Сообщение история полотенца в жизни русского человека

Обновлено: 22.07.2024

Оценить 1093 0

Полотенце в обрядовой жизни

русского крестьянства

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1507

Главным украшением в праздничные дни были нарядные рушники, развешанные по стенам, иконам к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество, Троица. Ими покрывали и столы.

От повседневных и праздничных полотенец следует отличать полотенца, применяемые в обрядовых действиях - рушники.

Настоящий рушник имел ширину 35-40 сантиметров и длину 3-5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой и имел на Руси ритуально-обрядовое значение. Рушник- являлся древним атрибутом жизни восточных славян. Он сопровождал человека на всех этапах его жизни - от рождения до глубокой старости. Удлиненная форма с вышивками по краям, которая считалась магическим оберегом, через который не проберётся никакое лихо, символизировала дорогу человеческой жизни с двумя главными событиями - рождением и смертью.

На крестины готовили крестильный рушник. Его вышивали светлыми, весёлыми цветами, без единого чёрного стежка. На нём ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. Это полотенце нельзя было никому передаривать. Считали, что из-за этого сломится дорога жизни. Полотенцем одаривали бабку – повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что вышивая свадебный рушник, невеста вышивала своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах невесте непременно требовалось произносить молитву.

Свадебные полотенца изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров.

На сговор молодых вышивалось рукобитное полотенце. Его украшали особенно красиво и вешали на шею жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом женихапосыльныйрушник – знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу.

В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывали через плечо полотенцем длиной метра в три, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем – символом его свадебного чина – дружка не расставался всю свадьбу. С тех далёких времёни пришёл современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо.

Рушником – ширинкой перед свадьбой невеста утирала слёзы. Его повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома.

Полотенцами у русских повсеместно украшали свадебный поезд (перевивали полотенцем дугу, оглобли).

Во время венчания церковный служитель перевязывал руки венчающихся союзным рушником. Он обязательно должен быть белым. Эта традиция означала символ духовных уз, знак союза и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения.

После венчания молодожёнов встречали родители жениха, держа свадебный каравай, украшенный голубками, колосьями, цветами, на сведённых красных концах хлебосольного рушникас вышитыми на нём добрыми пожеланиями.

В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечения доброжелательного отношения с их стороны.

Рушник являлся и элементом погребальных обрядов. Из всех семейных обрядов именно похоронный меньше всего подвергся изменениям. Похоронный обряд - это переход через безвременье, благодаря которому совершается уход из жизни и вновь приход в неё в другой сущности. Любой мёртвый человек воспринимался как носитель смертного начала, опасного для всех окружающих. Поэтому смерть человека, проводы его из одного мира в другой были обставлены похоронными ритуалами и обрядами, в которых постоянно используются полотенца. В день смерти рушник за окно вывешивали в доме, где кто-то умер. Полотенцами закрывали зеркала, покрывали рамы с фотографиями, божницу, вывешивали в простенках между окнами. На окно стелили рушник, на него ставили канун: определённый набор продуктов и свечку.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

В аграрных обрядах полотенца играли тоже свою роль. Существовал обычай приношения специально вышитого полотенца, с накрытым на нем угощением, при начале и окончании уборки урожая духу поля. Такой дар оставляли на поле на всю ночь.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне, в их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков "родителей", внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Обрядовая роль полотенца - рушника

1. РУШНИК – непременный атрибут всех народных праздников, обрядов;

2. РУШНИК - олицетворение человеческой жизни, символ судьбы, космического пространства;

3. РУШНИК – украшение избы, церкви, часовни;

4. РУШНИК – знаменитый символ русского гостеприимства

Все рисунки на полотенцах являются символами, которые вобрали в себя как древнейшее, так и более новые представления людей о космосе, о своём месте в нём, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, домашнего хозяйства, способствовали урожаю. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Золотые правила оформления рушника:

Нельзя украшать рушник мережками - жизнь будет дырявой.

Нельзя вышивать свадебные рушники ночью - в это время суток вышивают только магические вещи.

Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон - лицевая сторона для людей, изнаночная - для Бога.

Рушник - это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок - этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек - вдовий символ, соловьев - символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).

Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.

Вышивкой должна быть заполнена каждая половина рушника.

Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки - Божье место.

Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.

После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.

Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый. Рушники не берут напрокат - вы же судьбу не берете напрокат.

Полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождали человека всю жизнь.

ВложениеРазмер
polotence.docx 27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Районная конференция научно – исследовательских работ

ИСТОРИЯ О ПОЛОТЕНЦАХ

Россия, Челябинская область,

Чебаркульский район, д.Мельниково

Заварницына Елена, Лукина Анастасия

Научный руководитель : Заварницына А.А

Педагог дополнительного образования

  1. Введение ………………………………………………………………… 3
  2. Из истории полотенец……………………………………………. . 4
  3. Вышитые полотенца Евгении Григорьевны …………. . 7
  4. Полотенца в приданое…………………………………………… 9
  5. Вывод……………………………………………………………………… 1 0
  6. Описание практической части……………………………….. 11
  7. Используемые материалы и литература………………. 12

Ежедневно нас окружает большое количество вещей, о происхождении которых мы даже, никогда не задумываемся. Среди этого количества вещей есть такой предмет, как полотенце. В каждом современном доме их большое количество. Мы вытираем полотенцами лицо и руки, ходим в душ, в баню. Также полотенце является необходимой вещью на кухне.

Выяснить откуда пришел к нам такой необходимый предмет быта, как полотенце в жизни русской деревни.

  1. Найти и изучить литературу, в которой упоминается о происхождении и использовании полотенец.
  2. Провести опрос местных жителей на предмет старинного использования полотенец.
  3. Найти старинные вышитые полотенца.
  4. Восстановить одно из найденных полотенец для сохранения и передачи будущим поколениям.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛОТЕНЕЦ

Предполагается, что полотенце произошло от тканного пояса. Поверхность пояса, изготовленного на ткацком стане, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний – вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна – это полотенце.

Полотенце – это полотнище белой ткани, домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, тесьмой, бахромой.

Рукотерка – кусок белой холщевой ткани для вытирания лица и рук, после умывания, а также для вытирания после мытья в бане. В отличие от полотенца рукотерка была короткой и мало украшенной.

Рушник, тоже, что и полотенце. От трубы беленого полотна рушили (резали) полосу длиной 4 метра отсюда и название пошло- рушник.

Рушник в доме- царь. Каждому рушнику – свой узор, каждому узору – свое значение.

Молельный рушник- рушник с вышитой молитвой вывешивался над иконами в красном углу.

Крестильное полотенце, вышивали для крещения ребенка.

Свежий хлеб из печи сажали - на бранном полотенце, его маками по полю вышивали.

Рукобитное полотенце вышивали на сговор молодых.

Молодые в церкви на венчальное полотенце коленами вставали , такие полотенца крестами и голубками вышивали.

Полотенца чтили на Руси, от дедов к внуком передавали, из пожаров вытаскивали. Красивые рушники годами расшивали. Более двухсот строчных швов вышивальщицы знали. Чтобы быстрей к празднику - вышивали одностороннее, а девушка к свадьбе - двустороннее вышивала. Узелки на вышивке нельзя было оставлять, считалось, что они могут привести к ссоре.

Мелкие огрехи также нельзя было перепарывать, чтобы не вносить беспорядок в судьбу.

Красная изба не углами, а пирогами. Углами тоже красна Русская изба.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

Однако особую роль играло полотенце в погребально – поминальной обрядности. Вышитые полотенца вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб.

Такая символика полотенца исключила использование его для вытирания рук, лица, пола, посуды. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.

ВЫШИТЫЕ ПОЛОТЕНЦА ЕВГЕНИИ ГРИГОРЬЕВНЫ

Чтобы найти какие- то факты, более позднего использования полотенец мы отправились в гости к жителям – старожилам деревни Мельниково и села Травники.

Первая кого мы посетили, была жительница с. Травники Шумихина Евгения Григорьевна.

Молодость Евгении Григорьевны прошла в д. Туманы, Кировской области. В ее семье ткань для полотенец изготавливали сами. Полотно ткали такой ширины, какая была необходима для изготовления полотенца. Евгения Григорьевна показала нам домотканое полотно, изготовленное на ткацком стане, еще ее мамой. Астраханцевой Анной Федоровной, 1910 года рождения (проживала д. Туманы, Кировской области). Точную дату изготовления полотна Евгения Григорьевна не помнит, но предполагает, что было это примерно в 40- годах. Готовое полотно украшали вышивкой и кружевом.

Вышитыми полотенцами дом украшали. Перед большими праздниками (Пасха, Рождество и т.д.) избы обязательно белили, или и только после этого по всей избе развешивали полотенца. Самые красивые полотенца вывешивали в красном углу. Полотенцами также украшали зеркала, старые фотографии или просто развешивались по стенам избы.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. По количеству полотенец и красоте вышивок на них судили об умениях невесты и о достатке семьи. Полотенца приносили в дом жениха, и развешивали по стенам, чтобы люди могли полюбоваться на работу невесты, оценить ее вкус и трудолюбие. На свадьбе невеста одаривала полотенцами свекра и свекровь, родственников и дружков жениха, а также подружек.

С давних времен и по нынешние времена полотенца остаются белые, без вышитых узоров полотенца. На полотенцах несли гроб, отдавая последнюю дань уважения умершему, на них опускали гроб в могилу. После проведения похорон, полотенца раздавали односельчанам, а вышитое полотенце вешали на крест, и оставляли на кладбище.

В будние дни для вытирания лица и рук использовали простые полотенца без вышивки. И только в редких случаях, в большие праздники гостям могли подать вышитое полотенце, но вышивка на таком полотенце была совсем простая. Полотенца используемые на кухне для вытирания посуды также не орнаментировались вышивкой.

Евгения Григорьевна показала нам несколько полотенец.

Очень интересное полотенце мы нашли у Лебедевой Анны Ивановны, проживала в селе Русская Теча, Красноармейского района, Челябинской области.

ПОЛОТЕНЦА В ПРИДАНОЕ

Далее мы отправились в гости к Кашигиной Евдокии Петровне, проживающей в д. Мельникова.

Евдокия Петровна достала с дальней полки шифоньера несколько полотенец. «Раньше молодежь гуляла мало, девушки сидели дома, занимались рукоделием, готовили себе приданое.

Полотенца, представленные Кашигиной Евгенией Петровной вышиты двусторонним гладьевым швом, основа полотенец выполнена из ткани приобретенной в магазине, края полотенца обработаны филейным вязанием. Полотенца были сделаны примерно в 1957 – м году, к свадьбе Евдокии Петровны.

Евдокия Петровна разворачивает еще одно полотенце. «Это полотенце принадлежало моей свекрови Кашигиной Наталье Михайловне (193 г.р.). Свекровь рассказывала, что полотенце было вышито для свадебного обряда и перешло ей еще от ее мамы. А свадьба У Натальи Михайловны была необычной, она состоялась как раз в тот день, когда умер В.И.Ленин. В стране был объявлен траур, все увеселительные мероприятия были запрещены. Но так как к свадьбе было уже все готово, то родители решили свадьбу не отменять. Свадьбу провели скромно, тихо, без лишнего шума и веселья, в кругу семьи.

У полотенец Евдокии Петровны есть еще одна интересная особенность, вот уже много лет они пользуются большим спросом у жителей нашей деревни. Редкая свадьба проходит без полотенец Евдокии Петровны. На некоторых свадьбах полотенца повязывают свидетели, сопровождающие жениха и невесту, а иногда на них подают хлеб соль при встрече молодых.

Примерно в 60-ых годах в деревенский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

ВЫВОД: таким образом, полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождал человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Особенно много должно быть полотенец в приданом девушки. Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Прежде чем приступить к работе, мы изучили рисунок на полотенце и предположили, что рисунок был выполнен по счету нитей, без использования канвы.

Затем мы постарались как можно точнее перенести схему рисунка на бумагу в клетку, немного исправив его и сделав более симметричным.

За основу полотенца использовали хлопчатобумажную бязь, приобретенную в магазине. Для того чтобы вышить схему рисунка более правильно и точно, по краям полотенца пришивали канву.

Рисунок на полотенце выполнен в традиционных красно – черных тонах.

Вышивку на полотенце сделали Зюзина Аннв и Лукина Анастасия. Обвязку крючком по краю полотенца выполнила Заварницына Елена.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ТАЙНЫ СТАРИННОГО ПОЛОТЕНЦА


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

Русские мастерицы - наши прабабушки - свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом – руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль – почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани – это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.

Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.

Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.

✓ изучить литературу по данной теме;

✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;

✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;

✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;

✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;

✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.

Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.

Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.

Глава 1. История рушников, северной вышивки

1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника

Слово рушник происходит от корня "руш" – ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании – отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками - это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.

Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца - любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.

1.2. Особенности северной вышивки

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.

Глава 2. Основная часть

2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика

Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.

Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).

2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей

Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.

Характерные особенности оформления полотенца-рушника

Используемая цветовая гамма: белый, красный. Преобладают геометрические узоры, птицы, барс.

Орнамент вычурный, с косой белой сеткой, восьмиконечными звездами и легкими гребенчатыми ромбами.

Разнообразные техники вышивания, орнаментальная узорчатость и цветовая активность (кроме красного и белого цвета добавляли желтый и синий)

Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.

2.3. Характеристика старинных рушников

В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.

Полотенце №3: льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.

Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.

2.4. Изготовление обрядового полотенца

Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.

В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.

Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.

При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. – М.: Советская Россия, 1990. – 126 с.

Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

Еременко Т.И. Рукоделие – 3-е изд. / Т.И. Еременко. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 151 с.

Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 168 с.

Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 – 20 в. / А.А Лебедева. - М, 1989

Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. - М., 1978. –

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – М., 1981. –

Ципилева И.В. Технология. Северная народная вышивка / И.В. Ципилева. – Архангельск, 2001. – 59 с.

Приложение № 1. Ответы учащихся

Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?

2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?

3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.

Какие узоры вышивались на рушниках?

Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.

В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях

Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.

Приложение № 2. Разновидности рушников

Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.

Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Повитуха принимала новорожденного

На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.

Предназначались для выпеченного хлеба.

Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.

Так называли рушник, обрамляющий иконы.

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.

Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.

Смысловое значение узора

Конец XIX века. Тарногский район.

Женщина с поднятыми руками

Защищает от войн и оберегает от несчастий.

Начало XX века. Сокольский район

Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке

Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход


Вышивка как объект для исторического исследования

Ученые рассматривают народные орнаментальные узоры в вышивке, как традицию, уходящую корнями в языческую дохристианскую эпоху. Были предприняты попытки, опираясь на наиболее популярные мотивы в этом виде ремесел, восстановить азы миропонимания людей седой старины. Более всего на этой ниве отметился академик Борис Рыбаков. Он посвятил многие годы своей жизни изучению именно этого материала. Наиболее архаичным мотивом в вышивке он считал изображение оленей. Ученый утверждал, что для древнейшего славянского общества был характерен культ почитания этого животного, простые орнаментальные геометрические узоры виделись ему аллюзией на переплетение мощных оленьих рогов. Широкое распространение в народной вышивке нашли изображения лошади. По всей видимости, коня ассоциировали солнцем и аграрной деятельностью.

Относительно малораспространенными были антропоморфные изображения. Помимо того – именно фигурки людей отмечены наибольшим схематизмом.

Богатство образов в русской вышивке нагружало украшенный ею объект дополнительными культурными смыслами. Весьма вероятно, впрочем, что ко времени, близкому к современным этнографическим реалиям, сакральное значение образов в вышивке размылось в народной памяти, но сохранилось в обрядовой традиции. Подобные сложные символические конструкции украшали вороты рубах, подолы платьев и, разумеется, полотенца-рушники.

Роль рушников в обрядовой жизни

Популярность подобных полотенец с орнаментальной вышивкой – это не исключительно русская черта, в той или иной мере это характерно для всех славянских народов, но эта традиция нашла особо яркое, выразительное применение именно в пределах проживания восточных славян. В разных областях их называли по-своему: ширинками (с ударением на первый слог), утирниками, полками, пешкирами (слово, употребляемое на юге славянских земель, в Болгарии и Македонии).

Под стать богатству названий было разнообразие форм: они могли быть совсем небольшими, а временами достигали нескольких метров в длину. Ими украшали красные углы, размещая поверх ликов святых, они украшали собой простые бревенчатые стены комнат, они висели над окнами.

Без такого культурно маркированного предмета не обходилось ни одно значимое событие в жизни семьи. Новорожденного укутывали в богато украшенный вышивкой рушник, он же оберегал сон младенца, находясь над колыбелью. Рушниками же украшали могилы, обвивая тканью кресты. Угощением, положенным на богато украшенное полотенце, русские встречали дорогих гостей (кстати, эта традиция дожила и до нашего времени).

В некоторых губерниях бытовал следующий обряд: правые руки молодых перед венчанием связывали полотенцем, тем самым символически обозначая, что теперь это не два разных человека, а одно целое – семья.

После свадьбы молодой жене меняли прическу: она впредь не могла публично появляться простоволосой и в первый день ей на голову повязывали именно рушник. Также полотенца были самым распространенным типом свадебных подарков. Их символическое значение в ритуале создания новой семьи очевидно – они образовывали некую образную связь, объединяющую новобрачных.

В наше время полотенца выполняют исключительно утилитарную роль, почти полностью растеряв свое сакральное значение. И единственное, что в наши дни выдает былое значение этого предмета, это традиция подавать гостям хлеб с солью на богато расшитом рушнике.

Читайте также: