Шедевры мастеров итальянского возрождения в российских музеях сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Эрмитаж он как бы существует вне времени, он всегда великолепен. Сюда можно приходить и приходить, и ни когда не будет скучно, неинтересно. Каждый зал здесь интересен по-своему, представляя нашему взору различные эпохи в искусстве.

Как я уже ранее говорила (это для моих постоянных читателей, мы приобрели несколько абонементов экскурсий в Эрмитаж, и сегодняшняя наша экскурсия посвящена периоду в искусстве получившего свое название как эпоха Возрождения.

Под эпохой Возрождения понимают период, который имеет свое начало примерно в XIV веке и завершившийся в конце XVI. Этот период традиционно ассоциируется у нас с Италией. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного.

Хронологически можно разделить эпоху Ренессанса на четыре периода развития искусства:

1) Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2) Раннее Возрождение (начало XIV — 1-я пол. XV века)

3) Высокое Возрождение (XV — первая треть XVI века)

4) Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

В залах второго этажа Старого (Большого) Эрмитажа представлены работы мастеров эпохи Возрождения : Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Сегодняшняя наша экскурсия началась с павильонного зала Малого Эрмитажа, который был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Здесь соединились мотивы античности, ренессанса и востока. Особую атмосферу интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму.

В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – это копия пола, найденного при раскопках древне -римских терм. Залу особый шик придают и часы "Павлин", приобретенные Екатериной II, а так же коллекция произведений из мозаики.




В период раннего возрождения еще наблюдается сильное влияние предыдущих поколений. Итальянские иконы имеют византийские корни. Италия в те времена не была единой, а состояла из городов-государств, что определило и множество школ.

Джотто положил начало коренным реформам в искусстве в эпоху Возрождения, но в Эрмитаже нет его оригиналов, но есть работы его учеников.


Далее мы отправляемся в зал – приемная Старого (Большого) Эрмитажа, которая оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг и является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Здесь колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В этом зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., , среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.



В искусстве в этот период еще преобладает изображение библейских персонажей, но они уже изображены в реальной, земной жизни, обладают объемом, движением, эмоциями… Наблюдается приближение к индивидуальному изображению людей.

В Эрмитаже представлен фрагмент реальной фрески работы Фра Беато Анжелико. Фреска является неотъемлемой частью итальянских храмов. В них синий цвет отражает цвета неба и возвышенности, а красный - крови и жертвенности.

Первоначально картина была написана на дереве, но 1860 году реставратором Табунцовым была переведена на холст. Картина имела значительно большие размеры, верхняя часть имела полукруглое завершение. Вероятно впоследствии она явно получила значительные повреждения, верхняя часть была срезана и получившиеся углы скруглены; в них заметны остатки первоначального орнамента верхнего полукружия, также картина была значительно обрезана с боков и снизу


Ранняя история картины не известна, она принадлежала художнику и архитектору А. -К. А. Бейне и скорее всего была им приобретена в 1841—1849 годах в Италии во время заграничного путешествия. После его смерти картина некоторое время находилась в его семье, а в 1865 году была подарена наследниками музею Академии художеств, и в 1897 году она была передана в Русский музей, откуда в 1910 году поступила в Императорский Эрмитаж.

Как я уже говорила, здесь прослеживается в творчестве переосмысление основных идей, формируется абсолютно новое представление о человеке и его месте в мироздании. Человек становится не просто твореньем божьим, а человек — это личность, через которую бог познаёт самого себя, через которого бог проявляет себя во всей своей полноте.

В этот период появляется авторство произведений, чего мы не наблюдали ранее.

Здесь видим, что художник изображает библейский сюжет в реальной жизни, наделяя фигуры людей объемом, выражение лиц – эмоциями, но еще использует новое в технике – изображение перспективы пространства, изображая прекрасный пейзаж, а над образами поместил поющих ангелов.

Вся картина очень красива по цвету и выразительна. В изображениях присутствует перспектива пространства, объемность, художники начинают применять масляную краску.


Прямая и линейная перспектива — находка и культ Ренессанса. Художники демонстрируют своё мастерство владения и знания перспективы. Для средневекового человека небо обладало особым притяжением, для человека Ренессанса таким притяжением обладает линия горизонта и ландшафт. С помощью научного знания, геометрии и математики художники создают идеальный мир, не просто подражающей природе, а преображающий её.

Далее мы отправились в зал искусства Италии эпохи Возрождения, где представлены прекрасные шедевры из Майолики, которая по сравнению с мрамором более красивая и легкая. Глазурь делалась непрозрачной, наносилась на проволочный каркас и обжигалась. Кстати говоря, технология обжига больших фрагментов - крайне непростая задача, поэтому большие сцены обжигались по частям. При подкрашивании глазури, никак не удавалось получить красный цвет, максимум — коричневый.

Здесь нашему взору предстает фрагмент алтаря "Рождество" Джованни делла Роббиа.




Танец ангелов с удивительной лёгкостью движений, гирлянды из плодов - это явное влияние античности. Форма арки с античным фронтоном.

Очень интересный рельеф - "пьячатто", т. е. "сдавленный". При фронтальном взгляде игра свето-тени создает объем. Но сбоку отлично видно, на сколько изваяние более плоское, в сравнении с "нормальным" барельефом вдалеке.

Яркие, нарядные, с бордюрами из фруктов, цветов и овощей, выходили из мастерской делла Роббиа рельефы, предназначенные для украшения интерьеров церквей и часовен; вмонтированные в стену, эти рельефы становились составной частью архитектурного решения здания.

Не только архитектурное обрамление свидетельствует о знании античных образцов, но и фигуры ангелов, ведущих хоровод над крышей хлева, также указывают па знакомство художника с искусством древних. Без знания античной пластики скульптору не удалось бы столь убедительно передать в движении человеческое тело, просвечивающее сквозь тонкие одежды.


Долгий период Средневековья не знал портретного жанра. Изображались только персонажи Библии, а так как они представители божественного мира, то и изображения их условны, каноничны и символичны. Первые скульптурные портреты стали появляться в готических соборах. Средневековый портрет очень универсален и связан с сословной иерархией, чаще всего это были представители власти и рыцарства. Реализм в портрете – это черта Ренессанса.

И далее наша экскурсия направляется в зал Леонардо да Винчи.

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - это два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта". Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.



Здесь также представлены эксклюзивные предметы интерьера от итальянских мастеров : Посуда, Декор, Майолика.


В тот период техника росписи была очень сложной и затратной, поэтому владелец такой посуды должен был быть очень состоятельным и знатным представителем общества. Очень часто на ней изображались гербы знатного рода.

В Эрмитаже хранится поистине шедевр Эпохи Возрождения - миниатюра Рафаэля “Мадонна Конестабиле”. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной. Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну, они ругали владельца, графа Конестабиле, уговаривая его не продавать шедевр. Они даже собирали деньги, чтобы выкупить и оставить ее на родине, но не смогли и она оказалась в России. Хранится она в своей “родной” раме, которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте, когда ему едва исполнилось двадцать лет, но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи в мастерской его учителя. Рафаэль ещё не видел работ Леонардо и Микеланджело, которые в последствии окажут на него сильное влияние. Здесь ещё все очень самобытно: тонкие линии, нежные краски, гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.


Второе произведение Рафаэля - картина "Святое семейство". Оно создано во Флоренции в тот период, когда здесь работали одновременно и Микеланджело, и да Винчи, и сам Рафаэль. Эта картина относится к раннему периоду творчества выдающегося итальянского живописца и по праву считается одним из наиболее тонких, филигранных творений художника. В тот же период во Флоренции работали другие знаменитые скульпторы, живописцы, зодчие. Их произведения относятся к высшей ступени развития искусства - эпохе Возрождения. Рафаэль Санти, автопортрет Картина ясно свидетельствует о сильном влиянии да Винчи на Рафаэля. Святое семейство изображено на фоне каменной стены с арочным оконным проемом, сквозь который виден характерный пейзаж. Выражения лиц, прическа Богородицы, поза Христа также сходны с картинами кисти Леонардо. "Святое семейство" Рафаэля находится в Эрмитаже. Это одна из двух картин гениального художника, оставшихся в России. Неумелый реставратор пытался восстановить холст, но повредил его. Из-за этого картину не сумели продать и оставили в музее. Изображение Иосифа "Святое семейство" Рафаэля Санти называют "Мадонной с безбородым Иосифом". Чаще всего художники рисовали Иосифа с бородой, чтобы заострить внимание на его преклонном возрасте. Санти решил проигнорировать это правило и поступил иначе. На его картине Иосиф выглядит достаточно почтенным, но этот эффект достигается благодаря более сложным и менее очевидным приметам. Его пушистые редкие волосы обнажают кожу, лоб с залысинами. Лицо покрывают глубокие морщины. Руки покоятся на деревянном посохе, которым обычно пользовались старики. При этом плечи Иосифа покорно опущены, словно поникли под тяжелым грузом ответственности.

Изображение Марии и младенца Мадонна с новорожденным Иисусом создают резкий контраст с фигурой Иосифа. Мария выглядит молодой, даже юной, словно сияющей изнутри. Женщина одета просто, без излишеств. Волосы заплетены в косы и спрятаны под шаль. Кудрявый мальчик держится за мать, повернувшись, казалось, лицом к Иосифу. Но в другом ракурсе его фигура выглядит так, словно младенец смотрит наверх, на небеса.

Все три персонажа на картине "Святое семейство" Рафаэля образуют характерный треугольник. Однако вместо традиционной тоски, свойственной иконам и другим религиозным изображениям, в сюжете просматривается обычное земное, тихое семейное счастье. Персонажи смотрят друг на друга, и выглядят они так же, как и другие простые семьи. Этот взгляд объединяет три фигуры в связанную композицию. Мария обратила к Иосифу взор, полный спокойной задумчивости. Младенец тоже смотрит на него, словно вопрошая о чем-то. Иосиф же глядит на Иисуса с печалью. Быть отцом новорожденного Бога - почетная миссия, но разве не хотелось бы ему стать отцом собственного сына. Цветовая гамма Картина Рафаэля Санти выполнена в мягких, приглушенных тонах. Цвета перетекают один в другой плавно, неспешно. Здесь нет ярких акцентов, кричащих пятен, резких линий. Все кажется смягченным: позы персонажей, черты их лиц, полукружья окон, деревья, умиротворенный пейзаж на заднем плане. Нимбы святых над головами выглядят едва заметными, почти прозрачными.

Еще одной жемчужиной эпохи Возрождения является Лоджия Рафаэля, куда мы и направляемся с нашей экскурсией. Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.


Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера на холстах, а затем уже привезены и закреплены в галерее. От галереи в Риме она отличается только тем, что у нас паркетный пол (в Риме – плитка) и на потолке в середине изображен герб России (в Римме- портрет Папы Римского). Галерея практически не пострадала в период блокады в годы Великой Отечественной войны. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).


Конечно же, эпоха Возрождения в Эрмитаже представлена не только итальянскими мастерами. Здесь же можно ознакомиться с искусством Нидерланд, Фландрии, Голландии, но эта тема уже совершенно другой экскурсии.

Моя птица Феникс, или Возрождение фиалки

Моя птица Феникс, или Возрождение фиалки В прошлом году моя подруга и коллега Ирина принесла мне свою фиалку. Фиалка стала жить на подоконнике в моём методическом кабинете. Скажу.

9 Мая (фоторепортаж)

9 Мая (фоторепортаж) День Победы- это праздник, который затрагивает всех и каждого, и голос невольно дрожит, когда рассказываешь и читаешь детям, и слезы наворачиваются.

Мои орхидеи (фоторепортаж)

Мои орхидеи (фоторепортаж) Орхидеи в наше время широкодоступны по всему миру, их можно купить в цветочных магазинах, супермаркетах, садовых центрах. Но от этого.

Как я ела шелкопряда (фоторепортаж)

Как я ела шелкопряда (фоторепортаж) У нас в Благовещенске на каждом углу ресторанчик с китайской кухней. Мы амурчане просто называем эти ресторанчики "китайка" ну или на крайний.

Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века, до итальянского Ренессанса). Тысячу лет человечество якобы не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…

Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно на выставке, которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе Бергамо.

На выставке представлено 58 произведений живописи художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других. Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в XV - XVI веках.

В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но художники того времени были далеки от неверия в Бога и обращались в своих работах к религиозным сюжетам.

Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.

Кстати, на некоторых из итальянских мастеров повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие художники переехали в Италию.

Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции - религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок. События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.

Работа практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.

Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли - создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.

Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы. Пламенный проповедник изменил взгляды художника. Боттичелли постепенно осознал трагичность мира.

Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины - участники погребального трагического действа - заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.

Работа Пьетро Перуджино (около 1504 года) наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…

Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.

Работа, которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил Якопо ди Антонелло Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.

Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.

В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году, трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.

Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила:Гочияева.Ф.Р ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ШЕДЕВРЫ МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯН.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила:Гочияева.Ф.Р ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ШЕДЕВРЫ МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯН.

Выполнила:Гочияева.Ф.Р ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ШЕДЕВРЫ МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Шедевры итальянского Возрождения в Пушкинском музее Эпоху Возрождения часто с.

Работа прославленного флорентийца, живописца, скульптора, ученого и естествои.

Распятие. 1558. "Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас прин.

Распятие. 1558. "Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль "позднего Тициана", как "сделанный из пятен" краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

Экспонаты на этой выставке называют не иначе, как сокровищами. В Музее изобра.

«Тициан стремился сохранить в портрете, в картине это живое ощущение жизни. Э.

Свершилось то, чего так долго ждали ценители прекрасного. В Москве открылась.

«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, - 100 миллионо.

На автопортрете Рафаэлю – 23. Прожита большая часть из отведенных ему богом 3.

Италия — родина Возрождения, на столетия вперёд определившего развитие европейской культуры. В собраниях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства этой эпохи, которые хранит Эрмитаж, есть немало всемирно известных шедевров. Произведения, создававшиеся в разные периоды итальянского Возрождения, дают представление о возникновении и развитии нового мировоззрения, о формировании и становлении новой художественной системы, о творчестве великих мастеров. Авторы текстов: Р. М. Коган, Л. Я. Лифшиц

Относится к теме


3 курса, 1 статья, 8 видеоматериалов, 4 издания

Связанные материалы

Мадонна с Младенцем. Леонардо да Винчи

Мадонна во славе. Россо Фьорентино

Искусство Италии XVII века в Эрмитаже

Шедевры Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком

Итальянская живопись XIII–XVI веков (каталог коллекции)

Итальянская скульптура XIV–XVI веков (каталог коллекции)

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти

Искусство Италии XVIII века в Эрмитаже

На сайте используются материалы образовательных ресурсов Государственного Эрмитажа:

Читайте также: