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.
Изображение бизона
в пещере во Франции
Лучники и стадо
в пещере в Испании

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодовПервый период (хх.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов
Первый период (ххх тыс. лет до н.э.) –
Когда поверхность внутри контура рисунка
заполнялась чёрной или красной краской.
Изображение бизона
на входе в пещеру
в Испании

Второй период (до х тыс.лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельны.

Второй период (до х тыс.лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам, так стали изображать шерсть. Вводились дополнительные цвета(различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с х тыс. до н.э.) – пещерное искусство стало очень объёмны.

В третьем периоде (с х тыс. до н.э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок
Древние наскальные рисунки на Алтае. Россия

СловарьКраска – однородное окрашенное вещество в плёнкообразующих материалах.

Словарь
Краска – однородное окрашенное
вещество в плёнкообразующих
материалах. Широко используется в
народном хозяйстве, быту, а также в
живописи.

Первой краской была глинаГлина бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя.

Первой краской была глина
Глина бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая.
Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного.
Рисовали охрой - краска красного, жёлтого и коричневого цвета. Встречается в природе в виде глины.

Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукойРисовал.

Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой
Рисовал древний художник древесным углём, чёрной сажей, копотью.

Краски из горных пород Минерал лазурит Минер.

Краски из горных пород
Минерал
лазурит
Минерал
малахит
Минерал
киноварь

Со временем люди научились добывать и делать много различных красокОсобенно ц.

Со временем люди научились добывать и делать много различных красок
Особенно ценился пурпурный багряный цвет.
Эту краску добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море.
1 грамм краски-
10 тысяч раковин.

Делали краски даже из насекомыхТропические насекомые – кашинель – были источн.

Яркие и стойкие краски получали из растений Кора барбариса, оль.

Яркие и стойкие краски получали из растений
Кора барбариса, ольха, молочай

 Луковая шелуха, кора дуба и хна (растение лавсония)

Луковая шелуха, кора дуба
и хна (растение лавсония)

Много разных красок добывали из растений и в Древней РусиКорень горца красил.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси
Корень
горца красильного

 Щавель конский Лишайник степной золотянки

Лишайник
степной золотянки

 ежевика и черника

ежевика и черника

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиг.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго.

Листья растения
индигофера

 зверобой

 манжетка

Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерст.

Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены
марена красильная

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний.

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые
использовал древний художник можно сделать вывод:
Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.
Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного, скорее носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.
Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира
Краски изготовленные из природных материалов были доступны и безвредны.
До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как : коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.
Выводы:

Результаты наблюденияПасхальные яйца окрашенные луковой шелухой

Результаты наблюдения
Пасхальные яйца окрашенные луковой шелухой

Торт Для красного цвета добавлен сок свеклы. Для оранжевого цвета добав.

Торт
Для красного цвета добавлен сок свеклы.
Для оранжевого цвета добавлен сок моркови.

Результаты эксперимента Красный цвет-сок свеклы Оранжевый цвет- сок моркови З.

Результаты эксперимента
Красный цвет-сок свеклы
Оранжевый цвет- сок моркови
Зелёный цвет-отвар тысячелистника
Чёрный цвет- древесный уголь

ЗаключениеВыдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природ.

Заключение
Выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, в результате моего наблюдения и эксперимента, полностью подтвердилась.

Читайте также: