Сообщение большая хоральная синагога

Обновлено: 07.07.2024

Терракотово-красный цвет и мавританский стиль этого здания невольно напоминают о песках пустынь, пальмах и испепеляющем солнце.

Большая хоральная синагога – центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга, – самая большая в России и вторая по величине в Европе.

Первые евреи появились в Петербурге со времени основания города, ещё при Петре I. Стоит вспомнить вице-канцлера Петра Шафирова, первого генерал-полицмейстера столицы Антона Дивьера, шута Петра I Яна д’Акосту. Некрещеные евреи могли появляться в столице только по делам и на непродолжительное время. Это были поставщики двора, финансисты, торговые и финансовые посредники.

Хотя по распоряжению Екатерины I евреям было запрещено жить не только в Петербурге, но и в России вообще, евреи всё же приезжали в столицу на непродолжительное время.

Во время царствования Анны Иоанновны был подписан ещё более суровый указ о высылке евреев даже из Малороссии.

Положение евреев в Петербурге несколько улучшилось в правление Екатерины II. В годы её царствования еврейское население Петербурга вырастает до пяти тысяч человек. Хотя по-прежнему действовал указ о запрете евреям приезжать в столицу.

После раздела Польши Россия получает значительные земли, населённые поляками, литовцами, белорусами, украинцами и евреями. После этого евреи стали частыми гостями в Петербурге, с этого же времени начала формироваться первая еврейская община в Петербурге, главным представителем которой был крупный предприниматель Абрам Перетц.

В 1802 году евреи купили у лютеранской общины часть земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого момента началась официальная история еврейской общины в Петербурге.


Хоральная синагога. Открытка. XIX в.

После Александра I, при Николае I, число евреев, проживавших в столице, было минимальным.

После вступления на престол Александра II некоторым категориям евреев было предоставлено право постоянного жительства по всей стране: купцам первой гильдии, лицам, получившим высшее образование, ремесленникам многих специальностей, солдатам, отслужившим полный срок в русской армии, студентам.

Александр II разрешил евреям (отставным солдатам, купцам, обладателям учёных степеней и дипломов о высшем образовании) проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право было дано и членам их семей, а также особо оговоренному числу приказчиков и слуг. Евреи также получили право приглашать раввинов из других городов.

В середине XIX века община в Санкт-Петербурге насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого было недостаточно. Поэтому по инициативе общины было решено обратиться к властям о разрешении на строительство синагоги.

1 сентября 1869 года было утверждено постановление Кабинета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу. Через полторы недели был избран комитет для постройки синагоги. Его возглавил Гораций Гинцбург.

Но строительство никак не могло начаться. Дело в том, что в течение десяти лет продолжался поиск места для строительства. Наконец, в январе 1879 года еврейская община приобрела дом и участок А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице. В июле того же 1879 года был объявлен конкурс проектов синагоги.

В мае 1883 года Александр III утвердил эскизный проект будущей синагоги. Проект здания синагоги выполнили архитекторы Лев Исакович Бахман и Иван Иванович Шапошников. В проекте принимали участие Владимир Васильевич Стасов и Николай Леонтьевич Бенуа. Строительный комитет возглавил А.А. Кауфман, непосредственно строительные работы шли под руководством А.В. Малова и его помощников С.О. Клейна и Б.И. Гиршовича.

Спонсировал строительство и известный меценат и банкир Самуил Поляков. Кстати, на его деньги в Петербурге построили первое в России студенческое общежитие, где бедные студенты получали бесплатно жилье и еду.

В октябре 1886 года освятили Малую синагогу, в ней до открытия большого зала разместилась временная синагога.

В 1888 году завершилось строительство Большой синагоги. Тем не менее работы по отделке интерьеров продолжались ещё в течение пяти лет. Наконец, в декабре 1893 года состоялась торжественная церемония освящения Большой синагоги.

Здание храма построено в традициях древнееврейского зодчества. Его центр украшает ризалит и портал в виде арки с парными колоннами. Боковые ризалиты меньше центрального. Здание венчает сферический купол.

Вестибюль синагоги знаменит своей уникальной акустикой: стоя в одном конце вестибюля лицом к стене, можно слышать слова, произнесённые шёпотом, с противоположной стороны на расстоянии более десяти метров. В центре вестибюля звук многократно усиливается.

Люстра в главном зале – оригинальная. После реставрации, она вновь покрыта сусальным серебром. Изначально эта люстра была газовой и уже впоследствии переоборудована в электрическую.

Ко времени завершения строительства, в 1893 году, уже два года действовал закон о черте осёдлости. С 1891 года, когда была установлена так называемая черта оседлости, евреям запрещалось селиться вне пределов указанных земель (территории современных Украины, Белоруссии, Литвы и Молдавии). Для того чтобы выехать за черту оседлости, достаточно было креститься, однако желающих сменить веру было немного.

Ограничения в праве жительства отразились на социальной структуре еврейской общины столицы. В Петербурге жили в основном евреи с высшим образованием или высокой квалификацией: дантисты, провизоры, адвокаты, журналисты, литераторы.

Правда, особые права были дарованы купцам первой гильдии, промышленникам и магнатам.

После постройки синагоги по постановлению Комитета министров были закрыты все молельни в городе. Это привело к трудностям для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём нуждающихся.

В 1909 году был построен каменный забор вдоль участка синагоги вместо старого и ветхого деревянного. В начале XX века перед зданием появилось ограждение из гранитных блоков с металлической оградой.

В 1929 году вышло постановление о закрытии еврейской религиозной общины. А на следующий год решением была закрыта и синагога. После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени ВЦИК 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.

В наши дни Большая хоральная синагога, рассчитанная на 1200 мест, остаётся одной из крупнейших в Европе и сохраняет роль еврейского культурного и общественного центра в Петербурге.

Большая хоральная синагога является ортодоксальной, это означает, что во время молитвы мужчины и женщины должны находиться раздельно, чтобы не отвлекать друг друга. Для женщин предназначена специальная галерея на втором этаже. На балконе над женской галереей располагается мужской хор.

В главном зале Большой хоральной синагоги молитвы проводятся только по субботам и праздникам. Ежедневные молитвы проходят в Малой синагоге. Совершение общей молитвы возможно только в присутствии миньяна – количество мужчин не должно быть меньше десяти. Субботняя молитва завершается традиционной трапезой, на которую приглашаются все пришедшие на молитву.

В синагоге хранятся свитки Торы, которые пишутся на пергаменте одним человеком в течение нескольких месяцев вручную без единой помарки, иначе она переписывается заново.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Реформатская синагога

Реформатская синагога В Германии произошло другое и тоже очень важное явление: часть религиозных вождей иудаизма начала его реформировать. Появились своего рода протестанты иудаизма.Судите сами: протестанты отрицали церковную иерархию, опыт полутора тысячелетий

§ 51. Синагога

§ 51. Синагога Campeg. Vitringa (ум. в 1722 в г. Франекер): De Synagoga Vetere libri tr?s. Franeker, 1696, в 2–х т. (также Weissenf els, 1726). Образцовый труд, результат прекрасного знания Библии и учения раввинов. Сокращенный перевод Дж. Л. Бернарда: The Synagogue and the Church. London, 1842.C. Bornitius: De Synagogis veterum Hebr?orum. Vitemb., 1650. Также

Большая порка

VI БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА

VI БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА Даже сейчас, частично разрушенная и потерявшая почти все белые плиты облицовки. Великая пирамвда производит сильное впечатление. Она возвышается над окружающей пустыней и пригородами современного Каира и кажется настолько странной деталью пейзажа,

Синагога на Поклонной горе

Синагога на Поклонной горе Потребность создания всенародного памятника в честь победы в Великой Отечественной войне осмысливалась в послевоенные годы. Прошло 50 лет, и в катаклизмах, произошедших со страной в конце столетия, многие события стали восприниматься по-иному.

Александр Кацнельсон ИЗ МАРТИРОЛОГА МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ (московская синагога в 1891–1906 гг.)[567]

Александр Кацнельсон ИЗ МАРТИРОЛОГА МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ (московская синагога в 1891–1906 гг.)[567] В летописях многострадальной еврейской общины в Москве выделяется своим мрачным средневековым колоритом один эпизод недавнего прошлого: 14-летнее закрытие московской синагоги

3. Заботы Теодориха о продовольствии Рима. — roma felix. — Терпимость к католической церкви. — Иудеи в Риме. — Их самая древняя синагога. — Восстание народа против иудеев

3. Заботы Теодориха о продовольствии Рима. — roma felix. — Терпимость к католической церкви. — Иудеи в Риме. — Их самая древняя синагога. — Восстание народа против иудеев С неменьшей заботливостью относился Теодорих к благополучию самих римлян насколько к тому давали

Биробиджанская синагога

Большая хоральная синагога — это не только памятник архитектуры федерального значения, но и исторический центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга.

Формирование еврейской общины

Формирование еврейской общины с религиозным центром в Санкт-Петербурге шло очень медленно, ведь по указу Екатерины I евреям было запрещено проживать не только в столице, но и вообще в России. Но если речь шла об особо важных особах иудейского вероисповедания, то им разрешалось находиться в столице временно. Так, среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, встречаются финансовые дельцы, купцы и врачи. В основном это были люди состоятельные, имевшие не только домочадцев, но и слуг. Поэтому почти в каждом доме, где жила еврейская семья, был миньян — 10 взрослых мужчин, необходимых для общественной молитвы. Таким образом, хотя в Петербурге не было официальных синагог или молитвенных домов, евреи устраивали молитвы дома.

Екатерина II была изрядным дипломатом и понимала, что евреи приносят пользу, поэтому, хотя официально евреям было запрещено посещать Петербург, в государственных интересах Екатерина разрешала некоторым из них проживать в столице.

После трех разделов Польши в конце XVIII века, когда к России отошли большие западные территории, населенные в том числе и евреями, последние стали чаще бывать в столице. Сюда, например, ехали, чтобы держать экзамен при Медицинской коллегии на звание врача.

Еврейская община начала формироваться лишь с конца 70-х XVIII в., вокруг семьи предпринимателя Абрама Перетца, поселившегося в доме генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. Эту общину составляли еврейские депутаты и жили они легально.

Правительство не хотело держать в армии раввинов, поэтому религиозные обряды отправляли солдаты-раввины. Они и стали первыми раввинами еврейских общин. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов из других городов, теперь это были уже не только солдатские молельни.

Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Гендцбургского университета Абрам Исайя Нейман.

Строительство синагоги

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С.С. Поляков и И.А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга. Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.

Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С.С. Полякова.

Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
После революции синагога продолжала работать, во многом благодаря деятельности еврейской общины, но 17 января 1930 года решением Президиума Леноблисполкома ее закрыли. Поводом для этого послужило обвинение в том, что синагога служит интересам еврейской аристократии и буржуазии, в то время как евреи-трудящиеся туда не ходят. Правда, после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени факультета — ВЦИК — 1 июня 1930 года синагогу открыли. Однако за то время, что синагога была закрыта, из нее вывезли наиболее ценное имущество, в основном в пользу Антирелигиозного музея (открывшегося в Исаакиевском соборе), для отдела, посвященного иудаизму.

Во время блокады двор синагоги был завален трупами евреев, которых хоронили в братских могилах на Еврейском Преображенском кладбище.

Синагога в послевоенное время

В 1950-е годы Гедалья Печерский, тогдашний староста синагоги, стал инициатором подачи петиций властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению еврейской истории и иврита. Петиции были отклонены, а Печерский арестован и приговорён к 12 годам заключения. С началом очередной антисемитской и антирелигиозной кампании, в 1962–1964 годах было запрещено выпекать мацу, а также хоронить на Еврейском Преображенском кладбище.

После революции синагога капитально не ремонтировалась, но в преддверии Олимпийских игр в Москве и Ленинграде она попала в число основных экскурсионных объектов и в 1978 году были выделены средства на ее ремонт: в здании синагоги были положены дополнительные балки, и некоторые помещения были поделены на два этажа.

К концу 70-х часть активистов еврейского национального движения, ранее сосредоточенная лишь на политике и изучении культуры, обратилась к иудаизму.

К середине 80-х годов синагога стала центром возрождения религиозной жизни евреев в Ленинграде. В наши дни Большая хоральная синагога, которой более ста лет, вновь стала культурными общественным центром евреев, живущих в городе. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек.

О православных храмах Санкт-Петербурга, католических храмах, монастырях, Соборной мечети, на страницах канала я рассказывал весьма подробно. Наш город многоконфессиональный и было бы нечестно не рассказать также о буддистском Дацане Гунзэчойнэй и Большой хоральной синагоге . Сегодня поговорим о синагоге, обещаю, будет интересно.))

Первые евреи в Санкт-Петербурге появились вместе с городом. Их привёз для строительства будущей столицы царь Петр. По большому счёту на тот момент мало кого интересовало какой ты веры, национальности или даже пола. Руки-ноги на месте – прекрасно, работы море разной и нужной – вперёд и с песней.

Указы о запрете проживания евреев в Санкт-Петербурге и России появились несколько позже. Первый издала Екатерина I . Однако ради своей выгоды русские правители нарушали свои же собственные указы. Таким образом, евреи, в услугах которых нуждался двор, могли находиться в Петербурге, но, непродолжительное время. Среди евреев, приезжавших в Петербург в это время, чаще всего встречались финансовые дельцы, купцы и врачи.

К 1855 году многие солдаты-евреи вышли в отставку. Впоследствии указами Александра II им было предоставлено право повсеместного проживания в империи, в том числе и в столице. Эти отставные нижние чины были еще совсем не старые люди, получавшие небольшую пенсию, обремененные семьями. Они вынуждены были искать какой-нибудь заработок, источником которого для многих стали различные ремесла. Те же, кто не владел ремеслами, шли служить в городские полицейские и пожарные команды.

К концу 1850-х годов в столице на законных основаниях проживало, трудилось и молилось в своих молельных домах достаточно многочисленное еврейское гражданское население. Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов и из других городов. Петербургская еврейская община быстро увеличивалась.

1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Оставалось найти место для будущей постройки. Петербургский полицмейстер Ф. Ф. Трепов запретил покупку первоначально намеченного участка земли на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки из-за близости к православной церкви. Только спустя почти 10 лет после начала хлопот о выделении места под синагогу, в 1878 году, после смещения Трепова, общине удалось добиться разрешения на покупку дома и участка на Большой Мастерской улице, который и был приобретен 16 января 1879 года за 65 тысяч рублей.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

catys" >

Для посещения туристов: понедельник-пятница, воскресенье — с 10:00 до 18:00. Суббота и религиозные праздники — выходной

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник архитектуры федерального значения. По своей величине данное сооружение самое большое на территории России и второе — в Европе. Синагога является центром общественной и религиозной жизни евреев Петербурга: по последним подсчетам приход составляет около 100 тысяч человек.

Сегодня это полноценный духовный комплекс, который включает в себя Большую и Малую синагоги, микву (так называют специальное сооружения для проведения ритуальных омовений), а также синагогу для грузинских евреев. Он располагается в районе Старая Коломна Санкт-Петербурга, на Лермонтовском проспекте, неподалеку от Мариинского театра.

Отдельных слов заслуживает акустика Большой хоральной синагоги, о которой знают во всем мире. Тем, кто впервые посещает это место, рекомендуем провести такой эксперимент. Необходимо встать лицом к стене в одной конце вестибюля и попросить знакомого на противоположной стороне что-нибудь сказать шепотом. Несмотря на то, что расстояние между вами будет около 10 метров, вы все прекрасно услышите.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

История Большой хоральной синагоги

Еврейская община начала формироваться в Петербурге еще в XVIII в. Но лишь в XIX столетии, при Александре Втором, было принято решение построить в городе на Неве синагогу. Соответствующее постановление было подписано в 1869 г. Деньги решили собирать с помощью благотворительных пожертвований. Когда была собрана внушительная сумма, появилась новая проблема: власти Петербурга и евреи не могли договориться по поводу места, где будет располагаться духовный центр. Потребовалось 10 лет, чтобы определиться с земельным участком, где и появилась Большая хоральная синагога.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Основные работы были завершены к 1888 г. Дело оставалось за малым: необходимо было заняться украшением интерьера. На это потребовалось еще 5 лет. Лишь в декабре 1893 г. Большая синагога, зал которой был рассчитан на 1200 человек, был освящен. Работы по внутреннему убранству продолжались: например, в Свадебном зале, который также называли Александровским в честь Александра Второго, была установлена внушительных размеров люстра и проведено электричество. К 1909 г. вокруг синагоги был построен каменный забор.

В январе 1930 г. синагогу решили закрыть, несмотря на попытки еврейской общины противостоять этому. В решении сказано, что синагога служила интересам еврейской аристократии и буржуазии, и простые рабочие подобные места не посещают. Многие ценные реликвии из синагоги уже были вывезены и представлены в Антирелигиозном музее на территории Исаакиевского собора. Летом этого же года синагогу открыли снова.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Следующая попытка закрыть Большую хоральную синагогу выпала на 1941 г. Местные власти хотели использовать ее здание для показа фильмом и для проведения концертов. Но этим планам не суждено было сбыться из-за начавшейся вскоре Великой Отечественной войны. В 50-е годы прошлого столетия отношения между еврейской общиной и городскими властями становились все сложнее. Дошло до того, что Еврейское Преображенское кладбище было закрыто, и на территории синагоги запретили выпекать мацу.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Архитектурные особенности

Большая хоральная синагога выделяется среди своих собратьев. Дело в том, что в Израиле подобные сооружения отличаются скромностью и небольшими размерами. Петербургский же вариант — это совсем другое дело. Величавое здание из красного кирпича с лепниной невозможно не заметить. Оно построено в неомавританском стиле.

Внутреннее убранство синагоги также впечатляет. Про уникальную акустику мы уже говорили в самом начале. В Большой хоральной синагоге все располагается по канонам еврейской религии. Как известно, во время общения с богом мужчины не должны отвлекаться на женщин и наоборот. Поэтому на первом этаже синагоге располагается молельный зал для мужчин, на втором — для женщин. Еще выше находится мужской хор. К слову, в залах сохранились уникальные старинные деревянные скамьи: им удалось пережить непростые дни Ленинградской блокады, когда на дрова пускалось все, что придется. Стены синагоги покрыты разноцветной росписью.

При посещении этого святого места следует обратить внимание на внушительных размеров люстру, о которой мы также упомянули выше. Изначально она работала от газа, а позже была переделана под электричество.

Большая хоральная синагога в Петербурге окружена забором из камня, который украшен художественной кованой решеткой. Уличная территория также украшена большими хрустальными фонарями.

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге

Посещение

При визите в синагогу следует помнить о некоторых правилах:

  • Одежда должна быть опрятной, закрытой. Мужчины не должны быть в шортах. Женщинам рекомендуется юбка ниже колен, а рукава должны закрывать руки как минимум до локтя. Замужняя женщина должна покрыть голову, а мужчина обязательно должен быть в головном уборе.
  • Запрещено громко разговаривать, особенно во время службы (в том числе и из-за уникальной акустики).
  • В синагоге дотрагиваться можно только лишь до своих родственников. Даже рукопожатия и объятия знакомых не приветствуются.
  • Переступая порог синагоги нужно дотронуться до мезузы — футляра с пергаментом с отрывком из Торы, который укреплен на дверном косяке.

Аудиоэкскурсии

Панорама Большой хоральной синагоги

Как добраться

Большая хоральная синагога располагается в центральной части Санкт-Петербурга, поэтому добраться до нее не составит особого труда. Рассмотрим, как можно доехать до сюда от разных станций метро города:

Читайте также: