Сообщение диалог с музыкальным искусством

Обновлено: 12.05.2024

- Почему ты не пришел на концерт?
- Загрузил себя работой и не смог пойти.
- Ты это серьёзно сейчас?!
- Да..а что не так?
- Нет, ничего, тут мы не поймем друг друга, я думаю не стоит начинать говорить об этом.
- Да ладно тебе, ты меня прямо заинтриговал)
- проехали.
- говори уже!
- Хули тут говорить?! Меня просто убивает тот факт когда люди говорят подобные вещи, ну да ладно они, но ты то блять. "Я загрузил себя работой и бла бла бла. " - скажи мне, ты сам то веришь в это дерьмо?
- Ну а что блять я не могу загрузить себя работой, что тут такого?! Это нормально!
Даже деревенская песня звучит лучше чем твоя отмазка про работу. Поясню почему. Видишь ли в чем разница между тобой и мной - я делал так много разных вещей чтобы просто съебать с работы домой, не говоря о концертах и музыки вообще. Знаешь как к примеру я сдавал на права?) причём это один из банальных случаев. Мы с моим напарником днём свалили с работы и где-то в самый разгар рабочего дня уже были у инструктора по вождению, сели к нему в тачку и вуаля, мы уже на практических занятиях. Немного погодя звонит моему напарнику начальница, который сидит на заднем сидении и мило улыбается. Он берет трубку и говорит что-то вроде: "мы сейчас в другом здании, я не могу говорить, работаем." и кладет трубку. Потом я откатал своё время, мы с напарником меняемся и через часок другой звонят уже мне. Теперь я сижу на заднем сидении и мило улыбаюсь, снимаю трубку и говорю что-то вроде: "алло? Что? Где мы? Да мы тут ***рим как проклятые в другом здании. Я вот несу пару компов и мне очень не удобно сейчас держать телефон, закончим часа через полтора и мы обязательно перезвоним.". Кладу трубку и продолжаю мило улыбаться.
Собственно к чему я все это рассказываю. Так вот смысл в том что помимо всяких уловок и хитростей можно просто элементарно отпроситься и с радостным ****ьником пойти на долгожданный концерт. Но мораль всей басни вовсе не в этом, а как я уже говорил в разнице между мной и тобой.

- Я поржал конечно, но продолжайте сэр, я никак не могу дождаться охуительного финала всей этой басни твоей)))

- Я даже не знаю с чего начать, но попробую. Понимаешь, музыка для меня как воздух, она открывает для меня абсолютно новый мир, который отчасти создают музыканты, причём уже довольно великие в том или ином смысле. Они как бы открывают для тебя новый мир. Твоя душа начинает обритать смысл своего существования чтоли. Ты ведь не думаешь надеюсь, что заслуга музыкантов только в том, что они достигли высокого уровня игры или исполнения, потому что дело не в этом. А именно дело в том, что они дарят тебе моменты, которые ты возможно уже никогда не увидишь и не почувствуешь, тем более учитывая тот факт, что в наш город такие группы приезжают крайне редко, а то и один раз. Не буду говорить о том, что там потом можно съездить на них в другой город и т.д., но больше всего меня убивает тот факт когда некоторые говорят, что они не пошли на концерт потому что идти было не с кем. Хоть ты так не сказал, но все же, что это за ***ня?! Я не раз бывал один на концертах любимых исполнителей и более того нагло влезал в толпу и подпевал свои любимые песни, даже не учитывая тот факт, что я встретил по пути массу знакомых, я просто поздоровался и пошёл дальше. Да, можно было встать, по****еть не о чем, но нахуй мне это? По****еть я могу где нибудь на лавочке потом, а сейчас я пришёл ради музыки и похуй один я или с кем-то. Не знаю даже как сказать, но это как любовь к примеру. Было время когда меня просто заебывали вопросом "что такое любовь?" лица чуть младше меня. Я реагировал по разному, сначала меня бесил этот вопрос, потом я откровенно ржал услышав его, а позже я перестал реагировать вообще. Я либо пропускал этот вопрос мимо ушей, либо отвечал какую нибудь банальную хуйню или отмазку. Не смотря на то, что я прекрасно знал ответ. Вопрос этот задавался с сарказмом если ты не понял, мол хуле ты тут выебываешься, нука ответь че это за штука такая любовь, а я типа проверю, правильно ты ответил или нет. Я это говорю к тому что ты там с сарказмом сказал про охуительный финал. Так вот возвращаясь к теме всего этого, скажу - ответ был в том, что тот кто знает, что такое любовь на самом деле такие вопросы никогда задавать не станет. Потому что можно бесконечно говорить как о любви или о творчестве и искусстве в целом, ну или о музыки в частности. Но хули толку говорить об этом если ты этого не чувствуешь. Так полемику развести для очередной пьянки? Так вот однажды я встретил девушку, которая действительно разбудила во мне это чувство, да так сильно, что я был больше в смятении чем в ахуе, но вся курьезность ситуации заключалась в том, что она задала мне тот самый вопрос. "А ты знаешь, что такое любовь?". В моей голове моментально прокрутились две мысли. Первая - " Нет, я бесчувственный далбоеб, откуда мне знать-то?", так и хотелось подъебать. Вторая - "Да, знаю. Но рассказывать не буду, я тебе покажу.". Но ответил я естественно какую-то хуйню, прокрутив мысли просто у себя в голове. И вот я начал открывать для нее новый мир, а она в свою очередь подарила мне незабываемые моменты, которые так были мне нужны чтобы злость от повседневной хуйни не захватила меня и не сделала монстром окончательно. И много лет спустя этот новый открытый мир дал ей очень много новых ощущений, таких как моменты счастья и радости, ну и конечно много мрака и отчаяния и печали. Ну и конечно злости и гордости. И еще много неповторимых вещей. Все это в совокупности сделало из нее нового человека, который хотя бы начал созерцать этот мир во всех его красках, ну или по крайней мере большинство вещей открылось. Тоесть я фактически создал ее заново. А рождение чего-то нового всегда болезненно, как для матери и ребенка к примеру. Ведь все мы плачем когда рождаемся. А вот что выбрать дальше, продолжать реветь всю жизнь или созерцать новый мир и радоваться тому что есть. Но и здесь смысл не в этом, а в том что она даже не заметила, что я открыл этот новый мир. Начались эти вечные поиски себя, потому что пустота внутри требует чтобы ее постоянно заполняли, но как известно пустоту не так-то просто заполнить, хотя надо просто знать чем. Ведь пустота это как голод, съешь какую нибудь сладкую хуету и тут же перебьешь аппетит и по сути останешься голодным. Поэтому нужна качественная пища. И вот про поиски этой пищи я и говорю, началась беготня по супермаркетам, но хуле бегать если все давно в холодильнике лежит. Только приготовь и кушай. Впрочем оставлю эту метафору, она мне неприятна. Так вот смысл в том, что вы не замечаете вещи, которые у вас перед носом, хотя беготня иногда и приводит к саморазвитию, но в конечном итоге ты все равно понимаешь, что бегать за ним по сути сильно и не надо, оно приходит к тебе в руки само, надо только правильно воспользоваться в нужный момент, не проебать вспышку так сказать. Возвращаясь к теме того, что было не замечено. Знаешь почему Бог не приходит и не творит чудо когда ты просишь его об этом? За редким исключением конечно. А потому что когда-то давно человеку был открыт новый мир, а большинство даже не заметили этого, они восприняли это как должное и не важно был это Бог создатель или Змей Искуситель. Так вот разница между тобой и мной в том, что ты не заметил, как музыка открыла для тебя новый мир, ты просто воспринял это как должное. Хотя всегда кричишь, что ты готов слушать свои любимые песни бесконечно, пропуская при этом концерты исполнителей, которые эти песни написали, потому что тебя блять загрузили работой))) У меня к тебе вопрос, кто же подарил тебе этот новый мир музыки? Потому что я всегда смеюсь лишь над одной иронией.
- Я не знаю, что сказать после прочитанного если честно, возможно ты и прав и я просто не дорос еще, а может здесь что-то другое, но могу честно тебе сказать, новую частичку мира ты подарил мне только что, а если говорить о музыке, то конкретно это группу посоветовал мне один мой старый друг. Так что за ирония?
- Да ничего не надо говорить, все равно ты усвоишь только ту часть информации, которая сейчас была искренне понята твоим мозгом и искренне принята твоей душой. Все остальное это пустой звук. А ирония в том, что если верить к примеру библии, то человек был создан по образу и подобию Бога и когда он подарил им новый мир, отреагировали люди тоже возможно по образу и подобию) Хотя это больше шутка, чем ирония. Потому что у всех есть потенциал для того чтобы перестать искать вещи, которые перед носом и перестать тратить время на бессмысленное заполнение пустоты, которую никогда не заполнить пока не вспомнишь про то, что перед носом, будь то человек, который подарил тебе этот новый мир или само понимание о том, что ты не ценишь моменты, которые не вернуть никогда.
- Да, довольно серьезно и довольно весело, это ты так намекнул про то, что девушку, которую ты создал, отреагировала по твоему образу и подобию?))
- Какой ты блять проницательный, слив засчитан хули) И кстати эта мысль и злит и радует меня одновременно)
- Так а что у вас с ней в итоге? К чему пришли-то? Создатель епта))) Пойду церковь в твою честь что ли открою и стану жирным попом в твою честь))
- Это совсем другая уже история и я воздержусь от подобных рассказов. Лучше сгину как ***вый создатель, чтобы больше не видеть как люди просирают свой потенциал. Как ты и сказал, все довольно серьезно и довольно весело и довольно грустно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первый день занятий в училище все ученики Соколовского явились на традиционный концерт, в шутку именуемый "Сделай сам", поскольку на таких концертах в классе Юрия Герасимовича исполнялось произведения, самостоятельно разученные летом. Все учащиеся хорошо позанимались, и настроение у Юрия Герасимовича было бы совсем прекрасным, если бы не одно обстоятельство. На концерт не пришел один из лучших учеников Соколовского Андрей Горяев, человек на редкость обязательный и трудолюбивый. Предположить, что он не занимался летом, Юрий Герасимович не мог. Значит, Андрей не явился по другой причине. Юрий Герасимович позвонил ему, но телефон не отвечал. "Может, уехал на курорт, - подумал Соколовский, - с обратным билетом вышла заминка". И тут же с досадой поправил себя: какой курорт, когда Андрей всегда отдыхал только на даче у знакомых, где был рояль. Юрий Гераcимович почувствовал, как недоумение перерастает в беспокойство.

Андрей был сыном его давнего друга, погибшего в ополчении под Ленинградом. Соколовский помог матери Андрея вывезти мальчика из осажденного Ленинграда, а после войны внимательно следил за его успехами в музыкальной школе. У Андрея были великолепные способности. Его слушали в специальной музыкальной школе для одаренных детей и предложили поступать туда. Но Андрей выбрал музыкальное училище. В училище студенты получали стипендию, а Андрей хотел как-то облегчить жизнь маме. Без отца приходилось нелегко. И вообще Андрей стремился быть самостоятельным, хотя мать очень опекала его. В эвакуации он перенес несколько тяжелых болезней, и время от времени их последствия давали себя знать. Андрей с отличием перешел на последний курс училища и получил на лето интересную программу, с которой ему и предстояло через год поступать в консерваторию. И вот на традиционную встречу в начале года он почему-то не явился.

Соколовский еще раз позвонил Андрею. Трубку, наконец, сняли, но на том конце провода была тишина, не такая, какая бывает, когда телефон сломан. Было слышно чье-то дыхание, и Юрию Герасимовичу пришлось первым сказать: "Алло! Вы меня слышите?" Трубка молчала. "Я перезвоню", - сказал Соколовский. Но после этого уже никто не реагировал на телефонные гудки, словно, узнав Соколовокого, с ним не хотели говорить.

Несостоявшийся телефонный разговор еще больше обеспокоил Юрия Герасимовича. Не покидало ощущение, что с Андреем что-то произошло. Но что? "Ничего страшного не могло случиться, - говорил себе Юрий Герасимович. - Если бы случилось, я бы знал. Старею, старею, мнительным становлюсь".

Успокоив себя, он улыбнулся и. снова направился к телефонной будке.

На этот раз трубка отозвалась женским голосом, и Соколовский узнал голос матери Андрея.

- Ой, Юрий Герасимович, миленький. - голос звучал приглушенно.

- Андрей сегодня не пришел, и я хотел узнать.

- Я знаю, знаю. Не мог он. Не может. - голос задрожал. - Несчастье, Юрий Герасимович, у нас. Я бы приехала рассказать вам, да не хочу Андрея оставлять одного. Это я сейчас. пока он спит. Не хочет, чтобы узнали, сочувствия боится.

- Да что с ним? - нетерпеливо опросил Соколовский.

- Последствия болезни, которую он в эвакуации перенес. Обострение. У него, Юрий Герасимович, ноги отнимаются, он ходить уже не мог месяц назад, а за рояль садился. Потом, когда педаль уже совсем перестал чувствовать, бросил. - в трубке послышался плач.

- Я сейчас приеду,- решительно сказал Юрий Герасимович.

- Я не знаю, - испугалась мать Андрея. - Он никого не хочет видеть. Очень нервничает. Совсем переменился. Боюсь, не наговорил бы он вам чего.

- Ну-ну, не волнуйтесь, Анна Григорьевна. Договоримся. Я еду.

И не дожидаясь ответа, он повесил трубку.

К дому Андрея он шел неторопливо. Неторопливо, потому что нужно было успокоиться и сосредоточиться. Про болезнь Андрея он знал давно. Но по уговору с Андреем он ничего не говорили Анне Григорьевне, чтобы не волновать, думали - временное явление. И вот. Как говорить с Андреем? Попробовать убедить, что все будет хорошо? Нет, Андрей не ребенок, не поверят.

А если болезнь неизлечима? Тогда парию нужно переквалифицироваться. Станет музыковедом, теоретиком. Голова у него отличная, слух блестящий. Но стоит ли его сейчас так настраивать? Дать понять, что с роялем придется распрощаться. Такой удар! И ведь глупость-то какая - у пианиста отнялись ноги, а не руки, ноги! А с роялем приходится расставаться.

Так ничего и не придумав, Юрий Герасимович поднялся на четвертый этаж, остановился у двери, немного успокоил сбившееся дыхание и позвонил. Анна Григорьевна открыла ему и, тихонько поздоровавшись, аккуратно прикрыла дверь. Из комнаты раздался голос Андрея:

- Кто там, мама? Анна Григорьевна робко взглянула на Соколовского.

- Это я, Андрюша,- отозвался он. - К тебе можно?

- Юрий Герасимович? Конечно, заходите, - и тут же, предупреждая всякие слава сочувствия, мрачно пошутил, - я к вам зайти ведь не смогу. И ведь в чем несчастье - ноги отнялись, а не руки. Руки - не так обидно: четко и определенно - безруких пианистов не бывает, и все тут.

- Ошибаешься, - возразил Юрий Герасимович, усаживаясь в кресло и всем видом давая понять, что зашел не на минутку проведать, а по делу. - И безрукие пианисты бывают. Пауль Витгенштейи, например, в первой мировой войне руку потерял, но продолжал выступать. Концерт для левой руки Равеля знаешь? Для него написан. И Прокофьев для него писал, и Рихард Штраус. Имена-то какие! Было что поиграть. Так что тут ты не прав.

- Ну, в моем случае отзывчивыми композиторами не обойдешься. Как минимум, рояль придется переконструировать. Перемести куда-нибудь поближе к клавиатуре педаль, чтобы я мог ее подбородком нажимать.

- А ты не раздражайся, - попросил Соколовский. -Насчет педали тоже вариант возможный. Между прочим, и инструменты переделывал. Например, для музыкантов-левшей специальные скрипки и виолончели есть. А что касается педали, то баянисты, как ты знаешь, играют на баянах подбородком. И вообще, если ты читал рассказ Куприна "Гамбринус", то не мог нe запомнить последние его строки: "Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит" . Если помнишь, речь там идет о скрипаче, который с искалеченной рукой остался музыкантом.

- Но ему пришлось играть на какой-то свистульке.

- Бетховен и Сметана были глухими, - не обратив внимания на реплику Андрея, продолжал Юрий Герасимович. - Бах ослеп, Паганини чувствовал такое недомогание что скрипку поднять не мог.

- Вы меня извините, Юрий Герасимович, - насупился Андрей, - но все это примеры литературные и исторические. А я ни в исторические, ни в литературные герои не гожусь. Прост я для этого.

- Что говорят врачи? - перевел разговор на другую тему педагог.

- Говорят, что года три понадобится. Три года, тысяча дней!

- Тысяча дней,-задумчиво повторил Юрий Герасимович.- Тысяча дней выдержки и мужества.

Андрей удивленно глянул на Юрия Герасимовича, уловив в его голосе какое-то волнение.

- Ты знаешь, - сказал Соколовский,- я вдруг вспомнил одну удивительную историю, когда ты сказал про тысячу дней. Тебе известно, что я оставался в блокадном Ленинграде.

И медленно, славно разворачивая перед собой картину событий, Юрий Герасимович начал рассказ.

Блокадная зима была бедна звуками. Лишь сухо пощелкивал в радиорепродукторах метроном, и время от времени обрушивался на город грохот артобстрела. В один из вечеров я отправился к брату. На груди у меня, завернутые в тряпочку, лежали несколько десятков зерен, которые мы с женой случайно обнаружили в гербариях, еще до войны собранных дочкой.

Вышел я на Литейный проспект. Близко к домам была протоптана узкая, в человеческую стопу дорожка. Шаги мои: скрип. скрип. скрип. Темно. Холодно. Каждый шаг - славно в гору взбираешься. Идешь, как в забытьи. И навстречу вдруг тоже шаги: скрип. скрип. скрип. Женский голос в тишине: "Осторожно, там справа от вас будет ямка, не упадите". "Спасибо, - отвечаю, - не нужна ли моя помощь?". "Нет, - говорит, - спасибо, до свиданья". Отошел в сторонку, в снег. Пропустил ее, даже лица не видал, а сказали друг другу "до свиданья", как знакомые. Постоял немного и пошел осторожно, миновав ту самую ямку. Пока дошел до улицы Жуковского, вконец измотался, а ведь до войны считал, что мы с братом живем рядом.

Вошел во двор. Вошел и остановился пораженный. В тишине услышал - где-то играли на рояле. Мне казалось, что звуки разносятся по всему городу, так четко и звонко звучал в морозном воздухе инструмент. Рояль. немного осталось их после блокады. Топить было нечем. В другое время это показалось бы кощунственным - жечь рояль. Но когда от тепла, которое заключалось в блестящем отполированном дереве, зависела жизнь человека, выбирать не приходилось.

И меня поразило не то, что сохранился рояль. Меня изумило то, что играют. Понимаешь ли ты, что означало в эти холодные .и голодные дни сесть за рояль и начать заниматься. А играющий именно занимался, а не просто наигрывал. И звучало вот что.

Соколовский прервал рассказ и сел к роялю. Андрей сразу узнал одну из прелюдий Баха.

. Не помню, сколько времени простоял я, слушая музыку. Потом запомнил полутемное окно, из которого неслись звуки рояля, и поднялся к брату. Каково же было удивление, когда оказалось, что инструмент звучит за стеной.

- Кто там живет? - спросил я у брата.

- Не знаю, вход с другого подъезда. Но порой мне кажется, что там живу я. Эта музыка, звучащая каждый день, для меня как последний лист в рассказе О. Генри. Помнишь? Человек сказал, что умрет, когда с дерева упадет последний лист. И вот один художник, узнав об этом больном, нарисовал осенний лист, вырезал его, влез ночью на дерево и прикрепил к ветке вместо настоящего засохшего и уже упавшего последнего листка. Больной остался жить, а художник умер, потому что простудился ночью, когда прикреплял нарисованный лист.

Брат мой был очень плох. Перевезти его ко мне никак не удавалось. Он категорически отказался уехать из своей квартиры. Я говорил ему, что у меня тоже есть рояль, и я буду ему каждый день играть все, что он захочет. В отличие от постоянно звучавшего за стеной Баха. Почему-то там играли только музыку великого немца.

Брат отказывался. Нельзя, говорил он, оставлять того, кто там, за стеной. У всякого артиста должен быть зритель, у каждого музыканта - слушатель .

Я говорил ему, что играющий за стеной, наверное, не желал бы, чтобы его слушали. Ведь он не выступает, а занимается, и, честно говоря, игра его далека от совершенства.

- Не имеет значения, - отвечал брат. - Тот последний лист, возможно, тоже не был шедеврам живописи. И, видишь ли, нравственная сила искусства измеряется порой не только художественной ценностью.

- Но ведь ты даже не знаешь, кто там играет, и он тоже не знает о твоем существовании.

- Тем больше у меня желания поскорее встать на ноги и увидеть этого человека, чтобы оказать: я встал благодаря вам, я выжил благодаря вам.

Пришлось мне с женой и дочкой переселиться к брату. А за стеной с поразительной волей и упорством продолжали заниматься. Рояль страшно расстроился, дребезжал, некоторые клавиши попросту не отвечали. Но с каждым днем исполнение становилось лучше. Как вдруг в один из дней рояль замолчал.

Все мы ужасно забеспокоились. Особенно разволновался брат. Находясь под влиянием рассказа О. Генри, он все время повторял: "Художник не должен умереть, художник не должен умереть". Несмотря на то что он все еще был болен, брат потребовал, чтобы ему помогли одеться. Никакие уговоры не помогали, да и мы понимали, что в таком возбужденном состоянии ему лучше действительно двигаться, чтобы дать выход внезапной энергии.

Я до сих пор помню каждый шаг этого долгого пути вниз по лестнице, три десятка шагов по заснеженному двору и снова вверх по лестнице соседнего подъезда. Едва передвигая ноги, опираясь на меня, брат шел, цепко держа в руках дневную пайку того самого знаменитого блокадного хлеба, который в ту пору означал жизнь.

Нам открыла девочка лет четырнадцати. Открыла не сразу. Видно, долго добиралась до двери. Она ничего не сказала, не спросила, а тотчас же повернулась и, касаясь рукой стены, пошла в комнату. Когда мы пошли за ней, мы увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться.

Я бросился к ней тотчас же и стал хлопотать вокруг нее. Но уже в этот момент я знал, почему все время мы слушали музыку лишь одного композитора. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, в чем дело. В комнате стоял. нет, не стоял, лежал рояль без ножек, без пюпитра, без верхней крышки. Осталось только самое необходимое, без чего нельзя было бы играть. Ножки, крышка, клап, закрывавший клавиши, были сожжены в печке.

Ты понял, почему она могла играть только Бaxa, эта маленькая артистка, добивавшаяся совершенства?

Андрей кивнул. Во времена Баха еще не было фортепиано с педальным механизмом, благодаря которому у рояля появился тянущийся певучий звук. Свой клавирные произведения Бах писал в расчете на клавесин или клавикорд, и даже многие пианисты наших дней, соблюдая достоверность, играют клавирную музыку Баха, не пользуясь педалью.

Юрий Герасимович молчал, барабаня пальцами по закрытой крышке рояля.

- Вам удалось ее спасти? - спросил Андрей.

- Да, "художник не умер". А брат мой окончательно встал на ноги, словно его болезнь девочка приняла на себя. Все обошлось.

Наступила пауза. Каждый думал о своем,

- Но, Юрий Герасимович, - сказал наконец Андрей, - то ведь ведь у рояля не было ножек.

- А я тебе не о рояле рассказывал, - живо возразил Юрий Герасимович. - Речь, по-моему, шла о человеке.

- Понимаю, - кивнул Андрей.

- Ну вот, проговорили весь урок, вместо того, чтобы позаниматься, - улыбаясь оказал Соколовокий. - Вот что, посмотри-ка сам к следующему уроку ре-мажорную прелюдию и фугу.

Андрей сосредоточенно смотрел в пол.

- Заниматься будем, как всегда, по вторникам и пятницам, - заключил Юрий Герасимович и, бросив на ходу "до свиданья", вышел из комнаты.

Андрей слышал, как он попрощался с матерью и просил позвонить.

Неторопливо спускаясь по лестнице, Юрий Герасимович хорошо представлял себе, что сейчас делается в комнате Андрея. Выйдя из подъезда, он сделал несколько шагов и остановился под окнами квартиры Горяевых. Он стоял недолго, и когда там наверху зазвучала прелюдия Баха, Соколовский улыбнулся и отправился домой.

1.Осознание учащимися значимости гармоничного взаимодействия музыкального искусства и литературы, осмысление общечеловеческих ценностей, отражаемых в искусстве.

2.Развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа муз. образов.

3.Развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления.

4.Формирование навыков поиска информации в музыкально – образовательном пространстве.

5.Формирование готовности и способности участвовать в коллективной исполнительской, творческой, исследовательской деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, давать оценку музыкальным сочинениям.

6. Прививать культуру ведения диалога; развивать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью.

Планируемые результаты:

-Понимание музыкального искусства как одной из основных культурных ценностей;

-Уважение к культурному наследию и искусству народов других стран;

-Стремление к творческому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Применение приобретенных УУД в повседневной жизни;

Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Развитие вокально – хоровых навыков: звуко - высотного слуха, чистоты интонации, широкого дыхания.

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Развитие умений передавать впечатление от произведения искусства с опорой на предложенные вопросы. Совершенствование монологической речи обучающихся.

Две самоцитаты вместо эпиграфа:

Андрей Тихомиров: … и окунуться минут этак на пятнадцать в мрачное занудство для невообразимого состава, вышедшее из-под пера очередного унылого модерниста…

– Святая простота! Услышь тебя Роланд с Хеффертом (участники первого международного семинара по современной музыке в Санкт-Петербурге – прим. автора), они бы объяснили, что современной веселой музыки быть не может. Музыка, по их мнению, призвана в наше время не чувства выражать, а демонстрировать могучий интеллект своего создателя. Причем коэффициент этого интеллекта считается тем выше, чем большее количество современных технических достижений композитору удалось применить.

– Ты не совсем прав: эмоции в современной музыке в принципе допустимы, лишь бы они были из черно-серо-фиолетовой гаммы.

– Позволь, но как же музыка может обходиться без эмоционального содержания?

– Запросто! Если человек подходит к музыки с позиции чистой инженерии, его интересует не эмоциональное содержание, а возможность создания звуковых конструкций. Причем наиболее способные к этой деятельности люди искренне увлекаются процессом конструирования. Конечно, многих привлекает и возможность именоваться композитором, не обладая для этого необходимыми данными.

– Превосходным музыкальным слухом и памятью, чувством времени и формы, умением развивать материал, а главное, способностью мыслить музыкальными образами.

– Но ведь этот вопрос – что есть музыка: выраженные в звуках человеческие эмоции в звуках или математические, космические и т.д. закономерности? – интересовал людей всегда.

– Как так? Разве нельзя развивать, например, серийную технику?

– Можно, и развивали. Но если ты сравнишь два додекафонных сочинения, написанных с разницей в 20 лет, определишь ли ты на слух, когда написано которое из них? Возьми, к примеру, музыку Каретникова. Такое вполне могло быть написано и 40, и 60 лет назад. Музыка, как ни крути, искусство для ушей, а не для глаз. И дай бы бог додекафонистам быть столь же различимыми на слух, как сочинявшие в одной и той же тонально-гармонической системе Шуберт и Шуман или, предположим, Чайковский и Рахманинов.

– Так может быть, стоило не разрушать тональную систему, а продолжать развивать ее или попытаться как-то реформировать? И вообще, разве все не могло мирно двигаться дальше?

– Нет. Поздний романтизм уже не поддавался модификации и к началу столетия дошел до той критической точки, когда его можно было только взорвать. Стоит послушать какой-нибудь “Te Deum” Макса Регера, чтобы понять: помочь здесь может только динамит.

– Так где же выход? Что, по-твоему, должны были делать композиторы на этом пепелище?

– Кардинальная смена стилей происходит тогда, когда прежние системы "доходят до точки" и начинается пробуксовка. Вполне естественно, что эта смена внешне выглядит как отказ от чрезмерно сложного в пользу простого. Можно представить, как Бах и его коллеги должны были ворчать на Гайдна: по сравнению с "Искусством фуги" это, конечно, примитив!

– Ну а если переложить эту ситуацию на наше время?

– Симптомов более чем достаточно, особенно на Западе. Те же минималисты.

– Значит, не случайно их так не любит тамошняя университетская профессура?

– Не случайно, как не случайно и само явление. Благодаря минималистам западная музыка проходит через искус. Я бы назвал его так: ритуальная простота.

– На Западе минималисты. а у нас найдется что-нибудь в параллель?

–Ну, например, Гаврилин. Я думаю он интуитивно стремился к аналогичному результату.

– В каком-то смысле я камикадзе. Практически все, что я написал после Трио, есть отрицание идеалов моей композиторской юности.

– Кажется, это не лучшим образом отразилось на твоей репутации среди коллег…

– Да Бог с ней, репутацией, невелика потеря. К тому времени мои юношеские иллюзии уже поблекли. Студенческое братство, казавшееся нерушимым, давало одну трещину за другой, и мы, сверстники, все дальше отходили от искреннего общения, когда каждое новое сочинение любого из нас становилось общим событием. На смену пришло нечто прагматическое, характеризующее отношения внутри Союза композиторов, когда Икс хвалит музыку Игрек, потому что так надо, иначе Игрек в следующий раз не похвалит музыку Икс. Я все равно не протянул бы долго в этой атмосфере.

– Сбежал. Но почему именно в эту сторону? Ты же любимый ученик Уствольской.

– Я понимаю: ты распробовал мелодию.

– Да, и жуткий кайф стал от этого получать. Такой прилив сил почувствовал! Но был и еще один стимул, немаловажный.

– Помнишь наших московских друзей В. и А., впоследствии эмигрировавших в Канаду? Интеллигентные неглупые ребята, гостеприимный дом, в котором вечно толкались какие-нибудь поэты, художники, психологи, философы.

– Да, там было принято обсуждать прочитанные книги, увиденные спектакли, устраивали домашние концерты…

– Вот именно. И я был представлен всей этой компании как композитор. А в гостиной стояло пианино, и в один прекрасный день меня попросили сыграть на нем мои сочинения.

– А выражения их лиц ты помнишь – это застывшее на них смущенное недоумение? И как они старались скрыть свое разочарование? Я потом проворочался всю ночь, снова и снова возвращаясь к этому неловкому моменту, и все пробовал понять: почему же так получилось? Почему культурные, дружески настроенные ко мне люди, с которыми я сблизился и которые подарили мне столько радости общения, не в состоянии адекватно воспринять мою музыку – самое сокровенное, что я хотел отдать им? Что я делаю не так?

– Но разве не очевидно, что нельзя писать на потребу толпе?

Обращение к классическому наследию для него – это что-то вроде визита в библиотеку, где можно взять напрокат подходящую цитату.

– Естественно. Ведь это чужой материал, и часто он еще и принадлежность прошлых эпох.

– Для большинства людей это действительно так. Но для талантливых художников, тем более для гениев, в принципе не существует временных и пространственных границ. Они находятся в постоянном диалоге, им разрешено использовать живую энергию друг друга. Это нечто вроде ордена, культурное сообщество равных, где разница в языке и стиле не мешает членам ордена свободно обмениваться информацией. Они владеют неким общим кодом, понимают друг друга и знают все сильные и слабые стороны своих собратьев.

– Прямо масонская ложа, да и только!

– Скорее, правило выбора, абсолютное чувство контекста. Это как в разговоре с живым собеседником: то, как ты будешь понят, зависит от тона – верный ли он? От того, в подходящий ли момент подана та или иная реплика, и от других подобных нюансов, вычислить которые нельзя, можно только почувствовать.

– Похоже, у твоих оппонентов не укладывается в голове, как могут столь различные стилистические компоненты уживаться у тебя в одном сочинении.

– А как, по-твоему, должно быть?

– Чайковского современная ему критика тоже не раз упрекала в эпигонстве…

– Ну, уж это ты передергиваешь.

А вот Мусоргскому, кажется, никогда и никто не отказывал в своеобразии, хоть он и поживился изрядно у Берлиоза.

– Вот-вот. Берлиоз окончил ораторию в 1854 году, а спустя несколько лет это сочинение уже изучали в балакиревском кружке. Разумеется, Балакирев усиленно скармливал своим подопечным тогдашние новинки, преимущественно французские. И, как потом оказалось, не напрасно.

– Да, но все же… Мусоргский! Это ведь образец самородного русского гения! Попробуй-ка заявить, что у него есть хотя бы одна не вполне оригинальная тема – на тебя со всех сторон накинутся.

– Да уж, у нас на Руси обожают сотворять кумиров, дело известное. Я ставлю вопрос так: Мусоргский, он кто – гениальный композитор или корова священная? Скорее все-таки первое. А значит, он нуждается в понимании, человеческом и музыкантском.

– В понимании или оправдании?

– Странно, я никак не могу определиться в своем отношении в 7-й симфонии Тищенко. Какое-то двойственное впечатление…

– Ну, Шостакович – это уже больше чем просто композитор, это уже целое направление. Нравится кому-то работать в таком русле – на здоровье. Я говорю о штампах, так сказать, концептуального порядка. А уж они влекут за собой музыкальные.

– В программе заявлено, что «Седьмая симфония Тищенко продолжает линию лирико-психологического симфонизма Шуберта, Брамса, Чайковского. Пожалуй, меня не тянет слушать эту симфонию вновь и вновь, как, например, Четвертую Брамса, не говоря уже о Шестой Чайковского.

Какие бы химеры ни являлись Петру Ильичу по ночам, его день сияет всеми красками. Именно поэтому воплощенный в его симфонии образ расставания с чудом жизни, этим сверкающим многоцветным миром воспринимается мною как настоящая трагедия.

– Кстати, а кто это за ним гонится? Да еще под звуки фокстрота.

– Непонятно, почему у наших композиторов такой зуб на бытовые жанры? Почему ими вечно озвучивают какую-нибудь кошмарную бяку? Исключая вальс, конечно – тут всегда идиллия. Но скажите на милость, что плохого вам сделал тот же фокстрот? Казалось бы, просто веселый танец, под который молодежь резвилась, парочки влюблялись… Так ведь нет, с точки зрения серьезного, мыслящего музыканта это типичное проявление угрожающе-бездуховного начала.

– Так или иначе, Тищенко в этой симфонии дает нам понять, что жизнь – штука довольно неприятная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- знакомство учащихся с шедеврами оперного жанра на примере творчества Дж. Верди, воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к оперной музыке.

- развивать умение характеризовать особенности музыкальных образов на примерах оперной музыки, высказывать собственное суждение о жизненном содержании музыки, развивать вокально - хоровые навыки и умение выразительно исполнять песни;

Тип урока: урок-диалог

- плакат образовательной игры;

Урок музыкального искусства

- знакомство учащихся с шедеврами оперного жанра на примере творчества Дж. Верди, воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к оперной музыке.

- развивать умение характеризовать особенности музыкальных образов на примерах оперной музыки, высказывать собственное суждение о жизненном содержании музыки, развивать вокально - хоровые навыки и умение выразительно исполнять песни;

Тип урока: урок-диалог

- плакат образовательной игры;

Эти светлые идеалы воплотились в высоком искусстве всех времен и народов.

Но прежде закрепим темы прошлых уроков на примере образовательной игры.

(Приложение 1)

Открывается картинка. -Перед вами изображение шута. Но почему столь трагична иллюстрация?

-Почему с одной стороны шутовской колпак похож на клюв грифа?

-Как вы думаете, почему вдруг шут - и трагедия?

Именно это нам и предстоит выяснить.

Обратите внимание на эпиграф урока:

И. Кант

Согласны ли вы с мнением философа И. Канта, я узнаю в конце урока, а сейчас нас ждет гениальный собеседник – маэстро Джузеппе Верди, мастер оперы

(Портрет, приложение 2)

Записываем тему урока.

Мировое призвание итальянский композитор Джузеппе Верди получил уже при жизни. Оно сопровождает его музыку и сегодня. Трудно назвать композитора, чьё творчество отличалось бы такой популярностью и любовью слушателей. Творческое наследие композитора, без сомнения, принадлежит всему человечеству, но его самобытный талант расцвел под солнцем родной Италии, ради которой билось пылкое сердце музыканта и патриота.

Убежденный патриот, он всем сердцем надеялся на освобождение своей Родины от австрийского гнета. В годы борьбы за национальную свободу и объединение Италии, Верди писал оперы, которые воспринимались как остросовременные произведения, призывали народ к победе. Некоторые хоровые эпизоды даже звучали на улицах страны как героические революционные песни.

Значительное место в операх Дж .Верди занимает тема человеческого достоинства и свободы личности, а также мотивы разоблачения насилия, жестокости, подкупности.

Основной смысл оперы –показать на музыкальной сцене столкновение чистоты, благородства и бескорыстной любви с циничным миром эгоизма, зла и несправедливости.

По этому музыкальному конфликту построено все сценическое развитие оперы.

С помощью очень выразительных мелодий композитор создал характеристики действующих лиц оперы.

Давайте посмотрим на этого знаменитого антигероя.

( Видео просмотр (2,5 мин))

- Характеризует ли песенка человека, который имеет власть, от которого зависит судьба подчиненных людей?

- Какими средствами выразительности показывает это композитор?

(пунктирный танцевальный ритм, повторение одной и той же композиции на разной высоте)

Анализ произведения по плану

- Легкая музыка или серьезная?

Хотя она и не похожа на современную эстрадную развлекательную музыку, она принадлежит к легкой. И во времена Верди это был действительно шлягер.

Вывод: в музыкальной характеристике Герцога не просто радость, легкомысленность, а дерзость и распущенность.

Драматургия оперы построена на столкновении двух остроконфликтных образов - молодого, легкомысленного и жестокого Герцога и старого, горбатого Риголетто.

Кто такой Риголетто?

Придворный шут, озлобленный собственной потворностью и никчемностью. У Риголетто нет на свете никого, кроме любимой дочери Джильды, которую он скрывает от всего мира в отдаленном доме, желая воспитать её в вере и чистоте. Джильда - светлый образ. Она совсем не знает жизни, добрая и доверчивая. Но она попадает в мир зла и несправедливости, в распутный мир Герцога и его окружения. В погоне за развлечениями они не останавливаются ни перед чем, чтобы лишить невинную девушку чести и убить старого отца, который стал на защиту дочери.

Драматическая кульминация оперы - её последняя картина. Лютует гроза, как бы подчеркивая душевное состояние Джильды. Риголетто горит желанием мести – убить развратного Герцога. Джильда решает спасти ему жизнь. Переодетая в мужскую одежду, она принимает смертельный удар кинжалом.

Риголетто получает мешок с телом, вдруг слышит беззаботную песенку Герцога, которая многократно подчёркивает трагизм ситуации. Жертвой мести стала его любимая дочь. Смертельно раненая, Джильда умирает на руках обезумевшего от горя отца.

Видео просмотр (7 мин)

Анализ музыки по плану

Вывод: Характерные черты творчества Дж. Верди – высокий гуманизм, крепкая связь с жизнью, доступность музыкального языка.

-Назовите жизненные идеалы и образы, которые им отвечают в песне.

(Человеческая судьба в виде маленького оркестрика, который продолжает упрямо играть, несмотря ни на что.)

Распевание.

Исполнение песни.

-Актуальна ли песня сейчас, хотя создана несколько десятилетий назад?

Вывод урока: Помогает ли музыка глубже проникнуть в смысл человеческой жизни, задуматься над своими поступками?

-Что же всегда может наполнить душу человека удивлением и восхищением?

Звездное небо над головой и моральный закон в каждом из нас. (обращение к эпиграфу урока)

Читайте также: