Сообщение флавицкий княжна тараканова

Обновлено: 04.07.2024

На холсте изображена красивая женщина, страдающая от неизбежности своей гибели. Действие происходит в Петропавловской крепости в момент наводнения. Тараканова находится на кровати, до которой уже почти поднялась вода, и откинув голову назад, с ужасом понимает происходящее. Крысы, находящиеся в камере, пытаются спастись, забравшись на кровать в след за Таракановой. Самое страшное в картине - это контраст красок и вещей. Шикарное красное платье противопоставляется бедной обстановке в тюремной камере. Скромная деревянная мебель, скудный обед и ободранные стены не подходят для такой красивой девушки. Красный цвет четко выделяется среди серых невзрачных красок. Тараканова не настоящая фамилия княжны. Такое имя давали незаконнорожденным потомкам Елизаветы Петровны. Александр II с недоверием воспринял эту картину и приказал записать этот сюжет, как придуманный в каком-либо романе и не имеющий отношения к реальной жизни.

С исторической точки зрения этюд на картине - выдумка художника. Вокруг княжны, которая действительно является известной личностью, до сих пор "ходят" многочисленные версии ее рождения, образа жизни и последних ее дней. Константин Флавицкий выбрал самое яркое из всех предположений и не прогадал, что именно такой сюжет повлияет на зрителя. Сама девушка называла себя будущей правительницей Российской Империи, наследницей Елизаветы Петровны. "Лжеелизавета" предъявила, как утверждает история, лживые документы о своем наследстве от матери и свое желание взойти на престол.

Правящая на тот момент Екатерина II с помощью графа Орлова, своего фаворита, заманили девушку на корабль и произвели ее арест. Императрица желала выяснить происхождение девушки, и одна из версий гласила, что Тараканова - дочь обычного трактирщика. Сама Елизавета яро отрицала это предположение. Императрица предложила Таракановой свободу в обмен на ее признание себя самозванкой. Девушка отказалась это сделать, даже при покаянии перед своей смертью священнику. Княжна Тараканова окончила свои дни от туберкулеза.

До сих пор личность этой загадочной женщины неизвестна. Нет доказательств, что Тараканова действительно была наследницей, но также нет и явного опровержения. Как упоминает история, после смерти этой девушки Екатерина II нашла настоящую внебрачную дочь Елизаветы и заперла ее в монастыре, где та провела всю свою жизнь.

Был ли смысл скрывать правду этой девушке, даже перед смертью? Никто этого никогда не узнает. Каждый решает сам для себя - что для него реальность, а что миф. Но одно ясно наверняка. Этюд, представленный на холсте Константина Дмитриевича случился через два года после кончины девушки.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Созданный Флавицким образ самозванки мало связан с реальной женщиной. Художник сознательно взял за основу сюжета народные сказки, а не документы.

Сюжет

Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.

Женщина так молода, что лицо её, даже искажённое гримасой ужаса, остаётся красивым. Шёлк платья напоминает о времени былой роскоши. На первом плане художник изобразил крысу, также пытающуюся спастись, но очевидно, что скоро она разделит участь девушки. На столе — хлеб и вода. Тяжёлая атмосфера замкнутого пространства, из которого узнице не спастись.

фото 1.jpg

Для зрителей 19-го века, незнакомых с кино, телевизионными новостями и компьютерными играми, картина была олицетворением хоррора. Мурашки бежали по коже, ужас охватывал при мысли, что наводнение может прийти в город вновь, а жертвой стихии может стать каждый.

Контекст

Происхождение самозванки, выдававшей себя за внебрачную дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, остаётся загадкой. Она представлялась как госпожа Франк, Шель, Тремуль, Алия Метте, принцесса Владимирская, принцесса Залгомир, графиня Пенесберг, графиня Зелинская, Елизавета, принцесса Всероссийская.

В России о ней узнали незадолго до бунта Емельяна Пугачёва. Екатерина II поначалу не придала особого значения этой девице и её сказкам, но, узнав об участии польского капитала в поддержке авантюристки, изменила своё мнение. Она отправила Алексея Орлова с заданием доставить так называемую принцессу в Россию.

Наводнение же, страшное по своим масштабам, произошло через два года после смерти Таракановой — в 1777 году. В Петропавловской крепости тогда погибли узники, находившиеся в камерах первого этажа.

фото 2.jpg

К тому времени, когда Флавицкий начал работу над картиной, в народе уже ходила легенда о гибели авантюристки во время разгула стихии. Кстати, самозванка никогда не называла себя княжной Таракановой. Фамилия, созданная молвой, возможно, отсылает к названию места, где родился Алексей Разумовский, — Дараган, или Таракан.

Художник сознательно взял за основу фольклор, а не реальные факты. Создавая драматический образ жертвы политических репрессий Екатерины II, Флавицкий намекал на современную ему обстановку.

Судьба художника

Константин Флавицкий рано остался сиротой. Семь лет он был вынужден провести в воспитательном доме для бедных. Каким-то чудом он смог проявить свои творческие способности и стать пенсионером Общества поощрения художников. Позднее он закончил Академию художеств в Петербурге и получил право на заграничную поездку.

фото 3.jpg

Однако выхода не было. В Россию художник вернулся уже больным, а вскоре после завершения своего шедевра умер от чахотки.


Картины Русских Художников

Автор

Таинственный персонаж

У зрителя возникает множество вопросов: кто эта женщина, существовала ли на самом деле, насколько её облик с картины соответствует действительности. Художник называет её, но каков её статус в действительности – Тараканова княжна или нет, как красавица оказалась в тюрьме.

Картина писалась во времена Александра II, когда в стране проводились политические реформы и наблюдалось некоторое послабление цензуры. Поощряла выбор художниками национальных исторических тем и Академия художеств. Потому Флавицкий и остановился на сюжете с загадочной княжной, образ которой будоражил умы.

Описание картины

Место действия – тюремная камера Петропавловской крепости. В поле зрения художника попал угол, в котором стоит грубая деревянная кровать, освещаемая из окна рядом. Оно попало на полотно лишь частично, но этого достаточно, чтобы увидеть бурный поток воды, врывающийся в комнату.

Вода затопила камеру, полностью скрыв уже ножки кровати, наполовину – стола напротив окна. Спасаясь от потопа, на постель взобралась молодая женщина. Она стоит, обессиленно привалившись к стене спиной и совершенно не обращая внимания на крыс (мышей), также ищущих спасения от воды.

Поражает и вызывает интерес яркий контраст роскошного платья узницы и жалкой камеры – некогда аккуратный, изящный наряд с открытыми плечами и соблазнительным вырезом не сможет помочь женщине выбраться из её безнадёжного положения.

Как княжна Тараканова попала в камеру

По одной из версий, Екатерина II поручила графу Орлову доставить самозванку в Россию – она тогда пряталась за границей. Орлов нашёл авантюристку, притворился её союзником в делах и даже влюблённым и заманил её на корабль, пообещав скорую женитьбу и российский престол. Потому героиня в платье цвета страсти – она готовилась к иной участи, нежели пленение.

С корабля аферистке деваться было некуда – её заперли и доставили прямо в руки императрице. Та предложила свободу при условии, что Тараканова во всеуслышание признает себя самозванкой. Навряд ли Екатерина II освободила бы преступницу – слишком много смуты от неё было. Но лженаследница стояла на своём, даже перед священником не покаялась.

Смерть узницы

Героиня с общепринятым именем княжна Тараканова закончила свои дни в застенках Петропавловской крепости, но за два года до бедственного наводнения в Петербурге 1777 года. Умерла от туберкулёза, как и автор картины. Художник же принял другое решение, более драматичное и выразительное для произведения живописи.

К этому официальному заявлению власти подтолкнула картина Флавицкого, содержащая интригу, задевавшую царствующий дом Романовых. Ведь показ на Академической выставке вызвал море толков, слёз, страшных историй, причиной которых неизбежно становился царский каземат с картины. Таким образом, героиня виделась зрителям жертвой со всех сторон: и своей любви, и деспотического режима.

Работа художника над картиной

Сведений о модели нет. Сохранилась целая серия набросков, эскизов карандашом и живописный этюд. Среди карандашных рисунков есть изображение античной головы Ниобии, греческой богини, ставшей символом скорбящей матери. Из подготовительной работы видно, что Флавицкий вдохновился этим трагическим образом.

Первый эскиз появился в 1861 году, когда художник был в Италии. Можно только догадываться, что повлияло на решение живописца создать произведение с подобной трактовкой.

Путь в Третьяковскую галерею

Полотно открыло счёт приобретениям Третьякова на тему истории Отечества. Картина понравилась меценату при первом появлении на выставке (1865). Переговоры о покупке велись два года – Третьяков давал три тысячи рублей, тогда как автор хотел пять.

Картину “Княжна Тараканова” в 1864 году написал русский художник Константин Дмитриевич Флавицкий. В стремлении объединить непримиримое, в “Княжне” переплетаются строгий академизм, брюлловская романтика и нотки реализма.

В сюжете картины – красавица, бессильная перед надвигающейся стихией

В полотне угадывается большая нежность к героине сюжета. Здесь она не авантюристка, выдававшая себя за дочь Екатерины II и сестру Пугачева, не узница по заслугам. Лишь бедная, прелестная девушка, потерявшая голову и свободу от любви, в забвении ждущая неминуемой смерти.

Картина построена на контрастах: до сих пор тонкая, изящная дама – в отвратительной, нищенской обстановке последнего пристанища.

Холодная, угрюмая камера Петропавловской крепости, крысы; худой арестантский обиход: овчина, деревянные стол и кровать, кружка из глины и кусок черного хлеба. Из оконной решетки хлещет ледяная вода – наводнение. На кровати, вжавшись в стену от ужаса, обессилено запрокинув голову и опустив руки, стоит она – княжна Тараканова. В пышном, потрепанном бархатном платье – лишь намек на былую роскошь. Обшарпанные стены каземата утопают в воде. Та же участь ожидает самозванку. Хотя, по историческим данным, она умерла за 2 года до этого наводнения в Санкт-Петербурге в 1777 году.

Эта картина – отражение особенного чувства цвета Флавицкого: мрачные стены, темно-красное с белым платье. И на фоне того – изумруд воды и льющийся с улицы свет. И здесь – галерея контрастов: светлого, бархатного прошлого с черным, ледяным, страшным настоящим.

Полотно “Княжна Тараканова” выставили в Академии художеств в год его написания – 1864. Публика крайне оценила картину, император же воспринял более чем сдержанно. Тем не менее, живописец получил звание сразу профессора этой академии, не становясь академиком.

Эта картина экспонировалась в сопровождении другого произведения – х/ф “Тайна старинной картины”. Мероприятие прошло в филиале Пензенской галереи, Музее одной картины, в 2016 году.


 Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская. / Алексей Григорьевич Разумовский.

Императрица Екатерина II./ граф А.Г. Орлов-Чесменский.


Императрица Екатерина II./ граф А.Г. Орлов-Чесменский.

По одной из версий — таинственная узница скончалась от чахотки в декабре того же, 1775 года, не раскрыв тайну своего рождения даже священнику на исповеди. По другой — в 1777-м от наводнения. Много лет ходили слухи, что Екатерина заточила самозванку в камеру, которая затопляется во время разлива Невы.

И хотя предание о гибели княжны-самозванки от наводнения менее всего соответствует действительности, именно эту легенду художник Флавицкий выбрал в качестве сюжета для своей картины. Так случилось, что по иронии судьбы широкая общественность знает о судьбе так и оставшейся неизвестной женщины, только то, что на самом деле с ней никогда и не происходило. И в большей степени благодаря произведению художника, именно эта версия смерти мнимой княжны закрепилась в истории и в памяти народа.

Немного о картине

Как было сказано выше, в сюжет своего полотна художник заложил легенду о гибели княжны Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года. На полотне Флавицкий изобразил каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от потоков воды, прибывающей в зарешеченный оконный проем, в полуобморочном состоянии стоит, прислонившись к стене, молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза – все говорит о том, что она вот-вот потеряет сознание и рухнет в воду.

Наиболее невыносимый ужас наводят намокшие крысы, выбирающиеся из воды. Деревянная кровать вот-вот скроется под водой и скорее всего они начнут карабкаться уже по платью узницы… Ужасающий момент, запечатленный на полотне, заставляет зрителя содрогнуться и физически ощутить себя в мрачном и сыром каземате Петропавловской крепости, затапливаемом водами Невы. От этих ассоциаций у многих наверняка бегут мурашки по коже и к горлу подходит ком. Иначе это талантливое полотно русского художника просто не воспринимается.

Первая экспозиция картины, вызвавшая переполох

Разумеется, разразился грандиозный скандал, который мог бы окончиться для живописца очень плачевно, если бы не ошеломительный триумф, с которым картина была встречена российской общественностью. Лишь только это и спасло Флавицкого от больших неприятностей.

Портрет императора Александра II. Художник: Николай Лавров.


Портрет императора Александра II. Художник: Николай Лавров.

О художнике

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) — российский исторический живописец на портрете Ф. А. Бронникова.


Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) — российский исторический живописец на портрете Ф. А. Бронникова.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) — российский живописец родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Дар к рисованию у него проявился очень рано. Поэтому, когда вырос — решил, что будет учиться живописи.

Суд Соломона (1854) Новгородский музей-заповедник. Автор: Константин Флавицкий.


Суд Соломона (1854) Новгородский музей-заповедник. Автор: Константин Флавицкий.

Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855 год. Автор: Константин Флавицкий.


Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855 год. Автор: Константин Флавицкий.

Христианские мученики в Колизее. (1862). Холст, масло. 385 x 539 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Константин Флавицкий.


Христианские мученики в Колизее. (1862). Холст, масло. 385 x 539 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Константин Флавицкий.

Читайте также: