Сообщение фредерик шопен танцевальная музыка

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 8. Ф. Шопен. Мазурки и полонезы

МАЗУРКИ .

Мазурка — польский народный танец. Название этого танца произошло от наименования жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец.

Отличительные черты мазурки:

· трехдольный метр (3\4 или 3\8);

· резкие и частые акценты на 2 или 3 доле такта.

Мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев в XVII веке, а в XIX веке танец получил распространение как бальный танец. С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты, прежде всего польские композиторы (например учитель Шопена – Юзеф Эльснер).

· МАзур - появился в области Мазовии, акценты на разных долях такта;

· КуЯвяк — появился в области Куявия, лирическая, медленная мазурка, акцент на любой доле четвертого такта

· ОбЕрек — появился в области Куявия, акцент на третьей доле каждого второго такта.

Мазурка в классической музыке связана с именем Ф. Шопена, который воспроизвел и творчески обобщил особенности танца. Он написал 58 фортепианных мазурок.

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа:

Отличительные черты мазурок Шопена:

· прихотливость ритмического рисунка;

· субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии;

· сочетание нескольких контрастных эпизодов .

Основные группы мазурок Шопена:

Лирическая Мазурка ля минор (ор. 68, № 2) идет в необычно медленном темпе — Lento (медленно). В крайних частях трехчастной репризной формы грациозное изящество сочетается с грустной задумчивостью. Такое настроение оттеняет светлая средняя часть в ля мажоре. Эту пьесу Шопен сочинил еще до отъезда из Варшавы. Поздние его лирические мазурки — целые небольшие поэмы, проникнутые воспоминаниями о родине.


Исполнялся в начале балов, подчеркивая торжественность мероприятия. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы (Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью, Войцех Живный (учитель Шопена), Юзеф Эльснер (учитель Шопена)). Полонезы Шопена (16 полонезов) стали непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены мыслями об исторических судьбах Польши.

Таков и получивший большую известность Полонез ля мажор. По своему характеру он торжественный, героический, маршеобразный, преобладает аккордовая фактура. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе.

Слушаем Полонез Огиньского

Д,З. Послушать произведения из урока полностью к угадайке, выучить определения.

Вальсы Шопена

Вальсы Шопена

Его называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Имя этого гениального музыканта Фредерик Шопен . Он не сочинял ни опер, ни балетов, да и симфоническая музыка его особо не привлекала. Будучи превосходным пианистом, маэстро практически все свои произведения писал для фортепиано. Это баллады, ноктюрны, экспромты, этюды, прелюдии, полонезы, мазурки и, несомненно, вальсы - шедевры элегантности, благородства и изысканности. Изначально в классической музыке самыми выдающимися образцами данного жанра были именно вальсы Шопена.

Историю создания Вальсов Шопена и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Фредерик Шопен прожил недолгую жизнь, но написал много замечательных произведений, среди которых вальсы занимают не последнее место. Своё первое творение в этом жанре композитор сочинил в четырнадцать лет, а последнее за два года до своей преждевременной кончины. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, какое вальсовое наследие у Шопена , но есть предположение, что оно насчитывает более двадцати произведений. При жизни композитор опубликовал всего лишь восемь вальсов, остальные девять, вошедшие в полное собрание сочинений были напечатаны лишь после смерти Шопена.

Фредерик Шопен

Особую популярность вальс получил в первое десятилетие XIX века: он покорил всех своими полётными, кружащимися движениями. Фридерик Шопен тоже был не равнодушен к этому танцу, а сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.

Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Влюблённый Шопен, шесть месяцев страдая от любви, стеснялся с ней даже заговорить.

Констанция Гладковская и Фредерик Шопен
Мария Водзиньская, возлюбленная Шопена

Жорж Санд и Фредерик Шопен
Дельфина Потоцкая

Интересные факты

Содержание вальсов Шопена

Вальсы Фредерика Шопена – это выразительные и изящные концертные произведения, прекрасные образцы романтической миниатюры, своего рода вдохновенные музыкальные поэмы. Глубокие по музыкальному содержанию и блистательные, с широким использованием богатого арсенала виртуозной пианистической техники, они являются эффектными произведениями для концертных выступлений. Свои вальсовые композиции Шопен украшает стремительными гаммообразными пассажами, различной аккордовой и октавной техникой, а также обилием интересных фигураций, являя слушателю грациозный и элегантный стиль.

Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и стремительные, живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.

Вальсы Фредерика Шопена

По своему строению вальсы Шопена различны, но большинство из них имеют трёхчастную форму. В основном они состоят из нескольких разделов и первый из них, как в рондо, периодично повторяется.

Фредерика Шопена величают музыкальным аристократом, а его вальсы называют поэтическими произведениями, в которых каждая эмоция выражена самым изысканным языком. Ясное выражение музыкальных мыслей, заключённых в отточенную, стройную форму, является неотъемлемым качеством произведений композитора данного жанра. Это делает их совершенными творениями, которые занимают достойное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вальсы Шопена

Условно можно выделить две группы:
– концертные виртуозные пьесы;
– эпические поэмы об истории Польши, в которых слышна скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее.

Одним из наиболее известных является полонез Шопена ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное произведение, отличающееся мощной, поистине оркестровой звучностью. Аккордовая фактура, использование почти всего диапазона фортепианной
клавиатуры придают звучанию большую насыщенность и плотность. Этому способствует и большая сила звука, неоднократно достигающая fortissimo.

Основная тема полонеза имеет величественный, ликующе-победный характер. Ее дополняет призывная, фанфарная вторая тема, образующая, среднюю часть произведения.

Огромная звуковая насыщенность музыки дала повод переложить полонез для оркестра различных составов (симфонического, духового).

К числу произведений танцевального характера относятся также вальсы Шопена. Как в-мазурках и полонезах, композитор преследует чисто художественные задачи и в своих вальсах — то нежных, поэтичных, то блестящих, виртуозных.

Подобно мазуркам, большинство вальсов состоит из нескольких эпизодов различного характера, часто в разных темпах. Помимо этого, излюбленный прием композитора гrubato— еле уловимое отклонение от темпа — делает эти пьесы неприменимыми для бытового танца.

Среди семнадцати вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до-диез минор. Все три темы вальса очень выразительны. Начало вальса написано в умеренном темпе. Мягко звучащая, грациозная тема образно передает начальную фигуру танца, плавную и легкую.

Небольшое ускорение темпа сопровождает вторую тему. Многократное повторение мелодической фигуры, состоящей из одних восьмых длительностей, создает впечатление кружащегося движения, легкости, полетности.

И, наконец, третья тема вальса медленная, певучая. Это скорее размышление, воспоминание о вальсе.

Вторая тема трижды повторяется, чередуясь с другими эпизодами произведения. Благодаря этому она воспринимается как при­пев. Такое построение придает форме вальса черты рондо, что весьма характерно для танцевальных пьес.

Мазурка — польский народный танец в трехдольном размере. Это танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем, мазурка стала одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и блеска.

Мазурки Шопена — пьесы танцевального характера. Шопен значительно расширил выразительные возможности мазурки, объединив в ней характерные черты:трех старинных народных танцев: это мазур,куявяк и оберек, распространенные в различных областях Польши. Мазурка была особенно близка и дорога композитору, поскольку его молодость прошла на Куявах и в Мазовии — родине этого танца.

А дальше возвращается основная тема мазурки, что придает произведению законченную форму.

Шопен и здесь сказал новое слово, значительно расширив содержание ноктюрна. Одни из его ноктюрнов отличаются вдохновенной лирикой, другие – глубиной и серьезностью мысли.

Ноктюрн фа минор можно отнести к группе лирических произведений, тонких и поэтичных. Тихо и спокойно льется повествование — задумчивое, печально- проникновенное, как исповедь человеческой души. Нежная мелодия звучит на фоне равномерного сопровождения.

Возбужденная и тревожная музыка средней части резко контрастирует с началом ноктюрна.

Смена тональностей, беспокойное Движение триолей усиливают ощущение устремленности и порыва.

Периодизация творческой биографии Шопена. Тема родины – его главная творческая тема.

Национальная характерность как самая замечательная черта шопеновского стиля. Прочная опора на польские народные истоки.

Танцевальные жанры в творчестве Ф. Шопена

Огромное значение мазурки в творчестве Шопена. Характерные типы шопеновских мазурок. Мазурки № 5, 13, 34, 47, 49.

Жанр полонеза как символ Польши, претворенный в эпическом плане. Характерные черты шопеновских полонезов. Полонезы A-dur (№ 3) и es-moll (№ 2).
Вальсы Шопена.

Ноктюрны и этюды Ф. Шопена

Жанр ноктюрна, его созвучность романтической эстетике. Концентрированное выражение лирики в ноктюрнах Шопена. Синтетический тип мелодики, типичная ноктюрновая фактура, особенности гармонии и формы. Ноктюрны Es-dur (№ 2), g-moll (№ 6), c-moll (№ 13).

Длительная история этюдного жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства. Абсолютное подчинение виртуозных сложностей творческим задачам в этюдах Шопена. Этюды E-dur (№ 3), c-moll (№ 12), a-moll (№ 23), c-moll (№ 24).

Произведения крупной формы в творчестве Ф. Шопена

Огромная популярность балладного жанра в эпоху романтизма. Основное содержание шопеновских баллад, их свободные формы. Баллада № 1 (g-moll), связь содержания ее музыки с трагическими событиями в Польше. Особенности драматургии.

Сохранение структуры классического цикла в сонатах Шопена. Наличие скрытой программы в сонате № 2 (b-moll), полярные противоположности романтизма в ее музыке. Последовательное усиление драматизма и трагедийности к концу сочинения. Знаменитые исполнительские трактовки.

Читайте также: