Сообщение бирюк как произведение о бесправных и обездоленных

Обновлено: 17.05.2024

История создания

Жанр, направление

Суть: о чем рассказ?

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Основная проблема — крестьянская доля. Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто невыносимой оказывалась жизнь крестьян. В своем рассказе он поднимает проблему трудной народной доли. Нередко загнанному в невыносимые условия, голодающему и бесправному крестьянину не оставалось возможности накормить семью, не нарушив закона. Рассказчик не может осуждать пойманного за вырубку леса мужика, когда тот начинает рассказывать о своей несчастной жизни. Жалеет и отпускает его в финале рассказа и Бирюк.
  2. Конфликт долга и человечности — это тоже проблема, поднятая в рассказе, но она уже относится к разряду вечных. Отдельный описанный случай показывает человеческие взаимоотношения и способность к состраданию, однако проблема остается на месте: либо честный лесник, либо голодный крестьянин обречены нести наказание за желание помощь ближнему.

Основная идея

Художественные особенности

Повествование в рассказе ведется ярко и образно. Основным средством художественной выразительности становится использование пейзажа, который позволяет точнее передать образ и эмоции центрального персонажа. Охотник знакомится с лесником во время грозы, дождь и громовые раскаты не утихают на протяжении всего действия. Сам Бирюк впервые возникает перед рассказчиком в блеске молнии как суровый страж и защитник леса. Фигура и жилище лесника в грозу кажутся особенно серыми и одинокими, такая же буря творится в душе героя, когда пойманный мужик рассказывает о своей нелегкой доле.

Автор: Юлия Филипская

Автор: Самый Зелёный · Published 14.01.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 30.01.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

1 комментарий

Спасибо очень пригодилось и как раз повторила

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

Цели: 1. Образовательные: выявить идейное содержание, проблематику и художественные особенности рассказа.

2. Развивающие: развивать речь учащихся, учить делать обобщения и выводы.

3. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь.

- познакомить учащихся с текстом художественной литературы;

- развивать умения учащихся выделять главное в тексте, находить портретную характеристику героев;

- развивать умения художественного истолкования эпизодов литературного произведения;

- создать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям.

- мультимедийные презентации учащихся;

- раздаточный материал (карточка- задание);

Организационный момент (2 мин.)

Основная часть:

Проверка домашнего задания (6 мин.):

3. Анализ ключевых эпизодов рассказа (12 мин.):

А). чтение учителем эпизода (о надвигающейся грозе);

Б). чтение эпизода по ролям (первая встреча охотника с лесником);

В). роль интерьера (в избушке лесника);

Г). портрет как средство создания характеристики героя;

Д). словесное рисование (работа с иллюстрациями);

4. Работа над кульминацией рассказа (12 мин.):

А). чтение по ролям;

3. Итоги урока (2 мин.).

4. Домашнее задание (2 мин.).

5. Оценки за урок (1 мин.).

Организационный момент.

У: Запишите себе, пожалуйста, этот вопрос.

Как вы уже знаете, жанром изучаемого нами произведения является рассказ.

- А что же такое рассказ? (Презентации учащихся).

У: Таким образом, Рассказ – это повествовательное эпическое произведение небольшого размера.

У: Надеюсь, что все вы прочитали рассказ.

Беседа по восприятию произведения:

-Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа? ( Рассказ вызывает сочувствие, сострадание к главному герою, к его положению, но в то же время я восхищаюсь этим человеком, который несмотря ни на что защищает барский лес, который не посмел бросить своих детей, как его жена, как бы ни было плохо).

- Что вам больше всего запомнилось в рассказе? Почему? (Поступок Бирюка, первая встреча охотника с лесником и т.д.)

А кто из вас обратил внимание на изображение пейзажа, в частности, на описание надвигающейся грозы? Давайте обратимся к этому эпизоду. (Учитель читает эпизод под музыку – стр. 103-104).

- Как музыкальное сопровождение помогло вам?

- Как вы думаете, какова здесь роль пейзажа? Как пейзаж помогает читателям? ( Это пейзажные зарисовки, которые помогают нам представить личность повествователя, место и время, в которое происходит действие. В то же время И.С. Тургенев очень точно передаёт изменения, происходящие в природе. Именно в этом эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем рассказа – Бирюком. Здесь мы можем проследить знаменитый тургеневский приём. Когда человек приближен к природе, является неотъемлемой её частью).

У: А теперь вместе с вами мы обратимся к эпизоду, когда впервые встречаются Бирюк и охотник, чтобы выяснить, какое впечатление произвёл лесник на повествователя, а также этот эпизод поможет нам ответить на самый главный вопрос урока.

(Чтение по ролям, стр. 104).

- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).

- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Он привык это делать, это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).

- Ребята, а как дальше И.С. Тургенев знакомит нас со своим героем? Какие средства создания характеристики героя вам известны ? (Портрет, речь, поступки, авторские характеристики, жилище).

- Каким представляется читателям лесник? ( Автор показывает не только физическую красоту Бирюка, но и гармонию его физической и душевной красоты. Тургенев настолько ярко и реалистично изобразил лесника, что мы можем почувствовать его душевное состояние).

У: Как говорил сам художник, портретов он не любил, а любил только человеческую физиономию. Демократические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа.

Таким образом, мы видим, что И.С. Тургеневу удалось изобразить портрет крестьянина словесно, а вот И.Н. Крамской изобразил портрет крестьянина кистью, т.е. здесь мы видим связь художественной литературы и произведениями живописи.

У: Как мы уже говорили, что одним из средств создания характеристики героя является описание его жилища. Вы, наверное, обратили внимание на то, что изображение избы в рассказе даётся два раза.

- С какой целью И.С. Тургенев изображает избу второй раз? Найдите этот эпизод. (Чтение эпизода на стр. 107). (Охотник уже не любопытным взглядом, а чутким, внимательным оглядывает избу; он узнаёт о судьбе лесника, о том, что его и детей бросила жена и сбежала, т.е. охотник с сочувствием, с грустью относится к жизни Бирюка, к его дому).

(Работа с иллюстрацией)

У: Давайте обобщим: С какой целью Тургенев так подробно показывает жизнь лесника, его жилище? (А для того, чтобы показать, насколько плачевно было состояние крестьян, насколько бедна и скудна была их жизнь. Именно И.С. Тургенев в русской литературе делает главным героем произведения простого крестьянина.

У: Обратимся к композиции рассказа.

- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).

У: Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя в этом случае, а также этот эпизод поможет нам при ответе на главный вопрос урока.

(Чтение по ролям стр. 109-111).

Презентация ученика (сопоставление лесника и порубщика).

- Почему лесник отпустил мужика? Что показано в характере героя? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему)

У: Постараемся выстроить эту цепочку.

- А для повествователя лесник был Бирюком? (По мнению И.С. Тургенева, лесника Бирюком сделало крепостное право).

У: Вот такая она служба лесника. Воровать – грех, к тому же воровство – преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Итоги урока.

- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).

- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).

- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

(Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).

Методическая цель : расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева, познакомить с произведением "Бирюк"; развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции ; воспитывать чувство сострадания , прививать интерес к творчеству И.С. Тургенева.

Планируемые результаты: знать содержание, уметь отбирать материал для характеристики героя, оценивать поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.

Что можно сказать. о произведениях Тургенева? — что

после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло

М. Е. Салтыков-Шедрин

I .Организационный момент.

II . Мотивация УД:обращение к эпиграфу.

III .Тема и целеполагание.

IV .Актуализация опорных знаний.

-Что вы знаете об И С Тургеневе?

-С каким его произвед.знакомы? -О чём оно?-Какие чувства вызывает?

V .Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя о детстве и юности И. С. Тур­генева. Показ презентации.

1) Как относились люди к самому И. С. Тургеневу при его жизни? (С большим уважением.)

2) Кого считал И. С. Тургенев своим учителем? (А. С. Пушкина и критика В. Г. Белинского.)

5) Откуда берет И. С. Тургенев сюжеты для своих произведений? (Из жизни.)

мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за

4.Работа над рассказом.

1) Словарная работа: бирюк

1. Волк-одиночка (обл.)

2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек

верста — примерно 1060 м;

взыскать - заставить уплатить или подвергнуть наказанию. дрожки - легкий открытый рессорный экипаж; замашная (рубашка) - домашняя рубаха из грубого холста; засов —дверной запор в виде задвижки; лозники — ивовый кустарник; лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель; мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску - не уступать власть, держать под контролем; плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле— возле; покромка - обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - пкромке, по краю; полати - в деревенской избе; нары для спанья, устроенные под потолком; полка (ружья) - часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения по­рохового заряда в стволе;понурить — уныло склонить плечи или голову; ракиты - ивы; вожжа (вожжи) ~ часть упряжи: ремни, веревки, |с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью; рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца; рысистая - обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги); челнок - (здесь) выдолбленная из дерева лодка;

- При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лес­ником?

- Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка, в грозовую ночь?

- Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

-А было ли у него имя? Фома (называет себя) – самохарактеристика. Фома Кузьмин

(называет мужик в глаза). Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) – взаимохарактеристика. Прозвище многое говорит о человеке.

- Каковы условия жизни Бирюка?

- В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)? Портрет.

Ответственный

(Речь) сдержанный

Внешние и внутренние качества положительные

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик? Портрет дан

глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр. ), встретил впервые “по одежке”.

Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения)

– он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

– Как рассказчик отнесся к увиденному?

Изба: Закоптелая, Низкая, Пустая, Грязная, Душная, Условия жизни нищенские (социальное положение).

- Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.

Описание интерьера – средство создания образа.

– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую? Пейзаж. И.С.

Тургенев – мастер пейзажа. Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

- Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

3.Работа с текстом.

-Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

- На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

- Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, обра­зы лесника и мужика?

5.Вывод И.С.Тургенев показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.

Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство иделает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким –бирюком.

VI. Итоги урока . Рефлексия.

- Почему рассказ так называется?

VIII. Выставление оценок за урок.

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубля­ет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, одна­ко в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.

Произведение "Бирюк" Ивана Сергеевича Тургенева, входит в сборник рассказов "Записки охотника". На их страницах, автор рассказывал о тяжёлой доле крепостных крестьян, которой не позавидуешь и с огромным сочувствием относился к бесправным и обездоленным.
С тяготами крестьянской жизни Тургенев был знаком не понаслышке, он знал и видел всю подноготную этого быта, поэтому поднял в своём сборнике проблему, свободы и воли, тяготы и существования. Иван Сергеевич с большой теплотой описывал крестьян и их крестьянский мир.
Тургенев отчетливо видел, какой тяжелой и часто невыносимой оказывалась жизнь обездоленных и бесправных крестьян. Нередко загнанному в невыносимые условия, голодающему и бесправному крестьянину не оставалось возможности накормить семью, не нарушив закона. Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам было сложно не сломаться, сохранив собственные принципы и достоинство. Тяжелейшая жизнь обездоленных крестьян вынуждала их нарушать законы. Так и браконьером в рассказе оказался не алчный охотник за наживой, а измученный тяжкой жизнью мужик, которому нужно было чем-то кормить своих детей. И, не сумев осудить его за вырубку леса, другой крепостной мужик Фома (которого прозвали Бирюк), не смотря на то, что работал на барина и четко выполнял свой долг, пожалел мужика, отпустив в финале рассказа.
Испытывая глубочайшее чувство сострадания к крепостным, автор искренне желал, чтобы к ним относились как к равным.

Читайте также: