Северокавказская катакомбная и срубная археологические культуры сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Также Северо-Кавказская культурная общность.

Эпоха бронзового века.

Датировка общая: 20—10 вв. до н. э.

19—17 вв. до н.э. Зарождение культуры.

17—15 вв. до н.э. Период расцвета.

15—10 вв. до н.э. Время упадка, который совпадает с интенсивным наступлением степных племен с севера.

Поздний период Северо-Кавказской культуры обычно называют кобанским, выделяя его в отдельную культуру. Кобанская культура по времени совпадает с концом бронзы и началом раннего железного века.

Культура развивалась в рамках Циркумпонтийской металлургической провинции.

Во II тысячелетии до н. э. в районах Кавказа сложилось несколько археологических культур со своими особенностями.

Значительную территорию Северного Кавказа от Кубани и Ставрополья до Грозного занимали племена северо-кавказской культуры.

К западу от нее до Черноморского побережья расселились племена прикубанской культуры эпохи бронзы. На восточной части Кавказа до Дербента на юге проживали племена каякентско-хорочаевской культуры.

Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.

На Севере смыкалась с археологическими культурами южно-русских степей (в частности, с катакомбной и срубной).

На Юго-Западе — с территориями распространения Дольменной культуры Западного Кавказа.

На Востоке — с древней культурой Дагестана, южная граница проходила по Главному Кавказскому хребту.

Памятники культуры открыты в разных местах Северного Кавказа, в речных долинах Терека и Кубани, в степях Ставрополья и высокогорных районах. Были исследованы курганы около Ульского аула, станиц Новолабинской, Келермеской, Воздвиженской, у г. Армавир и в окрестностях г. Пятигорска.

Курганные могильники северокавказской культуры содержат скорченные (более поздние — вытянутые) погребения в ямах, выложенных каменными плитами.

Обряд захоронения включал в себя создание для покойного камеры на дне вертикальной ямы, тело чаще всего укладывалось на спину в вытянутом положении, в ногах помещался сосуд с пищей.

Население Северокавказской общности было оседлым, использовало оловяннистые бронзы и многие новые технологии металлообработки. Гончарный круг известен не был.

К Северо-кавсказской общности относят и специфические Дольмены, в которых 5 огромных плит образуют закрытое помещение, в которое помещается тело умершего.

Для раннего этапа культуры характерны костяные изогнутые булавки, каменные песты, кремневые наконечники стрел и каменные шлифованные топорики с просверленным отверстием для ручки, глиняные черные сосуды, покрытые елочным орнаментом. Форма их различна: одни напоминают банку, другие имеют высокую шейку и шаровидное тулово (кувшины), встречаются массивные и приземистые сосуды.

Среди бронзовых орудий труда много топоров и тесел, долот, листовидных ножей, изящных и богато украшенный булавок. Широко известны отлитые из бронзы серпы. Установлено, что земледелие у племен северокавказской культуры сочеталось с яйлажным сезонным скотоводством и охотой.

Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.

Северокавказская культура

Памятники северокавказских племён многообразны. Это захоронения в виде курганов, каменных ящиков, склепов. В Прикубанье открыты курганные погребения близ аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской, села Успенского, у городов Армавир и Курганинск.
Использование камня при возведении погребальных сооружений свидетельствует о связях северокавказских племён с предшествующими племенами майкопской культуры. Об этом также говорит и сходство обнаруженных при раскопках керамических сосудов. Однако сосуды северокавказской культуры выполнены не на гончарном круге, а вручную. В качестве орнамента на многих из них использовались отпечатки шнура.
Основой хозяйства по прежнему были скотоводство и земледелие. Разводили мелкий и крупный рогатый скот и лошадей. Причём лошадь, как и ранее у майкопских племён, использовалась для верховой езды. Землю обрабатывали мотыгой, выращивали пшеницу и ячмень. Урожай убирали составными серпами с кремнёвыми вкладышами. Со временем в обиход вошли бронзовые серпы.
Племена северокавказской археологической культуры занимались также металлургией и металлообработкой. Медь добывали путём разработки местных залежей и в штольнях - подземных горных выработках. В верховьях реки Большой Зеленчук на склоне горы Пастуховой (в 32 километрах от станицы Зеленчукской) были открыты горизонтальная шахта и отходящие от неё вертикальные штольни. Там же обнаружили орудия рудокопов: каменные молоты и тёрочник. Судя по археологическим находкам, у племён северокавказской культуры существовали тесные связи с соседями. Их изделия (орудия труда, украшения) находят в захоронениях на территории Предкавказья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры Работу выпол.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры Работу выпол.

Северокавказская, катакомбная и срубная археологические культуры Работу выполнила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№18 г. Новороссийска Ефремова Ольга Николаевна

Наименование группы племён Время существования Главное занятие Обряд захорон.

Наименование группы племён Время существованияГлавное занятиеОбряд захоронения Северокавказская Катакомбная Срубная

Северокавказская культура, археологическая культура эпохи бронзы (2-е тыс. до.

Северокавказская культура, археологическая культура эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.), распространённая на Северном Кавказе. Поселения С. к. не изучены; могильники — курганные (в степях и предгорьях) и грунтовые (в горах). Захоронения в грунтовых ямах, каменных ящиках и склепах

Погребальный инвентарь: керамика (сосуды округлых форм с отпечатками верёвочк.

Погребальный инвентарь: керамика (сосуды округлых форм с отпечатками верёвочки, штампов и налепами), бронзовые листовидные ножи, тесла, топоры, булавки, украшения, каменные булавы и топоры

Северокавказская культура делится на локальные варианты, отражающие особеннос.

Северокавказская культура делится на локальные варианты, отражающие особенности родственных племенных групп. Общественный строй племён северокавказской культуры— патриархально-родовой. Основа хозяйства — пастушеское скотоводство и земледелие. Северокавказская культура сменилась генетически с нею связанными прикубанской культурой и кобанской культурой.

Землю обрабатывали мотыгой Выращивали пшеницу, ячмень Урожай убирали составны.

Землю обрабатывали мотыгой Выращивали пшеницу, ячмень Урожай убирали составными серпами

Племена катакомбной культуры В. А. Городцов (первооткрыватель катакомбной кул.

Племена катакомбной культуры В. А. Городцов (первооткрыватель катакомбной культуры) Катакомбная культура

Культурно-историческая общность • Бронзовый век ←Ямная боевых топоров→ КМ.

Культурно-историческая общность • Бронзовый век ←Ямнаябоевых топоров→ КМК→ Катакомбная КИО' ' Культуры в составеДонецкая, Харьковско-Воронежская, Ингульская, Предкавказская ДатировкаXXVIII—XX века до н. э. Территория распространенияСеверное Причерноморье Этническая принадлежностьиндоевропейцы Основные исследователиВ. А. Городцов

Предметы катакомбной культурно-исторической общности

Предметы катакомбной культурно-исторической общности

Катакомбное погребение

Культурно-историческая общность • Бронзовый век ←абашевская ←Синташтинская.

Культурно-историческая общность • Бронзовый век ←абашевская ←Синташтинская ←Катакомбная культура ←многоваликовой керамикиБелозерская→ Бондарихинская→ Тазабагьябская→ Срубная КИО Восточноевропейская степь и лесостепь Культуры в составеПокровская срубная, Бережновско-маёвская срубная ДатировкаXVIII—XII вв. до н. э. или XVI—XII вв. до н. э. Территория распространениястепная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом Этническая принадлежностьиндоиранцы, индоарийцы Тип хозяйствастойловое и отгонное скотоводство, земледелие Основные исследователиМерперт Н. Я., Отрощенко В. В., Пряхин Д. А., Черных Е. Н.

Предметы срубной культурно-исторической общности Кельт и вислообушные топоры.

Предметы срубной культурно-исторической общности Кельт и вислообушные топоры Ножи с ромбическим перекрестием

Срубное погребение


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 638 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.07.2018 8537
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 241 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Ольга Николавна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Бронзовый век – длительная эпоха в истории человечества, для которой характерна ведущая роль изделий из бронзы.

В IV тысячелетии до н.э. люди на территории Северного Кавказа стали изготавливать бронзу.

Бронза – это сплав меди и олова.

На Кубани сформировался центр металлургии бронзы. В горн – простейшую металлургическую печь, для повышения температуры подавали воздух специальными мехами. Использование горна ускорило выплавку и улучшило качество металла.

В эпоху бронзового века произошло общественное разделение труда: одни племена занимались земледелием, а другие — скотоводством. Значение приобрело и заимствование достижений цивилизаций Востока: колёсный транспорт, ткачество, гончарный круг. В эпоху бронзы распространились археологические культуры, представленные различными памятниками: каменными гробницами, курганами, поселениями.

Майкопская культура

Племена, населявшие в конце IV — первой половине III тысячелетия территории Северного Кавказа, оставили памятники майкопской археологической культуры. Наиболее известный ее объект – могильник.

Могильная яма находилась под насыпью высотой 11 метров. Яма перегородками была разделёна на три части. Могила обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В самой большой камере погребения было, предположительно, захоронение вождя.

Набор предметов в Майкопском кургане выделяется среди других памятников бронзового века: серебряные сосуды с изображениями животных, балдахин над телом вождя с шестью серебряными трубками. Золотые и серебряные фигурки быков, различные орудия (топоры и долота), глиняные и медные сосуды.

В 1898 году Н.И. Веселовский в урочище Клады, рядом со станицей Новосвободной, обнаружил два кургана майкопской культуры. Под насыпями археологи раскопали каменные гробницы.

Рядом были найдены бронзовое оружие, посуда, орудия труда, котлы, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.

Готовые работы на аналогичную тему

В XX веке в урочище была найдена ещё одна гробница с росписями на стенах, нанесёнными чёрной и красной краской.

В конце XX века археологи открыли группу поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс. Среди них — Мешоко, Ясенева Поляна, Скала. В 1981 году было открыто поселение, получившее название Свободное.

Самое известное поселение — Мешоко у посёлка Каменномостского. Посёлок на высоком плато укреплён мощной каменной стеной, в ширину достигавшей 4 метров. Жилые помещения из самана прилегали к оборонительной стене. Большая часть поселения предназначалась для загона скота.

Археологи обнаружили кости домашних животных: овец, коров, свиней. Найдены керамические цедилки для изготовления молочных продуктов, кремнёвые вкладыши для серпов, зернотёрки.

Племена майкопской культуры достигли успехов в бронзовой металлургии.

Майкопские племена переселились на территорию Кубани из Малой Азии или Месопотамии.

Ямная культура

Племена ямной культуры появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Они занимали территорию от Урала на востоке до Среднего Дуная на западе. Поселения племён не обнаружены. Единственными памятниками являются подкурганные погребения.

Название культуры связано с погребальным обрядом. Умерших хоронили в ямах с закруглёнными углами, сверху перекрытых мощными брёвнами. Роль перекрытия иногда выполняла деревянная повозка. Рядом с погребёнными находятся сосуды, каменные топоры и бронзовые ножи.

В богатых погребениях находят украшения: костяные булавки, височные кольца из бронзы, золотой и серебряной проволоки. Рядом с ямами ставили повозку с деревянными колесами. Племена ямной культуры занимались кочевым скотоводством. Также им были известны плетение, ткачество, изготовление посуды из глины. Орудия труда делали из бронзы.

Существовал обмен орудиями труда, украшениями, продуктами земледелия и скотоводства между племенами ямной и майкопской культур.

Дольменная культура

Культура с монументальными каменными сооружениями — дольменами, распространилась на территории от Таманского полуострова до бассейна Кубани, занимая лесные и предгорные районы.

Дольмены появились в эпоху ранней бронзы, между 2400 — 2100 годами до нашей эры. Это постройки из каменных блоков или высеченные в скальных массивах.

По мнению ученых дольмены служили усыпальницами. Сейчас известно более двух тысяч дольменов. Самыми распространенными являются сооружения плиточного типа, реже — монолитные. В дольменах есть отверстия круглой или аркообразной формы, самые древние дольмены не имели отверстий.

Дольмены растянулись полосой вдоль восточного побережья Чёрного моря, от Абхазии до Таманского полуострова. Их скопления сохранились у станиц Новосвободной, Баговской, Даховской, посёлка Каменномостского.

По мнению В. И. Марковина, появление строителей на Западном Кавказе связано с переселением групп населения с берегов Средиземного моря. Дольменная археологическая культура существовала с 2700 до 1400 года до н. э.

Погребальные сооружения, в которых хоронили несколько покойников, — скорее всего, принадлежали членам одной родственной группы.

Выделяют следующие типы дольменов:

  • плиточные — самые распространённые: их стены, перекрытия и пол сделаны из отдельных плит;
  • составные — со стенами, сложенными из мелких плит или камней;
  • корытообразные – целиком выбитые в скальной глыбе, но перекрытые плитой;
  • дольмены-монолиты – полностью высечены в скале.

Дольмены-монолиты обнаружены в районе Геленджика, станицы Холмской, селения Берегового, Архипо-Осиповки, Джубги.

Северокавказская культура

Во II тысячелетии до н.э. северокавказские племена появились на территории от Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.

Памятники культуры северокавказских племён разнообразны: захоронения в виде курганов, склепов, каменных ящиков. В Прикубанье найдены курганные погребения близ аулов Хатажукай, Уляп, станиц Константиновской, Казанской, села Успенского, у городов Курганинск и Армавир.

Использование камня свидетельствует о связи северокавказских племён с племенами майкопской культуры. Это подтверждается сходством керамических сосудов. Но сосуды северокавказской культуры сделаны вручную.

Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Разводили лошадей, мелкий и крупный рогатый скот. Причём лошадь использовалась для верховой езды. Землю обрабатывали мотыгой, выращивали ячмень и пшеницу.

Племена северокавказской культуры занимались металлургией и металлообработкой. В верховьях Большого Зеленчука на склоне Пастуховой горы открыты горизонтальная шахта и отходящие вертикальные штольни. Там обнаружены орудия рудокопов: тёрочник и каменные молоты. Судя по находкам, у северокавказских племён существовали связи с соседями. Их изделия находят в захоронениях Предкавказья.

Катакомбная культура

Памятники катакомбной археологической культуры распространены на обширной территории — от Приднепровья до Поволжья, включая Прикубанье и Восточное Закубанье.

Срубная культура

Название культура получила благодаря особенности погребального сооружения, в котором яма укреплялась срубом с перекрытием из бревен. Эти племена вытеснили из степей Прикубанья племена катакомбной культуры.

На Кубани исследовано около 190 погребений, которые расположены по берегам Бейсуга, Кирпили, Понура и в Восточном Закубанье. В погребениях находят лепную посуду, топоры, ножи, наконечники копий.

Исследования находок дают представление о развитии ремёсел.

На бескрайних просторах от Волги до Северного Кавказа археологами открыты сотни захоронений, возраст которых исчисляется четырьмя с лишним тысячами лет. Народы, живущие когда-то на этой территории, объединяет общая культура, получившая название катакомбной. Она по-своему уникальна и до наших дней хранит много загадок. О том, что такое катакомбная культура, пойдёт разговор в этой статье.

катакомбная культура

Рукотворные и естественные подземелья

Ими могут быть заброшенные каменоломни, имеющие длинные запутанные ходы, или природные пещеры, соединённые сложной системой коридоров и галерей. Вот их-то и выбрали для погребения своих усопших соплеменников жители эпохи, называемой средним бронзовым веком, охватывающим период XXV-XX век до н. э.

Сразу надо отметить, что в археологии, кроме понятия "катакомбная культура", бытует термин "ямная культура", также связанный с характером древних захоронений. Нетрудно догадаться, что народы, чья культура подпадает под это определение, предпочитали использовать в качестве могил не подземные лабиринты, а ямы, куда помещали покойного, а сверху воздвигали могильный холм – курган, надёжно защищавший могилу от разграбления.

Труды российского археолога

В археологии известно также понятие "катакомбная культурно-историческая общность". Она основана на схожести культур народностей, заселявших в тот давний исторический период степную и лесостепную полосу, простирающуюся от низовий Дона до Северного Кавказа и Приуралья. Впервые этот термин ввёл в оборот российский учёный В. А. Городцов, занимавшийся изучением древних захоронений в первые годы XX века.

характеристика катакомбной культуры

Производя раскопки курганов в районе Северного Донца, учёный обнаружил захоронения, сделанные в катакомбах. Эти весьма специфические погребальные сооружения состояли из вертикальной шахты, ведущей в горизонтальный коридор и помещения-усыпальницы. Именно конструктивные особенности такого способа захоронения позволили назвать выделенную им культуру катакомбной.

Многоликость катакомбной культуры

Позднейшие исследования показали, что эта общность по своей структуре весьма неоднородна и состоит из отдельных археологических культур, которые представляют собой локальные, то есть местные варианты. Например, катакомбная культура на Кубани, определившаяся местными природными и климатическими особенностями, значительно отличается от того, что можно встретить на Кавказе.

Следует отметить, что у историков нет общего мнения по поводу происхождения катакомбной культуры. Ряд исследователей полагает, что её родиной является Кавказ, по мнению других, она появилась вместе с племенами, пришедшими в начале бронзового века с Кипра. Однако серьёзных аргументов в пользу какой-либо из этих теорий нет. Едва ли выдерживает критику и гипотеза о её родстве с древнеямной культурой.

Характеристика катакомбной культуры

Как показывают исследования, поселения народов, относящихся к катакомбной общности, располагались преимущественно на высоких речных мысах, укреплённых обрывами. Берега рек представляли собой удобные пастбища, что давало возможность заниматься скотоводством, являвшемся основой их хозяйства. Другой важной составляющей благополучия древних жителей было рыболовство. Об этом свидетельствуют раскопки, в результате которых в местах древних поселений было обнаружено множество костей как рыбных, так и принадлежавших домашним животным – коровам, овцам и лошадям.

катакомбная культура бронзового века

Катакомбная культура бронзового века характеризуется достаточно высоким уровнем изготовления орудий труда и оружия. Как свидетельствуют результаты анализа изделий, обнаруженных на месте раскопок, они были сделаны из бронзы, выплавленной на Кавказе. Это были топоры, кинжалы и листовые ножи. Однако наряду с ними в достаточно большом количестве были обнаружены и каменные орудия, такие как булавы, топоры и наконечники стрел.

Несмотря на то что катакомбная культура основывалась на скотоводстве и рыболовстве, земледелие также играло определённую, хотя и второстепенную роль в жизнеобеспечении поселян. Об этом свидетельствуют найденные в незначительном количестве, довольно примитивные сельскохозяйственные орудия – роговые мотыги, серпы, зернотёрки и серповидные кремневые ножи. Неоднократно в погребениях обнаруживали и зёрна проса.

Путешествия на Рейн и в Италию

Среди прочих находок особое внимание привлекают топоры, сделанные из бронзы, и имеющие высверленное отверстие для насадки их на деревянные рукояти. По тем временам это уже можно было отнести к высоким технологиям. Нечто похожее можно было видеть тогда у народов Центральной и Северной Европы.

Ряд исследователей полагает, что степные жители могли привозить их, совершая длительные путешествия, достигая Италии и берегов Рейна. Кстати, средства передвижения у них имелись – в одном из катакомбных погребений Ростовской области во время раскопок была обнаружена четырёхколёсная повозка, а рядом с ней - лошадиные кости, которых, вообще, находили немало.

Социальное расслоение древнего общества

Катакомбная культура характерна также явным имущественным неравенством жителей той эпохи. Об этом говорит то различие, которое наблюдается в количестве всевозможных вещей, положенных вместе с умершим в погребальную камеру, и предназначенных для его пребывания в загробном мире. Наряду с очень богатыми захоронениями, по всей видимости принадлежавшими вождям или старейшинам, встречаются могилы практически лишённые какого-либо погребального инвентаря.

катакомбные культуры северного причерноморья

Кроме того, о значительном уровне социального расслоения народов, принадлежавших к катакомбной общности, свидетельствуют внушительные размеры погребальных сооружений и курганных насыпей над могилами лиц, занимавших высокое общественное положение. В них, как правило, находили наибольшее количество предметов, сопутствовавших погребению. Часто в таких захоронениях встречалось до нескольких десятков лошадиных скелетов. Очевидно, кони предназначались для торжественного въезда усопшего в загробный мир. Всё это говорит о сложной структуре общества и высоком уровне его социальной организации.

Могилы племенных вождей

Характеристика катакомбной культуры будет неполной, если не остановиться подробнее на том, сколь высокое положение в обществе занимали вожди. Как правило, их власть простиралась на несколько племён и родов. О том, сколь велик был их социальный статус, можно судить по высоте курганов, насыпанных над могилами, а также огромным размерам самих захоронений и обилию сопровождающих их вещей.

Катакомбная культура на Кубани

Ближайшие к вождям социальные группы

Следующую за вождями ступень социальной лестницы занимали воины. Их захоронения хоть и менее пышные, но также изобилуют всевозможными вещами, необходимыми им в стране мёртвых. Это различное оружие – бронзовые и каменные топоры, ножи и кремневые наконечники для стрел.

Как ни странно, но в те давние времена, отстоящие от нас более чем на четыре тысячи лет, к числу привилегированных людей относились ремесленники, изготавливавшие колесницы. Когда такой мастер умирал, то его также хоронили со всевозможными почестями – ценили в те века рабочего человека.

Могилы служителей культа

Особое место среди захоронений занимают могилы жрецов, составлявших многочисленную, но крайне замкнутую касту. О том, что останки принадлежат члену именно этой социальной группы, красноречиво свидетельствует форма его черепа. Дело в том, что будущих жрецов готовили к выполнению ими высокой миссии с первых дней жизни. Ещё в младенчестве им стягивали головы тугими повязками, что приводило к неправильному развитию черепных костей. В результате со временем головы жрецов приобретали форму дыни, что считалось признаком элитарности.

катакомбная культура это

В их могилах встречаются в основном предметы культового назначения – жаровни с углями для жертвоприношений, а также различные курильницы, выполненные в виде чаш на ножках, и покрытые богатым орнаментом. Такими захоронениями изобиловали в первую очередь катакомбные культуры Северного Причерноморья.

Сходство и различие похоронных обрядов

В наши дни известно много памятников, которые оставила после себя катакомбная культура. Большинство из них были обнаружены на территории, простирающейся от Нижнего Дуная до Волги. Все они характерны общим способом погребения, при котором умерший помещался в камеру, находившуюся в ответвлении от входной шахты. Но на этом сходство в большинстве случаев и заканчивалось, так как каждой народности, проживавшей в том или ином регионе, были присущи свои похоронные обряды и ритуалы.

В ряде случаев в могилах были обнаружены трепанированные черепа, заполненные смесью глины с охрой, а также кости умершего, обмотанные стеблями растений. В других захоронениях пустые глазницы черепов заполнялись подкрашенной глиной. Приходилось находить и парные могилы, где на одном ложе были помещены скелеты мужчины и женщины, как будто они хотели остаться неразлучными и после смерти.

Подробности погребального ритуала

Поскольку катакомбная культура – это, прежде всего, сходство различных народностей в способе погребения умерших, то, завершая статью, остановимся на этом несколько подробнее. Сущность данного обряда сводилась к следующему: родственники покойного, прежде чем насыпать курган, рыли в земле прямоугольную глубокую шахту, для облегчения спуска в которую, по краям делали уступы или ступени. Затем на дне шахты рыли горизонтальный проход, в конце которого устраивалась погребальная камера-катакомба.

Что такое катакомбная

Умершего помещали в ней на специальном ложе, придав ему скорченную позу, напоминающую положение плода в утробе матери. Если семья умершего имела материальную возможность снабдить его вещами, необходимыми для пребывания в стране мёртвых, то их также вносили в погребальную камеру. Вслед за этим вход в неё закрывали каменной плитой или брёвнами. После чего умерший становился достоянием вечности.

Читайте также: