Сообщение арендодателю о заливе

Обновлено: 07.07.2024

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Если в вашей квартире произошёл потоп и залило соседей

Сначала нужно выяснить причину потопа: соседей залило, потому что стояк потёк или трубу прорвало? А может, наниматель забыл выключить воду, когда уходил из дома?

Если трубу прорвало в перекрытии, идите в ЖЭК и требуёте устранить поломку как можно быстрее. Если трубу или батарею прорвало в квартире (где вы должны следить за их состоянием), вам нужно оценить ущерб вместе с соседями, которых затопило. Спросите, во сколько они сами оценивают ущерб, или пригласите независимого оценщика. Обычно сторонам удаётся договориться, и собственник либо компенсирует ущерб соседу деньгами, либо делает ему ремонт за свой счёт. Квартирант в этот момент тоже может потребовать компенсацию, ведь именно он будет жить в не самых лучших условиях — затопленной квартире, где идёт ремонт.

Другое дело — потоп, который произошёл по вине жильца. В этом случае вся компенсация ложится на его плечи. По закону возмещать ущерб, нанесённый соседям, обязан собственник квартиры, но компенсацию своих расходов он может требовать с жильца.

Определить причину затопления, если она не очевидна, должен представитель управляющей компании дома или ДЭЗа.

Однако здесь есть единое решение, которое защитит нервы сразу всех участников: это страховка квартиры. Она покрывает расходы в обоих случаях: и если затопили вас, и если затопили вы. Если вы сдаёте помещение через сервис долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости, квартира, всё имущество в ней, а также ответственность перед третьими лицами страхуется на сумму до 1,4 млн рублей.

Если ваших жильцов затопили

С этой неприятностью придётся иметь дело вам: по договору аренды собственник квартиры обязан в кратчайшие сроки устранить ущерб вне зависимости от того, кто и что стало его причиной — соседи или случайная поломка. Если причина в соседях, вам нужно идти за компенсацией к ним, если причиной стала протечка неисправного домового оборудования, обращайтесь в ЖЭК. Наниматель, в свою очередь, может потребовать от вас вычесть из ежемесячной платы за наём деньги за те дни, когда ему приходилось жить с неудобствами. Но если квартиру затопило сильно и жить в ней нельзя, квартирант имеет право расторгнуть договор досрочно и съехать. В этом случае придётся вернуть ему и страховой депозит.

Если в квартире грязно и накурено

Но, если вы всё обговорили, а во время визита видите на стенах в ванной плесень, а на потолке жирные пятна, можете расторгать договор, удерживая страховой депозит или его часть. Следы проживания, которые приводят к существенному ухудшению квартиры (то есть после квартирантов придётся делать хотя бы косметический ремонт), — это повод расстаться с жильцами, даже если нет неуплаты арендной платы по договору аренды.

Ещё один пункт, который часто прописывают в договоре, — запрет на курение в квартире. Нюанс в том, что даже если в помещении пахнет сигаретным дымом, вам придётся ещё доказать, что курил именно ваш жилец (а не сосед на балконе). Вы в любом случае можете попросить арендатора съехать, но вот удерживать в такой ситуации страховой депозит или нет — вопрос открытый. Это зависит от вашего умения договариваться. Стойте на своём, если уверены, что наниматель нарушил договор.

Если жильцы что-то сломали

Если в квартире что-то сломалось, нужно разобраться с причиной поломки. Вам кажется, что виноват арендатор, а он всё отрицает? Разобраться поможет мастер, который будет поломку устранять. Выяснив, что виноват точно наниматель, вы вправе требовать от него либо замены испорченного предмета на новый, либо денежной компенсации в размере стоимости повреждённого предмета. Обычно эту сумму удерживают из страхового депозита.

Если на жильцов жалуются соседи

Сначала опросите соседей: кто именно недоволен и чем конкретно. Может быть, жалуется старушка, которой всегда всё не по душе, и жалоба, скорее всего, надуманная. А может, напротив, арендатор врубает хард-рок на полную громкость и не даёт спать половине дома. Если окажется, что он действительно мешает соседям, поговорите с ним. В договоре найма обычно есть пункт о том, что наниматель обязан следовать закону о соблюдении тишины (здесь вы можете найти информацию о законе в вашем регионе), поддерживать чистоту на лестничной клетке и в общем коридоре. Но даже и без договора стоит напомнить жильцам, что в ответ на нарушение закона соседи могут вызвать полицию. Полицейский выпишет штраф не вам как собственнику, а именно вашим квартирантам — это они нарушают порядок, и совершенно неважно, орут они под окнами или шумят в квартире.

Если нарушения систематические — это повод для выселения.

Если в квартире живёт больше человек, чем было оговорено

В договоре найма обязательно перечисляются (с Ф. И. О. и паспортными данными) все люди, которые имеют право жить в квартире. Ситуации бывают разные: может быть, к семье приехала на неделю погостить чья-то мама или девушка пригласила к себе своего парня. Это не критичная ситуация. Но бывает и по-другому — например,жилец может устроил в квартире хостел. Если у вас есть подозрения, что в квартире всё время живёт больше людей, чем вы договаривались, стоит опросить соседей. Замечали ли они, что жильцов действительно больше? Обратите внимание на показания по расходу воды: если квартирантов больше, то и воды они потребляют много. В том случае, если ваши опасения подтвердятся, обращайтесь к условиям договора и настаивайте на его расторжении. Если наниматель будет сопротивляться, стоит обратиться в суд.

Если квартирант исчез

Действуйте по обстоятельствам. Если квартирант не оставил долги и мирно съехал, вы можете просто начать сдавать квартиру другим людям. Но если жилец уехал и прихватил вашу технику или мебель, обращайтесь в полицию. Даже при отсутствии договора найма кража имущества — серьёзное преступление. Если арендатор уехал, а после этого выяснилось, что он платил только за аренду, а все остальные счета теперь в минусе, всё будет зависеть от того, есть у вас договор найма или нет. Ну и от суммы долга. Договора нет — про деньги можно забыть, если он есть и сумма долга кажется вам существенной (то есть стоящей разбирательства) — подавайте в суд.

Если наниматель хочет съехать досрочно

Обычно в договоре прописывают, что наниматель может съехать без штрафных санкций через полгода проживания в квартире, если предупредит заранее — за месяц. Страховой депозит в этом случае возвращают. Если жилец съезжает досрочно по условиям, прописанным в договоре (например, квартиру затопили), депозит также придётся вернуть. Если наниматель хочет съехать внезапно, хотя квартира в порядке, вы вправе удержать страховой депозит. Если договора с жильцом у вас нет, и переданный депозит нигде не обозначен, — отдавать его или нет, решаете вы.

Если вашу квартиру продали

Этот экстремальный и крайне редкий случай — уголовно наказуемое деяние. Если вдруг, приехав как обычно за деньгами, вы обнаруживаете в квартире незнакомых людей, которые уверяют, что они её купили, и даже предъявляют соответствующие документы, вам стоит немедленно написать заявление в полицию и прокуратуру.

Заключение

Сдавать квартиру, конечно, страшно. Тем более что действующее законодательство больше защищает права арендаторов, нежели собственников. Но и шанс нарваться на абсолютного арендатора-отморозка, который не платит и не освобождает помещение, будем честны, невелики. Подробно обсудите все нюансы и свои ожидания с потенциальным жильцом, вдумчиво составьте договор. Адекватного арендатора, который не планирует задерживать оплату за квартиру, такой подход только порадует.

А если у вас нет желания рисковать, воспользуйтесь сервисом долгосрочной аренды от Яндекс.Недвижимости. Специалисты сервиса помогут найти жильцов, проверят их, помогут с договором и страховкой. А если форс-мажор всё же произойдёт, вам не придётся думать самостоятельно, что же делать, если арендатор не платит аренду и не освобождает квартиру.

04.03.2021 в результате неисправного состояния трубы отопления №5 (подвал) до запорной арматуры рядом со стояком, уходящим на кв.20,24,28,32 произошел залив встроенного помещения по адресу: АДРЕС3. В результате указанных событий в нежилом помещении образовались повреждения потолка, стен и пола.

Встроенное помещение, находящееся по адресу: АДРЕС3, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №НОМЕР1 от 31.08.2000.

Многоквартирный дом, в котором располагается вышеуказанное помещение, находится под управлением ООО УК “НАЗВАНИЕ1”, что подтверждается официальным сервисом Государственной жилищной инспекции Самарской области “Электронное ЖКХ”.

11.03.2021 комиссией в составе представителя ООО “НАЗВАНИЕ1” инженера ФИО2 и представителя собственника помещения ФИО3 было произведено обследование помещений по адресу: АДРЕС3. В ходе обследования были выявлены следующие повреждения:

  • в помещении №НОМЕР2, S=18,3 м 2 , в результате затопления промокли стены общей S=21,6 м 2 , потолок в конденсате, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР3, S=12 м 2 , в результате пролития вздулся линолеум S=12 м 2 , залило стены общей S=4 м 2 , намок потолок S=1 м 2 , потолок в конденсате, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР4, S=30,9 м 2 , намокли стены по периметру, конденсат на потолке, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР5, S=4,3 м 2 , в результате пролития вздулся линолеум S=4,3 м 2 , намокли стены по всему периметру, конденсат на потолке, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР6, S=42 м 2 , на стене видны следы пролития, желтые пятна S=8 м 2 , повреждено напольное покрытие S=42 м 2 , желтые пятна и следы пролития на потолке S=2 м 2 , повреждения электропроводки на стене и потолке, потолок в конденсате, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР7, S=2,7 м 2 , в результате затопления отслоилась краска, штукатурка, S=4,8 м 2 , вздулся линолеум S=2,7 м 2 , конденсат на потолке, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР8, S=38 м 2 , в результате пролития вздулся линолеум S=38 м 2 , намокли гипсокартонные стены S=2 м 2 , конденсат на потолке, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР9, S=21,3 м 2 , в результате пролития вздулся линолеум S=21,3 м 2 , конденсат на потолке, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР10, S=32,2 м 2 , намокли стены S=1 м 2 за дверью, намокли стены S=20 м 2 , потолок в конденсате местами, местами лужи;
  • в помещении №НОМЕР11, S=9 м 2 , в результате пролития намокли стены S=14 м 2 , отслаивается штукатурка, потолок в конденсате, местами лужи.

16.03.2021 между ФИО1 и ООО “НАЗВАНИЕ2” был заключен договор №ДЭ-08/2021 с целью определения причины затопления нежилых помещений, расположенных по адресу: АДРЕС3, а также стоимости восстановительного ремонта после залива нежилых помещений.

18.03.2021 экспертом ФИО4 совместно с представителем собственника помещений ФИО1 и представителем ООО “НАЗВАНИЕ1” инженером ФИО2 был произведен осмотр повреждений подвальных помещений АДРЕС3.

15.04.2021 экспертом ФИО4 было изготовлено экспертное исследование №ДЭ-08/2021, согласно которому на основании проведенного исследования и сравнения данных визуально-инструментального осмотра, используя метод моделирования и ретроспективного анализа, эксперт пришел к выводу, что причиной затопления подвальных помещений АДРЕС3, явилось повреждение трубы отопления, в следствии значительной коррозии и фактического состояния труб отопления, которые находятся в неудовлетворительном и ограниченно-работоспособном состоянии.

По результатам проведенного исследования, сравнения данных визуального осмотра и подсчета объемов (дефектная ведомость Приложение №1), необходимых для выполнения ремонтно-восстановительных работ подвальных помещений АДРЕС3, поврежденных в результате затопления, был произведен расчет стоимости и составлен локальный ресурсный сметный расчет №РС-303, в лицензированном программном комплексе “Estimate”, на момент исследования.

Стоимость восстановительного ремонта подвальных помещений АДРЕС3 в ценах, на время проведения экспертного исследования, составляет 1 111 477 руб. (Один миллион сто одиннадцать тысяч четыреста семьдесят семь) 87 коп..

Таким образом, общий ущерб, причиненный имуществу ФИО1 в результате залития, составляет: 1 111 477 руб. 87 коп. (Один миллион сто одиннадцать тысяч четыреста семьдесят семь рублей восемьдесят семь копеек).

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ч.1.1 ст.161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, лицом, ответственным за причинение ущерба имуществу ФИО1, является ООО “НАЗВАНИЕ1”.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Ч.1 ст.14 Закона РФ “О защите прав потребителей”, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору.

В соответствии с абз.8 ч.1 ст.29 Закона РФ “О защите прав потребителей” потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно ст.15 Закона РФ “О защите прав потребителей” моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В результате некачественного оказания ООО “НАЗВАНИЕ1” услуг по управлению многоквартирным домом ФИО1 испытывает нравственные страдания, так как после произошедшего существенно ухудшилось состояние его имущества: отделка потолка, стен и пола в квартире была повреждена, образовалась плесень.

Причиненный моральный вред ФИО1 оценивает в 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.28 Закона РФ “О защите прав потребителей” потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, которые возмещаются в сроки установленные для удовлетворения соответствующих требований.

В силу положений ч.1 ст.31 Закона РФ “О защите прав потребителей” требования потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (услуги) своими силами или третьими лицами, уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок .

Из содержания ч.3 ст.31 и ч.5 ст.28 Закона РФ “О защите прав потребителей” следует, что за нарушение сроков предусмотрена ответственность в виде неустойки (пени) за каждый день просрочки, в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуг), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа.

На основании изложенного, руководствуясь нормами ГК РФ и Закона “О защите прав потребителей”,

В течение 10 (Десяти) дней с момента получения данной досудебной претензии возместить ФИО1:

  • ущерб, причиненный его имуществу в результате залития, в размере 1 111 477 руб. 87 коп. (Один миллион сто одиннадцать тысяч четыреста семьдесят семь рублей восемьдесят семь копеек)
  • стоимость услуги по оценке в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей,

Реквизиты для выплаты возмещения ущерба:

  1. Свидетельство о государственной регистрации права №НОМЕР1 от 31.08.2000 (копия);
  2. Скриншот с официального сайта Государственной жилищной инспекции Самарской области “Электронное ЖКХ” (копия);
  3. Акты обследований помещений по адресу: АДРЕС3 от 11.03.2021 (копия);
  4. Договор №ДЭ-08/2021 от 16.03.2021 (копия);
  5. Экспертное исследование №ДЭ-08/2021 от 15.04.2021 (копия);
  6. Доверенность на представителя (копия).

Представитель ФИО1 _____________________ адвокат Антонов А.П.

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

Когда арендатор ответит за пожар и потоп

Собственник сдал помещение, а спустя несколько дней в нем случился пожар. Кто будет отвечать за возгорание? Эксперты говорят, что не всегда это наниматель или арендатор. Он заплатит, только если действительно виноват, например, не выключил фен. Другое дело – короткое замыкание или возгорание сломанной техники, которая досталась от владельца. Зато если пожар или потоп повредил соседскую квартиру, отвечает в любом случае собственник. Сможет ли он потом отсудить компенсацию у виновника-арендатора, зависит от договора.

Временный владелец имущества будет отвечать, только если он виноват в ущербе. Например, в акте залива указано, что причиной стал невыключенный кран (так произошло по делу № 01АП-49/2018). Понятно, что в этом случае вина лежит на нанимателе.

Суд оценивает не только обстоятельства ЧП, но и условия договора аренды. Орешкина говорит, что в большинстве случаев текущий ремонт и обязанность содержать помещение в надлежащем состоянии отнесены именно на арендатора. То есть он отвечает за последствия: должен отремонтировать помещение или компенсировать собственнику расходы на восстановление испорченного имущества.

Если в договоре есть пункт об ответственности арендатора, это еще не значит, что наниматель или арендатор по умолчанию отвечает за любое ЧП. То, что он нарушил правила содержания имущества, нужно доказать.


Важны документы, которые определяют виновника ЧП: материалы МВД по результатам проверки происшествия (например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором указана причина пожара), акты контролирующих органов о привлечении к ответственности за несоблюдение установленных правил содержания имущества, заключение экспертизы.

Павел Лобачев, ведущий юрист ЮФ Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании ×

Если пожар спровоцировала сломанная техника собственника . Елена Тюкина* снимала у Владислава Коннова* квартиру. Спустя три дня она включила в розетку стабилизатор напряжения газового котла и микроволновку, а сама ушла в магазин. В квартире случилось возгорание. Это заметили соседи и позвонили в МЧС. Пожарные затушили пожар. Они указали, что ЧП могло произойти из-за аварийной работы стабилизатора напряжения.

Нанимательница решила, что виноват собственник, и решила отсудить у него 50 000 руб. (деньги, которые она заплатила собственнику и риелтору за поиск квартиры).

Коннов обратился к Тюкиной со встречным иском, просил компенсировать причиненный ущерб в размере 117 000 руб. В договоре указано, что наниматель обязан возместить ущерб, если помещение пострадало по его вине или из-за небрежности. А ведь Коннов предупреждал, что все приборы перед уходом нужно доставать из розеток.

Первая инстанция назначила по делу судебную пожаро-техническую экспертизу. Она подтвердила, что изначально загорелась розетка, так как стабилизатор напряжения, который к ней подключили, работал в аварийном режиме. Райсуд встречный иск удовлетворил. Апелляция решила, что наниматель возмещает лишь тот ущерб, который он нанес по своей вине или небрежности. В данном случае виноват ответчик, так как он плохо содержал свое имущество. Апелляция отменила решение райсуда, взыскала в пользу Тюкиной 23 000 руб., в удовлетворении встречных требований отказала (дело № 33-2553/19).

В похожей ситуации оказался и Сергей Нечаев*. В мае 2017-го он снял в Подмосковье двухэтажный дом. Собственники находились за границей, поэтому договор он подписывал с их представителем Татьяной Комар. Она объяснила, как пользоваться всей техникой в доме и на участке, но ничего не сказала о бензиновом генераторе. В августе этого же года свет отключили, поэтому Нечаев завел устройство. Оно загорелось, огонь перебросился на дом. Сотрудники МЧС провели проверку и решили, что генератор загорелся из-за поломки. Искра попала на деревянный кожух, а дальше на дом.

Представитель собственника обратилась в суд. Уточненные требования составили 2,4 млн руб. компенсации ущерба и прочие расходы, включая компенсацию морального вреда (100 000 руб.) и расходы на представителя (100 000 руб.).

Суд решил, что в пожаре виноват наниматель. Он не достал генератор из деревянного кожуха и не перенес как минимум за метр от здания. Эти требования есть в инструкции по технике безопасности, которую Нечаев нарушил. Поэтому суд взыскал с ответчика ущерб, расходы по оценке, расходы на представителя – всего 2,6 млн руб. Но это решение отменила апелляция. Она напомнила, что изначально пожар случился из-за неправильной работы генератора, то есть устройство было неисправно. А значит, и жилец не может отвечать за последствия возгорания, решил суд и отказал в иске (дело № 33-19591/2019).

Но две инстанции решили, что вины ответчика в возгорании нет, а значит, деньги с него взыскать нельзя. Они указали: в договоре не прописано, что арендатор отвечает за случайный вред зданию или за вред, который причинили третьи лица. Суды иск не удовлетворили (дело № 33-4510/2020).

Если пострадали соседи

Порой пожар или потоп в помещении добирается до соседей. Раз содержать имущество должен собственник, то он и отвечает перед третьими лицами за причиненный вред, объясняет Сергей Водолагин, управляющий партнер ЮФ Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал × .


Третьих лиц (например, соседей снизу) не должно интересовать, кто конкретно и на каком основании использует расположенную сверху квартиру – сам собственник, наниматель, приехавшие погостить родственники либо бригада рабочих, проводящих в квартире ремонт. Если соседей снизу залили, они вправе предъявить претензии к собственнику квартиры.

Сергей Водолагин, управляющий партнер ЮФ Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал ×

Сдав квартиру, собственник остается собственником.

А значит, это не освобождает его от обязанности содержать свое имущество, решил ВС

Советы для собственников

Отсутствие договора само по себе не снимает с виновника ответственность за причиненный ущерб, говорит Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × . Но если соглашение есть, намного проще решить, кто отвечает за последствия ЧП. В нем можно определить, кто обязан соблюдать противопожарные и другие правила.

Лобачев советует сторонам оценить техническое состояние недвижимости и оборудования (в том числе электрических сетей, сантехники) и указать это в акте приема-передачи имущества (либо в самом договоре). Если потом наниматель обнаружил такие недостатки, Алексеев рекомендует сообщить об этом владельцу помещения. Если из-за этой поломки случится пожар, то с арендатора могут снять ответственность за наступивший вред, объясняет эксперт. Лобачев полагает, что в договоре сразу нужно предусмотреть порядок определения и компенсации размера ущерба на случай, если ЧП все-таки не удалось избежать.


Образец претензии по договору аренды нежилого помещения доступен для ознакомления на нашем портале. В статье расскажем, что представляет собой этот документ.

Претензия по договору аренды: когда обязательна?

Направление претензии ― необходимый этап перед обращением в суд, если того требует закон или договор (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ).

В арендных отношениях лишь арендодатель обязан по закону направлять претензию арендатору, но только если он намерен воспользоваться правом на досрочное расторжение договора в судебном порядке (ст. 619 ГК РФ). Напомним, что это право возникает, если:

  • имущество используется не по назначению (к примеру, организовано производство в офисных помещениях);
  • помещение или находящееся в нем имущество разрушается;
  • более двух раз подряд арендатор не оплатил аренду;
  • не был проведен капремонт, хотя арендатор обязан был его осуществить.

Арендатора закон не обязывает предварительно направлять претензию, если он захочет досрочно расторгнуть договор в суде (ст. 620 ГК РФ). Но такая обязанность может следовать из договора.

Как расторгнуть договор аренды с минимальными потерями, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Структура и образец претензии арендодателю

Если в договоре есть требования к содержанию претензии, нужно руководствоваться ими. В противном случае претензия составляется согласно обычаям делового оборота, так как нормативно вопрос не урегулирован.

В тексте обязательны:

  • ссылка на договор, условия которого нарушены, с указанием его номера и даты (особо важно, если договоров между сторонами несколько);
  • ссылка на норму закона и/или договора, предусматривающую обязанность, которая не выполняется;
  • подробное описание сути нарушения (особо важно, если планируется в связи с этим нарушением расторгать договор в судебном порядке ― см. постановление ФАС ЗСО от 26.08.2011 по делу № А45-4281/2011);
  • указание на недопустимость нарушения обязательств и отказа от них (ст. 309, 310 ГК РФ);
  • требование о добровольном устранении нарушений;
  • указание на намерение обратиться в суд в случае неисполнения требований.

Претензия подписывается предпринимателем или руководителем организации либо по доверенности иным лицом. К ней прикладываются документы, на которых основаны требования (копия договора, подтверждения нарушения), копия доверенности представителя.

Предлагаем ознакомиться с образцом претензии арендодателю по договору аренды на нашем сайте.


Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец претензии в связи с непредоставлением или невозможностью использования имущества по договору аренды. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы скачать документ.

Особенности претензий о выплате задолженности по аренде

Если нарушение выражается в невнесении арендной платы, необходимо произвести расчет долга на дату составления претензии. Расчет может быть сделан как в тексте претензии, так и в отдельном документе. В претензии по договору аренды нежилого помещения задолженность, как правило, включает:

  • саму арендную плату, которая может состоять, к примеру, из платы за пользование помещением и коммунальных платежей;
  • договорную или законную неустойку (их одновременное взыскание допускается, только если договорная неустойка носит штрафной характер ― см. определение ВАС РФ от 23.10.2009 № ВАС-13468/09).

Сумма долга рассчитывается на дату направления претензии. На дату подачи иска она будет пересчитана. Когда арендодатель планирует расторгнуть договор в связи с систематической неуплатой, важно в претензии обозначить, за какие именно периоды образовался долг (постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2009 по делу № А65-9835/2008).

Образец претензии об уплате задолженности и неустойке по арендной плате также можно скачать в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Залог признания претензионного порядка по договорам аренды соблюденным ― следование простым правилам. Необходимо подробно описать суть нарушения, сослаться на конкретные нормы закона и/или договора, при необходимости ― сделать расчеты. Направлять претензию нужно так, чтобы на руках остались доказательства ее отправки.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: