Сообщение искусство фотографии взгляд через века

Обновлено: 07.07.2024

Не все об этом знают, но история фотографии начинается на рубеже I и II тысячелетий нашей эры. Именно тогда Альхазен ибн аль-Хайтам - арабский физик и математик - начал исследовать свет и научным образом описал принцип оптической темной комнаты, которую мы знаем как камера-обскура. Арабский ученый обнаружил, что, если вырезать отверстие в затемненной камере, свет, попадающий в нее, будет проецировать перевернутое изображение на противоположную стену. Это открытие легло в основу записи изображений. Осталось только придумать, как придать ему постоянный вид.

Джозеф Нисефор Ньепс начал новаторскую работу в области фотографии. В 1826 году французский физик поместил слой сирийского асфальта (смеси углеводородов и органических соединений) на полированную цинковую пластину. Вещество затвердело под воздействием света. После смывания незафиксированного слоя изображение получилось негативным, а это значит, что пятно света и тень поменялись местами. После покрытия литографической краской и размещения на поверхности бумаги была создана фотография.

Первое фото

Joseph Nicéphore Niépce - Rebecca A. Moss,Director of Visual Resources and Digital Content Lab, via email. College of Liberal Arts Office of Information Technology University of Minnesota

Joseph Nicéphore Niépce - Rebecca A. Moss,Director of Visual Resources and Digital Content Lab, via email. College of Liberal Arts Office of Information Technology University of Minnesota

В своей дальнейшей работе он использовал открытие, сделанное в 1724 году немецким профессором Иоганном Генрихом Шульцем. Он обнаружил, что часть серебряной соли темнеет под воздействием света. Ньепс пригласил Луи Жака Дагера, французского художника и сценографа, присоединиться к его исследованиям. Ньепс умер в 1833 году, но оставил после себя много заметок и исследований, так что Дагер мог продолжить свою работу. 7 января 1839 года он представил миру метод под названием дагерротип. Он предусматривал использование покрытой серебром пластины, подвергающейся воздействию паров йода и после воздействия паров ртути. Таким образом ему удалось получить так называемые скрытое изображение, которое могло проявиться (только один раз) после погружения в солевой раствор.

В то же время английский ученый Уильям Фокс Талбот работал над техникой захвата изображения с камеры-обскуры. Его метод, называемый фотогеничным рисунком, предполагал использование бумаги, покрытой светочувствительными материалами. Первые фотографии в виде негатива были получены таким способом в 1835 году. В 1839 году Талбот опубликовал результаты своей работы. Он назвал модифицированную технику фотогеничного рисунка талботипией. Хотя официально Дагер считается изобретателем фотографии, именно метод Талбота в наибольшей степени повлиял на ее дальнейшее развитие.

Первые цветные фотографии

James Clerk Maxwell (original photographic slides) ; scan by User:Janke. - Scanned from The Illustrated History of Colour Photography, Jack H. Coote, 1993. ISBN 0-86343-380-4.

James Clerk Maxwell (original photographic slides) ; scan by User:Janke. - Scanned from The Illustrated History of Colour Photography, Jack H. Coote, 1993. ISBN 0-86343-380-4.

Первоначально явление выцветания не могло быть устранено, а используемые в то время светочувствительные вещества не могли регистрировать красный и зеленый цвета. Это изменилось только в начале 20 века. В 1907 году братья Август Мари Луи и Луи Жан Люмьер разработали первую технику записи естественных цветов, которую они назвали автохромом. Их метод заключался в покрытии стеклянной пластины трехцветным картофельным крахмалом, на который необходимо было нанести светочувствительную эмульсию, используемую в черно-белой фотографии.

Основы современной техники цветной фотосъемки заложил Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Он обнаружил, что подходящая комбинация трех фотографий, сделанных в быстрой последовательности с красным, зеленым и синим фильтрами, даст цветное изображение.

Рентгеновские лучи

Фотография - это не только искусство документировать реальность. Фотографические методы в сочетании с использованием электромагнитного излучения легли в основу революционного метода медицинской диагностики, который мы все знаем как рентгеновские лучи. Начнем с самого начала.

Уильям Крукс был одним из предшественников радиационных исследований, которые позже стали известны как рентгеновские лучи. В 1879 году английский ученый изобрел газоразрядную лампу (трубку Крукса), которая стала основой для открытия рентгеновских лучей. Крукс и Иоганн Вильгельм Хитторф обнаружили, что отрицательный электрод генерирует излучение, заставляющее светиться стекло лампы. Крукс провел дальнейшие исследования электрических разрядов в среде благородных газов. Ему удалось обнаружить, что, когда он помещал фотографическую пластинку рядом с лампой, он мог отражать тени предметов, которые закрывали свет лампы, но этот эффект не вызвал у него особого интереса.

Никола Тесла также провел свое исследование по этому поводу. Ему удалось создать катодные лучи такой мощности, что они могли воздействовать на живые организмы. В 1892 году Тесла обнаружил, что катодные лучи можно использовать для наблюдения изнутри тела, и хотя он был первым, кто задокументировал это явление, мир науки отдал приоритет Вильгельму Рентгену, который опубликовал свою работу 28 декабря 1895 года.

В наши дни фотография стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Будь то профессиональный фотоаппарат или камера на вашем смартфоне, с ними мы создаем картинки воспоминаний, сохраняем секунды, которым больше не суждено случиться. Делая сотни, тысячи кадров мы не замечаем ценности этих самых фотографий. Мы удаляем, скидываем, обрабатываем, максимально приближаем к реальности или полностью уходим от нее. Все это сейчас доступно каждому, и не нужно обладать каким-то особым талантом, чтобы запечатлеть события. Однако не каждый задумывается, с чего же началась фотожурналистика, какой смысл был в ней заложен.

Главная задача проекта — пробудить интерес к фото- искусству, познакомиться с историей первых
фотографий и их создателями. Почему же имя Ван Гога известно на весь мир, а легендарные фотографы остаются за кадром нашего внимания?

Я старалась воссоздать фотографии в современности, представить их в наши дни, обратив внимание на их вечный сюжет, актуальный по сей день. На каждом снимке изображены люди со своими эмоциями, взглядами или простыми жизненными историями.

Ретро снимки были выбраны не случайно, каждый хотелось переосмыслить, осовременить. Благодаря актерской работе присоединившихся к процессу ребят, нам удалось повторить несколько кадров, осуществить мои задумки.


Робер Дуано — французский фотограф, который не стал посвящать себя одному стилю. Его назвали мастером гуманистической фотографии, ведь его снимки столь душевны, что невольно заставляют улыбнуться.
Фотографии трепетных чувств между мужчиной и женщиной нередко встречаются в творчестве мастера. Его самый известный снимок — "поцелуй у Отель-де-Виль". Я же решила обратить свое внимание на другую (менее известную) фотографию.

Посмотрите на оригинал! Молодой человек надеется на взаимность? Его руки сжаты, приподнята бровь. Он трепетно смотрит на столь печальную или даже хладнокровную девушку.
Мне захотелось, чтобы героиня моего снимка обладала какой-то притягательной деталью. В ее руках книга, а взгляд потерялся меж шелестящих страниц. Среди всех девушек в метро, он выбрал именно ее, наверное невольно почувствовал глубину ее мыслей, интерес к искусству.

В отличие от ретро фотографии цветок оказался в руках юноши. Хрупкая и нежная ромашка была его идеалом, такую он и выбрал девушку.
Этой деталью мне хотелось показать ту самую трепетность фотографий Робера Дуано, добавить винтажности, атмосферности и романтики в повседневность московского метрополитена.

Камера-обскура

Введение в историю фото начинается с базовых вещей. О самых простых принципах создания снимка люди знали задолго до его изобретения. Прекрасно было развито изобразительное искусство, известно было и о проецировании, но камнем преткновения стало сохранение изображения.

Камера-обскура представляет собой закрытую черную коробку с небольшим отверстием в одной из стенок. Размер отверстия был принципиально важен для правильной работы прибора. Напротив отверстия лежит экран, в роли которого обычно выступала бумага или стекло.

Принцип работы основан на законах оптики — проходящий сквозь малое отверстие свет трансформировался и превращался на экране в изображение. Картинка получалась перевернутой и зеркальной.

Камера-обскура часто использовалась в Средние века астрономами. Например, английский ученый и философ Роджер Бэкон и астроном из Франции Гильом де-Сен-Клу применили ее для наблюдения за солнечным затмением. Леви бен Гершом и Ибн аш-Шатир измеряли с ее помощью угловой диаметр Солнца.

В изобразительном искусстве тоже нашлось место для применения камеры-обскуры. Считалось, что ею пользовались художники Ренессанса. Ученый из Италии Джованни Батиста писал, как правильно использовать прибор, хотя в то время это была, скорее всего, темная комната. Люди вставали снаружи, а их изображение проецировалось на холст, находящийся внутри. Полученную картину можно было дополнять или копировать. Для общества того времени это было очень странно и пугающе, так что итальянцу пришлось свернуть дело. Его обвиняли в колдовстве.

Камера-обскура является прототипом нынешнего фотоаппарата. Хоть сегодня в ней нет большой потребности, люди до сих пор находят средневековый прибор забавным.

Иногда его используют в искусстве или просто в качестве развлечения. Во Всемирной паутине есть множество руководств, как собрать камеру-обскуру в домашних условиях.

Появление фотокамеры

Первой фотографией считается вид из окна в Ле Гра, сделанный в 1825 году изобретателем из Франции Джозефом Ньепсом. Никакой художественной ценности снимок не несет, не считая того, что это самое старое дошедшее до нас фото.

Особенность конструкции аппарата затянула экспозицию аж на восемь часов, так что солнечное светило перекатилось с востока на запад, осветив две стороны картины. Композиции здесь тоже нет, потому что основной целью эксперимента было исследование новой технологии.

Доступный аппарат

Еще через три года на рынке появились аппараты Kodak Brownie, к которым получил доступ средний класс. Конечно, снимала камера только в черно-белом варианте, но была простой в использовании и делала качественные изображения. Пользоваться ею было легко и понятно. Параллельно велись разработки цветной фотокамеры, но особого успеха это дело не приносило примерно до середины XX века. Во многом это было связано с тем, что не получалось сохранить надолго цвет, а со временем он пропадал.

Первая нормальная цветная картинка появилась в 1907 году. Она была основана на методе фильтров красного, зеленого и синего цветов. Технология до сих пор находит себе место. Эти три цвета можно заметить в различных графических приложениях, таких как Adobe Photoshop — режим RGB.

Известный физик из Шотландии Джеймс Максвелл представил миру в 1861 году первую цветную фотографию. На ней изображена обычная лента. Это событие сильно повлияло на развитие фотоиндустрии, но вспоминают Максвелла нечасто. Дело в том, что большего успеха он достиг в физике, заложив основы классической электродинамики.

Первым человеком, изображенным на фото, был неизвестный на бульваре Тампль. Автором сделанной в 1839 году фотографии был Луи Дагер.

Экспозиция затянулась на десятки минут, что не позволяло зафиксировать людей, но, как видно на изображении, один человек достаточно долго полировал ботинки, чтобы войти в историю.

История цифровых снимков

В 1969 году в лабораториях Белла, Виллард Бойл и Джордж Смит создали прибор со светочувствительностью. ПЗС-сенсор состоял из отдельных металл-окисел-полупроводниковых элементов и считывал электрический потенциал, возникший под влиянием света. Это позволяло фиксировать оптическое изображение.

Созданный прибор хоть и сделал огромный скачок в цифровой индустрии, но все равно был неудобен. Чтобы создать переносной инструмент, нужно было уменьшить все элементы прибора. Стоял вопрос об электропотреблении.

Уже в середине 70-х годов прошлого столетия известная корпорация Sony выпустила бытовой фотоаппарат Mavica. Приемником картинки в приборе выступала ПЗС 10х14 мм с разрешением кадра 570х490 пикселей. Огромные и громоздкие приборы стали историей.

В 80-х годах все известные бренды начали выпускать свои варианты камер, пытаясь завоевать пока еще свободный рынок. Основная борьба шла между компаниями:

Позже к гонке присоединились Olympus, Rollei, Minolta и Agfa. Цифровые камеры стали распространены повсеместно.

Знаменитые фотографы

  • Хельмута Ньютона;
  • Ричарда Аведона;
  • Себастьяна Сальгадо;
  • Ги Бурдена.

В России и СССР тоже было немало известных фотографов: Евгений Халдей, Сергей Прокудин-Горский, Ляля Кузнецова и т. д. Все они оказали немалое влияние на фотоискусство.

В качестве заключения нужно сказать, что нынешнее общество практически невозможно представить без фотографии.

Проснувшись утром, что вы обычно делаете? Скорее всего, многие тянутся к смартфону и начинают пролистывать свою новостную ленту Вконтакте, Facebook или Twitter, но одной из самых популярных социальных сетей за последние несколько лет стал Instagram. Некоторые люди уже не могут представить своей жизни без него. Выставление своих фотографий стало целым ритуалом. Благодаря ним, стало легче всего передавать эмоции и сам момент действия.

Фотография была настоящей сенсацией для XIX века. Во-первых, она в скором времени стала носить коммерческий характер, во-вторых, это дало прямой толчок для технологического прогресса, поэтому усовершенствование снимков шло семимильными шагами. Чуть ниже представлены две фотографии, которые были сделаны с разницей в 13 лет. Их создателем является Жозеф Ньепс.



Снимок был сделан в 1826 году, первая фотография с натуры


Эта фотография была сделана в 1839 году

К 1860-ым удалось сократить выдержку с 8 часов до 30 секунд, что вызвало небывалую популярность у фотографии[2].

Развитие фотоснимоков неумолимо двигалось вперед. Постепенно они становились настоящими произведениями искусства, именно через них люди могли видеть мир, каким он был, и представлять новые горизонты в более реалистичном формате.


Но если Фред Дэй придерживался классической подачи фотографии, то всё изменил авангардистский подход Альфреда Стиглица, который сделал фотографию тем, чем она является для нас в современном мире. Его особый подход произвёл настоящую революцию в индустрии. Он начал запечатлевать натюрморты и привнёс новые веяния в фотопортреты. Стиглицу принадлежало несколько арт-галерей в Нью-Йорке, где были представлены не только его работы, но и произведения художников из Европы[5].


Именно его работы являются классическим примером фотографии в XX веке.


Список фотографов, которые появились после Альфреда Стиглица, многочисленны. Одни ему подражали, а другие концентрировали свою деятельность в коммерческой индустрии, которая в Америке бурно развивалась весь XX век. Можно прийти к выводу, что за своё недолгое существование фотография смогла несколько раз изменить к себе отношение со стороны общественности. С коммерческого дела она перешла в высокое искусство, а затем опять превратилась в индустрию, но шедевры, которые нам подарили фотографы начала XX века, останутся навсегда. Они существуют как напоминание о том, что раньше люди могли ценить фотографию немного больше, чем мы сейчас.

Читайте также: