Смоленская икона божией матери сообщение
Обновлено: 30.06.2024
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
Смоленская икона Божьей Матери. История
Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).
Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы
Тропарь, глас 4.
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.
Кондаки, глас 6.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.
Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.
Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография
Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси
Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.
В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. В 1624-1626 гг. патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Храм был закрыт после 1917 г. Колокольня разрушена в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является икона преподобного Феодора Студита.
Древнейшие образы Божией Матери, согласно преданию, принадлежат кисти евангелиста Луки, создавшего их еще при жизни Пресвятой Богородицы. К ним относится и Смоленская икона Божией Матери. Она прибыла на Русь в качестве свадебного подарка императора Византии Константина IX Порфирородного его дочери Анне, сочетавшейся браком с черниговским князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.
Из истории иконы
Икона пользовалась таким почитанием, что в ее честь возводились храмы. Так, была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Арзамасе, Шуе и других городах. Особенно прославилась Шуйская Смоленская икона Божией Матери.
В 1665 году Шую охватила эпидемия моровой язвы, и напуганные жители решили, что нужно написать список со Смоленской иконы. Благочестивый иконописец сделал эскиз, однако на следующий день обнаружил, что поза Младенца Иисуса изменилась: Его правая ножка была поставлена на колено левой. Решив, что это его ошибка, он исправил икону, однако и на следующий день поза Младенца опять стала прежней.
Иконописец счел это Божьим знамением и больше не вносил исправлений. Когда же готовую икону принесли в храм, она воссияла необыкновенным светом, и после молебна моровая язва закончилась. После этого к иконе началось настоящее паломничество, произошло более ста чудес, и царь Алексей Михайлович даже прислал в Шую специальную комиссию, чтобы удостоверить чудотворную силу Шуйской (Смоленской) иконы, что и было сделано.
Описание иконы
По иконографическому типу Смоленская икона Божией Матери относится к одному из древнейших изводов, характерных для византийского письма
Это поясное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом. Пресвятая Дева облачена в одежды багряного (на современных списках часто красного) цвета, что подчеркивает Ее статус как Царицы Небесной. На левой руке Она держит Младенца Иисуса, а правой как бы указывает на Него. Значение этого жеста заключается в том, что Путеводительница указывает путь к спасению через Иисуса Христа.
Иисус также в царственном одеянии золотого цвета, то есть в образе Вседержителя. В Его левой руке находится свиток, символизирующий Его учение, правая рука поднята с перстами, сложенными в жесте благословения. От иконы словно исходит аура веры и надежды на то, что путь к спасению действительно существует, и Одигитрия указует его.
В чем помогает Смоленская икона Богоматери?
Этой иконой явлено столько чудес, что ее значение не нуждается в объяснениях – она и сегодня остается для православных одним из наиболее чтимых образов Богородицы, покровительницы и защитницы Русского государства. Именно поэтому к ней обращаются с молитвами о защите Родины от вражеских нашествий и войн; о сохранении жизни и здоровья военнослужащих, особенно в горячих точках; об избавлении от эпидемий.
Помогает Смоленская Богоматерь и в семейных делах: защищает семейный очаг от завистников и недоброжелателей; укрепляет стойкость в вере и помогает противостоять искушениям и заблуждениям; помогает исцелиться от тяжких недугов и разрешить сложные жизненные ситуации.
Молитвы перед Смоленской иконой Божьей Матери
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 6
Ин кондак, глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Молитва первая
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.
Молитва вторая
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище гре́шным? Приклони́, о, Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́, Ма́ти Бо́га моего́, не при́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о, Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ воспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь.
Молитва третья
О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.
Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности
Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва
Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.
Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.
Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля
В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.
Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва
В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Иконы
Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва
Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.
Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех
Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.
1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.
Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:
На Русь образ попал в 1046 году . Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская .
Успенский собор (Смоленск)
История Смоленской иконы Божией Матери
В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.
Сандалии святого мученника Меркурия - одна из святынь кафедрального собора Смоленска
Благовещенский собор (Московский Кремль)
В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).
В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь . Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве
Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.
Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года . 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.
Молебен перед Бородинским сражением
26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.
После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.
Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.
Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.
Списки с иконы
Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) - Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.
Иконография
Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.
Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.
Значение иконы
Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).
Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.
Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
Празднование
Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа , установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.
Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.
Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.
Молитва
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Успенский собор - одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери - древняя Одигитрия. Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии. Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!
Читайте также: