Сообщение композитор эйтор вилла лобос биография

Обновлено: 18.05.2024


Кратко обозначим основные события жизненного и творческого пути этого Э. Вила Лобоса.

Отец композитора был широко образованным человеком и привил сыну любовь к музыке, давая ему базовые уроки игры на кларнете и виолончели. Начальное музыкальное образование Эйтор получил, посещая музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, а затем продолжил обучение в Национальном музыкальном институте. Однако полного законченного музыкального образования Вила Лобосу так и не удалось получить, так как ему рано пришлось задуматься о заработке в связи с тяжелым финансовым положением его семьи. После смерти отца Вила Лобос зарабатывал на жизнь, работая аккомпаниатором в немом кинотеатре, играл в уличных оркестрах, а затем был скрипачом в оперном театре.

Музыкальное будущее его было предопределено. Еще в детстве Вила Лобос много общался с народными музыкантами, играя в небольших уличных ансамблях – шоро. Благодаря этому у него проявился глубокий интерес к национальному фольклору, который он впоследствии перенес в свою музыку. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 гг., а затем в 1910-1912 гг.

В 1912 году Вила Лобос взял в жены пианистку Лусилию Гимараинш, которая стала его спутницей на всю дальнейшую жизнь. В этот же период он сознательно начал свою композиторскую карьеру. В 1913 году были опубликованы его первые сочинения.

Эйтор Вила-Лобос

Эйтор Вила-Лобос (порт. Heitor Villa-Lobos; 1887-1959 гг.) – бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагог, общественный деятель. Ярчайший представитель музыкальной культуры Бразилии, Вила-Лобос принадлежит к числу самобытнейших композиторов XX в. Маэстро прославился синтезом стилевых особенностей этнической бразильской и европейской академической музыки, он стал одним из первых представителей Нового Света, чьи произведения привлекли внимание мировой музыкальной общественности.

Вила-Лобос остается одной из величайших фигур мировой музыки и гордостью своей страны.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Ранние годы

Эйтор Вила-Лобос родился 5 марта 1887 г. неподалеку от Рио-де-Жанейро, в местечке Ларанхейрас (порт. Laranheiras).

Интерес к музыке будущему композитору привил отец, Раул Вила-Лобос (порт. Raul Villa-Lobos). Человек очень образованный, он служил в Национальной библиотеке в Рио, был пылким меломаном, талантливым виолончелистом-любителем и увлекался астрономией. Каждую субботу в родительском доме собирались друзья-музыканты, и музыка звучала до самого утра. Папа познакомил маленького сына с нотной грамотой, а когда мальчику исполнилось 6 лет, стал обучать его игре на виолончели и кларнете. Через 5 лет юный музыкант самостоятельно овладел гитарой и саксофоном.

Дона Ноэмия Монтейру Вила-Лобос (порт. Noêmia Monteiro Vila-Lobos) была прекрасной матерью. Она обожала сына, питая надежду, что он станет врачом. Мама не хотела, чтобы Эйтор посвятил себя музыке. Она даже запрещала ему подходить к роялю. Учиться играть на гитаре мальчику приходилось тайком.

Начало большого творческого пути

Первые сочинения юного музыканта-самоучки (песни и танцевальные пьески) датированы 1899 г.

В 16 лет с неизменной спутницей — гитарой Эйтор начал вести жизнь странствующего музыканта. С небольшими группами бродячих артистов он совершил несколько увлекательных путешествий по стране (1904-1905 и 1910-1912 гг.), посетив самые глухие уголки, где сохранились традиции коренных индейцев и выходцев с Черного континента. Молодой композитор собирал и изучал народные мелодии и ритмы, легенды, обычаи и обряды многообразного бразильского фольклора. Эйтор восхищался импровизациями деревенских музыкантов, звучанием традиционных музыкальных инструментов. Он записал около 2 тыс. текстов и народных мелодий. Все увиденное и услышанное в глубинах Амазонии поразило воображение Вила-Лобоса, на всю жизнь сохранившего любовь и живой интерес к истории своей многонациональной страны.

Выдающиеся наставники

Следующие 10 лет (1913-1922) явились важным этапом в формировании художественных взглядов молодого композитора. Он усердно работал над своей техникой, увлеченно учился, буквально впитывая опыт старших коллег. Некоторое время Эйтор посещал Музыкальный колледж, позже поступил в Национальный музыкальный институт, но проучился там недолго и вернулся в уличный оркестр. Также он работал скрипачом в оперном театре и брал уроки у композитора Антониу Франсиcку Брага (порт. Antônio Francisco Braga), познакомившего его с операми Вагнера, Пуччини, Массне.

Интерес к французской культуре и помощь Артура Рубинштейна привели талантливого бразильца в столицу Франции (1922). Париж был в то время настоящей Меккой для устремленных к творческим новациям музыкантов, художников, театральных деятелей. Во Франции, где сочинения Вила-Лобоса быстро получили признание, музыкант прожил почти 8 лет.

Париж сыграл огромную роль в творчестве Вила-Лобоса, который легко вошел в насыщенный талантами столичный мир искусства. Произведения молодого композитора исполнялись в одних концертах с выдающимися музыкантами. Встречи с крупнейшим французским композитором Равелем (фр. Joseph Maurice Ravel; 1875-1937), выдающимся испанским композитором и музыкальным критиком Мануэлем де Фалья (исп. Manuel de Falla; 1876-1946), с российским композитором, пианистом и дирижером Сергеем Прокофьевым (1891-1953), а также др. видными музыкальными деятелями оказали значительное влияние на творческое формирование бразильского музыканта.

А часто приезжая в родную Бразилию, музыкант радовал соотечественников французскими программами.

Международное признание

На родине композитор полностью посвятил себя музыке – плодотворно сочинял, много концертировал. Почти каждый год Эйтор Вила-Лобос ездил с гастролями в европейские столицы (Лондон, Амстердам, Берлин, Вена, Брюссель, Барселона, Мадрид, Лиссабон), где исполнял собственные композиции и сочинения своих соотечественников. Через него мир узнавал бразильскую музыку.

Каждый сезон маэстро обязательно выступал на родине с исполнением своих сочинений и произведений европейских композиторов.

Музыкально-общественная и просветительская деятельность

В 1942 г. Вила-Лобос организовал Национальную Консерваторию хорового пения (порт. Conservatório Nacional de Canto Coral). Он же стал инициатором открытия Бразильской Музыкальной Академии (порт. Academia Brasileira de Música) в Рио-де-Жанейро (1945), бессменным президентом которой оставался до конца своих дней.

Кроме того, много лет Вила-Лобос был делегатом Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активным деятелем Международного музыкального Совета, членом-корреспондентом Национальной Академии изящных искусств Буэнос-Айреса, действительным членом Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка.

Эйтор Вила-Лобос

Всего того, что успел сделать этот музыкант за свою удивительную, исполненную фантастической энергии жизнь, с избытком хватило бы на несколько ярких человеческих жизней!

Эйтор Вила-Лобос: Творческое наследие

Творческое наследие Вила-Лобоса поистине колоссально и разнообразно, как сама Бразилия. В его музыке необозримо простираются тропическая сельва и выжженные солнцем сертаны (порт. Sertões), торжественно несут свои воды могучие реки и низвергаются каскады величественных водопадов; причудливо переплетаются рокот океана, пестрый гомон пернатых обитателей джунглей, многозвучие веселой сутолоки Рио, певучая речь креолов и гортанный говор индейцев — древний, как сама Земля. Музыка мастера, как сама Бразилия, бесконечно разная, но, стоит вслушаться, невозможно не почувствовать в этой космогонической стихии черты единого облика – облика ЕГО страны.

Огромное наследие Вила-Лобоса не укладывается в определенные стилевые рамки. В молодости он сочинял, не задумываясь о стиле, повинуясь лишь творческому импульсу. В зрелые годы музыканту приходилось выполнять огромное множество заказов, поступавших к нему от различных отечественных и зарубежных обществ, от кинопроизводителей, от оркестров и частных лиц. Поэтому далеко не все в наследии Вила-Лобоса в равной мере несет на себе приметы его композиторской индивидуальности.

Перу Вила-Лобоса принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 20 инструментальных концертов, более 70 крупных оркестровых произведений (в т. ч. 56 фортепианных сочинений). Романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов, и народные мелодии, обработанные композитором, исчисляются сотнями. Музыка для детей, написанная им для музыкальных школ и самодеятельных хоровых коллективов, включает более 500 наименований. При этом некоторая часть работ мастера осталась не опубликованной.

Эволюция художественного стиля

Музыковеды-исследователи творчества Эйтора Вила-Лобоса отмечают поэтапную эволюцию художественного стиля бразильского композитора. В своем творчестве музыкант прошел через череду увлечений и влияний, неизбежных для человека творческого. Раннее искусство художника можно отнести к романтическому стилю; позднее он пришел к импрессионизму и фольклору; затем обратился к классицизму в стиле Баха; а став зрелым мастером, принялся виртуозно синтезировать все эти стили.

Все же лучшие его сочинения носят ярко выраженный национально-самобытный характер. Часто канвой произведений композитора становились популярные народные песни и танцы, сказки, легенды и предания различных уголков родной страны.

Эйтор Вила-Лобос о Бахе

Слушая пение

Женский голос как ветер несется,

Черным кажется, влажным, ночным,

И чего на лету ни коснется —

Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем,

Где-то что-то на миг серебрит

И загадочным одеяньем

Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила

Зачарованный голос влечет,

Будто там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

Эту арию блистательно исполняла Салли Терри (англ. SalliTerri; 1922-1996), американская певица (меццо-сопрано) в сопровождении выдающегося бразильского гитариста Лауриндо Алмейда (порт. Laurindo Almeida; 1917- 1995). Кстати, сам Эйтор Вила-Лобос признавал исполнение произведения этим дуэтом лучшим из всех им слышанных.

Личная жизнь

В 1913 г. Эйтор женился на пианистке Лусилии Гимарайиш (порт. Lucília Guimarães; 1886 – 1966)

С 1960 г. до самой своей смерти в 1985 г. Арминда Невес де Алмейда была первым директором Музея Вила-Лобоса (порт. Museu Vila Lobos) в Рио-де-Жанейро, основанного в 1960 г. и посвященного жизни и творчеству композитора. Она также отвечала за координацию Международного музыкального Фестиваля камерной музыки им. Вила-Лобоса (порт. Festival Internacional de Música de Câmara Villa-Lobos).

Последние годы жизни

В последние 12 лет жизни Вила-Лобос активно работал, написав много симфонической и камерно-инструментальной музыки. Хотя некоторые исследователи считают этот период творческим спадом, вызванным частыми зарубежными гастролями и болезнью композитора (проблемы с почками). Но говорить об упадке творческой активности при той невероятной продуктивности, которой всегда отличался Вила-Лобос, вряд ли уместно. Впрочем, надо признать, многие сочинения последних лет уже не имели ошеломительного успеха, который сопутствовал предыдущим работам композитора.

Однако, мастер ни на минуту не прекращал работать, творческая энергия его казалась неиссякаемой. В последние 10 лет своей жизни он помимо небольших сочинений создал 5 симфоний; 3 фортепианных концерта; несколько концертов для гитары, арфы и виолончели; 6 струнных квартетов; 5 симфонических поэм, 1 оперу и 2 балета. Причем, последние квартеты сам маэстро считал высшим своим художественным достижением.

В своих поздних работах, равно как и в сочинениях раннего периода, композитор неизменно верен национальной тематике и остается самим собой.

Умер Эйтор Вила-Лобос 17 ноября 1959 г. в возрасте 72 лет. Великого композитора похоронили на Кладбище Св. Иоанна Крестителя (порт. Cemitério de São João Batista), главном некрополе Рио-де-Жанейро, где покоятся многие известные личности, внесшие значительный вклад в историю Бразилии.

Эйтор Вилла-Лобос — создатель бразильской классики

Эйтор Вилла-Лобос (Heitor Villa Lobos) (5 марта 1887, Рио-де-Жанейро — 17 ноября 1959) — бразильский комопзитор-классик и музыкант. Это самый известный классик Латинской Америки, принесший славу бразильской музыкальной сцене.

Мать Вилла-Лобоса хотела, чтобы он стал врачом, но его отец, музыкант-любитель, открыл для сына мир музыки, который увлек его и с самого детства стал главным делом жизни. Мальчик научился играть на аккустической гитаре и других инструментах. В 12 лет он стал выступать в барах, кафе и театрах, играя на альте и виолончели.

Рождение бразильской классической музыки

Юный музыкант жил в основном ночной жизнью и поэтому был хорошо знаком с музыкой, популярной в Рио, такой как самба и шору. Впоследствии он много путешествовал по стране, особенно по сельской местности, и знакомился с самыми разными людьми и музыкальными стилями. Это позволило композитору создать нечто уникальное — классическую музыку Бразилии, которая была не похожа ни на что другое.

Создав свой собственный музыкальный стиль, Вилла-Лобос отправился в путешествие по Европе, выступая с концертами, на которых знакомил публику с бразильскими мелодиями.

Сегодня в Рио-де-Жанейро работает музей, посвященный жизни и творчеству знаменитого композитора.

Самые известные произведения Эйтора Вилла-Лобоса:

Эйтор Вила-Лобос — PianoKafe.com

Эйто́р Ви́ла-Ло́бос (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро — 17 ноября 1959, там же) — бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки&

Биография

Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Рио-де-Жанейро.

Интересные факты

— Не верите? Я вам принесу письмо — сами убедитесь.
В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом Legião Urbana, одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии.
Имя композитора на самом деле произносится как "Вия-Лобос", т.к. сдвоенная ll образует гласный дифтонг.

Сочинения (выборка)

Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила.
П. Казальс

Эйтор Вила Лобос / Heitor Villa-Lobos

Первые музыкальные впечатления будущий композитор получил от отца, страстного меломана и неплохого виолончелиста-любителя. Он научил юного Эйтора нотной грамоте и игре на виолончели. Затем будущий композитор самостоятельно овладел несколькими оркестровыми инструментами С 16 лет Вила Лобос начал жизнь странствующего музыканта. Один или с группой бродячих артистов, с неизменной спутницей — гитарой, он путешествовал по стране, играл в ресторанах и кино, изучал народный быт, обычаи, собирал и записывал народные песни и наигрыши. Вот почему среди великого множества сочинений композитора значительное место занимают обработанные им народные песни и танцы.

Не имея возможности получить образование в музыкальном учебном заведении, не встречая поддержки своим музыкальным устремлениям в семье, Вила Лобос овладел основами профессионального композиторского мастерства главным образом благодаря огромному дарованию, упорству, целеустремленности, да еще недолгим занятиям с Ф. Брагой и Э. Освальдом.

Большую роль в жизни и творчестве Вила Лобоса сыграл Париж. Здесь с 1923 г он совершенствовался как композитор. Встречи с M Равелем, M де Фальей, С. Прокофьевым и другими видными музыкантами оказали определенное влияние на формирование творческой индивидуальности композитора. В 20-е гг. он много сочиняет, концертирует, обязательно выступая каждый сезон на родине как дирижер с исполнением собственных сочинений и произведений современных европейских композиторов.

Композитор работал почти во всех музыкальных жанрах — от оперы до музыки для детей. В огромном наследии Вила Лобоса, насчитывающем свыше 1000 произведений, представлены симфонии (12), симфонические поэмы и сюиты, оперы, балеты, инструментальные концерты, квартеты (17), фортепианные пьесы, романсы и др. В своем творчестве он прошел через ряд увлечений и влияний, среди которых особенно сильным было воздействие импрессионизма. Однако лучшие сочинения композитора носят ярко выраженный национальный характер. В них обобщены типичные черты бразильского народного искусства: ладовые, гармонические, жанровые; часто основой его произведений становятся популярные народные песни и танцы.

Произведения композитора еще при его жизни приобрели широкую популярность в Бразилии и за ее пределами. В наши дни на родине композитора систематически проходит конкурс, носящий его имя. Это музыкальное событие, становясь подлинным национальным праздником, привлекает музыкантов-исполнителей из многих стран мира.

Читайте также: