Сообщение фортепианный цикл детские пьесы р шумана

Обновлено: 08.07.2024

Образ детства в текстах взрослой литературы:

Такой критерий информативности пьесы отличает любую детскую пьесу И. С. Баха, Б. Бартока, Э. Сигмейстера, С.Прокофьева, Д. Шостаковича.

Поэтическая емкость детских пьес Чайковского становится притягательной и для взрослых исполнителей. Однако детский мир во всем его разнообразии, представленный сквозь гений Чайковского, обычно выносится ими на концертную площадку в виде всего сборника целиком, тем самым превращая его в цикл.

Но к кому в этом случае обращается такое исполнение? Фортепианный марафон из 24 пьес не может стать приемлемым объектом для детского восприятия. Зададим еще один вопрос: а чем отличается взрослое исполнение от детского? Ответив на этот вопрос, мы сможем ответить тогда и на следующий вопрос – кому оно адресовано. Играют ли взрослые для детей? А может быть, взрослые играют для взрослых, напоминая им забытые (или полузабытые) переживания детства?

Р. Шуман сочинил этот фортепианный цикл (Ор.15) в 1838 году. Композитор еще не был женат на Кларе Вик, ставшей впоследствии известной концертирующей пианисткой. Будучи учеником Фердинанда Вика, Шуман проживал в его доме и был знаком с его дочерью Кларой с 1830 года, которой в то время было 11 лет.

Каждый номер имеет свое название, но вспомним замечание самого композитора, который отмечал, что названия он приводит скорее как подсказку. Можно вообще не знать названий и только по прослушивании пьесы попробовать сформулировать поэтическое отношение к ней 7 .

L ӓ ndern und Menschen . О чужих странах и людях. Соль мажор. Подвижно, но задумчиво. В середине есть замедление, заканчивающееся ферматой. Moderato .

Kuriose Geschichte . Забавная история . Ре мажор. Веселый рассказ на танцевальной основе. Подвижнее, чем предыдущий номер. Используется контраст темпов на основе противопоставления танцевального и песенного начала. Allegretto .

Hasche - Mann . Игра в жмурки. Си минор. Быстро (очень быстро). Vivo .

Bittendes Kind . Просящее дитя. Ре мажор . Спокойнее, чем №1. Замедления внутри текста. Moderato .

Gl ü ckes genug . Достаточно счастья. Ре мажор . Подвижно, с воодушевлением. Allegretto .

Wichtige Begebenheit . Важное событие . Ля мажор. В темпе марша. Allegro .

Tr ӓ umerei . Грезы. Фа мажор. Очень спокойно. На протяжении одной страницы нотного текста используются три концовки с замедлением. Largo .

Am Kamin . У камина. Опять фа мажор. Подвижнее, чем предыдущая пьеса. Как будто продолжение. Allegretto .

Ritter von Steckenpferd . Верхом на палочке. До мажор. Очень быстро. Vivo .

Fast zu Ernst . Почти серьезно. Соль диез минор. Взволнованно, с чувством. Во всех кадансах встречаются замедление и фермата. Moderato con moto .

F ü rchtenmachen . Пугание. На две страницы текста тональность меняется около 10 раз: от ми минора к Соль мажору с участием До мажора. Шуман противопоставляет два темпа: задумчивый, просящий ребенок – (вспоминаются пьесы №№ 1, 4, 7). И такому состоянию противостоит ребенок, испуганный событиями со стороны. Сдвиг темпа указывается композитором особым образом: schneller .

Kind im Einschlummern . Засыпающий ребенок. Ми минор – Ми мажор в чередовании. Но темп не изменяется. Andante molto .

Der Dichter spricht. Поэт говорит. Соль мажор. Самая медленная пьеса. Largo molto .

№ 12 – продолжает линию замедления темпа. Это – очень спокойно. Спокойнее, чем № 1. В этом номере также используется дихотомия, но уже не темповая и тональная как в предыдущем номере, а ладовая: ми минор сменяется на светлый Ми мажор . Удивительное чутье композитора подсказало необходимость использования в этом номере особой ритмической фигуры, связанной с синкопой. Эффект оказался неожиданным: ощущение некоторого ускорения, которое оповещает о кодовой функции всего цикла 8 .

И наоборот, если исполнитель увлекается виртуозным началом (вспомним – Шуман предостерегал Клару Вик от этого), то №№ 3 и 9 исполняются в таком темпе, при котором детское восприятие музыки не может состояться должным образом. В этом случае быстрой игре обычно соответствует очень медленное звучание лирических пьес, что также не учитывает возможности детской психики. Такому исполнению характерна направленность на взрослых слушателей с мыслью помочь им не забывать свое детство.

1 Может быть, именно по этой причине указанные пьесы, организованные Шуманом по законам чистой инструментальной музыки, но помещенные в сборник дидактического характера, не получили распространения в концертной среде, несмотря на свою художественную ценность.

6 Цит. по: Д. Житомирский… С. 371.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Томское областное музыкальное училище им. Э.В.Денисова

Курсовая работа по анализу

Студентка 3 курса Антонова О.А.

Несонатные циклы – сюитные и сборники – составляют почти две трети фортепианного творчества Р.Шумана. Только у Р.Шумана жанр сюиты утрачивает черты чисто бытового, прикладного искусства и становится вполне самостоятельным в художественном отношении.

музыкально – психологических портретов и зарисовок, в его мышлении органично сплетаются словесное и звуковое начала, т.е. соответствие программного названия и музыкального его воплощения.

Несмотря на то, что внешне формы совпадают, каждая из них имеет свою индивидуальность. В ниже приведена общая таблица форм и их индивидуальных особенностей :

A:║BA:║ Первая часть написана в форме простого периода из двух предложений , однотональный, повторенный.

Вторая часть – развивающая. Тема звучит в басу, в тональности субдоминанты.

Реприза – точный повтор первой части в основной тональности.

A:║BA1 BA1 Первая часть – повторенный период, модулирующий в D тональность

Вторая часть – неповторенный период.

Реприза – проведение только первого периода

A:║BA:║ Первая часть – повторенный период из двух предложений, однотональный.

Вторая часть – повторенный период из двух предложений, основан на теме первой части.

Реприза -сокращенная.

Простая двухчастная форма.

A A Первая часть – период из трёх предложений.

Вторая часть – укороченная реприза. Заканчивается на серединной каденции.

Простая двухчастная форма.

A:║B. Первая часть – повторенный период из двух предложений.

Вторая часть – середина и тональная реприза (в форме периода)

Простая трехчастная форма, репризная.

A:║:B:║А Первая часть – дважды повторенный период, из двух предложений, однотональный.

Вторая часть - неповторенный период, однотональный.

Реприза – точная.

Простая трехчастная форма.

A:║BА Первая часть – повторенный период.

Вторая часть – период из трёх предложений.

Реприза – варьированная.

Простая трёх-пятичастная, форма.

A║:B A:║, дополнение. Первая часть написана в форме периода из двух предложений, однотональный.

Вторая часть – период из двух предложений, завершается в тональности доминанты. Реприза – точная с доиолнением.

Простая трехчастная форма.

A:║:BА:║ Первая часть написана в форме периода единого строения, на выдержанном доминантовом органном пункте.

Вторая часть развивающая середина (сфера субдоминантовых тональностей IV и II ступеней)

Реприза- варьированный повтор периода 1 части на тоническом органном пункте.

A B A1 BA2 Первая часть – два неповторенных периода. Второе предложение – вариант развития первого (секвенционное развитие в паралельной тональности).

Вторая часть -

Сложная трехчастная форма.

A B A С A B A Крайние части имеют простую трёхчастную репризную форму.

Вторая часть -

Простая трехчастная форма с контрастной серединой.

1. Простая трехчастная форма.

. Характер пьесы лирико-повествовательный.

Три фактурных пласта взаимодополняют друг друга:

Середина простой трехчастной формы основано на секвенционном проведении измененного начального мотива первой части. Тонально – гармонически развитие уводит в сферу параллельной тональности.

Пьеса заканчивается полной несовершенной каденцией (тоника в мелодическом положении терции). Типичная романтическая каденция связана с программным замыслом пьесы: сказка, у которой нет конца.

Средняя часть углубляет лирикопсихологический характер. Гармоническая ее особенность – проведение заглавного мотива темы в субдоминантовой тональности.

2.Сложная трёхчастная форма:

Рядом с этими пьесами – другие картины жизни.

3.Трёх-пятичастная форма.

С жанром миниатюры не могут быть тесно связаны те образы , которые требуют большого развития (например , драматические). Поэтому черты другой формы могут присутствовать в композиции пьесы, в данном случае черты вариационной формы.

4.Простая двухчастная форма :

5.Сложный период.

Признаками экспозиционной функции и, следовательно, типа изложения является « полное или относительно полное изложение темы, господство одной

Музыкальный театр "SoТворение чуда"

Музыкальный театр "SoТворение чуда"

Музыкальный театр "SoТворение чуда" запись закреплена
Classic Stories

Роберт Шуман — Фортепианный цикл "Детские сцены", соч.15 (1838).

Фортепианный цикл "Детские сцены" состоит из 13 пьес, каждой из которой композитор дал название:
1. О чужих странах и людях.
2. Любопытная история.
3. Игра в пятнашки.
4. Просящее дитя.
5. Полное счастье.
6. Важное событие.
7. Грёзы.
8. У камина.
9. Игра в лошадки.
10. Почти серьезно.
11. Страшилка.
12. Засыпающий ребёнок.
13. Говорит поэт.

Композитор Роберт Шуман, создавший детский альбом, отразил в своих пьесах едва ли не всю детскую жизнь. Детские сцены — взгляд взрослого на трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями и радостями. Пьесы из этого цикла входят в репертуар учащихся музыкальных учебных заведений. Однако высокая художественная ценность делает их привлекательными и для зрелых музыкантов, которые нередко включают их в свои сольные концерты.

Центральное место в творчестве Шумана занимают фортепианные циклы. Каждый из них, как будто маленькая энциклопедия шумановского фортепианного стиля, где блестящие бравурные пьесы сменяются проникновенными лирическими миниатюрами.

Детские сцены, опус 15, написаны уже многоопытным автором, создавшим к тому времени большую часть своих композиций для фортепиано

История возникновения этого сочинения изложена в письме Шумана его жене Кларе от 17 марта 1838 г.: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей музыки.

— И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: „Порою я могу показаться тебе ребенком“, — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал Детскими сценами.

Детские сцены были для Шумана одним из самых любимых его произведений. Он неоднократно и с неизменной теплотой упоминал этот цикл в письмах.

Шуман неоднократно подчеркивал, что Детские сцены — это «обращение взрослых к прошлому и предназначены для взрослых

Robert Schumann / Роберт Шуман Scenes from Childhood ("Kinderszenen"), Op. 15 Детские сцены. Центральное место в т.

Franz Schubert / Франц Шуберт 12 Waltzes, D.145, Op.18 36 Originaltänze / 36 Оригинальных танцев, D. 365 (избранное) К числу крупнейши.

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА (27 января 1756, Зальцбург, Австрия — 5 декабря 1791, Вена, Австрия) —

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

Ты скрипкой нежно заиграл, На флейте заискрился трелью. По струнам арфы пробежал Порывом ветра иль метелью… Своей судьбы минорной грусть Сегодня ты от всех скрываешь… В твой праздник мир ликует пусть, Мой Моцарт!

Волшебная, знакомая с детства и первых нот вступления музыка, невесомые прыжки артистов в роскошных сказочных костюмах, новогодний антураж - конечно, это балет “Щелкунчик”.

📌В 2021 году Россия и мировое культурное сообщество отмечают 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.📖

Кошачий дуэт (итал. Duetto buffo di due gatti) — Шуточная вокальная пьеса для двух голосов (обычно сопрано) с фортепианным сопровождением (существуют и оркестровки), изображающая двух мяукающих кошек.

. Снег так нежен, что с ним беспокойство не вяжется. Так и кажется – всё потихоньку уляжется. © Лариса Миллер

Как тебе там зимуется. Помнится ли. тоскуется? Снег заметает улицу? Зима ли к тебе нежна? Пусть у тебя всё сбудется. Встретится и получится, Всё, что болит - забудется, Искрами от костра В небо уйдёт и рассеется. Пусть тебе крепко верится, Любится и надеется В зимние вечера. Пусть на ногах крепко держится, Рядом плечо - в гололедицу, Чтобы сменяли метелицу Южные только ветра. Чтоб ничего из нашего, Прошлого и вчерашнего, Не точило и не подкашивало, А согревало тебя. Помни, я где-то рядышком На душе твоей. драгоценным камушком, Талисманом любви от зла и неистинного Беречь буду тебя неистово. Не ворвусь в судьбу твою, не войду на цыпочках, Лишь издали. на церковных записочках О здравии раба Божьего Поставлю свечу. Обниму полуночной молитвою, Чтобы лукавое всё и хитрое Обходило и не испытывало Твою судьбу. Помни Я Где-то Рядышком. На судьбе Твоей С краешку. Талисманом, Молитвою, Камушком. Южным ветром. Плечом. Церковной записочкой. Свечой. Бесконечно, Долго, Неистово Рядом с тобой. © Оксана Зет

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Читайте также: