Сообщение инновации в гуманитарных науках

Обновлено: 05.07.2024

Открытие - это адаптация сознания к бытию, изобретение — адаптация бытия к сознанию.

Гуманитарные науки не меньше, чем естественные, нуждаются в изобретениях и изобретателях. Мы обращаемся к естественным наукам с вопросом, каков технический потенциал того или иного открытия. Столь же закономерен и вопрос, способна ли гуманитарная идея или теория породить новое культурное движение, художественный стиль, трансформацию языка? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, литературное направление, творческую среду?

Подобно общему разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трех видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные.

К числу научно-технических можно отнести: ткацкий станок, паровоз, динамит, железобетон, линзы и очки, телескоп, радио, автомобиль, авиацию, компьютер, вакцинацию, гибридизацию, антибиотики, банкомат, лазер, голографию, интернет.

Социальное изобретение — это новый закон, организация или процедура, которые меняют способ поведения и взаимодействия людей. Примеры социально-политических изобретений (к ним относятся и право и экономика): конституция, профсоюзы, бойскауты, кредитные и страховые организации, свободный рынок, феминизм, анархизм, коммунизм, сионизм, пособия по безработице, Красный Крест, Олимпийские игры, ООН, декларация прав человека.

Гуманитарное изобретение — это новая гуманитарная идея, включающая средства ее воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества. Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, культурология… Приведем ряд примеров по соответствующим дисциплинам:

Язык: армянский алфавит, славянские кириллица и глаголица,эсперанто, волапюк, идо и другие плановые языки, информационные и компьютерные языки, формализованные языки науки, возрождение древнего языка — иврита, орфографические реформы, индивидуальные авторские неологизмы

Литература: классицизм, романтизм, готический роман, натуральная школа, реализм, сказ, детектив, фэнтези, символизм, поток сознания, футуризм, социалистический реализм, метареализм

Искусство: фотография, кино, арт-деко, баухаус, ready-made, кубизм, сюрреализм, неореализм, супрематизм, минимализм, концептуализм, коллаж, инсталляция, видеоигры

Философия: диалектика, идеализм, утопия, Просвещение, идея сверхчеловека, диалектический материализм, экзистенциализм, культурно-исторические циклы, деконструкция, постмодернизм.

Психология: психоанализ, Эдипов комплекс, архетип, бихевиризм, тест Роршаха, тест Люшера, тест IQ, множественный интеллект, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, эннеаграмма.

Религия: готический храм, Третий завет, суфизм, Каббала, протестантизм, методизм, деизм, пантеизм, хасидизм, мормонизм, теософия, антропософия, атеизм, богоискательство, пятидесятничество, бахаизм.

Некоторые изобретения можно отнести к смешанным категориям.Техно-гуманитарные: фотография, кино, компьютерные игры, гипертекст… Социо-гуманитарные: дендизм, хиппи, панки, эмо, готы и другие молодежные субкультуры…

Подавляющее большинство изобретений имеет индивидуальных авторов, что подчеркивает творческую природу даже тех дисциплин, жанров, направлений, которые, казалось бы, существуют извечно и возникли сами собой. Например, создателем лингвистики считается Панини (Древняя Индия), философии — Фалес, эпистемологии — Ксенофан Колофонский, цинизма — Диоген, готической архитектуры — аббат Сугерий, масляной живописи — Ян ван Эйк, протестантизма — Мартин Лютер, феминизма — Мери Уоллстоункрафт, детектива — Э. По, научной фантастики — Мэри Шелли, экзистенциализма — С. Кьеркегор, анархизма — М. А. Бакунин, бихевиоризма — Джон Уотсон, логического позитивизма — Морис Шлик, и т.д.

Как следует из этих кратких перечней, трансформативную гуманистику (transformative humanities) следует отличать от так называемой "прикладной" (applied humanities). Последняя включает архивное, библиотечное и музейное дело, медийные практики, менеджмент и образование в области культуры, дигитализацию, разнообразные формы сохранения и популяризации культурного наследия, организации досуга и т.п. Это распространение культуры в массы, ее материальное и социальное обеспечение, совсем не то же самое, что гуманитарное изобретательство, которое создает новые ценности и идеи в культуре.

В гуманитарной сфере гораздо труднее, чем в технической, выделить элементы изобретения. За гуманитарные изобретения не выдают патентов — хотя стоило бы ввести такой обычай и институцию, с целью вознаградить автора, хотя бы только морально, а главное — привлечь внимание к радикальным инновациям в области мышления и самосознания человечества.

Представим, что Перельман был бы не математиком, а философом или филологом. По каким каналам профессиональной коммуникации мы могли бы узнать о его открытиях? Следовало бы учредить аналогичный электронный репозитарий и в гуманитарных науках (Inventory of Humanistic Inventions). Его задачей было бы представлять идеи в наиболее прямой и концентрированной форме: не как "статьи" или "монографии", обремененные вторичной информацией, а именно как новые идеи, как интеллектуальные прорывы, — и выносить их на публичный форум.

На фотографии — участники конференции The Emerging Humanities: Strategies for the Future. 22 June 2015. Durham University, UK

Относительная пассивность при обучении на университетских курсах - проблема студенческой аудитории. Использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения - этап организации самостоятельной деятельности обучаемых.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 11.03.2018
Размер файла 17,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В гуманитарном образовании необходимы следующие инновации: во-первых, совершенствование изучения иностранных языков. Здесь можно говорить о возврате к традиции XIX века, а именно о ведении самого преподавания на иностранных языках, что будет способствовать кооперации науки в мировом масштабе. Во-вторых, необходима отмена дублирования учебных материалов, развитие тенденции движения в пользу приращения новых знаний, получаемых самостоятельно.

Когда говорят об учебном заведении с большими традициями, то подразумевается, что в нем существует некая научная школа. При создании такой школы на основе гуманитарных кафедр следует предпринять следующие шаги: проанализировать историю становления и развития преподавания той или иной гуманитарной дисциплины применительно к учебному заведению; дать анализ состояния преподавания гуманитарных дисциплин на современном этапе; рассмотреть основные проблемы изучения гуманитарных наук в отдельных зарубежных странах; на основании проделанной работы выявить общее и особенное в состоянии преподавания гуманитарных дисциплин в России и за рубежом, а также определить приоритетные направления по совершенствованию преподавания той или иной гуманитарной дисциплины. Инновациями в преподавании будут являться коммуникативные технологии: учебные курсы в режиме телеконференций, создание электронных библиотек, образовательных порталов, специальных тренажеров и т.д. М. Лобзаров считает, что создание научной школы способствует поиску новых путей развития инновационных процессов преподавательской деятельности [2, c.96].

Субъект-субъектная парадигма образования подразумевает отношения человек-человек, что, как следствие, приводит к гуманизации образования, отказу от авторитаризма, обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды и при этом требует создания новых форм коммуникации, поскольку субъектный подход есть подход индивидуальный: акцентируется внимание на знании деталей личности. Таким образом, гуманитарные технологии позволяют учащимся и учителям реализовывать качества, востребованные в условиях рыночных отношений. В некоторой степени можно представить эту категорию технологий как интерсубъективную среду, в которой последние должны стать организующим принципом и методологией самого образовательного процесса.

Т. Сиволап выделяет следующие проблемные черты студенческой аудитории: относительная пассивность при обучении на университетских курсах; низкий уровень заинтересованности в самостоятельной научно-исследовательской деятельности; восприятие экзамена или зачета как главного результата обучения; низкая степень концептуального осмысления исторических явлений; непонимание целей того или иного курса [5, c.412].

педагогический студенческий самостоятельный

1. Афанасьев В. Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах / В. Афанасьев // Записки Горного института, том 193, 2011.

2. Лобзаров М. Модернизация высшего гуманитарного образования: взаимовлияние традиций и инноваций / М. Лобзаров // Проблемы современного образования, 2010, № 5.

4. Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования: Сборник статей / Под ред. Дж. Беккера, Ф.В. Федчина. -- СПб.: СПбГУ, 2014.

5. Сиволап Т. Проблема внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Т. Сиволап // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, том 200, 2013

6. Соломин В. Гуманитарные технологии как инновация в образовании / В. Соломин // Вестник Томского государственного педагогического университета № 4, 2011.

7. Щедровицкий П. Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании // Школа и открытое образование: сб. тр. науч. конф. Москва - Томск, 1999. С. 4-9.

8. Edelstein D. How Is Innovation Taught? On the Humanities and the Knowledge Economy / D. Edelstein // Liberal Education, vol.96, No. 1.

9. Fish, S. 2008. Will the humanities save us? New York Times, January 6,.

10. Naghshineh, S., J.P. Hafler, A.R. Miller, M.A. Blanco, S.R. Lipsitz, R.P. Dubroff, S. Khoshbin, and J.T. Katz. 2008. Formal art observation training improves medical students' visual diagnostic skills. Journal of General Internal Medicine 23 (7): 991-7.

Подобные документы

Особенности и роль дистанционных форм обучения в образовательном процессе. Сущность проблемы активного внедрения новых информационных педагогических технологий, отношение к ним обучаемых, оценка эффективности их практического использования в школах.

реферат [17,5 K], добавлен 26.11.2011

Анализ эффективности организационно-педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения. Оценка введения в учебный процесс спецкурса "Использование информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении".

дипломная работа [575,1 K], добавлен 01.08.2013

Система умений и навыков. Парадигма учения как основа современных педагогических технологий. Основные цели и содержание образования. Дидактические процессы и их формы. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Интерактивный метод обучения.

презентация [470,9 K], добавлен 11.04.2016

Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку, как методическая проблема. Психологические особенности организации самостоятельной работы и ее классификация. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку.

курсовая работа [55,6 K], добавлен 17.06.2010

Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема. Понятие и виды технологий, применяемых в обучении иностранным языкам. Дидактические требования к организации урока с использованием Интернета.

В гуманитарных науках развивается новое направление — Digital Humanities. Что это вообще такое?

Научный ландшафт меняется на наших глазах. Науки переплетаются друг с другом, образуя иногда очень неожиданные сочетания — например, Digital Humanities, цифровые гуманитарные науки. Направление бурно развивается: проводятся конференции, летние школы, а в Вышке недавно прошла целая неделя Digital Humanities. Что это за направление? Рассказываем.

Да. Но не в том смысле, что гуманитарии вдруг решили заняться физикой. Главное слово тут все равно humanities, то есть классические гуманитарные науки — филология, история, философия, культурология. Только изучать их предлагается по-новому — перестав игнорировать тот факт, что мир переходит в цифру.

На самом деле формальные исследования гуманитарных объектов имеют богатую историю в XX веке — это и стиховедение, и исторические базы данных, и стилометрия. Для лингвистов же работа с корпусами текстов и статистическими данными давно стало мейнстримом. Фактически новый расцвет интереса к точными методам в гуманитарных областях связан с появлением новых возможностей — доступностью электронных текстов, развитием методов их автоматического анализа, новыми мощностями хранения и обработки, новыми инструментами работы с данными.

Социальные сети поэтов? Это еще зачем?

Получается, теперь каждый филолог или историк должен быть еще и программистом?

Не обязательно, хотя такие случаи встречаются всё чаще: например, доцент школы лингвистики Борис Орехов защищал диссертацию по лирике Тютчева, а теперь одновременно преподает программирование на Python и анализ текстов Шекспира. Но можно быть классическим филологом или историком и участвовать в Digital Humanities.

А какие-нибудь открытия в этой области уже были?

Их довольно много. Например, именно цифровые гуманитарии с помощью статистики раскрыли Джоан Роулинг, когда та выпустила книжку под мужским псевдонимом. Оказалось, что атрибуция (определение авторства) художественного текста на основе частотностей слов работает удивительно хорошо. Писатель может подписаться чужим именем, но изменить свой стиль так, чтобы обмануть компьютер, оказывается не так-то просто.

А исследуя социальные сети персонажей, удалось установить, что плотность сети в комедии, например, устойчиво выше, чем в трагедии. И это хорошо согласуется с догадками литературоведов о том, что комическое больше нуждается в речевом выражении, чем трагическое (убивать, страдать и умирать можно и молча; а вот смеяться и высмеивать — едва ли).

Я терпеть не могу математику и программирование. Что мне делать?

Знание математики всегда полезно, но серьезная математика в Digital Humanities нужна далеко не везде. А что касается программирования — конечно, некоторый навык иметь желательно, но прелесть жизни в XXI веке заключается в том, что очень многое уже сделано за нас и остается только нажимать кнопочки. Например, для определения авторства и стилеметрии создан прекрасный инструмент под названием Stylo. Это программный пакет для языка R, но благодаря графическому интерфейсу его могут использовать и непрограммисты. Ну и не стоит забывать о возможностях стандартных всем известных инструментов анализа и обработки данных. До появления Stylo те же самые методы определения авторства успешно применяли в Excel.

Хорошо, а в Вышке этому учат?

Ведущие университеты России, а также многие мировые лидеры в сфере образования и науки равняются на Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, по праву сохраняющий за собой статус главного вуза нашей страны.

Университет, возглавляемый В. А. Садовничим, всегда был примером для Российского государственного гуманитарного университета. Хотя РГГУ создавался как вуз новой формации, в своей научно-исследовательской и педагогической практике он всегда был ориентирован на лучшие традиции российской высшей школы, рождением и поддержанием которых мы во многом обязаны именно Московскому университету. Нас всегда вдохновляли глубина и фундаментальность исследований, тесное сопряжение науки и образования, высочайший профессионализм наших партнеров из МГУ.

РГГУ

Многие преподаватели и научные сотрудники РГГУ в то же время являются работниками МГУ, в своей деятельности сохраняя преемственную связь с классическим университе-том. Кадровый состав, представляющий собой одну из сильных сторон нашего вуза, включает в себя значительное количество выпускников МГУ. Многие из тех, чьи научные и образовательные традиции мы развиваем, прежде чем прийти в РГГУ, в разное время учились или работали в Московском университете: С. С. Аверинцев, Г. А. Белая, В. С. Библер, М. Л. Гаспаров, А. Я. Гуревич, Б. В. Дубин, А. А. Зимин, В. В. Иванов, Н. Н. Козлова, Г. С. Кнабе, Е. М. Мелетинский, С. А. Старостин, В. Н. Топоров, С. О. Шмидт. Сегодня в нашем университете работает 262 преподавателя – выпускника МГУ. Среди них такие крупные исследователи, как Н. С. Автономова, С. Н. Зенкин, В. А. Мильчина, В. И. Тюпа, Е. И. Пивовар, Л. П. Репина, В. К. Финн и др.

Фундаментальная наука – один из стратегических приоритетов развития РГГУ. В этом вуз опирается на принцип институционального синтеза научного знания и образования в рамках высшей школы, восходящий к университету гумбольдтовского типа и на российской почве ярче других представленный МГУ им. М. В. Ломоносова. Важнейшей предметной областью научных проектов и программ РГГУ является Россия как уникальная политическая и культурно-цивилизационная общность в контексте глобальных и региональных трансформаций и ее место в мировом историческом и культурном процессе.

Дополняя широчайшую тематическую палитру научных интересов ученых МГУ, в нашем университете ведутся исследования по 51 научному направлению. Общепризнан вклад РГГУ в развитие истории, филологии, экспертной аналитики международных отношений, архивистики, постсоветских исследований, востоковедения, социальных и политических коммуникаций, искусственного интеллекта и робототехники.

рггу

На базе известных научно-педагогических школ университета реализуются уникальные междисциплинарные программы и курсы по таким ключевым направлениям, как история философии, постсоветские исследования, мезоамериканские исследования, документоведение и архивоведение, россиеведение, теоретическая и прикладная лингвистика, искусственный интеллект и интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, типология и семиотика фольклора, интеллектуальная история, египтология, библеистика и иудаика, востоковедение, робототехника, информационная безопасность, компьютерная лингвистика, изучение редких и мертвых языков.

С целью проведения таких исследований созданы и действуют научно-образовательные центры: Учебно-научный мезоамериканский центр им. Ю. В. Кнорозова, Учебно-научный центр библеистики и иудаики, кафедра культуры мира и демократии, Научно-образовательный центр когнитивных программ и технологий, Центр цифровой гуманитаристики и др. Широко известны такие институты РГГУ, как Институт высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского, Историко-архивный институт, Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории, философский, социологический факультеты, факультет культурологии.

рггу

В РГГУ действуют свыше 50 широко известных в стране и за рубежом научно-педагогических школ и коллективов: в области филологии и языкознания (основатель – С. А. Старостин), исторической поэтики (основатель – Е. М. Мелетинский), феноменологических исследований (В. И. Молчанов), интеллектуальных систем в гуманитарной сфере (В. К. Финн, Д. Г. Лахути), истории России, включая постсоветские исследования конструктивизма в международных отношениях.

РГГУ во многом следует и образовательным принципам, традиционно присущим классическим университетам, прежде всего – МГУ. В учебном процессе участвуют ведущие специалисты из различных отраслей науки и культуры, представители бизнеса, СМИ, органов государственной власти. В вузе преподают исследователи из более чем 40 институтов Российской академии наук. Все эти факторы обеспечивают привлекательность РГГУ для абитуриентов. За последние годы наблюдается постоянное увеличение доли обучающихся по программам магистратуры и рост числа программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантуры и докторантуры).

В РГГУ впервые подготовлены и опубликованы учебные пособия по архивоведению, документоведению, делопроизводству, источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам, истории государственных учреждений России, авторские курсы по теории и истории литературы (русской и зарубежной), истории письменности и др.

Гуманитарная наука призвана расширять доступность новых знаний обществу, способствовать развитию социальных взаимоотношений, транслировать свои достижения в технологические сферы, являясь источником инноваций. Только такой подход может стать основой повышения конкурентоспособности отечественного образования и науки. Следуя лучшим традициям российской интеллигенции, в особенности – профессуры Московского университета, преподаватели и ученые РГГУ активно участвуют в общественной жизни Москвы и России в целом, выступают экспертами на телевидении и радио, занимаются просветительской работой.

рггу

Таким образом, три основные функции современного университета мы реализуем во многом с опорой на опыт МГУ.

Читайте также: