Сообщение декабристы в якутии

Обновлено: 04.07.2024

Большой заслугой Рылеева автора является то, что он познакомил русских читателей с Якутией ее природой, ее жителями, ее историей. С этого времени якутская тема стала органической и составной частью общерусской литературной проблемы.

Несколько слов о герое поэмы Рылеева Андрее Войнаровском. Он племянник гетмана Мазепы. Сослан в ссылку после Полтавской битвы за соучастие в измене дяди. Блестяще образованный, владевший несколькими европейскими языками, А.Войнаровский прибыл в Якутск в январе 1724 г. Умер в бедности в 1737 г. Декабрист А.Бестужев-Марлинский, будучи в Якутске, тщетно искал его могилу.

Из сохранившихся документов известно, что в 1645 году в Якутск из других острогов Сибири отправили осуждённых преступников — Давыда Иванова и Олимпия Кепрякова. Подробности их биографий до ссылки навсегда останутся во тьме прошлого, зато кое-что известно об их новой судьбе в Якутии.

Олимпий Кепряков изначально был сослан в Енисейский острог (ныне город Енисейск в Красноярском крае). Но ссыльный обладал редчайшей для той эпохи профессией — был часовым мастером. И якутский воевода Василий Пушкин выпросил его себе на берега реки Лены.

Якутские казаки из бунтовщиков и самогонщиков

Ссыльные графы и ямщики

В начале XVIII века на берегах Лены оказалось даже несколько шведов, попавших в плен в ходе войн Петра I. Несколько из них остались здесь жить даже после заключения мира, поэтому спустя два десятилетия в Якутске служил, например, поручик Кузьма Шкадер — родившийся на востоке Сибири сын пленного лейтенанта шведской армии.

Однако и якутская тайга продолжала оставаться местом ссылки. Не случайно первым учителем в первой школе Якутска стал в 1739 году ссыльный Фердинанд Гейденрейх, бывший петербургский чиновник, отправленный сюда из столицы за коррупцию.

В Якутске и Вилюйске за участие в заговоре отбывал ссылку и граф Франческо Санти, бывший обер-церемониймейстер при царском дворе и один из основателей русской геральдики. Десять лет ссылки провёл в Зашиверском остроге на берегу Индигирки бывший президент Коммерц-коллегии (то есть министр экономики) Генрих фон Фик.

Тринадцать лет до самой смерти в ссылке на берегу Колымы провёл граф Михаил Головкин, бывший вице-канцлер Российской империи. Его жена, графиня Екатерина Головкина, являлась родственницей царей Романовых и ссылке не подлежала, но добровольно отправилась в 1741 году на Колыму вслед за любимым мужем. В Среднеколымском остроге родственница царей собственноручно пекла местный хлеб из смеси ржаной муки и истолчённой в порошок сушёной рыбы, на фамильные драгоценности меняла у местных шаманов снадобья и коренья, чтобы лечить больного мужа.

Графа Головкина убили его слуги, которым надоело второй десяток лет прозябать на берегах Колымы. Воспользовавшись отлучкой графини, они задушили больного графа подушкой. Графиня догадалась о преступлении, но не стала обвинять убийц. С мужем она не рассталась даже после смерти — довезла гроб с его телом от Колымы до самой Москвы, где похоронила в ныне несуществующем Георгиевском монастыре (сегодня это район Тверской улицы). Так ссыльный граф Головкин стал первым мертвецом, умершим на Дальнем Востоке, но похороненным в европейской части России.

Чтобы спасти даже не ссыльных, а функционирование тракта, государственные власти приказали окрестным якутам снабжать подневольных ямщиков лошадьми и необходимыми продуктами. Трудом ссыльных обслуживалась и появившаяся в 1772 году паромная переправа, позволявшая из города Якутска попасть на правый берег Лены. За труд на переправе ссыльным платили по 5 копеек в день — хорошие по тем временам деньги для европейской части России, но на дальневосточных землях, с их высокими ценами, этого едва хватало на пропитание.

В 1781 году государственные власти подсчитали, что ссыльные составляют четверть всего русского населения Якутии.

В самом конце XVIII века якутская ссылка пополнилась некоторым количеством знатных поляков. Например, в 1796 году в Жиганск по указу царицы Екатерины II за участие в восстании против России сослали Яна Оскирко, самого богатого помещика Литвы и Западной Белоруссии. Однако польские мятежники пробыли в Якутии недолго, их вскоре амнистировал новый император Павел I.

В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены…

Никто страны сей безотрадной,

Обширной узников тюрьмы,

Не посетит, боясь зимы

И продолжительной и хладной.

Однообразно дни ведёт

Якутска житель одичалый;

Лишь раз иль дважды в круглый год,

С толпой преступников усталой,

Дружина воинов придёт…

И хотя впервые реку Лену мимолётно упомянул в стихах ещё Ломоносов, но именно поэма Рылеева стала первым стихотворным произведением на русском, посвящённым как якутской ссылке, так и Якутии вообще. Будущий лидер декабристов в стихах описал судьбу одного из самых знаменитых якутских ссыльных предыдущего столетия — Андрея Войнаровского, племянника и подельника гетмана Мазепы.

Спустя несколько лет столь опасный перебежчик был выкраден нашими спецслужбами. Однако тут Войнаровскому повезло — к царю в Петербург его доставили в день рождения будущей царицы Екатерины I. По случаю праздника император Пётр помиловал изменника, заменив ему смертную казнь вечной ссылкой в Якутск.

Любопытно, что предисловие к поэме Рылеева написал другой будущий декабрист и поэт, Александр Бестужев-Марлинский. Всего через несколько месяцев после публикации первых стихов о якутской ссылке Рылеев и Бестужев примут участие в неудачном восстании декабря 1825 года. В итоге Рылеева казнят, а Бестужева-Марлинского сошлют в Якутск.

Декабристы в якутской ссылке

По итогам неудачного восстания 1825 года на территории современной Якутии в ссылке побывали одиннадцать декабристов. Суровые берега Лены, конечно, были лучше тюремных казематов и каторги. Декабристов хотя и лишили дворянских званий и чинов, но столичные ссыльные благородного происхождения вдали от Петербурга пользовались уважением местного начальства и относительной свободой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Декабристы в якутской ссылке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Декабристы в якутской ссылке

Тема: Декабристы в якутской ссылке

Расправа над декабристами.

Расправа над декабристами.

Декабристы в Якутии № ФИО декабристов Годы ссылки Место ссылки 1 Н.Ф.Заикин 1.

Декабристы в Якутии №ФИО декабристовГоды ссылкиМесто ссылки 1Н.Ф.Заикин1826-1833Охотск, Гижигинск, Витим 2А.В.Веденяпин1826-1868Вилюйск 3А.А.Бестужев -Марлинский1827-1829Якутск 4М.И.Муравьев - Апостол 1827-1829Вилюйск 5А.Н.Андреев1826-1831Жиганск, Олекминск 6Н.А.Чижов1826-1833Олекминск 7З. Чернышев1828Якутск 8М.А.Назимов1826Колыма 9Н.С.Бобрищев - Пушкин1826Колыма 10С.Н.Краснокутский1826-1827Верхоянск 11П.Ф.Выгодовский1857-1871Нюрба, Вилюйск

Не все декабристы дожили до амнистии 1856 г. и смогли вернуться в родные мест.

Не все декабристы дожили до амнистии 1856 г. и смогли вернуться в родные места. Многие умерли от непосильного труда на рудниках, болезней и тяжелых условий жизни. Матвей Иванович Муравьев-Апостол, брат казненного С. И. Муравьева-Апостола был сослан в Вилюйск, где прожил с 1827 по 1829 год. Умер в 1886 г. в Москве, прожив до 93 лет. В Вилюйске его именем названа улица.

Дольше всех в Якутии (с 1857 по 1871 гг.) прожил единственный среди декабрист.

А. А. Бестужев-Марлинский – декабрист, именем которого названа улица в городе.

А. А. Бестужев-Марлинский – декабрист, именем которого названа улица в городе Якутске. Александр Александрович Бестужев-Марлинский –дворянин, штабс-капитан, член Северного общества, в списке государственных преступником значился под №17. Прожил в нашем городе три года, затем был переведен на Кавказ в качестве рядового, где вскоре и погиб.

А.А.Бестужев (Марлинский – псевдоним) был известным поэтом-романтиком, участв.

Вклад декабристов в развитие Якутии Декабристы обучали якутских детей грамоте.

Вклад декабристов в развитие Якутии Декабристы обучали якутских детей грамоте, впервые в русской литературе ввели якутскую тему в поэзию. Проводили научное изучение края, искали месторождения полезных ископаемых, собирали сведения по географии, этнографии, экономике, изучали быт и верования якутов Приобщали местных жителей к выращиванию овощей

ВложениеРазмер
Презентация к уроку "Декабристы в якутской ссылке" 2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

№ ФИО декабристов Годы ссылки Место ссылки 1 Н.Ф.Заикин 1826-1833 Охотск, Гижигинск, Витим 2 А.В.Веденяпин 1826-1868 Вилюйск 3 А.А.Бестужев -Марлинский 1827-1829 Якутск 4 М.И.Муравьев - Апостол 1827-1829 Вилюйск 5 А.Н.Андреев 1826-1831 Жиганск, Олекминск 6 Н.А.Чижов 1826-1833 Олекминск 7 З. Чернышев 1828 Якутск 8 М.А.Назимов 1826 Колыма 9 Н.С.Бобрищев - Пушкин 1826 Колыма 10 С.Н.Краснокутский 1826-1827 Верхоянск 11 П.Ф.Выгодовский 1857-1871 Нюрба, Вилюйск

Матвей Иванович Муравьев-Апостол, брат казненного С. И. Муравьева-Апостола был сослан в Вилюйск, где прожил с 1827 по 1829 год. Умер в 1886 г. в Москве, прожив до 93 лет. В Вилюйске его именем названа улица.

Александр Александрович Бестужев-Марлинский –дворянин, штабс-капитан, член Северного общества, в списке государственных преступником значился под №17. Прожил в нашем городе три года, затем был переведен на Кавказ в качестве рядового, где вскоре и погиб.

Декабристы обучали якутских детей грамоте, впервые в русской литературе ввели якутскую тему в поэзию. Проводили научное изучение края, искали месторождения полезных ископаемых, собирали сведения по географии, этнографии, экономике, изучали быт и верования якутов Приобщали местных жителей к выращиванию овощей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре. 2014 год. Город Якутск.


Баланы дөрес сөйләргә өйрәтү, аның сүз байлыгын арттыру, үз фикерен башкаларга ачык аңлаешлы итеп сөйләргә, укырга hәм язарга өйрәтү бик мөhим. Чөнки тел баланың барлык фән буенча белем алуына ю.


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска"

Данная методическая разработка состоит из конспекта, плана урока и презентации. Данный материал может быть использован на уроках английского языка как в школе, так и ссузе и вузе.

Урок якутского языка "Сахалыы уут астара. Якутская молочная пища"

Цель: Создать условия для восприятия и ознакомления с особенностями якутской пищи на якутском языке.

Презентация "Знаки дорожного движения" и Ссылка на сообщество "Интересных дел и методических разработок"
Презентация "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

В данной работе объясняется материал по теме "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах" с практическим примененим.


Презентация "Якутские народные игры"

Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деят.

Средства обучения: слайдовая презентация, сделанная на Power Point.

Опережающее задание:

  • 1-й группе: Социально-экономическое и политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
  • 2-й группе: Якутия в произведениях декабристов;
  • 3-й группе: Роль декабристов в развитии социально-экономической жизни области и в области образования.

I. Опрос по заданной теме в форме беседы и тестов

– Назовите причины возникновения движения декабристов.
– Каковы были основные идеи организаций будущих декабристов “Союз спасения” и “Союз благоденствия”?
– Для выполнения этого задания класс делится на 2 группы, где первая группа составляет программные требования из “Конституции” Н.Муравьева, а вторая группа из “Русской правды” П.Пестеля. Затем класс выявляет, что в них было общего и что различного.
– Назовите причины поражения выступления декабристов.

1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?

а) Союз благоденствия
б) Союз спасения
в) Южное общество
г) Северное общество

2. Восстание на Сенатской площади произошло

а) 4 декабря 1800 г.
б) 5 декабря 1815 г.
в) 14 декабря 1825 г.
г) 15 декабря 1864 г.

3. Назовите программу Северного общества

а) “Зеленая книга”
б) “Русская правда” П.И.Пестеля
в) “Уставная грамота Славяно-русской империи”
г) “Конституция” Н.М.Муравьева

4. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен…

5. В программных документах тайных обществ будущих декабристов
предусматривалось

а) сохранить крепостное право
б) отменить крепостное право
в) сохранить самодержавную монархию
г) ликвидировать гражданские свободы

6. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был членом декабристских организаций?

а) Н.М.Муравьев
б) П.И.Пестель
в) А.А.Аракчеев
г) К.Ф.Рылеев
д) Ф.Ф.Беллинсгаузен
е) Н.Н.Раевский

1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ

7. Особенность общественного движения в России в первой четверти XIX в.

а) Его активными участниками были молодые офицеры;
б) Активная агитация и распространение своих идей среди народа;
в) Отсутствие организации и программных документов;
г) Отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ.

8. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относится

а) господство крепостного права и сохранение самодержавия
б) патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 г.
в) идеи французских просветителей
г) создание министерств

9. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они.

а) положили начало освободительному движению в России
б) добились отмены крепостного права
в) принесли присягу на верность Константину
г) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем

Выводы:

1. Огромную роль в становлении идейных взглядов декабристов оказала Отечественная война 1825 г., заграничные походы 1813-1814 гг.
2. События 1825 г знаменовали вступление крепостнической системы в период кризиса.
3. Именно дворяне-офицеры – передовые люди того времени поняли
необходимость перемен, стали зачинателями освободительного движения в России, стали на путь открытого протеста против царизма.

II. Изучение нового материала

План урока:

1. Социально-экономическое, политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века.
2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии.

1) Якутия в произведениях декабристов.
2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования

1. Социально-экономическое, политическое развитие Якутии в 1-й четверти 19 века

Учитель: За свои идейные взгляды, за участие в декабрьском вооруженном восстании 5 декабристов (П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев и П.Каховский) были приговорены к казни и более ста человек были заключены в крепость, сосланы на каторжные работы и ссылку.
Из них 14 человек отбывали ссылку в нашей родной Якутии. Они не только отбывали ссылку, но и оставили свой вклад в истории нашей республики.
О состоянии социально-экономического, политического развития Якутии в 1-й четверти 19 века нам расскажет 1-я рабочая группа.

Выступление 1-й группы учащихся:

Якутский округ, входивший в состав Иркутской губернии, в 1805 г. Был преобразован в связи с отдаленностью в Якутскую область.
Якутск стал областным городом, в котором было несколько сотен жилых домов, 7 церквей, монастырь, лавки. На деревню был похож Олекминск, в котором тогда было 59 домов и юрт. Верхоянске было всего 5 юрт. (Слайд 17)
Областное правление, сосредоточенное в Якутске, состоит из полицейской, судейской и казенной частей. Во главе области стоял областной начальник. В его подчинении находились не только чиновники, но и якутская казачья команда. Округами (комиссарствами) управляли частные земские комиссары, ведавшие сбором податей и исполнявшие полицейские функции.
Кроме ясака, основного правительственного налога, коренное население платило еще и общественные расходы (на содержание дорог, на земские нужды и т.д.), подушные подати и натуральные повинности. (Слайд 19)
Основой существования большинства якутских хозяйств в центральных и вилюйских улусах в начале 19 века было скотоводство, дополняемое охотой и рыболовством. К этим отраслям хозяйства стало добавляться в центральных и олекминских улусах хлебопашество. (Слайд 20)
Якутия не знала крепостного права. Общинники прикреплялись не к феодалам-помещикам, а к наслегам. К наслегам прикреплялись и полуфеодальные элементы – князцы и старшины. Но само прикрепление к наслегам было условным. В связи с наличием в других наслегах родственников, какими-либо ссорами, малоземельем и т.д. отдельного хозяйства якутов переходили из наслега в наслег. В чужих наслегах они поселялись у богатых родственников, нанимались на работу или арендовали сенокосные участки. В отдаленных улусах переселенцы просто селились на пустолежащих землях. Приживаясь в новом наслеге, переселенцы добивались согласия общества на официальное перечисление.
Во избежание недоимок якутские общества были связаны круговой порукой, и для ухода из наслега на длительный срок родовичи должны были получать разрешение у общества или князца. Нередко общество само отдавало несостоятельного члена в работники в другой наслег или купцам за выплату его налогов.
В начале 19 века заметно усилились якутские торговцы. Посреднической торговлей занимались как князцы и старшины, так и зажиточные общинники.

Выводы:таким образом, первые два десятилетия 19 века в Якутии отличались резким ростов налогов, ухудшением положения рядовых хозяйств и усилением якутской верхушки – торговцев, должностных лиц, богатых скотовладельцев. (Слайд 21)

2. Жизнь и деятельность декабристов в Якутии

1) Якутия в произведениях декабристов (выступление 2-й группы учащихся)

Вытупление 1-го ученика:

– В художественных произведениях декабристов суровая прелесть Сибири впервые блеснула под пером Рылеева. (Слайд 22)
В начале 1823 года Рылеев задумал поэму “Войнаровский” об участнике заговора Мазепы, Войнаровском, сосланном со всей семьей на Лену, в Сибирь. Читатель встретился в поэме Рылеева с отважными охотниками-якутами, с караванами русских купцов; заглянул в светлые воды Байкала, услышал шум тайги, увидел белую равнину и разнообразные склоны гор.
В изображении Рылеева герой поэмы – мужественный борец за свободу родины. С подлинным Войнаровским – авантюристом, представителем алчной казацкой старшины, образ, созданный Рылеевым, не имеет ничего общего. Да и не во имя документальной точности была написана эта поэма вождем тайного общества. Не о прошлом думал Рылеев, работая над своей поэмой, а о настоящем и будущем России; не о судьбе Войнаровского, а о своих современниках, борцах за освобождение Родины, об их трагической и славной участи.
Перенеся место действия поэмы в Сибирь, Рылеев сделал попытку реалистически изобразить Якутск, суровую сибирскую зиму и короткую весну. Он позаботился о том, чтобы в его романтической поэме проступили подлинные краски сибирской природы и сибирского быта.
Работая над поэмой, Рылеев изучал сочинения путешественников по Северной Сибири, отрывки из которых нередко появлялись в журналах в начале двадцатых годов. Пользовался он, по-видимому, и знаменитым "Описанием сибирского царства" Миллера (того самого Миллера, с которым встречается в Сибири и беседует главный герой его поэмы), а быть может, и работами великого предшественника декабристов Радищева, опубликованными в 1811 году. К его услугам были и многотомные труды знаменитых академических экспедиций, организованных Российской академией наук во второй половине XVIII века: экспедиции по Сибири Палласа, Соколова и Зуева, путешествия Георги, изучившего Забайкалье.

Выступление 2 ученика. (Слайд 23) Александр Александрович Бестужев- Марлинский прибыл на место ссылки 31 декабря 1827 года. Якутск оказался, действительно, городом: дома и церкви, богадельня, монастырь и кабаки – целых девять кабаков! лавки и люди – две с половиной тысячи жителей Александр Бестужев начал интересоваться местом своего поселения. Не только с тоской – с живым любопытством оглядывался он вокруг. В письмах к родным среди просьб прислать книги, деньги или модный сюртук все чаще появляются описания Якутска, якутов, восторженные отзывы о красоте Лены – "этой Волги Восточной Сибири", как он назвал ее, сведения о плясках шаманов, рисунки, изображающие якутов.
Этнографом Александр Бестужев не стал – слишком уж недолго, всего полтора года, пробыл он в Якутии, слишком уж скоро наступил конец его жизни и не в Якутии, а на Кавказе. Но внести свой вклад в изучение Сибири он успел. Сибирские очерки Бестужева должны по праву занять в его творчестве особое и притом почетное место.
Якуты и тунгусы – нередкие гости в сибирских очерках Бестужева. На смену выразительным, но наивным рассказам промышленников, на смену педантически точным, но суховатым описаниям, исполненным учеными, явились сибирские очерки Бестужева: правдивые и в то же время увлекательно-яркие. Вот две дружные семьи – якутская и тунгусская, кочуя недалеко от Якутска, встречают страшного хищника, забежавшего из Средней Азии, барса, и вместе, героически выручая друг друга, вступают в борьбу со свирепым зверем; вот тунгусы в берестяных лодочках, называемых ветками, собираются у
поворота реки и, дождавшись, пока стадо оленей спустится в воду, бьют животных маленькими копьецами, поражая печень или легкие; вот рыбная ловля; вот езда на собаках; вот поверья и предания тунгусов, описание якутского женского наряда и якутского праздника "иссых" – праздника "начатков кумыса".
"Три шамана приближаются к огню. волосы их падают по плечам. Они умоляют духов не насылать падежа и болезней. Голос их то пронзителен, то рокотен; бубны звучат повременно, и каждый из них, черпнув ложкою кумыса из огромных деревянных кубков (аях), брызжет им на огонь. Это умилостивительное возлияние. Старшины подводят белую кобылицу и старший шаман. вырывает несколько волос из гривы и бросает в огонь; с этой минуты благословенная кобылица становится неприкосновенною. Ни седло, ни удило не будет ей знакомо: никогда ножницы не уронят с нее ни волоска".
В Якутске Александр Бестужев писал стихи. Он писал о водопаде Станового хребта, уподобляя шумное падение вод своей грозной судьбе:

Когда громам твоим внимаю
И в кудри льется брызгов пыль, –
Невольно я припоминаю
Свою таинственную быль.
Тебе подобно гордой, шумной,
От высоты родимых скал,
Влекомый страстию безумной,
Я в бездну гибели упал.

Писал об облаке, гонимом по небу, – и в судьбе облака видел свою судьбу:

Блести, лети на ветерке,
Подобно нашей доле.
И я погибну вдалеке
От родины и воли.

изучал Шиллера, переводил на досуге Гете. Все это было обычно для литератора двадцатых годов. Но необычно было то, что Александр Бестужев писал не только о своей грустной судьбе, вчитывался не только в Гете: живя в Якутске, он обратился к поэзии якутского народа, чьи сказки, предания и поверья ни разу еще не звучали в русской поэзии.
Он написал балладу "Саатырь", к которой сделал несколько интересных этнографических примечаний. "Содержание этой баллады взято из якутской сказки", – сообщает он. У якута умирает любимая жена – Саатырь. Перед смертью она говорит:

"Не вешай мой гроб на лесной вышине
Духам, непогодам забавой;
На родимой земле рой могилу ты мне
И кровлей замкни величавой".

Тут же в примечаниях Бестужев поясняет: "в старину якуты вешали гробы свои на деревьях или ставили их на подрубленных пнях". Богата этнографическим материалом строфа, посвященная похоронам Саатырь:

Вскипели котлы, задымилася кровь
Коней – украшения стада,
И брызжет кумыс от широких краев
От счастья и горя услада;
И шумно кругом, упоенья кумир
Аях пробегает бездонный.
Уж вянет заря. Поминательный пир
Затих. У чувала склоненный
Круг сонных гостей возлежит недвижим,
Лишь в юрте, синея, волнуется дым.

"Аях – огромный кубок, – объясняет Бестужев, – в него входит ведра полтора, но я видел удальцов, которые осушали его сразу".
"Чувал – камин, очаг; он стоит посредине юрты, спинкою ко входу".
Не сохранив ритмов и стиля якутской поэзии (при недостаточном знании языка это было Бестужеву не под силу, да и литературная форма баллады, культивируемая Жуковским, представлялась ему обязательной), он сумел использовать сюжет якутского народного сказания, обогатить свой стих чертами якутского быта. Попытки воспроизвести на русском языке прелесть туземного эпоса вообще занимали его: известно, что на обратном пути из Сибири ему удалось захватить с собою и отослать друзьям в Москву поэму декабриста Чижова – того самого, который когда-то был участником замечательного плавания Литке, а после 14 декабря осужден на двадцатилетнюю ссылку в Сибирь.

Выступление 3 ученика: (Слайд 24 ) 29 июля 1826 года декабрист Чижов был отправлен в Сибирь и только в Иркутске узнал, что местом ссылки ему определен городок Олекминск Якутской области. На поселении провел семь лет, изучал природу Сибири, этнографию и фольклор якутов. В 1832 году поэма Чижова "Нуча", написанная от имени старика якута, повествующего о храбром русском юноше, который не боялся ни шаманов, ни духов, присланная в Москву Александром Бестужевым, была напечатана в журнале "Московский телеграф" за полной подписью автора. Поднялась настоящая административная буря, посыпались запросы от шефа жандармов цензору "Московского телеграфа", городничим и исправникам города Олекминска, где жил Чижов. Кто осмелился переслать стихи государственного преступника из Сибири в Москву? Кто осмелился напечатать? Но дело было уже сделано: поэма, написанная опальным поэтом, дошла до читателя. Таким образом, декабристы первыми открыли русскому читателю прелесть якутского фольклора, введя его в русскую поэзию во всем великолепном обличий русского стиха пушкинской поры. В 1839 году Чижов написал на основе одного якутского поверья поэму "Воздушная дева". У якутов еще в глубокой древности существовало предание о девушке, унесенной ветром на луну. Пошла она с ведрами за водой, подул ветер, подхватил ее, унес на березу, а оттуда на луну. В ясные звездные ночи видно на небе коромысло с ведрами. Девушка стала хозяйкой луны. Вот это древнее поверье с большой поэтической силой и воспроизвел в своих стихах Чижов, трогательно изобразив тоску девушки по родной Якутии:

Однажды с облаков моих
Мне виден шумный был Исых
И пляски дев и бег коней,
Борьба и пир вокруг огней.
Созвала там подруг весна –
А я одна, всегда одна.
Беспечные они поют,
Меня же ветры вдаль несут.

2) Роль декабристов в социально-экономическом развитии и в области образования

Выступление 3-й группы учащихся

Каждый декабрист провел годы ссылки в этом далеком крае недаром, они постарались хоть чем-то помочь местному населению, чему-то научить их.
Так А.Н.Андреев вместе с Н.А.Чижовым, желая принести пользу населению Олекминска, на собственные средства построили первую в городе мельницу.
М.И.Муравьев-Апостол следуя своему желанию быть полезным обществу, построил силой общественности вокруг городского кладбища прочную ограду. Первым в городе начал успешно садить картошку, посеял просо, увлекался цветоводством и огородничеством, занимался медицинской практикой, помогал прокаженным.
Декабристы были горячими сторонниками внедрения русской земледельческой культуры в Сибири. Они пытались подвести под земледелие научную базу.
Свой скромный вклад декабристы ввели и в области образования. Так, несмотря на строгое запрещение заниматься педагогической деятельностью, А.А.Бестужев-Марлинский имел двух учеников.
Одним из основных видов занятий М.И.Муравьева-Апостола в период ссылки в Вилюйске являлась его педагогическая работа. О своей работе он сообщает любопытную деталь: “По неимению в этой глуши часов, – писал он в своих воспоминаниях, – пришлось придумать забавный способ для определения классного времени. Я над своей юртой выкидывал флаг, служивший знаком, что я жду своих учеников, и они на этот немой зов немедля являлись со своей книгой”.
Вскоре после своего приезда в Олекминск, Н.А.Чижов с А.Н.Андреевым создали небольшой кружок, в который вошли лица, стремившиеся к культуре: доктор Орлеанский, купцы Подъяков и Дудников, исправник Федоров и др. Они устраивали чтение книг и журналов, общественные гуляния, выписку прогрессивных журналов и т.д.

III. Заключительный этап

Класс во главе рабочих групп подводит итоги по материалам урока.

Читайте также: