Сообщение библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве леонардо да винчи
Обновлено: 18.05.2024
Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.
По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.
Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт
Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.
Загадочный Брейгель
Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой нравственный выбор, глядя на Бога.
Полотна Караваджо
В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.
Иконопись
На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию – христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.
На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.
Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.
Иконы Андрея Рублева
Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.
Сюжеты Нового и Ветхого Завета и библейские темы в изобразительном искусстве
Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.
Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.
Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из Нового Завета.
Авраам в изобразительном искусстве
Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:
- родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры – разных арабских племен;
- первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
- заступник человечества перед Богом и герой-воитель.
Жертвоприношение Исаака
Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.
В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.
Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.
Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
У многих художников есть картины, которые связаны с главной книгой на Земле – Библией. Мотивы из Священного писания можно увидеть на полотнах художников разных школ, эпох и стран. Давайте сегодня посмотрим на самые значимые и известные картины, связанные с библейскими сюжетами.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)
Художник писал эту фреску с 1495 по 1497 годы. Сюжет отсылает нас к главе из Евангелия, когда вечером в Страстной Четверг Господь Иисус Христос на трапезе сообщает ученикам, что кто-то из них предаст Его. В лицах и жестах учеников читаются разные эмоции. Среди всех сидящих мы можем узнать апостола Иоанна, любимого ученика Христа, он сидит рядом с Господом, по правую руку от Него. Также узнаваем Иуда, он находится рядом с Иоанном, в его руке мешочек с монетами, которые ему дали за предательство Господа.
Сама картина и история ее написания очень интересны. Доподлинно известен тот факт, что подходящего натурщика для написания лика Иисуса, да Винчи нашел в церковном хоре среди певчих. Когда же пришло время писать Иуду, художник долго не мог найти подходящий типаж. И вот однажды, в сточной канаве, он увидел пьяного, с которого и написал Иуду Искариота. Но каково же было его удивление, когда оказалось, что это тот же самый певчий, с которого писался и образ Спасителя. Также любопытно, что все ученики на картине располагаются группами по три человека, за их спиной три окна, а фигура Спасителя напоминает треугольник.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669) В зрелом возрасте голландский художник Рембрандт все чаще стал обращаться к библейскому сюжету в своих произведениях.
Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Он изобразил отца слепым. Хотя, в тексте он издалека узрел сына, выбегает навстречу и падает перед ним. Значит, проблем со зрением у него все же не было. Также, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата. Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет. Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Он остается одним из самых знаменитых художников мира, спустя более 450 лет после смерти.
Упомяните Микеланджело, и первое, что скорее всего придет на ум, - это потрясающая фреска художника, нарисованная на потолке Сикстинской капеллы Ватикана. Эта работа, в которой изображены девять историй из Книги Бытия, считается одной из величайших работ эпохи Высокого Возрождения. Считается, что сам Микеланджело, неохотно брался за проект, так как считал себя более опытным скульптором, а не художником, но работа, тем не менее, продолжает приводить в восторг и сегодня, когда около пяти миллионов человек ежегодно стекаются в Сикстинскую капеллу со всего света, чтобы увидеть шедевр.
Роспись свода займет 4 года, 520 дней работы. Масштаб работы огромен: как и свод Капеллы- 40 на 13 метров, так что в первую очередь устанавливают леса, художник работал стоя. Огромный проект, насчитывающий порядка 300 человеческих фигур, среди которых истории создания мира и человечества. Самая знаменитая сцена с прикосновением пальцами, на нее у мастера ушло 15 дней.
Одним из героев (человек в красной одежде), стал не кто иной, как Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Да и самого Александра Андреевича можно найти на картине (человек рядом с Иоанном Крестителем). Полотно выкупил император Александр II для Румянцевской галереи, а после ее расформирования, картину отправили в Третьяковскую галерею, где она находится и поныне. В 1857 году Иванов окончил работу над картиной в Италии, где жил и творил все эти годы. Перевез и представил работу в Петербурге. Но вскоре художник заболел и скоропостижно скончался от холеры.
На полотне изображен Христос в пустыне. Он отправился туда после Своего крещения на 40 дней для поста и молитвы, для борьбы с искушениями. Палитра картины сдержанна, краски блеклые, и только фигура Господа выделяется на общем фоне. Сюжет статичен. Лицо Спасителя сосредоточенно, руки сжаты. На горизонте брезжит рассвет, а это значит, что наступит утро – символ будущего преображения. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.
1. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
У многих художников есть картины, которые
связаны с главной книгой на Земле – Библией.
Мотивы из Священного писания можно
увидеть на полотнах художников разных школ,
эпох и стран.
Художник писал эту фреску с 1495 по 1497 годы. Сюжет отсылает нас к главе
из Евангелия, когда вечером в Страстной Четверг Господь Иисус Христос на
трапезе сообщает ученикам, что кто-то из них предаст Его. В лицах и жестах
учеников читаются разные эмоции. Среди всех сидящих мы можем узнать
апостола Иоанна, любимого ученика Христа, он сидит рядом с Господом, по
правую руку от Него. Также узнаваем Иуда, он находится рядом с Иоанном, в
его руке мешочек с монетами, которые ему дали за предательство Господа.
Сама картина и история ее написания очень интересны. Доподлинно известен
тот факт, что подходящего натурщика для написания лика Иисуса, да Винчи нашел
в церковном хоре среди певчих. Когда же пришло время писать Иуду, художник
долго не мог найти подходящий типаж. И вот однажды, в сточной канаве, он
увидел пьяного, с которого и написал Иуду Искариота. Но каково же было его
удивление, когда оказалось, что это тот же самый певчий, с которого писался и
образ Спасителя.
Также любопытно, что все ученики на картине располагаются группами по три
человека, за их спиной три окна, а фигура Спасителя напоминает треугольник.
Микеланджело Буонарроти
(1475-1564)
Он остается одним из самых
знаменитых художников
мира, спустя более 450 лет
после смерти.
Роспись свода займет 4 года, 520 дней работы. Масштаб работы
огромен: как и свод Капеллы- 40 на 13 метров, так что в первую
очередь устанавливают леса, художник работал стоя.
Огромный проект, насчитывающий порядка 300 человеческих
фигур, среди которых истории создания мира и человечества.
Самая знаменитая сцена с прикосновением пальцами, на нее у
мастера ушло 15 дней.
Задание:
Нарисовать рисунок на библейский сюжет. На
слайде представлены примеры. Рисунки приносим
на урок 4 февраля.
История создания росписи
Несмотря на то, что сам герцог не отличался набожностью и высокими моральными принципами, его супруга Беатриче была эталоном верности и порядочности, за что, надо сказать, Людовико её очень ценил.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия / rgdn.infо
Особенности полотна
Искусствоведы отмечают, что на полотне были изображены точно такие же стол и посуда, как и те, что на тот момент находились в монастыре. С помощью такого простого приёма художник с лёгкостью показал, что Христос и Иуда значительно ближе, чем нам может показаться.
Да, не стоит считать, будто появление изображения в трапезной должно было только вдохновлять церковников. Нет, главным замыслом во всей этой идее была близость апостолов и самого Иисуса к людям.
Эффект дополняется источником света – окнами, что находятся за спинами у трапезничающих. Можно заметить, что движение на полотне словно бы замедляется к краям и усиливается к центру. Это напоминает застывшую ударную волну, что расходится от центральной части.
И если эта теория верна, то по всем признакам Магдалина выступает здесь в качестве супруги Христа. Впрочем, это лишь одно из многих предположений относительно загадочной работы да Винчи.
Бытует мнение, что по правую руку от Спасителя находится не Иоанн, а Мария Магдалина
Тайны Иисуса и Иуды
Как я уже сказала, Иуда здесь вполне узнаваем, но, помимо кошелька, на символизм его образа указывает и один жест. Он одновременно с Христом тянет руку к пище, что указывает на некое соперничество, что ощущает будущий предатель. Неудивительно, что Леонардо дольше всех работал именно над этими образами. Как отмечают биографы, мастер никак не мог найти подходящие типажи.
В итоге образы наконец были найдены. Иисуса Леонардо написал с певчего в церковном хоре, а в качестве прототипа Иуды послужил бродяга-пьяница. Однако есть искусствоведы, что заявляют, будто Иисус и Иуда были написаны с одного человека. Как видите, загадок да Винчи нам задаёт очень много.
Иуда одновременно с Христом тянет руку к пище, сжимая в другой руке кошелёк с деньгами
Не менее удивительна и судьба росписи. Уже через двадцать лет после её создания начался процесс разрушения. Всего через сорок лет с момента появления полотна фигуры были практически неузнаваемы.
Современников не слишком волновало это. Напротив, они отрезали нижнюю часть росписи, чтобы сделать проход в зале. В период Второй мировой войны полотно уцелело лишь чудом. В здание церкви попал снаряд, причём было уничтожено множество ценных предметов, за исключением росписи.
Читайте также: