Скоморошество на урале сообщение

Обновлено: 04.07.2024

появились на У. вместе с переселенцами. Перм. писцовые книги XVII в. содержат скоморошьи имена и прозвища типа: Васька Михайлов сын Гудощик, Андрюшка Дуда. До нас дошла "Память" верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину, к-рая повторяла царский указ 1648. Указ предписывал скоморохов изгонять, а их гудки, гусли, домры, хари ломать и жечь. К XVIII в. из деятельности ско-морохов уходит выполнение обрядовых функций, они становятся преим. инструменталистами, кукольниками, вожакам "ученых" животных, балаганными зазывалами. С. привнесли в нар. культуру У. традиции своего музыкального иск-ва, о чем свидетельствует гудошный промысел в Приуралье. В среде ур. старообрядцев в XVIII в. сохранялась традиция скоморошьих шумовых "оркестров". Гудошничество было превнесено рус. в культуру зюдзинских к.-п., у к-рых появился гудок с волосяными струнами, - си-гудэк. Скоморошье иск-во ощутимо в тематике, сюжетике, жанровом строе ур. нар. сказок, пословиц, игр, плясовых, шуточных песен. С нар. точки зрения, С. и их иск-во обладают очень высокой ценностью, а сам С. всегда предстает как умный и сноровистый, добрый и неунывающий рус. парень.

Лит.: Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975; Морозов А.А. К вопросу об исторической роли и значении скоморохов // Русский фольклор. Л., 1976. Т. XVI; Власова З.И. Следы творчества скоморохов в традиционном песенном фольклоре // Русская литература. Л., 1965. № 2; Шемякина Е.П. Фигура скомороха в русском фольклоре Удмуртии // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1982.

Смотреть что такое СКОМОРОХИ в других словарях:

СКОМОРОХИ

русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ, русские ср.-век. актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-муз. и драм. смотреть

СКОМОРОХИ

древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства.Музыкальные искусники — скоморохи, соответственно потешной и. смотреть

СКОМОРОХИ

древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства. Музыкальные искусники - скоморохи, соответственно потешной их деятельности, на народном языке, как в песнях, так и в исторических памятниках, нередко именуются "веселыми людьми", "веселыми молодцами". В былине о госте Терентьище описываются Веселые скоморохи, Скоморохи люди вежливые, Скоморохи очестливые. В былине о Ставре Годиновиче Ставрова жена спрашивает князя Владимира: Чем ты, Владимир князь, в Киеве потешаешься? Есть ли у тебя веселые молодцы? В другой песне изображается толпа "веселых", т.е. скоморохов, с музыкальными инструментами своими расхаживающих по улицам: Веселые по улицам похаживают, Гудки и волынки понашивают. Как шли-прошли веселые Два молодца удалые, Они срезали по пруточку, Они сделали по гудочку. В варианте этой песни вместо "веселые" поется "скоморохи": Уж как шли-прошли скоморохи, Срезали по пруточку и т.д. В других песнях встречаем соединение обоих названий: "скоморохи" и "веселые": Прошли скоморохи, прошли молодые, Молодые веселые. В одном из пересказов былины о Добрыне Никитиче читаем: Обрядился Добрыня скоморошкою веселою. По словам народной песни: Сватался на Дунюшке веселый скоморох. Во второй Новгородской летописи под 1571 читаем: "В те поры в Новгороде, и по всем городам и по волостям, на Государя брали веселых людей", а вслед за тем говорится, что "поехал из Новгорода на подводах, к Москве, Субота (дьяк) и со скоморохами", т.е. с набранными для государевой потехи "веселыми людьми". В любопытной челобитной, поданной царю Михаилу Федоровичу крестьянами с. Ширинги Ярославской губ. в 1625 на помещика, князя Артемия Шейдякова, обвиняемого ими в разных неблаговидных поступках, между прочим говорится, что он "веселых (т.е. скоморохов. - Прим. авт.) держал у себя для потехи беспрестанно". Наконец, в одной старинной рукописи читаем о пошлине "годовщине", взятой в 1656 с "веселых гулящих людей", т.е. со скоморохов. В чем же заключалась доставлявшаяся скоморохами народу утеха? Ответ на этот вопрос дают многочисленные исторические памятники, народные песни и поговорки, а также наши былины, в которых скоморохи являются в большинстве случаев еще в древнейшем своем образе, в виде гусельников. Последние играют на своих "звончатых", или "яровчатых" (яворовых), гуслях и поют песни, а иногда и пляшут для развлечения слушателей; по одиночке или толпами, облекаясь в особое "скоморошье платье", они посещают пиры, княжеские или частные, и народные праздники, присутствуют на свадьбах, всюду внося удовольствие и веселье. Терентьева жена в упомянутой выше былине, приглашая скоморохов к себе в гридню, обращается к ним с просьбой "сесть на лавочки, поиграть во гусельцы и пропеть песенку", и "веселые скоморохи" Садилися на лавочки, Заиграли во гусельцы, Запели они песенку. Имеются разные свидетельства о зазывании скоморохов в дома. Так, в поучении Григория Черноризца (XIII в.) предписывается не вводить в дом скоморохов: "скомороха, и гудьця, и свирця не уведи у дом свой глума ради". В "Слове о русалиях", приписываемом Нифонту, говорится о муже, который, завидев из палаты своей толпу пляшущих вокруг пляшущего же сопельника (скомороха), останавливает их и велит играть, плясать и петь перед собой. "Кто их (скоморохов. - Прим. авт.) пустит на двор добровольно, и они тут играют", - говорится в уставной грамоте (1509). "В дом свой, к жене и к детям приводили скомрахи, плясци, сквернословии", - читаем в одном из слов митр. Даниила (XVI в.). В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми "в дом к себе не призывали". "Буде учнуть. мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати", - читаем в "Памяти митрополита Ионы" (1657). В одной из былин о Добрыне последний является на пир наряженный скоморохом: Накрутился молодец скоморошиной, Пошел как на хорош почестей пир. Его приветствуют Владимир-князь и Опраксия-королевична и упрекают, что он раньше не заходил, а напрасно проживался: Ай же ты, детина приезжая, Скоморошная, гусельная! Для чего же ты долго проживаешься, Проедаешься, пропиваешься, Нейдешь к нам на почестей пир. Картину пиров князей Киевских, пиров, на которых собиралась и потешалась княжеская дружина, рисуют наши былины, относя эти пиры постоянно к вел. кн. Владимиру: Во стольном городе во Киеве, У ласкова Осударь Князя Владимира, Было пированье, почестней пир. Князи и бояре пьют, едят, потешаются, И Великим Князем похваляются. На таких пирах Владимир, по словам былин, обращается к дружине, поручая дружинникам найти ему невесту, или сам заботится о сватовстве своих дружинников; здесь вызывает князь охотников "вырубить Чудь белоглазую" и другие враждебные народы; держит советы с дружинниками; поручает дружинникам "настрелять гусей, белых лебедей, малых уточек" к своему "столу княженецкому"; с дружиной князь забавляется охотой, борьбой, стрельбой в цель, ристанием; здесь же, на княжеских пирах, раздается игра скоморохов-гусельников (по выражению былин: "загусельщиков", "игроков", "скоморохов"), подтвержденная неопровержимо словами летописца, что был обычай перед князем играть на гуслях и других музыкальных орудиях, в свою очередь иллюстрированный древней фреской киевского Софийского собора. Прежде чем приступить к дальнейшему изложению старинных свидетельств о скоморохах и доставлявшихся ими утехах, необходимо заметить, что большинство свидетельств не только средневековых, но и позднейших проникнуты духом нетерпимости к музыкальным и иным "скаредным", "бесовским", "богомерзким", по выражению современных писателей, увеселениям, душою которых были скоморохи. Старинные русские писатели в своих поучениях повторяли из века в век, иногда даже с буквальною точностью, заимствованные ими из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились нашими духовными писателями на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни, из чего видно, что духовные наставники русские, несмотря на заимствования из византийской литературы, имели в виду действительные обстоятельства и что поучения их имели действительное отношение к русской народной жизни. "XI век (на Руси. - Прим. авт.), - замечает историк И.Е. Забелин, - жил еще полной силой народного творчества и мало сознавал, что вещая песня баяна (т.е. певца-гусельника) есть бесовское угодие, есть идольская служба. На это указывает даже и самое посещение кн. Святослава преподобным иноком (Феодосием) во время веселого песнотворства, которое было остановлено. лишь из особой любви к нему и продолжалось, по обычаю, в его отсутствие. Живший в том же веке, после Феодосия, митр. Иоанн, муж хитрый книгам и ученью, точно так же в своих наставлениях не мнит нарушать обычая мирского устава и запрещает только мнихам и иерейскому чину присутствовать лишь на таких пирах, где начиналось играние, плясание, гудение. Но то, что вначале предписывалось только иноческому и иерейскому чину, впоследствии стало обязательным и для всего мирского чина". Кирилл Туровский (XII в.) порицает "плясание еже на пиру, на свадьбах и в павечерницах"; Кирилл, митр. Киевский (1243-50) - в числе мытарств называет "плясание в пирах. и басни бающе сопели сатанинский". Плясание, разумеется, происходившее под звуки инструментальной музыки, в последнем случае, может быть, сопровождалось тут же названными сопелями. В Слове Христолюбца (по рукописи XV в.) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам "Устава людем о велицем посте" (из Дубенского сборника правил и поучений XVI в.), "грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни". В Домострое (XVI в.) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: "И аще начнут. смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут Ангели Божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут". О пировании Иоанна Грозного со скоморохами говорит князь Курбский: "Упившись начал (царь Иоанн) со скоморохами в машкарах (личинах) плясать и сущие пирующие с ним". В XVII столетии скоморохов во время пиров царских и знатных особ стали вытеснять хоры духовной (и ударной) музыки, состоявшие из труб, сурн, бубнов, набатов и т.п. Пир у Никиты Ивановича Романова-Юрьева, шурина Иоанна Грозного, по словам былины, оглашался звуками труб и барабанов: А пир пошел у него на радостях, А в трубки трубят по-ратному, Барабаны бьют по-воинскому. Описание это возникло, вероятно, в позднейшее время, под впечатлением как царских, так и частных пиров и празднеств XVII в. Царь Алексей Михайлович в 1674, по случаю торжественного объявления Федора Алексеевича наследником престола и рождения царевны Феодоры, задал большой пир; "а после кушанья изволил великий государь себя тешить всякими игры, - читаем в Дворцовых разрядах, - и его, великаго государя, тешили и в арганы играли, а играл в арганы немчин, и в сурны, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били во все". Впрочем, об игре скоморохов на пирах, в особенности частных лиц, и в XVII в. имеем разные свидетельства. Маскевич в дневнике своем (под 1611) пишет, что на московских вечеринках появляются шуты ("блазни"), которые тешат присутствующих русскими плясками, кривляниями и песнями, большею частью весьма бесстыдными; иногда же приказывают играть на лирах, под звуки которых играющие припевают. "В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку", - писал Олеарий, посетивший Россию в 1630-х. Тот же автор упоминает о двух русских музыкантах-певцах-плясунах, т.е. скоморохах, которые забавляли своим искусством прибывших в Ладогу послов за их обедом. В "Притче о старом муже и молодой девице" (XVII в.) старику влагаются в уста следующие слова, обращаемые им к молодой девице, за которую он неуспешно сватается: "И сотворю тебе пир великий, и на пиру велю всякую потеху играти гусельником и трубником и пляску". В Требнике, по рукописи библиотеки проф. Тихонравова, встречается такой вопрос священника на исповеди: "Сотворил еси пир со смехотворением и плясанием?" Из всех последних свидетельств, относящихся к XVII в., ясно видно деятельное в увеселении и потешении пирующих гостей участие скоморохов: гусельников, трубников, сурначеев, органников, лирников, песенников, плясунов. На лубочных картинках встречаем изображение пиров, на которых присутствуют певец или певцы, гитарист, балалаечник и т.п. А.С. Фаминцын. смотреть

СКОМОРОХИ

рус. ср.-век. проф. музыканты, странствующие актёры-потешники. О распространении иск-ва С. в Киевской Руси говорят памятники др.-рус. письменно. смотреть

СКОМОРОХИ

Лит.: Белкин А. А. Рус. скоморохи. М., 1975.

СКОМОРОХИ

в Древней Руси название странствующих актёров, потешающих публику: певцы-музыканты, острословы, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популя. смотреть

СКОМОРОХИ

, русские средневековые актеры (как правило, странствующие), выступавшие как певцы, танцоры, острословы, исполнители комических и сатирических сценок (часто собственного сочинения), акробаты, дрессировщики и др. Использовали в выступлениях маски (в том числе звериные). Представления скоморохов предполагали импровизацию, непосредственное общение со зрителями, вовлекавшимися в игру. Известны с 11 в. (первое летописное упоминание 1068). Были особенно популярны в 15 - 17 вв. В 16 - 17 вв. иногда объединялись в бродячие труппы - ватаги. Преследовались гражданскими и церковными властями. Традиции скоморохов, в творчестве которых нашла отражение "смеховая культура" Древней Руси, оказали влияние на представления балаганного театра 18 - 19 вв. Сохранился жанр музыкально-поэтического фольклора скоморох - скоморошина. смотреть

СКОМОРОХИ

Скоморохи странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ

(недраматич. актеры). С. могли быть акробаты, уличные певцы, укротители зверей, жонглеры, канатоходцы, фокусники, маги. Их выступления требовал. смотреть

СКОМОРОХИ

акробаты, улич. певцы, укротит. зверей, жонглеры, канатоходцы, фокусники, маги. Их выступл. требовали примен. довольно слож. технич. приемов. . смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ

корень - СКОМОРОХ; окончание - И; Основа слова: СКОМОРОХВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - СКОМОРОХ; ⏰ - И; Слово Ском. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ, странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ - странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ , странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ, странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. смотреть

СКОМОРОХИ

странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. смотреть

СКОМОРОХИ

- странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы,острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергалисьгонениям со стороны церковных и гражданских властей. смотреть

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ

странствующие актеры, музыкан-ты, комедианты, акробаты, певцы и авторы драматических и сатирических сценок средневековой Руси. Скоморохи считались проповедниками язычества, поэтому преследовались светскими и церковными властями. смотреть

Последние статьи

Комментарии, рецензии

Настоящий ресурс может содержать материалы 12+

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эд №ФС 77-33895 от 30.10.2008 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций


Подпишитесь на нашу рассылку

© 1935-2022 Все права защищены. Журнал "Уральский следопыт". Публикация информации с сайта без согласования с редакцией журнала запрещена.

Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы.


С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд./ Фото: litobozrenie.com

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов./ Фото: lj-top.ru

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем./ Фото: tarosofia.ru

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках./ Фото: lj-top.ru

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье./ Фото: litobozrenie.com

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать./ Фото: tarosofia.ru

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Скоморошьи пляски./ Фото: lj-top.ru

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

https://filed17-30.my.mail.ru/pic?url=https%3A%2F%2Ffiled4-1.my.mail.ru%2Fpic%3Furl%3Dhttp%253A%252F%252Ftheatre-artefact.spb.ru%252Fwp-content%252Fuploads%252F2014%252F11%252F%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525BC%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D0%2525BE%2525D1%252585%2525D0%2525B83.jpg%26mw%3D%26mh%3D%26sig%3D30764497143138b9d8b179ca31d14aea&mw=&mh=&sig=a809f024c4ae5080ae0e2a2f01f6fc8b

История скоморохов на Руси

Чем занимались скоморохи

https://kulturologia.ru/files/u20709/buffoon-01.jpg

Скоморохи развлекают честной люд

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Особенности представлений

https://c.radikal.ru/c42/2004/6e/5851454ee9e0.jpg

https://kulturologia.ru/files/u11119/1735101.jpg

Скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы.

Подобные представления всегда были спутниками народных гуляний, праздников, в т. ч. и языческого происхождения, например Масленицы. Скоморохам были рады на свадьбах и даже похоронах. Особенностью скоморошьих "шоу" был тесный контакт с публикой: не только близкое расположение к зрителям, но и непосредственное вовлечение зевак в действо.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

https://kulturologia.ru/files/u20709/buffoon-03.jpg

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/146/133/146133035_kakpoyavilisskomorohinarusiipochemuihreshiliunichtozhit.jpg

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри - горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

https://kulturologia.ru/files/u20709/buffoon-04.jpg

Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60 - 100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

https://kulturologia.ru/files/u20709/buffoon-05.jpg

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Отношение церкви

_______20180720_1913637773 (700x466, 497Kb)

Уничтожение скоморошества

https://kulturologia.ru/files/u20709/207098489.jpg

Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

https://kulturologia.ru/files/u20709/buffoon-07.jpg

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

Перевёрнутый мир скоморохов

Читайте также: