Сообщение барокко 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.

Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.

Слово "барокко" произошло от предримского слова "barro" (XIV век), которое перешло в "барокко" в 1813 году и означает "жемчужина с неровной поверхностью".

Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского "baroque", или от итальянского "baròcco", а они в свою очередь, происходят из португальского "barroco".

Барокко — это эволюция форм Ренессанса. "Эпохой барокко" обычно называют период между 1600 и 1750 годами.

Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.

Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.

rubens

"Победа и смерть консула Деция Муса в битве", Питер Пауль Рубенс, 1616-1617 год

Черты барокко

Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.

В конечном итоге, слово "барокко" почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.

В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.

Архитектура барокко

В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.

Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.

Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.

Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).

В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.

asamkirche

Азамкирхе, Мюнхен, архитекторы братья Азам, 1733—1746 годы

Барокко в живописи

rubens

"Алатея Телбот, графиня Шрусбери", Питер Пауль Рубенс, 1620

С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.

Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).

В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.

Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).

Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).

pozzo

Фресковая роспись "Триумф Святого Игнатия Лойолы", Андреа дель Поццо,
церковь Сант-Иньяцио в Риме, 1690, создающая на плоском потолке иллюзию купола

Барокко в литературе

Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.

Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.

Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее "согласие противоречий") и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.

Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.

Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.

Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.

В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.

Рассмотрим например роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды "Кихота", как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных "выходах" героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.

"Выходы" и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.

Главные темы барокко в литературе

Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает "живи настоящим"), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.

Примеры барочной литературы

В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:

  • Педро Кальдерон де ла Барка (драматург и поэт, испанец, в драме);
  • Луис де Гонгора-и-Арготе (поэт, испанец);
  • Джанбаттиста Марино (поэт, итальянец);
  • Венсан Вуатюр (поэт, француз);
  • Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (писатель, немец) — роман "Симплициссимус".

В России к литературе барокко относятся:

  • Симеон Полоцкий (поэт и драматург, духовный писатель, богослов и др.);
  • Феофан Прокопович (писатель и поэт, публицист, философ и др.);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (его ранние работы; поэт, филолог, физик и химик, великий русский учёный-естествоиспытатель и др.).

Музыка барокко

Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.

Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.

Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).

На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.

Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а "Зальцбургская месса" принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.

Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – "Времена года" (дата публикации концертов 1725 год).

Особенности музыки барокко

Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;

Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo "непрерывный бас", также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;

Рококо и барокко

Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.

Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.

Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.

Барокко в России

В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.

В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

fili

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1690—1694 годы,
в стиле "Нарышкинского" барокко, точной информации об авторе церкви не сохранилось

Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.

Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).

Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:

  • Меншиковский дворец (архитектор Фонтана, строительство 1710—1720 годы);
  • здание Двенадцати коллегий (архитектор Доменико Трезини, строительство 1722—1742 годы);
  • Кикины палаты в Петербурге (архитектор неизвестен, строительство 1714—1720 годы).

menshikovsky

Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, Главный корпус,
архитектор Фонтана, строительство 1710—1720 годы

Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.

Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:

  • Зимний дворец (строительство 1757—1762 годы);
  • Большой дворец в Петергофе (строительство 1714—1755 годы);
  • Екатерининский в Царском Селе (также его называют Большой дворец, Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец или Старый дворец, строительство 1752—1756 годы).

petergofskiy

Петергофский дворец, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, 1714—1755 годы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

XVII—XVIII век в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный” «.

Описание презентации по отдельным слайдам:

XVII—XVIII век в переводе с итальянского означает “причудливый”, “странный” «.

Характерные черты Барокко: - масштабность, контрастность, обилие декора; - на.

Характерные черты Барокко: - масштабность, контрастность, обилие декора; - напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, - стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера; - совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств; - одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Барокко в архитектуре Для архитектуры барокко характерны: купола сложных, час.






Барокко в живописи Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, а.






Барокко в литературе Характерные особенности литературы барокко: противопоста.

Барокко в литературе Характерные особенности литературы барокко: противопоставление жизни и смерти; - контрастность; - риторические вопросы; - чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; - образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

Музыкальная культура Барокко Для музыки эпохи барокко характерны: - гомофония.

Музыкальная культура Барокко Для музыки эпохи барокко характерны: - гомофония – мелодичное одноголосие; - неустойчивые диссонирующие звучания, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, технически трудные, виртуозные пассажи в пении; - одновременное звучание множества инструментов; - использование танцевальных ритмов.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах: Фуга Сюит.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах: Фуга Сюита Соната Увертюра Токката Прелюдия Опера Кантата Ария Месса

 Композиторы эпохи Барокко : Иоганн Себастьян Бах Антонио Вивальди

Композиторы эпохи Барокко : Иоганн Себастьян Бах Антонио Вивальди

Инструменты эпохи Барокко Орган (в духовной и камерной светской музыке) Клаве.

Инструменты эпохи Барокко Орган (в духовной и камерной светской музыке) Клавесин, Щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас) Деревянные духовые инструменты(различные флейты, кларнет, гобой, фагот) Колёсная лира

Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусс.

Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь.




  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 008 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.09.2018 1475
  • PPTX 3.9 мбайт
  • 86 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дробович Елизавета Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Барокко характерные черты

История возникновения

Стиль барокко

Долгие годы Италия держала политическое и экономическое первенство, но к XVII веку перестала быть первым звеном. Сюда переселилось много французов, испанцев, которые стали диктовать условия развития. Духовной силой католического мира продолжал быть Рим. Простые граждане сильно поклонялись религии. Новый период заставил необразованных людей верить в церковную силу и грандиозность. С помощью искусства создавалась иллюзия богатства и могущества, чего не было на самом деле.

Папы Римские приглашали на работу лучших художников, дизайнеров, архитекторов, которые оформляли множество церквей, дворцов. Рим становился богатым и роскошным. Другие города Европы быстро подхватили идею. Изменения были не только в рамках экстерьера, но и во внутренней отделке.

Над разработкой стиля работали не только представители архитектуры, музыки, изобразительного искусства, литературы, но и дизайнеры модной одежды. Совместными усилиями получился возвышенный барокко (в XVI веке — в Италии, а позже и в других европейских странах). В разных регионах своя хронология и периодизация эпохи. Её временные рамки — конец XVI-начало XVIII веков.

Значение названия

Доклад на тему эпоха барокко в истории

  1. Нелепость, странность, причудливость, язвительная насмешка.
  2. Дурное, вычурное, неестественное пристрастие.
  3. Имитирующий красоту драгоценный камень скрученной формы.
  4. Фамилия известного итальянского художника Barocci.
  5. Подражание архитектуре центрально-азиатских турок (сельджуков).

Характеристика стиля

Эпоха барокко

  1. Сливаются воедино скульптура, архитектура и живопись. Лучше всего особенность отражалась в городских и парковых ансамблях.
  2. Гигантские, массивные, масштабные постройки.
  3. В центре находится единое фасадное здание, похожее на декорацию театра.
  4. Пространство заполняется скульптурами, лепниной, украшениями, декорациями.
  5. Присутствует много мелких деталей, зеркал.
  6. С помощью игры света, теней, контраста создаются оптические эффекты.
  7. Чувствуется торжественная и напряжённая атмосфера.

В барокко сливаются воедино разные виды искусства, создаётся эффект драмы, напряжения и величия. Масштабы стиля впечатляют.

Основные направления моды

Человек эпохи барокко отступает от естественности, в нём нет дикости, бесцеремонности, невежества. У женщин ценилась бледная кожа, поэтому применялись специальные белила для лица. Дамы носили высокие вычурные причёски, на пояс надевали корсеты. Юбки и платья из шёлка были пышными, с применением каркасов. Обувь была на аккуратных утончённых каблуках. На лице часто рисовали чёрные мушки.

Для мужчин были модными черты джентльмена, отличающегося мягкостью, нежностью, спокойствием. Принято было брить усы, бороду, использовать ароматы. Позже стали носить белые парики с буклями. Представители сильной половины человечества отступали от всего вульгарного, дикого и сумасбродного. Наряды шились из бархата, украшались золотой вышивкой, кружевами, лентами, шнурами. На ноги надевались панталоны с завязками.

В эпоху барокко было заведено пользоваться вилками и салфетками. Также тогда повелось флиртовать с противоположным полом, проводить дуэли.

Барокко эпоха

Барочная живопись

В XVII веке начали появляться картины с динамичными композициями, пышными формами, интересными сюжетами, аристократичностью. Характеристика стиля будет неполной, если не упомянуть о тематике. Основной темой была религиозная. За ней следовало изображение античных героев.

Во многих полотнах сливалась фантазия с действительностью, учёность с духовностью. Художники старались соединить в своих произведениях природное и сверхъестественное. Шедеврами тех лет считаются картины Рубенса и Караваджо. Барокко в искусстве был представлен необыкновенными узорами и орнаментами, по мотивам которых изготовлялись даже неповторимые кружева.

Архитектурные особенности

Барокко в искусстве

Первыми барокко представили архитекторы. Первооткрывателем стал итальянец Франческо Борромини. В паре с ним работал Лоренцо Бернии. В России прославились сооружения Растрелли, в Речи Посполитой — Яна Кристофа Глаубица. Предпочтение отдавалось большим дворцово-парковым ансамблям.

Строения были масштабными, с куполами и фасадами сложной формы. Также отмечались следующие особенности:

  • множество балконов, колонн, скульптур;
  • цветовые контрасты;
  • пышные декорации;
  • большие окна;
  • отделка золотом;
  • лепнина в виде атлантов и кариатид.

Самыми яркими примерами архитектуры являются: собор Святого Петра в Риме, Версаль во Франции, Гранд-Плас в Брюсселе, Петергоф в России, Цвингер в Германии.

Неотъемлемая часть — скульптура

Испанские мастера отдавали предпочтение деревянным скульптурам. Вот характерные черты изваяний тех лет:

Барокко это

  • изготовлялись для украшения фонтанов;
  • тонко передавали текстуру ткани, чувственность тела;
  • украшались позолотой;
  • отображали застывшие движения.

Для большей правдоподобности на статуи часто надевали настоящую одежду.

Литературные произведения

В докладе или реферате про поэтов и писателей эпохи нужно сказать, что они показывали реальные вещи в виде иллюзии или сна. Для этого использовали символы, аллегории, метафоры. Произведения пестрели антитезами, градациями, оксюморонами, параллелизмом. Творения того времени были настоящими энциклопедиями. Примером могут послужить шедевры Кальдерона, Кеведо, Фюретьера, Сореля, Скаррона.

Во многих сюжетах читателям представлен вымышленный мир античности. Популярным был жанр сонета, пасторали, кончетти, рондо, мадригала. Довольно модным было написание романов.

Музыкальные творения

В истории барокко

Барочный стиль в музыке отличается театральностью, грандиозностью, патетической приподнятостью, синтезом искусств. Чаще всего композиторы обращались к опере, оратории, кантате. Произведения исполнялись с помощью органа, клавесина, скрипки, контрабаса, виолончели, виолы. В музыкальные произведения подключали мандолины, литавры.

Роскошь интерьеров

Барокко — стиль резиденций и дворцов. Масштабы его просто огромные, но даже городское жильё может включать в себя барочные элементы. Мебель и зеркала принято украшать позолотой или бронзой. На стенах и потолке модно использовать гобелен, лепнину. Жилище желательно украшать скульптурами, изящными статуями. Для изготовления постели используется парча, шёлк, бархат.

Стены дома должны быть рельефными. Обязательно применяются бордюры, ниши, колонны, пилястры, фрески.

Барокко в искусстве оставило заметный след. До сих пор его элементы иногда используются. Этот стиль можно назвать универсальным. Он долго созревал, а потом разорвался именами великих творцов, которые заметно повлияли на развитие западноевропейской культуры.

История возникновения барокко в архитектуре

В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.

Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.

В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.

И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.

Характерные черты барокко

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.


Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Зеркальная галерея Версальского дворца. Источник

Искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.


Церковь Иль-Джезу в Риме. Источник: Википедия

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.


Площадь Св. Петра в Риме. Источник: Яндекс

Барочная архитектура во Франции

Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.


Люксембургский дворец. Париж. Источник

Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.


Искусство. 5 класс. Рабочая тетрадь

Барокко в архитектуре России

В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.


Знаменский храм. Дубровицы. Источник: Википедия

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.


Современное барокко

Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.

Интерьер современного ресторана в стиле барокко. Источник

Методические рекомендации

Читайте также: