Северный морской путь прошлое и будущее сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

северный морской путь на карте с портами

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.


В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.

Что такое Северный морской путь?

Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.

Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:

  • Западный, включающий переход от Мурманска до Дудинки и обслуживающийся ледоколами Мурманского пароходства;
  • Восточный, пролегающий между Дудинкой и Чукотским полуостровом, обслуживание которого возложено на Дальневосточное пароходство.

Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.

История освоения Севморпути

Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.


В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.

Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.

Крупнейшие порты Севморпути

Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.

  • Мурманск в Кольском заливе Баренцева моря, с двумя пирсами и 111 причалами;
  • Архангельск в Двинском заливе Белого моря, с 75 причалами;
  • Кандалакша на Кольском полуострове в губе Лупча Белого моря с 5 причалами;
  • Витино в губе Палкина Белого моря, с 4 причалами;
  • Онега в Онежском заливе Белого моря, с 7 причалами;
  • Мезень в Мезенском заливе Белого моря, с 3 причалами;
  • Варандей в Варандейской губе Баренцева моря, с 2 причалами;
  • Нарьян-Мар в устье реки Печоры, впадающей в Баренцево море, с 6 причалами;
  • Сабетта в Обской губе Карского моря, с 11 причалами;
  • Дудинка в Карском море, с 9 причалами;
  • Диксон в Енисейском заливе Карского моря, с 2 причалами;
  • Хатанга в устье реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых, с 5 причалами;
  • Тикси в бухте Тикси моря Лаптевых, с 2 причалами;
  • Певек в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, с 3 причалами;
  • Анадырь в Анадырском заливе Берингова моря, с 6 причалами;
  • Порт Провидения в бухте Провидения Берингова моря, с 4 причалами;
  • Эгвекинот в Заливе Креста Берингова моря, с 2 причалами;
  • Беринговский в бухте Угольная Берингова моря, с 4 причалами.


В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.

Ледокол на рейде

Северный морской путь (СМП) является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике. Это кратчайший морской путь между европейской и азиатской частью России. Кроме того, он проходит по территории, которая является стратегической ресурсной базой нашей страны, обеспечивающей решение важнейших задач социально-экономического развития. Статья расскажет о прошлом, настоящем и будущем СМП.

Русские исторически расселялись в зоне холодного климата, прилегающей к арктическим водам. Системные попытки освоения Севера предпринимались уже несколько столетий назад, но подлинный прорыв произошел только в прошлом веке. Активное развитие Северного морского пути приостановились в 90-е годы, однако в последнее время ситуация динамично изменяется. Какие северные порты являются ключевыми для развития региона? Каковы перспективы международного сотрудничества и развития этой транспортной артерии? Мы постарались дать ответы на эти актуальные вопросы.

История освоения

В эпоху Советского Союза — после окончания НЭП и начала периода индустриализации — началось широкомасштабное и системное освоение СМП. В 1932 г. была создана единая организация, отвечающая за экономическое использование, судоходство и безопасность навигации на этой водной артерии,— Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть).

Немалые инвестиции Советского Союза в обустройство СМП не пропали даром — в годы Великой Отечественной войны он стал важнейшей стратегической артерией советского Севера. По СМП осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море, а также большой объем военных и снабженческих перевозок. Через арктические порты флот снабжался каменным углем Печорского бассейна, а военная промышленность СССР — никелем, редкоземельными металлами для легирования сталей, лесом.

За войну по трассе СМП прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн т различных грузов. Управление судоходством по СМП осуществляли штабы морских операций, располагавшиеся в портах Диксон (Западный сектор) и Певек (Восточный сектор). Общую координацию навигации выполняла администрация СМП. За советский период истории (начало 1930-х — начало 1990-х гг.) эксплуатация СМП велась очень активно и всеми возможными средствами.

Объем перевозимых грузов по СМП к 1987 г. составил более 7 млн т в год, что в 5 раз превышало общий объем ежегодного грузопотока во всей остальной зарубежной Арктике.

Северный морской флот

Ледокольный флот

После появления ледокольного флота навигация в районе СМП не только заметно упростилась, но и расширилась по времени. Серьезную роль сыграли ледоколы и в проводке северных конвоев в годы Великой Отечественной войны.

Современная ситуация

  • 2010 г. ~ 110 тыс. т (проведено 4 судна)
  • 2011 г. ~ 820 тыс. т (проведено 34 судна)
  • 2012 г. ~ 1260 тыс. т (проведено 46 судов). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа по СМП. Танкер-газовоз СПГ Ob River прошел из Норвегии в Японию
  • 2013 г. ~ 1160 тыс. т.
  • 2014 г. ~ 274 тыс. т (проведено 25 судов)

Однако это не вся картина: пока что в структуре проводок подавляюще доминируют внутренние перевозки в интересах главных пользователей СМП — от порта Мурманск преимущественно до устьев Оби и Енисея, которые сейчас достигают 3 млн т.

В последние годы возобновились регулярные океанографические исследования в пределах акватории СМП — так, осенью 2014 г. были проведены работы по детализации рельефа дна в Чукотском море и завершены исследования острова Врангеля и мыса Шмидта. В 2013 г. специалисты гидрографической службы Тихоокеанского флота провели большую экспедицию в районе Чукотки и Охотского моря — в результате участок был признан ООН частью России. Кроме того, проводится модернизация береговых средств навигационного оборудования. С сентября 2012 г. весь СМП охвачен сетью станций ГЛОНАСС/GPS.

Маршрут Северного морского пути

Арктические порты как ключевое звено СМП

Однако к портовой инфраструктуре Арктического бассейна в целом есть большие вопросы. Прежде всего, деградация 1990-х после интенсивного развития в советский период нанесла им большой ущерб. Из-за отсутствия средств у собственников модернизация технического оборудования портов после 1990 г. производилась в ничтожных масштабах. Причальные сооружения в большинстве арктических портов сегодня требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов.

В системе северных портов России по приоритетности осуществления реконструкции и усиления необходимо выделить три группы: а) первоочередные — незамерзающие порты Баренцева моря; б) опорные точки СМП — глубоководные Дудинку, Певек и Диксон; и далее — остальные порты побережья.

Главнейший порт СМП — Мурманск: фактически это ключевой элемент всей транспортной системы Арктического Севера России. Существует генеральный план развития
Мурманского транспортного узла: по нему грузооборот порта к 2020 г. может достичь 100 млн т. Однако по итогам 2014 г. он, напротив, упал в полтора раза относительно 2013-го (21,9 против 31,4 млн т).

В настоящее время ведутся работы по реконструкции Мурманского порта — строительство нового угольного терминала с грузооборотом до 20 млн т в год, а также наливного терминала (мощностью переработки до 35 млн т в год) на восточном берегу Кольского залива. Кроме того, ведется строительство контейнерного терминала на 1 млн TEU, начата реконструкция первого грузового района.

Вид на город-порт Мурманск

Мурманская область. Вид на город-порт Мурманск

В Северном бассейне также строится новый порт в пос. Териберка, с пропускной способностью 13,6 млн т, который планируется как часть проекта по комплексному освоению Штокмановского месторождения.

В июне 2008 г. было завершено строительство стационарного морского ледостойкого терминала порта Варандей и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т. Пропускная способность терминала — ок. 12 млн т в год.

Стабильно функционирующим в ледовой (замерзающей) зоне СМП, кроме вышеупомянутых, остается лишь порт Дудинка в устье Енисея. Остальные порты почти прекратили (Амдерма, Диксон, Зеленый Мыс) или перерабатывают очень малый объем (Игарка, Хатанга, Тикси, Певек, Мыс Шмидта) грузов. Из них Диксон и Певек рассматриваются как базовые для центрального и восточного секторов СМП соответственно, где необходимы немалые вложения в реконструкцию для бесперебойной работы инфраструктуры СМП в целом.

Пользователи, ресурсная база и значение СМП

Арктическая зона России сегодня является стратегической ресурсной базой страны, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития. Здесь добывается около 80% (!) российского газа. На севере Сибири сконцентрированы уникальные Уренгойское, Ямбургское и другие крупные месторождения газа, а также не менее значимые нефтяные месторождения. Ямальские месторождения способны удовлетворить перспективный прирост потребности в газе как внутренних, так и экспортных потребителей. Тимано-Печорская нефтегазовая провинция (Ненецкий АО) также обладает большими запасами нефти и газа. Здесь также создана крупная база технической поддержки газодобытчиков.

Не менее значима и морская шельфовая зона: в арктических морях открыто 27 крупных месторождений углеводородов. А всего, по данным ГКЗ, в период с 2003 по 2013 г. было открыто 533 новых нефтяных месторождения с суммарными запасами по категориям С1+2 2.06 млн т. В среднем ежегодно открывалось по 48 месторождений, а их средние запасы составили 3,9 млн т.

По состоянию на начало 2015 г., в российских морях Западной Арктики пробурены 88 поисково-разведочных скважин и открыто 22 месторождения (включая в переходной зоне суша — море) с суммарными запасами и ресурсами газа более 10 трлн м3 и нефти с конденсатом свыше 500 млн т.

В прилегающих районах добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита и редкоземельных металлов, свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди. Приарктический Север дает стране более трети рыбы и морепродуктов и около 20% рыбных консервов.

Арктическая зона России располагает мощной индустрией, а масштабы хозяйственной деятельности существенно превосходят показатели других приполярных стран. Здесь высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий, которая составляет 60% от цены конечного продукта. Для сравнения, в приполярных областях Гренландии, Норвегии, Швеции она составляет не более 15%; на Аляске и в арктической Канаде — около 30%.

В этой связи роль транспортной системы СМП является чрезвычайно важной не только геополитически и стратегически, но и экономически.

Имеются немалые перспективы и на международное сотрудничество.

Увеличивается и значение китайского фактора. В соответствии с китайскими долгосрочными прогнозами к 2020 г. по СМП может пойти от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока, при условии готовности к этому инфраструктуры СМП (о лимитирующих сложностях см. выше, в части IV). Это означает, что через семь лет Китай может отправлять по СМП каждую седьмую тонну экспортных грузов. При этом плавание могут в перспективе обеспечивать не только российские ледоколы, но и китайские.

Справка

Конвенция ООН по морскому праву и Севморпуть

В 1997 г. Россия присоединилась к конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая вступила в силу немного ранее, в 1994-м. Конвенция формализовала четкое разделение морского пространства с различным правовым регулированием разных зон. При этом в районе трассы СМП, которая в зависимости от ледовых условий текущего года сильно меняет географическую дислокацию проходов, образовались зоны с различным правовым регулированием.

Сухогруз Yong Sheng

Сухогруз Yong Sheng

Китайские караваны на СМП и ледокольные планы Китая

8 августа 2013 г. впервые в своей истории Китай приобщился к коммерческой эксплуатации СМП, отправив сухогруз Yong Sheng из порта Далянь в Роттердам. Судно грузоподъемностью 19 тыс. т. достигло голландских берегов 10 сентября. Таким образом, проход занял 33 дня. Традиционный маршрут между этими портами через Индийский океан и Суэцкий канал занимает 48–50 дней. В августе 2015 г. тот же Yong Sheng совершил свой второй рейс по арктической трассе. На этот раз переход длился 39 дней (порт Далянь — порт Варберг, Швеция).

Ледокол на рейде

Северный морской путь (СМП) является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике. Это кратчайший морской путь между европейской и азиатской частью России. Кроме того, он проходит по территории, которая является стратегической ресурсной базой нашей страны, обеспечивающей решение важнейших задач социально-экономического развития. Статья расскажет о прошлом, настоящем и будущем СМП.

Русские исторически расселялись в зоне холодного климата, прилегающей к арктическим водам. Системные попытки освоения Севера предпринимались уже несколько столетий назад, но подлинный прорыв произошел только в прошлом веке. Активное развитие Северного морского пути приостановились в 90-е годы, однако в последнее время ситуация динамично изменяется. Какие северные порты являются ключевыми для развития региона? Каковы перспективы международного сотрудничества и развития этой транспортной артерии? Мы постарались дать ответы на эти актуальные вопросы.

История освоения

В эпоху Советского Союза — после окончания НЭП и начала периода индустриализации — началось широкомасштабное и системное освоение СМП. В 1932 г. была создана единая организация, отвечающая за экономическое использование, судоходство и безопасность навигации на этой водной артерии,— Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть).

Немалые инвестиции Советского Союза в обустройство СМП не пропали даром — в годы Великой Отечественной войны он стал важнейшей стратегической артерией советского Севера. По СМП осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море, а также большой объем военных и снабженческих перевозок. Через арктические порты флот снабжался каменным углем Печорского бассейна, а военная промышленность СССР — никелем, редкоземельными металлами для легирования сталей, лесом.

За войну по трассе СМП прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 млн т различных грузов. Управление судоходством по СМП осуществляли штабы морских операций, располагавшиеся в портах Диксон (Западный сектор) и Певек (Восточный сектор). Общую координацию навигации выполняла администрация СМП. За советский период истории (начало 1930-х — начало 1990-х гг.) эксплуатация СМП велась очень активно и всеми возможными средствами.

Объем перевозимых грузов по СМП к 1987 г. составил более 7 млн т в год, что в 5 раз превышало общий объем ежегодного грузопотока во всей остальной зарубежной Арктике.

Северный морской флот

Ледокольный флот

После появления ледокольного флота навигация в районе СМП не только заметно упростилась, но и расширилась по времени. Серьезную роль сыграли ледоколы и в проводке северных конвоев в годы Великой Отечественной войны.

Современная ситуация

  • 2010 г. ~ 110 тыс. т (проведено 4 судна)
  • 2011 г. ~ 820 тыс. т (проведено 34 судна)
  • 2012 г. ~ 1260 тыс. т (проведено 46 судов). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа по СМП. Танкер-газовоз СПГ Ob River прошел из Норвегии в Японию
  • 2013 г. ~ 1160 тыс. т.
  • 2014 г. ~ 274 тыс. т (проведено 25 судов)

Однако это не вся картина: пока что в структуре проводок подавляюще доминируют внутренние перевозки в интересах главных пользователей СМП — от порта Мурманск преимущественно до устьев Оби и Енисея, которые сейчас достигают 3 млн т.

В последние годы возобновились регулярные океанографические исследования в пределах акватории СМП — так, осенью 2014 г. были проведены работы по детализации рельефа дна в Чукотском море и завершены исследования острова Врангеля и мыса Шмидта. В 2013 г. специалисты гидрографической службы Тихоокеанского флота провели большую экспедицию в районе Чукотки и Охотского моря — в результате участок был признан ООН частью России. Кроме того, проводится модернизация береговых средств навигационного оборудования. С сентября 2012 г. весь СМП охвачен сетью станций ГЛОНАСС/GPS.

Маршрут Северного морского пути

Арктические порты как ключевое звено СМП

Однако к портовой инфраструктуре Арктического бассейна в целом есть большие вопросы. Прежде всего, деградация 1990-х после интенсивного развития в советский период нанесла им большой ущерб. Из-за отсутствия средств у собственников модернизация технического оборудования портов после 1990 г. производилась в ничтожных масштабах. Причальные сооружения в большинстве арктических портов сегодня требуют капитального ремонта, реконструкции и дноуглубления для приема современных судов.

В системе северных портов России по приоритетности осуществления реконструкции и усиления необходимо выделить три группы: а) первоочередные — незамерзающие порты Баренцева моря; б) опорные точки СМП — глубоководные Дудинку, Певек и Диксон; и далее — остальные порты побережья.

Главнейший порт СМП — Мурманск: фактически это ключевой элемент всей транспортной системы Арктического Севера России. Существует генеральный план развития
Мурманского транспортного узла: по нему грузооборот порта к 2020 г. может достичь 100 млн т. Однако по итогам 2014 г. он, напротив, упал в полтора раза относительно 2013-го (21,9 против 31,4 млн т).

В настоящее время ведутся работы по реконструкции Мурманского порта — строительство нового угольного терминала с грузооборотом до 20 млн т в год, а также наливного терминала (мощностью переработки до 35 млн т в год) на восточном берегу Кольского залива. Кроме того, ведется строительство контейнерного терминала на 1 млн TEU, начата реконструкция первого грузового района.

Вид на город-порт Мурманск

Мурманская область. Вид на город-порт Мурманск

В Северном бассейне также строится новый порт в пос. Териберка, с пропускной способностью 13,6 млн т, который планируется как часть проекта по комплексному освоению Штокмановского месторождения.

В июне 2008 г. было завершено строительство стационарного морского ледостойкого терминала порта Варандей и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. т. Пропускная способность терминала — ок. 12 млн т в год.

Стабильно функционирующим в ледовой (замерзающей) зоне СМП, кроме вышеупомянутых, остается лишь порт Дудинка в устье Енисея. Остальные порты почти прекратили (Амдерма, Диксон, Зеленый Мыс) или перерабатывают очень малый объем (Игарка, Хатанга, Тикси, Певек, Мыс Шмидта) грузов. Из них Диксон и Певек рассматриваются как базовые для центрального и восточного секторов СМП соответственно, где необходимы немалые вложения в реконструкцию для бесперебойной работы инфраструктуры СМП в целом.

Пользователи, ресурсная база и значение СМП

Арктическая зона России сегодня является стратегической ресурсной базой страны, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития. Здесь добывается около 80% (!) российского газа. На севере Сибири сконцентрированы уникальные Уренгойское, Ямбургское и другие крупные месторождения газа, а также не менее значимые нефтяные месторождения. Ямальские месторождения способны удовлетворить перспективный прирост потребности в газе как внутренних, так и экспортных потребителей. Тимано-Печорская нефтегазовая провинция (Ненецкий АО) также обладает большими запасами нефти и газа. Здесь также создана крупная база технической поддержки газодобытчиков.

Не менее значима и морская шельфовая зона: в арктических морях открыто 27 крупных месторождений углеводородов. А всего, по данным ГКЗ, в период с 2003 по 2013 г. было открыто 533 новых нефтяных месторождения с суммарными запасами по категориям С1+2 2.06 млн т. В среднем ежегодно открывалось по 48 месторождений, а их средние запасы составили 3,9 млн т.

По состоянию на начало 2015 г., в российских морях Западной Арктики пробурены 88 поисково-разведочных скважин и открыто 22 месторождения (включая в переходной зоне суша — море) с суммарными запасами и ресурсами газа более 10 трлн м3 и нефти с конденсатом свыше 500 млн т.

В прилегающих районах добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита и редкоземельных металлов, свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди. Приарктический Север дает стране более трети рыбы и морепродуктов и около 20% рыбных консервов.

Арктическая зона России располагает мощной индустрией, а масштабы хозяйственной деятельности существенно превосходят показатели других приполярных стран. Здесь высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий, которая составляет 60% от цены конечного продукта. Для сравнения, в приполярных областях Гренландии, Норвегии, Швеции она составляет не более 15%; на Аляске и в арктической Канаде — около 30%.

В этой связи роль транспортной системы СМП является чрезвычайно важной не только геополитически и стратегически, но и экономически.

Имеются немалые перспективы и на международное сотрудничество.

Увеличивается и значение китайского фактора. В соответствии с китайскими долгосрочными прогнозами к 2020 г. по СМП может пойти от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока, при условии готовности к этому инфраструктуры СМП (о лимитирующих сложностях см. выше, в части IV). Это означает, что через семь лет Китай может отправлять по СМП каждую седьмую тонну экспортных грузов. При этом плавание могут в перспективе обеспечивать не только российские ледоколы, но и китайские.

Справка

Конвенция ООН по морскому праву и Севморпуть

В 1997 г. Россия присоединилась к конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая вступила в силу немного ранее, в 1994-м. Конвенция формализовала четкое разделение морского пространства с различным правовым регулированием разных зон. При этом в районе трассы СМП, которая в зависимости от ледовых условий текущего года сильно меняет географическую дислокацию проходов, образовались зоны с различным правовым регулированием.

Сухогруз Yong Sheng

Сухогруз Yong Sheng

Китайские караваны на СМП и ледокольные планы Китая

8 августа 2013 г. впервые в своей истории Китай приобщился к коммерческой эксплуатации СМП, отправив сухогруз Yong Sheng из порта Далянь в Роттердам. Судно грузоподъемностью 19 тыс. т. достигло голландских берегов 10 сентября. Таким образом, проход занял 33 дня. Традиционный маршрут между этими портами через Индийский океан и Суэцкий канал занимает 48–50 дней. В августе 2015 г. тот же Yong Sheng совершил свой второй рейс по арктической трассе. На этот раз переход длился 39 дней (порт Далянь — порт Варберг, Швеция).

Читайте также: