Сообщение человек и общество в творчестве с есенина

Обновлено: 01.06.2024

Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.

Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.

Происхождение и ранние годы

С. Есенин с мамой

Сергей Александрович Есенин – уроженец села Константиново Рязанской губернии. Родился 21 сентября 1895 года в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Отец не любил заниматься крестьянским хозяйством, и жил отдельно от семьи в Москве. В 1912 году к нему приехал Сергей, и устроился на работу в мясную лавку.

Образование

В 1904 году Сергей поступил в начальную земскую школу, и окончил ее с отличием. Родители очень хотели видеть сына учителем, и в 14 лет отдали его в профильную школу.


Во время обучения юноша понял, что его призвание – поэзия. Оставив работу в мясной лавке, он, в 1913 году поступает в Московский народный университет вольнослушателем. Одновременно работает в типографии Сытина, и пишет стихи.

На какое-то время Есенина захватили идеи социал-демократов. Он участвовал в распространении листовок, выступал с агитационными речами перед рабочими заводов, принимал участие в крупной забастовке против гонений на пролетариат.

Творчество

Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – А. Блоком и З. Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями.

Есенин пишет стихи

В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю.

Революцию поэт принял сразу. Самовольно оставив часть, он примкнул к левой партии эсеров. Однако, немного разобравшись в ситуации, Есенин начал понимать, что революция – это, к тому же, беспорядок и насилие.


Сергей Есенин и Айседора Дункан

По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.

Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.

Фрагмент стихотворения

Отговорила роща золотая… С.А. Есенин

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Главные произведения


Комната в доме-музее Есенина

Последние годы

В последние годы жизни поэт регулярно подвергался нападкам и обвинениям в распущенности и пьянстве. Сам он к этому времени окончательно разочаровался в Советской власти.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • Есенин не знал ни одного иностранного языка;
  • на стихи поэта написано много песен и романсов;
  • оставался в школе на второй год из-за плохого поведения;
  • первое стихотворение написал в 9 лет;
  • в юности был задирой и драчуном.

Память о поэте

В 1995 г. в Албании выпустили марку с изображением Есенина.

611 улиц и площадей российских городов носят имя С. Есенина.

В 1995 г. в России выпустили серебряную монету к столетнему юбилею поэта.

Стихи С. Есенина – исповедь яркой и мятущейся души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства.

В поэзии С. Есенина переплетаются факты его биографии с историческими событиями, в напряженной личностной интонации угадываются общечеловеческие черты.

Главная тема лирики С. Есенина – любовь к родной стране. В стихах о России прежде всего звучат личные впечатления поэта:

Хомутный запах дегтя,

Как хорошо, что я сберег те

Все ощущенья прежних лет.

В стихах С. Есенина воссозданы мельчайшие детали деревенского быта, хорошо знакомого поэту. Старый дом, небеса, похожие на дешевенький ситец, небогатая нива. Все это согрето горячей любовью поэта.

Именно потому его стихи затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас.

Слова “любовь к родине”, “родная природа” настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь С. Есенина, с них как бы спадает шелуха и заново чувствуешь боль и какую-то печальную нежность:

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь…

В есенинских стихах о любви также переплетены личное и общечеловеческое начала. Как и всех нас, любовь питала поэта, давала надежду, как и у всех нас, жизнь без любви была равносильна гибели и опустошению. Но в каждом стихотворении С. Есенина мы слышим больную и грустную, очень личную ноту, из-за которой такими пронзительными становятся простые слова:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу…

Одна из основных тем С. Есенина – грусть по ушедшей юности. Мы знаем, что поэт жил страстно и напряженно, сжигал себя, как на костре, потому эта тема оправдана всей биографией поэта:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

В этой грусти нет пессимизма, о ней можно сказать пушкинскими словами: “печаль моя светла”. Но если в начале стихотворения поэт просто примиряется с тем, что время проходит, сожалеет об “утраченной свежести”, называет приметы своего старения, то финал стихотворения несет в себе совсем другое:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В этих строчках – пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона бытия. Если в начале стихотворения поэт говорил “я”, то теперь он говорит “мы” от имени всех людей и обо всех людях. Эти строчки являются точкой пересечения личного и общечеловеческого.

Сила есенинской поэзии, пережившей гонения, десятилетия умалчивания, – в предельной искренности, обнаженности души поэта, в его бесстрашии. Эти стихи написаны кровью сердца.

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Уйдя из деревни в большой мир, поэт не находит в нем поддержки, нет прежней гармонии и в душе. Хочется разрушать и громить все вокруг, уходит почва из-под собственных ног, нет опоры для поэтической души.

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы,

Так хорошо тогда мне вспоминать

Заросший пруд и хриплый звон ольхи.

В своих корнях автор ищет поддержку в жизни, чтобы противостоять тяжелым невзгодам, а их немало на его пути. Поэт — всегда мыслитель, задумывается о вечных вопросах бытия, о своем месте в этом огромном и чуждом ему мире, ищет родственные души, чтобы разделить вместе радость, заботы, печаль. Но, к сожалению, остается одиноким, непонятым. Жизнь быстро движется вперед, за ней непросто угнаться. И даже в некогда близкой сердцу Есенина деревне теперь поют совсем иные песни, другая строится жизнь.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И это я! Я, гражданин села.

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Но голос мысли сердцу говорит:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Вместе со зрелостью приходят мудрость и понимание неотвратимости перемен. Поэт пытается осмыслить происходящее, установить связь с этим новым миром, обрести гармонию, без которой невозможно творить.

Ну что ж! Прости, родной приют.

Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют —

Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Любимая! Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь загнанная, в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой, свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 4469
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Главная Сочинения С. А. Есенин Общечеловеческое и личное в поэзии С.А. Есенина

Общечеловеческое и личное в поэзии С.А. Есенина

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
С. Есенин

Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем, чтобы войти в чудесный, загадочный и очень близкий мир говорящих деревьев, смеющегося утра, поющих трав.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут страну далекую
Седые облака.

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.

Начало есенинского пути — село Константиново Рязанской губернии. Природа с ее живыми красками, повседневный крестьянский быт, народная поэзия и народные песни, произведения Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Кольцова — вот та почва, на которой развивался самобытный талант Есенина. Задушевность, простота, тесная связь с природой, мелодичность приближают его стихи к народной поэзии, делают Есенина поистине национальным поэтом.

С народной поэзией Есенина роднит не только представление о природе и человеке, но и само отношение к природе и человеку. Поэт никогда не возвышая ни себя, ни остальных людей над миром, пейзажем, животными. Напротив, него поэзии человек растворен в красоте окружающего мира, сам становясь то деревом, то небом, то птицей.

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Русь моя, деревенская Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Есенину горько было осознавать наступление города на деревню. Поэт считал, что прогресс и промышленность способны убить все живое и прекрасное, насаждая искусственное, механическое, оторванное от природы.

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Проблемы, которые Есенин затрагивал в своем творчестве: жизнь и смерть, любовь, назначение человека на земле — возвышают его произведения до общечеловеческого, интернационального уровня. В зрелых стихах поэта все чаще появляется мотив увядания, смерти; вместо красавицы весны и буйного лета — золотая осень и вьюжная зима. Есенин словно предчувствует свою раннюю гибель, поэтому глубоко философские стихотворения по-прежнему интимны и задушевны.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Творчество выдающегося русского поэта Сергея Есенина знают во всем мире. Каждый человек может найти него стихах нужные слова, способные поддержать и обнадежить, вселить надежду и оптимизм, напомнить о том, что Родина у каждого — единственная и неповторимая. Все это превращает Есенина в Поэта с большой буквы.

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Бог, природа, человек в поэзии Есенина

Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер. целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Темы поэзии Есенина

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая. "). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Темы творчества Есенина

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Тема природы в поэзии Есенина

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

стихотворение есенина береза [

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Особенности поэзии Есенина

Особенности поэзии Есенина

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. "

Читайте также: