Сообщение из истории русской пунктуации

Обновлено: 18.04.2024

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Цель урока: повторить связь синтаксиса и пунктуации, историю русской пунктуации, определить принципы русской пунктуации.

Основные понятия:

Синтаксис –это раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.

Пунктуация – раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте.

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный.

Используемая литература:
Учебник Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2017

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Ребята, на этом уроке вы

повторите сведения из истории русской пунктуации, узнаете, какие учёные внесли вклад в становление русской пунктуации, о необычных знаках препинания, определите принципы русской пунктуации.

2.Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.

План:

1.Пунктуация – раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте

2. Из истории русской пунктуации.

3.Необычные знаки препинания.

4.Принципы русской пунктуации.

Пунктуация – раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте.

Как вы уже знаете, есть разные уровни функционирования языка. Например, фонетический, морфемный, лексический… И на каждом уровне действуют свои единицы языка. На фонетическом уровне это звук, на морфемном – морфема, а на лексическом – слово. Получается, что единицы на каждом уровне становятся все крупнее…

Но тогда есть какая-то единица языка, которая состоит из нескольких слов? Слово плюс слово – получается сочетание слов. То есть, словосочетание.

А если добавить к сочетанию слов ещё и интонацию – получится уже предложение.

Ну, а если мы несколько предложений объединим одной общей темой − у нас получится текст!

И все это – предметы изучения синтаксиса.

То есть, мы можем сказать, что синтаксис – это раздел лингвистики, который изучает словосочетания и предложения.

Синтаксис вместе с морфологией входит в раздел грамматики.

Именно синтаксис показывает, как функционируют слова в нашей речи.

Так зачем же нам изучать синтаксис?

Неужели чтобы мы могли найти в предложении сказуемое с закрытыми глазами? Или чтобы окружающие просто считали нас интеллектуалом?

Но ведь нам пригодится в жизни умение создавать прекрасные стройные тексты? Или правильно расставлять знаки препинания? Это вполне может принести нам успех! И именно для этого нужен синтаксис.

Ведь без хорошего знания теории практика невозможна. Выстраивать речь, ничего не зная о синтаксисе – все равно что пытаться рулить автомобилем, ничего не зная о его характеристиках. Это может привести к роковым ошибкам!

Итак, знание синтаксиса позволяет грамотно выстроить речь. Но кроме того, синтаксис тесно связан с пунктуацией – именно как теория и практика.

А пунктуация – это именно тот раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и правила их постановки в тексте. Благодаря пунктуации мы правильно оформляем свою речь.

Пунктуация имеет дело с такими знаками препинания, как запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, скобки – все эти знаки ставятся внутри предложения. А такие знаки препинания, как точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточиеставятся в конце предложений.

Но как же правильно расставить все эти знаки? Существует немало правил, которые упорядочивают русскую пунктуацию.

Но всегда ли было так?

Из истории русской пунктуации.

Заглянем в историю русской пунктуации.

Эта история довольно коротка, ведь в древних рукописях вовсе не было знаков препинания.

Перед нами страницы Лаврентьевской летописи четырнадцатого века. Никаких намёков на запятую, тире, точку и так далее здесь попросту нет.


Более того! До конца пятнадцатого века слова писались ещё и без пробелов. То есть, текст с учётом современного алфавита был бы примерно таким.


Здесь можно прочитать, что речь идёт о князе Семёне Суздальском и об осаде Нижнего Новгорода, о татарах и об осаде города. Правда, читать это самую малость неудобно.

Но иногда в рукописях все же появлялись пробелы, точки, волнистые линии и прочие знаки. Однако они могли просто обозначать, что писарь решил сделать перерыв. Или что он захотел подчеркнуть какие-то смысловые отрезки текста.

Однако постепенно у людей появилось осознание того, что нужно как-то обозначать паузы в речи. А значит, нужны знаки препинания.

Примерно в пятнадцатом веке в рукописях появились точки и запятые – именно те знаки, которые обозначают паузы.

Была и точка с запятой. Но выполняла она несколько функций. Она служила и вместо запятой, и вместо двоеточия, и вместо вопросительного знака. Что было, конечно, не особенно удобно.

С появлением книгопечатания пунктуация, конечно, стала развиваться гораздо быстрее. Уже в шестнадцатом веке появились другие знаки препинания: вопросительный знак, скобки и так далее.

«Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками.

Строчные – запятая, точка, две точки, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак, вместительный.

Надстрочных знаков два: черта для показания разной силы на подобных речениях: пото́м и по́том; скобка над и кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)…

Если мы посмотрим на это высказывание, то обнаружим, что система знаков препинания не очень похожа на нашу. Где упоминания о тире, кавычках, скобках, многоточии? Ломоносов не говорит о них. Хотя эти знаки к тому времени уже вошли в обиход.

Вглядимся пристальнее. Что такое удивительный знак, единительный, вместительный?

Дело в том, что многие знаки препинания назывались иначе.

Точка в разные времена называлась подстолием и полуточием. Тире – молчанкой, потому что обозначает паузу. Дефис назывался единитным или единительным знаком, потому что он объединяет слова.

Вместным или вместительным знаком назывались скобки – ведь в них вмещается текст.

А восклицательный знак назывался удивительным.

Потому что очень часто обозначает удивление в том числе.

То есть, Ломоносов упоминает восклицательный знак, дефис и скобки.

Но это сами знаки. А вот что с правилами их расстановки? Формироваться эти правила начали ещё в шестнадцатом-семнадцатом веках. Свой вклад в пунктуацию тех времён внесли такие просветители, как Максим Грек или Мелетий Смотрицкий – он тоже описывал знаки препинания в своей грамматике.

Но основная часть правил пунктуации оформилась в восемнадцатом веке. Систематизацию этих правил начал как раз Михаил Ломоносов, а продолжили его ученики.

Окончательно сформировалась русская пунктуация в девятнадцатом веке. Очень большое влияние на неё оказал известный филолог Яков Грот со своей грамматикой.

В целом, сейчас наша система пунктуации очень похожа на те, которые есть в других языках. Несмотря на то, что языки у разных народов непохожи, знаки препинания и их функции очень часто оказываются схожими между собой.

Главная > Выпуск № 10 > Точка, точка, запятая. (Из истории пунктуации)

Лариса Фёдорова

Точка, точка, запятая…
(Из истории пунктуации)

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка.Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия – запятая (чем они различались – установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия ( ~ ,) и др.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания – это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые – как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире – как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения 10 .

1 Фоли, Джон. Энциклопедия знаков и символов: научно-популярное издание /Джон Фоли. – М.:Вече.Аст, 1997. – С.71-80.

2 Гаевская, Т.И. Вопросы русской пунктуации в трудах грамматистов XVI-XVIII веков: Пособие для студентов/ Т.И.Гаевская. - Пермь, 1973.- с.8

4 Моисеев, А.И. Из истории пунктуации: молчанка-черта-черточка-тире/ А.И.Моисеев // Русская речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58.

6 Шанский, Н.М., Иванов, В.В., Шанская, Т.В.Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп./ Под ред. С.Г.Бархударова.- М.: Просвещение, 1971.

В древности система знаков препинания была далеко не такой, как сейчас, и никаких правил пунктуации не существовало. Писцы ориентировались на смыл текстов и ставили знаки там, где нужно было сделать паузу или интонационно выделить какой-нибудь фрагмент.

Как появились разные знаки препинания

Точка

Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Восклицательный знак

Вопросительный знак

Скобки

Кавычки

Многоточие

Внешний вид этого знака менялся: когда-то точек было A. И. Моисеев. Из истории пунктуации: молчанка — черта — чёрточка — тире / Русская речь шесть, затем — четыре, а в итоге осталось три.

Сейчас многоточие также ставится для обозначения незаконченности высказывания, заминок в речи и пропусков в цитатах.

Как будет дальше развиваться русская пунктуация

Вероятно, современная стройная система со временем тоже будет меняться: какие-то знаки изменят свои функции, какие-то — совсем исчезнут, а на их место придут новые.

Цель: Создать условия для усвоения знаний об истории русской пунктуации, для отработки навыка постановки знаков препинания.

  1. Познакомиться с историей появления знаков препинания.
  2. Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.
  3. Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.
  4. Отработать навыки постановки знаков препинания на практике.
  5. Сделать вывод о роли знаков препинания, о значении постановки знака.

Оборудование: компьютер, проектор (мероприятие сопровождается презентацией по теме).

Ход мероприятия

1. Рассказ учителя о появлении знаков препинания в русском языке:

Исторически пунктуация сложилась позднее, чем алфавитное письмо. Ее появление связывают с именами итальянских гуманистов братьев Мануциев, развивших широкую издательскую деятельность в конце 14-го в.

В середине 15-го века они изобрели пунктуацию для европейской письменности, она была принята в основных своих чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

Известно, что до конца 15-го века текст писался либо совсем без промежутков между словами, либо делился на нерасчлененные отрезки. Между нерасчлененными отрезками текста делался интервал, в котором на уровне середины или нижней линии буквы ставили точки. Вот пример из рукописи I половины 15-го века:

тоеосеникнязьсеменъдмитриевнъсуздальский
приндератьюкновъгородунижнему
аснимъцаревичентякстысячьютатаръ людитезатворилисьявъгороде .

“В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе”.

Далее отмечается, что первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех была введена точка (конец I четверти 15-го века), затем запятая (16 век). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах I пол. 16 века уже использовались такие знаки: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли “вместным” знаком.

– Как вы думаете, почему этот знак имел такое название? (Так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то
информацию.)

Тире первоначально называли “молчанкой”.

– Как вы думаете, почему?

Вот, что говорит об этом М.В.Ломоносов: “Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию”.

И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли “подстолия”, а в 17 веке – “полуточие”. Восклицательный знак именовался удивным (удивительным).

– Кто сможет объяснить такое название восклицательного знака?

Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли “единитным”

– Почему? (Так как он соединяет части слова воедино.)

Отсутствие знаков препинания в тексте не только затрудняет чтение и понимание его, но и ведет к ошибочному или двоякому толкованию. Так, если бессоюзное сложное предложение: Кричат ребята громко вторит эхо им – лишить запятой, расчленяющей его части, то читающему трудно установить, к какой части предложения относится слово “громко”

– Давайте прочитаем это предложение в двух вариантах.

Знак, поставленный не на свое место, иногда делает предложение противоположным по смыслу. Известен такой исторический факт: один преступник, осужденный на смертную казнь, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король положил на прошение резолюцию: “Помиловать, не следует казнить!” Но секретарь по ошибке переставил запятую и резолюция получилась в таком виде: “Помиловать не следует, казнить!” Шутка это, или факт, взятый из жизни, трудно установить. Важно то, что автор обращает внимание на пунктуационную небрежность и показывает, как маленькая запятая, поставленная не на свое место, может даже лишить человека жизни.

– Ребята, а в каком художественном произведении описывается подобный случай. (В сказке С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.)

2. Веселая викторина, посвященная вопросам пунктуации.

Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах, всего двадцать.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке и ждала подругу, которая находилась в сквере.

– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.

Расставить в предложении запятые как можно большим количеством способов (6 способов).

  1. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  2. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  3. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
  4. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  5. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
  6. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
  7. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Предлагается задание понаблюдать, как всякий раз с изменением пунктуации предложения изменяются его интонация, грамматическая структура, смысл высказывания.

Ребята проверяют, читают свои предложения, анализируют их. Подводится итог: тот, кто составил больше всех предложений – победитель.

В современном русском языке 10 знаков препинания. В “Грамматике” М.Смотрицкого тоже 10. Вот они: черта |, запятая, двоеточие :, точка ., удивная !, разъятная V , единитная –, вопросная ;, вместная [ ], отложная ().

– Какие из них дошли до нас без изменения, а какие изменили свое название.
Задание № 4.

Учитель читает отрывок из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова.

(1775)
Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками. Строчные – запятая, точка, две точки :, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак =, вместительный ().
Надстрочных знаков 2: черта для показания разной силы на подобных речениях: потом и потом, полон и полон: скобка над й кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)

– Каких знаков препинания, употребленных в настоящее время, нет в “Рос. грамматике” М.В.Ломоносова? (Тире, многоточие, кавычки, скобки.)

Как понять деление знаков на строчные и надстрочные?

Употребляются ли сейчас надстрочные знаки, как они называются?

Что это за знак “единительный”? (Это знак переноса – соединяет части слова воедино.)

Установите, в каких случаях ставят многоточие в начале предложения:

.. .Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
(М.Джамиль)

(Цитата приводится не полностью, пропущенная часть обозначается многоточием.)

3. В мире интересного (рассказ учителя об интересных фактах из знаний о пунктуации).

– что знаки препинания по начертанию делятся на 2 группы: основные и составные. К I группе относятся точка, запятая, тире. Ко II группе – точка с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие, скобки и кавычки;
– что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой;
– что испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложения, но и в начале их в перевернутом виде ;
– что армяне повествовательное предложение начинают двоеточием.

4. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.

– Ребята, давайте сделаем вывод, для чего же нужны нам знаки препинания?
(Их отсутствие затрудняет чтение и понимание текста, допускает двоякое, ошибочное толкование.)

Закончить наше занятие мне хотелось бы словами известного А.Б.Шапиро: “. писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, инженера, агронома. Нарушение общепринятых норм употребления знаков препинания в большинстве случаев опаснее, нежели орфографически неправильное написание слова.

Читайте также: