Сообщение для педагогического совета по теме проблемы цифровизации

Обновлено: 02.07.2024


Псковский государственный университет

В современное время в средствах массовой информации и в научной литературе бытует мнение, что Интернет стал самым весомым и влиятельным аспектом в образовании и становлении личности в целом. Формирование информационной культуры молодежи, студентов, учеников под влиянием Интернета, происходит молниеносно и хаотично. Сегодня, в повседневном образовании следует обратить внимание на организацию информационно-коммуникативной среды. Это связано с распространением новых информационных медиа и вообще цифровизации каждого аспекта нашей жизни.

Можно привести несколько примеров для наглядности. Такой ресурс по хранению видео как YouTube в течении минуты принимает около 72 часов видео, социальная сеть Facebook выкладывает в минуту более 2,5 млн постов. Колоссальное количество информации появляется в нашей жизни ежедневно и ежеминутно, оно постоянно растёт. Житель большого города за один год своей жизни получает больше информации, чем в начале 20 века житель деревни за всю свою жизнь. Объём информационной нагрузки на человека возрос за последние сто лет колоссально.

Существует единица измерения информации – зеттабайт. Так, в 2010 году в интернете хранился 1 зеттабайт информации, в 2020 году – 44 зеттабайта информации. Это не только продукты человеческой культуры (видео, фото, тексты), но и различная оцифрованная информация (медкарты, архивы). Студент будет иметь доступ к любой точке на планете, к любой имеющейся в распоряжении человечества информации.

Также большое влияние на процесс образования оказывают новые интерфейсы, не только планшеты и смартфоны, но и решения дополнительной и виртуальной реальности. Теперь в процессе обучения можно не только смотреть достопримечательности определённого города на картинке, а виртуально побывать на экскурсии в самом городе, переместиться в прошлое.

С ростом информационной нагрузки растёт влияние цифровизации на наше сознание. В процессе образования нужно быстро ориентироваться в доступной информации, что важно, что полезно, а на что не стоит обращать влияние.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цепь отрицания старого и возникновения нового

не имеет начала и конца. Декарт.

«БЕЗ СТРЕМЛЕНИЯ К НОВОМУ НЕТ ЖИЗНИ,

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Если в ХХ веке в условиях доминирования репродуктивной модели обучения почти всю совокупность образовательных результатов обеспечивал педагог, и, соответственно, практически только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников, то сегодня в связи с востребованностью компетентного подхода, который, помимо способности воспроизводить знания, требует от человека учебной самостоятельности, навыков сотрудничества и конкуренции, работы в виртуальных средах, умения исследовать и проектировать, критично важным становится все окружение обучающегося.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Если вкратце, ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы .

ЦОС включает в себя:

- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;

- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;

- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде .

Главная задача ЦОС - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Предполагается, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников.

Проект должен стать стимулом для обновления содержательной базы образования и дать школьникам вместе с учителями возможность лучше ориентироваться в диджитал-пространстве.

По мнению авторов стратегии, ЦОС поспособствует улучшению качества образования, ведь педагоги будут повышать квалификацию с большей эффективностью, а школы получат нужную инфраструктуру.

Невзирая на распространённый в обществе стереотип, введение ЦОС не означает переход на дистанционное обучение либо отказ от непосредственного посещения детьми учебных заведений. ЦОС расширяет интерактивность получения знаний, а не заменяет личное общение с учителем.

В федеральном проекте перечислены такие преимущества повсеместного внедрения ЦОС, как:

- Всеобщий доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

- Доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний;

- Цифровые решения, которые позволят ребёнку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока;

- Интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;

- Возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;

C 1 сентября 2020 года ЦОС ввели в нескольких регионах Российской Федерации. В эксперименте, который продлится в 2020–2022 годах, примут участие школьники 14 субъектов РФ. Краснодарский край пока не входит в их число, но подготовительная работа в крае ведётся полным ходом, и мы ощущаем это на себе.

Эксперимент будет считаться успешным в случае, если достигнет следующих целей:

- Предоставление равного доступа к платформе ЦОС всем участникам образовательного процесса;

- Повышение с помощью ЦОС качества знаний;

- Предоставление государственных услуг как можно большему количеству людей и рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками .

- Построение индивидуального учебного плана с помощью ЦОС;

- Сокращение бюрократического аппарата и снижение интенсивности документооборота образовательных организаций;

По словам министра просвещения Сергея Кравцова, успешная реализация целей проекта позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан России, подготовив страну к переходу на новый технологический уклад – к цифровой экономике .

Хотя в настоящее время ЦОС не заменяет классическую классно-урочную систему образования, она создаёт условия для внедрения электронного образования, в том числе технологий дистанционного обучения.

Как работает: предполагается два типа регистрации в системе — для учителей и для родителей. Учителям и их ученикам предоставляется полностью бесплатный доступ в дневное время. Если у ребенка появляется желание заниматься с Учи.ру по вечерам, родители могут приобрести для него доступ без временных ограничений. Стоимость сервиса от 95 до 250 рублей в месяц в зависимости от тарифного плана.

ОМЦ предлагает ещё одну платформу для работы с детьми в цифровом пространстве. Это платформа ISmart . Одной из практик может стать использование онлайн-тренажёров платформы iSmart для отработки сложных тем с отстающими учениками или в качестве домашнего задания, которое проверяется автоматически, экономя время учителя. Если вас заинтересует данное предложение, скину ссылку. Сама попробовала, программа очень проста в обращении и , думаю, может быть полезна в работе.

Неоценима помощь цифровых образовательных платформ при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ. Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 9-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации. В ходе развития современного образования на первое место выходит самостоятельная работа, грамотно организованная учителем. Правильно организовать такую работу учителю помогают современные электронно- образовательные ресурсы. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет- ресурсами, использовать On-line тестирование по предмету. Работа на сайтах по подготовке к ЕГЭ даёт возможность быть готовым к экзамену, знать соответствующие требования, набраться опыта в прохождении тестов, сформировать теоретическую базу знаний и морально настроится на их испытание. Смысл всех этих сайтов сводится к одному – предупрежден, значит, вооружен, применительно к ЕГЭ – вооружен знанием. В нашей школе онлайн-тестирование проводится уже не первый год.
Еще одним важным направлением использования цифровой образовательной среды является дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады. Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. Это: доступность; экономия времени; участие не только одаренных, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; участие в любое время, в любом месте; возможность пополнения своего портфолио. Участие в дистанционных конкурсах - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, майские указы Президента РФ 2018 года, коснулись преобразований в области цифровых технологий.

В 21 веке цифровые технологии , которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.

Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.

"Воспитать" таких специалистов, способных "шагать в ногу" с постоянно совершенствующимися современными технологиями , можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.

Эту проблему нам предстоит обсудить на сегодняшнем педсовете

2. беседа (Вопрос учителям) Что по-вашему включает в себя цифровая школа? (ответы….)

3. Работа в группах

- Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше?

- Для обсуждения предлагаю разбиться на 3 группы. Каждая группа должна выделить положительные и отрицательные стороны внедрения цифровых технологий с точки зрения своей группы.

(раздать А3, маркеры)

Первая группа: МУ образования, администрация

Вторая группа: Учителя

Третья группа: Родители

4. Выступление групп

5. Подведение итогов . Внедрение цифровых технологий идет стремительными темпами:

  • Практически ни один учитель не проводит уроки и мероприятия без использования ЦОРов
  • Введены электронные дневники и журналы
  • Учащиеся участвуют в во Всероссийских социальных проектах (Билет в будущее, ПроеКТОриЯ, онлайн уроках по финансовой грамотности и т.д.
  • К 2021 году все школы будут иметь доступ к высокоскоростному интернету;
  • Регулярно использовать ИТ-технологии в образовательном процессе
  • Учителям-предметникам регулярно повышать ИТ-компетенцию посредством курсов повышения квалификации и самообразования.

2 Автоматизация проверки учебных работ снимет нагрузку с учителей и тем самым позволит им проводить больше времени непосредственно с детьми.

3 Цифровые технологии помогают учащимся в поиске необходимой информации.

4 Очевидной выгодой, по словам Министерства, является возможность дистанционного обучения тех детей, которые не могут присутствовать на уроке, например, из-за болезни.

5 Хранение книг на электронном носителе сэкономит огромное количество места, и больше не будет необходимости иметь помещение под библиотеку.

6. Электронные книги можно прослушивать с помощью синтезатора речи, что особенно актуально для инвалидов по зрению.

7. Для слабовидящих детей есть возможность увеличить шрифт текста электронного учебника.

8. Производство бумаги экологически вредно. Если заменить бумажные книги на электронные, это позволит сохранить деревья и избежать загрязнения окружающей среды.

1. Отрицательное влияние на зрение (Вопреки мнению многих, электронные носители не будут портить зрение учеников. Для этого используется технология электронных чернил E-ink, которая выводит информация на дисплей выводится в отраженном свете, что напоминает чтение бумажных книг.)

2. Книга в электронной форме дешевле бумажного аналога. Однако для чтения таких книг требуются довольно дорогие устройства. Их техническое обслуживание также может стоить немалых денег. Вероятно, могут возникнуть проблемы нехватки специалистов по ремонту техники в регионах нашей страны.

3. Финансовая сторона данного проекта оставляет открытым вопрос его целесообразности. В сфере образования существует много других задач, которые необходимо решить, например: ремонт зданий учебных учреждений, повышение заработной платы преподавателей, в том числе с целью привлечения большего числа высококвалифицированных специалистов и т.д.

4. Существует опасение, особенно со стороны родителей, что использовать информационные технологии в учебном процессе - значит все больше отдалять от реальности современных детей, которые и так отдают предпочтение виртуальности, заменяя традиционные игры компьютерными.

5. Возможно, появится проблема с переобучением пожилых преподавателей, которые не так просто принимают технические нововведения. Получается, процесс преподавания для них может быть не облегчен, а напротив - усложнен. Особенно иронично выглядит эта модернизация на фоне грядущего увеличения пенсионного возраста.

Новая школьная среда

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Объемы электронного контента увеличиваются — оцифровываются учебники, разрабатываются онлайн-курсы. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах с сентября 2015 года — все школьные учебники сегодня должны иметь электронные версии.

Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации — это то качество, которое необходимо для работодателей в цифровой экономике.

Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения.

По словам директора Центра изучения школьных практик

и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ Елены Чернобай, учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования технологий в обучении.

Готовность к будущему

При этом электронные образовательные ресурсы должны быть не просто копией офлайн-учебников. Принципиально новым элементом становится интерактивная составляющая — так, чтобы можно было делать примечания и закладки.

Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает в том числе и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-learning приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket. В российских вузах e-learning сегодня охватывает около 4% учащихся. По оценкам Tadviser, к 2021 году эта доля вырастет до 9%.


12. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134-142. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.27084.

13. Андреев А.А. Современная цифровая образовательная среда // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы VI Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Иголкина, 2017. С. 185-188.

14. Вайндорф-Сысоева М.Е. Современные подходы к организации превышения квалификации современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 16-23.

Мы живем в цифровую эпоху, где процессы цифровизации носят глобальный характер.

Цифровизация затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе образование, и становится базой развития самого общества и общественных отношений.

В связи с этим изучение вопросов цифровизации образования и ее актуальных проблем, обуславливающих отставание образования нашей страны по качеству, конкурентоспособности и т.д. от ведущих стран мира, представляется весьма актуальным направлением научных исследований.

Цель исследования: дать оценку реального состояния системы образования в процессе цифровизации, выявить основные проблемы, тормозящие ее развитие, и определить перспективы цифровизации в сфере образования.

Материал и методы исследования

В работе использовались методы обобщения, сравнительного и дескриптивного анализа.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ, официальные данные: Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ. Исследовательские данные: Всемирного банка, ЮНЕСКО, Института Портуланс (Portulans Institute), Всемирного альянса информационных технологий и услуг (World Information Technology and Services Alliance), научные труды зарубежных и отечественных ученых в области цифровых процессов в сфере образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из целей и задач, поставленных в вышеперечисленных нормативных документах, следует, что процесс цифровизации образования следует рассматривать, с одной стороны, как формирование цифровой образовательной среды, в совокупности средств, используемых в образовательном процессе, и цифровых технологий, а с другой - как глубокую трансформацию образовательного процесса, обеспечивающего подготовку человека к жизни и к профессиональной деятельности в условиях цифрового общества и цифровой экономики [5].

Цифровизация образования требует значительных финансовых затрат. Согласно данным Министерства финансов РФ, в 2020 г. на образование было выделено 1015,9 млрд рублей, а в 2021 году 1103,6 млрд рублей [6]. Россия значительно отстает в рейтинге стран по расходам на образование по состоянию на 2020 г. Согласно исследованию, проводимому ежегодно Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры совместно с Всемирным банком, Россия заняла 34-е место в этом рейтинге. Расходы на образование стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляют почти 5% ВВП, а в России - всего 3,6% ВВП. Из этого следует, что расходы государства на образование значительно меньше, чем у большинства стран.

Ограниченные финансовые возможности тормозят процесс цифровизации образования в России, что выражается в технической отсталости учебных заведений, технических ограничениях, связанных с отсутствием высокоскоростного интернет-покрытия в ряде регионов, отсутствии технических средств у населения и его цифровой неграмотности.

Данные по обеспеченности населения Интернетом представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Число и доля активных абонентов РФ, имеющих доступ в Интернет [7]

По данным рисунка видно, что население РФ недостаточно обеспечено Интернетом, и изменение показателей на протяжении рассматриваемого периода имеет низкие темпы.

Институт Портуланс (Portulans Institute), совместно со Всемирным альянсом информационных технологий и услуг, ежегодно проводит исследования в области инновационного и технологического потенциала стран мира и возможностей их развития в сфере высоких технологий и цифровой экономики. Важнейшим показателем этого исследования является индекс сетевой готовности, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сетевой экономики в странах мира. Данные рейтинга сетевой готовности стран мира на 2020 г. представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности по состоянию на 2020 г. [8]

Согласно рейтингу по индексу сетевой готовности по состоянию на 2020 г. Россия занимает 46-е место.

Также Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) совместно с Всемирным банком в рамках определения индекса развития человеческого потенциала в странах мира ежегодно составляется индекс уровня образования в странах мира, данные представлены на рисунке 3.


Рис. 3. Рейтинг стран по уровню образования. По состоянию на 2020 г. [9; 10]

Согласно рейтингу индекса образования по состоянию на 2020 г. Россия заняла 34-е место, лидирующие позиции занимает Германия, на втором месте Австралия.

Как показывают исследования, несмотря на меры, реализуемые Правительством РФ, Россия сильно отстает от стран-лидеров, а также уступает многим странам, идущим по пути догоняющего развития. Цифровизация образования в нашей стране должна заполнить глобальный пробел цифровой трансформации образования сегодня.

Таким образом, в нашей стране нет единого образовательного портала для дистанционного обучения, которое позволило бы следить за качеством образования по всей стране.

Педагог является ключевой фигурой в процессе образования и в процессе цифровизации образования. И на сегодняшний день остро стоит вопрос цифровой грамотности педагогических кадров. Для подготовки онлайн-уроков, онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т.д. педагогам необходимо свободно владеть информационными и программными средствами. Для этого необходимо реформировать работу центров повышения квалификации и создать совместную онлайн-поддержку [14].

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что к наиболее актуальным проблемам цифровизации образования в России относятся: недостаточность финансирования; недоработанная законодательная база; ненадлежащее качество уровня образования; отсутствие механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования; безопасность данных; отсутствие механизмов, исследующих влияние цифровизации на формируемые профессиональные компетенции студентов; кадровая проблема; отсутствие педагогической теории цифрового обучения; недостаточная психологическая готовность педагогов к цифровым изменениям в образовательном процессе; недостаточная информированность изменений в системе образования.

Также хочется подчеркнуть положительные стороны цифровизации образования, применения цифровых технологий в управлении образованием: анализ оценок степени освоения материала, диагностика качества образования, создание цифровой копии учреждения; перевод учебного материала в качественный цифровой формат; рост доступности информации за счет открытия доступа к электронной образовательной среде и онлайн-платформам в различных населенных пунктах РФ и зарубежья.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире и в нашей стране переход на дистанционное образование стал проверкой потенциала, ресурсов системы образования России в процессе цифровизации.

Заключение

Цифровизация образования - трудный и долгий процесс. Опыт работы в вузе показывает отсутствие готовности к реализации процесса цифровизации образования. Сегодня вузы имеют ненадлежащего уровня финансовое, кадровое, техническое, программное обеспечение. Одной из проблем при создании цифровой образовательной среды в университете является слабая техническая оснащенность вуза и низкая пропускная способность сети Интернет. В вузах не хватает компьютеров и ИКТ-оборудования, а из того, что есть, многое не работает или давно морально устарело. Морально устаревшие компьютеры вузов актуально было бы использовать в школах или СПО-учреждениях.

Особое внимание следует уделить цифровой грамотности научно-педагогического состава университета. Многие преподаватели слабо владеют ИКТ-компетенциями, что отражается на уровне качества образования. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей должно стать основным направлением курсов повышения квалификации.

Преподавателям необходимо свободно владеть цифровыми технологиями для подготовки онлайн-лекций, онлайн-тестов, онлайн-курсов и т.д., а при слабом уровне ИКТ-компетенций (это относится не ко всем преподавателям) создаются несоответствующего уровня онлайн-курсы, тестирование и системы оценки. Отсутствует система качественных оценок уровня образовательного процесса в данном направлении. Актуальным было бы применить конкурсную основу среди преподавателей по созданию онлайн-курсов и для здоровой мотивации поощрять материально. А также разработать единый портал или программу дистанционного обучения, где все вузы будут иметь открытый доступ к онлайн-курсам. Что касается программного обеспечения вузов, то лицензированных программ очень мало, а использование демоверсий программ не обеспечит обучение в современной информационно-образовательной среде. Поэтому необходимо увеличить вложения финансовых средств в сферу цифровизации образования, выделяемых средств не хватает для покрытия всех расходов.

Исходя из сделанных выводов, можно отметить, что процесс цифровизации образования необходимо методично реализовывать, учитывая зарубежный опыт, особенности российской системы образования, состояние цифровой экономики нашего государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.

Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования, о котором сказал президент РФ Владимир Путин. Она помогает индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.

Суть его заключается в том, чтобы к 2024 году выполнить ряд мероприятий, которые позволят создать современную цифровую образовательную среду.

- Организовать работу Центра цифровой трансформации образования.

- Внедрить в образовательную программу современные цифровые технологии в школах 75 субъектов РФ.

Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС)?

- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для обучающихся:

- расширение возможностей построения образовательной траектории;

- доступ к самым современным образовательным ресурсам;

- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для учителей:

- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации; снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;

- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;

- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;

- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для родителей:

- расширение образовательных возможностей для ребенка;

- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;

- повышение прозрачности образовательного процесса;

- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них, а подробнее остановлюсь только на одном, который использую в процессе обучения английскому языку учащихся 6-11 классов.

LECTA - образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей, которая содержит электронные формы учебников с мультимедийными, интерактивными ресурсами, тренажерами с автоматической проверкой. ЭФУ работают без интернета. Вроде бы все хорошо, но учитель, т. к. он является творческой личностью, не имеет возможности дополнить урок своими собственными материалами. У него нет возможности на уроке провести проверку заданий, выполненных на тренажере. Это цифровой инструмент, который требует больших материальных затрат на закупку планшетов.

Google Classroom – система управления виртуальным классом. Здесь можно выдавать задания и проводить контроль, создавать полноценные онлайн-курсы. Но необходимо подготовить школьников к работе с учебными материалами в режиме онлайн.

Использование ЦОР в современных реалиях - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку цифровые образовательные ресурсы, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) обусловлено также и следующими противоречиями:

непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;

падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;

единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.

Решение данной проблемы – в изменении подхода учебной деятельности. Учебный процесс должен соответствовать уровню восприятию учеников. Использование ЦОР нацелено на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения на уроке и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Условием повышения интереса к данному учебному предмету может послужить создание языковой среды на уроке через применение различных средств ЦОР на всех этапах уроках.

Почему меня заинтересовали именно информационные технологии как средство повышения мотивации?

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

Для того, чтобы определить сферу интересов обучающихся, я предложила им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (соцсети и WhatsApp)) в порядке их предпочтения. 60 % обучающихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (соцсети и WhatsApp).

Предполагается, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет обогатить арсенал методических средств и приемов, разнообразить формы работы, делает урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

Если у обучающихся будет сформирован познавательный интерес к изучению английского языка, то это позволит им принять участие в диалоге культур. А приобщение к материалам культуры будет содействовать пробуждению познавательной мотивации, то есть школьники познакомятся с неизвестными фактами, что, несомненно, вызовет у них устойчивый интерес к познанию нового. Процесс обучения с учетом интересов школьников станет особенно эффективным. Поэтому ведущая педагогическая идея статьи заключается в создании условий для развития познавательной активности младших школьников через внедрение цифровых технологий на уроках английского языка с целью достижения следующих результатов: повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся; повышение плотности урока, создание среды для реализации практических навыков; систематическая работа над общим развитием учащихся.

В практическом смысле для меня, как для учителя английского языка, ЦОР – это информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленную на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

Классификация ЦОР, используемых на моих уроках английского языка

Цифровые образовательные ресурсы по ИЯ могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

Использование ЦОР позволяет:

1. Улучшить эффективность и качество образования;
2. Ориентироваться на современные цели обучения;
3. Повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. Учитывать страноведческий аспект;
6. Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. Реализовать индивидуальный подход;
8. Усилить самостоятельность школьников;
9. Изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10. Объективно оценивать знания учащихся;
11. Повысить качество наглядности;
12. Облегчить труд учителя.

С помощью ЦОР на уроке английского языка можно решать целый ряд задач:

предъявлять новый учебный материал

повторять и закреплять пройденные лексические единицы

проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний

создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным

помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

приобрести навыки работы с компьютером.

Целью моей педагогической деятельности является разработать и включить в образовательный процесс интерактивные средства обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

установить исходный уровень учебной мотивации учащихся;

выявить факторы, способные изменить отношение к предмету ИЯ;

создать коллекцию цифровых образовательных ресурсов для погружения учащихся в языковую среду на уроках ИЯ;

способствовать распространению статьи среди учителей - предметников.

Проверить эффективность реализации статьи в классах со 2 по 9 на сколько в процентном отношении возрос интерес к изучению английского языка.

Процесс обучения английскому языку учитель строит на основе личностно-ориентированного подхода, применяя новые педагогические технологии, такие как педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение.

Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует и стимулирует учебную деятельность.

Читайте также: