Сообщение этапы исследовательской работы

Обновлено: 17.06.2024

В работе представлены методические рекомендации для родителей, детей и педагогов по написанию исследовательской работы.

ВложениеРазмер
nikitina_l.p._pishem_issledovatelskuyu_rabotu.docx 71.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Номинация: начальное образование

Категория: методические рекомендации

Пишем исследовательскую работу

( методические рекомендации для учителей, детей и их родителей)

Никитина Людмила Петровна

учитель начальных классов

Чайковский, 2014 г.

Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.

Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

Педагогическая цель: повысить уровень знаний обучающихся и их родителей в организации исследовательской деятельности и написании исследовательских работ.

Гипотеза: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Цель работы : стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

  • обучать проведению учебных исследований младших школьников;
  • познакомить с этапами написания исследовательских работ
  • развивать творческую исследовательскую активность детей;
  • стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам,
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Место учебного курса

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат : ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.[2]

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:

защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы

1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.[3]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы , т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы ;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией ;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Если Вам необходимо создать Творческий проект , то полную информацию об оформлении, требованиях и правилах написания такого вида работы Вы найдете на сайте Творческие проекты и работы учащихся , который также как и сайт Обучонок всесторонне поможет Вам.

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).
В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

Гост

ГОСТ

Исследовательская работа – это процесс поиска, экспериментирования, направленный на нахождение решения поставленной задачи, открытие нового знания, доказывание гипотезы и установление закономерностей развития социального и природного мира.

Исследовательская деятельность лежит в основе организации образовательного процесса на любом этапе обучения. Она носит творческий характер т.е. предполагает нестандартный подход к деятельности, применение имеющих знаний в нестандартных условиях.

Исследовательская работа имеет определенную структуру и этапы реализации. Структура работы является стандартизированной, а, потому, выступает основным критерием ее оценки т.е. структура работы должны быть соблюдены в исследовании любого типа.

Структура исследовательской работы

Исследовательская работа учащихся состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист. На нем отражаются сведения об авторе работы. Учебном заведении, периоде ее выполнения, руководителе работы, а также отражается тема исследования. Титульный лист имеет определенные правила оформления, которые должны быть строго соблюдены. Это отражение полного наименования образовательной организации, класса или курса обучения, ФИО учащегося и руководителя, год написания работы и город отражаются внизу страницы. Название работы т.е. тема исследования отражаются по центру страницы. Оно должна соответствовать содержанию работы. Вся информация должна быть умещена на одной странице.
  2. Содержание работы. Иными словами, это оглавление, т.е. перечень разделов работы. В нем указываются все компоненты исследовательской работы и страницы, на которых они размещены.

Введение. Оно ориентировано на ознакомление читателей с сутью проведенного исследования. Происходит введение в структуру и сущность исследования. Основными компонентами введения являются:

  • Актуальность исследования, т.е. пояснение, почему данное исследование было необходимо провести, причины изучения рассматриваемого вопроса;
  • Проблема исследования, т.е., пояснение, что именно подлежит исследованию, какой вопрос изучается;
  • Целевое назначение исследования, т.е. пояснение, на что оно ориентировано, каких итогов предполагается достичь по ходу исследования;
  • Задачи исследования. Они отражают действия автора, которые выполняются для достижения поставленной цели;
  • Гипотеза исследования, т.е. предположение, которое необходимо обосновать и доказать;
  • Объект и предмет исследования. Они отражают, что именно будет исследовано;
  • Методы исследования т.е. какими способами будет реализовано исследование;
  • Практическая значимость исследования. Она отражает возможности применения результатов исследования в решении практических задач разного рода, в практике деятельности разных направлений;
  • Новизна исследования. Здесь отражаются факты, подтверждающие, что подобного исследования еще не проводилось, что нова тема или методы исследования, а может тема или гипотеза;
  • Краткий обзор исследования. Он дает краткое описание содержания исследования, направлений исследования и источников, используемых в работе.

Основная часть работы. В ней отражаются главы, в которых проводится теоретическое и практическое исследование конкретной проблемы. Как правило, в первой главе рассматриваются параграфы теоретической части исследования, во второй главе –практическая часть исследования, а в третьей главе отражаются проблемы и перспективы развития рассматриваемого вопроса.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Структура исследовательской работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы проведения исследования

Реализация любой исследовательской работы, независимо от типа проводимого исследования, имеет поэтапную структуру реализации.

Этапами выполнения исследовательской работы являются следующие направления деятельности:

  1. Подготовительная деятельность. Она связана с определением проблемы исследования, т. е того вопроса, который подлежит изучению, рассмотрению с разных сторон, формулировкой темы исследования, постановкой ее целевого назначения, выбором адекватного варианта решения, поставленной задачи и составлением плана выполнения предусмотренных исследованием видов деятельности.
  2. Планирование деятельности. происходит составление плана действий, выполнения тех тили иных операций, их последовательности, ориентированных на достижение поставленных целей и задач исследования. Здесь, происходит определение способов и методов добычи информации, форм ее представления, критериев оценки деятельности и степени ее результативности. Также, распределяются действия и обязанности их выполнения между ответственными, за проведение исследования, лицами.
  3. Проведение экспериментальной работы. Здесь отражается сам ход исследования: проводимые замеры, расчеты, используемые алгоритмы, формулы, составляются графики, диаграммы, таблицы данных, проводятся опросы, опыты, анкетирования, интервью и т.д. Здесь же, отражается используемое оборудование, инструментарий.
  4. Выводы по исследованию. Здесь, реализуется формулирование итогов проведенной экспериментальной деятельности, обосновываются полученные результаты.
  5. Представление и защита исследования. Производится презентация работы и ее представление в краткой лаконичной форме.
  6. Оценка проведенного исследования и полученных итогов. Итоги деятельности оцениваются п определенным критериям. Все зависит от конкретной области и направления исследования.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20 09 2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.

Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.

Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

 это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

 это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

 оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

Этапы научного исследования.

Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.

  1. Выбор темы исследования.
  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Определение цели и задач.
  4. Формулировка названия работы.
  5. Разработка гипотезы.
  6. Составление плана исследования.
  7. Работа с литературой.
  8. Выбор методов исследования.
  9. Организация условий проведения исследования.
  10. Проведение исследования (сбор материала).
  11. Обработка результатов исследования.
  12. Формулирование выводов.
  13. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

. (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)

От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

  1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
  2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества.)
  1. Объект ипредмет исследования.

Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.

Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.

Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.

Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.

Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.

Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.

!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.

План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.

План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.

**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

Пример методов сбора информации.

 наблюдение и сбор фактов;

 метод научных абстракций;

 анализ и синтез;

Пример методов обработки данных.

Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.

  1. Организация условий проведения исследования.

Организация исследования связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.

На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

  1. Обработка результатов исследования.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.

*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.

  1. Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе.
  2. Качественные методы исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

Применять эти методы можно всовокупности!

Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором.

. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.

Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, работа, предмет, этап работы, оформление работы, выбор методов, метод обработки данных, обработка результатов, организация условий проведения, разработка гипотезы.

Ключевые слова

научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования

Похожие статьи

Технология реализации метода исследовательских групп.

• выдвижение гипотезы решения поставленных задач, • обсуждение и выбор методов исследования

• Проведение исследования; • Оформление и математическая обработка полученных результатов

Виды представления результатов учебно-исследовательской.

Данный вид учебно-исследовательских работ должен соответствовать ряду требований: 1) оснащение понятийным аппаратом (обоснование выбора темы; цель и задачи исследования; использованный исследовательский инструментарий — методы работы)

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода.

Возможности использования информационных компьютерных.

Внедрение данных методов обработки результатов исследований сочеталось с бурным развитием и технологий постановки опытов и исследований окружающей среды.

Методика выполнения экспериментальных исследований.

Такие экспериментальные работы проводятся параллельно разработке технического проекта.

Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих

В то же время планируется порядок проведения всей работы.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Методика проведения педагогического эксперимента и результаты

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Анализ подготовки и принятия управленческих решений в практике.

Методы исследования операций и теории принятия решений. − теория графов.

Метод ФСА применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.

Этап контроля определяется выбором различных методов проведения контроля. Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

Читайте также: