Сказки старого пианино джордж гершвин сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Детские годы

Джордж Гершвин (настоящее имя – Яков) появился на свет 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке (Бруклин), в семье еврейских эмигрантов из России. Отец будущего композитора всю свою жизнь трудился на обувной фабрике, а мать воспитывала четырех детей, среди которых Джордж был самым неуправляемым: он не любил учиться, постоянно встревал в драки, и обещал стать настоящим гангстером. Он обожал активные виды спорта, и мог часами играть в мяч, кататься на коньках или боксировать с другими бруклинскими мальчишками.

Знакомство с музыкой

В краткой биографии Джорджа Гершвина судьбоносной стала встреча с юным скрипачом Максом Розеном. Завороженный его игрой, 12-летний Джордж решил связать свою жизнь с музыкой и самостоятельно научился играть на фортепиано. Он так и не получил полноценного музыкального образования, однако природные способности Джорджа были настолько велики, что он в короткие сроки освоил технику игры на фортепиано, и в течение всей жизни не переставал оттачивать свое филигранное мастерство.

Джордж быстро смекнул, что сможет зарабатывать на своем увлечении, и уже с двадцати лет был финансово независимым человеком: играл в ресторанах, давал частные уроки, выступал в магазине музыкальных инструментов.

Музыка

Творческий путь Гершвина был полон увлекательных открытий и интересных знакомств. Если кратко, самое главное, что сделал американский композитор в мире музыке – создал уникальное сочетание классики и джаза. Подобный смелый эксперимент до него ранее никто не осмеливался сделать, и Гершвин стал настоящим первопроходцем в этом направлении.

Последние годы

Насыщенная жизнь и творчество Гершвина не оставили места для семьи: он не был официально женат и не имел детей.


Цикл мультфильмов "Сказки старого пианино"


Цикл посвящен жизни и творчеству великих композиторов. С помощью анимации представлены биографии великих музыкантов, их стремления и достижения на определенных отрезках жизненного пути. Жизни и судьбы композиторов представлены в различных анимационных техниках, в разных художественных стилистиках.

Графическое решение эпизодов продиктовано музыкой великих композиторов и эпохами, в которых они жили.

Параметры-длительность эпизода 13 мин., компьютерная перекладка, видео

Производство-киностудия "Беларусьфильм", студия М.И.Р. (Россия)

Автор сценария- Ирина Марголина.

География съёмок

Награды

"Сказки старого пианино. Бетховен" (2007 г)

Первый фильм анимационной серии по истории классической музыки для детей. Берег Рейна, Бонн, Германия, конец XVIII века. В семье придворного тенора, знаменитого пьяницы, родился одаренный мальчик. Отец мечтал сделать из сына вундеркинда.

Фильм сделан в технике анимации на песке с применением техники перекладки и компьютерной графики.

"Сказки старого пианино. Вивальди " (2007 г)

Это второй фильм анимационной серии по истории классической музыки для детей. В семье венецианского скрипача, парикмахера Дованни Вивальди рос сын Антонио. Из пятерых детей музыкантом стал только он. Родители избрали карьеру священника для болезненного мальчика. Но музыка стала главным в его жизни.

Фильм сделан в технике классической анимации, с применением живописи на стекле, фольге, компьютерной графики и анимации на кинематографической пленке.

"Сказки старого пианино. Шуман" (2009 г)

Красивый, романтичный и печальный мультфильм в письмах о жизни Роберта Шумана-третий эпизод образовательно-музыкального цикла "Сказки старого пианино". Впрочем, если в предыдущих сериях бросались в глаза как раз образовательные задачи, то в фильме про Шумана они почти незаметны-на первый план вышла музыка и нежнейшая графика.

Фильм сделан в технике рисованной анимации с применением техники перекладки.

"Сказки старого пианино. Моцарт" (2009 г)

Это четвертый фильм серии, повествующий историю жизни и творчества великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Фильм сделан в технике классической рисованной анимации.

"Сказки старого пианино. Прокофьев" (2010 г)

Мультфильм о жизни Сергея Прокофьева. Гениальный композитор, который уже в 13 лет поступил в Санкт-Петербургскую консерватории сразу на три факультета, рано стал взрослым, поэтому всю жизнь помнил свои детские сны и писал сказки-оперы для детей.

Композитор появляется в белом колпаке и с дирижерской палочкой. Из продуктов, варящихся в котле, рождаются музыкальные произведения, о которых Джоаккино Россини рассказывает живо и оптимистично. Россини признаётся, сто плакал всего два раза в жизни: во время концерта Паганини и когда уронил на пол целое блюдо спагетти.

"Сказки старого пианино. Бах" (2011 г)

Фильм о жизни и творчестве гениального немецкого композитора И.С.Баха. Его детские годы прошли под аккомпанемент музыкальных инструментов – в большом и дружном семействе Бахов очень любили музыку. Юный Себастьян с первых же дней своей жизни окунулся в творческую, праздничную атмосферу семейства, которое порой целые дни посвящало музыке – пели, играли, веселились. Детство, отрочество, зрелые годы.

В фильме отражены основные вехи биографии композитора, творчество которого не получило признания современников – его произведения так и не были опубликованы при жизни.

"Сказки старого пианино. Чайковский" (2011 г)

Оригинальная интерпретация жизни и творчества выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского-элегантного, выразительного, драматичного, играющего на невидимом инструменте и танцующего в лучах волшебного фонаря, вспоминая свою жизнь.

Восьмая серия "Сказок старого пианино"-не биографическое ЖЗЛ, а изящная элегия о памяти и меланхолии.

Кукольный мультипликационный фильм, снятый с участием всемирно известного британского мультипликатора Варри Первза.

Америка.небоскребы. Мосты. Мальчик с саксофоном в руках. Повествование ведется от лица юного Изи Шмулевича, мать которого работает поваром в доме Джоржа Гершвина. Сын повторяет её слова о том, что Джорж не сочиняет музыку-он просто наигрывает то, что приходит ему в голову. Так рождается джаз-"энергия Америки и её лицо".

Рисованная анимация в этом фильме перемежается с документальной кинохроникой.

Джордж Гершвин

Джордж Гершвин

Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гершвина

Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.

место рождения Гершвина

детство Джорджа Гершвина

Начало музыкальной карьеры

Джордж Гершвин в юности

С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.

Творческий путь

Гершвин Американец в Париже

Последние годы жизни

Последние годы жизни Джорджа Гершвина

Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.

Джордж Гершвин
Джордж Гершвин биография

Джордж Гершвин с братом Айрой
Джордж Гершвин краткая биография

Интересные факты


подпись Гершвина

Личная жизнь

Личная жизнь Джорджа Гершвина

Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка. Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями.

Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм. Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом. Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.

Музыка Гершвина звучит в фильмах

Музыка Джорджа Гершвина в фильмах

Джордж Гершвин стал настоящим классиком своего времени. Главное, что осталось после смерти гениального композитора – его потрясающие музыкальные произведения. Самые популярные музыканты считают за честь исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин при жизни смог построить ошеломительную карьеру, его обожала публика и уважали профессиональные критики. Композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Гершвине

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Людвиг Ван Бетховен (2007)

Вскоре Бетховен покидает Вену: его мать умерла, и теперь на плечи юноши ложится забота о братьях. Он дает частные уроки, много сочиняет, его известность растёт. Но между ним и миром постепенно встаёт стена: на композитора надвигается глухота.

Фильм сделан в технике анимации на песке с применением техники перекладки и компьютерной графики.

Антонио Вивальди (2007)

Фильм сделан в технике классической анимации, с применением живописи на стекле, фольге, компьютерной графики и анимации на кинематографической пленке.

Роберт Шуман (письма) (2009)

До сих пор были широко известны лишь первые два фильма цикла — про Вивальди и Бетховена. И вот появляется третий. Он в меньшей степени фактографичен, в большей — образен и символичен. Исчез и рассказчик — кот. И то сказать — коту вряд ли было бы удобно трактовать вопросы любви и смерти, безумия и творческого самозабвения. Что и говорить, явно недетский получился мультфильм.

Это четвертый фильм серии по истории классической музыки, повествующий историю жизни и творчества великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Трехлетний ребенок пытается дотянуться до клавесина. Ночью он слышит во сне звуки музыки. Утром рисует ноты. Днем ждет, когда старшая сестра отойдёт от инструмента, чтобы занять ее место. Отец Моцарта устраивает выездные концерты с участием сына, и на лицах зрителей написано изумление: никто еще не видел столь раннего и яркого взлёта на музыкальный Олимп. Мальчик растет, его имя у всех на устах. Юношу ждут на балах, в его честь устраивают приёмы, для него открыты огромные залы. А он после концертов возвращается домой и сам колет дрова, потому что денег на прислугу в семье нет.

Фильм сделан в технике классической рисованной анимации.

Джоаккино Россини. Записки гурмана (2011)

Россини признается, что плакал всего два раза в жизни: во время концерта Паганини и когда уронил на пол целое блюдо спагетти.

Чайковский. Элегия (2011)

Респектабельный господин в шляпе и с тросточкой идет по ночной улице и рассказывает о себе. Он вспоминает мать, которая и после смерти осталась для него самым дорогим человеком. Он мысленно обращается к Дезире Арто, на которой в молодости собирался жениться, а также к Надежде Филаретовне фон Мекк — даме-меценату, с которой много лет состоял в переписке.

Музыка — лучший дар неба для блуждающего в потемках человека, — убежден герой этого фильма.

Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин (2011)

Октябрьская революция привносит в душу Прокофьева смятение, и он приходит к Луначарскому с просьбой разрешить ему писать музыку там, где хочется. Так начинается почти 20-летний период работы Прокофьева за рубежом. Он выступает в Нью-Йорке, участвует в проектах Дягилева в Париже, но мыслями постоянно возвращается в Россию.

Фильм о жизни и творчестве гениального немецкого композитора И.С.Баха.
Его детские годы прошли под аккомпанемент музыкальных инструментов – в большом и дружном семействе Бахов очень любили музыку. Юный Себастьян с первых же дней своей жизни окунулся в творческую, праздничную атмосферу семейства, которое порой целые дни посвящало музыке – пели, играли, веселились. Детство, отрочество, зрелые годы.
В фильме отражены основные вехи биографии композитора, творчество которого не получило признания современников – его произведения так и не были опубликованы при жизни.

Рисованная анимация в этом фильме перемежается с документальной кинохроникой.

Фредерик Шопен объехал всю Европу, жил в Париже, Ноане, на Майорке, в Лондоне — но всегда мечтал вернуться на родину. Он так и не смог этого сделать. В его музыке — любовь к Польше: к ее просторам, к скромной красоте пейзажей, нежность к родным и друзьям. В его беседе с Жорж Санд и ее детьми — яркими вспышками воспоминаний — короткая жизнь гения.

Клод Дебюсси. Шу-Шу

В этом фильме жизнь и музыка Клода Дебюсси показана глазами его маленькой дочери, который тот называл Шу-Шу, а её куклы выступили рассказчиками и наставниками.

Автор идеи, сценарист и продюсер — Ирина Марголина, координатор — искусствовед Елена Долинская.

Джордж Гершвин. Шарж

Джордж Гершвин. Шарж

В созвездии великих музыкантов первой половины ХХ века вряд ли можно найти другого композитора, чье творчество было бы так любимо публикой – и заслужило столь противоречивые оценки профессионалов.

Иосиф Шиллингер – творец одного из мифов о Гершвине

Иосиф Шиллингер – творец одного из мифов о Гершвине

Впрочем, людей, искренне убежденных в том, что теоретические сведения, почерпнутые на уроках гармонии, инструментовки и анализа музыкальных форм, могут сделать композитора симфонистом, хватает и сегодня. Ах, если бы все было так просто!

Увы, знать, как строится сонатное аллегро, даже при наличии таланта, недостаточно. Нужно самому не раз и не два выстроить эту форму в своем произведении. Вот тогда к композитору придет понимание, способен ли он в принципе овладеть ею, или его первый удачный опыт (если таковой имел место) навсегда останется случайным феноменом, повторить который невозможно. Но это так, заметка на полях…

Например, русскоязычная Википедия сообщит ему, что

Украинская Википедия выражается на этот счет более обтекаемо, но вместе с тем вполне недвусмысленно:

На самом деле отец и мать Джорджа Гершвина родились в Санкт-Петербурге, а поселился там еще его дед Яков. Прослужив 25 лет в русской армии в качестве оружейника-механика, он получил право жить вне черты оседлости и перебрался из местечка на западной окраине Российской империи в столицу.

Мать Джорджа Роза (в девичестве Брускина) родилась также в Санкт-Петербурге, в январе 1875 года. Ее отец Гершон Брускин был скорняком и торговцем меховыми изделиями из Вильны, женат он был на некой Марьяшке Дечиник.

Родители композитора

Родители композитора

Семейная легенда (еще одна в череде многих) утверждает, что Мойше уехал в Америку, чтобы соединиться с увезенной туда юной красавицей Розой Брускиной, в которую был он страстно влюблен. Но согласно архивным данным, Мойше отправился в Новый свет сам по себе, а Брускины покинули Россию полутора годами позже. Так или иначе, в 1895 года Роза вышла замуж за Мойше, уже превратившегося к этому времени в Морриса Гершвина (Morris Gershvin).

Гершвины сняли небольшую квартиру на Элдридж-стрит, в Ист-Сайде, огромном иммигрантском районе Манхэттена, где выходцы из Италии, России, Ирландии, Латинской Америки и т. д. образовали большие анклавы.

6 декабря 1896 года у четы появился первенец Айра, будущий поэт-песенник и соавтор своего знаменитого брата Джорджа. О том, что его настоящее имя (вот тут – действительно!) было Израиль, он узнал, когда пришло время получать паспорт.

Вскоре Гершвины ненадолго перебрались в Бруклин: Моррис нашел там работу. 26 сентября 1898 года у них родился еще один сын, названный в честь деда Яковом. На втором году жизни он был переименован родителями в Джорджа. Семья стремительно американизировалась.

В 1913 году пятнадцатилетний Джордж поменяет в своей фамилии Gershvin одинарное v на w, продемонстрировав таким способом твердое намерение быть в этой жизни не просто Джорджем, а Джорджем-Победителем. Он достиг своей цели, стал знаменитым, вскоре после этого остальные члены семьи, включая младших Артура и Фрэнсис, также изменили написание своей фамилии. Это Америка, детки!

После рождения Джорджа Гершвины возвратилась в Ист-сайд, куда глава семейства перенес свою деловую активность. Как и сотни тысяч других нью-йоркских иммигрантов, Гершвин-старший перепробовал за свою жизнь множество занятий: он побывал и обувщиком-раскройщиком, и букмекером, затем совладельцем (на паях с родственником жены) сигарной лавки, турецких и русских бань, закусочной, нескольких пекарен, магазинов, и, наконец, владельцем сети ресторанов.

Его жена Роза была настоящей хозяйкой дома и семьи, энергичной и целеустремленной. И – преданной, властной и амбициозной матерью. Айра хорошо учился и обожал книги, однако материнским любимцем был Джордж, который учебникам и вообще всем книгам на свете предпочитал общество дворовых приятелей и катание на роликовых коньках.

Однажды – ему было тогда всего шесть лет, играя на улице, он услышал удивительные звуки. Ближайшее исследование показало, что их издавал джук-бокс, музыкальный автомат, установленный в небольшом магазинчике.

Европа Джеймс Риз – Europe Jim

Европа Джеймс Риз – Europe Jim

Вскоре Джордж получил музыкальное впечатление совсем иного рода: катаясь на роликах по Гарлему, он услышал игру джаз-оркестра Джима Юропа. С этого момента любовь к негритянским блюзам и танцевальным ритмами уже никогда не отпускала Гершвина.

Джордж выронил мячик – взамен он получил настоящий мяч, с подачи самой судьбы. Розенцвейг стал его близким другом, от него Джордж услышал имена знаменитых композиторов, дома у Макса он впервые попробовал извлечь звуки из фортепиано.

Вскоре дома у Гершвинов появилось пианино: Розе хотелось, чтобы все было как у людей. Обучать музыке предполагалось старшего из братьев, как самого спокойного и усидчивого, но к удивлению родителей, инструментом немедленно завладел Джордж.

Родители не поощряли его в новом увлечении. Мать рассчитывала сделать из любимого сына адвоката или финансиста. И даже когда Джордж начал работать на Бродвее, Роза еще долгое время мечтала, что он станет хотя бы директором театра.

– Если уж ты, дорогой, так помешан на музыке, организуй собственный музыкальный бизнес! Зачем самому-то пальцами по клавишам стучать? – взывала она к упрямцу. Отец в основном отмалчивался: он считал, что дети должны быть сами хозяевами своей судьбы.

Нашлись и учителя: из разряда тех, кто брал 50 центов за урок. К счастью, вскоре в жизни Джорджа появился Чарльз Хамбитцер, пианист, композитор и действительно хороший педагог. Способности 14-летнего подростка потрясли его настолько, что Хамбитцер стал давать Гершвину уроки бесплатно.

Учился Джордж как одержимый, и вскоре очень вырос как пианист. Во время занятий учитель знакомил его с творчеством композиторов-классиков, а также, что немаловажно, с музыкой современников – Дебюсси, Равеля и других.

Хамбитцер писал своей сестре о новом ученике:

Гершвин-подросток

Гершвин-подросток

В его задачу входило рекламировать песни, приобретенные у авторов издательством Ремика, и исполнять везде, где только можно – в музыкальном салоне издательства, в ресторанах, на дансингах. Здесь очень многое зависело от обаяния, живости и умения завязывать контакты, а этими качествами Гершвин был наделен в полной мере.

В 1915 году по совету Хамбитцера Джордж начал брать уроки у Эдварда Киленьи, ученика Пьетро Масканьи и прекрасного чуткого музыканта.

Киленьи постарался дать Гершвину азы теории, гармонии, инструментовки. В отличие от Хамбитцера, он сочувственно относился к желанию Джорджа писать для эстрады и музыкального театра, понимая, что для композитора-американца путь к известности в то время проходил через Бродвей с его ревю и мюзиклами, а отнюдь не через создание симфоний.

На Тин-Пэн-Элли Гершвин быстро завоевывал репутацию блестящего эстрадного пианиста-импровизатора. В голове у него бродили смутные идеи, касающиеся потенциальных возможностей американской популярной музыки, но эти идеи воспринимались окружающими с трудом. Гарри Руби, композитор, автор многих популярных песен, позднее вспоминал:

Неудача с Моузом Гамблом не обескуражила Гершвина. Он продолжал писать песни и показывал их артистам, менеджерам наТин-Пэн-Элли, композиторам, завоевавшим прочное положение в мире шоу-бизнеса. Старшие коллеги его песни хвалили, но с оказанием протекции не торопились.

Бродвей, Нью-Йорк

Бродвей, Нью-Йорк

Вскоре его творчеством всерьез заинтересовались исполнители эстрадных песен. Следом встрепенулись издатели: фирма Хармса заключилв с молодым композитором контракт.

В общей сложности с 1916 по 1933 год Гершвин принял участие в работе над 48 шоу. Далеко не всегда он был там единственным автором, нередко продюсеры привлекали двух, трех композиторов, да и вообще отношение к музыке там было легким – одну песню брали, другую, иногда намного более интересную, выбрасывали, переносили номера из прежних шоу в новые, и так далее.

Не нужно думать, что Гершвин тяготился этим конвейерным производством. Ему нравилась работа для театра, нравилась вся обстановка запуска очередного шоу, и он сыпал в бродвейский котел мелодию за мелодией, словно забавляясь.

И все же его постоянно тянуло куда-то в сторону от жестких лекал; Джордж пытался подражать своим кумирам: Ирвингу Берлину и Джерому Керну, ухитрявшимся даже в условиях стандартизации популярной музыки создавать талантливые вещи, сильно отличавшиеся от льющейся потоком по Бродвею и Тин-Пэн-Элли.

В течение года было раскуплено более двух миллионов пластинок с ней и миллион экземпляров нот. Гершвин заработал на этом 10000 долларов, в то время огромные деньги. Мама Роза, наконец, могла гордиться своим сыном.

Пытаясь проанализировать феномен первого успеха Гершвина, один из биографов Гершвина, в прошлом его приятель Дэвид Юэн пишет:

Вот это да! Вы только представьте себе: уменьшенный септаккорд! 48 тактов вместо 32-х! Да еще и загадочный ре бекар (попросту говоря, дорийская VI ступень). Ну и оригинал этот Гершвин…

Шутки шутками, но насколько же трудно нам, для которых Америка первой трети ХХ века ассоциируется во многом именно с музыкой Гершвина, понять, как ее слышали люди, жившие там сто лет назад!

Ясная и простая, однозначно мажорная мелодия, укладывающаяся в интуитивно понятную гармоническую схему и обслуживаемая предельно функциональной фактурой. Это Керн.

Успех мюзиклов с яркой и зажигательной музыкой Джорджа Гершвина (и с элегантными текстами песен, написанных его братом Айрой) открыли перед Джорджем двери большого музыкального бизнеса – мира шоу, модных исполнителей, непрекращающейся газетной шумихи. И он прекрасно вписывается в этот мир. Растет его известность, появляются новые и новые заказы.

В начале 20-х годов Гершвин – один из самых востребованных композиторов на Бродвее. Его слава перелетает и через океан, в Англию и Европу. Со своим неиссякаемым талантом мелодиста, Гершвин мог бы до конца жизни катиться на этой волне, тиражируя, в более или менее измененном виде, свои достижения. Но гениальные композиторские способности толкали его к чему-то большему.

Богатейший слуховой опыт Гершвина, распахнутого навстречу любым новым впечатлениям, все более властно взывал к обобщению того, что ежедневно впитывали его гениальные уши. Спиричуэлс, госпел, регтайм, звучания биг-бэнда, современные европейские веянья – все это многообразие ладов, гармоний, ритмов, тембров и приемов должно было неотступно стучаться в композиторское сознание Гершвина, и требовать своего воплощения. Уютный мирок чуть приперченной американизмами венской оперетки был для этого слишком узок…

Время от времени жизнь подавала Гершвину сигналы о том, что горючий материал, клубящийся в его мозгу, уже готов вот-вот воспламениться. Одним из таких сигналов было участие Гершвина в 1923 году в очень необычном концерте в Эоловом зале (Aeolian Hall).

Талантливая певица Эва Готье включила в программу своего вечера, наряду с произведениями европейских классиков, несколько произведений современных композиторов – Шенберга, Мийо, Бартока, Хиндемита и, что выглядело уж совсем невероятно, целое отделение концерта она посвятила американской популярной музыке.

Собственно, американской академической музыки, способной демонстрировать уровень не ниже европейского, в ту пору было мало, и публика ее практически не знала. Причина проста: известные дирижеры и солисты-виртуозы, выступавшие в больших концертных залах Нью-Йорка, в своем большинстве были уроженцами стран Европы либо гастролерами оттуда же. Им хватало привычного классического репертуара, да и не верили они в то, что в Америке может быть создано что-то достойное их внимания. Нет спроса – так откуда же взяться предложению?

Если эта спичка и чиркнула в его сознании, то быстро погасла. Но были и другие.

В фешенебельных домах Нью-Йоркской элиты, куда Джорджа стали часто приглашать (и где он быстро пообтесался, а ведь сначала даже не знал, что, беседуя с дамой, желательно вынимать сигару изо рта) он познакомился и подружился с известными музыкантами – блестящими скрипачами Яшей Хейфецом, Мишей Эльманом, Тошей Зайделем и другими.

Все они до эмиграции учились в Петербургской консерватории (эх, Россия, Россия…), все были погружены в классическую музыку, но это не мешало их дружбе с американским сверстником, они даже иногда музицировали вместе во время домашних концертов.

На предложение Уайтмана написать большую пьесу для оркестра в джазовом стиле Гершвин ответил уклончиво, т. к. был занят в очередном бродвейском проекте. Но его композиторский мозг заработал. Как-то, импровизируя, Джордж набрел на выразительную лирическую тему; весьма вероятно, она родилась не без влияния музыки Керна.

И снова сравните – Керн и Гершвин:

Ничего себе… И дата уже назначена! А сейчас январь! Надо немедленно приниматься за работу, но – как?! Форма, переходы и разработка тем, тональный план, типы фактуры, оркестровка … Ужас какой. Сомнения потушили и эту спичку.

И только внезапно осенившая Гершвина идея писать не для оркестра, а для фортепиано с оркестром, мгновенно воспламенила весь накопленный им творческий потенциал.

Любимый, хорошо знакомый инструмент, берущий на себя основную тематическую нагрузку и самим своим присутствием аргументирующий свободное рапсодическое построение формы – вот оно верное решение. И 7-го января 1924 года Джордж садится сочинять, передавая лист за листом клавира в соседнюю комнату – Ферду Грофе.

Грофе был аранжировщиком оркестра Уайтмана, опытным и знавшим возможности всех музыкантов коллектива. Он один мог выполнить всю необходимую работу в столь сжатые сроки. Инструментовка для симфонического оркестра была сделана лишь двумя годами позднее.

К концу просветительского мероприятия публика выглядела усталой и скучающей. Но с первыми же звуками глиссандирующего кларнета, возвестившими – это я, Гершвин! – все переменилось. Задремавшие слушатели очнулись, ощутив свежее дуновение настоящего ХХ века. Партию фортепиано исполнял, разумеется, автор.

Победа Гершвина была абсолютной. Рапсодия распространялась по миру со скоростью звука… почти. Пластинка оркестра Уайтмана с записью этого сочинения сразу же разошлась миллионным тиражом, и это было только начало.

Вот так эта прелесть звучала в оригинале.

Гершвин принял заказ, и результатом этого явился еще один шедевр – Концерт для фортепиано, уже сразу с симфоническим оркестром.

Сознавал ли Гершвин головокружительную сложность принятой на себя задачи? Свободная форма, свойственная рапсодии, требовала от композитора лишь яркости материала и хоть какой-то логики связок и переходов. Но традиционная необходимость наличия в концерте сонатной формы предполагает владение принципами классической музыкальной диалектики. О том, каким образом достигается это владение, я уже говорил выше.

Но окрыленный успехом Гершвин ринулся в бой очертя голову. В чем проблема? Темы, одна другой прекраснее, так и роятся в его голове. Неужели этого будет мало для сонатного аллегро?

Уэйн Маршалл и Чикагский симфонический оркестр, дир. Пааво Ярви:

Уэйн Маршалл и Чикагский симфонический оркестр, дир. Пааво Ярви:

Что тут скажешь? Шляпы долой…

Абсолютно неважно – умел он или нет, владел он академическими композиторскими технологиями или нет. Звериное чутье гения должно было запретить ему этим инструментарием пользоваться.

Рискованное утверждение. Но попробую объясниться.

Периодически в музыке происходит кардинальная смена важнейших, базовых, языковых параметров, и композиторы постепенно, в результате суммирования опыта коллективных усилий нарабатывают способы адекватного обращения с обновленным языком окружающей их звучащей среды.

Обычно такие трансформации протекают медленно. Нашему слуховому опыту сегодня доступны только две из них: приход Барокко на смену музыки Средневековья и приход классического искусства на смену искусству Барокко. Романтизм нельзя рассматривать отдельно: в данном контексте он принес только модификацию классических параметров.

В наше время интеллектуальный эксперимент все больше и больше смахивет на катастрофу. И сегодня этот высокотехнологичный корабль, руководимый высоколобой командой и отплывший от берега без пассажиров и запасов горючего, стучит, лязгает и скрипит, мучительно выбирая один из двух возможных путей: прямиком на дно или все-таки в металлолом, на переработку?

Шопен и Чайковский могли написать просто песню или просто вальс, а могли преобразовать их в песенную или вальсовую тему большого сочинения. И они умели это делать, потому что примерно так же до них работали Моцарт и Бетховен. Проблема Гершвина была вовсе не в том, что он чего-то не умел, а в том, что академических приемов работы с перегруппировавшейся в своей основе бытовой музыкой попросту не существовало. И брать уроки у работавших в классической технике композиторов – Равеля, Шенберга или Стравинского было бы все равно бессмысленно.

Любой профессор консерватории мог объяснить ему: музыкальную тему следует разбить на мотивы, развить их, привести к столкновению с другой темой, а потом на кульминации снова провести первую, но уже в другой фактуре… Ну, объяснил. А дальше-то что?!


Андрей Тихомиров

Композитор и музыкальный эссеист.

В своих статьях предлагает оригинальный взгляд на творчество различных композиторов прошлого и нашего времени, а также отстаивает собственную концепцию современности музыкального языка.

Читайте также: