Шедевры миниатюрного портрета пушкинской эпохи сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Имя Петра Федоровича Соколова (1791–1848) буквально олицетворяет то, что мы называем пушкинской эпохой. Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С.Пушкина, без его рисунков и акварелей просто невозможно представить себе воочию современников, знакомых, друзей и врагов поэта — обитателей Москвы и Санкт-Петербурга, где преимущественно жил и работал художник.

Альбомные рисунки середины 1810-х годов отличает уникальная сохранность: виден каждый штрих, каждое движение карандаша художника. В этом заключена их особая эстетическая ценность. Удивительна и чистота исполнения. Можно без преувеличения сказать, что именно к середине 1810-х годов П.Ф.Соколовым была найдена самобытная, яркая и оригинальная манера штриховки лица, по которой он узнаваем в формообразующих деталях. Эта характерная манера, этот почерк мастера сохранятся и в его акварельных портретах, особенно 1820-х годов.

В ранних альбомных рисунках художника существовала определенная камерность и интимность, передача как бы сиюминутного впечатления и кажущаяся незавершенность. В станковых портретах второй половины 1810-х годов он, стремясь к большей обобщенности образа, глубине и силе цвета, стал чаще пользоваться растушевкой. Это портреты С.Г.Волконского и Д.Н.Блудова, М.А.Кикиной, неизвестного мужчины с орденом св. Анны 3-й степени (частное собрание, Москва), сделанные явно на заказ.

Работы П.Ф.Соколова конца 1810-х — начала 1820-х годов дают возможность проследить переход от сухой техники итальянского карандаша с сангиной к использованию в некоторых рисунках смешанной техники с добавлением акварели и, наконец, — к прозрачной акварели без белил. В то же время Соколов, еще с академических времен прекрасно владевший кистью, писал и небольшие портреты в технике миниатюры плотной акварелью с белилами — Н.В.Строгановой, С.В.Строгановой, А.Л.Витберга.

Другие серии портретов основаны на более ярких, а в 1840-е годы даже броских тонах. Это синие, красные, зеленые крупные цветовые пятна. Но и здесь Соколову никогда не изменяет чувство меры. Все гармонично, стройно, благородно.

Детальное изучение эталонных подписных работ П.Ф.Соколова и некоторых акварелей из собрания Государственного музея А.С.Пушкина, не имеющих подписи художника, но традиционно считающихся авторскими повторениями, позволило отвести их из круга работ художника. Исследовательский азарт бывает иногда слишком велик, и трудно устоять перед соблазном и не приписать еще одно, ранее неизвестное произведение не кому-нибудь, а именно П.Ф.Соколову. Должно пройти определенное время, чтобы посмотреть на, казалось бы, эталонные произведения художника другими глазами и с других позиций и аргументировано оспорить его авторство.

Выведение сомнительных произведений из круга работ П.Ф.Соколова является определенным шагом вперед в процессе изучения его творчества. Становится все более очевидным, что только комплексное исследование неподписных, но приписываемых художнику портретов, включающее их искусствоведческое изучение и технологический анализ, даст научную основу для атрибуции. В связи с этим необходимым является создание базы данных, включающей результаты анализов состава бумажных масс картонов и пигментов в эталонных работах П.Ф.Соколова. Первые исследования в этом направлении предприняты кандидатом химических наук В.Н.Ярош.

В процессе работы над каталогом и выставкой были уточнены также старые и предложены некоторые новые иконографические определения. Неоценимую роль сыграли здесь материалы историко-художественной выставки русских портретов, организованной С.П.Дягилевым в 1905 году и проводившейся в Таврическом дворце в С.-Петербурге. На ней экспонировалась 71 работа П.Ф.Соколова. Фотоматериалы таврической выставки находятся в настоящее время в фототеке Государственной Третьяковской галереи. Их изучение позволило, например, восстановить некогда утраченные имена двух девочек в маскарадных костюмах, изображенных на акварели, хранящейся в Музее В.А.Тропинина и долгое время считавшейся портретом великих княжон Ольги и Александры, дочерей императора Николая I.

Было установлено, что на таврической выставке акварель экспонировалась и вошла в каталог (№1931) как изображение сестер Анны и Екатерины Васильчиковых. Портрет находился у младшей из сестер А.А.Васильчиковой, в замужестве Барановой, а впоследствии в семье ее дочери Екатерины Павловны. Именно ее муж граф К.А.Хрептович-Бутенев указан в каталоге выставки как владелец портрета. Его происхождение, иконографическое сходство изображенных с портретами их родителей Алексея Васильевича Васильчикова и Александры Ивановны, рожденной Архаровой, не дают оснований сомневаться в том, что на акварели изображены именно они. Кроме того, таврическую выставку, как известно, неоднократно посещали члены императорской фамилии, в том числе знаток русского портрета великий князь Николай Михайлович, которые, несомненно заметили бы ошибку в атрибуции акварели, если бы она была.

Иконографическое определение портрета неизвестной молодой женщины с зеленым платком было предложено Т.Г.Дмитриевой. Рисунок экспонировался как портрет неизвестной еще на таврической выставке в 1905 году и вошел в ее каталог (№ 1878). Его владельцем в это время был граф Федор Алексеевич Куракин (1842–1914). Изучение родословной князей Куракиных дало основание предположить, что на портрете изображена бабушка владельца Елизавета Борисовна Куракина (1790–1871). Это подтверждается иконографическим сходством с ее живописным портретом работы А.Г.Варнека, находящимся в Орловском музее изобразительных искусств, а также с миниатюрным портретом ее отца князя Бориса Андреевича Голицына работы Э.-А.-Ж. Жерара (ГРМ) и акварельным портретом матери княгини Анна Александровны, рожденной княжны Грузинской, работы В.И.Гау.

Все крупные музейные и частные собрания произведений П.Ф.Соколова уникальны. Ведь с каждым портретом связаны не только определенные этапы жизни самого художника и его модели, но и судьба владельцев портрета, и еще — никогда не повторяющаяся история его бытования в семьях, коллекциях вплоть до поступления в музей. Государственный музей А.С.Пушкина впервые на этой выставке полностью показал свое собрание произведений художника. Начало формирования коллекции началось еще до официального открытия музея в 1959 — начале 1960-х годов. За сорок лет, благодаря неутомимой энергии, знаниям и собирательскому азарту таких его сотрудников, как Е.В.Павлова, Н.С.Нечаева, А.З.Крейн сложилась поистине уникальная коллекция произведений П.Ф.Соколова — более сорока портретов. К этому времени уже в основном были сформированы коллекции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического Музея, Всероссийского музея А.С.Пушкина — главных крупных хранилищ произведений мастера.

В собрании московского пушкинского музея представлены все четыре периода творчества П.Ф.Соколова. Ранние рисунки итальянским карандашом 1810-х годов, акварели 1820-х и 1830-х — периода расцвета мастерства художника и поздние произведения 1840-х годов, в которых открылись новые черты и грани его таланта. Основу коллекции, ее стержень составляют акварели 1820–1830-х годов. Объясняется это не только тем, что два эти десятилетия — годы огромной творческой активности художника, но и принципом комплектования коллекции литературного пушкинского музея, ограниченностью ее хронологическими рамками жизни и творчества поэта. Но, может быть, в этом и заключается ее особая оригинальность и неповторимость. В ней немного портретов броских, ярких по колориту и внешне эффектных. Акварели собрания музея Пушкина отличает прежде всего тонкий психологизм и углубленность художника в натуру, виртуозность и разнообразие творческих приемов, не всегда бросающихся в глаза, требующих не поверхностного восприятия, а изучения и анализа. К таким поистине шедеврам относятся портреты жен декабристов М.Н.Волконской и П.Е.Анненковой, Е.П.Полторацкой, урожденной Бакуниной, петербургской красавица С.А.Урусовой, археолога и библиофила А. Д.Черткова, лейб-медика Ф.И.Бартоломея, дипломата и историка барона А.И.Барклая де Толли.

Не на всех портретах из музея Пушкина на Пречистенке есть авторская подпись П.Ф.Соколова. Большинство из них были определены бессменным и бескорыстным консультантом музея искусствоведом Т.В.Буевской, одним из немногих специалистов по творчеству этого непревзойденного мастера.

Многие портреты, и это особенно ценно, музей получил и из семейных собраний, где они бережно хранились, овеянные преданиями и легендами, не одну сотню лет. Так потомком М.И.Голенищева-Кутузова князем Л.Клари-и-Альдринген, живущим в Италии, был подарен портрет дочери великого полководца и близкой знакомой Пушкина Елизаветы Михайловны Хитрово. Акварель, изображающую Марию Николаевну Волконскую с сыном, музей, через неутомимого И.С.Зильберштейна, получил в дар от ее потомка В.Н.Звегинцова, жившего в Париже. Илья Самойлович также привез в Россию из Франции прелестный портрет И.Г.Полетики, очаровательного злейшего врага Пушкина.

Как уже было сказано, Петр Федорович Соколов явился истинным очевидцем пушкинской эпохи, художником не только как в зеркале отразившим, но и воспевшим ее дух и ее неповторимую эстетику. Без его творчества трудно было бы представить себе во всей полноте и великолепии галерею современников поэта и его близкого окружения. И в связи с этим особую ценность коллекции составляет ее иконографическая значимость. Помимо уже названных, это портреты поэта Д.В.Веневитинова, О.С.Одоевской, жены писателя, знакомого Пушкина С.С.Хлюстина, той же печально известной И.Г.Полетики, государственного деятеля графа Д.Н.Блудова, великого князя Александра Николаевича с сестрой Марией, П.А.Нащокина, шефа жандармов Л.В.Дубельта, А.Д.Черткова, известного в Москве своей благотворительностью и милосердием, С.Г.Чернышевой, сестры декабриста Захара Чернышева…

1 Чижова И.Б. Блистательный Петербург в акварелях П.Ф.Соколова. СПб., 1999.

2 Соколов П.П. Воспоминания / Ред., вступ. ст. и примеч. Э. Голлербаха. Л., 1930. С.49.

3 Смирнова-Россет А.А. Дневник. Воспоминания. М., 1989. С.289.

4 Соколов П.П. Указ. соч. С. 69.

5 Турчин В.С. Портретист Петр Соколов // Петр Федорович Соколов. 1791–1848. Русский камерный портрет. М., 2003. С.8.

Портретная миниатюра, как и многое в светской культуре России, появилась при Петре I. В 1697 году московский царь Петр Алексеевич в составе Великого посольства отправился в Западную Европу. Во время его пребывания в Англии король Вильгельм III заказал придворному живописцу Г. Неллеру (1648—1723) портрет Петра I в рост, в рыцарских доспехах, с горностаевой мантией на плечах на фоне раскрытого окна с видом на море с парусными кораблями. Это было первое изображение русского царя, выполненное в традициях европейского парадного портрета. Видимо, портрет понравился царю, так как он заказал художнику Ш. Буату, работавшему при английском дворе, несколько оплечных повторений с неллеровского оригинала. Буат работал в технике миниатюры на эмали.

Вторая половина XVIII — первая половина XIX века — время, когда ведущей была классическая техника: миниатюры писали акварельными и гуашевыми красками на специально приготовленных тонких (от 0,3 до 1 мм) костяных пластинках, чаще овальной формы. Нередко и такие миниатюры, как эмалевые, имеют иконографический прототип в живописном оригинале. Но, обладая особым художественным языком, миниатюра строит изображение по своим эстетическим законам.

Большинство же миниатюр, исполненных в технике акварели и гуаши на костяной основе, не имеют живописных прототипов. Процесс их создания начинался с рисунка на бумаге с натуры (углем, карандашом, пастелью), затем художник по своему рисунку создавал эскиз карандашом в размер миниатюры и расцвечивал его акварелью. В окончательной стадии художник-миниатюрист по эскизу писал миниатюру на кости, подписывал и иногда датировал ее.

Миниатюры на кости вследствие простоты исполнения и относительной дешевизны материалов получили широкое распространение не только в аристократических кругах, но и среди среднего и мелкопоместного дворянства. Широкий спрос на миниатюрные портреты привлекал в Россию многих знаменитых европейских мастеров. В разные годы в Российской империи в области миниатюры работали художники, чье творчество разнообразно представлено в выставленной коллекции. Это уроженцы Швейцарии А.-Ф.-Г. Виоллье, Ф. де Сомсуа, Николя Соре, немецкий художник А. Молинари, австрийские художники И. Крейцингер и И.Б. Лампи Старший, итальянец Д. Босси и целая когорта французских художников: Ж.-Л. Вуаль, Ж.-А. Беннер, Л.-А. Колла, А.Ф. Лагрене и другие.

Одновременно с иностранными мастерами успешно трудились русские художники-миниатюристы: П.Г. Жарков, АТС. Ритт, П.О. Росси, А.И. Чернов, И.М. Жерен, И.Г. Григорьев, М. Зацепин, П.Э. Рокштуль, AM. Вегнер, ИА. Винберг и другие. Некоторые портреты, представленные на выставке, выполнены европейскими миниатюристами, никогда не бывавшими в России. Во время путешествий, дипломатических вояжей, военных походов россияне заказывали свои портреты местным художникам. Миниатюрный портрет полководца, графа, впоследствии князя Александра Васильевича Суворова выполнен в 1795 году польским художником Шарлем Бешоном во время пребывания Суворова в Варшаве. Услугами мастерской знаменитого французского миниатюриста Ж.-Б. Изабе, специально приехавшего в Вену для получения выгодных заказов на портретирование участников конгресса, воспользовался видный военачальник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов Федор Петрович Уваров. Во время одного из заграничных путешествий графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, предмет увлечения А.С. Пушкина и адресат нескольких его стихотворений, заказала свой портрет знаменитому австрийскому художнику-миниатюристу ММ. Даффингеру.

Иногда миниатюрные портреты родителей и их детей, родственников, принадлежащих к одной семье, объединялись на одном планшете в группу. Художник А.-Ф.-Г. Виоллье выполнил в 1788 году миниатюрные портреты Великой княгини Марии Федоровны и ее шестерых детей. Вероятно, сама Мария Федоровна пожелала соединить на овальном планшете все семь миниатюр.

В последней четверти XVIII — начале XIX века в России получили широкое распространение силуэтные миниатюрные портреты, выполненные в технике эгломизе. Художник на выпуклом стекле (часто овальной формы) черным лаком рисовал силуэт, а фоном для него служил тончайший листок сусального золота, приклеиваемый к стеклу. Иногда на стекло наклеивали лист сусального золота, на котором иглой процарапывали силуэт и заливали процарапанный контур черным лаком или черной краской.

В начале XX века в России появился интерес к миниатюрному портрету XVIII — первой половины XIX века как к предмету коллекционирования. Он был оценен по достоинству как высокое художественное явление и носитель иконографической информации. До революционных событий 1917 года интересные в художественном и историческом плане собрания миниатюрных портретов принадлежали Марии Александровне Васильчиковой, Ивану Александровичу Всеволжскому, Сергею Николаевичу Казнакову, графу Дмитрию Ивановичу Толстому, Петру Ивановичу Щукину.

Из остатков дореволюционных семейных собраний и частных коллекций, распроданных в годы Гражданской войны, сформировались собрания ленинградских и московских коллекционеров. Наиболее известным московским собранием русского портрета XVIII — первой половины XIX века была коллекция Ф.Е. Вишневского, подаренная им государству. Небольшое, но отменное по уровню художественного мастерства собрание миниатюр составил москвич В.С. Попов.

В Ленинграде небольшие собрания миниатюр принадлежали ВМ. Голод, В.В. Ашику, М.Д. Ромму, Г.Д. Душину. Они экспонировались на выставках русского искусства из частных собраний, были известны сотрудникам музеев, а после кончины собирателей попали в государственные хранилища.

Коллекция предоставляет обширное поле деятельности и для дальнейших искусствоведческих и иконографических исследований. Как обычно в больших собраниях, в ней находятся и миниатюры неизвестных авторов, и миниатюры, утратившие имена изображенных лиц. Ждут своего иконографического определения дворянин Московской губернии работы Хорнонга, неизвестный георгиевский кавалер, живший в последней четверти века, неизвестный генерал-поручик с орденами Св. Георгия 4-й степени и Св. Анны, неизвестный генерал, участник Отечественной войны 1812 года и знаменитого кровопролитного Кульмского сражения. Нет сомнения, что выставка и издание этого прекрасного частного собрания русских миниатюрных портретов конца XVII — веков, состоящего из первоклассных работ выдающихся художников и включающего редкий иконографический материал императорской России, станет широко востребованным в научных публикациях и займет достойное место в истории изучения искусства русской портретной миниатюры.

Екатерина II
Екатерина II

Екатерина II

Неизвестный художник с ориг. императрицы Марии Федоровны (1789). Конец VIII в.
Cтекло клееное, белая эмалевидная мастика. 5,1 × 3,5 (изображение), 6 × 4,2 (стекло), 7,7 × 4,6 (рамка). КП-31809

От Р. Д. Городецкой в 1993 г.

Павел I
Павел I

Павел I

Неизвестный художник. 1800-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 10,6 × 9,8; 17,9 × 15,8 (pамка). КП-1050

Из Государственного Исторического музея в 1938 г.

Александр I
Александр I

Александр I

От М. С. Глинки в 2011 г.

Императрица Елизавета Алексеевна
Императрица Елизавета Алексеевна

Императрица Елизавета Алексеевна

Неизвестный художник. 1800-е гг. (?)
Кость, акварель, гуашь. 7,3 × 6,2; 12,3 × 11,3 (рамка). КП-21286

От П. В. Губара в 1966 г.

Николай I
Николай I

Николай I

И. А. Винберг (Winberg). 1830-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 16,7 × 12,1 (изображение). КП-1116

Из Государственного Исторического музея в 1938 г.

Надежда Осиповна Пушкина
Надежда Осиповна Пушкина

Надежда Осиповна Пушкина

Ксавье де Местр. 1802–1805 гг.
Кость, акварель, гуашь. 6 × 5 (в свету); 13 × 11 (рамка). КП-6014

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1939 г.

Автопортрет
Автопортрет

Автопортрет

Екатерина Никифоровна Пушкина-Хвостова. 1820-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 8 × 6; 14,6 × 12,4 (pамка). КП-15039

ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

Анна Петровна Керн
Анна Петровна Керн

Анна Петровна Керн

Неизвестный художник. 1830-е гг. (?)
Кость, акварель, гуашь. 6,3 × 4,8; 12,3 × 15,8 (рамка). КП-6026

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1939 г.

Неизвестная с двойной ниткой ожерелья
Неизвестная с двойной ниткой ожерелья

Неизвестная с двойной ниткой ожерелья

Доменико Босси. 1810
Кость, акварель, гуашь. 7,7 × 6,3; 8,3 × 6,8 (pамка). КП-21294

От П. В. Губара в 1966 г.

Камилла Петровна Ивашева
Камилла Петровна Ивашева

Камилла Петровна Ивашева

Н. А. Бестужев. 1831 (датировка И. С. Зильберштейна)
Кость, акварель, гуашь. 11 × 8 см. КП-24761

От Е. К. Решко, правнучки В. П. Ивашева, в 1976 г.

Неизвестный мужчина
Неизвестный мужчина

Неизвестный мужчина

Неизвестный художник. Конец XVIII в.
Эгломизе. 3,5 × 2 (изображение); 7,5 × 6 (овал); 9,4 × 6 (медальон с ушком). КП-32994

От В. А. Кочеткова в 2001 г., ранее — в собрании М. Д. Беляева

Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

Неизвестный художник по ориг. И. Шмидта 1800 г. Начало XIX в.
Кость, акварель, гуашь. 5,2 × 4,4 (овал); 11,5 × 10,5 (рамка слоновой кости). КП-34238

От А. А. Левицкого в 2006 г.

Михаил Федорович Орлов
Михаил Федорович Орлов

Михаил Федорович Орлов

Пьетро де Росси (Pietro de Rossi). 2-я половина 1810-х гг.
Кость, акварель, гуашь, лак. 3,8 × 10,6 (в свету). КП-4674

От Е. Н. Орловой в 1938 г.

Николай Иванович Тургенев в детстве
Николай Иванович Тургенев в детстве

Николай Иванович Тургенев в детстве

Петер Эрнст Рокштуль. Конец 1790-х- гг.
Кость, акварель, гуашь, гризайль. 6,2 × 4,9. КП-25717

От Е. С. Клюшниковой в 1979 г.


С 24 февраля
Электронная выставка из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина посвящена важной составляющей жизни великосветского общества XIX века ― балам.




Экскурсия рассказывает о двух великих современниках Г. Р. Державине и Д. И. Фонвизине, в жизни которых было много совпадений и пересечений.

11 февраля страница продажи онлайн-билетов на сайте музея будет недоступна в связи с проведением технических работ. Приносим извинения за возможные неудобства

Бессмертный поэт


10 февраля во Всероссийском музее А. С. Пушкина прошли памятные мероприятия, посвященные 185-ой годовщине со дня кончины Александра Сергеевича Пушкина.

Второе дыхание музея


10 декабря, в день 200-летия со дня рождения Н. А. Некрасова, после ремонта и реэкспозиции открылся Мемориальный музей-квартира поэта на Литейном проспекте, 36.

День Лицея


19 октября Всероссийский музей А. С. Пушкина по традиции отметил День Лицея. В этом году исполнилось 210 лет со дня основания Императорского Царскосельского Лицея.


28 февраля – 28 марта
Знакомясь с экспонатами книжной коллекции, посетители выставки могут проследить основные этапы жизни великого учёного и непревзойдённого знатока русской культуры.


16 февраля — 14 марта 2022
На выставке, посвященной предыстории возникновения известного памятника на месте дуэли поэта с Ж. Дантесом, представлены редко экспонируемые предметы из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина, иллюстрирующие хронологию возникновения памятных знаков на Черной речке: оригинальная и печатная графика, документальные фотографии.


9 февраля – 13 марта
На выставке представлены произведения трех карельских художников из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия.



21 ноября — 1 марта
На камерной выставке демонстрируются трубки и чубуки XVIII–XIX веков, декорированные перламутром, эмалью, росписью и чеканкой.


2 сентября — 31 мая
Выставка открылась в Музее-усадьбе Г. Р. Державина в 2009 году. На ней представлена та часть музейного собрания фарфора Всероссийского музея А. С. Пушкина, которая редко фигурировала в различных музейных выставочных проектах и была доступна только исследователям. Выставка организована по принципу открытых фондов — экспозиция постоянно пополняется; любой экспонат может быть использован в других проектах музея.


5 августа — 31 мая 2022
Выставка знакомит с произведениями русского, западноевропейского и восточного искусства XVII–XIX веков, поступившими в музей в 2019 году из частного собрания. Экспозиция занимает три выставочных зала, в которых расположены произведения живописи и оригинальной графики, живописная миниатюра, скульптура, мелкая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства, мебели.



С 2 декабря 2021 года
Выставка приурочена к 220-летию со дня рождения П. В. Нащокина. Много лет нащокинский домик является уникальным экспонатом пушкинского музея. На этой выставке он впервые дополнен предметами, долгое время хранившимися в фондах.

Портрет Александра 1 - императора-победителя Наполеона, принадлежит кисти знаменитого английского художника Дж.Доу, приглашенного в Россию для создания галереи героев Отечественной войны 1812 года. Его дополняют портреты доблестных военных: В.Левашёва, А.Бибикова, И.Анненского с его декабристским ореолом.

Из Марины Цветаевой – вам:

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин в роли мавзолея?

Читайте также: