Сообщение г свиридов поэма памяти сергея есенина

Обновлено: 15.05.2024

Примечание: предлагаемый разбор отнюдь не является исчерпывающим и максимально подробным. Его можно и нужно дополнять материалами из учебников – Советская музыкальная литература, вып. 1 (любое изд.) и Отечественная музыкальная литература 1917 – 1985, вып. 2. – М., Музыка, 2002. – С. 167 – 178.

После данного произведения С-ва к стихам Есенина стали обращаться многие советские композиторы.

Поэма написана для тенора соло, смешанного хора и симф. оркестра. Тенор соло звучит здесь как голос самого поэта, задушевно, лирично.

В Поэме 10 частей, объединенные в пять пар: 1 – 2, 3 – 4 и т.д. В каждой паре части следуют attacca. 1-я и последняя играют роль пролога и эпического финала, 9-я часть содержит явную репризность музыки, хотя и не буквальную по отношению к 1-й. Кроме 5-й – 6-й частей, внутри каждой пары есть яркий внутренний контраст. Части 1 – 6 написаны на дореволюционные стихи Есенина, части 7 – 10 – на послереволюционные. Контраст этих крупных неравных частей Поэмы – очень яркий.

1 – Край ты мой заброшенный

3 – В том краю, где желтая крапива

5 – Ночь под Ивана Купала

6 – Ночь под Ивана Купала

8 – Крестьянские ребята

9 – Я – последний поэт деревни

10 – Небо – как колокол

Краткий разбор по номерам


В клавире же он записан так:


№ 3 – во многом близок 1-му. Хора нет, только тенор соло (единств. раз в произведении). 2 гобоя в оркестре напоминают пастушьи жалейки. Очень выразительны удары литавр в оркестровой кульминации. Эта часть выражает настроение одиночества, тоски, раскрывает типичную для Есенина тему каторжан, разбоя, анархического бунта, бесплодно растраченных сил и загубленных жизней.

№№ 5 и 6 – связаны одним названием. Это центр всего произведения, где говорится о чем-то особо важном, сокровенном – старинном языческом обряде и рождении поэта.

№ 5 отличается таинственно-волшебным колоритом, связанным с особым, удивительным временем года – летним солнцеворотом, т.е. самым длинным днем и самой короткой ночью. Вместо ночи – лишь сумерки, белые ночи, которые можно наблюдать и у нас на Урале.

№ 10 – ярко финальный, ораториальный, эпический по характеру музыки. В инструментовке, фактуре претворена колокольность.

По смыслу текста и музыки этот номер – мучительное, достигнутое ценой огромных усилий приятие нового, где внутренний трагический надлом не исчезает до конца части, соединяются праздничность и тревога. Хор, tutti оркестра, ff. Поэт здесь словно сливается с народом, растворяется в нем. В гармонии интересно сочетаются фа минор и ля-бемоль мажор – по-разному в начале и в конце части (уточните в нотах, как это сделано).

Из Поэмы надо знать: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10 – подробно, остальные – только на слух.

Состав исполнителей: тенор, хор, оркестр.

История создания

Сергей Есенин

Первоначальным замыслом было — написать цикл романсов для голоса и фортепиано, но вскоре композитор понял, что создаваемое сочинение далеко выходит за рамки камерного. Получилась, по существу, оратория для солиста, хора и оркестра, хотя и названная поэмой. Так она и осталась существовать в двух вариантах — симфоническом и фортепианном.

Музыка

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — аналог симфонического адажио, пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси.

Характеристика хорового стиля Г. Свиридова, художественное новаторство композитора. Принцип функционально-гармонического остинато и контрастного сопоставления-чередования созвучий различной гармонической плотности. Общий анализ "Поэмы памяти С. Есенина".

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 34,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Георгий Свиридов

I. Характеристика хорового стиля Г. Свиридова

II. Поэма памяти С. Есенина

Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и ораториях 50-60-х годов хор становится выразителем крупнейших, значительнейших музыкальных замыслов, сокровенных чувств и дум художника.

1. Характеристика хорового стиля Г. Свиридова

На рубеже 60-70-х годов Свиридов обращается в некоторых сочинениях к архаическим, преданным забвению или малоизвестным пластам отечественной музыкальной культуры, в частности, к использованию попевок и ладоинтонационного колорита знаменной монодии. Работа композитора в данном направлении не только принесла замечательные открытия, но и способствовала возрождению интереса к национальному средневековому искусству.

Художественное новаторство композитора неотделимо от содержания музыки, вмещаемых ею образов и этических идей. Несколько тематических линий более или менее последовательно проходят через всё творчество Свиридова. Первая линия связана с музыкальным воплощением событий бурных революционных лет, её можно условно назвать национально-эпической. Вторая линия - лирическая с заметным акцентом на психологической стороне образов. Третья линия - фольклорная

Становление и эволюция хорового стиля Свиридова неразрывно связаны с процессом обновления хорового письма, поисками новых композиционно-структурных и выразительных средств.

Музыкальное интонирование всегда базируется у Свиридова на ясной музыкальной основе, поэтому приметой интонационного новаторства композитора оказывается новаторство ладомелодическое, сопровождаемое обновлением тонального колорита.

Опирающиеся на классические закономерности мелодических структур, мелодии Свиридова довольно обычны по своему интервальному составу. Однако благодаря включению их в индивидуально-авторский семантический и ладогармонический контекст они получают оригинальные ладогармонические оттенки, высвечиваются свежими ладомодальными красками.

Мелодии Свиридова - интонационно простые и ясные, преимущественно диатонические - обретают яркую стилевую характерность в полном ладовом соответствии со своим гармоническим окружением, также диатоническим. Это условие особенно типично для хоровых партитур композитора, где мелодическая интонационность проявляется одновременно во множестве голосов и подголосков с их тонким переплетением и взаимодействием. Единство мелодико-интервальной и ладогармонической структур - одна из характерных особенностей стиля Свиридова.

Развёрнутые трихордовые мелодические построения у Свиридова довольно редки, чаще они включаются в более сложный - многоступенный - мелодический контекст, но генетическая зависимость подобных мелодий от соответствующих фольклорных образцов очевидна.

В обеих названных песенно-хоровых сферах композитор широко развивает и обновляет типичные черты жанров, послуживших прообразами этих произведений. Образность музыки наполняется новым содержанием, а песенность обогащается органичным синтезом массовых, широко бытующих интонаций с новыми - оригинально-свиридовскими.

Гармоническое мышление Свиридова - обширная область его музыкального новаторства, важнейшая составная часть его стиля. Своеобразие гармонического языка Свиридова - в сочетании двух взаимодополняющих контрастных начал: в области диатонических ладовых структур и сферы изысканно-хроматических построений. Можно назвать несколько принципов гармонии Свиридова, объединяющих названные сферы:

Принцип резонансной гармонии, обуславливающий формирование аккордики целиком или преимущественно из звуков мелодии, иначе говоря - свёртывание мелодии в гармоническую вертикаль. Здесь, как и в случае с гармоническим остинато, проявилась общая тенденция свиридовского мышления к последовательной экономии, лаконизму средств выражения, рационально-компактному использованию тематического материала. Следуя этому принципу, композитор применяет его выборочно, преимущественно в рамках целотоновых структур и созвучий пентатонического происхождения.

Такая гармонизация, помимо стилевой оригинальности, обеспечивает структурное единство мелодических и аккордовых построений.

Принцип контрастного сопоставления-чередования созвучий различной гармонической плотности.

Своеобразие структур такого рода - в принципиальном отличии их интонационной природы и семантики от типичных кластеров инструментальной музыки. Там они функционируют в качестве красочно-сонорных созвучий-пятен, тогда как в хоровом звучании образуются чаще вследствие постепенного добавления новых тонов к уже звучащим, рождаясь в процессе мелодического интонирования, и служат средством экспрессивно-интонационного обострения. Начиная с 70-х годов, в произведениях Свиридова часто встречаются кластеры, образованные из звуков диатоники, особенно в зонах гармонических кульминаций и непосредственно перед заключительной каденцией, в этом вновь обнаруживается действие принципа изменения гармонической плотности и одновременно подтверждается основополагающая роль диатоники в гармонической системе композитора.

2. Поэма памяти Сергея Есенина

Любовь к родному краю

И ещё одна особенность свойственна этому ораториальному произведению, сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов - эпического и лирического.

И сразу же, с первой части зарождается основная тема, предсказанная эпиграфом, - тема Поэта и Родины в их неразрывном единстве, сплетении. Развёртываясь на протяжении десяти самостоятельных разделов цикла, высвечиваясь с разных сторон, она разрастается, ширится, движется во времени, в истории.

О русском, о народном - по-русски и по-народному, но при этом и по-своему. Таков принцип выражения Свиридова в первой части (как и во всей поэме). Это песня родственная народным и по языку и по строению (на основе пяти строф стихотворного текста Свиридов создал два песенных куплета с дополнением). Её истоки и в старой крестьянской песенности, и в более современной, городской. С начала до конца музыка выдержана в одном настроении. И в то же время при каждом повторении напев несколько меняется - как в крестьянской песне.

Начало части - гудение басов с парящим высоко вверху флажолетом контрабаса, холодный звук флейты и тихие, вибрирующие удары далёкого колокола. Лаконичный, но очень ёмкий образ. В нём - и застылость, и простор, и печаль русских равнин.

Так подготавливается вступление мужского хора (второй куплет). Теперь мелодию ведут все тенора, а басы сопровождают её подголоском с раскачивающимися квартами. И вот - вершина страстного напряжения:

Вороны без промаха

В окна бьют крылом,

Как метель, черёмуха,

Вновь взметнулся напев вверх (его перенимает солист). Впервые гармонический бас надолго покидает тонику. Всё ожило и затрепетало. А возникшие ещё раньше в оркестре равномерные резкие аккорды дерева и взлёты октав у струнных звучат теперь с грозной силой, как страшные удары крыльев и порывы ветра. И всё выливается в стон хора и два редких, но очень мощных (с участием трёх тромбонов) аккорда: колокол зазвучал как набат.

Поистине трагическая картина! И не только потому, что в музыке столько боли и тоски, но и потому что эти чувства выражены с огромной силой, с широким размахом и притом без какого-либо нервического содрогания: ни на миг не сбился, не участился ровный ритм песни. Величавость, присущая настоящей трагедии…

Всё дальнейшее - это короткое послесловие:

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Грозная картина удалилась, стала видением, призраком. Стонущие интонации подголоска превратились в вопросительные. У солиста одинокие, разделённые паузами отрывки напева, а последний звук - тянущаяся без разрешения квинта, повисающая, как безответный вопрос. Раздумье без вывода, оцепенение. Ровные, плавные, мягкие линии у скрипок бесстрастно уносятся ввысь, застилая простор пеленою. Сквозь неё, как последнее напоминание, доносятся - снова уже тихие - удары далёкого колокола и плач флейты.

Значительность и размах образов, созданных Свиридовым во второй части поэмы, не позволяют принять её за обычный пейзаж. Видится здесь картина русской природы. А услышать можно нечто большее: мысль о могучих, богатырских силах, что таятся в русском народе, и мечту о лучших, светлых днях, которые должны наступить после гроз и бурь.

Утренним пастушьим наигрышем - свежей, звонкой фразой флейт и кларнетов - начинается часть. И с той же фразой вступает хор - сопрано. Это не только запевка, но и мелодическое зерно всей части, с ясными, по-глинкински светлыми и чистыми интонациями.

По своему обычаю, к пейзажу Свиридов добавляет в третьем куплете жанр. Возникает сцена девичьего хоровода. Устанавливается танцевальный ритм. Бряцают балалайки, тихонечко наигрывают кугиклы, позвякивает бубен, доносится стук колотушки - полная бытовая наглядность! И всё же это - не только жанровая картинка. У хора сохраняются те же заклинательные интонации, и им отвечает ещё более мощное, чем в первом куплете, выкликание Купалы. Танец соединяется с обрядом, вернее говоря, входит в него, участвует в нём, как то и свойственно языческому действу.

Бьётся эта рать -

Чтоб владеть землёй

Да весь век пахать.

Небо - как колокол,

Мать моя - родина,

Состав оркестра объёмен, однако в звучании нет никакого роскошества. (Композитор использует тройной состав - с четырьмя флейтами и шестью валторнами, с использованием всех видовых инструментов с расширенной ударной группой, в которую введены такие редкие инструменты, как церковные колокола, цеп и молоток).

Колокольность - одна из органиченных примет различных пластов русской культуры. Колокольные звоны вошли и в профессиональное искусство - в русскую симфоническую музыку и особенно в эпическую оперу. Голос колокола отождествляем с голосом поэта, сокровенно связанного с судьбой своего народа.

Образ Есенина воплощен в музыке Свиридова глубоко поэтично, возвышенно, сам отбор стихотворений свидетельствует о собственной точке зрения на его творчество. Национальное крестьянское и область высокой лирики - то, что характеризует Есенина именно как большого поэта, органически связанного с родиной, - привлекает композитора больше всего.

Наконец, влияние вокального цикла можно усмотреть, с одной стороны, в наличии лирического героя, с другой - в принципе объединения многочастной композиции (характерном и для кантаты), осуществляемого не на основе сквозного сюжетного последования, а благодаря специфическим музыкальным и поэтическим связям и сопоставлениям самостоятельных, обособленных частей, которые, в результате, образуют художественное целое с единой идеей и богатым, многозначным подтекстом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература ХХ века. - М.: Музыка, 2003.

2. Брянцева В. С.В. Рахманинов. - М.: Сов. композитор, 1976.

3. Георгий Свиридов: Сборник статей и исследований / Сост. Р. Леднев. - М.: Музыка, 1979.

4. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. - М.: Советский композитор, 1989.

5. Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей / Сост. А. Белоненко. - М.: Советский композитор, 1990.

6. Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Советский композитор, 1972.

7. Усова И. Хоровая литература. - М.: Музыка, 1988.

Подобные документы

Творчество Родиона Щедрина. Концерты для фортепиано с оркестром, фортепианные произведения в различных жанрах. Массовая песня довоенного времени. Симфонический цикл Г. Свиридова "Поэма памяти Сергея Есенина". Средства выразительности народной музыки.

контрольная работа [34,6 K], добавлен 17.01.2012

Основные черты творческого стиля Свиридова - советского и российского композитора, пианиста. Музыка к драме "Царь Федор Иоаннович", написанная в 1973 г. для спектакля московского Малого театра. Слова и начальная интонация "Покаянного стиха" произведения.

реферат [811,1 K], добавлен 10.05.2015

Биография композитора. Песня и романс, вокальная музыка. Традиции вокальной и вокально-симфонической музыки. Работы для музыкального театра. Мировая слава Свиридова. Музыка к кинофильмам, опереттам. Всенародная любовь.

доклад [7,8 K], добавлен 27.10.2006

Память - определение, классификация видов памяти, процессы и механизмы памяти. Определение музыкальной памяти. Память и ее значение. Ассоциации. Классификация видов памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Психологи и музыканты о музыкальной памяти.

дипломная работа [829,3 K], добавлен 23.06.2007

Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

В первой части содержится характеристика хорового стиля Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию.Хоровая звучность вводится им в драматическое повествование о чрезвычайных по исторической значимости событиях, в которых народ был центральной движущей силой. Как бы от его имени хор выступает в разных образных ипостасях, во многих сочинениях Свиридова он звучит поистине как глас народа. В трактовке хора как голоса масс прослеживается традиция, восходящая к русской классике XIX века. Всё это насыщает музыку Свиридова пафосом духовной сопричастности великим и трагическим событиям отечественной истории и придаёт выраженным в ней чувствам эпический масштаб, благодаря чему они обретают всеобщий, надличностный и обобщённый смысл.

Наконец, влияние вокального цикла можно усмотреть, с одной стороны, в наличии лирического героя, с другой – в принципе объединения многочастной композиции (характерном и для кантаты), осуществляемого не на основе сквозного сюжетного последования, а благодаря специфическим музыкальным и поэтическим связям и сопоставлениям самостоятельных, обособленных частей, которые, в результате, образуют художественное целое с единой идеей и богатым, многозначным подтекстом.

ВложениеРазмер
esenin_sviridov.doc 378 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Характеристика хорового стиля Г. Свиридова 4
  2. Поэма памяти С.Есенина 9

Список литературы 19

Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и ораториях 50 – 60-х годов хор становится выразителем крупнейших, значительнейших музыкальных замыслов, сокровенных чувств и дум художника.

На рубеже 60 – 70-х годов Свиридов обращается в некоторых сочинениях к архаическим, преданным забвению или малоизвестным пластам отечественной музыкальной культуры, в частности, к использованию попевок и ладоинтонационного колорита знаменной монодии. Работа композитора в данном направлении не только принесла замечательные открытия, но и способствовала возрождению интереса к национальному средневековому искусству.

Художественное новаторство композитора неотделимо от содержания музыки, вмещаемых ею образов и этических идей. Несколько тематических линий более или менее последовательно проходят через всё творчество Свиридова. Первая линия связана с музыкальным воплощением событий бурных революционных лет, её можно условно назвать национально-эпической. Вторая линия – лирическая с заметным акцентом на психологической стороне образов. Третья линия – фольклорная

Становление и эволюция хорового стиля Свиридова неразрывно связаны с процессом обновления хорового письма, поисками новых композиционно-структурных и выразительных средств.

Музыкальное интонирование всегда базируется у Свиридова на ясной музыкальной основе, поэтому приметой интонационного новаторства композитора оказывается новаторство ладомелодическое, сопровождаемое обновлением тонального колорита.

Опирающиеся на классические закономерности мелодических структур, мелодии Свиридова довольно обычны по своему интервальному составу. Однако, благодаря включению их в индивидуально-авторский семантический и ладогармонический контекст они получают оригинальные ладогармонические оттенки, высвечиваются свежими ладомодальными красками.

Мелодии Свиридова – интонационно простые и ясные, преимущественно диатонические – обретают яркую стилевую характерность в полном ладовом соответствии со своим гармоническим окружением, также диатоническим. Это условие особенно типично для хоровых партитур композитора, где мелодическая интонационность проявляется одновременно во множестве голосов и подголосков с их тонким переплетением и взаимодействием. Единство мелодико-интервальной и ладогармонической структур – одна из характерных особенностей стиля Свиридова.

Развёрнутые трихордовые мелодические построения у Свиридова довольно редки, чаще они включаются в более сложный – многоступенный – мелодический контекст, но генетическая зависимость подобных мелодий от соответствующих фольклорных образцов очевидна.

В обеих названных песенно-хоровых сферах композитор широко развивает и обновляет типичные черты жанров, послуживших прообразами этих произведений. Образность музыки наполняется новым содержанием, а песенность обогащается органичным синтезом массовых, широко бытующих интонаций с новыми – оригинально-свиридовскими.

Гармоническое мышление Свиридова – обширная область его музыкального новаторства, важнейшая составная часть его стиля. Своеобразие гармонического языка Свиридова – в сочетании двух взаимодополняющих контрастных начал: в области диатонических ладовых структур и сферы изысканно-хроматических построений. Можно назвать несколько принципов гармонии Свиридова, объединяющих названные сферы:

Принцип резонансной гармонии , обуславливающий формирование аккордики целиком или преимущественно из звуков мелодии, иначе говоря – свёртывание мелодии в гармоническую вертикаль. Здесь, как и в случае с гармоническим остинато, проявилась общая тенденция свиридовского мышления к последовательной экономии, лаконизму средств выражения, рационально-компактному использованию тематического материала. Следуя этому принципу, композитор применяет его выборочно, преимущественно в рамках целотоновых структур и созвучий пентатонического происхождения.

Такая гармонизация, помимо стилевой оригинальности, обеспечивает структурное единство мелодических и аккордовых построений.

Принцип контрастного сопоставления-чередования созвучий различной гармонической плотности.

. Своеобразие структур такого рода – в принципиальном отличии их интонационной природы и семантики от типичных кластеров инструментальной музыки. Там они функционируют в качестве красочно-сонорных созвучий-пятен, тогда как в хоровом звучании образуются чаще вследствие постепенного добавления новых тонов к уже звучащим, рождаясь в процессе мелодического интонирования, и служат средством экспрессивно-интонационного обострения. Начиная с 70-х годов, в произведениях Свиридова часто встречаются кластеры, образованные из звуков диатоники, особенно в зонах гармонических кульминаций и непосредственно перед заключительной каденцией, в этом вновь обнаруживается действие принципа изменения гармонической плотности и одновременно подтверждается основополагающая роль диатоники в гармонической системе композитора.

2.Поэма памяти Сергея Есенина

Любовь к родному краю

И ещё одна особенность свойственна этому ораториальному произведению, сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов – эпического и лирического.

И сразу же, с первой части зарождается основная тема, предсказанная эпиграфом, - тема Поэта и Родины в их неразрывном единстве, сплетении. Развёртываясь на протяжении десяти самостоятельных разделов цикла, высвечиваясь с разных сторон, она разрастается, ширится, движется во времени, в Истории.

О русском, о народном – по-русски и по-народному, но при этом и по-своему. Таков принцип выражения Свиридова в первой части (как и во всей поэме). Это песня родственная народным и по языку и по строению (на основе пяти строф стихотворного текста Свиридов создал два песенных куплета с дополнением). Её истоки и в старой крестьянской песенности, и в более современной, городской. С начала до конца музыка выдержана в одном настроении. И в то же время при каждом повторении напев несколько меняется – как в крестьянской песне.

Начало части – гудение басов с парящим высоко вверху флажолетом контрабаса, холодный звук флейты и тихие, вибрирующие удары далёкого колокола. Лаконичный, но очень ёмкий образ. В нём – и застылость, и простор, и печаль русских равнин.

Так подготавливается вступление мужского хора (второй куплет). Теперь мелодию ведут все тенора, а басы сопровождают её подголоском с раскачивающимися квартами. И вот – вершина страстного напряжения:

Вороны без промаха

В окна бьют крылом,

Как метель, черёмуха,

Вновь взметнулся напев вверх (его перенимает солист). Впервые гармонический бас надолго покидает тонику. Всё ожило и затрепетало. А возникшие ещё раньше в оркестре равномерные резкие аккорды дерева и взлёты октав у струнных звучат теперь с грозной силой, как страшные удары крыльев и порывы ветра. И всё выливается в стон хора и два редких, но очень мощных (с участием трёх тромбонов) аккорда: колокол зазвучал как набат.

Поистине трагическая картина! И не только потому, что в музыке столько боли и тоски, но и потому что эти чувства выражены с огромной силой, с широким размахом и притом без какого-либо нервического содрогания: ни на миг не сбился, не участился ровный ритм песни. Величавость, присущая настоящей трагедии…

Всё дальнейшее – это короткое послесловие:

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Грозная картина удалилась, стала видением, призраком. Стонущие интонации подголоска превратились в вопросительные. У солиста одинокие, разделённые паузами отрывки напева, а последний звук – тянущаяся без разрешения квинта, повисающая, как безответный вопрос. Раздумье без вывода, оцепенение. Ровные, плавные, мягкие линии у скрипок бесстрастно уносятся ввысь, застилая простор пеленою. Сквозь неё, как последнее напоминание, доносятся – снова уже тихие – удары далёкого колокола и плач флейты.

Значительность и размах образов, созданных Свиридовым во второй части поэмы, не позволяют принять её за обычный пейзаж. Видится здесь картина русской природы. А услышать можно нечто большее: мысль о могучих, богатырских силах, что таятся в русском народе, и мечту о лучших, светлых днях, которые должны наступить после гроз и бурь.

Утренним пастушьим наигрышем – свежей, звонкой фразой флейт и кларнетов – начинается часть. И с той же фразой вступает хор – сопрано. Это не только запевка, но и мелодическое зерно всей части, с ясными, по-глинкински светлыми и чистыми интонациями.

По своему обычаю, к пейзажу Свиридов добавляет в третьем куплете жанр. Возникает сцена девичьего хоровода. Устанавливается танцевальный ритм. Бряцают балалайки, тихонечко наигрывают кугиклы, позвякивает бубен, доносится стук колотушки – полная бытовая наглядность! И всё же это – не только жанровая картинка. У хора сохраняются те же заклинательные интонации, и им отвечает ещё более мощное, чем в первом куплете, выкликание Купалы. Танец соединяется с обрядом, вернее говоря, входит в него, участвует в нём, как то и свойственно языческому действу.

Бьётся эта рать –

Чтоб владеть землёй

Да весь век пахать.

Небо – как колокол,

Мать моя – родина,

Состав оркестра объемен, однако в звучании нет никакого роскошества. (Композитор использует тройной состав – с четырьмя флейтами и шестью валторнами, с использованием всех видовых инструментов с расширенной ударной группой, в которую введены такие редкие инструменты, как церковные колокола, цеп и молоток).

Колокольность – одна из органичнейших примет различных пластов русской культуры. Колокольные звоны вошли и в профессиональное искусство – в русскую симфоническую музыку и особенно в эпическую оперу. Голос колокола отождествляем с голосом поэта, сокровенно связанного с судьбой своего народа.

Образ Есенина воплощен в музыке Свиридова глубоко поэтично, возвышенно, сам отбор стихотворений свидетельствует о собственной точки зрения на его творчество. Национальное крестьянское и область высокой лирики – то, что характеризует Есенина именно как большого поэта, органически связанного с родиной, - привлекает композитора больше всего.

Наконец, влияние вокального цикла можно усмотреть, с одной стороны, в наличии лирического героя, с другой – в принципе объединения многочастной композиции (характерном и для кантаты), осуществляемого не на основе сквозного сюжетного последования, а благодаря специфическим музыкальным и поэтическим связям и сопоставлениям самостоятельных, обособленных частей, которые, в результате, образуют художественное целое с единой идеей и богатым, многозначным подтекстом.

1. Аверьянова О. Отечественная музыкальная литература ХХ века. – М.: Музыка, 2003.

2. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976.

3. Георгий Свиридов: Сборник статей и исследований / Сост. Р. Леднев. – М.: Музыка, 1979.

4. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. – М.: Советский композитор, 1989.

5. Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей / Сост. А. Белоненко. – М.: Советский композитор, 1990.

6. Сохор А. Георгий Свиридов. – М.: Советский композитор, 1972.

7. Усова И. Хоровая литература. – М.: Музыка, 1988.

Читайте также: