Сообщение горькая доля народа пореформенной россии

Обновлено: 28.06.2024

6 Поэтическая ткань поэмы В поэтическую ткань поэмы вплетено более 70 народных пословиц 30 загадок, мотивы и фрагменты народных песен, свадебных и похоронных причитаний; отзвуки былин и народных легенд, сказочные мотивы, обычаи, приметы и поверья. просторечная лексика, чисто народные речевые обороты, фразеологизмы,.

7 Своеобразие композиции поэмы Своеобразие композиции поэмы обусловлено сочетанием эпического повествования с лирическими отступлениями. Автономность глав поэмы и относительно свободное обращение со временем и пространством объясняется жанровой спецификой произведения.

10 Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

15 Образ Савелия, богатыря святорусского Этот образ Некрасов поставил в центре эпопеи, человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы

19 Итоговая беседа -Какова основная тема поэмы? - Из каких частей состоит поэма? - В какой части повествование ведется от первого лица? - С какой целью автор добавляет часть"Пир на весь мир" -Кого автор считает счастливым и почему?

Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") - сочинение

Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений


Сочинение по вашей теме Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Сочинение на тему Горькая доля народа пореформенной России (по поэме Н Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"), Кому на Руси жить хорошо

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшееся крепостное право:

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков, помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков землю. Выкуп земельного участка зависел от воли помещика. Крестьяне, перешедшие к выкупу земельных участков, назывались собственниками, а не перешедшие - временнообязанными, эти последние должны были отрабатывать барщину или платить оброк за возможность пользоваться землёй помещика. То есть в этом случае сохранялась феодальная система эксплуатации на неопределённый срок.

Как определялась стоимость надела.

Не в зависимости от рыночной стоимости, а в зависимости от размера доходов помещика. Получалось, что крестьяне переплачивали за земельные наделы в 2, а то и в 3 раза.

Вот почему первой реакцией крестьянства на Манифест и Положение было ярое отторжение.

Некрасов весьма болезненно воспринял объявление реформы:

– Чернышевский Н.Г. –

Начало поэмы с перечисление говорящих названий губерний, уездов волостей, деревень акцентирует внимание читателя на бедственном положении крестьян. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообзяанных мужиков и есть причина возникновения спора о счастье как о материальном благополучии. Поспорив, 7 крестьян отправляются в дороженьку по России в поисках счастливого человека.

Урок 4

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшееся крепостное право:

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков, помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков землю. Выкуп земельного участка зависел от воли помещика. Крестьяне, перешедшие к выкупу земельных участков, назывались собственниками, а не перешедшие - временнообязанными, эти последние должны были отрабатывать барщину или платить оброк за возможность пользоваться землёй помещика. То есть в этом случае сохранялась феодальная система эксплуатации на неопределённый срок.

Как определялась стоимость надела.

Не в зависимости от рыночной стоимости, а в зависимости от размера доходов помещика. Получалось, что крестьяне переплачивали за земельные наделы в 2, а то и в 3 раза.

Вот почему первой реакцией крестьянства на Манифест и Положение было ярое отторжение.

Некрасов весьма болезненно воспринял объявление реформы:

– Чернышевский Н.Г. –




Начало поэмы с перечисление говорящих названий губерний, уездов волостей, деревень акцентирует внимание читателя на бедственном положении крестьян. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообзяанных мужиков и есть причина возникновения спора о счастье как о материальном благополучии. Поспорив, 7 крестьян отправляются в дороженьку по России в поисках счастливого человека.

19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му­жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич­ную свободу и право распоряжаться своим имущест­вом. Но земля оставалась собственностью помещи­ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку­пившие надел, назывались собственниками, а не пе­решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста­новление таких временнообязанных отношений со­храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор­миться с этого нищенского надела, и снова им прихо­дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо­вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.

Безрадостен сельский пейзаж:

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые

У речек, у прудов.

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

. Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Не любо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой, избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

Такая связь с народным творчеством и живой кре­стьянской речью делает поэму близкой и доступной слушателю-крестьянину, придает стихам подлинно народное звучание.

Названия деревень говорят сами за себя:

Сошлись семь мужиков:

Из смежных деревень:

Поп, рассказывая о своей жизни, так описывает край и жизнь крестьян:

Угоды наши скудные,

Скотинка ходит впроголодь,

Родится хлеб сам-друг,

А если и раздобрится

Деваться с хлебом некуда!

Припрет нужда, продашь его

За сущую безделицу,

А там — неурожай!

Тогда плати втридорога,

. Грозит беда великая

И в нынешнем году:

Зима стояла лютая,

Весна стоит дождливая,

Давно бы сеять надобно,

А на полях — вода!

. Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

И труженицы вечные,

Господь, прибавь им сил! Авторское описание природы, деревень дается в не­разрывном единстве с жизнью крестьянина. Пейзаж рождает ощущение горя, обездоленности:

Не греет землю солнышко.

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,

А пуще жаль скотинушку;

Скормив запасы скудные,

Прогнал ее в луга,

А что там взять? Чернехонько! Жизнь богатых и бедных селений мало чем отлича­ется.

Вот наконец и Клин.

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома. А вот описание богатого села Кузьминское:

А пуще того — грязное

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку —

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

. Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут! Но есть и темная сторона этого безудержного весе­лья — пьянство.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

И стоном стон стоял! Отчего же пьет русский мужик? На этот вопрос от­вечает Яким Нагой:

Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем,

Нас пьяных много видится,

А больше трезвых нас.

. У нас на семью пьющую

Не пьют, а так же маются,

Уж лучше б пили, глупые,

Да совесть такова.

В страду деревни русские?

В питейном, что ль, народ?

У нас поля обширные,

А не гораздо щедрые,

Скажи-ка, чьей рукой

С весны они оденутся,

А осенью разденутся?

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

. Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли? Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит?

Мужик беды не меряет

Со всякою справляется,

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет,

Так неужли над чаркою

Задуматься, что с лишнего

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные,

Сверкнули косы, звякнули,

Трава мгновенно дрогнула

И пала, прошумев! Сознание народное — сложное и противоречивое. Это и суеверия:

«Быть голоду! Быть голоду!

. С тех пор, как бабы начали

Рядиться в ситцы красные, —

Леса не подымаются,

— Да чем же ситцы красные

Тут провинились, матушка?

«А ситцы те французские —

Собачьей кровью крашены!

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: «Домой идти

Другая: «Врешь, в моем дому

В один стожище матерый,

Сегодня только сметанный,

Помещик пальцем ткнул,

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Созвал народ — и вилами

В присутствии помещика,

По клочьям разнесли.

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего

Крестьянских душ владение

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

У Бога самого. Но все же эти невзгоды не сломили ее, и она нахо­дит счастье в своей семье, детях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературе

Воспитательная: воспитывать чувство собственного достоинства.

Тип урока: лекция с элементами беседы (с применением ИКТ)

Ход урока

I . Запись темы, эпиграфа, плана урока (Слайд 1)

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

НА. Некрасов

Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

Жанр, композиция поэмы.

II . Историческая справка. Слово ученика (Слайд 2)

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положе ние, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещи ков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться получен ным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или от рабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют фео дальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при кре постном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот до ход, который они получали до реформы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу , которая не дала народу желаемого освобождения? (Слайд 4).

Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в по исках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки открывает первую главу поэмы. ( Слайды № 5, №6)

Беседа. Ответы на вопросы.

Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

В чем особенности авторской речи в поэме?

Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:

Пришла весна - сказался снег!

Вода - куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить - дороги нет,

А время уж не раннее –

Подходит месяц май!

Луга, леса поемные,

Ручьи и реки русские

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами.)

Что ни изба - с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш слома скормлена скоту.

Стоят, как остовы,

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

Читайте также: