Сообщение из истории рисунка рисунок вид графики
Обновлено: 05.07.2024
а) Рисунок - это подвид изобразительного искусства , разновидность графики, уникальная графика (то есть в отличие от печатной графики, рисунок создаётся от руки в единственном экземпляре). Для исполнения рисунка применяют графические средства - линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка: от плоскостных линейных до пластически моделированных тональных и светотеневых. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения.
Применение рисунка в изобразительном искусстве.
↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)
↳ Подготовительный материал для живописи
Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.
Таким образом у рисунка прослеживается специфическое свойство: он может существовать как сам по себе, так и являться одним из этапов создания произведения искусства, объекта дизайна или ДПИ. Отсюда вытекает, что рисунок может быть одновременно и целью и средством художественной деятельности (выполняется для себя или для зрителя).
В истории искусств выделяется особенно рисунок отдельных периодов (например: рисунок эпохи Средневековья), школ рисования (например: школа Рафаэля и маньеристов) и отдельных мастеров (например: рисунок Леонардо да Винчи; рисунок Гольбейна; рисунок Ван Гога).
Рисунок делится на эскизный и выставочный, а также композиционный и свободный.
Композиционный рисунок - такой рисунок, через который претворяется изначальная идея автора. Графическая схема фиксирует основную мысль художника. Такой исходный рисунок определяет расположение элементов будущего произведения, их стилистику, степень прорисовки, размер, форму и так далее.
Творческий, свободный рисунок помогает художнику исследовать модель, выявляет её характерные особенности, индивидуальные характеристики и отношение к ним автора сразу. Такой рисунок может изображать модель по отношению к среде, саму по себе или её части, особо заинтересовавшие художника. Творческий замысел в купе с впечатлениями от увиденного (или, реже, придуманного) выражается в рисунке сразу и представляет собой законченное станковое произведение.
Рисунок выполняется графическими художественными материалами, применяемыми в зависимости от желаемого результата с использованием разнообразных художественных приёмов.
Материалы для рисунка (графические художественные материалы) бывают трёх видов.
Твёрдые Мягкие Жидкие
(Карандаши, (Широкие) (акварель, тушь,
простые и цветные; (уголь, соус, чернила, гуашь)
маркеры, линеры; сангина, мел,
ручки шариковые, сепия, пастель
гелевые, капилярные и другие)
Основные художественные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пятно.
б) Рисунок - это отдельное художественное произведение (графический лист) , художественно-графическое изображение, выполненное художником вручную на бумаге или картоне карандашом, тушью, углём, ручкой или другими графическими материалами. Рисунок - это продукт отражения реального мира с его характерными особенностями, пропорциями, формой, объёмом, фактурами и так далее в плоскости листа.
Традиционный рисунок выполняется на бумаге разных сортов или её производных. До появления бумаги подобные графические изображения рисовались на кости, папирусе, дереве, покрытом воском и других материалах.
Современные рисунки имеют основу в виде обычной рисовальной бумаги разной плотности и текстуры, а также, специальной грунтованной и окрашенной бумаги (например: бумага для пастели, акварели, крафт бумага и так далее). Часто художники вручную придают бумаге необходимую текстуру и цвет при помощи грунтовки чаем, кофе, акварелью; используют специальные приёмы состаривания бумаги, взъерошивания верхнего слоя наждачной бумагой для лучшей сцепки, например с мягкими материалами. Вот это придаёт большую выразительность рисунку.
в) Рисунок, в понимании учебной дисциплины, выступает как средство изучения и осмысления реальности художником (обучение рисованию, особенно, рисование с натуры). Особо важны занятия рисунком при обучении художников-живописцев и монументалистов. Точный, уверенный, грамотный рисунок - основа картины. Большое значение имеет владение рисунком при занятиях акварельной живописью.
В Российской и зарубежных Академиях художеств, художественных училищах и художественных школах рисунок - основа художественного образования.
Академический рисунок - длительные, многочасовые рисунки (штудии), выполняемые с натуры, характеризующиеся тщательной проработкой и реалистической передачей объёма. формы, конструкции, характера модели в заданном освещении и среде.
Учебные рисунки по технике исполнения и соответствию поставленным задачам бывают:
+ линейный (линеарный) рисунок;
г) Рисунок в бытовом употреблении - это простое, схематичное, безыскусное изображение, обычно на бумажном носителе. Применяется в значении: “детский рисунок”, “картинка”, в том числе не художественная иллюстрация, “схема”, “графическое пояснение к тексту”. В данном случае, рисунок может быть условно цветным или чёрно-белым. Такие рисунки не имеют художественной ценности и несут прикладное назначение.
История рисунка.
* Рисунок (в значении: графика) - древнейший вид искусства, дошедший до наших дней в виде наскальных и пещерных изображений эпохи палеолита. Контурные и сочетающие линию и пятно изображения первобытные художники процарапывали и очерчивали подручными инструментами - острыми обломками камней, древесным углём, сухой глиной.
* Особое обаяние имеют рисунки тушью на шёлке стран Азии (IV в до нашей эры): Китая, Японии, стран Дальнего Востока. Этот вид рисунка до появления бумаги (по легенде в 105 году нашей эры) приобрёл в своём развитии особенность технологии и техники исполнения, критерии мастерства и массу уникальных отличительных признаков и ознаменовал развитие рисунка, живописи и ДПИ стран Восточной Азии в целом. Его влияние на национальное искусство этих регионов ощутимо до сих пор.
* В средние века рисунок, как подвид изобразительного искусства, принимает вид архитектурных чертежей и эскизов архитектурных деталей. Формируется новый тип рисунка - архитектурный рисунок, характеризующийся особой тщательной и точной методичностью построения изображения и эстетикой подачи. Архитектурные рисунки напоминают инженерные чертежи и служат визуализацией замысла проектировщика.
Также, параллельно с архитектурным рисунком, развивается искусство книжной миниатюры.Рисунки для книг выполняются на специально подготовленном и загрунтованном пергаменте красками, органическими и неорганическими. Выполнялись условно цветные и чёрно белые рисунки.
* В эпоху Возрождения рисунок становится базовым способом изучения линейной перспективы, пластической анатомии, явлений природы, форм растительного и животного мира и древний рисунок приобретает статус исследовательского-научного опыта. Особое место уделяется в этот период рисованию с натуры. Именно с эпохи Возрождения начинают выявляться конкретные задачи и способы рисования, применяемые и в наши дни:
+ станковый рисунок (жанры: исторический, религиозный, бытовой, пейзаж, портрет, и другие) → представители: Рафаэль, Микеланджело;
+ штудия (академическая, анатомическая и другие) → представитель: Леонардо да Винчи;
+ свободный живописный рисунок → представители: Тициан, Веронезе;
+ линейно-штриховая моделировка (анализ формы, объёма) → представитель: Дюрер.
Рисунок эпохи Возрождения являет собой теории и практики современного европейского рисования.
* С ХVI века происходит реформа в обучении рисованию: одним из основных методов начального обучения рисунку становится метод копирования. В связи с этим, начинается коллекционирование рисунков мастеров предыдущих эпох, особое внимание уделяется их хранению и систематизации, а также атрибуции.
В конце ХVI века формируется академическая система обучения рисованию и появляется понятие - академический рисунок, как особый вид рисунка. Автором академической системы обучения художников считается Аннибале Каррачи. Академическая система обучения рисования характеризуется тремя этапами:
- копирование с образцов (рисунки учеников - копии рисунков мастеров);
- рисование с гипсов;
- рисунки с живой модели.
* В XVII веке, как альтернатива академическому рисунку, появляется реалистический рисунок. Характерные его черты: свобода графических средств и стилистика близкая к натуре. В основе рисунка лежит авторская идея, а не подчёркнутый эстетизм натуры (художники представители: Рембрант, Рубенс, Ж. Калло).
* Рисунок эпохи барокко характеризуется динамикой, пышностью, богатством графических изобразительных приёмов (представитель: Бернини).
* В стиле рококо рисунок приобретает утончённость, изыск техники, сюжетов, детализации, композиции (представители: Ватто, Буше).
* Соответствующие веяниям классицизма ХVIII века строгость, простота, лаконичность линий и форм, эстетизм решения силуэта и некоторая статуарность персонажей проявляются в рисунках Давида, Энгра.
Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего и по сей день .
Первые графические работы появились на самых ранных стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так, с помощью изображений, человек в те далекие времена излагал свою мысль.
Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили разве что украшением дома, либо предметов.Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв ставших в последствие основой алфавита.
С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство.
Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, человек пошел еще дальше: стали появляться иллюстрации к в книгах, визуально отображающие текст в них содержащийся, появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг. Образованность населения увеличивалась, потребность в печатной продукции росла, что требовало и большего производства как книжных произведений, так и графичестких работ. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги - основного материала графики.
Это значит, что в основе лежит всегда рисунок, но это не мешает графике использовать в качестве дополнения, к уже сложившимся мотивам, цвет. Цвет в графике не является главным, как например в живописи , но здесь он играет вспомогательную роль.
Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся также на искусстве рисунка.
В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России).
Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует границы пространственности и плоскостности. Для графических произведений могут быть свойственны тщательность построения пространства и объема, "ювелирность" разработки мельчайших элементов фактуры и выявления структуры предмета.
Графические изображения нарисованные от руки
Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт.
Так же как и в живописи, рисованными изображениями являются: портрет, натурморт, пезаж, анималистика, просто набросок и прочее. Единственное в чем отличие графических работ от живописи - материал. Это всегда будет, карандаш, тушь, перо, пастель, уголь, различные соусы, иногда в качестве дополнительных материалов используются акварель и гуашь. Но здесь цвет несет не основную, а вспомогательную роль, оттеняя или, наоборт, высветляя отдельные элементы рисунка.
Станковая графика (станковый рисунок, эстамп, лубок)
Станковая графика - род искусства графики, произведения которого:
- самостоятельны по назначению и форме;
- не включены в ансамбли книги или альбома;
- не входят в контекст улицы или общественного интерьера;
- не имеют прикладного назначения.
Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп).
Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)
Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Журнальная и газетная графика
Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471—1528), Франсиско Гойя (1746—1828), Гюстав Доре (1832—1883), японских художников Китагава Утамаро (1753—1806), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX вв.
Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи.
Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.
Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.
Виды рисунка и их отличительные черты
Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:
- технике выполнения. Рисунки бывают оригинальными или печатными. Оригинальные изображения наносят на бумагу в единственном экземпляре. Печатные варианты (эстампы) получаются путем оттиска оригиналов с клише из древесины (гравюра) или металла, камня (литография);
- целевому назначению. Рисунки разделяют на творческие и академические (учебные). В творческих работах художник отображает свой внутренний мир. Впоследствии они становятся полноценными шедеврами. С помощью академического рисунка будущие мастера оттачивают технику исполнения. Они могут копировать оригиналы известных художников или рисовать живые и неодушевленные предметы с натуры. Сложность заданий постепенно нарастает по ходу учебного процесса, а опытный педагог осуществляет полный контроль за качеством их исполнения. Существует также разделение на станковые и подсобные типы. Образцы станковой живописи предназначены для восприятия зрителем в качестве самостоятельного произведения. Подсобные наброски используют в процессе работы над масштабной картиной для тщательного прорисовывания отдельных предметов, а также в творческом поиске;
- жанру и тематике. Существует огромное тематическое и жанровое разнообразие рисунков: от традиционных натюрмортов, портретов и пейзажей до изображений на историческую, героическую, религиозную, мифологическую, фантастическую, бытовую, фентезийную и прочие тематики.
- характеру и способам рисования. В процессе работы над картиной автор совмещает два основных способа рисования: с натуры и по памяти. Они гармонично переплетаются между собой. Мастер старается не только максимально достоверно передать увиденное, но и добавляет личные впечатления. В результате один и тот же предмет (объект), нарисованный разными людьми, на двух картинах может выглядеть совершенно по-иному;
- использованию выразительных средств. Основными изобразительными средствами для рисования художникам служат линии, тона, светотени и пропорции. В зависимости от их сочетания получаются разные варианты: от предельно упрощенных (четко передающие конструкцию предметов) до максимально приближенных к завершенным произведениям (наиболее достоверные в художественном плане);
- материалу основы и используемым инструментам. В древнейшие времена люди рисовали на различных доступных материалах: папирусе, воcковых табличках, пергаменте и бересте. Сегодня для этих целей чаще всего используют бумагу, картон или холст. Инструментами для рисования служат карандаши, уголь, тушь, сангина, сепия, пастель или акварельная краска.
В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:
-
. Предназначен для запечатления на бумаге отдельных замыслов или наблюдений автора.
-
. Используется для отображения на бумаге наиболее характерных (существенных) особенностей натуры для дальнейшей детальной проработки.
-
. Фиксирует замысел отдельной части или всего произведения. Исполняется в свободной манере, содержит важные детали будущего полотна: построение композиции, соотношения основных цветов, пространственные планы.
-
. Представляет собой небольшое по размерам, но завершенное по форме произведение.
История рисунка
История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.
Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.
С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.
В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.
В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.
На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм. Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.
В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.
XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:
- сатирический;
- иллюстративный; ;
- военный;
- технический; .
Самые знаменитые рисунки
Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.
Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений. Многие работы старинных и современных мастеров можно приобрести на сайте Very Important Lot. Также посетители нашего портала имеют возможность принять участие в онлайн-аукционах.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ленинская ДШИ
Методический доклад
По предмету:
Преподаватель:
Слепокурова Виктория Леонидовна
2. Виды рисунка и их отличительные черты
3. История рисунка
4. Самые знаменитые рисунки
6. Список литературы
Введение
Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Большинство творческих личностей после окончания работы над очередным произведением обычно выбрасывали многочисленные эскизы и зарисовки. Лишь в начале XX века рисунок признали в качестве полноправного автономного вида живописи .
Рисунок для мастера служит удобным средством познания действительности и отображения ее в своем художественном произведении. В процессе рисования с натуры или по памяти живописец тщательно анализирует формы изображаемых предметов, определяет для них идеальное место в композиции.
Рисунок помогает человеку запечатлеть на бумаге отдельные моменты творческого поиска. За длительный период работы над картиной первоначальные замыслы и настроение автора нередко кардинально меняются. Просматривая многочисленные наброски и эскизы, живописец заново погружается во внутренний мир собственных переживаний и воспоминаний.
Виды рисунка и их отличительные черты
Рисунок в искусстве представляет собой изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Существует огромное разнообразие его видов, которые различаются по многим критериям:
- технике выполнения . Рисунки бывают оригинальными или печатными. Оригинальные изображения наносят на бумагу в единственном экземпляре. Печатные варианты ( эстампы ) получаются путем оттиска оригиналов с клише из древесины ( гравюра ) или металла, камня ( литография );
- целевому назначению . Рисунки разделяют на творческие и академические (учебные). В творческих работах художник отображает свой внутренний мир. Впоследствии они становятся полноценными шедеврами. С помощью академического рисунка будущие мастера оттачивают технику исполнения. Они могут копировать оригиналы известных художников или рисовать живые и неодушевленные предметы с натуры. Сложность заданий постепенно нарастает по ходу учебного процесса, а опытный педагог осуществляет полный контроль за качеством их исполнения. Существует также разделение на станковые и подсобные типы. Образцы станковой живописи предназначены для восприятия зрителем в качестве самостоятельного произведения. Подсобные наброски используют в процессе работы над масштабной картиной для тщательного прорисовывания отдельных предметов, а также в творческом поиске;
- жанру и тематике . Существует огромное тематическое и жанровое разнообразие рисунков: от традиционных натюрмортов , портретов и пейзажей до изображений на историческую , героическую , религиозную, мифологическую , фантастическую, бытовую , фентезийную и прочие тематики.
- характеру и способам рисования . В процессе работы над картиной автор совмещает два основных способа рисования: с натуры и по памяти. Они гармонично переплетаются между собой. Мастер старается не только максимально достоверно передать увиденное, но и добавляет личные впечатления. В результате один и тот же предмет (объект), нарисованный разными людьми, на двух картинах может выглядеть совершенно по-иному;
- использованию выразительных средств . Основными изобразительными средствами для рисования художникам служат линии, тона, светотени и пропорции. В зависимости от их сочетания получаются разные варианты: от предельно упрощенных (четко передающие конструкцию предметов) до максимально приближенных к завершенным произведениям (наиболее достоверные в художественном плане);
- материалу основы и используемым инструментам . В древнейшие времена люди рисовали на различных доступных материалах: папирусе, воcковых табличках, пергаменте и бересте. Сегодня для этих целей чаще всего используют бумагу, картон или холст. Инструментами для рисования служат карандаши, уголь, тушь, сангина , сепия, пастель или акварельная краска .
В зависимости от детализации художественной композиции и сложности исполнения различают несколько основных видов:
- Набросок. Предназначен для запечатления на бумаге отдельных замыслов или наблюдений автора.
- Зарисовка с натуры. Используется для отображения на бумаге наиболее характерных (существенных) особенностей натуры для дальнейшей детальной проработки.
- Эскиз. Фиксирует замысел отдельной части или всего произведения. Исполняется в свободной манере, содержит важные детали будущего полотна: построение композиции, соотношения основных цветов, пространственные планы.
- Этюд. Представляет собой небольшое по размерам, но завершенное по форме произведение.
История рисунка
История рисунка берет свое начало с самых истоков человеческой цивилизации. На протяжении многих тысячелетий до появления письменности наши предки изображали сцены из охоты, фигуры людей и животных на стенах пещер для передачи друг другу важной информации. Древняя наскальная живопись имеет огромную историческую ценность, но не представляет интереса для искусствоведов и художников.
Вплоть до XIV века между рисунком и живописью не было принципиального различия. Художники не использовали светотени и штриховые моделировки. На египетских пирамидах и древнегреческих вазах господствует схематическое изображение предметов и людей.
С началом эпохи Возрождения происходит бурное развитие и становление рисунка. В это время закладывается фундамент теории и практики европейского искусства. Рисунок используют в станковой живописи разных жанров выдающиеся мастера эпохи Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Микеланджело Буанаротти (Michelangelo Buonarroti). Рождаются на свет удивительные графические работы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Паоло Веронезе (Paolo Veronese) и Тициана (Tiziano Vecellio). Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) поднимает ксилографию на уровень настоящего искусства.
В конце XVI века впервые появляется понятие академический рисунок, возникает стройная классическая система обучения художников. В тот период становится массовым увлечение начинающих авторов копированием образцов признанных мастеров.
В XVII веке в творениях Рембрандта (Rembrandt), Рубенса (Rubens) и других мастеров рождается реалистический рисунок. Эпоха Барокко привносит в рисование динамику и пышность, а рококо — утонченность и детализацию сюжетов.
На рубеже ХVIII-XIX веков в искусстве господствует романтизм . Изображения приобретают экспрессивную выразительность, большой популярностью пользуются героические сюжеты.
В конце XIX века происходит зарождение нового явления в массовой культуре — иллюстраций для печатных изданий. На зрителя обрушивается огромное количество изображений с полос афиш, страниц газет и журналов.
XX век также вносит свой вклад в развитие рисунка. Появляются новые его разновидности:
- сатирический;
- иллюстративный;
- пропагандистский ;
- военный;
- технический;
- дизайнерский .
Самые знаменитые рисунки
Среди знаменитых работ гениальных художников рисунки отнюдь не занимают лидирующие позиции. По популярности они все-таки уступают пальму первенства более эффектным и красочным картинам известных мастеров. Но давайте отдадим дань уважения этому виду искусства и вспомним несколько значимых работ.
Значение рисунка в искусстве сложно переоценить. С его помощью художники ищут новые интересные идеи и композиции для своих произведений.
Читайте также: