Шедевры советской музыкальной комедии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

1977 г. был чрезвычайно урожайным на комедийные фильмы, фильмы, которые сейчас, спустя тридцать с лишним лет, живут и здравствуют, будучи растащены на цитаты, с удовольствием и тысячекратно пересмотрены на различных носителях.

советские комедии

Красная шапочка - советские комедии










Самый легкий хлеб для академического композитора - музыка к кино и театральным спектаклям. Формат небольшой, требования не жёсткие, а аудитория огромная, то есть это и известность, и деньги. Поэтому почти все советские классики делали это, чаще всего не из внутренней творческой потребности, а из потребности чисто материального порядка - заработать на жизнь, пока ты создаёшь что-то важное и нетленное.

Но в итоге на поверхности массового спроса устойчиво держится именно эта, ни на что особо не претендующая музыка именно в силу её демократичности и безусловного таланта авторов.

"Вальс" Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова "Маскарад"

Этот совершенно шедевральный вальс был написан молодым Хачатуряном на волне эйфории от первых успехов. Он ещё не написал ни "Танца с саблями", ни "Спартака", но уже получил свою первую Сталинскую премию за Скрипичный концерт.

Музыка была заказана ему театром имени Вахтангова, и первый раз она прозвучала на премьере в последний мирный вечер перед войной - 21 июня 1941 года.

Что-то есть роковое в этом стихийном кружении мелодии и избыточной роскоши звучания.

"Романс" Дмитрия Шостаковича из музыки к кинофильму "Овод"

Шостакович - первый композитор СССР, который стал специально писать музыку к фильмам ещё в те времена (20-е гг.), когда кино было немым и его по старинке озвучивали тапёры какой придётся музыкой. Кстати, свою первую государственную награду - орден Трудового Красного Знамени - Шостакович получил именно за музыку к кинофильмам.

Фильм "Овод" был снят по одноимённой книге Этель Лилиан Войнич в середине 50-х. Поскольку сейчас эту книгу уже никто не читает, не лишним будет уточнить, что она не про насекомых, а про итальянских революционеров 19 века. А "Овод" - это партийная кличка главного героя (его сыграл Олег Стриженов).

Эту красивую сентиментальную мелодию непрерывно транслировали по советскому радио (в передаче "В рабочий полдень", например), а ансамбль скрипачей Большого театра играл этот Романс на всех официальных концертах в порядке лирической прослойки в программе.

Вообще для композитора ранга Шостаковича написать такую пьесу - это все равно что для Альберта Эйнштейна решить соседскому школьнику задачку по алгебре за шестой класс. Романс - это мастерская стилизация чувствительно-романтического стиля 19 века.

"Вальс" Георгия Свиридова из музыки к фильму "Метель"

Музыка к этому фильму (режиссёр В.Басов) на сюжет маленькой пушкинской повести - это настоящий шедевр в каждом фрагменте. Дух трогательной истории о том, как влюблённая Марья Гавриловна семнадцати лет от роду перепутала на венчании жениха, воплощён в звуках так, что ты сразу же телепортируешься в пушкинскую эпоху.

В фильме этот вальс звучит попроще, но позже Свиридов сделал новую, концертную обработку, и получилось незабываемо.

"Романс" Георгия Свиридова из музыки к фильму "Метель"


Вроде бы романс как романс - меланхолический, что-то отдалённо напоминающий из старого и давно знакомого. Но потом Свиридов разворачивает из этой мелодии такой трагический русский эпос, что тут, конечно, ясно - это не про Марью Гавриловну и её печали, а про Россию вообще.

В чём непостижимость Свиридова - он создаёт глубочайшую музыку максимально простыми средствами.

Василий Лебедев-Кумач и Исаак Дунаевский


фото: shafer.pavlodar

Владимир Нильсен (Владимир Альпер) - у Кремлевской стены (с Вл.Володиным и. у Кремлевской стены (с Вл.Володиным и Гр.Александровым),1936 год

Николай Эрдман и Владимир Масс

Через пять дней после ареста, 16 октября 1933 года, Эрдман и Масс по приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ отправились в ссылку. Владимир Масс отбывал ссылку в Тюмени, Тобольске и Горьком; Николай Эрдман - сначала в Енисейске, а с 1934 года – в Томске. В течение 10 лет обоим было запрещено жить в больших городах. На дворе еще был 1933 год, не 1937-й.

Смешные шутки, забавные диалоги и песни… Большинство советских кинокомедий в этом плане не то что не уступали заграничным, а были на порядок выше и лучше. Советские комедии — из разряда тех фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать.



Фильм снят по сценарию Рины Зелёной и Агнии Барто. Премьера состоялась 27 января 1940 года. В годы войны негатив фильма погиб во время бомбардировки, однако в Госфильмофонде СССР была найдена сохранившаяся позитивная копия. Никто из детей, сыгравших в фильме, больше в кино не снимался.


Короткометражная комедия, длящаяся всего 10 минут и имевшая оглушительный успех как в СССР, так и во многих зарубежных странах. Первое появление на киноэкране мгновенно ставшего знаменитым трио Трус — Балбес — Бывалый (Вицин, Никулин, Моргунов).

Такое впечатление, что творчество О'Генри, по трём новеллам которого снят этот фильм, в СССР знали и ценили больше, чем на родине писателя, в США. Наверное, потому, что юмор Уильяма Сидни Портера (таково настоящее имя писателя) очень близок по духу русской душе.

Фильм, состоящий из трёх забавных новелл, главным героем которых является неунывающий студент по имени Шурик. Картина имела огромный успех и была лидером кинопроката в СССР в 1965 году.

Новая встреча со старыми знакомыми: Шуриком и троицей Трус — Балбес — Бывалый. В прокате 1967 года фильм занял первое место, за год его посмотрело более 76 с половиной миллионов зрителей.

14. "НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ" (1966, реж. Виталий Мельников)





Неблагодарное и бессмысленное дело — выбирать лучшую из двух замечательных экранизаций романа Ильфа и Петрова, спорить, кто лучше из Остапов, Гомиашвили или Миронов, кто лучше из Воробьяниновых, Филиппов или Папанов… Каждый фильм хорош по-своему.



Фильм с самого начала задумывался как способ перенести на киноэкран цирковой аттракцион дрессированных тигров Маргариты Назаровой. Лидер советского кинопроката 1961 года.



Премьера на большом экране состоялась 27 марта 1978 года, однако до того, в июле 1977 года, фильм был показан на X Международном Московском кинофестивале, где получил Золотой приз. В 1978 году Данелия и исполнители главных ролей — Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян — стали лауреатами Государственной премии СССР.

Читайте также: