Сообщение герника п пикассо предупреждение человечеству
Обновлено: 05.07.2024
Картину “Герника” написал испанский художник Пабло Пикассо в 1937 году.
История города в контексте войны
Автора трудно отнести к какому-то одному течению. Он работал в разных направлениях. Но однозначно можно назвать этого художника гениальным мастером, в каком бы жанре он ни работал.
Пикассо обращался к реалистическому методу, часто выступал как модернист. Одно можно сказать точно: этот художник остро чувствовал несовершенство современного мира, что стремился выразить в своих полотнах. Эти качества полностью воплотились в его самой уникальной работе, признанной мировым шедевром – “Гернике”. Картина была написана всего за два месяца на огромном полотне 4х8 м.
Герника – это маленький испанский городок, уничтоженный во время бомбардировки фашистскими летчиками в 1937 году. Несмотря, на то, что название картины прямо указывает на место, где произошла трагедия, Пикассо не выписывает конкретных примет города. Картина состоит из фрагментов человеческих тел, домов, животных. С полотна будто слышится нечеловеческий крик боли, страдания, ужаса. На картине явственно выступает голова и фрагменты туловища быка и коня. Изображение быка, по словам художника, символизирует жестокий и беспощадный фашизм, который как разъяренный бык топчет все на своем пути с налитыми кровью глазами, не разбирая дороги. Несчастный раненый конь– символ жителей Герники, сломленных в беспощадной бойне.
Но, если внимательно приглядеться, в самом центре “под потолком” ярко горит лампа. Лампа, по определению мастера, – это мир, к которому стремится все живое.
Про палитру здесь трудно что-либо сказать. Картина написана в черно-белых тонах. С одной стороны, такой контраст только усиливает несущуюся с полотна человеческую боль, а резко противоположные цвета тоже символизируют добро и зло. С другой стороны, картина была бы еще страшнее, будь она написана в красках.
Черно-белые тона придают сюжету мрачности, красочное полотно выглядело бы жутко и вселяло страх.
Картина Пабло Пикассо “Герника” не только состоит из символов, она сама – символ-предостережение человечеству об ужасах надвигающейся войны, превращающей в мясорубку человеческие жизни.
История создания
Стилистика картины
В создании картины использованы средства художественной выразительности и стилистические приёмы, заимствованные из кубизма и сюрреализма. Для повышения экспрессии чёрно-белого изображения художник использовал наложение цветов, пересечение линий, играл с тенями и оттенками серого цвета.
Композиция
Всё происходящее заключено в пределы комнаты. В левом верхнем углу картины изображён бык. Под ним стоит женщина, она оплакивает своего мёртвого ребенка. Справа от быка, немного позади, трепещет птица, похожая на голубя.
В центре композиции находится лошадь. Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Многие отмечают, что её нос и широко открытая пасть образуют нечто похожее на человеческий череп. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. Если бы картины могли звучать, мы бы услышали пронзительный крик быка, лошади и женщины с ребёнком. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов.
Справа художник изобразил человека, который в отчаянии поднял руки к небу. Вокруг него огонь, ему уже не выбраться. Черная стена с дверью завершает правый край картины.
Символика
Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Согласно самой распространённой точке зрения, бык олицетворяет бездушие и безразличие, благодаря которому могут вообще иметь место такие вещи, как война и фашизм. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Сам же художник утверждал, что бык - это символ жестокости, а конь – это народ. Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала.
Лампа в форме глаза не зря является смысловым центром картины. Она, с одной стороны, означает некую силу, которой нельзя противостоять, а с другой - озаряет пространство вокруг светом надежды. Не зря в отчаянии фигуры на картине запрокидывают головы, смотрят вверх пустыми глазами и простирают к небу руки.
Бьющийся в конвульсиях голубь, очевидно, олицетворяет войну. Птица мира также застыла, раскинув крылья, подняла голову вверх и раскрыла клюв в крике.
На ладонях мёртвого солдата можно увидеть стигматы. Пикассо не был религиозен. Этим символом он хотел показать страдания без видимых на то причин. Подобно Христу, люди иногда вынуждены страдать, потому что кто-то решил за них, что так должно быть. Так страдал испанский народ по воле фашистов.
Женщина со свечой – образ человека, наблюдающего со стороны. Ее глаза выражают немую мольбу прекратить жестокость.
Судьба картины
Пабло Пикассо
Пикассо за работой
Но обо всем по-порядку.
Город Герника после бомбардировки
Пылающая Герника
Герника в развалинах
Итальянские войска входят в Гернику
За трагедией, происходящей в Гернике, следил весь мир, в том числе, Пабло Пикассо. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, эти события глубоко впечатлили его.
В то время он работал над полотном для Испанского павильона на предстоявшей Всемирной выставке в Париже. Узнав о бомбардировке Герники, художник мгновенно меняет концепцию и берется за новое полотно, ставшее одним из самых мощных художественно-политических заявлений в истории.
Описание картины
Существует множество интерпретаций картины, которые часто противоречат друг к другу. В частности, это касается изображенных на полотне быка и коня. Некоторые критики утверждали, что картину не стоит воспринимать как политическое высказывание, поскольку образ быка или Минотавра символизирует здесь в первую очередь эго самого Пикассо. Однако, комментируя полотно, художник заявлял, что бык – это зло и жестокость, олицетворением которых накануне и во время Второй Мировой войны стал фашизм. По словам Пикассо, раненый конь символизирует жителей Герники, пострадавших и погибших в кровавой бойне. Но, несмотря на несомненную мрачность полотна и ужас, который оно вселяет, художник оставляет его героям и зрителю надежду в виде мирно горящей лампы под абажуром.
После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть ее в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.
Эмир Кустурица
Интересный факт
Иллюстрация в Мозарабской Библии
К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины
Фотохроника создания Герники © Dora Maar
Фотохроника создания Герники © Dora Maar
Историческое толкование
Голубка Пикассо. Вариант 1961 года
Фотохроника создания Герники © Dora Maar
Моральное толкование
Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634
Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года. 1814
Аллегорическое толкование
Для идеологической борьбы в картине не хватало ясности. Пикассо на все вопросы о символике персонажей отвечал, что он уже все сказал красками и слова излишни.
Для идеологической борьбы в картине не хватало ясности. Для вечности — более чем достаточно. Пикассо на все вопросы о символике персонажей отвечал, что он уже все сказал красками и слова излишни. Множественность аллегорий никак не затмевает, а лишь обогащает смысл.
Пабло Пикассо. Резня в Корее. 1951
Анагогическое толкование
Фотохроника создания Герники © Dora Maar
Читайте также: