Сообщение герника п пикассо предупреждение человечеству

Обновлено: 05.07.2024

Картину “Герника” написал испанский художник Пабло Пикассо в 1937 году.

История города в контексте войны

Автора трудно отнести к какому-то одному течению. Он работал в разных направлениях. Но однозначно можно назвать этого художника гениальным мастером, в каком бы жанре он ни работал.

Пикассо обращался к реалистическому методу, часто выступал как модернист. Одно можно сказать точно: этот художник остро чувствовал несовершенство современного мира, что стремился выразить в своих полотнах. Эти качества полностью воплотились в его самой уникальной работе, признанной мировым шедевром – “Гернике”. Картина была написана всего за два месяца на огромном полотне 4х8 м.

Герника – это маленький испанский городок, уничтоженный во время бомбардировки фашистскими летчиками в 1937 году. Несмотря, на то, что название картины прямо указывает на место, где произошла трагедия, Пикассо не выписывает конкретных примет города. Картина состоит из фрагментов человеческих тел, домов, животных. С полотна будто слышится нечеловеческий крик боли, страдания, ужаса. На картине явственно выступает голова и фрагменты туловища быка и коня. Изображение быка, по словам художника, символизирует жестокий и беспощадный фашизм, который как разъяренный бык топчет все на своем пути с налитыми кровью глазами, не разбирая дороги. Несчастный раненый конь– символ жителей Герники, сломленных в беспощадной бойне.

Но, если внимательно приглядеться, в самом центре “под потолком” ярко горит лампа. Лампа, по определению мастера, – это мир, к которому стремится все живое.

Про палитру здесь трудно что-либо сказать. Картина написана в черно-белых тонах. С одной стороны, такой контраст только усиливает несущуюся с полотна человеческую боль, а резко противоположные цвета тоже символизируют добро и зло. С другой стороны, картина была бы еще страшнее, будь она написана в красках.

Черно-белые тона придают сюжету мрачности, красочное полотно выглядело бы жутко и вселяло страх.

Картина Пабло Пикассо “Герника” не только состоит из символов, она сама – символ-предостережение человечеству об ужасах надвигающейся войны, превращающей в мясорубку человеческие жизни.

История создания

герника пикассо

герника пикассо фото

п пикассо герника

Стилистика картины

В создании картины использованы средства художественной выразительности и стилистические приёмы, заимствованные из кубизма и сюрреализма. Для повышения экспрессии чёрно-белого изображения художник использовал наложение цветов, пересечение линий, играл с тенями и оттенками серого цвета.

Композиция

Всё происходящее заключено в пределы комнаты. В левом верхнем углу картины изображён бык. Под ним стоит женщина, она оплакивает своего мёртвого ребенка. Справа от быка, немного позади, трепещет птица, похожая на голубя.

В центре композиции находится лошадь. Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. Многие отмечают, что её нос и широко открытая пасть образуют нечто похожее на человеческий череп. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх. Если бы картины могли звучать, мы бы услышали пронзительный крик быка, лошади и женщины с ребёнком. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов.

Справа художник изобразил человека, который в отчаянии поднял руки к небу. Вокруг него огонь, ему уже не выбраться. Черная стена с дверью завершает правый край картины.

Символика

Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Согласно самой распространённой точке зрения, бык олицетворяет бездушие и безразличие, благодаря которому могут вообще иметь место такие вещи, как война и фашизм. Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Сам же художник утверждал, что бык - это символ жестокости, а конь – это народ. Позже он говорил, что оба животных означают жертву. Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала.

пабло пикассо герника

Лампа в форме глаза не зря является смысловым центром картины. Она, с одной стороны, означает некую силу, которой нельзя противостоять, а с другой - озаряет пространство вокруг светом надежды. Не зря в отчаянии фигуры на картине запрокидывают головы, смотрят вверх пустыми глазами и простирают к небу руки.

Бьющийся в конвульсиях голубь, очевидно, олицетворяет войну. Птица мира также застыла, раскинув крылья, подняла голову вверх и раскрыла клюв в крике.

На ладонях мёртвого солдата можно увидеть стигматы. Пикассо не был религиозен. Этим символом он хотел показать страдания без видимых на то причин. Подобно Христу, люди иногда вынуждены страдать, потому что кто-то решил за них, что так должно быть. Так страдал испанский народ по воле фашистов.

Женщина со свечой – образ человека, наблюдающего со стороны. Ее глаза выражают немую мольбу прекратить жестокость.

Судьба картины

герника пикассо описание


Пабло Пикассо


Пикассо за работой

Но обо всем по-порядку.


Город Герника после бомбардировки



Пылающая Герника


Герника в развалинах


Итальянские войска входят в Гернику

За трагедией, происходящей в Гернике, следил весь мир, в том числе, Пабло Пикассо. Несмотря на то, что художник никогда не бывал в Гернике, эти события глубоко впечатлили его.


В то время он работал над полотном для Испанского павильона на предстоявшей Всемирной выставке в Париже. Узнав о бомбардировке Герники, художник мгновенно меняет концепцию и берется за новое полотно, ставшее одним из самых мощных художественно-политических заявлений в истории.

Описание картины


Существует множество интерпретаций картины, которые часто противоречат друг к другу. В частности, это касается изображенных на полотне быка и коня. Некоторые критики утверждали, что картину не стоит воспринимать как политическое высказывание, поскольку образ быка или Минотавра символизирует здесь в первую очередь эго самого Пикассо. Однако, комментируя полотно, художник заявлял, что бык – это зло и жестокость, олицетворением которых накануне и во время Второй Мировой войны стал фашизм. По словам Пикассо, раненый конь символизирует жителей Герники, пострадавших и погибших в кровавой бойне. Но, несмотря на несомненную мрачность полотна и ужас, который оно вселяет, художник оставляет его героям и зрителю надежду в виде мирно горящей лампы под абажуром.




После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть ее в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.



Эмир Кустурица

Интересный факт


Иллюстрация в Мозарабской Библии

К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины

Detailed_picture

Фотохроника создания Герники © Dora Maar

Фотохроника создания Герники

Фотохроника создания Герники © Dora Maar

Историческое толкование

Голубка Пикассо. Вариант 1961 года

Голубка Пикассо. Вариант 1961 года

Фотохроника создания Герники

Фотохроника создания Герники © Dora Maar

Моральное толкование

Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634

Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634

Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года. 1814

Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года. 1814

Аллегорическое толкование

Для идеологической борьбы в картине не хватало ясности. Пикассо на все вопросы о символике персонажей отвечал, что он уже все сказал красками и слова излишни.

Для идеологической борьбы в картине не хватало ясности. Для вечности — более чем достаточно. Пикассо на все вопросы о символике персонажей отвечал, что он уже все сказал красками и слова излишни. Множественность аллегорий никак не затмевает, а лишь обогащает смысл.

Пабло Пикассо. Резня в Корее. 1951

Пабло Пикассо. Резня в Корее. 1951

Анагогическое толкование

Фотохроника создания Герники

Фотохроника создания Герники © Dora Maar

Читайте также: