Симметрия в русском языке и литературе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Среди всех школьных предметов русский язык всегда находился на особенном месте: именно владение русским языком (развитая устная речь и грамотное письмо) являются своеобразным тестом на образованность. Но русский язык самый неинтересный, скучный и консервативный среди других школьных предметов. Если в физике, химии, истории любое явление рассматривается в развитии (как возникло, как изменялось, чем является сейчас), то в русском языке: “жи, ши пиши с буквой и”. А почему? Всегда ли в русском языке были шипящие звуки, когда они появились, какими они были в древнерусском языке? Самый страшный учебник в школе - это учебник русского языка, ничего не говорящий об истории развития языка, не показывающий взаимосвязи с другими языками. Учебник похож на Уголовный кодекс: свод правил. А что же такое правило? Его придумывают ученые-лингвисты или это нечто совсем другое? И какие бывают правила? Вот сколько вопросов возникает у ребенка. Давайте попробуем разобраться вместе, и в этом нам поможет диалектика, точнее понятия симметрии и ассиметрии.

Идеи симметрии и асимметрии в интегративно-гуманитарном подходе являются методологической основой модели “Экология и диалектика”.Тарасов Л.В. в своих работах доказывает, что “идеи симметрии определяют наше видение мира, его внутренней сбалансированности и его развития, позволяют проникать в самую суть всего сущего”. Дело в том, что “симметрия и асимметрия выходят далеко за рамки геометрии, они лежат в основе любой классификации, в основе любых обобщений”.[5]

Симметрия, в широком смысле, -это сохранение, общее, необходимость, ограничение многообразия. Асимметрия – это изменение, частное, случайность, многообразие. В совершенно симметричном мире царствуют необходимость и неизменность, в нём нет развития. Асимметричный мир строится на случайности и неожиданности, здесь всё сиюминутно. Мы живём в симметрично-асимметричном мире, где одни процессы сохраняют общее, необходимое, а другие дают развитие, преображая мир.

Мысли о симметрии и асимметрии мы можем найти у древних философов. Разве не о симметрии говорит Экклезиаст (1.9): “Всё возвращается на круги своя. Нет ничего нового под Солнцем”. А слова Гераклита можно привести в качестве характеристики асимметрии : “Всё течёт и всё изменяется. Ни в какую реку ты не можешь войти дважды: ибо, войдя второй раз, ты уже не застанешь в ней той воды, что омывала тебя в первый раз” [2].

Симметрия – это уверенность в том, что при разных изменениях всё же что-то обязательно останется неизменным. Симметрия – это олицетворение порядка. Может быть, поэтому она нам так нравится. Дело не только в гармонии формы, но также в психической гармонии, в уверенности в завтрашнем дне. Значит, чеховский “человек в футляре” ненавидел случай, он ожидал от случая каких угодно неприятностей и старался укрыться от них. “Премудрый пескарь” Салтыкова-Щедрина старался укрыться от всяких неожиданностей. Мы теперь понимаем, что оба они были против асимметрии.

То, что именно асимметрия (изменение, случайность) дают всему развитие, было открыто в ХХ веке учёными. Откуда же А.С. Пушкин знал об этом в веке ХIХ ? У него есть знаменитые строчки, где не цитируют самую важную:

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг,

И случай – Бог – изобретатель…

У Л.Н. Толстого в “Отрочестве” (19 глава) есть такие строки: “Раз стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаз. Разве во всём в жизни симметрия?” [4]

Можем ли мы проследить, как симметрия и асимметрия проявляются в языке? Да, можем, так как язык – это система звуков, знаков, сочетаний. А любая система стремится к сохранению общего, необходимого, именно система ограничивает многообразие, т.е. в языке обязательно проявится симметрия. С другой стороны, язык –явление живое, развивающееся, а изменения происходят за счёт частного, случайного, за счёт многообразия – а это уже признаки асимметрии. Обратимся к языку. О симметрии уместно говорить, наблюдая за тем, как маленький ребёнок начинает осваивать речь. Последователи Рудольфа Штайнера считают: когда ребёнок начинает говорить, его слова имеют широкое, всеохватывающее значение, так как первоначально он учится не языку взрослых, а слушая речь окружающих, пытается создать свой собственный язык. Существует предположение, что в своем развитии ребенок проходит через те же языковые ступени, которые прошло в своем развитии все человечество. А это и есть проявление симметрии.

Посмотрим на алфавит. Знаки алфавита не меняются более 3,5 тысяч лет. Что они обозначали в древнефиникийском языке? Это не абстрактные символы, а знаки, отражающие реальный мир, повседневную жизнь людей:

жилище и его составные части: дом, дверь, ограда, подпорка, гвоздь, сюда можно отнести и оружие, которым защищали свой дом;
части человеческого тела: рука, ладонь, глаз, бровь, голова, зуб;
домашние животные: бык, верблюд – и груз, который они перевозили;
лов рыбы: вода, рыба, крючок.

В алфавите проявляется симметрия., сохраняется общее, необходимое для многих языков. Даже то, что все финикийские буквы обозначали согласные звуки, и большинство букв в разных языках (в этом числе и в русском) обозначают согласные звуки – это тоже симметрия.

Мы можем сказать, что в языке, так же, как во Вселенной, развитие происходит от хаоса к упорядочиванию, то есть наблюдается взаимосвязь асимметрии и симметрии. Например, в IX–XIII веках в древнерусском языке было 14 словоизменительных классов, то есть склонений, теперь наши ученики кое-как справляются с тремя. Исследователи с трудом расшифровывают древние языки, потому что 3–4 тысячи лет назад в языках только глагольных форм могло быть до 100, сейчас в современном русском языке мы насчитываем их 50. В процессе развития древнерусского языка количество гласных звуков сократилось почти вдвое: с одиннадцати до шести, оставшиеся шесть букв, обозначающих гласные звуки, вполне удовлетворяют потребности современного языка.

Симметрия и асимметрия диалектически связаны. Это доказывает и развитие языка. Например, уменьшение количества букв, обозначающих гласные звуки в древнерусском языке, привело к увеличению лексического запаса слов.

Проследим, какие изменения произошли с исчезновением носовых гласных, которые существовали в древнерусском языке до X века, [эн] перешло в [а] , [йа] , [он] в [ у] в положении перед согласным:

Современное звонить ( в древнерусском звонити) не изменилось, потому что изменения не происходили перед гласными. А вот древнерусское слово звонкъ превратилось в "звук" ( [он] перед согласным звуком переходило в звук [у] )

Древнерусское слово звене + ти не изменяется – звенеть, а вот слово с носовым гласным претерпивает изменение: звен+к+ъ – звяк – звякнуть.

В результате исчезновения носовых звуков в языке появились варианты корней:

Звонить(звон) – кто-то производит действие

Звенеть(звен) – сам производит звуки

Звякать(звяк) – разговорное, сниженное

Все корни, несмотря на родство и общее значение, отличаются оттенками значений.

Носовые гласные образовывались в ситуации “гласный + носовой согласный”, получался закрытый слог, а это противоречило гармонии, закономерности славянских языков, в которых все слоги были открытыми до падения редуцированных звуков: сънъ( в современном языке: сон) , лавъкъ( в современном языке лавка)Переход носовых гласных в [а] и [у] открывал слоги, они опять оканчивались гласным звуком. Здесь проявилась через асимметрию симметрия: язык вернулся к тому, что было прежде, но уже обогатившись новыми значениями слов. В 10 словах современного русского языка остались носовые гласные в косвенных падежах: племени, стремени, имени, знамени, вымени, времени, семени и др.

Значит, эти слова очень древние, им больше тысячи лет.

Очень сложные изменения в древнерусском языке произошли после падения редуцированных, когда перестали произносить краткие гласные [ ь , ъ ]:

  • начались процессы оглушения–озвончения: лавъкъ – [ лафке ]
  • возникла проблема белых гласных (сънъ, родительный падеж– сна.)
  • появились непроизносимые согласные:

После выпадения слабых гласных закон открытого слога привел к упрощению групп согласных и к разрыву смысловых связей родственных слов, т.е. опять обогатился словарный состав русского языка:

Объворотъ – обворот (из губных согласных оставался первый, второй нарушал гармонию языка, поэтому выпадал). У древних греков эти 2 звука не различались (Бабилон, Вавилон; берберы, варвары).Древний корень- вет- означал “согласие, договор”, отсюда: ответ, завет, обвеет (из двух носовых звуков второй выпадает) – обет (обещание).

Бедръцевая кость становится берцовой, так как из двух переднеязычных звуков остается один. Проследим изменения в древнерусском слове гърнъчаръ (горн) , которое означает “тот кто колдует у горна”, из двух сонорных звуков выпадает один, и мы произносим слово “гончар”. Слово “дъщанъ” [дощано] – “то, что состоит из досок”, сначала превращается в “дщан”, потом в “тщан”, сейчас мы произносим “чан”. Этапы изменения слова “стьга” (стёжка) будут следующими: стга – сга – зга – ф. о. не видно ни зги.

А каким же образом симметрия проявляется в правилах правописания? Если попытаться понять, что же есть правила, мы придем к выводу, что это закономерности, которые сохраняются столетиями (то есть симметрия).

Истоки любого правила кроются в истории языка. Мы с первого класса учим: “жи, ши пиши с буквой и”. История языка расскажет, что с самого начала своего появления в прославянском языке шипящие звуки были мягкими согласными (их и называют исконносмягченными): [х’], [ш’], [х’д’], [ш’т’], [ч’]. А затем в языке начался процесс отвердения согласных шипящих. Произношение изменилось, а написание как более консервативное и устойчивое, сохранило и несет нам то, что когда-то реально существовало: мягкие шипящие. Мы произносим: [жыз’н’], а пишем “жизнь”.

Если проанализируем сами правила, то мне думается, они распадутся на три вида:

1. Правила– договоры.
2. Правила, объясняемые смысловым содержанием.
3. Правила – исторические закономерности.

Наличие правил правописания подтверждает, что жизнью языка управляет симметрия как проявление стабильности, а язык как любая система стремится к стабильности.

Интересно наблюдать, как общее в языке образует частное. Например, слово “коло” в древнерусском языке означало “круг”. Если мы подберем однокоренные слова к этому красивому слову, то никогда не будем ошибаться в их правописании:

Коло – около, околица, колесо, колесить, колея, кольцо, кольчуга, колос, колокол, колодец, колода, колок (лес), кол, колпак. Эту родословную вы можете продолжить сами, так как только этими словами она не исчерпывается. То есть, мы можем сказать , что образование однокоренных слов в языке (слов с общим корнем ) – это тоже проявление симметрии.

Симметрия проявляется в русском языке и тогда, когда мы пытаемся осмыслить связь нашего народа с другими народами и языками. Распознавая на слух общие корни, понимаешь, что библейская легенда о Вавилонской башне, рассказывающая о том, что когда-то люди говорили на одном языке, скорее всего реальность. В древнеиранском языке бога огня зовут Агни, это слово напоминает русское слово “огонь”.Сравнивая слова, обозначающие близких родственников в разных языках, мы увидим и услышим много общего.

Рассмотрим, проявляются ли закономерности (симметрия и асимметрия) в синтаксисе. Знакомясь с произведениями древнерусской литературы, мы видим, что определения всегда стоят перед определяемым словом. Это прямой порядок слов:

…Един же изрони жемчюжну душу изъ храбро тела чрезъ злато ожерелие… О Донец! Не мало тебе величия, что лелеял князя на волнах, постилал ему зелену траву на своих серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева…[3]. Обратный порядок слов позволяет интонационно и логически выделить в тексте определения, так как в русском языке слово, на которое падает логическое ударение стоит в конце предложения или словосочетания: “За землю Руськую”, “предъ пълкы касожскыми”, “в седло кощиево”.[3] Эта закономерность (или проявление симметрии) позволяет объяснить детям знаки препинания при определениях, выраженных причастными оборотами. Знаки препинания при причастных оборотах, стоящих после определяемого существительного, объясняются нарушением порядка слов:

…Святослав уронил слово, со слезами смешанное, и сказал…

…Князя…, потопившего богатство на дне Каялы…

…Всеслав, объятый синей мглой…

Восстановим прямой порядок слов, и знаки исчезнут: со слезами смешанное слово, потопившего богатство князя, объятый синей мглой Всеслав.

Дети лучше запоминают правила если чувствуют причинно-следственные связи. Может возникнуть вопрос : для чего необходимо родной язык изучать как систему, как целый ряд проявленных закономерностей , через симметрию ? Ребенок должен почувствовать гармонию и красоту своего языка, его завораживающую музыку. А для этого, может, стоит отказаться от системы упражнений, где слова или предложения- это чаще всего “букет” случайных, выдернутых из текста, примеров. Основой изучения языка должна стать литература, художественные тексты. Только работа с художественным текстом, его всесторонний анализ помогут вырастить грамотных детей. Тогда в обучении мы будем идти от общего к частному, рассматривая художественный текст как целое.

Взяв для урока по теме “Наречие” кусочек художественного текста из рассказа А.П.Чехова “Бирюк”, можно работать с ним весь урок, проследив роль наречий в тексте, а значит, в речи вообще, самостоятельно, а не по учебнику, определить значение наречий. Исследовать, от каких слов данные наречия образованы, то есть окунуться в историю языка. Определить, что означает само понятие “наречие”, как оно сформировалось. Затем определить синтаксическую роль наречий. А закончить урок можно тем, что учитель с детьми проследят, каким образом предложения “цепляются” друг за друга, образуя текст. А затем в этом тексте надо найти опасные места, вспомнить правила (то есть закономерности).Домашним заданием может быть самостоятельный поиск подобного текста, найти его надо в произведении, которое ребенок сейчас читает. Вы представляете, сколько ребенок должен прочитать, выбирая кусочек текста к уроку?

Может быть, когда дети оценят, полюбят свой собственный язык, они будут любить и себя, и свой народ. И тогда не будет звучать так отчаянно молитва митрополита Алексия , прочитанная им в 1996 году в Белогорском Храме ( храме , построенном по проекту архитектора Торна на Белой горе под Пермью, это было повторение проекта Храма Христа Спасителя ) :“Господи, прости нас, грешных. Прости нас, в глухом беспамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших. Прости нас, озлобленных, жестоких, и не помнящих родства. И да восстановится связь времен. И чутко на любую боль отзовется душа каждого. И ярко возгорится свеча Земли Русской”.

Предлагается система уроков (НРК в тематическом планировании или факультативные занятия) для среднего звена и для старших школьников. Каждый из вариантов планирования содержит 3-4 урока. В центре внимания учителя должен быть один из важнейших принципов дидактики- доступность, то есть необходимо учесть возрастные способности и уровень подготовки класса.

Темы уроков в 6-7 классах.

1 урок. Чтение текстов на древнерусском языке.

2–3 урок.Тексты на славянских языках – можем ли мы их прочесть?

4 урок. Этапы развития русского языка.

5 урок. История алфавита: древнефиникийский и греческий алфавит.

6 урок. История русского алфавита.

7–8 урок. Фонетика. Система гласных звуков. Носовые гласные в русском языке.

10–11 урок. Редуцированные гласные и их падение в древнерусском языке.

12–13 урок. Проблемы оглушения – озвончения.

14–15 урок. Проблемы непроизносимых согласных.

16–18 урок. Проблемы безударных гласных.

19–20 урок. Исторические чередования в корне.

21–23 урок. Упрощение групп согласных звуков и разрыв этимологических связей родственных слов.

24–26 урок Строение слов. Изменение строения слов.

27–28 урок. Морфология. Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов.

29–30 урок. Орфография. Чередование в корне.

31–32 урок. История происхождения слов.

33–34 урок. Язык Пушкина А.С.

1 урок. Чтение “Слова о полку Игореве” на древнерусском языке.

2 урок. Этапы формирования современного русского языка.

3–5 урок. Исторические изменения в фонетике.

6–7 урок. Фонетика. Орфография. Полногласие.

8 урок. Упрощение групп согласных и разрыв этимологических связей родственных слов.

9–10 урок. История происхождения некоторых слов.

11 урок. Морфология – результат длительного исторического развития.

12 урок. Из истории имен существительных.

13–14 урок. Из истории склонения имен существительных. Разносклоняемые существительные.

15 урок. Изменения в форме именительного падежа множественного числа.

16 урок. История обращения. Звательная форма.

17 урок. Собственные и нарицательные существительные.

18–19 урок. Из истории местоимений.

20 урок. Прилагательные полные и краткие.

21 урок. Склонение прилагательных.

22 урок. Степени сравнения прилагательных.

23 урок. Из истории числительного.

24–25 урок. Формы глагола.

26–27 урок. Причастия в древнерусском языке.

28–29 урок. Из истории наречий.

30–31 урок. Предлоги и союзы в древнерусском языке.

32 урок. Из истории частиц.

33–34 урок. Синтаксис древнерусского языка. Обзор.

1. Библия. Современный перевод.– М: 1993 г. Тарасов Л.В. Концептуальные основы модели “Экология и Диалектика. – М.: Авангард. 1997.
2. Нить Ариадны. Русская и мировая словесность.– М.: Авангард, 1995 .
3. Слово о полку Игореве, – М.: Художественная литература, 1987.
4. .Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах, т. I –М.: Художественная литература, 1978.
5. Шанский Н.М., Иванов В.В. , Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.– ,М: Просвещение, 1974.
6. Глинкина Л.А. Словарь-справочник : этимологические тайны русской орфографии.–М.: Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.
7 Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.– М: Просвещение, 1978.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Актуальность: недостаточная изученность лингвистических особенностей палиндрома.

Объект: общеобразовательный предмет - русский язык. Палиндром как специфическая форма прозаического и поэтического творчества.

Предмет исследования: языковые особенности русского палиндрома.

Цель: узнать, что называется палиндромами (перевёртышами) и найти их в объектах исследования, привитие интереса к познавательной деятельности , расширение кругозора.

Для достижения цели нами перед нами были поставлены следующие задачи:

сбор нового и привлечение классического материала для изучения данной проблемы;

анализ и классификация материала, формулировка общих языковых особенностей русского палиндрома;

описание особенностей русского палиндрома

Практическая значимость: материалы могут быть использованы моими одноклассниками на уроках русского языка и литературы, помогут глубже понять развитие современного русского языка, разнообразие лингво-поэтических форм.Итогом моего исследования станет словарь палиндромов, включающий в себя имена собственные и нарицательные.

Издревле людей привлекало все волшебное, необъяснимое. Завораживало отражение предметов в зеркале, привлекала симметричность, которая часто проявляется в природе. С возникновением письменности появилась новая стезя для больших и маленьких открытий – завораживающая симметрия цифр, букв и знаков. Первоначально этому явлению придавался сакральный смысл. Некоторые люди старались давать своим детям имена, которые читались одинаково с обеих сторон: Алла, Анна, Лол, Нафан - считалось, что это приносит счастье. Древние славянские руны записывались по кругу или в виде пятиконечной звезды, их можно было прочитать с любой буквы и это придавало им особое, магическое значение. Буквосочетания, числа, знаки, слова, которые можно было прочитать в нескольких направлениях, люди договорились называть палиндромами. Вот именно они - палиндромы - стали объектом моего исследования

II. Палиндромы в русском языке

Применительно к буквам и словам русского языка как графическим изображениям рассматриваем три вида симметрии: - симметрия относительно горизонтальной оси; - симметрия относительно вертикальной оси; - центральная симметрия. Давайте посмотрим на знакомые нам буквы алфавита:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

На какие группы можно разделить данные буквы согласно оси?

1) симметричные относительно центра – И,

2) симметричные относительно горизонтальной оси – В Е З К С Э Ю,

3) симметричные относительно вертикальной оси – А Д М П Т Ш,

4) имеющие все три перечисленные вида симметрии одновременно – Ж Н О Х Ф,

5) не симметричные – Б Г Л Р У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Я Ё Й.

В русском языке есть слова с замечательным свойством:

если к написанному слову приставить справа вертикальное зеркало, то отражение слова будет полностью совпадать с оригиналом. Или, можно сказать иначе: слово не меняется при чтении его в двух противоположных направлениях – слева направо и справа налево, т. е. имеем в этом случае вертикальную симметрию.

При вертикальной симметрии возможно получение имеющей смысл анаграммы-оборотня данного слова, т. е. получаем симметрию пар слов:

В русском языке редкостью являются слова, которые не меняются при повороте на 180 0 градусов, такие как местоимение ОНО.

При подборе материала к исследовательской работе я познакомилась со следующими терминами: палиндромы, слова-оборотни, слогодромы, словодромы, литеродромы, букводромы [1]. В связи с этим я и ставила перед собой вышеназванные цели и задачи: раскрыть содержание каждого термина, выделить сходство и различия, привести примеры.

Вот одно из мини-исследований по одному из этих терминов.

Ишаку казак сено нёс, казаку каши.

Мокнет Оксана с котенком.

На доме чемодан.

Палиндромы возможны, начиная с трехбуквенных слов: боб, дед, кок, мим, око, пуп, шиш и др. Хотя среди географических названий есть палиндромы из двух букв, например, река Яя в Сибири. А вот пример пятибуквенных слов-палиндромов: заказ, довод, казак, потоп, ротор, топот, шалаш. Есть в русском языке слово-палиндром из семи букв – ротатор.

Огонь – лоб больного!

Да, искать такси – ад.

Осело колесо, Олесе весело!

Уж я веники не вяжу.

Палиндромы из слов и фраз известны во многих языках, например, в английском: gig – кабриолет, eve – канун, level – уровень, Madam, I am Adam! (Мадам, я Адам!) [4]. В последнем случае обращение не буквальное. Учащихся можно увлечь поиском подобных примеров в изучаемых ими иностранных языках.

Художественное качество палиндромов зависит от структурных данных языка: в русском и других европейских языках палиндромы обычно звучат искусственно, тогда как, например, на китайском языке в форме палиндрома написано много высокохудожественных стихотворений.

Любители словесных игр не ограничиваются отдельными предложениями. Приведем пример небольшого стихотворения-палиндрома:

А щи пища. (Алексей Кашеваров)

III. Словарь палиндромов

Ниже приведен словарь палиндромов с описанием их значений.

1. Редкое белое сукно на Кавказе.

1. В притурецких и татарских областях, старшина, начальник.

2. Гигантская жаба.

3. Утвердительная частица.

4. Выражение удивления, радости; указание на то, что человек что-то узнал, понял, сообразил, придумал и т.д.

5. Звук, сопровождающий энергичное физическое действие, резкое движение.

1.Вид дерева из семейства лютиковых.

1. В зороастризме понятие истины, отождествляемой со святостью и добром.

1. Однолетнее травянистое растение семейства бобовых с семенами овальной формы в стручках.

1. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности.

1. Английское узкое легкое гребное судно (лодка) для прогулок с уключинами, прикрепленными к бортам.

1. Причина, доказательство, убеждение

1.Слово Дед в словаре Даля: м. отец отца или матери; дед по отцу, дед по матери.Вот дед придет, в мешке унесет, – стращают детей. Деды наши, прадеды, предки вообще.

1. Припев веснянок или хороводных песен. А мы поле вытопчем, вытопчем, ой дид-ладо вытопчем, вытопчем.

1. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности.

1. Поручение изготовить, исполнить, доставить что-л. 2. разг. Заказанная вещь.

1. Завистник. Залазчивый, завистливый; залазничать, завидовать.

1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом.

1. Питейное заведение в царской России 16-17 вв., место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Первый кабак появился в Москве в 50-х гг. 16 в. Иван IV Васильевич запретил продавать в Москве водку, а для опричников открыл кабак

1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к.

2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчас - потомок таких крестьян, бойцов. Кубанские, уральские, сибирские казаки.

1. Кирпичи из навоза, употребляемые на юге России, как топливо.

1. Представитель философской школы, основанной Антисфеном в Древней Греции в IV в. до н.э.

1. Зачесанный кверху вихор.

2. Повар на судне.

1. Деталь музыкального инструмента. Деревянный или пластмассовый стерженёк конической формы, служащий для натяжения и настройки струн.

1. Что-либо смятое в кучку; рыхлый обломок, кус, ломоть; жемок, мятешка.

1. Колодезь без сруба, копанец, копань, степной колодезь; чаще употребляется в Азии Крыму.

1. В переводе с татарского интересный, увлекательный (интересно, увлекательно).

2. Забавный, смешной (забавно, смешно; забава, потеха).

1. Драгоценный камень, рубин, яхонт.

1. Госпожа, обращение к замужней женщине во Франции; принято и во многих других странах.

1. В общении американцев слово мадам трансформировалось в краткую форму мэм и частично утратило значение, указывающее на социальный статус замужней женщины.

1. Светский феодал в Монголии.

1. Глаз. Царское око видит далеко. Глазами окинешь, да тут же покинешь. Видеть ясные очи царские.

1. По библейской легенде: наводнение, затопившее всю землю в наказание за грехи людей.

1. Устройство для обнаружения и определения местонахождения объектов в пространстве по отраженным от них радиоволнам; радиолокатор.

1. Снабженный специальным валом прибор для размножения рукописей, чертежей, рисунков.

1) вращающаяся часть электрической (динамо) машины, в противоположность неподвижной части – статору;

2) вращающаяся вертикальная труба (башня).

1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (с ударением на первом слоге).

2. Субботний отдых, предписываемый иудаизмом.

3. Отдых, конец работе, время, свободное от дела, пора роздыха. 4. Название праздников в викке.

1. Балаган, сень, куща, конура, наскоро сделанный в лесу или в поле из подручных припасов приют.

1. Шараш-монтаж – жулье.

1. Междометие (холодно, студено, морозно).

1. Город на Южной Нигерии, на реке Абе

1. Городище первой столицы Болгарии

1. Исторический город в Верхней Бирме, близ Мандалая.

2. Немецкая религиозная поэтесса (умерла в 1127 г.)

.Женское имя. Значение имени Ада. Библейское имя Ада – второе после Евы женское имя. Не каждый партнер, с кем бывает Ада, к сожалению, может выразить словами то, что он чувствует к ней.

1.Собственное имя города в колене Иудовом. Город находился, как предполагают, на юге, но точное положение оного неизвестно.

1. Популярное женское имя у цыган.

1. Популярное мусульманское женское имя. Значение имени Азиза – в переводе с арабского "могущественная". В раннем детстве очень неспокойная девочка, трудно поддается влиянию.

1. Накшатра Ардра – шестая звезда из двадцати семи накшатр. Накшатра Ардра – это яркая звезда из созвездия Ориона, красный гигант Бетельгейзе.

1. Дад Персидский (ум. в сер. 4 в.), христианский мученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви.

1. город в Южной Корее, в провинции Чолла-Пукто. 78,4 тыс. жителей (1966). Важный транспортный узел. Центр с.-х. района. Обработка риса, спиртоводочное производство.

1. Сын финикийского царя Агенора и Телефассы, внук бога Посейдона и Ливии, брат Европы, Феникса и Кадма.

1. В древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия и глупости (др.-греч. Μῶμος).

2. Мом (тай.) – тайское мифическое существо, полулев, полудракон.

3. Мом – деревня в Сысольском районе КОМ

1. Еврейское библейское мужское имя.

1. Пророк, современник Давида и Соломона.

1. В египетской мифологии образ существовавшего в начале творения мира первозданного океана, восходящий к реальному природному явлению – разливам Нила.

1. Река в Эфиопии. Длина около 800 км. Берёт начало в центральной части Эфиопского нагорья.

1. Рёмер – дворянский род, происходящий из Саксонии и переселившийся в Курляндию в 1560 году, а оттуда в начале XVII века перешедший в Польшу, где члены его стали писаться Ромер.

1. Река в Германии, правый приток Рейна.

1. Господин Сорос является влиятельным инвестором, финансовым гуру, основателем благотворительных фондов в 25 странах и отцом пятерых детей.

1. В вавилоно-ассирийской (аккадской) религии и мифологии бог солнца, справедливости и оракулов, почитался также как всевидящее божество правосудия.

IV. Палиндромы в литературе

Наверное, все в детстве читали (а если нет, то обязательно прочитайте) увлекательную и поучительную сказку В. Губарева "Королевство кривых зеркал". В данном случае нас интересует оригинальный прием образования имен собственных, использованный автором. Девочка Оля, попадая в "зазеркалье" сталкивается со своим "зеркальным" двойником - девочкой Яло. Имена всех жителей сказочного королевства - это слова, прочитанные справа налево: Гурд, Аксал, Анидаг, Нушрок, Абаж, Бар, Йагупоп и др.Очень интересные факты. Есть целые прозаические художественные произведения, построенные с учетом симметрии. К ним можно отнести роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Он состоит из шести частей и эпилога. В первых трех частях двадцать глав, в последующих, если считать эпилог за одну главу - тоже двадцать, и по объему первые три части с точностью до страницы составляют половину романа. Любопытно, но повесть Н.В. Гоголя "Нос" первоначально называлась "Сон". Понятие симметрии ведут в данном случае к другому интересному понятию со "страшным" словом - слова-оборотни! Палиндромы представляют собой наиболее глубокую, интеллектуальную и изящную форму прикосновения к слову. Недаром палиндромами занимались замечательные поэты:

Г. Р. Державин: "Я иду с мечем судия".В. В. Хлебников: "Течет и нежен, нежен и течет".В. Я. Брюсов: "Атака заката".

Очень любил сочинять палиндромы пианист В. В. Софроницкий. Вот некоторые из них: "На вид ангел, а лег на диван"; "Хил, худ, а дух лих!"А помните, как Мальвина диктовала своему ученику Буратино: "А роза упала на лапу Азора"? Слова-палиндромы могут быть представлены в виде зарифмованных загадок. Попробуйте их разгадать.

С начала прочтёшь - необходимая принадлежность

автомобиля или возка,

а с конца - точильный камень в виде бруска. (колесо - оселок)

А это слово - читай с начала, читай с конца -

означает военные приёмы китайского бойца. (ушу)

Вспомнив столицу государства большого,

сразу найдёшь палиндромное слово;

а если его с конца прочтёшь,

согласие без ссоры обретёшь. (Рим - мир)

Есть писатель в русской литературе,

фамилия которого в палиндромной фигуре. (Нилин)

Слева направо читаешь,

как по дорожке шагаешь.

там яблони стоят рядами

с крупными и сладкими плодами. (тропа - апорт)

Название позднего романа Набокова отгадаешь,

если женское имя справа и слева прочитаешь. (Ада)

Аббревиатура, что с начала и с конца равно читается,

к названью шведского квартета прилагается. (АББА)

Слева и справа читаешь -

кусок земли иль глины получаешь. (комок)

Читаешь с начала - город в Италии большой,

с конца - хищная рыба, сходная с треской. (Милан - налим)

А вот примеры из классики:

А роза упала на лапу Азора. (А. А. Фет)

Я разуму уму заря.

Я иду с мечем, судия. (Г. Р. Державин)

Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером:

Море, веру буди – ярок, скор, я иду буревером. (Д. Авалиани)

Г. Р. Державин: "Я иду с мечем судия".

В. В. Хлебников: "Течет и нежен, нежен и течет".

В. Я. Брюсов: "Атака заката".

1. Обличение деспотизма и невежества.

2. Проблема воспитания.

3. Уроки нравственности в комедии.

В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИММЕТРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Нургалиева Ф. А.

Симметрия не только математическое понятие, хотя его содержание, определения разных видов симметрии, их свойства изучаются школьниками на уроках математики. Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло это понятие в связи с изучением живого организма, а именно, человека. Симметрия присутствует во множестве предметов и явлений окружающего мира [5]. Поэтому важно познакомить учащихся с симметриями посредством других изучаемых ими в школе предметов, в том числе, гуманитарных, например, русского языка и литературы. Отдельные примеры можно рассматривать непосредственно на уроках, а творческие задания, требующие поисковой работы и затраты большего времени, чем можно выделить на уроке, предлагать учащимся в рамках внеурочной работы.

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Применительно к буквам и словам русского языка как графическим изображениям рассматриваем с детьми три вида симметрии: - симметрия относительно горизонтальной оси; - симметрия относительно вертикальной оси; - центральная симметрия. На большом плакате написаны или высвечены на экране буквы алфавита:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Учащимся дается задание: найти у каждой буквы симметрии и разбить все буквы на группы с одинаковыми симметриями. Рассмотрев данный шрифт, дети делят все буквы на пять различных групп:

1) симметричные относительно центра – И,

2) симметричные относительно горизонтальной оси – В Е З К С Э Ю,

3) симметричные относительно вертикальной оси – А Д М П Т Ш,

4) имеющие все три перечисленные вида симметрии одновременно – Ж Н О Х Ф,

5) не симметричные – Б Г Л Р У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Я Ё Й.

Обращаем внимание учащихся на то, что есть слова с замечательным свойством:

если к написанному слову приставить справа вертикальное зеркало, то отражение слова будет полностью совпадать с оригиналом. Или, можно сказать иначе: слово не меняется при чтении его в двух противоположных направлениях – слева направо и справа налево, т. е. имеем в этом случае вертикальную симметрию.

При вертикальной симметрии возможно получение имеющей смысл анаграммы-оборотня данного слова, т. е. получаем симметрию пар слов:

В русском языке редкостью являются слова, которые не меняются при повороте на 180 0 градусов, такие как местоимение ОНО.

При подборе материала учащиеся обнаруживают следующие термины: палиндромы, слова-оборотни, слогодромы, словодромы, литеродромы, букводромы [1]. В связи с этим перед учащимися можно поставить исследовательские задачи: раскрыть содержание каждого термина, выделить сходство и различия, привести примеры, – тем самым учащиеся выполнят мини-исследования. Приведем мини-исследование по одному из этих терминов.

Ишаку казак сено нёс, казаку каши.

Мокнет Оксана с котенком.

На доме чемодан.

Палиндромы возможны, начиная с трехбуквенных слов: боб, дед, кок, мим, око, пуп, шиш и др. Хотя среди географических названий есть палиндромы из двух букв, например, река Яя в Сибири. А вот пример пятибуквенных слов-палиндромов: заказ, довод, казак, потоп, ротор, топот, шалаш. Есть в русском языке слово-палиндром из семи букв – ротатор.

Огонь – лоб больного!

Да, искать такси – ад.

Осело колесо, Олесе весело!

Уж я веники не вяжу.

Палиндромы из слов и фраз известны во многих языках, например, в английском: gig – кабриолет, eve – канун, level – уровень, Madam , I am Adam ! (Мадам, я Адам!) [4]. В последнем случае обращение не буквальное. Учащихся можно увлечь поиском подобных примеров в изучаемых ими иностранных языках.

Художественное качество палиндромов зависит от структурных данных языка: в русском и других европейских языках палиндромы обычно звучат искусственно, тогда как, например, на китайском языке в форме палиндрома написано много высокохудожественных стихотворений.

Любители словесных игр не ограничиваются отдельными предложениями. Приведем пример небольшого стихотворения-палиндрома:

А щи пища. (Алексей Кашеваров)

А вот примеры из классики:

А роза упала на лапу Азора. (А. А. Фет)

Я разуму уму заря.

Я иду с мечем, судия. (Г. Р. Державин)

Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером:

Море, веру буди – ярок, скор, я иду буревером. (Д. Авалиани)

Ниже приведен словарь палиндромов с описанием их значений. Учащиеся могут пополнять его.

1. Редкое белое сукно на Кавказе.

1. В притурецких и татарских областях, старшина, начальник.

2. Гигантская жаба.

3. Утвердительная частица.

4. Выражение удивления, радости; указание на то, что человек что-то узнал, понял, сообразил, придумал и т.д.

5. Звук, сопровождающий энергичное физическое действие, резкое движение.

1.Вид дерева из семейства лютиковых.

1. В зороастризме понятие истины, отождествляемой со святостью и добром.

1. Однолетнее травянистое растение семейства бобовых с семенами овальной формы в стручках.

1. Пороговые з начения экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности.

1. Английское узкое легкое гребное судно (лодка) для прогулок с уключинами, прикрепленными к бортам.

1. Причина, доказательство, убеждение

1.Слово Дед в словаре Даля: м. отец отца или матери; дед по отцу, дед по матери. Вот дед придет, в мешке унесет, – стращают детей. Деды наши, прадеды, предки вообще.

1. Припев веснянок или хороводных песен. А мы поле вытопчем, вытопчем, ой дид -ладо вытопчем, вытопчем.

1. Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности.

1. Поручение изготовить, исполнить, доставить что-л. 2. разг. Заказанная вещь.

1. Завистник. Залазчивый, завистливый; залазничать, завидовать.

1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом.

1. Питейное заведение в царской России 16-17 вв., место казённой или откупной продажи спиртных напитков. Первый кабак появился в Москве в 50-х гг. 16 в. Иван IV Васильевич запретил продавать в Москве водку, а для опричников открыл кабак

1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к.

2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчас - потомок таких крестьян, бойцов. Кубанские, уральские, сибирские казаки.

1. Кирпичи из навоза, употребляемые на юге России, как топливо.

1. Представитель философской школы, основанной Антисфеном в Древней Греции в IV в. до н.э.

1. З ачесанный кверху вихор.

2. Повар на судне.

1. Деталь музыкального инструмента. Деревянный или пластмассовый стерженёк конической формы, служащий для натяжения и настройки струн.

1. Что-либо смятое в кучку; рыхлый обломок, кус, ломоть; жемок, мятешка.

1. Колодезь без сруба, копанец, копань, степной колодезь; чаще употребляется в Азии Крыму.

1. В переводе с татарского интересный, увлекательный (интересно, увлекательно).

2. Забавный, смешной (забавно, смешно; забава, потеха).

1. Драгоценный камень, рубин, яхонт.

1. Госпожа, обращение к замужней женщине во Франции; принято и во многих других странах.

1. В общении американцев слово мадам трансформировалось в краткую форму мэм и частично утратило значение , указывающее на социальный статус замужней женщины.

1. Светский феодал в Монголии.

1. Глаз. Царское око видит далеко. Глазами окинешь, да тут же покинешь. Видеть ясные очи царские.

1. По библейской легенде: наводнение , затопившее всю землю в наказание за грехи людей.

1. Устройство для обнаружения и определения местонахождения объектов в пространстве по отраженным от них радиоволнам; радиолокатор.

1. Снабженный специальным валом прибор для размножения рукописей, чертежей, рисунков.

1) вращающаяся часть электрической (динамо) машины, в противоположность неподвижной части – статору;

2) вращающаяся вертикальная труба (башня).

1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (с ударением на первом слоге).

2. Субботний отдых, предписываемый иудаизмом.

3. Отдых, конец работе, время, свободное от дела, пора роздыха. 4. Название праздников в викке.

1. Балаган, сень, куща, конура, наскоро сделанный в лесу или в поле из подручных припасов приют.

1. Шараш - монтаж – жулье .

1. Междометие (холодно, студено, морозно).

1. Город на Южной Нигерии, на реке Абе

1. Городище первой столицы Болгарии

1. Исторический город в Верхней Бирме, близ Мандалая.

2. Немецкая религиозная поэтесса (умерла в 1127 г.)

.Женское имя. Значение имени Ада . Библейское имя Ада – второе после Евы женское имя . Не каждый партнер, с кем бывает Ада , к сожалению, может выразить словами то, что он чувствует к ней.

1.Собственное имя города в колене Иудовом. Город находился, как предполагают, на юге, но точное положение оного неизвестно.

1. Популярное женское имя у цыган.

1. Популярное мусульманское женское имя. Значение имени Азиза – в переводе с арабского "могущественная". В раннем детстве очень неспокойная девочка, трудно поддается влиянию.

1. Накшатра Ардра – шестая звезда из двадцати семи накшатр. Накшатра Ардра – это яркая звезда из созвездия Ориона, красный гигант Бетельгейзе.

1. Дад Персидский (ум. в сер. 4 в.), христианский мученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви.

1. город в Южной Корее, в провинции Чолла-Пукто. 78,4 тыс. жителей (1966). Важный транспортный узел. Центр с.-х. района. Обработка риса, спиртоводочное производство.

1. Сын финикийского царя Агенора и Телефассы, внук бога Посейдона и Ливии, брат Европы, Феникса и Кадма.

1. В древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия и глупости (др.-греч. Μ ῶ μος).

2. Мом (тай.) – тайское мифическое существо, полулев, полудракон.

3. Мом – деревня в Сысольском районе Ком

1. Еврейское библейское мужское имя.

1. Пророк, современник Давида и Соломона.

1. В египетской мифологии образ существовавшего в начале творения мира первозданного океана, восходящий к реальному природному явлению – разливам Нила.

1. Река в Эфиопии. Длина около 800 км. Берёт начало в центральной части Эфиопского нагорья.

1. Рёмер – дворянский род, происходящий из Саксонии и переселившийся в Курляндию в 1560 году, а оттуда в начале XVII века перешедший в Польшу, где члены его стали писаться Ромер.

1. Река в Германии, правый приток Рейна.

1. Господин Сорос является влиятельным инвестором, финансовым гуру, основателем благотворительных фондов в 25 странах и отцом пятерых детей.

1. В вавилоно-ассирийской (аккадской) религии и мифологии бог солнца, справедливости и оракулов, почитался также как всевидящее божество правосудия.

Таким образом, из всего изложенного видно, что в связи с понятием симметрии учащихся можно вовлечь в поисковую и исследовательскую деятельность, причем школьники не только могут находить примеры различных симметрий в русском и иностранных языках, но и создавать свои стихотворения-палиндромы, т. е. заниматься творчеством.

Палиндромы представляют собой наиболее глубокую, интеллектуальную и изящную форму прикосновения к слову. Писать в форме палиндрома не очень просто. Приходится прибегать к некоторым уловкам. Например, отказываться от глаголов и больше использовать кратких прилагательных. Поэтому получается краткость изложения. Иногда при таком изложении возникают новые слова и формы слов. Это необходимо для передачи более точного смысла. Поэтому употребление палиндромов в речи способствует развитию речевой культуры, словарного запаса высоко интеллектуального человека.

1. Бубнов А. В. Типология палиндрома. Исследование палиндромных и околопалин-дромных форм: Опыт учебного пособия-словаря. Курск, 1995.

2. Вейль Г. Симметрия. — М.: Наука, 1968.

3. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. — М.: Наука, 1981.

5. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.: Мысль, 1974.

USE SIMMETRY WHEN STUDYING RUSSIAN AND LITERATURE

Nurgalieva F. A.

1 СИММЕТРИЯ В русском ЯЗЫКЕ и литературе Работа Бондарчук Кристины ученицы 8 класса.

3 Заглянем в словарь: С ИММЕТРИЯ- СОРАЗМЕРНОСТЬ,ПРОПОРЦИОНА ЛЬНОСТЬ В РАСПОЛОЖЕНИИ ЧАСТЕЙ ЧЕГО-ЛИБО. П О ОБЕ СТОРОНЫ ОТ СЕРЕДИНЫ И ЦЕНТРА.

4 Симметрия в языке: Симметрия встречается во всех аспектах человеческой жизни: в природе, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, математике. Пример этому то, что в русском языке встречаются слова, произношение которых не меняется независимо от направления чтения: Симметрия встречается во всех аспектах человеческой жизни: в природе, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, математике. Пример этому то, что в русском языке встречаются слова, произношение которых не меняется независимо от направления чтения: Шалаш,Казак,Дед,Топот,Мадам. Шалаш,Казак,Дед,Топот,Мадам.

5 Симметрия в языке Так же в русском языке имеют место фразы-перевёртыши: Так же в русском языке имеют место фразы-перевёртыши: Кинь лед зебре,Боб.Бобер бездельник

6 Симметрия в стихах Так же можно заметить, что некоторые поэты в своих стихах тоже стремятся установить симметрию и вначале и в конце стиха часто повторяют слова: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет, Живи ещё хоть четверть века, всё будет так – исхода нет. Умрешь, начнешь опять сначала… И повторится всё как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет, Живи ещё хоть четверть века, всё будет так – исхода нет. Умрешь, начнешь опять сначала… И повторится всё как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А.Блок.

7 В русском алфавите встречаются симметричные буквы (симметричны по вертикале): А, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х… Также буквы симметричны по горизонтали: В, Е, З, К, С …

8 Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении столетий пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство. Симметрия с давних времён считалась синонимом прекрасного.

Читайте также: