Сообщение факторы влияющие на выраженность творческих способностей

Обновлено: 17.06.2024

Интенсивная творческая работа, присущая наиболее про­дуктивным специалистам, приводит к изнашиванию орга­низма, а иногда к серьезному ухудшению здоровья. Поэтому творческий работник, в первую очередь, должен обладать до­статочными резервами здоровья, позволяющими выдержать творческое напряжение. Необходимо вести такой образ жизни, который способствовал бы росту этих резервов. Это, в первую очередь, двигательная активность, закаливание, частое пребы­вание на свежем воздухе, длительные туристические прогул­ки, садоводство, рыбалка.

Питание должно быть регулярным и сбалансированным по калорийности с преобладанием овощей и фруктов. Кроме физического здоровья, необходимо психическое равновесие. Необходимо, чтобы было не только здоровое тело, но и здоро­вый дух, хотя это вещи взаимосвязанные. Психическое рав­новесие очень важно сохранять в принципиальном споре, в различных конфликтных ситуациях, зачастую возникаю­щих в служебных отношениях.

Для развития психической устойчивости необходимо формировать бодрое настроение на основе здорового, актив­ного образа жизни. Отметим положительное влияние на пси­хику соответствующей музыки, живописи, окружающего интерьера. Человек должен настраивать и сам себя на твер­дое, спокойное поведение.

Важнейшим инструментом воздействия человека на са­мого себя является слово, обращенное к себе, которое может дать очень много. Еще врач древности Авиценна ставил сло­во первым в триаде инструментов врача: слово, трава, нож.

Для приведения себя в равновесие возможно овладение аутотренингом. Он основан на самовнушении, осуществля­емом при помощи специального комплекса упражнений, проводимых обычно в санаториях, реабилитационных цен­трах.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих чело­века на совершенствование своих творческих способностей, является адекватное успехам материальное поощрение.

В этом вопросе зачастую может возникнуть парадоксаль­ная ситуация. Выдающиеся творческие достижения, но опе­режающие свое время в силу этого могут не получить достой­ной оценки, а работы творческие, но решающие текущие, актуальные проблемы сегодняшнего дня получают более достойное материальное поощрение. Это вызвано тем, что оригинальные передовые технические идеи зачастую требу­ют перестройки и дальнейшего развития промышленности. Только после этого возможно получить тот экономический эффект, который они сулят. Т.е. вначале и, возможно, дол­гие годы необходимы финансовые затраты, а это сдвигает во времени внедрение идеи и получение эффекта от нее.

Творческая работа будет успешно протекать при выпол­нении таких условий, как:

- своевременное обеспечение новатора необходимой ин­формацией;

- организация мероприятий по повышению квалифика­ции, включая изучение методологии творчества;

- постоянная поддержка новатора в процессе его творчес­кого поиска;

- формирование хорошего морально-психического кли­мата вокруг новатора.

Важнейшим условием роста творческого уровня тех­нических решений является своевременное развитие твор­ческих способностей подрастающего поколения. Для этого необходимо всеми возможными средствами поощрять твор­ческие достижения детей. В [8] приводятся пять принципов, пользуясь которыми воспитатели, родители могут способс­твовать развитию творческого мышления ребенка:

1. Внимательное отношение к его необычным вопросам.

2. Уважительное отношение к необычным идеям.

3. Умение показать детям, что их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять детям время для самостоятельного обу­чения и хвалить за это.

5. Предоставлять время для практики или обучения, не- оцениваемое педагогом, чтобы дать возможность для свободного формирования идей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Ринат Наилевич Ганцев

Между тем проблема творчества в современном мире актуальна как никогда в силу того, что многие ученые говорят сейчас о переходе человеческой культуры от традиционалистской к креативной, где творческий подход проникает во все сферы жизни общества. Так называемая креативность, то есть творческая способность мыслить вне шаблонов, принимать нестандартные решения, адаптировать и менять свое окружение и мир в целом, становится качеством человека и специалиста, на которое обращают внимание в первую очередь, которую ценят и в которую вкладывают средства.

Для самого человека, для развития его индивидуальности также необходимо раскрытие творческого потенциала, ведь тяга к творчеству заложена в человеке на физиологическом уровне. Оставленные нереализованными потребности и способности негативно сказываются на личности человека и всей его жизни.

Целью данной работы является изучение природы творческих способностей и выявление факторов и условий их проявления и развития у детей.

Творец и творчество

Фазы творческого процесса

Для лучшего понимания такого явления как творчество также необходимо затронуть фазы творческого процесса, которые тесно переплетены с уровнями сознания человека. Выделяют три уровня сознания , которыми так или иначе оперирует человек при решение творческой задачи:

Сознание оперирует накопленными знаниями, которые может воспроизвести и передать. Источники обогащения сознания: обучение, образование и мышление. В творческой деятельности именно сознание ставит творческую задачу, формулирует цель.

Подсознание оперирует теми знаниями, которые осознавались ранее, но теперь не перегружают сознание излишней информацией и работой (например, доведенные до автоматики навыки, глубоко усвоенные нормы и правила). Источники обогащения подсознания — подражание, практический опыт.

Сверхсознание или творческая интуиция — ядро творчества, неконтролируемый сознанием и волей уровень, на котором рождаются различные гипотезы в силу отсутствия давления на них знаний и опыта. Источники обогащения сверхсознания — игра, искусство, а также знания, накопленные в подсознании.

Работа сознания. Подготовка, сбор информации, знаний и опыта, требуемых для последующего рождения новой идеи.

Работа подсознания. Созревание, неосознанное и интуитивное решение поставленной сознанием задачи.

Переход в сознание. Вдохновение, озарение, решения, появившиеся в подсознании и сверхсознании поступают в сознание, которое проверяет их, отсеивает, оценивает на стадии гипотезы, замысла.

Повторная работа сознания. Развитие, формализация гипотезы, оптимизация полученного решения.

Учитывая все уровни сознания, которые участвуют в творчестве, становится проще выявить способности, необходимые для творческой деятельности, и факторы их развития.

Творческие способности

Для лучшего понимания природы этих способностей следует обратиться к исследования в этой области советского психолога Бориса Михайловича Теплова, который выделял в человеческих способностях три основных признака:

Индивидуально-психологические характер, уникальные особенности человека.

Отношение этих особенностей к успешности выполнения деятельности.

Зависимость знаний, навыков и умений, скорости и качества их приобретения от особенностей, а не наоборот.

Все способности человека можно разделить на четыре большие группы:

2. Специальные элементарные. Как следует из названия, уже не каждый человек обладает этой группой способностей, так как для них необходима выраженность конкретных психических процессов. Их можно развить в ходе обучения, но лишь в той мере, в которой позволяют задатки. К этой группе относятся: глазомер, высокая обонятельная чувствительность, музыкальный слух, словесно-логическая память, критичность мышления .

Существует большое количество факторов, определяющих природу творческих способностей и отвечающих за их проявление у детей. Но в целом ученые выделяют три большие группы факторов, которые рассмотрим подробно: задатки и индивидуальные особенности, социальная среда, творческая деятельность.

Задатки и индивидуальные особенности

К первой группе относят врожденные (иногда наследственные) задатки, а также индивидуально-психологические особенности, которые формируют личность человека. Как отмечено выше в словах Бориса Михайловича Теплова и также подтверждается исследованиями других ученых, задатки — это природные физиологические предпосылки для дальнейшего развития способностей человека, которые проявляются при соответствующем обучении и воспитании в учебной и трудовой деятельности.

С физиологической точки зрения под задатками мы понимаем особенности межполушарных связей, подвижность нервных процессов, быстроту образования нервных связей, особенности двигательного аппарата и строения анализаторов, а также возбудимость. Задатки, как и остальные факторы, являются лишь одним из условий развития способностей, но не гарантируют его. При этом важной отличительной особенностью задатков можно считать многозначность, которая предполагает, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться абсолютно разные способности.

Под индивидуально-психологическими особенностями следует понимать различные психические процессы и качества, формирования которых зависит от внешних условий, учебно-воспитательного процесса и деятельности человека, а их наличие и развития напрямую влияет на творческие способности. Так творческую деятельность регулирует уровень развития определенных познавательных психологических процессов, часть из которых рассмотрим подробнее.

В младшем школьном возрасте активно развиваются и перестраиваются процессы мышления , переходя от наглядно-образного к словесно-логическому. В основе этого перехода лежат накопленные в дошкольном возрасте житейские понятия на базе которых должны сформироваться понятия научные, которые позволяют человеку постигать логику науки, осознавать содержание различных понятий и соотношения между ними. В свою очередь овладение научными понятиями предполагает развитие основ теоретического мышления, необходимое для творческой деятельности в силу своей ориентации на внутренние существенные свойства понятий и операций с ними.

Не менее важным психическим процессом является память . Развитие в первую очередь осмысленной памяти влечет за собой успешное развитие творческих способностей, образуя связанные системы знаний, которыми можно оперировать. Произвольная и механическая память, заучивание ведет к проблемам в усложняющейся учебной и профессиональной деятельности и исключает творчество, так как при решении творческой задачи материал либо не воспроизводится, либо не переходит из одной системы в другую в силу отсутствия необходимых связей между ними.

Также в младшем школьном возрасте у детей развивается необходимый для обучения процесс внимания . Цель развития этого процесса у детей — преодолеть проявления непроизвольного внимания, выработав умение концентрироваться на выполнении поставленной задачи сначала под контролем учителя, а затем под своим собственным.

Также в развитии творческих способностей участвуют эмоционально-мотивационные психические процессы. Под влиянием доминирующих ключевых эмоций человек формируются потребности и мотивы в творческой деятельности, наиболее распространенные из них — радость и агрессия. Агрессивные элементы в детском творчестве проявляются через независимость, риск и нарушение правил, а также стремление к доминированию. Эмоция радости выражается через общий оптимизм, чувство юмора и чувство прекрасного, альтруизм. Противостоит любому творческому проявлению эмоция страха, если она доминирует, то ограничиваются все остальные психические процессы, теряется мотивация, условия для поиска нового становятся невозможными.

Наряду с другими процессами, влияющих на развитие творческой личности, учебно-познавательные мотивы не менее важны. Удовлетворение от получения новых знаний, понимания процессов, самого процесса учения и расширения кругозора и компетенций свидетельствует о развитии мотивации самосовершенствования, которая необходима сформировавшейся личности на протяжении всей жизни.

Социальная среда

Ко второй группе факторов развития творческих способностей у ребенка относятся все формы влияния на него социальной среды. Психологи предполагают, что наибольшее влияние на формирование креативности отводится именно социальной среде, хотя она только проявляет творческую индивидуальность, а не отвечает за ее зарождение. В отличии от врожденных задатков такие проявления социального окружения, как требования общества, социальных институтов, традиции и установки, могут не только стимулировать развитие креативности, но и подавлять ее.

Исследования определили возраст 3-5 лет как наиболее благоприятный период для начала развития творческого потенциала. По данным Даниила Борисовича Эльконина, советского психолога, именно в этот период у детей появляется потребность подражать деятельности взрослых. Следовательно, через подражание ребенок расположен и к развитию творческих способностей.

Не менее любопытен тот факт, что возраст 3-5 лет также соответствует и готовности ребенка к социализации, но при этом он еще сам не социализирован. А значит, дети в этом возрасте не ограничены рамками, а загадочный и удивительный мир предстает перед ними как нескончаемый поток творческих задач, что является наилучшими условиями для творческой деятельности.

Творческая деятельность

Третья заключительная группа факторов развития творческих способностей ребенка — характер и структура самой деятельности. Как и отмечал Борис Михайлович Теплов, неиспользуемые человеком способности теряют свою силу. Соответственно, развитие креативности возможно лишь при постановке творческих задач перед ребенком и творческом их решении. Если образовательный процесс ограничивается преимущественно задачами закрытого типа, тестами и прочими исключающими самостоятельность некреативными методиками, то креативность атрофируется, так как остается невостребованной и незадействованной.

К тому же только в творческой деятельности можно выявить определенные задатки и склонности ребенка, чтобы далее можно было эффективнее их развивать.

Процесс развития творческих способностей и раскрытия творческого потенциала ребенка включает в себя несколько обязательных и последовательных этапов, в рамках которых также следует рассмотреть и необходимые для их реализации условия.

Диагностика уровня развития

Для начала любой деятельности, предполагающей движение вперед, развитие и прогресс, требуется диагностика стартового положения. В развитии способностей ребенка подобная диагностика не только демонстрирует общий начальный уровень, под который требуется подбирать соответствующие задания и условия, но и обнаруживает те задатки, способности и навыки, которые требуют особого внимания и дополнительной работы над ними.

Мотивация

Как творческий процесс невозможен без должной мотивации, так и развития творческих способностей невозможно без основания, побуждения, аргументации в пользу решения задач творческим путем.

Организация творческой деятельности

Творческая деятельность — обязательная и неотъемлемая составляющая развития детских творческих способностей. Но для эффективности самого процесса, а также корректного развития этих способностей следует обеспечить должные условия.

Начальным условием можно назвать принятие во внимание психологических и физиологических особенностей ребенка. Развитие отвечающих за творчество психических процессов и интеллекта должно быть гармоничным, соответствующим возрасту и имеющимся у ребенка задаткам. В дальнейшем это позволяет сформировать ребенку адекватную и позитивную Я-концепцию полноценной творческой личности, отражающую реальность и индивидуальность.

Свобода — важное условие не только развития детской креативности, но и творчества в целом. Оно выражается не только в свободном выборе творческого занятия и времени для его реализации, свободном доступе к материалам, самостоятельной работе и отсутствии принуждения. Речь также идет о создании благоприятной атмосферы, которая может дать чувство внутренней раскованности и психологической защищенности, что позволяет верить в свои идеи, не бояться высказывать свое мнение.

Творческая деятельность не может ограничиваться и замыкаться исключительно на процессе поиска творческого решения. Важно включать в деятельность любые занятия, которые ведут к обогащению жизненного опыта , получению новых знаний и впечатлений. Богатый опыт предоставляет больше материала для работы, даже если он сосредоточен в подсознании, а также может привести к неожиданным ассоциативным связям, интересным находкам. Естественно, и сам творческий процесс может приносить новый опыт, который может быть использован ребенком в дальнейшем. Например, опыт индивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет ребенку оценить плюсы и минусы разных форм работы над решением творческой задачи, что позволит ему самостоятельно выбрать наиболее подходящую форму в следующий раз.

Ключевую и важнейшую роль в организации творческой деятельности играет педагог , который должен учитывать, создавать и соблюдать все вышеперечисленные условия. Важно правильно взаимодействовать с ребенком во время творческого процесса: не подсказывать или командовать, а помогать и наводить на самостоятельное нахождение ответа, поддерживать вне зависимости от результатов и поощрять стремления ребенка, прививать правильное отношение к собственному и чужому творчеству.

Вместе с тем педагог сам должен быть высококвалифицированным и творчески активным специалистом, внедрять в свою учебно-воспитательную деятельность творческие новаторские идеи и методы. В купе с развитыми нравственными и моральными качествами эти черты педагога будут примером для детей, позволят выработать как потребность в творчестве, так и позитивное отношение к подобной деятельности, воспитать целеустремленность, трудолюбие, уважение к участникам процесса. А доброта и отзывчивость педагога должны обеспечить для ребенка благоприятное окружение, доверительные отношения и пополнить его эмоциональную сферу.

Анализ

Заключительным этапом в структуре развития творческих способностей является аналитическая работа, в ходе которой требуется сопоставить полученные результаты с запланированными. Аналитика позволяет судить об эффективности определенных методов и приемов и работы в целом, выявить сложности и проблемы, их причины. По результатам анализа в программу развития вносятся коррективы, рождаются очередные гипотезы и появляются новые неизведанные пути развития творческих способностей у детей.

Как не существует детей, лишенных тяги к творчеству и каких-либо творческих задатков, так и не существует человеческой деятельности, в которой невозможно было бы применить творческий подход.

Самый большой подарок, который можно сделать для ребенка — это подарить ему радость творчества. Развитие его задатков в полноценные творческие способности позволит ему стать не только успешным и востребованным профессионалом, но и гармонично развитой личностью. Наряду с развитием задатков и индивидуальных особенностей ребенка следует обеспечить для него благотворное и комфортное социальное окружение. Ну а важнейшим фактором развития способностей было, есть и будет сама творческая деятельность.

Для развития креативности в ребенке нужно применять креативные методы, уходить от традиционных шаблонных и неактуальных решений. Но структура работ по развитию в любом случае будет иметь достаточно стандартный вид: исследуем ребенка и диагностируем уровень его творческого развития, мотивируем на творческую деятельность, организуем все условия для нее, а после анализируем результаты. Такой подход к работе с детьми не исключает креативных новаторских идей, но позволяет четко ставить перед собой задачи и показывать результативность.

Важными условиями для развития творческих способностей являются свобода, контроль качества и все, что связано с обогащением жизненного опыта ребенка. Особое значение имеет педагог, который должен быть примером творческого человека для детей, воспитывать в них правильное отношение к творчеству. А чуткость и внимание к каждому ребенку сделают возможным развития творческих способностей.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. — М.: Советское радио, 1979.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
— Минск: Университетское, 1990. — 560 с.

Выготский Л.Н. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. — 197 с.

Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. — М.:Просвещение,1964. — 352 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1998. — 398 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.

Целью работы было изучение вопроса творческих способностей и одаренности. Раскрытие понятие одаренность, способности, рассмотреть развитие творческих сполсбностей детей в игре, выявить принципы и методы выявления одаренных детей.

Предварительный просмотр:

Реферат по теме:

Боброва Светлана Геннадиевна

Педагог дополнительного образования

1. Понятие творческие способности

2. Понятие одаренность

3. Развитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”

4. Принципы и методы выявления одаренных детей

Зачастую одарённых детей готовят к олимпиадам, не стремясь развить их способности, практические навыки для дальнейшей жизни. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности. Несмотря на то, что в педагогических вузах уже много лет учат будущих учителей тому, что ребёнок – это субъект образовательного процесса, обратное мнение и авторитарный стиль преподавания всё ещё живут в наших школах. Такой подход может задавить одарённых детей, отбить у них желание учиться и развиваться, что помешает проявиться их талантам.

При организации работы с одарёнными детьми востребован такой педагог, который умеет творчески мыслить и сможет применять инновационные технологии. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.

Цель: изучить вопрос творческих способностей и одаренности.

  • раскрыть понятие способностей;
  • раскрыть понятие одаренности;
  • рассмотреть развитие творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”;
  • выявить принципы и методы выявления одаренных детей

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: исследования детской одаренности в психологии.

Творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

  • умение познавать все новое;
  • стремление к познанию;
  • активность и живость ума;
  • умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
  • стремление к постоянным открытиям;
  • умение применять на практике полученные опыт и знания;
  • свобода воображения;
  • интуиция и фантазия, в результате которых появляются соответствующие открытия и изобретения.

Развитие творческих способностей детей основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков. Определить уровень развития творческих способностей у детей можно посредством применения разнообразных методик.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

В основу классификации способностей положены различные признаки: источники происхождения, направленность, уровень развития.

Различают следующие виды способностей. По уровню развития способности подразделяются на: одаренность, талант, гениальность.

2. Понятие одаренность

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. По типу деятельности большинство исследователей выделяют следующие типы одаренности:

1.Интеллектуальная одаренность. Интеллектуально одаренные дети отличаются повышенной любознательностью, наблюдательностью, исключительной сообразительностью, динамичностью и оперативностью мыслительных процессов.

2. Академическая одаренность. Эта категория детей характеризуется высокой успешностью обучения в школе. Дети с одарённостью этого вида обладают ярко выраженным интересом к предмету.

3. Творческая одаренность (креативность). Такие дети умеют переконструировать информацию, чрезвычайно пытливы и любознательны; стремятся мыслить и делать все по-своему; изобретательны в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны не только выдвигать гипотезы, но и разрабатывать их; стремятся разрушить стереотипы.

4. Социальная (лидерская) одаренность. Дети, относящиеся к этому виду одаренности проявляют себя успешными в общении; способны устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; легко приспосабливаются к новым ситуациям; их часто выбирают в качестве партнеров по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе; имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общаются с другими детьми и со взрослыми; генерируют идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляют инициативу.

5. Художественная одаренность. Дети с данным видом одаренности предпочитают визуальную информацию; подробно детализируют, запоминают и художественно воспроизводят увиденное, услышанное; обладают обостренной интуицией; охотно экспериментируют, используя средства художественной выразительности; обладают оригинальностью художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимы в самовыражении; сильно увлечены разными видами искусства; настойчивы в достижении мастерства. Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

6. Психомоторная (двигательная, спортивная) одаренность. Данный вид одаренности связан со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией и т.д. Дети, относящиеся к этой категории проявляют повышенную активность в движениях; проявляют большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладают хорошей зрительно-моторной координацией; любят движение (бег, прыжки, лазание); обладают широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому) и т.п.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которые отличаются принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Д.В. Ушаков для дифференциации понятий одаренности и таланта под одаренностью предлагает понимать потенциальный талант, который может проявиться на дальнейших этапах жизненного пути человека. Одаренность, в отличие от таланта, не сказывается в очевидных для общества достижениях, она может быть скрыта от самого человека и его окружения. Для ее выявления часто оказываются необходимы научные методы. Талант же в этом случае понимается как реализованная одаренность. Развитие таланта социально обусловлено, т.е. в формировании талантливого человека большое значение имеет воспитание и обучение. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает следующий уровень проявления способностей – гениальность.

Гениальность - наивысший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить при достижении личностью таких результатов в творчестве, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность – исключительная редкость. Т.В. Иванова обозначает количественные и качественные отличия талантливости и гениальности:

1. Талантливые люди работают в известных областях человеческой деятельности (науке, искусстве и т.д.), улучшая достижения в этих сферах, что проявляется в высоком мастерстве таланта. Гении создают новые сферы человеческой деятельности, оригинально осмысливают имеющиеся факты, давая человечеству то, чего ранее не было.

2. Талант проявляется в углубленном изучении либо развитии отдельных, нередко узких областей знания, гений отличается универсализмом, он не бывает односторонним.

3. Талантливость и гениальность имеют разную выраженность трудолюбия. Трудолюбие талантливого человека зависит от развития его волевых качеств, именно поэтому слабая воля нередко препятствует полному раскрытию таланта. Трудолюбие гения обеспечивается его неослабевающим интересом к предмету его творчества, именно поэтому гениальные личности отличаются высоким трудолюбием и продуктивностью деятельности.

4. Условием развития таланта является благоприятная социальная среда, формирование гения нередко происходит в сложных жизненных обстоятельствах.

Общество отличается разным отношением к талантам и гениям. Талантливые люди поощряются обществом, получают признание при жизни. Отношение к гению значительно сложнее. Идеи гениальных личностей, их художественные или научные произведения нередко бывают непонятыми современниками, так как они значительно опережают свое время. Именно поэтому нередко гении бывают не понятыми при жизни и умирают в безвестности. То есть талантливые люди более интересны современникам, гениальные – потомкам.

3. Развитие творческих способностей детей

“Развитие творчества в игре”

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Основные формы работы с детьми:

Игры-путешествия; этюды; игры-беседы; игры-импровизации; опыты, экспериментирование; ТРИЗ.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Педагоги дополнительного образования могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.

Дети 7 лет способны выполнять вербальные задания. Они с удовольствием рисуют и демонстрируют свои рисунки окружающим. Они уже достаточно хорошо анализируют свое внутреннее состояние.

Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми.

Кроме занятий можно использовать данные игры как часть занятия, или включать развивающие творческие игры в различные виды деятельности.

4. Принципы и методы выявления одаренных детей

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными .

Одарённого ребёнка нужно найти среди нескольких десятков учащихся, оказать ему поддержку и помочь в развитии его способностей. Всё это требует развития определённых компетенций, овладения технологиями для обучения одарённых детей.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т. п. должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительных способностей. Другое условие развития изобразительных способностей - обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т. е. в сферу обучения входит, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потреб-ности выражать свое мировосприятие в художественной форме.

Еще одно условие развития изобразительных способностей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей). Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение [34,c.74].

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии. Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее

красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь). При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка [18,с. 84].

Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях природы, о поведении в ней человека и т. д. Следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи, наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

1.3 Особенности развития творческих способностей детей младшего возраста

С психологической точки зрения дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности - продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие - вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности.

Различают способности разного уровня - учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. "Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности"[11,с. 38].

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповто-римая личность.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются, прежде всего, в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, игре и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

Для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других [28,с. 31].

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

-Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости от их созерцания.

-Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

-Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые

предметы и явления, передавая их образную выразительность.

-Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

-Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

-Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Задачи обучения рисованию во второй младшей группе

Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

Как уже говорилось, детское творчество является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь-то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно назвать творчеством.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим

вниманием подойти к тематике работ.

Занятия изобразительной деятельностью как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности. Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и разнообразнее будут результаты его продуктивной деятельности.

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек.

Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников Пояснительная записка Проект раскрывает задачи и содержание работы по приобщению педагогов к воспитанию ребенка-дошкольника посредством.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изображения природы «Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению.

Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей. «Творчество, - пишет психолог В. В. Давыдов, - является.

Читайте также: