Сообщение газета как вид массовой коммуникации

Обновлено: 05.07.2024

Средства массовой информации – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории, отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению*.

* См.: Энциклопедический социологический словарь. – М: РАН – ИСПИ, 1995. – С. 763.

Социология печати – самая развитая часть социологии СМИ. Объект ее изучения – аудитория, журналистский корпус, содержание материалов, взаимодействие центральной и местной печати и т.д.

Социологические исследования в области радиовещания начались еще перед Великой Отечественной войной, но особый размах и регулярность они приобрели в послевоенный период. Наиболее активно изучалась аудитория радио, специфика формирования его программ в различных регионах, популярность отдельных циклов передач и т.д.

Социологическое изучение телевещания стало развиваться в СССР в конце 60-х – начале 70-х гг. XX столетия. Анализировались объем и направленность потребления телевизионных передач, влияние распространения телевидения на другие средства массовой информации, роль телевидения в потреблении культуры и т.д.

Таким образом средства массовой информации – это основная, материализованная часть массовой коммуникации и рассматривать их следует в социальном плане через призму масскоммуникации.

Простые люди и ученые до сих пор не могут однозначно сказать, что именно могущественнее всего на свете: политика, деньги, идеология, религия, наука или средств массовой информации.

Существуют первичные признаки, определяющие средства массовой информации: производство информации; массовость распространения; оперативность доведения информации.

Сущность СМИ проявляется через общие условия, необходимые для их функционирования, а именно: наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации; социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации; массовая аудитория, рассредоточенность и анонимность которой требует тщательно продуманной ценностной ориентации; наличие различных способов коммуникации и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих эффективное функционирование средств массовой информации.

Технические средства. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать: средства массовой информации (СМИ); средства массового воздействия (СМВ) и собственно технические средства (СТС). К СМИ относятся: периодическая печать (пресса), радио, телевидение. СМВ – это кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. СМВ не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. СТС коммуникации – телефон, телетайп, интернет и т.п. – не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая ими информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

Телевидение далеко ушло от своего прототипа – кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма, телепередачи не обладают целостностью и законченностью, рассказчик (коммуникатор) идентифицирован и легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем обладает возможностью выбора. Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой как каналом письменной коммуникации и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации. В частности, ситуативное представление информации в телепередаче исключает двусмысленность. Динамика передачи информации, эффект соучастия, степень полноты обратной связи также различны.

Средства массовой информации обеспечивают регулярность и тиражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, направленная на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую, сколько межличностную и даже внутриличностную коммуникацию. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получать различную информацию через специальные адаптеры. Видеотекст с помощью кабельной техники позволяет получить информацию, заложенную в компьютере, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в направлениях: децентрализации, где выбор программы зависит в большей степени от индивида, увеличивается объем информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); возможности интерактивности – обмена информацией через обратную связь.

Социально значимая информация. Широкий диапазон смысловой информации и возможности передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах: обучение, убеждение, внушение, реклама, побуждение и т.п.

Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно с помощью массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

В одних случаях средства массовой информации ориентированы (посредством форм воздействия на общество и личность) на формирование общественного мнения или на его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.). В других случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование или на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех или иных случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи оценочной информации.

Способы и средства массовой коммуникации.Способы и средства массовой коммуникации определяют ряд характеристик, таких как направленность, многоканальность, вариативность инормативностькоммуникативных средств. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

Обычно массовая коммуникация характеризуется однонаправленностью, поскольку обратная связь отсутствует. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей в редакции СМИ стало возможным определить такой вид коммуникации, как взаимонаправленность. Безусловно, обратная связь подобного вида имеет специфический характер – она видоизменяет и, возможно, совершенствует организацию массовой коммуникации, но не оказывает эффективного воздействия на передачу информации.

* Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – С. 45.

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется скрытая обратная связь, которая достигается с помощью продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств – слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинееические средства невербальной коммуникации.

В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) непосредственно направлены. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы: существует социальная дистанция между отправителем и получателем информации, которая включает несколько этапов, связанных с профессиональной деятельностью многих людей – корректоров, редакторов, технических редакторов и др.

Массовая коммуникация отличается многоканальностью используются визуальный, аудитивный и аудитивно-визуальный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной формы коммуникации. Традиционно для прессы типично использование общелитературного письменного языка – книжных слов, терминов. Для радио и телевидения типично использование форм устной коммуникации, включающей элементы разговориой речи. Однако установить жесткую корреляцию между признаками устной и письменной речи и видами СМИ трудно, поскольку радио- и телепередачи проходят предварительную обработку как письменные тексты и неизбежно сохраняют в себе черты письменной речи; с другой стороны, использование в прессе диалогов допускает употребление разговорной речи. Этому способствует вариативностьязыка как его природное свойство. Но сказанное не означает, что можно смешивать функциональные стили – высокий и низкий.

Поддержание образцов нормативнойречи и разграничение функциональных стилей, обусловленное социальной дифференциацией, – важные функции СМИ в их коммуникативной деятельности.

Функциональный стиль обусловлен коммуникативной сферой, определяемой тематикой информации, социальной ролью ведущего и его социальной ориентацией на определенную социальную группу потенциальной аудитории. Передачи для молодежных или профессиональных групп отличаются по словарному составу, оформлению высказываний от передач, рассчитанных на массовую аудиторию.

Мнения специалистов по поводу социального воздействия этой тенденции на нормативность и обогащение русской речи расходятся*.

* См.: Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Основные психологические характеристики массовой коммуникации

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях

8. Формирование слухов с определенными целями

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

Массовые коммуникации -- важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:

· идеологического и политического влияния;

· поддержания социальной общности;

Интернет -- относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию -- движущиеся цветные образы.




1)по периодичности выхода (ежедневные (утренние/вечерние); воскресные; еженедельные);

2) по масштабам (центральные, или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, университетов);

3) по профилю (массовой ориентации; специализированные -- профессиональные).

В сборе новостей многие радиостанции полагаются на информационные агентства. Здесь радиоредакторы часто переделывают тексты телеграмм новостей, полученные от информационных агентств, в тексты для радиовещания.

Журналистика -- это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.

1) художественная (драма, рассказ, концерт, опера);

2) научная (лекция, урок, научная статья, доклад, дискуссия);

3) публицистическая (в жанре репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей).

Интернет (Internet) - это гигантская сеть, по сути, создает новое информационное пространство - Cyberspace, в котором люди могут:

1) обмениваться посланиями за секунды с тысячами людей одновременно;

2) получать доступ к отдаленному ( в т.ч. на другом конце земли) компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные;

3) подписаться на дискуссионный лист и участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе, в интерактивном режиме;

4) получать регулярные выпуски - новостей, пресс-релизов по конкретной тематике.

Основные психологические характеристики массовой коммуникации

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях

8. Формирование слухов с определенными целями

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

Массовые коммуникации -- важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:

· идеологического и политического влияния;

· поддержания социальной общности;

Интернет -- относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию -- движущиеся цветные образы.

1)по периодичности выхода (ежедневные (утренние/вечерние); воскресные; еженедельные);

2) по масштабам (центральные, или общенациональные; региональные; местные (областные, районные, городские); корпоративные (компаний, университетов);

3) по профилю (массовой ориентации; специализированные -- профессиональные).

В сборе новостей многие радиостанции полагаются на информационные агентства. Здесь радиоредакторы часто переделывают тексты телеграмм новостей, полученные от информационных агентств, в тексты для радиовещания.

Журналистика -- это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.

1) художественная (драма, рассказ, концерт, опера);

2) научная (лекция, урок, научная статья, доклад, дискуссия);

3) публицистическая (в жанре репортажа, комментария, очерка, в форме выпуска новостей).

Интернет (Internet) - это гигантская сеть, по сути, создает новое информационное пространство - Cyberspace, в котором люди могут:

1) обмениваться посланиями за секунды с тысячами людей одновременно;

2) получать доступ к отдаленному ( в т.ч. на другом конце земли) компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные;

3) подписаться на дискуссионный лист и участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе, в интерактивном режиме;

4) получать регулярные выпуски - новостей, пресс-релизов по конкретной тематике.

В статье рассматриваются проблемы употребления основных понятий дисциплин, связанных с изучением журналистики/массовой коммуникации/медиа/СМИ. Привлечен ряд американских и западно-европейских источников, где рассматриваются определения и проблемы развития данных социальных явлений. Показаны сущностные особенности средств массовой информации и их положение в круге социальных коммуникаций как особой части массовых коммуникаций. Приведены примеры определения объекта и предмета ряда научных и учебных дисциплин.

Данная статья написана в русле дискуссий, идущих на нашем факультете по поводу того, чем мы занимаемся: каковы объекты и предмет наших специальных дисциплин. Автор обращается к практике употребления ключевых терминов, обозначающих со­циальные коммуникации и их виды, в ряде наиболее известных ра­бот на английском языке.

В отечественном употреблении есть множество имен для ме­дийных объектов: периодика, пресса, коммуникация, массовая коммуникация, социальная коммуникация, массовые средства коммуникации, средства массовой коммуникации, средства мас­совой информации (СМИ), журнализм, журналистика, медиа, массмедиа, медиасфера, медийное пространство. Обратимся к основным: массовая коммуникация, медиа, СМИ, журналистика.

Массовая коммуникация

Относительно этого, казалось бы, давно употребляемого поня­тия, вопросов множество, начиная с того — единственное или множественное число применять к нему (и ко всему кругу соци­альных коммуникаций)? К ряду основополагающих трудов по об­щей теории коммуникации отнесу знаменитую работу середины прошлого века Г. Лассуэлла, которую зачастую цитируют как от­носящуюся только к массовой коммуникации. На самом же деле он предложил универсальную модель строения и формулу функций всех видов коммуникации. Заголовок его статьи включал термин “communication” (в единственном числе), а вся книга-хрестоматия, как и многие включенные в нее статьи, — “mass communications” (во множественном числе) (Mass Communications, 1960).

Есть нерешенные принципиальные вопросы с включением ви­дов коммуникации в массовые. Какой из признаков оказывается решающим: рассредоточенность аудитории? Дистанцированность ее от коммуникатора? Анонимность? Открытость канала, контен­та и границ аудитории? Распространение информации из единого центра? Чаще всего исходят из понимания массовой коммуника­ции как процесса распространения информации с применением технических средств из единого центра на численно большие рас­средоточенные аудитории. Но при этом включают, например, кино, не оговаривая, что там возможна и другая ситуация: когда аудитория не рассредоточена (кинотеатр). А театр, продающий би­леты анонимным покупателям, тоже в этом ряду?

Думается, что, выделяя разные виды коммуникации, в том чис­ле массовую, придется обратиться к совокупности признаков.

Оксфордский словарь, не раскрывая понятия “media”, отсылает к статье “mass media” 3 . O последних сообщается, что это средства коммуникации, “такие, как печать, радио и телевидение”. Далее отмечено появление со 2-й половины XIX в. целого ряда массмедиа: фотографии, кино, кабельного, потом беспроводного телегра­фа, фонографа, телефона, радио, телевидения. Массмедиа здесь определяются как большие организации, которые используют одну или множество технологий для коммуникации с большим ко­личеством людей (массовая коммуникация) 4 . То есть медиа пони­маются и как институты, и как технические средства/технологии (так же как, впрочем, и на русском языке).

Новые медиа

Компьютеры, считает К. Йенсен, объединили все предшеству­ющие медийные технологии в единое метасредство (A Handbook of Media and Communication Research, 2004: 3). Тем сложнее стало разбираться в интересующих нас понятиях.

В работе Д. Маккуэйла перечислены как ранние (к началу XX в.) следующие средства: газеты, журналы, звукозапись, кино и радио. Эти виды коммуникации необходимо, по Д. Маккуэйлу, отличать от новых. Старые — теперь уже не единственные средства, дей­ствующие на уровне общества, имеющие однонаправленный ха­рактер течения информации и несущие публичный, т.е. не только открытый, но и представляющий общезначимый интерес, контент (McQuail, 2010: 4—5), а значит, скажем мы, массовые коммуни­кации есть не только на основе старых медиа. В этом подходе нет смыкания типа коммуникации и вида технологии. Сами по себе медиа не определяют однозначно тип коммуникации. Например, телефон является техническим посредником и в межличностной, и в групповой (селекторное общение), и в массовой (рассылка ре­кламы) коммуникации.

Обращая внимание на отсутствие общих определений, Д. Маккуэйл считает, что многие из описываемых особенностей новых медиа присущи и старым и что новые медиа включают и массовые коммуникации также. Это значит, должны мы сделать такой вы­вод, что нужно искать общие для старых и новых медиа основания для их классификации. К тому же стоит обратить внимание, что кроме основанных на компьютере технологий, о которых говорят чаще всего, есть и другие инновации, меняющие традиционные мас­совые коммуникации: видеозаписывающие устройства, CD-ROM, компакт-диски, DVD, iPod (добавим сегодня уже и iPad, и iPhon — И.Ф.), новые средства передачи — кабельные, спутниковые (McQuail, 2010).

По-моему, нет сомнений в том, что к СМИ относится периоди­ческая печать, телевидение и радио, а также (что не столь очевид­но) часть ресурсов Интернета (кстати, до сих пор не изжито пред­ставление, что весь Интернет — СМИ). Я разделяю понимание СМИ как институтов, действующих через каналы массовой комму­никации и обладающих при этом рядом специфических свойств, выделяющих их из других видов массовой коммуникации.

Важнейшая методологическая задача в этом контексте — найти универсальный инструмент для описания существенных черт раз­ных видов коммуникации (и тем самым — разных медиа), будь они старые или новые, и выделить среди них интересующие нас — СМИ.

Эти каналы открыты для любого желающего, фильтруют потре­бителей только через механизм платности (или, как теперь в Ин­тернете, — через авторизацию).

Широко обсуждаемый процесс фрагментации (демассификации, демассовизации) не меняет сути вещей: дробясь, массовые аудитории не теряют своей структурно-качественной природы и только на этом основании не становятся группой и тем более не переходят на индивидуальный уровень. Главное для массы — спо­соб ее формирования, который задает ее имманентные качества.

Указанные особенности СМИ позволяют выделить их не только из круга средств социальной коммуникации в целом, но и из более узкого — массовых коммуникаций. Всякий раз, когда мы имеем дело с описанным выше способом формирования общности и, со­ответственно, ее составом, мы должны признать, что речь идет о случае массовой коммуникации. Но учитывая характер комму­никатора и организации канала, можем сказать, относится ли он к СМИ или к более широкому кругу массовых коммуникаций. Срав­ним форум на сайте газеты и блоги: оба случая — массовые комму­никации. Но первый — особый: это СМИ. Еще пример: слухи и радиовещание: первый случай — массовая коммуникация, где масса участвует в производстве и распространении информации. Второй — тоже массовая коммуникация, но здесь участие массы в коммуникации организуется институционализированным, регу­лярно действующим и (в принципе) социально ответственным профессиональным коммуникатором, что характерно для СМИ.

Вывод: Массовые коммуникации — один из типов социальной коммуникации. СМИ — один из видов массовой коммуникации.

Журналистика

Д. Маккуэйл ставит в общий ряд все виды теорий в рассматри­ваемой области, выделяя:

— обществоведческую (природа, действие и эффекты МК, вклю­чая социологический, психологический, политологический под­ходы);

— культурологическую (оценка, анализ артефактов в свете опре­деленных критериев);

— нормативную (анализ того, как медиа должны действовать). Направление идет от социальной философии и идеологии опреде­ленного общества; играет роль как средство легатимации медиа­институтов, определяет ожидания от медиа со стороны других со­циальных агентов и аудитории;

— здравого смысла (расхожие представления на основе житей­ского опыта).

У Д. Маккуэйла обозначены и три традиции исследований мас­совой коммуникации:

— структуралистская (от социологии; с включением историче­ского, политического, юридического и экономического подходов; социоцентристская);

— бихевиористская (от психологии и социальной психологии; включает социологический подход, в том числе анализ социального поведения в данной сфере; социоцентристская);

— культурологическая (корни в гуманитарных науках, антропо­логии, лингвистике; медиацентристская, включает широкий круг теорий — феминизм, семиотику, психоанализ; теорию кино и ли­тературы). Ее представителей более всего занимает глубокий ана­лиз отдельных ситуаций нежели обобщения (McQuail, 2010).

В западной литературе различают медиацентристский и социально-центристский подходы к исследованию интересующих нас в данном случае объектов. Рассмотрение нашего объекта как журналистики/журнализма — это медиацентристский взгляд. Он фокусируется на социальной природе, содержании, данного вида де­ятельности, ее продуктах.

Сегодня в русле интегрирующихся дисциплин, в становящемся единым теоретическом поле все-таки различим ряд относительно самостоятельных дисциплин со своими подходами к СМИ. Напри­мер, у А. Бергера это: семиотический, эстетический, психоанали­тический, социологический, политический, антропологический, литературный, философский, исторический и компаративный.

Рассматривая качественные исследования в этой сфере, А. Бергер выделяет такие подходы, как популярная культура, философия коммуникации, анализ контекста коммуникации, анализ массово­го коммуникатора, мифологические и идеологические исследова­ния (Berger, 2000).

Основываясь на предложенных подходах, можно очертить специ­фику объектов некоторых дисциплин учебного плана (см. таблицу).

Новый точечный рисунок.jpg

Сегодня, когда мы радикально меняем учебный план, переходя к двух ступенчатой системе образования, особенно актуально уточнить и унифицировать употребление ключевых понятий и за­фиксировать объекты и содержание смежных учебных курсов.

1 See: Scott J., Marshall G. (eds.) (2005) Oxford dictionary of sociology. Oxford University press. Р. 391, 91.

2 Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М.: Астрель.АСТ, Транзиткнига, 2004. С. 168.

3 Scott J., Marshall G. (eds.) (2005) Oxford dictionary of sociology. Oxford University press. P. 400.

Библиография

Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии ин­формационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. М., 2004.

Соколов А.В. Метатеория социальных коммуникаций. СПб., 2001

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2012. Гл. 1.

Berger A. (2000) Media and Communication Research Methods. Sage Publication, Inc.

Jensen K. (ed.) (2004) A Handbook of Media and Communication Research. Routledge.

Lievrouw L.A., Livingstone S. (eds.) (2007) The Handbook of New Media. Up­dated Student Edition. Sage Publications.

McQuail D. (2010) McQuail’s Mass Communication Theory. 6 th edition. Sage.

Shramm W. (ed.) (1960) Mass Communications. Urbana: University of Illinois Press.

Wimmer R. D., Do­minic J. R. (eds.) (1994) Mass Media Research. An Introduction 4 th edition. Belmont, California: Wadsworth Publ. Company.

02. Массовая коммуникация. Средства массовой информации

Общение – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это один из видов коммуникации – межличностная.

Наряду с этим выделяется понятие массовой коммуникации как разновидности социальной коммуникации.

Социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс-медиа, которая обусловлена совокупностью социально-значимых ценностей, оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных норм общения, принятых в данном обществе. Она рассматривается как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в массовом общении и включает два аспекта: коммуникативно-социальный и социально-психологический. Содержательной стороной того и другого выступает информация.

В данном контексте, информация— это содержание, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов.

Социальная информация – это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знаний. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную социальную реальность о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп.

Потоки информации, циркулирующие в обществе, обслуживают различные социальные образования (социальные институты, организации, группы).

Впервые понятие в 30-е годы сформулировал американский социолог Гарольд Лaccyэлл, анализируя язык политической пропаганды. Он определил «три функции массовой

1) информационную функцию, или обозрение окружающего мира и выявление всего

того, что могло бы поколебать систему ценностей социальной общности или ее частей;

2) преобразующую функцию, или воздействие на общество через обратную связь;

3) познавательно-культурологическую функцию, или передачу культурного

Дэннис МакКвейл (Амстердамский университет) предложил семь основных характеристик массовой коммуникации:

1) направленность на большие аудитории,

2) открытость, публичный характер;

3) сложная формальная организационная структура;

4) социально-культурная неоднородность аудитории, участвующей в процессе коммуникации; 5) коммуникант, как правило, обладает знанием о социальном статусе коммуникатора;

6) коммуникация выполняет функцию сплочения аудитории вокруг общей цели во имя решения общих задач;

7) одновременный контакт с большим числом людей, удаленных друг от друга и от коммуникатора.

В зависимости от канала распространения информации массовая коммуникация может носить формальный и неформальный характер.

Формальная – коммуникация в форме текстов того или иного технического канала массовой коммуникации. Неформальная – это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла.

Массовая коммуникация реализует ряд социальных задач:

1) создание и поддержание общей картины мира (дает глобальные знания);

2) создание и поддержание картины отдельной общности (конкретные знания);

3) социализация членов общества;

4) передача из поколения в поколение культурных ценностей;

5) предоставление массовой аудитории развлекательной, способствующей релаксации информации.

2. Каналом формальной коммуникации с большими аудиториями являются средства массовой коммуникации. К ним относят телекоммуникацию, информатику и средства массовой информации, или масс-медиа.

Телекоммуникация – это технические службы, обеспечивающие прием и передачу информации.

Информатика – система переработки данных с помощью компьютеров.

Появление средств массовой коммуникации стало настоящей революцией. В Европе точкой отсчёта обычно называют 1438 г., когда Иоганн Гутенберг основал первую европейскую типографию. Он разработал новую технологию процесса печати, использовав подвижные литеры. Письменность, которая тысячелетия развивалась от насечек на камнях до рукописных книг, относительно быстро завоевала огромную аудиторию. Распространение печатной продукции изменило мир.

Массовая информация – это вид социальной информации, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью средств массовой информации и которой хотя бы на одном из этапов ее жизненного цикла оперирует массовая аудитория. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

К характерным чертам массовой информации относятся:

- направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т.п.);

- направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

- способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;

- доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения;

- возможность интерактивного (благодаря современным информационным технологиям) обмена информацией взаимодействующих сторон;

- открытость для участия в работе органов информации в различных формах.

Массовая информация распространяется по массовым каналам (в том числе глобальным, чему порой склонны препятствовать некоторые государства) и потребляется массовой аудиторией.

Средства массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

- печатные издания (пресса): газеты, журналы;

- электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

СМИ имеют следующие признаки:

- массовость (применительно к законодательству РФ, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

СМИ – понятие правовое, их деятельность регулируется законодательством.

Все виды средств массовой коммуникации объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций – Интернете.

3. Периодизация и типология исследований эффектов воздействия СМИ

Расширению исследований в этой области способствовали актуальные социальные проблемы — необходимость изучения медиа в качестве возможного источника насилия, фрустрации, агрессивности. Изучение эффектов деятельности СМИ предполагает исследование изменений в сознании и поведении людей, происходящих под воздействием массовой коммуникации. Выделяют три основных этапа исследования эффектов.

Третий этап исследования эффектов (с начала 70-х годов по настоящее время) характеризуется тем, что отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации.

4. Группы эффектов воздействия СМИ по Болл-Рокичу и Де Флюэру (на основании общих эффектов коммуникации)

Эффекты когнитивные : формирование установок; определение приоритетных тем; расширение представлений людей; уточнение ценностных ориентации.

Эффекты аффективные : формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе.

Эффекты поведенческие : активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности).

Типология проявлений эффектов массовой коммуникации по МакКвейлу.


Полюсам и горизонтальной оси являются эффекты краткосрочный и долгосрочный. Полюсами вертикальной оси – эффекты планируемые и непланируемые.

Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.

Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет подражания и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т.д.

Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.

Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в средствах массовой коммуникации, а также сети межличностной коммуникации.

Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.

Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.

Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п.

Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам, обществу в целом или совокупности обществ.

5. Концепции эффектов воздействия СМИ на социальные группы и общество

Модель зависимости эффектов массовой коммуникации . Средства массовой коммуникации трактуются как информационные системы, глубоко включенные в процессы формирования стабильности, изменений и конфликтов на уровне социума в целом, на межгрупповом и индивидуальном уровнях. В современных условиях люди становятся зависимыми от средств массовой коммуникации. Прежде всего это касается информации, знаний и оценок о происходящем в обществе. Аудитория, массовая коммуникация и социальная система находятся в высокой степени взаимозависимости. Причем, характер этих взаимосвязей существенно отличается в различных обществах.

- Когда общества находятся в состоянии кризисов, революционных или эволюционных изменений, неизбежно происходят кардинальные трансформации в ценностных представлениях и установках людей. Это сопряжено с более активной, чем в стабильные периоды, циркуляцией социальной информации.

- Группы, составляющие аудиторию, оказываются в неодинаковом положении в связи с изменениями социальных условий. Как правило, элитные группы общества имеют больший доступ и контроль над массовой коммуникацией и, соответственно, меньшую от них зависимость.

1) информационные: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем;

2) самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей;

3) интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения;

4) развлечения: релаксации, отвлечения от повседневных проблем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей.


Источниками массовой коммуникации могут стать как социальные институты, то есть государство и государственные структуры, экономические субъекты, обладающие достаточными ресурсами для проведения собственной информационной политики, элементы гражданского общества (например, политические партии) и профессиональные медиа-группы — сообщества, объединенные общей профессиональной деятельностью и/или интересами и ведущие в информационном пространстве самостоятельную информационную деятельность, так и медиа-персоны.

  1. определенный минимум общих фоновых знаний;
  2. владение общим кодом — необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц;
  3. умение пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы;
  4. обладание мотивацией — обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации, при которой целенаправленная информация отвечает ожиданиям ее получателя [6, c. 140].

По критерию характера опосредования коммуникативного взаимодействия выделяют естественные и искусственные коммуникационные каналы. В отличие от естественных, искусственные (технические) каналы — это те посредники, которые выражены в некой материальной форме.

В условиях продолжающейся глобализации роль СМК всё возрастает, поэтому всё чаще о них говорят как о социальном институте. И. П. Яковлев говорит о шести основных чертах СМК как социальных институтов:

1. Наличие организаций;

2. Наличие правовой основы;

3. Наличие подготовленных кадров;

4. Подчинение деятельности СМК законам рынка;

5. Массовость аудитории;

6. Важная роль СМК в социализации [11, c. 37].

Также Яковлев выделяет следующие функции СМК:

− объективного информирования о событиях и процессах (объективная функция);

− оценки значимости событий и процессов с позиций чьих-то интересов, в том числе их критика (субъективная функция);

− анализа и участия в управлении социально-политическими процессами (системно-управленческая) [11, c. 45].

Таким образом, СМК являются сложным комплексным феноменом, а также социальным институтом, выполняющим в современном обществе определённые функции.

Явление массовой коммуникации, в отличие от других видов коммуникации, подразумевает способность к передаче информации сразу большому количеству людей, среди которых могут выделяться разные по своим интересам или опыту группы. Этой способностью обладают средства массовой информации (СМИ), поэтому можно говорить о том, что в настоящее время каналы массовой коммуникации реализуются через СМИ.

Согласно Закону РФ о СМИ, под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [4].

С. А. Зелинский, говоря о средствах массовой информации, понимает под ними средства распространения информации, характеризующиеся: 1) обращенностью к массовой аудитории; 2) общедоступностью; 3) корпоративным характером производства и распространения информации [5, c. 272].

Для наиболее эффективного воздействия на общественность в массовой коммуникации используются те разновидности СМИ, которые способны в каждом конкретном случае быть наиболее действенными для достижения поставленной задачи. Поскольку часто возникает необходимость влияния на разные группы общественности, существуют различные типы СМИ.

Читайте также: