Сообщение информации полученной по результатам аудита

Обновлено: 16.05.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аудит – это проверка фирмы, анализ всех направлений ее деятельности. Осуществляется исключительно специалистом, у которого есть все соответствующие разрешения. Деятельность аудитора должна документироваться в соответствии с законами. Для чего это нужно? По итогам проверки формируется официальное заключение. Информация, указанная в нем, должна подтверждаться документами.

Нормативное обоснование

Документирование осуществляется на основании этих стандартов:

  • МСА 230, утвержденные приказом Минфина №207н от 9 ноября 2016 года.
  • Правила ФПСАД №2.

Второй стандарт на данный момент уже не действует.

В МСА 230.7 указано, что документы могут быть как бумажными, так и электронными. Эта категория бумаг может включать в себя анализы, обзоры, программы проверки, письма, материалы электронной переписки. В состав РД иногда входят выдержки из контрактов. Однако нужно учитывать, что РД аудитора не заменят бухгалтерских свидетельств.

ВАЖНО! Рабочие бумаги должны быть объединены в едином файле.

Цели использования аудиторских документов

РД применяются со следующими целями:

  • Законное планирование и осуществление проверки компании.
  • Проведение текущего контроля над исполнением аудиторских задач.
  • Контроль над результатами деятельности специалистов.
  • Фиксация доказательств, подтверждающих позицию аудитора.

Если работа специалиста не будет сопровождаться документами, то и позиция его по поводу компании не будет иметь юридической силы.

Требования к документам

Требования к рабочей документации приведены в МСА 230. Бумаги аудитора должны отвечать таким стандартам:

  • Должна быть изложена вся полнота сведений о проверке. Информация излагается подробно для облегчения понимания. Бумага должна быть простой для понимания.
  • Нужно изложить все сведения. Указывается информация обо всех этапах мероприятия: планировании, подготовке и воплощении.
  • Нужно указать сроки аудита.
  • В бумагах содержатся сведения об итогах проверки, выводах, сформулированных на базе доказательств.
  • Все существенные аспекты должны быть обоснованы. По их итогам аудитор формирует свое профессиональное мнение.

Объем рабочей документации по определенной проверке устанавливается самим аудитором. При установлении объема он должен ориентироваться на свой профессиональный опыт.

Несмотря на требование о полноте информации, не нужно бесконечно множить документы. В них не требуется отражать каждый вопрос. В частности, не требуется включать в комплекс РД копии документов проверяемой компании. Достаточно сформировать сводную таблицу, в которой приводится перечень проверенных документов. Напротив наименования документов нужно проставить отметку о том, есть ли в бумаге ошибки или она составлена правильно. То есть все, что можно сократить без утраты смысла, сокращается.

Однако нельзя сокращать перечень документов, если при этом будет утрачена простота чтения. Как же определить оптимальный объем документов? Он должен быть таким, чтобы при предполагаемой передаче дел другому аудитору последний смог все понять. В частности, он должен понять объемы проделанной проверки и разумность вывода на основании переданной ему рабочей документации. На основании бумаг специалисту должны быть ясны эти аспекты:

  • Специфика, сроки и объемы аудиторских мероприятий.
  • Итоги проверки, полученные в ходе нее доказательства.
  • Существенные вопросы, сформированные в ходе проверки.
  • Заключения по итогам аудита.

В РД включаются все сведения, которые являются существенными, отображающими ход и итоги дела.

Требования к формированию аудиторских документов

Форма и содержание бумаг определяются в зависимости от этих положений:

  • Специфика задания, поставленная перед аудитором.
  • Требования относительно заключения проверки.
  • Сфера деятельности объекта аудита, степень сложности работы.
  • Состояние бухучета и системы внутреннего контроля объекта аудита.
  • Необходимость проведения текущего контроля над работой представителей аудитора.
  • Методы, которые были использованы в ходе осуществления аудита.

Объем документов определяется масштабами деятельности проверяемой фирмы.

Техники документирования

Документирование ведется посредством этих инструментов:

  • Записи (описание выполняемых процессов, скрипты, обзоры, итоги деятельности, отчеты).
  • Графики (графики темпов расширения фирмы).
  • Анкеты (как правило, это вопросы относительно работы внутри компании).
  • Чек-листы (шаблоны, нужные для отображения стандартных процедур).
  • Электронные ресурсы (это базы данных, отчеты, сформированные с помощью аудиторских программ).

Обычно РД включает в себя практически все эти техники. Одновременное применение графиков, анкет и записей позволяет отразить всю полноту сведений.

Разновидности

Аудиторская документация подразделяется на 2 вида:

  • Постоянные. Включают в себя бумаги, которые нужны для понимания специфики деятельности компании. На основании этих документов можно понять темпы развития субъекта. В них содержатся существенные вопросы, интересующие аудиторов.
  • Текущие. Включают в себя бумаги, которые нужны для осуществления текущей проверки, решения актуальных задач.

Обычно каждый из этих комплектов структурируется в отдельном порядке.

Особенности составления

Каждый документ, создаваемый в ходе работы, оформляется в соответствии с законом. В частности, в каждой бумаге должны быть эти сведения:

  • Название компании, которая проводит аудит.
  • Период осуществления проверки.
  • Наименование документов.
  • ФИО лиц, которые подготавливали документ.
  • Дата аудита.
  • Имена лиц, осуществляющих аудит.

В состав РД входят бумаги по определенным участкам деятельности компании. В них указываются обнаруженные отклонения и ошибки, существенные риски. Рекомендуется привести ссылки на положения учетной политики фирмы, на которые ориентировался аудитор при установлении ошибок.

Специалист должен обеспечить сохранность рабочих бумаг, а также их конфиденциальность. Аудитор обязан ограничить физический доступ к документации. К примеру, она может быть помещена в сейф, размещенный в запираемом помещении. Требуется позаботиться также о наличии электронной защиты, паролей.

Обязанности аудитора по ведению документации

В МСА 230 приведены эти обязанности проверяющего:

  • Своевременная фиксация обсуждений всех существенных вопросов с управленческим составом проверяемых компаний.
  • Документация операций по устранению противоречий при вынесении заключительного вывода.
  • Аудиторский файл должен быть сформирован своевременно, после момента вынесения заключения по итогам мероприятия.

РД должна быть систематизирована. Особенности систематизации определяются конкретными обстоятельствами и нуждами проверяющего. Специалист должен разработать типовые формы бумаг. Наличие типовых форм сокращает время на составление документов.

К СВЕДЕНИЮ! Когда заключительный аудиторский файл создан, специалист не может удалять или изымать бумаги до завершения срока хранения. Последний составляет не меньше 5 лет с даты вынесения заключения.

Согласно стандарту аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное управление аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).

Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации.

Однако следует иметь в виду, что аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) следует:

    а) указать форму, в которой будет сообщаться информация;

б) определить надлежащих получателей информации;

Как правило, такая информация отражает:

  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица. Объем аудита выражается в количестве проверенных хозяйственных операций. По объему проверка может быть сплошной или выборочной. Объем аудита должен быть достаточным для формирования такого мнения аудитора, риск ошибочности которого не превышал бы предельную величину (как правило, не более 5 %);
  • выбор или необходимость изменения руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.;
  • возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом. При этом очень важно, чтобы предлагаемые корректировки были максимально определенными и содержали не только описание выявленного нарушения, но и конкретизированные рекомендации по исправлению недочетов;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать свою деятельность. Примерами такой неопределенности может быть значительное занижение налоговых баз по налогам при наличии высокой вероятности выявления налоговыми органами данных нарушений и, как следствие, предъявление сумм неуплаченных налогов и штрафных санкций к уплате; ведение деятельности без лицензии и т.д.;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица (привести к её недостоверности) или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать обоснования важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения, т.е. предположения о степени достоверности отчетности;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля);
  • иные вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

    а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;

б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию.

Несмотря на безусловную полезность устного общения, самым важным результатом работ на этапе, предшествующем выдаче аудиторского заключения, является письменная информация о нарушениях, выявленных в процессе проверки. По нашему мнению, наиболее удобным является разбиение информации на обширный Отчет, предоставляемый финансовому директору и (или) главному бухгалтеру аудируемого лица, в котором будут указаны все нарушения, выявленные в ходе проверки, и краткую информацию для руководителя и (или) собственника, необходимую для принятия управленческих решений. Предоставление Отчета должно состоять из двух этапов. Предварительно предоставляется рабочий вариант Отчета для согласования. Цель согласования - получить формальное согласие должностных лиц с информацией, приведенной в Отчете, либо возражения и (или) дополнения, которые могут быть учтены аудитором при формировании конечного варианта Отчета.

В заключение хотелось бы отметить, что хозяйствующий субъект должен уделять достаточное внимание порядку завершения процедуры аудита для обеспечения максимальной пользы от проведения аудита.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

При проведении аудита для представителей предприятия – заказчика важен не сам процесс, а итог проверки. Он представлен заключением. Определим, как подразделяются заключения и какие именно в каких случаях они выдаются.

Заключение аудиторской проверки – рассмотрим его сущность.

Заключение – это, прежде всего документ, составленный согласно нормам и стандартам, предусмотренных законом, в котором находит отражение экспертное мнение аудитора относительно таких пунктов:

  • правильности составления отчетности;
  • полноты отражения проводок;
  • следование законодательным нормам;
  • достоверность и полнота финансового результата.

ВАЖНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Независимо от вида заключения, документ оформляется согласно единой структуры. Любое заключение имеет в своем составе такие элементы:

  • название;
  • адресат - кому заключение направляется;
  • название и контакты аудитора, его юридический адрес, номер телефона;
  • краткая характеристика проверяемого предприятия;
  • вводная часть отражающая – период времени, за который была произведена проверка. Важно проверить наличие приложенной отчетности за этот промежуток времени;
  • объемы проверки;
  • вывод, который содержит сложившееся при проверке итоговое мнение;
  • дата окончания проверки;
  • подписи.

Помимо заключения составляется отчет аудитора с рекомендациями по исправлению возможных и фактических ошибок, которые были незаметны в ходе деятельности. Такого характера информацию руководство имеет право принять во внимание, и при необходимости, распорядиться пересчитать баланс с целью исправления ошибок.

Любая аудиторская проверка заканчивается выдачей заключения.

Они подразделяются всего на два вида:

  • немодифицированное;
  • модифицированное.

Немодифицированное аудиторское заключение это документ, в котором аудитор признает, что бухгалтерская отчетность на предприятии полностью соответствует всем нормам законодательства и принятым стандартам. А еще она полностью отражает сложившееся финансовое состояние.

Модифицированное заключение выдается тогда, если аудитор нашел различные нарушения, определенные проблемы.

Например:

  • в ходе проверки, аудитор собрал неопровержимые доказательства того, что в финансовой отчетности допущено искажение данных;
  • если аудитору не предоставили достаточно данных, чтобы установить, полностью ли достоверна проверяемая информация или она все-таки содержит искажения, ошибки.

ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЙ О МОДИФИЦИРОВАННОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ

Когда аудитор не имеет оснований дать безусловно-положительное заключение, заказчик получает модифицированный его вид, а конкретный тип заключения зависит от сформированного мнения проверяющего. Аудитор может зафиксировать следующие виды мнений и отразить их в заключениях такого типа:

  • Заключение без оговорок . Такое бывает при идеальном состоянии бухучета. Оно выдается, если аудитор уверен в правильности, в достоверности составляемой отчетности. Но возникшие разногласия с руководством, не дают возможности закончить аудит на безоговорочно – положительном заключении. Например, у аудитора возникли вопросы относительно учетной политики, способов ее реализации, адекватности сведений в отчете. Все это нельзя назвать грубым нарушением, на финансовый результат такие недочеты особо не влияют, но пропустить их аудитор не имеет права, поэтому отражает такого рода проблемы в заключении.
  • Заключение с оговоркой . Такое заключение допустимо, если обнаружена одна грубая ошибка, а в целом дела на предприятии обстоят удовлетворительно. Из-за одного недочета аудитор не может дать чисто отрицательное заключение, ровным счетом, как и безоговорочно положительное. Оговорка в заключении является своего рода стимулом совершенствоваться и в следующий раз уже получить безоговорочно положительное мнение проверяющего.
  • Отрицательное заключение . Это значит, что аудитор пришел к мнению, что формы отчетности составлены неверно. А собранные проверяющим доказательства красноречиво свидетельствуют об этом.
  • Отказ в выдаче какого-либо мнения . Такой итог аудита возможен, если проверяющему не было предоставлено достаточно информации, по которой можно судить о достоверности отчетности, или, наоборот, о грубых искажениях.

Завершение аудиторской проверки очень важная процедура. От того насколько качественно был проведен аудит, зависят перспективы развития фирмы – клиента.

Компания РОСКО предоставляет аудиторские услуги уже много лет подряд. Высококвалифицированные аудиторы качественно проведут аудит и по итогу выдадут заключение, которое будет вам в помощь при самосовершенствовании компании или при заключении крупных сделок, при необходимости привлечении инвесторов, оформлении кредита.

У нас адекватные цены на услуги аудитора, которые зависят от объемов работ и вида самого аудита.

Аудит от РОСКО – это гарантия вашей качественной отчетности и бесценные рекомендации по оптимизации работы компании – заказчика!


Информация — это сведения, ставшие известными в ходе аудита финансовой отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой финансовой отчетности аудируемого лица и раскрытии информации в ней. Информация включает в себя только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора. Он не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, которая имеет значение для управления аудируемого лица.

Аудитор устанавливает, кто является надлежащим получателем информации по результатам аудита из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица. К руководству аудируемого лица относятся лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности. Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые выполняют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Для определения лиц, которым необходимо сообщить информацию, аудитор основывается на собственном профессиональном суждении, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации, а также учитывая права и обязанности соответствующих лиц. Если, исходя из особенностей аудируемого лица, аудитор не может определить, кто является надлежащим получателем информации, то ему необходимо согласовать с клиентом, кому должна сообщаться информация.

  • общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, информирование по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовую отчетность;
  • возможное влияние на финансовую отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой отчетности;
  • предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения, и сведения о разрешении разногласий;
  • предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника;
  • вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре на проведение аудита.
  • сообщаются сведения только по тем вопросам, которые привлекли внимание аудитора;
  • аудит финансовой отчетности не направлен на поиск информации, которая представляет интерес для управления аудируемого лица.
  • размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация сообщается в устной форме, то аудитору необходимо документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации.

Аудитор имеет право предварительно обсудить с руководством клиента вопросы, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Если руководство аудируемого лица намерено самостоятельно передать информацию, представляющую интерес для управления организацией, представителям собственника, то аудитору не обязательно повторно сообщать такую информацию.

Любая письменная информация не является заменой модифицированного аудиторского заключения.

При повторяющемся (согласованном) аудите аудитор должен проанализировать, имеет ли значение для достоверности финансовой отчетности текущего года какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, и принять решение повторно сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом.

В отношении информации, полученной по результатам аудита, аудитор обязан соблюдать требование конфиденциальности.

При оказании сопутствующих аудиту услуг, проведении инициативного аудита, согласованных процедур аудитор предоставляет клиенту отчет по согласованию сторон. Аудиторская организация может определить во внутрифирменных стандартах перечень документов, состав, содержание и порядок их предоставления клиенту по результатам выполненной работы.

Читайте также: