Сообщение кодируется с помощью символов д р у ж б а

Обновлено: 03.07.2024

Заполняем пробелы — расширяем горизонты!

Минимальные единицы измерения информации – это бит и байт.

Один бит позволяет закодировать 2 значения (0 или 1).

Используя два бита, можно закодировать 4 значения: 00, 01, 10, 11.

Тремя битами кодируются 8 разных значений: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111.

Сколько значений можно закодировать с помощью нуля и единицы

Из приведенных примеров видно, что добавление одного бита увеличивает в 2 раза то количество значений, которое можно закодировать:

1 бит кодирует —> 2 разных значения (2 1 = 2),

2 бита кодируют —> 4 разных значения (2 2 = 4),

3 бита кодируют —> 8 разных значений (2 3 = 8),

4 бита кодируют —> 16 разных значений (2 4 = 16),

5 бит кодируют —> 32 разных значения (2 5 = 32),

6 бит кодируют —> 64 разных значения (2 6 = 64),

7 бит кодируют —> 128 разных значения (2 7 = 128),

8 бит кодируют —> 256 разных значений (2 8 = 256),

9 бит кодируют —> 512 разных значений (2 9 = 512),

10 бит кодируют —> 1024 разных значений (2 10 = 1024).

Мы помним, что в одном байте не 9 и не 10 бит, а всего 8. Следовательно, с помощью одного байта можно закодировать 256 разных символов. Как Вы думаете, много это или мало? Давайте посмотрим на примере кодирования текстовой информации.

Как происходит кодирование текстовой информации

В русском языке 33 буквы и, значит, для их кодирования надо 33 байта. Компьютер различает большие (заглавные) и маленькие (строчные) буквы, только если они кодируются различными кодами. Значит, чтобы закодировать большие и маленькие буквы русского алфавита, потребуется 66 байт.

А дальше дело осталось за малым. Надо сделать так, чтобы все люди на Земле договорились между собой о том, какие именно коды (с 0 до 255, т.е. всего 256) присвоить символам. Допустим, все люди договорились, что код 33 означает восклицательный знак (!), а код 63 – вопросительный знак (?). И так же – для всех применяемых символов. Тогда это будет означать, что текст, набранный одним человеком на своем компьютере, всегда можно будет прочитать и распечатать другому человеку на другом компьютере.

Таблица ASCII

Такая всеобщая договоренность об одинаковом использовании чего-либо называется стандартом. В нашем случае стандарт должен представлять из себя таблицу, в которой зафиксировано соответствие кодов (с 0 до 255) и символов. Подобная таблица называется таблицей кодировки.

Но не всё так просто. Ведь символы, которые хороши, например, для Греции, не подойдут для Турции потому, что там используются другие буквы. Аналогично то, что хорошо для США, не подойдет для России, а то, что подойдет для России, не годится для Германии.

Поэтому приняли решение разделить таблицу кодов пополам.

Первые 128 кодов (с 0 до 127) должны быть стандартными и обязательными для всех стран и для всех компьютеров, это – международный стандарт.

А со второй половиной таблицы кодов (с 128 до 255) каждая страна может делать все, что угодно, и создавать в этой половине свой стандарт – национальный.

Первую (международную) половину таблицы кодов называют таблицей ASCII, которую создали в США и приняли во всем мире.

За вторую половину кодовой таблицы (с 128 до 255) стандарт ASCII не отвечает. Разные страны создают здесь свои национальные таблицы кодов.

Может быть и так, что в пределах одной страны действуют разные стандарты, предназначенные для различных компьютерных систем, но только в пределах второй половины таблицы кодов.

Коды из международной таблицы ASCII

33-47 – Специальные символы (круглые скобки и пр.) и знаки препинания (точка, запятая и пр.).

65-90 – Заглавные (прописные) английские буквы.

91-96 – Специальные символы (квадратные скобки и пр.).

97-122 – Маленькие (строчные) английские буквы.

123-127 – Специальные символы (фигурные скобки и пр.).

За пределами таблицы ASCII, начиная с цифры 128 по 159, идут заглавные (прописные) русские буквы. А с цифры 160 по 170 и с 224 по 239 – маленькие (строчные) русские буквы.

Кодировка слова МИР

Пользуясь показанной кодировкой, мы можем представить себе, как компьютер кодирует и затем воспроизводит. Например, рассмотрим слово МИР (заглавными буквами). Это слово представляется тремя кодами:
букве М соответствует код 140 (по национальной российской системе кодировки),
для буквы И – это код 136 и
буква Р – это 144.

Но как уже говорилось ранее, компьютер воспринимает информацию только в двоичном виде, т.е. в виде последовательности нулей и единиц. Каждый байт, соответствующий каждой букве слова МИР, содержит последовательность из восьми нулей и единиц. Используя правила перевода десятичной информации в двоичную, можно заменить десятичные значения кодов букв на их двоичные аналоги.

Более подробно о переводе чисел из одной системы счисления в другую можно узнать, например, из учебников по информатике или через Интернет.

Аналогичным образом можно убедиться, что цифре 136 соответствует двоичное число 10001000 (проверка: 2 7 + 2 3 = 136). А цифре 144 соответствует двоичное число 10010000 (проверка: 2 7 + 2 4 = 144).

Таким образом, в компьютере слово МИР будет храниться в виде следующей последовательности нулей и единиц (бит): 10001100 10001000 10010000.

Разумеется, что все показанные выше преобразования данных производятся с помощью компьютерных программ, и они не видны пользователям. Они лишь наблюдают результаты работы этих программ, как при вводе информации с помощью клавиатуры, так и при ее выводе на экран монитора или на принтер.

Неужели нужно знать все коды?

Следует отметить, что на уровне изучения компьютерной грамотности пользователям компьютеров не обязательно знать двоичную систему счисления. Достаточно иметь представление о десятичных кодах символов.

Для кодирования последовательности, состоящей из букв слова ШKOЛKOВО решили использовать неравномерный двоичный код, удовлетворяющий условию Фано. Для буквы Ш использовали кодовое слово 00, для буквы К — 1. Укажите, какова наименьшая длина всех символов заданного слова.

Построим дерево для решения задачи. Для букв Ш и К есть кодовые слова 00 и 1 соответственно. В слове ШКОЛКОВО самая частовстречаемая буква — О, следовательно, её нужно закодировать минимальновозможным количеством символов.

Минимально возможная длина кодового слова для буквы состоит из трёх битов, то есть О закодируем с помощью 010.

Буквы Л и В встречаются всего один раз, закодируем их минимально возможным количеством символов.

Самая маленькая длина кодовых слов для них \(=4\) : 0110 и 0111.

Посчитаем сумму длин кодовых слов:

Ш, Л и В встречаются один раз,


Для кодирования последовательности, состоящей из букв слова Р, Б, О, Т, А используется неравномерный двоичный код, удовлетворяющий прямому условию Фано.

Вот этот код: А – 0; Р – 100; Б – 1010; О – 111; Т – 110. Необходимо сократить для одной из букв длину кодового слова так, чтобы код можно было однозначно декодировать.

Для какой буквы это возможно сделать? В ответе укажите эту букву.

Так как код удовлетворяет прямому условию Фано (ни одно кодовое слово не является началом другого), то следует учитывать это при сокращении исходных кодовых слов.

1. Код буквы А сократить нельзя, так как он состоит всего из одного символа.

2. Р сократить нельзя,так как при сокращении до 10 код перестанет удовлетворять прямому условию Фано.

3. Б возможно сократить до 101, в таком случае код по-прежнему будет удовлетворять одному из условий Фано (прямому).

4. О нельзя сократить, т.к. в этом случае нарушится прямое условие Фано.

5. Код буквы Т нельзя сократить, т.к тогда он совпадёт с началом кода буквы О, что недопустимо при выполнении прямого условия Фано.

Построим дерево решений. Код не может начинаться с нуля, т.к из данной вершины нельзя построить новые варианты, удовлетворяющие условию Фано. Из схемы видно, что для букв И, М есть два возможных варианта кодировки,которые начинаются с 1.

Первый вариант: 111

Второй вариант: 100

Оба варианта удовлетворяют условию Фано (не являются началом других кодовых слов), нам подходит вариант с наименьшим значением, то есть 100 — ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Кодирование информации (2).pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


1,2,3,4.. числовая А, Б, В.. текстовая Виды информации ? звуковая графическая

1,2,3,4.. числовая А, Б, В.. текстовая Виды информации ? звуковая графическая

Как называется: В следующих примерах укажите информационный носитель и форму.

Как называется: В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации: а) табличка с номером дома; б) почтовая открытка; в) билет на поезд; г) газета; д) диск со сборником мультфильмов ? Где находится внутренняя память человека 2. Как называется внутренняя память компьютера проверка проверка

 На чем разведчик не может сохранить информацию ?

На чем разведчик не может сохранить информацию ?

 Чтобы узнать тему занятия надо перевернуть буквы ИНФОРМАЦИИ Тема занятия:

Чтобы узнать тему занятия надо перевернуть буквы ИНФОРМАЦИИ Тема занятия:

КОД – это условное обозначение информации о чем-нибудь или о ком-нибудь

КОД – это условное обозначение информации о чем-нибудь или о ком-нибудь

Кодирование информации с помощью БУКВ

Кодирование информации с помощью БУКВ

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте информацию, записанную буквами в вашем паспорте

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте информацию, записанную буквами в вашем паспорте

Кодирование информации с помощью ЖЕСТОВ

Кодирование информации с помощью ЖЕСТОВ


Кодирование информации с помощью ЗНАКОВ, РИСУНКОВ, СИМВОЛОВ

Кодирование информации с помощью ЗНАКОВ, РИСУНКОВ, СИМВОЛОВ

Испытание: раскодируйте информацию, которая представлена знаками в нашем учре.

Испытание: раскодируйте информацию, которая представлена знаками в нашем учреждении

Испытание: раскодируйте слово Р А З В Е Д Ч И К А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н.

Испытание: раскодируйте слово Р А З В Е Д Ч И К А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Кодирование информации с помощью СИГНАЛОВ

Кодирование информации с помощью СИГНАЛОВ

ИСПЫТАНИЕ: назовите сигнал с помощью которого мы понимаем что где-то начался.

ИСПЫТАНИЕ: назовите сигнал с помощью которого мы понимаем что где-то начался пожар, сигнал потерявшегося в лесу человека

Кодирование информации с помощью ЦИФР

Кодирование информации с помощью ЦИФР

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте коды регионов

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте коды регионов

Кодирование информации в компьютере 0 1 – двоичный код

Кодирование информации в компьютере 0 1 – двоичный код

Кодирование информации в компьютере Пролетело веселое лето. Вот и наступила о.

Кодирование информации в компьютере Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

код ВОИН ИСПЫТАНИЕ: закодируйте слово с помощью двоичного кода 0 и1 В О И Н 1.

код ВОИН ИСПЫТАНИЕ: закодируйте слово с помощью двоичного кода 0 и1 В О И Н 10000010 10001110 10001000 10001101 10000010 10001110 10001000 10001101

Кодирование информации на компьютере 1 0

Кодирование информации на компьютере 1 0

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте информацию, используя код

ИСПЫТАНИЕ: раскодируйте информацию, используя код

Информация кодируется Буквами А, Б, В Цифрами 0,1,2 Сигналами Жестами Знаками.

Информация кодируется Буквами А, Б, В Цифрами 0,1,2 Сигналами Жестами Знаками, рисунками

Оценка работы на занятии

Оценка работы на занятии

Выбранный для просмотра документ буквы коды.docx

Выбранный для просмотра документ закодированное картинками слово .docx

Выбранный для просмотра документ коды регионов (Восстановлен).docx

Коды автомобильных номеров

Республика Алтай (Горный Алтай)

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России

Выбранный для просмотра документ план.docx

Цель занятия: обобщение и закрепление знаний о кодировании информации, развитие умений понимать знаковую систему. Занятие имеет социальную значимость и разработано для умственно-отсталых детей с высоким реабилитационным потенциалом.

Тема: Кодирование информации

Добрый день, ребята! Сегодня у вас не простое занятие. Давайте мы с вами окунемся в мир людей, которые работают с информацией. Итак, каждый из нас, и я тоже, одеваем головные уборы (банданы).

Молодые люди, у вас сегодня отличная возможность устроиться ко мне на работу разведчиками, но для этого вам надо пройти испытания. Испытания будут нелегкими, и их пройдут те, кто будет активным, внимательным, памятливым и думающим. Прошедшие испытания получат вот такую эмблему российского разведчика.

Прежде чем начать испытания давайте проведем разминку памяти и внимания.

Вашему вниманию представлено изображение. Назовитекакая информация на нем представлена

- вариант 1 (звуковая, графическая)

- вариант 2 (текстовая, числовая)

- вариант 3 (текст, числов, графическая)

Разведчики работают с большим объемом информации, а ведь всю информацию надо как-то хранить, чтобы она не потерялась и не забылась. Для этого, вы знаете, существует память.

В следующем испытании надо ответить на вопросы:

- где находиться внутренняя память человека

- как называется внутренняя память компьютера

Удалите картинки, на которых изображено то, что не сможет хранить информацию. (оставить 8 предметов)

Разминка ума закончилась и сейчас вы должны узнать тему занятия. Для этого надо расшифровать слово, буквы которого перевернулись.

II Основная часть

Дело в том, что, разведчики работают с секретной, зашифрованной информацией или по-другому говорят – кодированной для того чтобы враг, не смог догадаться что узнал разведчик.

Код – это условное (то есть придуманное по правилу) обозначение информации об объекте окружающего мира.

Сейчас вы наверно подумали о коде который есть, у сейфа, но на самом деле все гораздо интереснее и каждый разведчик должен знать, что коды это не только цифры. В жизни не только разведчики, но и все люди постоянно встречаются с кодированием и раскодированием информации.

Давайте рассмотрим с помощью чего человек, а разведчик в первую очередь, кодирует информацию.

С помощью букв. Да, да, букв. Человек не может наизусть запомнить все истории, личные данные и поэтому люди придумали буквы, чтобы с помощью их кодировать слова и мысли в тексты, а когда читаем -раскодирываем написанную информацию.

а вот и новое испытание:

раскодируйте город в котором вы родились , записанный буквами в вашем паспорте (называют города)

Информация кодируется с помощью жестов. Зачем? Разведчики должны быть малоразговорчивы, ну а если они идут на задание группой, то вместо слов передают друг другу информацию с помощью жестов. Скажите, кто еще в жизни кодирует информацию жестами? Как вы думаетежесты удобны для обмена информацией? Конечно! Информация передается бесшумно и быстро.

А теперь проходим испытание:

вытянете листок из коробки и закодируйте жестом то, что там написано (подходят, вытягивают, показывают, другие раскодируют)

Для того чтобы не писать длинные слова, предложения человек придумал знаки и символы, и конечно же разведчики тоже пользуются кодированием информации с помощью знаков, рисунков и символов. Очень часто разведчики пользуются знаками когда рассматривают пути передвижения. А где в жизни мы используем рисунки и знаки. Знаки нас окружают повсюду.

Новое испытание: раскодируйте информацию, которая представлена знаками и рисунками в нашем учреждении

Чтобы узнать о каком коде пойдет дальше речь надо отгадать загадку.

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

в светофоре информация закодирована сигналами: включение разных цветов

назовите сигнал с помощью которого мы понимаем

что где-то начался пожар,

сигнал потерявшегося в лесу человека

Давайте рассмотрим еще один вид кодирования информации: с помощью цифр. Люди кодируют с помощью цифр время, дату, режим работы, цены, номера телефонов, документов.посмотрите на свой паспорт и на верхней странице справа вы увидите серию и номер паспорта, дату рождения и дату выдачи паспорта.

А теперь новое испытание:

номера автомобилей содержат коды регионов, по таблице вы должны определить откуда приехала машина.

С помощью цифр кодируется информация на компьютере. Чтобы поместить текст, изображение или фильм на компьютер придумали кодирование информации с помощью 0 и 1 и назвали такое кодирование двоичным.

Посмотрите на коды букв, причем у заглавных букв свой код а у маленьких свой.

Пройдите следующее испытание:

Изображения на компьютере кодируется 0 и 1, если задать условие, что 1 – черный цвет, а 0 белый цвет, посмотрите какой код будет у изображения кота.

раскодируйте информацию в программе Paint с помощью кода справа.

Теперь вы знаетекак работают с информацией разведчики, да и мы с вами тоже. Давайте коротко вспомним с помощью чего человек кодирует информацию.

Чем запомнилось занятие?

Вы умеете кодировать и раскодировать информацию?

В каком виде информация живет в компьютере?

Закодируйте эмоции с помощью смайлов, по которым я пойму понравилось вам или нет занятие, а может быть у вас остались вопросы.

В свою очередь я хочу отметить вашу хорошую работу, вы успешно прошли испытания и я могу взять вас на работу разведчиками и, как обещала, выдаю вам эмблемы.

18 – Удмуртская Республика

23 – Краснодарский край

47 – Ленинградская область

55 – Омская область

60 – Псковская область

61 – Ростовская область

78 – г. Санкт - Петербург

92 – г. Севастополь

Средствами ее достижения становятся:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым обучающимся.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

использование проблемных творческих задач;

применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания .

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока информатики:

Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых .

Кодирование – это перевод информации, представленной символами первичного алфавита, в последовательность кодов.

Декодирование (операция, обратная кодированию) – перевод кодов в набор символов первичного алфавита.

Кодирование может быть равномерное и неравномерное. При равномерном кодировании каждый символ исходного алфавита заменяется кодом одинаковой длины. При неравномерном кодировании разные символы исходного алфавита могут заменяться кодами разной длины.

Равномерное кодирование всегда однозначно декодируемо.

Для неравномерных кодов существует следующее достаточное (но не необходимое) условие однозначного декодирования:

Кодирование в различных системах счисления

Для кодирования букв О, В, Д, П, А решили использовать двоичное представление

чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв ВОДОПАД таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится

Представим коды указанных букв в дво­ич­ном коде, добавив незначащий нуль для одноразрядных чисел:

Закодируем по­сле­до­ва­тель­ность букв: ВО­ДО­ПАД — 010010001110010.

Разобьём это пред­став­ле­ние на трой­ки спра­ва на­ле­во и пе­ре­ведём каждую тройку в восьмеричное число.

010 010 001 110 010 — 22162.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Для пе­ре­да­чи по ка­на­лу связи со­об­ще­ния, со­сто­я­ще­го толь­ко из сим­во­лов А, Б, В и Г, ис­поль­зу­ет­ся по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние: А-10, Б-11, В-110, Г-0. Через канал связи пе­ре­даётся со­об­ще­ние: ВАГ­БА­А­ГВ. За­ко­ди­руй­те со­об­ще­ние дан­ным кодом. По­лу­чен­ное дво­ич­ное число пе­ре­ве­ди­те в шест­на­дца­те­рич­ный вид.

За­ко­ди­ру­ем по­сле­до­ва­тель­ность букв: ВАГ­БА­А­ГВ — 1101001110100110. Разобьем это пред­став­ле­ние на четвёрки спра­ва на­ле­во и пе­ре­ведём каждую четверку в шестнадцатеричное число:

1101 0011 1010 01102 = D3A616

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Для 5 букв ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та за­да­ны их дво­ич­ные коды (для не­ко­то­рых букв – из двух бит, для не­ко­то­рых – из трех). Эти коды пред­став­ле­ны в таб­ли­це:

Опре­де­ли­те, какой набор букв за­ко­ди­ро­ван дво­ич­ной стро­кой 1000110110110, если из­вест­но, что все буквы в по­сле­до­ва­тель­но­сти – раз­ные:

Мы видим, что усло­вия Фано и об­рат­ное усло­вие Фано не вы­пол­ня­ют­ся, зна­чит код можно рас­ко­ди­ро­вать не­од­но­знач­но.

Значит, будем перебирать варианты, пока не получим подходящее слово :

1) 100 011 01 10 110

Пер­вая буква опре­де­ля­ет­ся од­но­знач­но, её код 100: a.

Пусть вто­рая буква — с, тогда сле­ду­ю­щая буква — d, потом — e и b.

Такой ва­ри­ант удо­вле­тво­ряет усло­вию, зна­чит, окон­ча­тель­но по­лу­чи­ли ответ: acdeb.

Для пе­ре­да­чи дан­ных по ка­на­лу связи ис­поль­зу­ет­ся 5-би­то­вый код. Со­об­ще­ние со­дер­жит толь­ко буквы А, Б и В, ко­то­рые ко­ди­ру­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми ко­до­вы­ми сло­ва­ми: А — 11010, Б — 10111, В — 01101.

По­лу­че­но со­об­ще­ние 11000 11101 10001 11111. Де­ко­ди­руй­те это со­об­ще­ние — вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант.

Де­ко­ди­ру­ем каж­дое слово со­об­ще­ния. Пер­вое слово: 11000 от­ли­ча­ет­ся от буквы А толь­ко одной по­зи­ци­ей. Вто­рое слово: 11101 от­ли­ча­ет­ся от буквы В толь­ко одной по­зи­ци­ей. Тре­тье слово: 10001 от­ли­ча­ет­ся от любой буквы более чем одной по­зи­ци­ей. Четвёртое слово: 11111 от­ли­ча­ет­ся от буквы Б толь­ко одной по­зи­ци­ей.

Таким об­ра­зом, ответ: АВхБ.

Однозначное кодирование

Для пе­ре­да­чи по ка­на­лу связи со­об­ще­ния, со­сто­я­ще­го толь­ко из букв А, Б, В, Г, ре­ши­ли ис­поль­зо­вать не­рав­но­мер­ный по длине код: A=1, Б=01, В=001. Как нужно за­ко­ди­ро­вать букву Г, чтобы длина кода была ми­ни­маль­ной и до­пус­ка­лось од­но­знач­ное раз­би­е­ние ко­ди­ро­ван­но­го со­об­ще­ния на буквы?

Для анализа соблюдения условия однозначного декодирования (условия Фано) изобразим коды в виде дерева. Тогда однозначность выполняется, если каждая буква является листом дерева:


Видим, что ближайший от корня дерева свободный лист (т.е. код с минимальной длиной) имеет код 000.

Для ко­ди­ро­ва­ния не­ко­то­рой по­сле­до­ва­тель­но­сти, со­сто­я­щей из букв У, Ч, Е, Н, И и К, ис­поль­зу­ет­ся не­рав­но­мер­ный дво­ич­ный пре­фикс­ный код. Вот этот код: У — 000, Ч — 001, Е — 010, Н — 100, И — 011, К — 11. Можно ли со­кра­тить для одной из букв длину ко­до­во­го слова так, чтобы код по-преж­не­му остал­ся пре­фикс­ным? Коды осталь­ных букв ме­нять­ся не долж­ны.

Вы­бе­ри­те пра­виль­ный ва­ри­ант от­ве­та.

При­ме­ча­ние. Пре­фикс­ный код — это код, в ко­то­ром ни одно ко­до­вое слово не яв­ля­ет­ся на­ча­лом дру­го­го; такие коды поз­во­ля­ют од­но­знач­но де­ко­ди­ро­вать по­лу­чен­ную дво­ич­ную по­сле­до­ва­тель­ность.

1) ко­до­вое слово для буквы Е можно со­кра­тить до 01

2) ко­до­вое слово для буквы К можно со­кра­тить до 1

3) ко­до­вое слово для буквы Н можно со­кра­тить до 10

4) это не­воз­мож­но

Для анализа соблюдения условия однозначного декодирования (условия Фано) изобразим коды в виде дерева. Тогда однозначность выполняется, если каждая буква является листом дерева:



Легко заметить, что если букву Н перенести в вершину 10, она останется листом. Т.е. ко­до­вое слово для буквы Н можно со­кра­тить до 10.

Читайте также: