Сообщение биография л н толстого анализ рассказа бедные люди

Обновлено: 19.05.2024

Сюжет рассказа очень прост: главная героиня Жанна живет на берегу моря вместе с мужем рыбаком и пятью детьми. Их хижина очень бедна. Денег едва хватает на то, чтобы прокормить семью, но они не жалуются. Отпуская мужа в море, жена очень боится за него, но другого выхода нет: он должен ловить рыбу, иначе они умрут с голоду. Видно, что герои любят друг друга, раз муж не страшится уходить в бушующее море, а жена терпеливо, хоть и с беспокойством, ждет его. В крепкой любви и самоотверженности надежда героев.

Но зайдя в дом, Жанна поняла, что случилось непоправимое. Стояла необычная гнетущая тишина. Жена рыбака прошла в комнату и увидела, что Симона неподвижно лежит на кровати. Голодная жизнь в холоде и болезнь окончательно сломили ее. Рядом с ней спали двое маленьких детей. Увидев их, Жанна сразу поняла, что нужно сделать. Она забрала их с собой.

В итоге, можно сказать, что Толстой показал, как тяжело живется бедным людям, но, несмотря на трудности, они остаются добрыми и не равнодушными к чужому горю. Умение сохранять человечность в трудных условиях – важное качество настоящего человека.

Вариант 2

При первом прочтении названия рассказа Толстого настраиваешься на мрачную и темную историю. Ведь бедность всегда ассоциируется с чем-то плохим, асоциальным. Однако это жизнеутверждающее произведение, показывающее, что необязательно быть богатым, чтобы помогать окружающим.

Главная героиня рассказа Жанна жена рыбака, мать пятерых детей. Ее жизнь не сахар, муж занимается опасным ремеслом, которое не приносит большого дохода, но и является весьма опасным. Самый большой страх Жанны, что в конце дня муж не вернется домой. Эти тяжелые мысли не дают ей покоя.

На ней же лежит забота о пятерых малых ребятишках. Прокормить и вырастить их трудная задача. Так и проходят ее дни, один за другим, похожие друг на друга, омраченные тяжелыми мыслями. Казалось бы, в такой ситуации каждый должен думать прежде всего о себе. Когда перед тобой стоит вопрос выживания, все другое отходит на дальний план.

У Жанны есть соседка, такая же бедная вдова с двумя ребятишками. Иногда они по-соседски навещали друг друга, но никакой особой привязанности между ними не было. В один из своих визитов главная героиня узнает, что соседка умерла. Найдя рядом с бездыханной матерью ребятишек, Жанна просто не смогла остаться в стороне.

Не смотря на все жизненные трудности и невзгоды, она прежде всего человек. И исинное человеческое великодушие не позволяет ей оставить малышей на произвол судьбы. Она забирает их к себе, чтобы вырастить как своих. В этот момент она ни на минуту не задумывается, что этот поступок может ухудшить и без того скудное материальное положение семьи. Ею движет материнский инстинкт и желание помочь ближнему.

Уже дома Жанна начинает волноваться, как отнесется к ее поступку муж. Ведь он суровый человек, чей характер каждый день море испытывает на прочность. Безысходность их положения, тяжелые условия работы могли не только закалить его характер, но и высушить эмоции, сделать жестоким. С такими тревожными мыслями героиня ждет супруга домой.

Муж Жанны оказывается ей под стать. Он принимает новых детей в семью, несмотря на бедность и необходимость кормить еще большее количество голодных ртов. Для него на первом месте стоят человеческие моральные ценности. Просто неприемлемо оставить двух малюток умирать, когда им так необходима помощь.

В своем рассказе Толстой развеивает миф, что благодетельными могут быть только богачи, которым не нужно думать о собственном обеспечении, а значит можно помочь нуждающимся. Человек, даже если он борется за собственное выживание, все еще человек. И его внутренняя сила и красота не зависят от материального положения.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

для самых рациональных -

для самых компанейских -

для самых крутых -

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. Анализ жанровых особенностей романа “Бедные люди” так же важен, как и анализ смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

  • История написания
  • Краткий анализ
  • Содержание произведения
  • Описание персонажей
  • Основная тематика
  • Раскрытие проблем
  • Смысл романа

История написания

В дальнейшем автор продолжал изучать особенности жизни низших слоев общества Петербурга. Он нередко прогуливался по трущобам, наблюдая опустившихся жителей Северной столицы. При этом Федор арендовал квартиру с врачом, последний также часто рассказывал Достоевскому о бедных пациентах.

Прообразами главных персонажей являются родные писателя. Варвара — это литературное описание его сестры. Образ ее отца и его судьба, описание няни и внешности также взяты из жизни Федора.

Федор Достоевский

Краткий анализ

Критики отнесли произведение к натуральной школе, в нем прослеживается влияние Гоголя, исследовавшего эту тему.

Но у Достоевского основным стало психологическое, а не социальное описание. Он не просто кратко указал проблему нищих, но и позволил им самостоятельно высказаться.

Содержание произведения

Это роман о мироощущении и социальной несправедливости людей, оказавшихся почти на грани нищеты. Они выбиваются из сил и не могут построить жизнь с учетом своих внутренних желаний, а только сражаются за собственное существование.

Главными персонажами являются Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Они переписываются и в письмах сообщают об отношении к происходящим событиям, делятся собственными мечтами и представлениями о жизни. Их настигают всевозможные несчастья, которые увеличиваются к концу произведения. Доброселова для Макара является почти смыслом жизни, он пытается помочь девушке.

Она хочет ответить ему тем же, девушка зарабатывает шитьем, однако этих средств не хватает, при этом плохое здоровье иногда не позволяет ей подрабатывать. В конце видно, как уставшая Варвара с трудом выбиваться из бедности и беспокоится о том, что Девушкин тратит на нее последние сбережения. Она принимает предложение руки и сердца бывшего обидчика Быкова, именно он обесчестил девушку. Макар против этого брака, он пытается отговорить ее, но женщина все же не изменяет решения.

Описание персонажей

Система образов в произведении отличается тем, что все персонажи самостоятельно говорят о себе. Читатель может не только узнать мнение писателя, но и сделать собственный вывод. Главными героями являются:

Варвара Доброселова

Основная тематика

 Варвара Доброселова и Макар Девушкин

Раскрытие проблем

Роман наполнен острым социальным смыслом, проливающим свет на негативное отношение Достоевского к реальности. Проблематика произведения обширна и поднимает актуальные вопросы:

Макар опекает Варвару

  1. Социальная несправедливость. Если женщина потеряла родителей, то она сможет обеспечить себя лишь единственным способом — браком по расчету. Жить самостоятельно без покровителя почти невозможно. Честная работа оплачивается мало, а трудиться нужно много. Неустроенные дети, которые оказались на улице, взрослые, по ошибке лишившиеся всего, — это обычные сюжеты для Питера той эпохи.
  2. Нищета. Писатель не понаслышке знал, что такое бедность, и поднял в произведении тему множества людей в столице, которые оказались на гране нищеты. Люди отдают все силы, чтобы обеспечить жалкое существование.
  3. Проблема жестокости. Над Девушкиным все время подшучивают. Когда узнают, что Макар опекает Варвару, сразу же пускают слух, что он ухаживает за девушкой. Это компрометирует молодых людей, и они постоянно думают, как воспримут их определенный поступок.
  4. Циничное отношение к жизни. Анна Федоровна и Быков обеспеченные, им не требуется переживать, где достать денег на еду. Причем они рассматривают жизнь остальных людей только для извлечения своей выгоды. Быкову льстит, что Варвара — добродушная и привлекательная женщина, но ему абсолютно все равно, что она чувствует. В глазах Анны Федоровны отказ Вари является глупостью, поскольку она упустила возможность устроиться в жизни. Ее не смущает, что она по факту просто продает людей.

Смысл романа

Основная мысль романа выражена в том, что не стоит пренебрегать человеком, без разницы — нищий он или богатый. Милосердия и сострадания достоин каждый, человек должен проживать в условиях, не унижающих достоинство.

Главная идея произведения сводится к тому, что нищие часто духовно богаче людей, которые имеют огромное состояние. И среди бессердечности, несправедливости и грязи можно найти место доброму и светлому.

Роман учит уважать людей независимо от их материального состояния, проявлять милосердие, тем более к тем, кто нуждается в этом.

Произведение призывает также быть внимательными к окружающим и замечать, какому человеку требуется помощь. Как Девушкин, отдававший последнее Варе, был только счастливей от этого, остальные тоже могут научиться получать радость от сострадания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы на тему

Тип урока : первичное предъявление новых знаний.

Форма урока : урок-исследование.

1) Обучающие:

1.Формирование предметных УУД:

3.Обучение анализу прозаического текста;

2) Воспитательные:

3) Развивающие:

1. Развитие регулятивных УУД (образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий).

2.Развитие коммуникативных УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, повышение культуры речи).

3.Развитие познавательных УУД (поиск информации, анализ, преобразование информации).

Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.

Понять авторскую позицию.

Дать собственную оценку решению героев.

Этапы урока

Приёмы и методы

Цели приёмов и методов

Развитие связной речи;

Развитие логического мышления.

Устное монологическое высказывание. Анализ заголовка по особым вопросам.

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками;

Постановка вопросов разного типа;

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста;

Развитие образного мышления, умения сравнивать и делать выводы.

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Обобщение на уровне личностных впечатлений

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Во внутреннем мире человека доброта-это солнце.

1. Стадия вызова.

2. Как ты понимаешь, что такое доброта?

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. ( Толстой Л. Н. )

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. ( Марк Твен )

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ( Эмерсон У. )

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. ( Бэкон Ф. )

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. ( Толстой Л. Н. )

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.( Толстой Л. Н. )

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.( Толстой Л. Н. )

Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта. (
Руставели Ш. )

Что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания?

1.Скажи, встречали ли мы с тобой литературных героев, обладающих этими качествами?

2.А в жизни ты встречал добрых людей?

3.А о себе ты можешь сказать, что ты добрый человек? Вспомни, были ли в твоей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?

Стихотворения в прозе характеризуются наличием лирического героя , малым объемом (краткость), изображением характера героя в отдельном его проявлении, лиричность,выразительностью, ритмичность.

hello_html_m44023236.jpg

hello_html_5dc86fd2.jpg

hello_html_m5aead7a7.jpg

hello_html_m228c0197.jpg

2. Стадия осмысления.

По ходу чтения составим цитатный план (один из примеров):

1. В рыбачьей хижине тепло и уютно.

2.Плохое вдовье дело.

3.Не могла не сделать то, что сделала.

4.Точно мучит её совесть.

-Скажи, что ты увидел и услышал, после прочтения начало рассказа?

- А что почувствовал?

- Что говорит о том, что это бедная семья? Выдели в тексте слова и словосочетания, воссоздающие атмосферу жилища рыбака?

Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда.

В рыбачьей хижине тепло и уютно.

Старые деревянные часы

Только и приправы к еде, что рыба.

- Какие взаимоотношения в семье?

- Как описана забота родителей о детях?

- Почему отец рыбачит в бурю?

- О чем думает Жанна?

-Как можно озаглавить эту часть, используя слова из текста?

Продолжение чтения до слов «. подумала она и толкнула дверь

- Что случилось у соседки?

- Почему Жанна решила её проведать?

- Как ты думаешь, что может увидеть Жанна в доме соседки?

- Почему в избушке сыро и холодно?

- Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?

- О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?

- Почему она стала бояться мужа? (приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).Расскажи об отношении Жанны к мужу? Какие слова ты бы выбрал для характеристики?

Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.

Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того.

Как ему теперь в глаза взгляну. Не смея поднять на него глаза.

Боялась за тебя.

Продолжение чтения до конца

Физкультминутка

hello_html_m29a16c7.jpg

Вернёмся к прочитанному рассказу.

- С каким настроением вернулся рыбак домой?

- Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
- Что ей скажет муж, когда узнает о детях?

- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?

-Какое впечатление произвел на тебя рассказ?

- Как ты думаешь, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

- О чем этот рассказ? (О доброте)

- Какова главная мысль этого рассказа? (Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание)

- Какие качества проявили Жанна и её муж? (В первую очередь они проявили милосердие).

Лексическая работа:

Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Знаешь ли ты, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

- Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон)

- Очень хочется, чтобы мы в своей жизни проявляли больше доброты и милосердия.

Давай познакомимся с одним из них (читает ученик).

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых— я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку,— говорила баба,— последние наши гроши на нее пойдут,— нé на что будет соли добыть, похлебку посолить.
— А мы ее… и не соленую,— ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Есть ли сходство между произведениями Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева?

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее Ротшильда, так как готовы отдать последнее. Та же душевная щедрость и в душах Жанны и её мужа.

3. Стадия рефлексии.

Какими богатствами они обладали? Давайте наши размышления оформим в виде синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Бедные люди

Добрые, милосердные

Работают, нуждаются, терпят

Сострадание -это порыв души

Взаимопонимание

Домашнее задание: (на выбор)

Тип урока: первичное предъявление новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

1) Обучающие:

формирование предметных УУД:

обучение анализу прозаического текста;

2) Воспитательные:

3) Развивающие:

1. развитие регулятивных УУД (образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий).

2.развитие коммуникативных УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, повышение культуры речи).

3.развитие познавательных УУД (поиск информации, анализ, преобразование информации).

Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.

Понять авторскую позицию.

Дать собственную оценку решению героев.

Этапы урока

Развитие связной речи;

Развитие логического мышления.

Устное монологическое высказывание. Анализ высказывания.

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Чтение с остановками;

Постановка вопросов разного типа;

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста;

Развитие образного мышления,умения сравнивать и делать выводы.

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Обобщение на уровне личностных впечатлений

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

На изучение темы отводится 1 час

Методы деятельности : репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приём технологии критического мышления – чтение с остановками, сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности (составление кластера, цитатного плана, ответы на вопросы) уделено должное внимание самостоятельной творческой работе учащегося (составление синквейна).

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы ученик делает предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняет свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, воспитывает внимание к слову, помогает не упустить ни одной детали важной для понимания идейного содержания рассказа.

Формы и методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся. Чтение рассказа, беседа, анализ произведения, прогнозирование помогают глубокому восприятию произведения.Творческая работа, выполненная в конце урока обнаруживает навыки анализа рассказа.

Рефлексивные моменты на уроке позволяли ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.

Свои размышления по теме ученик выразит дома при выполнении разноуровневых творческих заданий.

Цели и планируемые результаты обучения на уроке, на мой взгляд, достигнуты.

Читайте также: