Слияние стилей в творчестве гершвина сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Учитель: Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет не затрагивая нас?

Урок у нас сегодня необычный. Это урок-суд, и мы будем слушать и исследовать нравственную сторону дела Д. Гершвина, который обвиняется в безнравственном и бездарном взаимопроникновении стилей.

Так ли это? На вопрос дает ответ наше судебное заседание, в котором :

Вы – защита; Вы – обвинение; Вы – суд присяжных; Я же выступлю в роли Главного распорядителя.

И от вашего вердикта будет зависеть виновен Гершвин или нет.

Так как снимать и фотографировать нельзя, то у нас будут работать художники, которые будут все фиксировать.

Вам первое слово, Обвиняемый.

Мое музыкальное образование носило случайный характер. В 15 лет я стал продавцом в музыкальном салоне. В мои обязанности входило играть и напевать, чтобы то, что я показываю – продавалось. А уже с 18 лет я стал композитором. Я родился под знаком Саксофона. Джазовые ритмы, интонации негритянских песен, гармоний – всё это меня безумно привлекало и всё это я с жадностью впитывал в себя.

В 20-е годы ко мне пришел настоящий успех. Обо мне всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах. Отзывы очень разные, поэтому я не удивился этому судебному заседанию и пришел, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Обвинение: Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.

Эта симфония написана в сонатной форме. Мы знаем, что эта форма основывается на сопоставлении и развитии 2-х тем, как правило, контрастных и состоит из 3-х разделов. Применяется эта форма, чаще всего, в инструментальных произведениях (См. Приложение 3).

Экспозиция

Завязка действия.
Вступление (может быть, а может и не быть) ГП – Св.П – ПП - ЗП

Переход к Разработке

Разработка

Драматический центр сонатной формы. В этом фрагменте ясно слышится столкновение, борьба человека с судьбой.

Реприза

Развязка действия. Это повторение экспозиции, где звучат ГП и ПП

Coda

Дополнительный, завершающий раздел, построенный в данном случае, на материале ГП.

Защита - ученик: - Это целая музыкальная противоречивая культура. Только что Вы слышали с каким восхищением вспоминал и рассказывал о нем Гершвин. Джаз – появился среди американских негров (Приложение 4), быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 гг джаз стал серьезным искусством.

В джазе существует три компонента:

а) ритм особый свинг (качание)
б) гармония
в) импровизация

Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.

Обвинение - ученик: Получается, что джаз – это простенькая музыка каких-то там негров. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?

Учитель: Есть еще вопросы к защите?

Обвинение - ученик: Нет.

Обвинение - ученик: Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?

Учитель: Обвиняемый, вопрос к Вам:

Обвинение - ученик: Это хороший джаз, но плохой Лист! Это вязанка 32-тактовых шлягеров.

Учитель: (Стук). Ведите себя корректно, иначе я вынуждена буду Вас удалить из зала заседаний.

Обвинение- ученик: О чем эта музыка? Непонятно!

Учитель: Защита, Ваши доводы!

Защита - ученик 1: В основе произведения слышится 4 темы (Приложение 5):

Вступление

1 тема

Звучит у кларнета

2 тема

Звучит у медных духовых инструментов - танцевальная

3 тема

Синкопированная по ритму, песенная

Средний раздел Рапсодии

4 тема

Праздничная – кульминация всего

Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует.

Защита - ученик 2: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Дж. Гершвин смог совершить чудо. Он – принц, который взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости завистливых ее сестер.

Защита - ученик 3: Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются нам как сгусток упругой энергии как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз (Приложение 3).

Учитель: Обвинение, вы согласны с защитой? Есть ли у защиты ещё доводы?

Защита - ученик 4: О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!

Учитель: Обвинение, Вы удовлетворены? Я думаю, что перед оглашением окончательного вердикта нужно дать слово обвиняемому.

Ученик - Гершвин: Вы можете, конечно, судить меня, но поверьте мне – всё, что я написал пронизано единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы дансинга от песни негритянки стирающей бельё, от доморощенного джаза в угоду джазу, архироскошному - не возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Я не сделал ничего безвкусного, безнравственного, пошлого, оскорбительного серьезной музыке. Я положил весь свой талант, все свои силы для того, чтобы поднять музыку американской нации до уровня классики.

Учитель: Итак, суд присяжных готов вынести вердикт!

Суд присяжных - ученик: Не виновен!

Учитель: Я думаю, что это заседание дало ответы на все волнующие нас вопросы. А теперь посмотрим зарисовки художников.

Комментарии художников, работавших в зале заседаний:

Художник-ученик 1: В своей зарисовке я изобразил обвинительную сторону. Мне кажется, что обвинение не учло огромнейший талант Дж. Гершвина, поэтому все доводы выглядели не совсем убедительно.

Художник-ученик 3: Я так увлекся Рапсодией, что ничего больше не слышал, кроме этой пульсирующей энергии, сконцентрированной в ней. Я попытался изобразить самого Гершвина, играющего на рояле, музыкантов его оркестра.

Художник-ученик 4: Мне кажется, что саксофон в оркестре – главный джазовый инструмент, поэтому я изобразил группу медных духовых инструментов. Я делал зарисовки с удовольствием, быстро, рука сама бежала по бумаге за музыкой!

Учитель: Да, искусство джаза Д.Гершвина действительно гениально, самобытно, современно.

  1. Учитель: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
    Ученик1: Конечно будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
  2. Учитель: Можно ли её назвать классикой?
    Ученик 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна.
    Ученик 3: Теперешние музыканты многое взяли из музыки Гершвина: драйф, хоризму, то, как осторожно синтезировал Гершвин джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм, импрессионизм.
  3. Учитель: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?
    Ученик 4: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка soul и другие направления.
  4. Учитель: Настоящее ли это искусство?
    Ученик 5: Время все расставило по местам. Если при жизни Гершвина его обвиняли, не понимали, то сейчас просто приходится удивляться, каким он подвергался нападкам.
    Ученик 6: Общество было консервативно в то время. Сейчас намного легче продвигать свои творческие идеи. Его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.

Кончился ХХ век и начался ХХI ! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки ? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет не затрагивая нас ?

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Модели данных, используемые в СУБД"

Практически все современные СУБД используют реляционную модель данных. В основе этой модели, предложенной Е.Ф.Коддом в 1970 году, лежит понятие отношения. Речь идет об отношениях, заключенных в двумер.

"Стиль в творчестве русских композиторов"

Материал подробно раскрывает понятие стиля и раскрывает стили русских композиторов. Каждый композитор имеет свой почерк, свой стиль, по которому его узнают.


Методическая разработка урока "Модель отношения между понятиями"

Урок информатики "Модель отношения между понятиями" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Инфорамтика и ИКТ. 4 класс на основе краеведческого материала о Петергофе. В уроке использованы элементы техн.

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие.


Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской о.


Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной).


Стиль в творчестве русских композитров

В данном материале рассмтриваются вопросы особенности стиля композитров, воспитание понимания стиля в обучении учащихся.

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Джордж Гершвин творчество

Личности

Творчество композитора Джорджа Гершвина

Стоит отметить, что музыкального образования Гершвину так и не удалось получить в силу того, что у родителей не было на это денег. Поэтому до всего юноша доходил сам. Впервые услышав игру на виолончели в 10 лет, композитор увлекся музыкой навсегда.

Тогда-то на него обратили внимание такие исполнители и композиторы как Роджер, Берлин, и Портер, предложив Джорджу сотрудничать.

Творчество его было необычно новым. Вот как можно описать музыкальный язык Джорджа Гершвина – соединение афроамериканского фольклора и традиций европейкой музыкальной классики.

Его не стало в возрасте 38 лет из-за опухоли головного мозга.

Джордж Гершвин: известные произведения

Читайте также: