Сообщение детские общественные объединения

Обновлено: 17.05.2024

Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема является в тот период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства, а также в подростковом возрасте. От того, какие ценности будут сформированы у детей в настоящее время, от уровня того, насколько дети будут готовы к качественно новому типу социальных отношений в период юности зависит путь развития общества в настоящее время и в будущем. В связи с данным обстоятельством существенным образом возрастает социальная значимость общественных объединений, усилия которых направлены на формирование условий для социализации ребенка. В решении данной проблемы существенную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых строится на основании и с учетом интересов детей.

Как нами показано в первой главе данной работы, социализация рассматривается как процесс и как результат активного воспроизводства и усвоения человеком социального опыта, который осуществляется в процессе деятельности и общения. В результате социализации человек осуществляет усвоение социальных стереотипов поведения, он интериоризует нормы, а также ценностные ориентации социальной среды, в которой он существует. Осуществляя усвоение общественного опыта, человек формируется как личность и приобретает нужные для жизни психические качества, умения, навыки и знания, в том числе способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Успешность и эффективность процесса социализации ребенка в детском объединении существенным образом зависит от определения содержания деятельности детского объединения. Отметим, что содержание детского объединения можно определить как специфичная некоторой социальной общности ценностная и мотивационная основа, которая обеспечивает удовлетворение определенных социальных потребностей, интересов, ценностей ребенка в данной среде.

Специфика детского объединения можно также определить с позиции педагогической науки как интегрированную совокупность специально созданных условий, которые обеспечивает устойчивые культурообразующие социально-педагогические взаимодействия взрослых и детей как равноправных участников совместного взаимодействия, деятельность которых направлена на оптимизацию их социальных взаимоотношений и развитие окружающего жизненного пространства. Обозначенные обстоятельства в понимании сущности детских объединений четко сформированы Е. А. Дмитриенко [22].

Можно говорить о наличии трех базовых аспектов детских общественных объединений.

1. Социальный аспект детского объединения проявляется в потребности общества организованно оформлять социальную активность детей, включать их посредством детских общественных объединений в процесс присвоение социального опыта, фактически – направлять процесс социализации ребенка в общественно приемлемом направлении. Посредством системы дошкольных объединений ребенок не только обогащается опытом общения, но также осуществляет самореализацию себя как личности, определенным образом оказывая влияние на обстоятельства, а также на людей, которые его окружают.

2. Психологический аспект теснейшим образом связан с процессом реализации стремления ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Система дошкольного образования и детские объединения расширяют сферу представлений ребенка о себе, что способствует реализации ребенком представлений о своей роли и жизненном пути.

3. Педагогический аспект детских объединений предполагает выполнение функций своего рода посредников между обществом и детством, создавая условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений.

Как отмечается исследователями[8] включенность в детское общественное объединение позволяет удовлетворить ребенку свои социальные потребности, а также реализовать собственные интересы и стремления, для которых в иных видах общественных институтов нет достаточных условий. Именно в данном моменте и заключается роль детских объединений в социализации личности ребенка.

Стремление детей к объединению, особенно явно это проявляется в подростковом возрасте – является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

Детские объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивая достаточно высокий уровень самооценки, способствуя поддержке социального статуса ребенка, а также выступать условием формирования чувства защищенности ребенка, восполняя недостаток событийности в его жизни.

Рассматривая значение детских общественных объединений в процессе социализации ребенка, можно отмечать важность детского движения в деле формирования у них инициативы, самостоятельности. Данное обстоятельство также позволяет говорить о детских объединениях как своего рода пространстве социализации ребенка.

Пространство социализации можно понимать как педагогически освоенную среду, которая создает не только дополнительные, но и качественно новые возможности для социализации личности детей в детском объединении.

Особенное значение в системе дополнительного образования детским объединениям обеспечивается реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского объединения можно рассматривать как целостность социальных и психологических факторов, которые обуславливают потребности личности в жизни и деятельности объединения, позицию субъекта деятельности, познания, творчества и саморазвития.

Детские объединения являются тем социальным институтом, который способствует представить ребенку возможности для приобретения нового социального опыта, для самореализации в разного рода социально значимой деятельности. Как справедливо отмечают исследователи детского движения, принципиальным моментом для реализации всего потенциала детского объединения в деле социализации ребенка выступает создание реальных возможностей для осознания им целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, в реализации личных интересов, возможностей, потребностей.

Детское объединение дает возможности для детей включиться в систему общественных отношений, оно обеспечивает жизнедеятельность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в развитии. Отмечается, что добровольность членства и открытость, эмоциональная привлекательность деятельности в объединении, высокий уровень социальных прав детей, возможность выбора типа активности и деятельности – формируют педагогические возможности детского объединения в социализации личности детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет :

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения в у детей.

Отметим, что детское объединение обеспчивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей, для продуктивного творческого взаимодействия и взаимоотношений. При этом за ребенком сохраняется право свободного перехода из одного объединения в другое, а также сохраняется право выбора типа деятельности. Сила детских объединений заключается в том, что в них обеспечиваются условия для воспитания такой личности, которая самостоятельно способна принимать решения. Также в детских объединениях формируется опыт социального взаимодействия, что также выступает как одно из условий успешной социализации детей.

Отметим также, что ребенок получает социальный опыт, социализируется не только в детском коллективе, но также и вне него, в деятельности свободного общения с другими людьми, в школе и семье. Вместе с тем, опыт социального взаимодействия, которые получается в детских объединениях с его общественной значимостью и направленностью на трансляцию общественного опыта, широкой системой социальных связей может рассматриваться как качественно иной опыт. Такой опыт может рассматриваться как более полный, так как он обогащен усвоением коллективных ценностей и целей, приобщением к нормам внутрипоколенных и межпоколенных отношений. Предоставляемая возможность в детском объединении каждому ребенку осознать себя частью общества со всеми обязанностями и правами, наличие в системе дополнительного образования субъект-субъектных отношений; многообразие видов деятельности, способствует познанию, развитию, самореализации личности ребенка, приобретению опыта лидерского поведения, разнообразие реализуемых в обществе социальных позиций – все это может рассматриваться как предпосылки для успешной социализации детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что детские объединения основываются на общности интересов детей и взрослых, на добровольном включении их в совместную деятельность для решения конкретных, четко определенных задач, создает условия для удовлетворения детьми потребности в равноправном положении с взрослыми, для актуализации возможностей детей, которые не востребованы в других сообществах, членом которых ребенок является.

Труд, как средство социализации детей старшего возраста Труд, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство-период первичной социализации личности. В этот.

Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Формирование навыков социализации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ Система работы по формированию навыков социализации у детей дошкольного.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Роль семьи в социализации ребёнка Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит.

Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ

Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между.

Гост

ГОСТ

Объединения и организации

Школа должна учитывать влияние на воспитание молодежи социальных институтов. Особое место среди них занимают детские общественные объединения различной направленности.

У детских объединений обязательно должна быть своя социальная ниша. Недопустимо возлагать на них глобальные цели и функции иных общественных и государственных организаций.

Цель детских общественных объединений заключается в помощи детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить пустоту в реализации детских интересов.

На сегодняшний день в России создана официальная Международная Федерация детских организаций, в которую входят субъекты РФ и СНГ – детские структуры республиканского, краевого, областного, городского уровней. Наравне с ними создаются и функционируют неформальные, стихийно появляющиеся детско-молодежные объединения, которые охватывают $30\%$ молодежи.

Детские движения сегодня являются сложной социально-педагогической реальностью, проявляющейся в добровольной работе самих детей, организованной в соответствии с их запросами, потребностями, как отклик на события, происходящие в окружающей их действительности. Основная их особенность заключается в самодеятельности, направленной на реализацию ребенком социального развития и индивидуального самоопределения.

Воспитательным средством детское движение может стать только при выполнении особых условий и способах его организации, которые позволяют положительно влиять на детей усилиями самих ребят и их сообществ.

Детское общественное объединение должно быть самоорганизующимся, самоуправляемым сообществом, созданным на добровольной основе. Детское общественное объединение с правильным социальным ориентиром – это открытая, демократичная структура, без должностной иерархии. Такое объединение не должно являться структурой госучреждения, но при этом может создаваться и действовать на его базе при кадровой, финансовой и материально-технической поддержке с его стороны. Детским считается такое объединение, в составе которого $2-3$ гражданина еще не достигли совершеннолетия. Руководство взрослых в них носит исключительно добровольный и общественный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Детская общественная организация в отличии от объединения - это объединение ярко выраженной социо-идеологической направленности, создаваемое сообществами взрослых или государственными структурами. Это, по большей части, закрытая и многоступенчатая структура с должностной иерархией, членством, наделением членов обязанностями и правами, наличием органа самоуправления и должностного лица. В основе организации лежит система первичных малых детских структур, через которые реализуются цели и задачи организации. Примерами детской организации являются пионерская и скаутская.

Деполитизация детского движения и ориентированность на принципы гуманизма, раскрытие творческого потенциала ребенка, его природных данных делаю более предпочтительными демократические, открытые формы общественного детского движения.

На сегодня детские общественные объединения в нашей стране могут быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения как равные партнеры с различными государственными структурами.

Современные детские общественные структуры имеют право самостоятельно выбирать взрослых руководителей. Нет никаких ограничений в дислокации детских общественных объединений. Они могут быть созданы и действовать на базе государственных организаций или частных учреждений, по месту жительства.

Влияние организованных детских групп на функционирование и развитие воспитательной системы школы определяется различными факторами:

  • спецификой госучреждения и общественной детской структуры;
  • воспитательными традициями школы и целью объединения;
  • кадровым школьным потенциалом;
  • особенностями социума;
  • личностью руководителя объединения.

Взаимовлияние в каждом случае будет разноплановым. При этом важно, чтобы позитивное влияние на ребенка, педагога было существенным.

Детское общественное объединение является важным фактором воздействия на ребенка. Оно создает благоприятные условия для удовлетворения интересов и потребностей отдельного ребенка, формирует новые устремления. Параллельно оно обеспечивает отбор внутреннего потенциала личности за счет самоограничения и коллективного выбора, корректировки в соответствии с общественными нормами и социальными программами.

Детскому общественному объединению присуща защитная функция, которая заключается в отстаивании, охране интересов, прав, достоинства и уникальности ребенка. Процесс социализации в детских объединениях достаточно эффективен при наличии общих интересов и совместной работе детей и взрослых. Но у детей должно оставаться право выбора форм жизни объединения, свободного перехода из одной группы в другие.

Типы детских общественных объединений

Детские объединения по содержанию деятельности делятся на:

  • трудовые,
  • досуговые,
  • общественно-политическиеми,
  • религиозные,
  • патриотические,
  • познавательные.

По времени существования детские общественные объединения классифицируются на:

  • постоянные,
  • временные,
  • ситуативные.

По характеру управления можно выделить:

  • неформальные объединения,
  • детские организации,
  • клубные объединения.

Взаимодействие школы и детских общественных объединений

Более распространенный вариант, когда отношения школы и детской общественной структуры строятся в виде взаимодействия субъектов воспитательной системы школы, наделяя ее чертами самоуправляемой, демократической и государственно-общественной.

Как показывает опыт, детские общественные объединения служат стимулом рождения инноваций в работе школы, они придают воспитательной системе школы стабильность, а также современность.

Главный смысл взаимодействия школы с детскими общественными структурами заложен в создании гуманистической воспитательной системы, где цель и результат – это, прежде всего, ребенок-личность, ребенок-творец, ребенок-созидатель.


Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

  • принцип социализации, определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
  • принцип гуманизации, обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
  • принцип демократизации, гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип индивидуализации, признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
  • принцип сотрудничества, обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип гармонизации, определяющий согласованность интересов личности и общества;
  • принцип интеграции, обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

  • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
  • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
  • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права ( сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

  • самостоятельность как личностная ориентация;
  • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
  • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
  • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
  • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
  • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
  • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
  • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе , но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах , нуждах, потребностях.

Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

Закон старости: помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

Закон чести: помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Честь - самая высшая сила.

Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим на верном пути.
Мы стоим, а надо ИДТИ.
А.М. Моисеев

Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
Явления, события, людей.
И.С. Тургенев

Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

Нельзя съесть яблоко за другого.
Народная мудрость

Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

Истинно щедр тот, кто даёт из того,
Что принадлежит ему самому.
Сенека Младший

Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

Верь сам в себя наперекор вселенной…
Р. Киплинг

Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

Мы видим себя входящими в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев

Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.
А. С Макаренко

Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.






Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение – объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст.15.1.).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем, детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" (1995). Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.7), определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

1. Совокупность действий и деятельностей всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (области) или территориальной единице (городе, районе)

Сегодня детское движение России представляют:

- международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, школы, ассоциации и т.д.;

- разнообразные ветви, направления, виды движения – гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юниорское, туристско-краеведческое, движение милосердия и т.д.);

- самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

- социально-ориентированные детские общественные объединения;

- инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы и др.;

- форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения;

- общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Детское общественное объединение это:

- форма социального воспитания детей;

- разумно организованный досуг детей;

- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта общения;

- мир игры, фантазии, свободы творчества.

Детская организация – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированных на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации (ДОО) имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников нормы и правила.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности.

Задачи ДОО – обеспечить адекватность всей работы с детьми новым социально экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

Закон – общепринятые нормы, которые формируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех (например: Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям, и т.д.).

Лидер организации – личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе (лидер и руководитель – неоднозначные понятия, т.к. 1) лидер выполняет функции регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением; 2) лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно; 3) руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям; действия лидера неформальны).

Принципы устройства и функционирования

детских общественных объединений

- участвующая и поддерживающая функция взрослых;

- возрастающая включенность детей в общественные отношения.

Ритуалы – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Символика – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию (девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы).

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования.Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО – ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО – ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детских объединений по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций "Юная Россия", детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения – детская организация Москвы "Радуга", Воронежская областная организация, детско-юношеская организация "Искра" и др.; организация республик России – детская общественная организация "Пионеры Башкирии", детская общественная организация Удмуртии "Родники" и др. профильные организации различного уровня – Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, ассоциация детских творческих объединений "Золотая игла" и др.

Цели СПО – ФДО имеют вполне педагогический характер:

- помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

- оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям – членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.

Основными принципами СПО – ФДО являются:

- приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

- уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

- сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

- открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО – ФДО является Ассамблея. СПО – ФДО – прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО – ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: "Детский орден милосердия", "Золотая игла", "Хочу сделать свое дело" (начинающий менеджер), "Древо жизни", "Свой голос", "Игра – дело серьезное", "Мир красотой спасется", "Алые паруса", "От культуры и спорта к здоровому образу жизни", "Школа демократической культуры" (движение юных парламентариев), "Каникулы", "Экология и дети", "Лидер" и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т.п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находят общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имеет определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.), выделить помещение для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

Вопросы для самоконтроля

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.

Читайте также: