Сообщение книжное дело летописание 13 14 века

Обновлено: 05.07.2024

Древнерусские книги существенно отличались своим видом от современных нам книг. Первое отличие заключается в том, что все они были рукописными. Книгопечатание ещё не существовало, и книги изготовлялись ручным способом.

Материал, на котором писались книги, назывался пергамент (XI - первая половина XIV в.). Изготовлялся он из кожи молодых животных - телят, ягнят, и был очень дорогим. Поэтому заказчиками книг могли быть лишь очень богатые люди - князья, бояре, церковь.

Название произошло от г. Пергама, в Малой Азии, где впервые был изобретён этот писчий материал. Пергамент был желтее бумаги, толще, поэтому книги из него были объемистые.

В XIV веке на смену пергаменту пришёл более удобный материал для письма - бумага. Уставное письмо сменилось округлым почерком- полууставом, затем появилась скоропись. Перепиской книг занимались и светские, и духовные лица, чаще всего переписчики-монахи. Многие из них оставили свои имена на переписанных ими книгах. Облик древнерусского писца встаёт перед нами из приписок в конце рукописи. В них переписчик сообщал некоторые сведения о своём труде, о месте, времени создания рукописи, приводил свои размышления. Рукопись лишь в редчайших случаях переписывалась слово в слово. Переписчик часто заменял слова, дописывал и переписывал книгу, если литературное произведение казалось ему недостаточно хорошим. Так возникали различные редакции памятника. Это ставит сейчас исследователей древнерусской литературы в очень трудное положение при изучении текста произведения. Перед современными учёными стоит проблема авторства и хронологии, задача восстановить первоначальную редакцию текста.

Памятников книжности киевского периода дошло до нас немного: от XI в - около 30, XII в - около 100. Неисчислимое количество книг погибло от вражеских нашествий, пожаров, стихийных бедствий.

Самой древней из сохранившихся книг является знаменитое Остромирово Евангелие, которое было переписано в 1056-1057гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

Древнерусские книги существенно отличались своим видом от современных нам книг. Первое отличие заключается в том, что все они были рукописными. Книгопечатание ещё не существовало, и книги изготовлялись ручным способом.

Материал, на котором писались книги, назывался пергамент (XI - первая половина XIV в.). Изготовлялся он из кожи молодых животных - телят, ягнят, и был очень дорогим. Поэтому заказчиками книг могли быть лишь очень богатые люди - князья, бояре, церковь.

Название произошло от г. Пергама, в Малой Азии, где впервые был изобретён этот писчий материал. Пергамент был желтее бумаги, толще, поэтому книги из него были объемистые.

В XIV веке на смену пергаменту пришёл более удобный материал для письма - бумага. Уставное письмо сменилось округлым почерком- полууставом, затем появилась скоропись. Перепиской книг занимались и светские, и духовные лица, чаще всего переписчики-монахи. Многие из них оставили свои имена на переписанных ими книгах. Облик древнерусского писца встаёт перед нами из приписок в конце рукописи. В них переписчик сообщал некоторые сведения о своём труде, о месте, времени создания рукописи, приводил свои размышления. Рукопись лишь в редчайших случаях переписывалась слово в слово. Переписчик часто заменял слова, дописывал и переписывал книгу, если литературное произведение казалось ему недостаточно хорошим. Так возникали различные редакции памятника. Это ставит сейчас исследователей древнерусской литературы в очень трудное положение при изучении текста произведения. Перед современными учёными стоит проблема авторства и хронологии, задача восстановить первоначальную редакцию текста.

Памятников книжности киевского периода дошло до нас немного: от XI в - около 30, XII в - около 100. Неисчислимое количество книг погибло от вражеских нашествий, пожаров, стихийных бедствий.

Самой древней из сохранившихся книг является знаменитое Остромирово Евангелие, которое было переписано в 1056-1057гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Книжное дело, летописание в русских землях во второй половине 13-14 вв. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Книжное дело , летописание в русских землях во второй половине 13-14 вв. Выполнил : Миков Григорий Ученик 6 Б класса

Оглавление Русские летописи Текстология Язык Ранняя история и летописи отдельных русских земель Источниковедение

Текстология Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, известны только их копии и частные переработки-так называемые списки. Имеют место три основных типа летописных текстов:синхронные погодные записи ,ретроспективные”хроники”характеризующиеся монотематизмом , и летописные своды

Как правило , летописи излагают русскую историю от её начала . Иногда они начинались библейской, античной и византийской историей . Новые летописи часто создавались как своды предшКак ествующих летописных памятников и различных материалов и заключались записями о современных составителю событиях . Большинство русских летописей, помимо погодных записей, содержат в своём составе документы , самостоятельные литературные произведения или их отдельные фрагменты, записи фольклорного происхождения , Литературные произведения часто использовались в качестве исторических источников.

Язык Язык русских летописей разнообразен и не представляет собой однородную систему . Языковой основой летописного языка древнерусского периода стал древнерусский извод церковнославянского языка.

Ранняя история и летописи отдельных русских земель Киево-Печерский монастырь Миниатюра под 1051 годом из Радзивилловской летописи,XV век.

Вы прекрасно понимаете, что захват Руси татаро-монголами, установление татаро-монгольского ига и борьба русских земель против завоевателей не могли не найти своего отражения в произведениях культуры этого периода. Большое количество литературных произведений 13 — 14 века связана именно с татаро-монгольским игом и борьбой против него.

Культура Руси 13-14 веков

Произведения того времени

Былины

Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях прошлого. Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.

Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.

Русское летописание

После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.

Возникновение новых литературных жанров

В это время возникают новые литературные жанры. Создается большое количество произведений агиографической литературы. Так историки называют Жития Святых. В Житиях описывались жизнь и деяния людей, которые были канонизированы православной церковью.

Русское иконописание

Современные искусствоведы считают, правда, что она была создана не до, а после сражения. Впрочем, это не исключает версии, что до нее могла существовать другая икона с похожим сюжетом и таким же названием, которую и использовал Дмитрий Донской.

Андрей Рублев

Если Феофан Грек представлял все-таки византийское иконописание, то в 14 и 15 веках на Руси появляются собственные иконописцы, иконы которых сохранились до нас, и мы можем назвать имена их авторов.

Считается, что Андрей Рублев умер в то время, когда работал над этими орнаментами и был похоронен в Москве в 1428 году во время морового поветрия, когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы.

Иконописец Дионисий

Каменное строительство

После небольшого перерыва на Руси возобновляется каменное строительство. Далеко не все монастыри, основанные в это время, дошли до нас. Но некоторые, в том числе наиболее известные, сохранились. В 14 веке Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь, который ныне называется Троице-Сергиева лавра. Главный собор этого монастыря находится практически в неизменном виде с 15 века. К западу от Москвы находится город звенигород, в котором, примерно в том же самое время, был возведен Саввино-Сторожевский монастырь, основные постройки которого также относятся к эпохе 15, самое позднее к началу 16 веков.

Ущерб от татаро-монгольского ига

Татаро-монгольского иго нанесло непоправимый ущерб русским городам. Историками подсчитано, что из 74 городов Руси около 40 не восстановились вообще, а некоторые из тех, что сохранились, были основаны на другом месте. Одним из таких городов, который был переоснован на другом месте, был подмосковный город Звенигород. От старого города остался один-единственный Успенский собор и небольшая цепочка крепостных валов, которые были возведены вокруг старого городища. Если вы сейчас отправитесь в Звенигород, то вы увидите это место, оно называется Городок, в центре которого стоит одинокий Успенский собор, построенный, как раз, в начале 15 века. Весь остальной город ныне находится на другом месте.

Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы, связанные с культурой русских земель в 13 — 14 веках. Вы прекрасно понимаете, что для настоящего возрождения культуры Руси необходимо было восстановить свою политическую и экономическую независимость. Это станет делом русских князей 15 и 16 веков.

Славянская письменность была создана в середине IX в. греками братьями Константином (Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Азбука, письменность, книга стали для недавно крещенных славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости.

Обращение к русскому искусству XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры древнерусского искусства свойственна -гармония и человечность. Культура Руси окрашена в мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Частые пожары, междоусобицы и нашествия кочевников, приводившие к разорению городов и сел, были причинами гибели древних русских книгохранилищ и замечательных памятников письменности.

По всем этим причинам немало ценных рукописных книг дошли до нас в испорченном виде и с трудом поддаются реставрации: отсутствуют многие листы, нет начала или конца, пергаменные листы прогнили, выцвели чернила и т.д. Однако каждый сохранившийся древний пергаменный лист рукописи или ветхая рукопись могут представлять собой огромную культурную и научную ценность и требуют самого бережного отношения и внимания.

На сегодня в России на государственном хранении находится 494 рукописные книги. Учитывая все древнейшие славянские старинные книги, собранные в зарубежных коллекциях, то в совокупности их около тысячи.

В конце XIV в. наряду со старыми центрами книжного дела — Новгородом и Псковом — появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский. По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а затем многонационального русского государства появляются и растут книжные собрания в Москве — новом центре русской культуры. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширные библиотеки, переписываются и переводятся книги, в которых нуждалось крепнущее централизованное русское государство.

В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков. На рубеже XIV-XV вв. русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянских монастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянское влияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями с южными славянами и монастырскими колониями на Балканах.

Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата.

В русских рукописных книгах и в некнижной письменности до XV в. (акты и т.п.) сменилось три типа письма: устав, полуустав и скоропись, вязь:

1. Устав— древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.

2.С середины XIV в. появляется почерк более мелкий и более округлый — полуустав. В полууставе нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу. Нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры).

4.В деловой переписке получил распространение третий тип письма — скоропись. С середины XIV в. скоропись употребляется все чаще и в XV в. начинает уже вытеснять полуустав. Распространение скорописи было вызвано ростом деловой переписки в условиях образования централизованного русского государства и стремлением к экономии времени.

5. Скоропись отличается многообразными начертаниями одних и тех же букв, связным написанием соседних букв, вытянутостью оконечностей букв за пределами строки, вызванною свободным нажимом и взмахом пера. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой.

6.В XV в. на Руси получило распространение особое декоративное письмо — вязь. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения.

Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки — все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.

Оформляли книги замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. — Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV — начала XV в. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова. Влияние Рублева ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.

В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия Изографа. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле.

К середине XV века русские земли объединились вокруг Москвы. Русское государство быстро развивалось в культурном отношении. Увеличился спрос на книгу. На юге славянское общество ощущало огромный недостаток в книгах, уничтоженных завоевателями-турками. На западе развитию славянской письменности препятствовала католическая Церковь. Для католической Церкви славянская письменность была связана с Православием, которое она на подвластных ей землях всячески притесняла. Из-за этих притеснений было немного писцов, владевших славянской грамотой. Спасением положения могло быть только книгопечатание. Печатанием можно было получить книг гораздо больше и быстрее, чем переписыванием, поэтому книгопечатание сразу стало востребовано в южных и западных славянских землях. Но скоро и на Руси появилась потребность в книгопечатании. Во второй половине XV века оно уже получило значительное распространение в славянских землях.

Читайте также: