Сообщение экономическое развитие россии за последние 10 лет

Обновлено: 07.07.2024

За 12 лет экономика России, несмотря на амбициозные цели и планы, не совершила качественного рывка. Многие социально-экономические проблемы, которые стояли на повестке дня еще в 2008 году, сохраняются и до сих пор. Экономическая политика также коренным образом не изменилась. Ряд решений, направленных на ускорение экономического роста и отложенных на период кризиса 2008 г., так до сих пор и не приняты. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика в значительной степени сохраняют принципы и подходы, сложившиеся в условиях 2008 г., что сдерживает развитие экономики. В результате, каждый новый кризис экономика России встречает во все более сложном состоянии, что усиливает риски затяжной стагнации в будущем.

1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ В 2008 и 2020 гг.
1.1. Сравнение показателей социально-экономического развития в 2008 и 2020 гг.
Важнейшее изменение, которое резко отличает экономическую ситуацию в России последних лет от 2006-2008 гг. – это значительное замедление экономического роста. Среднегодовые темпы роста ВВП России за последние 3 года составили 1,9% по сравнению с ростом на 7,3% в 2006-2008 гг. Основная причина этого замедления – отсутствие новых источников роста экономики страны, таких как улучшение доступа к транспортно-логистической инфраструктуре, повышение доступности финансирования, улучшение делового климата и др. Соответственно, резко сократились и темпы роста инвестиций в основной капитал (см. табл. 1).
Темпы модернизации и развития инфраструктуры России продолжают оставаться на низком уровне, на что указывают низкие показатели ввода новых объектов и отсутствие существенного улучшения качества инфраструктуры. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности за 2019 год Россия по качеству дорог находилась на 99 месте в мире, что практически не отличается от результатов рейтинга 2008 года (104 место). Низкий уровень развития касается и финансовой инфраструктуры. В условиях антироссийских санкций доступ российских компаний и банков к дешевым финансовым ресурсам за рубежом существенно сократился, а показатель внешнего долга вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. В то же время уровень развития внутренней финансовой системы продолжает оставаться низким, обуславливая низкую доступность финансовых средств для бизнеса.
Обзор макроэкономической ситуации 2
Негативные тенденции заметны и в отношении уровня жизни населения. Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к 2019 г. снизилась до 12,3% (в 2008 г. она составляла 13,4%), начавшееся в 2014 г. падение реальных доходов населения привело к смещению структуры потребления в пользу продовольствия, Доля продуктов питания в структуре расходов населения выросла с 27,6% в 2008 г. до 29,0% в 2018 г.
При этом состояние государственных финансов продолжает указывать на значительные возможности стимулирования развития экономики. Внешний долг РФ на фоне антироссийских санкций в последние годы существенно сократился и в целом вернулся к уровню, который наблюдался в 2008 году. Размер внутреннего госдолга остается невысоким вследствие продолжения консервативной бюджетной политики и отказа от существенного наращивания госрасходов. Сохраняется ориентация на достижение профицита бюджета, однако на фоне снижения цен на нефть масштабы этого профицита стали существенно меньше. Объем накопленных государством нефтегазовых доходов снизился (в % ВВП), но все еще представляет существенную величину.


1.2. Структура российской экономики в региональном и отраслевом разрезе в 2008 г. и в наши дни
Обзор макроэкономической ситуации 3
Сравнение текущей структуры ВВП России с ее состоянием в 2008 г. показывает, что сырьевой характер российской экономики за это время только усугубился. Если в 2008 г. доля сферы добычи полезных ископаемых в ВВП нашей страны составляла 9,3%, то в 2019 г. – уже 12,6%. Одновременно с этим доля обрабатывающих производств снизилась с 17,5% до 14,6%. Сократилась и доля строительства. При этом значительно вырос вклад сектора государственного управления, военной безопасности и социального обеспечения (см. табл. 2), что отражает тенденцию к разрастанию государственного сектора.
В структуре ВВП с 2008 по 2019 гг. существенно снизилась также доля одной из основных отраслей – оптовой и розничной торговли и услуг ремонта. Однако это в значительной степени связано с изменением методологии учета данного сектора экономики (были исключены услуги ремонта предметов личного пользования и бытовых изделий, и оставлены только услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов).


1 Показатели по численности населения рассчитаны без Республики Крым и г. Севастополя для сопоставимости данных.

1.3. Прогнозы развития экономики в 2008 и 2020 гг.
Оптимистичные прогнозы 2008 г., предполагавшие рост экономики России в 1,4 раза к настоящему моменту, сейчас сменились более консервативными оценками (см. рис. 1). Например, МВФ в 2008 г. ожидал, что средние темпы роста ВВП России в предстоящие 5 лет должны будут составить 5,9%, а в 2019 г. – уже только 1,6%. При этом даже при выполнении этих прогнозных темпов роста к 2024 г. российская экономика будет существенно отставать в динамике своего развития от уровней, которые ожидалось достигнуть к 2012 г. В текущем году на фонде пандемии коронавируса прогнозы на ближайшие 2 года еще более ухудшились – вместо ожидавшегося роста на 3,4% за два года экономика России потеряет 2,2% ВВП.
На фоне более низких темпов роста экономики ожидается, что к середине 2020-х годов Россия не только не сможет войти в пятерку крупнейших экономик мира (по объему ВВП по ППС), но и опустится на 7 позицию, пропустив вперед Индонезию. В настоящее время нет понимания относительно того, за счет чего может быть наверстано это отставание в темпах развития. С одной стороны, политика Минфина и ЦБ отрицает возможность проведения стимулирующей политики для повышения темпов роста. С другой стороны, проводимые реформы недостаточны для стимулирования экономической активности другими способами (снижение административных барьеров и других препятствий для ведения бизнеса).


2. ДИСКУССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ в 2008 и 2020 гг.

2.1. Цели и ориентиры развития экономики
Цели развития экономики, поставленные в 2008 г., были весьма амбициозными. Например, в утвержденной в то время Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. декларировалось, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнут показателей, характерных для развитых экономик. Среднегодовые темпы роста ВВП за период с 2008 по 2020 гг. должны были составить 6,5%, реальных располагаемых доходов населения – 7,7%, инвестиций – свыше 11%. Однако реальные темпы роста экономических показателей, которые наблюдались после 2008 г., оказались существенно ниже.
Обзор макроэкономической ситуации 5
Кроме того, в Концепции-2020 декларировался переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста. Этот переход предполагалось совершить за счет развития человеческого потенциала, создания высококонкурентной институциональной среды, развития инноваций, а также закрепления и расширения глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Однако из основных целевых показателей, указанных в стратегии, в большей степени оказались выполненными лишь цели, связанные с развитием добычи полезных ископаемых (см. табл. 3). Так, добыча нефти по итогам 2019 г. оказалась даже выше целевых значений, установленных в 2008 г. Для сравнения, декларируемое повышение расходов на образование и здравоохранение (в % ВВП) осталось нереализованным.



К настоящему моменту ключевой вопрос, связанный с инфляционным таргетированием в России, заключается в том, насколько эта политика сочетается с возможностью ускорения темпов роста экономики. Политика инфляционного таргетирования, проводимая ЦБ, обеспечила снижение инфляции до уровня ниже таргета в 4%. Однако нужно учесть, что цель по инфляции оказалась достигнута в условиях замедления темпов роста российской экономики до уровня примерно 1% в год. Снижение инфляции рассматривалось ЦБ в том числе как одно из условий для расширения инвестиций, однако каких-либо доказательств этому утверждению в настоящее время не видно. Кроме того, переход к инфляционному таргетированию, как ожидалось, будет способствовать повышению доверия к ЦБ со стороны общества. Однако результаты опросов, проводимых по заказу самого же ЦБ, показывают, что доверие, наоборот, снижается. Если в феврале 2014 г. доля тех, кто не доверяет ЦБ, составляла 14% опрошенных, то в январе 2020 г. этот показатель вырос до 27%.



Еще

Странное десятилетие, которое для России начиналось с надежд на бурный рост, а закончится глубоким застоем. Экономисты называют десятые потерянной декадой, когда средние темпы роста российской экономики не превышали 1,8% ВВП в год. В отсутствие роста власти гордятся стабильностью, но не могут не понимать, что затянувшаяся стагнация лишь увеличивает социальную напряженность.

Как мы к этому шли



Василий Колташов, директор Института нового общества:

— В 2000 г. экономика России была олигархической: её направляли несколько финансистов-нуворишей, чей круг влияния был гораздо шире их реальных прав в качестве собственников. Они не столько были собственниками, сколько теневыми владельцами предприятий. Они знали о том, что временно контролируют подвластные сферы, поэтому грабили их и не инвестировали в них. Развитие экономки началось с упорядочивания русского капитализма, формирования его корпоративного ядра, которое пришло на смену олигархической ядру. Бессильная, развинченная и не лояльная центру бюрократия начала все больше работать как цельный механизм. Был взят курс на развитие различных отраслей отечественного производства и экспорта.


За 20 лет в России вырос массовый потребительский спрос, а бизнес пережил бум фирмообразрвания, давший множество рабочих мест. В сущности экономика в эту эпоху пережила несколько поворотов. Самый важный из них начался в 2014 г. Он предполагает рост государственного влияния на рынок, протекционизм и повышение статуса России в мировой экономике. Были запущены инфраструктурные проекты, каковые в нулевые годы ещё не были возможны.

Ресурсы на все эти планы и устойчивость национального хозяйства были обеспечены ограничением приватизации, тогда как распродажа госактивов, за которую до сих пор выступают либералы, обессилела бы государство. А слабость государства в условиях новых форм международной конкуренции, основанных на поддержке бизнеса со стороны бюрократии и военных, лишила бы перспектив экономику России.

Проблем и задач у нашей страны по-прежнему очень много. Но очевидно одно: 20 лет назад российская экономика была периферией Запада, а сейчас движение идёт к ее превращению в экономику центра, в одного из евразийских лидеров, борющихся за более высокий статус в мире.

Центр оказания услуг населению в Фучжоу (аналог российского МФЦ).

Что отличает обновленную промышленность?

Сергей Бодрунов, президент Вольного экономического общества России, генеральный директор Института нового индустриального развития им. Витте:

— За 20 лет произошли принципиальные изменения в идеологии и практике развития российской промышленности — от полной деиндустриализации к выдвижению задачи восстановления индустриального комплекса страны. Фактически мы приступили к реиндустриализации — причем на новой технологической основе, на базе современных и перспективных технологий.

Стоит ли запасаться необходимым?

— Утро понедельника началось с объявления о резком повышении ключевой ставки — сразу до 20%, и стало понятно, что ответные меры будут очень энергичными. Как этот шаг скажется на положении дел и зачем он нужен?

— Эта мера ожидаемая. Вопрос был, на сколько именно повысят. Ситуация радикально изменилась, и, чтобы не допустить переноса во внутренние цены эффекта ослабления рубля и начать методично сдерживать инфляцию, риски которой существенно возросли, эта мера своевременная.

Для экономики это, конечно, не слишком здорово, по большому счету, для многих бизнесов и розничных заемщиков это заградительный уровень. Будем надеяться, что это не навсегда и это временная мера.

По этому же сценарию ЦБ действует и в этот раз.

— Экономические оппоненты руководства Центробанка критикуют его за этот шаг. Им кажется, в этой ситуации надо было, наоборот, смягчать кредитную политику для того, чтобы усилить российскую экономику и дать ей толчок к развитию.

— Это традиционная точка зрения, но это заблуждение. Сейчас стимулировать кредитную активность — это поддерживать неукротимый рост инфляции. Это нежелательно, потому как это расходование своих национальных резервов, а понятного эффекта с точки зрения экономического роста мы не увидим.

Сегодня есть другие механизмы, которые ЦБ уже ввел, и банки имеют возможность кредитовать, потому что у них есть серьезная возможность приобретать для своей деятельности средства на аукционах РЕПО. Что нужно еще было бы сделать ЦБ — урегулировать ситуацию с льготными кредитными программами. У нас в подвешенном состоянии остаются ипотека, кредитование малого и среднего бизнеса, и здесь у нас в ближайшее время, я надеюсь, последуют какие-то четкие и квалифицированные разъяснения.

— С сегодняшнего дня экспортеры обязаны продавать государству по установленному им курсу 80% своей валютной выручки. Как это скажется на тех, кто до сих пор активнее всех наполнял бюджет и помогал формировать резервы? Ведь сейчас они лишились, по сути, возможностей по кредитному финансированию своих инвестпрограмм, и как те же нефтяники теперь будут закупать импортное оборудование, не очень понятно.

— Это традиционная, классическая мера антикризисного характера. Она принималась в связи с тем, что рынку нужен дополнительный канал снабжения его валютной ликвидностью, особенно в свете санкций, которые приняты против Центрального банка, и ограничений по использованию своих резервов.

Это решение компенсирует то, что ЦБ будет снижать активность на валютном рынке. Например, сегодня его там вообще не было, и это закономерный результат событий. Не очень понятно, сколько ЦБ тратил на валютные интервенции на прошлой неделе, но можно предположить, что это серьезные суммы. Если уповать только на один этот канал пополнения валютной ликвидности, на что, видимо, рассчитывали те, кто принимал санкции, то мы можем остаться без суверенных резервов.

Курс валют меняется постоянно

— Центробанку теперь надо экономить валюту?

— В какой-то мере да. Ситуация неопределенная, сколько потребуется времени на доведение специальной операции на Украине до логического завершения, какие последствия будут в рамках политического регулирования, как изменится вообще состояние геополитики — никто не может сейчас дать ответ. Но в любом случае ЦБ лучше бы поберечь резервы, он это и делает, нормальный шаг, могу его только приветствовать, но он, конечно, вынужденный и не сильно популярный.

Мы можем продержаться какое-то время, не будем говорить сколько, возможности у нас существуют для этого. Понятно, что темп экономического роста замедлится. Прогнозы ставим все на паузу, как это всё будет происходить — непонятно. Естественно, экономическое развитие будет ниже всех прогнозов, которые были раньше, в официальных оценок.

Ситуация с нефтянкой, она тоже довольно сильно подвешена. Никто не может исключить, что те, кто инициирует витки санкций, к этому не перейдут. Другое дело, что прямые санкции по российскому нефтеэкспорту и отключение по SWIFT — это переход через красную линию для мировой экономики в целом.

— А сможет ли Россия всё же продавать свои углеводороды, если такие решения будут приняты на Западе?

— Вероятно, останется возможность торговать через третьи стороны. Проблема в том, что если банки отключены от SWIFT, то нет движения документов, подтверждающих платежи. И вы можете как угодно торговать и договариваться, но сделка может затягиваться на недели и месяцы, а никакой нормально мыслящий экспортер не будет продавать в никуда, если он не уверен в платеже. SWIFT — это уверенность в оплате контракта. Если ее нет, одни не поставляют, другие не платят.

Конечно, это красная линия, отделяющая развитие мировой экономики от вступления в предкризисный режим и до масштабной рецессии. Если Россию отключат от глобального рынка углеводородов, это означает резкий подъем цен на них и дополнительный разгон инфляции по всему миру, ужесточение денежно-кредитной политики, и дальше это всё сказывается на экономической динамике всего мира.

— Как бы вы оценили запрет Центробанка нерезидентам продавать акции на Московской бирже? Это скорее помощь нашим компаниям и инвесторам или удар по Западу?

— Это ход вынужденный, но мы уже и для своих запретили все короткие продажи. Это логичное решение. Смысл — ограничить волатильность рыночных котировок, когда люди начинают активно сбрасывать активы.

В первую очередь это делают нерезиденты. Никто не мешает продать им актив, если они хотят, — это их собственность, но, извините, продавайте по правилам, по графику, не допуская массового обвала. Это стабилизирует динамику биржевых индексов. Мы до сих пор не отыграли провал 24 февраля, нам допускать еще большего падения нашего рынка крайне нежелательно.

— По кому санкции и все последние события ударили больше всего, кто пострадал больше всех?

— Преждевременно делать такие оценки. Самое яркое — это существенное ослабление рубля. Рубль — это психологическая вещь, его динамика влияет на самочувствие людей и бизнеса. Та динамика, которую мы наблюдали, спровоцировала и набеги людей на банкоматы, и спрос на валюту, и на депозитные вклады. Это самое острое проявление этих событий. Всё остальное — во многом уже его последствия: и реальные, и психологические.

Для рубля наступили темные времена

— Насколько неиллюзорным вам кажется шанс того, что в России запретят обращение валюты?

— Я не вижу в этом реального смысла. Того норматива, который введен по продаже валютной выручки, достаточно для обслуживания потребности в ней экономики, она есть. Многократно власти об этом заявляли, что не допустят ущемления прав граждан. Дополнительно провоцировать негативные настроения нет смысла, надо стабилизировать ситуацию с валютой, граждане ее всё еще активно хотят покупать. С точки зрения реальной необходимости в ней — непонятно, где мы теперь можем эту валюту потратить, поэтому надо лишь сбить ажиотажный спрос.

— Это нормальная защитная мера: ребята, а что вы хотите, вы поставили нас в такие условия. Не было бы ваших санкций — и проблемы с выплатами долгов бы не было. На нас оказывают давление — мы тоже отвечаем.

— Что во всей этой суматохе делать обычному жителю большого города? Куда бежать, что покупать, что продавать?

— Во-первых, набираться терпения, включать разум и не вестись на слухи. Больше спокойствия, внимательно ежедневно оценивать ситуацию, что делают власти, чем это может быть полезно или опасно для конкретного человека и его семьи, что можно делать со сбережениями и счетами. Впадать в раж немедленного потребления не стоит — это спровоцирует инфляцию и ударит уже по всем. Я понимаю, легко говорить, что надо включить голову, хотя на деле это непросто. Всё равно делать это надо и напоминать тоже стоит.

— Бежать ли покупать валюту?

— Не стоит: вы не угонитесь за курсом, а проиграть можно много.

— Снимать ли деньги с рублевых счетов? Чтобы дома был запас наличности?

— После того как ставку подняли до 20%, банки будут повышать вклады, консенсус-прогноз аналитиков: по коротким, до года, вкладам будет ставка 18–20%, а по длинным — 10–15%. Может, стоит посмотреть и подождать, внимательно отнестись к этому.

— Ждет ли нас по итогам года двузначная инфляция? Как сильно вырастут цены?

СЮЖЕТ

— Я не уверен. Если вспомнить исторический опыт того же повышения ставки в 2014 году, то мы двузначную инфляцию остановили и потом приблизились к ключевой ставке ЦБ. Она будет высокой. Насколько — спрогнозировать сложно, но я не уверен, что она будет двузначной. Да, в отдельные локальные промежутки времени может быть 10–12% или даже выше, а по году я бы скорее ориентировался на уровни текущих значений, где-то 7–9%, ближе к 9%. Но это пока, а дальше уровень неопределенности очень высок.

Гост

ГОСТ

Сущность и цели экономической реформы

Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.

Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.

Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:

  1. Обеспечение роста макроэкономических показателей.
  2. Стремление к полной занятости.
  3. Обеспечение экономической эффективности.
  4. Поддержание стабильного уровня цен.
  5. Обеспечение экономических свобод.
  6. Создание условий справедливого распределения ресурсов.
  7. Предоставление социальных гарантий.
  8. Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.

Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.

Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии - агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.

Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические реформы в России 1990-2000 гг.

Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:

  1. Либерализацией цен и внешней торговли.
  2. Приватизацией.

Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.

Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.

Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.

Экономические реформы в России 2000-2020 гг.

В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:

  • Налоговая.
  • Земельная.
  • Пенсионная.
  • Банковская.
  • Монетизация льгот.
  • Реформа трудовых отношений.
  • Реформа электроэнергетики.
  • Реформа железнодорожного транспорта.

В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 - 2003, 2003 - 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.

Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.

К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.

Следующая программа развития была впринята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.

Читайте также: