Шедевры мастеров русского портрета 18 века сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.

Великие русские художники-портретисты

Начнем рассмотрение списка известных русских художников с Боровиковcкого и Кипренского, трудившихся в XVIII – начале XIX веков.

Знатные особы заметили и талантливого Ореста Кипренского. Они пригласили его работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем при поддержке императрицы помогли совершить поездку за рубеж для знакомства с работами известных мастеров. Кипренский рисовал не только богатых персон, но и запечатлел популярных современников, благодаря чему сохранились прекрасные портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого и многих других выдающихся людей. Его трудами на свет появились и портреты многих участников Отечественной войны 1812 года.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых такие известные мастера, как Репин, Васнецов, Суриков, Брюллов, Перов и другие. Каждый из них внес в русскую портретную живопись что-то свое, что способствовало расцвету этого жанра.

Карл Брюллов стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя.

Василий Перов работал над неким социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды. Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

Блестящими портретами известных людей порадовал зрителей и известный живописец Илья Репин. Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, что превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. И этот живой пытливый ум читается во взгляде многих его героев, среди которых были такие известные люди, как Толстой, Шишкин, Пирогов и Мусоргский.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

Интеллигенцию изображали и такие художники, как Крамской, Маковский, Васнецов или Суриков. Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали. Константин Маковский, напротив, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке. Критикам такой подход не нравился, однако заказчики нисколько не были против такой идеализации и платили художнику огромные деньги. Для Виктора Васнецова и Василия Сурикова портретная живопись основной не была, тем не менее, они подарили миру множество прекрасных работ.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

У Бориса Кустодиева к импрессионизму добавился модерн: помимо характерных для импрессионистов широких мазков он использовал прием разворота героя на три четверти к зрителю и размещения его в углу комнаты.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Константин Сомов изобрел так называемый ретроспективный портрет, при котором он изображал модель в нарядах или обстановке прошлых столетий.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С. Рокотова (около 1735—1808), Д.Г. Левицкого (1735—1822) и В.Л. Боровиковского (1757—1825).

Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворённость образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций. Его главной заслугой стало создание интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Её глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, расплывчатыми, растворяющимися в полумраке. Контуры её фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нём исчезнуть. В её благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде — сознание отдалённости, причастности к тайне. Скользящие тени на лице, волосах, плечах и платье усиливают ощущение зыбкости и неопределённости образа. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света дымчатая ткань, закреплённая на плече драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придаёт воздушность облику молодой женщины. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки её душевного состояния, намеренно не конкретизируя их. Он оставляет зрителю возможность разгадать, почувствовать глубоко спрятанную тайну её натуры.

Он мастерски умел передавать материальную красоту вещей: дымчатого шёлка, шуршащего атласа, золотой парчи, лёгких, воздушных кружев. В парадных портретах он всегда помещал модель в такую обстановку, которая способствовала созданию значительности и торжественности образа. Каждая деталь содержала красноречивый намёк на действительные или мнимые заслуги портретируемой особы.


Д.Г. Левицкий Портрет П.А. Демидова. 1773 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Левицкий добивается полноты психологической характеристики персонажа. Сквозь маску барственной небрежности и экстравагантного внешнего облика мы отчётливо различаем живые черты этой неординарной натуры. Холёное лицо Демидова — лицо человека, утомлённого и пресыщенного роскошью жизни. Нездоровый, старческий румянец, несколько отвисшие щеки, тени под глазами — всё подчёркивает его истинный возраст. Короткие, чуть приподнятые брови, презрительно сжатые губы. Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделённого проницательным умом, способного совершать невероятные и сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным.

Вершиной творчества Д.Г. Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II. Ответственный заказ во многом определил парадный характер исполнения. В портретах смолянок звучит настоящий гимн вечной юности.


Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой. 1773 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бесхитростный пасторальный сюжет сценки позволяет художнику раскрыть два разных, но очаровательно милых детских образа. С любовью и тщательностью выписан нежный пейзажный фон, прозрачные тонкие кружева, упругость блестящего атласа.

Сотни картин были созданы Левицким в течение жизни, в каждой из них зримо воплощён облик людей XVIII столетия.

Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII — начала XIX в. Владимир Лукич Боровиковский. Если в произведениях Рокотова и Левицкого нашли отражение черты классицизма и реалистического искусства, то творчество Боровиковского в большей степени связано с сентиментализмом.

Созданная им галерея глубоко поэтичных женских образов — это то лучшее, что до сих пор остаётся в русском портретном искусстве. Художник не стремится к разнообразию композиционных приёмов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент. Главное внимание автор сосредоточивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.


В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Так писал об этом замечательном портрете поэт XIX в. Я. Полонский.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

С приходом к власти Петра I изобразительное искусство на Руси подверглось значительному воздействию европейских канонов. И если подобное влияние в архитектуре только способствовало дальнейшему развитию многообразия форм и стилей, то для русской живописи некоторые изменения оказались губительными. Пострадали многие жанры, однако портретное искусство в петровскую эпоху переживало невероятный расцвет.

В давние времена князья и бояре лишь изредка могли позволить заезжему художнику написать свой портрет, изображение на котором лишь отдаленно напоминало истинный облик конкретного человека, потому что в старину портретному сходству изображаемого человека придавалось слишком малое значение.

На иконах мастера создавали обобщенный образ, который был идеальным, усредненным и мало походил на реальную персону. В дальнейшем для живописцев допетровской эпохи было характерно стремление приукрасить образ человека, сделать его более ярким и выразительным.

Во времена царствования Петра I большинство подрядов на строительство православных храмов оказалось в руках архитекторов из Европы. Следовательно, зодчие — иностранцы в качестве украшения вновь построенных церквей хотели видеть европейскую иконопись. Таким образом, древнее искусство русской иконописи претерпело значительные изменения как в стилистике изображения, так и в выборе выразительных средств и форм.

Русские портретисты XVIII века

В то же время, во второй половине XVIII века искусство портретной живописи в России обогащается творениями русских художников, равных которым трудно было найти во всей Европе. Среди них можно назвать следующих:

  • Антропов Алексей Петрович ( 1716 — 1795 годы жизни) — русский живописец, декоратор — монументалист,серьезный и вдумчивый художник, высоко ценивший правду жизни и метко схватывающий характер изображаемого человека. Антропов был последователем стиля барокко и одним из первых живописцев в России, ставший автором великолепных светских портретов.

А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).

А. П. Антропов. Автопортрет ( 1784 год).

  • Рокотов Федор Степанович ( 1735 — 1808 годы жизни) — русский художник, крупнейший московский портретист, представитель Русского Просвещения. Рокотов — томный и изящный живописец, умело передающий лучшие стороны человеческого лица и тела.
  • Левицкий Дмитрий Григорьевич ( 1735 — 1822 годы жизни) — русский живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Его произведения считаются лучшими образцами портретного искусства всего XVIII века.
  • Боровиковский Владимир Лукич ( 1757 — 1825 годы жизни)- русский художник — портретист, академик Императорской Академии художеств. Боровиковский — мечтательный и сентиментальный живописец, увековечивший красавицу Суворову и оставивший нам милый облик Лопухиной. Художник необычайно разноплановый и ни на кого не похожий, он также считался одним из лучших мастеров миниатюры, ставшей популярной на рубеже XVIII — XIX столетий.

Портретная гравюра

Деревянные гравюры впервые появились на Руси в XVI веке в качестве декоративного украшения книжных изданий. Как самостоятельный вид искусства гравюра оформилась в XVII столетии, главным образом благодаря появлению в обиходе народных лубочных картинок .

Лубок сохранил все наиболее важные приемы иконного письма. Но вместе с тем лубочные изображения были более примитивными, исходя из бедности выразительных средств гравера средней руки. В те времена лубки наряду с иконами были немногочисленными декоративными элементами в интерьере жилища простых людей.

Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.

Лубочные картинки становились украшением крестьянской избы.

Однако народные картинки вполне унаследовали стремление к орнаментальной композиции, стройность и четкость силуэтов, а также особую красоту, которая роднит русский лубок как с иконами, так и с японской цветной гравюрой. Несмотря на всю убогость и простоту техники, на ее неряшливость и грубость, в старой лубочной картинке теплилась искра великого искусства Древней Руси.

Высокий уровень развития портретной живописи в России способствовал расцвету граверного искусства. Портретная гравюра была известна на Руси давно, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться только тогда, когда появились граверы — портретисты, настоящие мастера своего дела, среди которых можно назвать следующих:

  • Чемесов Евграф Петрович ( 1737 — 1765 годы жизни) — художник — портретист, один из величайших русских граверов. Он был блестящим мастером, обладавшим даром меткой характеристики образа и тонко чувствовавшим глубину соотношения черных и белых тонов. Некоторые портреты работы Чемесова настолько мастерски выполнены, что изображение производит впечатление многоцветного и красочного.
  • Скородумов Гавриил Иванович ( 1755 — 1797 годы жизни) — русский художник — гравер, в творчестве которого сочетались таланты живописца, рисовальщика и искусного мастера миниатюры. Скородумов стал первым гравером из России, завоевавшим европейскую известность.

Гавриил Иванович Скородумов

Гавриил Иванович Скородумов

  • Уткин Николай Иванович ( 1780 — 1863 годы жизни) — крупнейший представитель русской портретной гравюры начала XIX века, академик Императорской Академии художеств.

Н. И. Уткин ( 1860 - е годы).

Н. И. Уткин ( 1860 — е годы).

Список славных имен русских живописцев на этом не заканчивается. В конце XVIII — начале XIX века появилось много настоящих мастеров портретной живописи, работы которых заслуживают пристального внимания.

Портретная живопись — своего рода промышленность. Сам характер портрет­ного рынка предполагает высокую степень унификации. Портреты достаточно четко делятся на торжественные (парадные) и более камерные (приватные). Они, в свою очередь, предполагают определенный набор форматов, поз и атри­бутов, а также соответствующий прейскурант, который учитывает, сам ли художник исполнял портрет от начала до конца или поручал менее ответ­ственные участки работы подмастерьям.


Алексей Антропов. Портрет Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея

Читайте также: