Сообщение информации по вопросам аудита рб

Обновлено: 02.07.2024

Прежде чем, заключить договор и заключить договор на проведение аудита организации, аудитор собирает информацию о клиенте, проверяет деловую репутацию клиента, согласовывает сроки и стоимость аудита.

Цель проведения аудита состоит в выражении независимого, объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит подразделяется на две большие группы:

  1. Обязательный аудит в соответствии с 307-ФЗ.
  2. Инициативный аудит.

Обязательный аудит организации по 307-ФЗ

Если организация соответствует критериям обязательного аудита в 2021 году, то она обязана пройти проверку бухгалтерской (финансовой) годовой отчетности и предоставить аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки.

Напомним, что критерии аудита были повышены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

В соответствии с законом № 476-ФЗ Увеличены финансовые критерии обязательного аудита:

  • по размеру выручки — с 400 миллионов рублей до 800 миллионов рублей (считается годовая выручка компании);
  • по размеру активов — с 60 миллионов рублей до 400 миллионов рублей (активы бухгалтерского баланса).

Однако, аудит в любом случае остается обязательным для фондов, при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В перечне организаций, которые подлежат обязательному аудиту, отсутствуют акционерные общества (АО). Однако, это не означает, что обязательный аудит для АО отменен.

Инициативный аудит организации

Инициативный аудит — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности компании по инициативе руководства бизнеса, акционеров, инвесторов или покупателя бизнеса, которая позволяет объективно оценить состояние бизнеса.

По результатам проведение инициативного аудита не обязательно предоставлять аудиторское заключение, так как проверка является добровольной.

То есть, собственник получает всю информацию по результатам аудита строго конфиденциально. Данную информацию не вправе затребовать контролирующие органы.

Инициативный аудит может быть проведен внутренней службой или внешним независимым аудитором. Предпочтителен второй вариант, так как будут действовать принципы независимости и беспристрастности .

Когда может понадобиться инициативный аудит?

Как уже говорилось выше, инициативный аудит — не обязателен. Он может проводиться по желанию заказчика и в любом объеме.

Добровольный аудит организации целесообразен в следующих случаях:

  • смена руководящего состава организации;
  • реорганизация бизнеса;
  • смена Главного бухгалтера;
  • сомнения в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • при сомнении акционеров в части выплаты дивидендов (для инициации проверки акционер должен владеть более 10% голосующих акций компании);
  • привлечение инвестиций в проект;
  • при продаже или покупке бизнеса (нарушения в учете являются предметом торга);
  • иные случаи.

Аудиторское заключение передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг, в соответствии с 307-ФЗ, п. 4.

Основные вопросы аудита

Ключевыми вопросами аудита являются:

  • анализ системы внутреннего контроля на предприятии;
  • составление плана и программы аудита;
  • анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • проверка результатов годовой инвентаризации имущества и обязательств;
  • проведение аудиторских процедур по существу.

В целях получения аудиторских доказательств, аудитор применяет такие аудиторские процедуры по существу, как:

  • Инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов);
  • Пересчет (проверка арифметической точности бухгалтерских записей, независимые расчеты налогов и т.п.);
  • Наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами);
  • Запрос (поиск информации у осведомленных лиц внутри или за пределами предприятия);
  • Подтверждение (получение подтверждающих документов и других свидетельств у третьих лиц);
  • Аналитические процедуры (анализ существенных показателей и тенденций, включая исследование изменений и соотношений, несоответствующих прочей информации или прогнозируемым суммам).

Количество отобранных для проверки элементов устанавливается по каждому проверяемому разделу в зависимости от оцененных нами рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе рисков системы внутреннего контроля.

По результатам проведенных аудиторских процедур и полученных результатов проверки аудитор подготавливает аудиторское заключение.

Виды аудиторских заключений

Аудиторское заключение может быть немодицифицированным — то есть, это безоговорочное положительное аудиторское заключение, когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Также, аудиторское заключение может быть модифицированным и подразделяться на типы:

  • Положительное аудиторской заключение с оговоркой , когда аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но указывает в аудиторском заключении отдельные замечания по допущенным ошибкам.
  • Отрицательное аудиторское заключение , когда аудитор пишет в аудиторском заключении, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, а также указывает нарушения, которые являются основанием для выдачи отрицательного аудиторского заключения.
  • Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения аудитора, в этом случае аудитор должен обосновать отказ от выражения мнения в связи с ограничением объема работы аудитора.

Аудиторская проверка может быть проведена по специальному заданию клиента. В этом случае, перед началом аудита необходимо согласовать с клиентом цели аудита и техническое задание на аудит.

По результатам аудита по специальному заданию аудитор предоставляет клиенту отчет аудитора по выполненному заданию.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

02.03.2022

30 / 256

Всего документов в БД:

113186

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 сентября 2011 года №97

(Название документа изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 №6)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 г. №78, 28.04.2015 г. №23, 28.04.2018 г. №26, 14.01.2021 г. №6)

На основании абзаца третьего части первой пункта 5 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. №56-З "Об аудиторской деятельности", пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1585, Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 №6)
(см. предыдущую редакцию)

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 №6)
(см. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившими силу:

пункт 2 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 5 сентября 2002 г. № 124 "Об утверждении правил аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 107, 8/8554);

пункт 2 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. № 128 "Об утверждении Правил аудиторской деятельности, внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 59" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 111, 8/10039);

абзац третий подпункта 3.1, подпункт 3.3 пункта 3 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 4 июля 2007 г. № 109 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 188, 8/16886);

подпункты 11.2, 11.4 пункта 11 и подпункт 17.2 пункта 17 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 140 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 250, 8/17207);

подпункт 4.2 пункта 4 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. № 41 "О внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 94, 8/18547);

пункт 4 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 72 "О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 157, 8/21078);

подпункт 8.2 пункта 8 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 декабря 2010 г. № 146 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 312, 8/23085).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Первый заместитель Министра

Утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 сентября 2011 года №97

(По тексту национальных правил, за исключением части второй пункта 68, слова "бухгалтерской (финансовой)" заменены словами "бухгалтерской и (или) финансовой" в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 №6)

(В название Постановления внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 г. №78)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие положения

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.01.2021 №6)
(см. предыдущую редакцию)

Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.

Почему нужно поменять браузер.

Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!

Влияние COVID-19 на оказание аудиторских услуг

Как организации – заказчики аудиторских услуг, так и сами аудиторы переводят своих сотрудников на дистанционную форму работы. Ограничение полноценных коммуникаций аудитора с заказчиком аудиторских услуг, с предыдущим аудитором, с аудитором дочерних компаний, отсутствие возможности полноценно и своевременно получать документацию от заказчика – все это увеличивает аудиторские риски. В данном материале содержатся рекомендации по обеспечению качественного оказания аудиторских услуг в сложной эпидемиологической обстановке.

В настоящее время сложившаяся ситуация по оказанию аудиторских услуг |*| требует как от заказчиков, так и от исполнителей новых подходов по независимой оценке бухгалтерской (финансовой отчетности) аудируемого лица. Аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства с целью формирования обоснованных выводов, на которых базируется аудиторское мнение, основанное на Правилах № 114 [1]. С учетом данных обстоятельств аудитору потребуется больше времени на сбор аудиторских доказательств и сохранение профессионального скептицизма, а главным бухгалтерам и руководителям аудируемых лиц необходимо быть готовыми к плотному сотрудничеству с аудитором и документальному представлению принятых ключевых решений.

В связи с этим на сайте Минфина Республики Беларусь размещено письмо № 15-2-18/20/1 [2], в котором даны рекомендации по проведению аудита как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Суть этих рекомендаций состоит в следующем.

Аудиторы при оказании аудиторских услуг в 2020 г. должны учитывать и отразить в своей рабочей документации влияние на аудит следующих обстоятельств:

1) принадлежность клиента к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации (авиаперевозки, автоперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, образовательная деятельность, деятельность по организации конференций и выставок, по предоставлению бытовых услуг населению);

2) необходимость пересмотра оценки рисков, а также принятых ответных действий;

3) необходимость пересмотра запланированных аудиторских процедур, их эффективность, а также оценку необходимости проведения альтернативных аудиторских процедур;

4) существенное влияние текущей ситуации на соблюдение клиентом принципа непрерывности деятельности и неопределенность экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев;

5) сложность контроля руководством клиента за подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае перевода сотрудников на дистанционную форму работы, в т.ч. в подразделениях либо дочерних компаниях, находящихся за пределами Беларуси;

6) сложность внутренней оценки качества работы аудиторов из-за дистанционного общения членов аудиторской группы между собой, с руководством и иными сотрудниками аудиторской организации, с работниками клиента;

7) сложность сбора аудиторских доказательств и принятые ответные действия в связи с переходом на дистанционную форму работы и необходимостью обеспечения обмена информацией с аудируемым лицом посредством IT-технологий;

8) сложность доступа к рабочим документам предшествующего аудитора и аудитора компонента группы компаний консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае отсутствия возможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, на которых возможно было бы основывать аудиторское мнение, предусмотренное Правилами № 18 [3], аудиторам следует:

– выразить мнение с оговоркой, если аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным, но нераспространенным;

– отказаться от выражения аудиторского мнения |*|, если аудитор приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений на отчетность может быть существенным и распространенным.

В письме № 15-2-18/20/1 обращено внимание аудиторских организаций на то, что в соответствии с Правилами № 97 [4] отчет должен быть подписан от аудиторской организации ее руководителем, а в отсутствие руководителя – лицом, исполняющим его обязанности. Отчет может подписывать заместитель руководителя аудиторской организации при наличии приказа, распоряжения, иного документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего полномочия заместителя руководителя на его подписание. Кроме руководителя аудиторской организации отчет подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите.

С целью минимизации контактов Минфин Республики Беларусь предоставил право аудиторам, принимавшим участие в аудите, подписывать отчет по результатам аудита в заочной форме: подписывать заявления о согласии с содержанием выпускаемого отчета по результатам аудита (в бумажном или электронном виде). Заявление должно содержать имя, отчество, фамилию аудитора, выражение согласия/несогласия аудитора, дату подписания, подпись аудитора. Заявление о согласии является частью рабочей документации аудитора.

Таким образом, отчет по результатам аудита, подготовленный к передаче заказчику аудиторских услуг, может иметь подписи только руководителя аудиторской организации, подписывающего и аудиторское заключение |*|.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Общества взаимного страхования

Организации - организаторы торговли

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Жилищные накопительные кооперативы

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Читайте также: