Сергий радонежский воплощение национального нравственного идеала сообщение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Егорова Елизавета Евгеньевна,

Харченко Вера Александровна ,

учитель русского языка и литературы

5. Информационные ресурсы…………………………………………………. 13

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, святителей, благоверных князей, преподобных, затворников, основателей монастырей. Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?

Наше исследование посвящено преподобному Сергию Радонежскому: именно ему наиболее почитаемому русскому святому, во времена почти семивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения. Такие люди как он представляют, как бы, живые вулканы, извергающие напряженную энергию. То, что должны сделать миллионы людей - делают отдельные личности, которые всегда приходят к человечеству на поворотных этапах его истории. Таким был и Сергий Радонежский.

Актуальность

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. Непосредственное влияние на образование и на результат воспитания, в частности, оказал кризис национальной идеи, который не преодолен до настоящего времени. В этих условиях общество с надеждой смотрит на школу, которая может привить молодому поколению иммунитет против безнадзорности, поможет качнуть маятник в противоположную сторону – к духовным, человеческим ценностям. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой жизнью. Жизнь и деятельность Сергия Радонежского – лучший пример для подражания, к которому должны стремиться все православные люди.

Практическое применение

Наше исследование целесообразно использовать при знакомстве с памятниками древнерусской литературы, а также с точки зрения изучения жития святых.

Много исследователей занимались изучением жизнеописания Сергия Радонежского. Этот вопрос освещен достаточно в литературе. Но хочется самим разобраться, почему Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

Цель исследования : знакомство с личностью Сергия Радонежского; подвигами святого.

Задачи исследования:

определить характерные черты жанра жития;

изучить историю создания жития преподобного Сергия (от Е. Премудрого);

распространить в среде сверстников информацию о подвижнической деятельности святого;

прочесть доступные материалы и книги о святом.

Объект исследования памятники древнерусской литературы начало XIII-XIV веков.

База исследования: материалы Старооскольского художественного музея, интернет-ресурсы, тексты древнерусской литературы.

Основная часть

Особенности жанра жития

Житие – жанр древнерусской литературы, произведения которого повествуют о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых. Канонизация святого возможна при наличии трёх условий: 1 - святая жизнь, 2 - чудеса (прижизненные, но что более важно - посмертные), 3 - обретение мощей.

Житийная, или агиографическая (от греч. hagios - святой, grapho - пишу), литература была очень популярна на Руси. Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература.

Автор жития ставил перед собой задачу создать такой образ святого, который бы утверждал истинность православной веры. Подобно иконе, житие представляло святого в соответствии с определенным набором правил — каноном. Индивидуальные душевные качества героев почти неразличимы — важно не временное, а вечное, общее, образцовое для многих святых. Составители стремились не столько раскрыть индивидуальность личности, сколько показать отличие этого человека от обычных людей, его святость, связь с Богом.

Жития имели следующую структуру: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому. Жития писались на церковно-славянском языке, который в Древней Руси являлся языком богослужения и литературы.

Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти — в 1417-1418 гг. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль.

Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице -Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 г. и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 г. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия. В середине XVII в. на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию.

Жизнь и деятельность Сергия Радонежского

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес: "Святая-Святых" - в третий раз послышался из утробы матери его голос.

Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын - избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией - давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. "Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми".

В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам - вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Не будучи еще в монастыре, он вел монашескую жизнь.

После смерти родителей, все, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.

Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Симеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.

Не жалеть себя, отказывать себе – это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так старец приближался к исходу из этой временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы.

Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие чада Сергиевы, и с сердечной болью внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя.

Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал свою чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, то есть на 78 году своей жизни.

Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды, после вечерней молитвы, ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело покойного достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. Весть разлетелась быстро. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.

Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными. В 1463 году Новгородским архиепископом святым Ионою была поставлена в Новгороде, на владычном дворе, первая известная церковь во имя преподобного Сергия.

Сейчас мощи преподобного находятся в Сергиево – Посадской лавре. К его мощам каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить его.

Деяния Сергия Радонежского во имя Русской земли

В 1521 году при Василии Третьем молитвами Сергия Радонежского и святителей московских Москва была спасена от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, который, встав у стен города, посеял среди населения панику, напомнив о страшных временах Золотой Орды. Дореволюционная столица ежегодно отмечала крестными ходами эго чудесное избавление.

Сам Пётр Великий никогда не расставался с изображением святого Сергия. В августе 1689 года Троицкая обитель спасла в своих стенах юного царя от мятежных стрельцов.

Памяти святого молитвенника посвящались сельские часовни, приходские и воинские храмы, домашние церкви и величественные соборы Российской Империи.

Именно при Сергии, по его пророчеству и благословению свершилось первое чудо: победа на Куликовом поле, послужившая началом становления русской нации. Во время этой битвы, далеко от Куликовского поля, в обители Живоначальной Троицы Сергий вместе с братией творил молитвы за успех великого дела. Очевидцы отмечали: телом стоял он во храме, а духом был на поле Куликовом. Пророческим зрением видел, как идёт сражение. Ведал братии об успехах нашего воинства. Называл по имени павших героев и тут же произносил за них заупокойные молитвы. Молился, а в конце дня возвестил о полном поражении врагов.

О бескорыстии Сергия ходят легенды. Сергий управлял братией только посредством своего примера.

1919 год, 11 апреля — чёрный день святой Сергиевой обители. Безбожные власти вскрыли гробницу со святыми мощами/А в ноябре 1919 года Лавра была закрыта. Лишь после Великой Отечественной войны вернулись мощи под сень Троицкого собора.

Даже после своей земной смерти святой Сергий продолжал свое жертвенное служение нашему Отечеству, чудесным образом помогая ему в самые трудные минуты.

Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.
Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.
Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием.

Долгое время он жил в “строжайшем монашестве” в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.
Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
Перед Куликовской битвой князь

попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.
Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.
Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого.

Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.

Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.

Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергий благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.

Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.

Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

Секция: Православная культура и современный школьник.

Киселёва Галина Сергеевна,

Тема проекта : «Размышляя о преподобном Сергии Радонежском.

Цели и задачи проекта:

- приобщение к духовно-нравственной культуре;

- развитие интереса к истории православия в России;

- формирование представления о личности преподобного Сергия Радонежского.

- изучение литературы по теме исследования: книги, журналы. Интернет-ресурсы4

- оформление проекта в виде презентации;

- формирование выводов о важности своей работы.

Проблемный вопрос: может ли святой быть нравственным идеалом для современного школьника?

Гипотеза: я считаю, что на человека, носящего имя святого накладывается определённая ответственность. Надо не посрамить имя, ставшее твоим.

1.Выбор темы проекта. Её актуальность.

2.Определение цели и задач исследования.

3.Сбор материалов о жизни и христианском подвиге преподобного Сергия Радонежского.

5.Подбор иллюстративного материала для презентации проекта.

7.Защита проекта на региональных детско-юношеских богословских чтениях.

«Какое чудо – жития святых!

Что ни святой – пример для подражания.

В рассказах незатейливых, простых –

Елец… Моя малая родина. Я по праву горжусь этим старинным городом, который имеет богатую и славную историю, неразрывно связанную с Православием. Главными его достопримечательностями являются православные храмы и монастыри, которых в городе всегда было много.

Радостные чувства переполняют меня, когда я слышу в воскресенье и праздничные дни, как звонят колокола. Малиновый звон плывёт над старинным городом. А люди идут и идут в храмы, чтобы прикоснуться к вере, к Богу.

Меня зовут Сергей. У моих родителей не возникло разногласий и споров по поводу моего имени, ведь я родился 18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Обычай давать человеку имя одного из святых имеет очень глубокий смысл. Родители надеются, что, назвав ребенка именем святого, будет установлена незримая связь меня в честь преподобного Сергия Радонежского, будет установлена незримая связь, что этот святой будет вести ребенка по жизни, помогая в трудную минуту, ограждая от бед и невзгод. Но и на человека, носящего имя святого, я думаю, тоже накладывается ответственность. Надо не посрамить имя, ставшее твоим.

Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.

Яркие впечатления вызвали у меня страницы книги, в которых рассказывается о детстве Сергия. С малых лет он подражал Христу словами, делами и помыслами, отличался своими душевными достоинствами: благочестием, кротостью, любовью ко всему живому.

Я думаю, что Варфоломею было стыдно за то, что он никак не может освоить грамоту, стыдно за то, что он огорчает своих родителей. И Варфоломей обращается за помощью к Богу.

Я стараюсь не огорчать своих родителей учебой, много занимаюсь и радую их хорошими оценками. Но не все предметы даются мне легко, и когда у меня что-то не получается, я обращаюсь за помощью к Сергию Радонежскому. Он является тем источником силы, которая помогает мне поверить в себя, не опускать руки, а заниматься с ещё большим усердием.

Родители Варфоломея часто ходили в церковь и всегда помогали бедным людям. Таким же добрым и отзывчивым рос и Варфуша, как ласково называла его мама.

Нетрудно представить себе мальчика с белесыми бровками и ярко-синими глазами. Вот на полу он нашел жука, зажал его в кулачок и несет во двор, чтобы выпустить. Жук больно вцепился челюстями в ладошку, но мальчик терпит.

А вот он стоит в белой рубашонке на крыльце. К нему склоняется белая конская морда, и теплые мягкие губы берут с ладони хлеб – кусок за куском. Меня восхищает такая его любовь ко всему живому.

Как все дети на свете, Варфуша любил сказки. Няня рассказывала сказку так, что ему казалось, что он уже не здесь, на печке, а в лесу, едет на Сером Волке. Он представляет, как выводит волшебного коня, как ловит Жар-птицу. Он бы, конечно, послушался волка, не трогал клетку, и не зазвенели бы струны, и не пришлось бы обманывать грозного царя. А мама читала ему книги о жизни святых и Иисуса Христа. Варфуша с нежностью заботился о младшем братике Пете, водил его за ручку.

Родители мне всегда говорят, что если хочешь чего-то достичь в жизни, нужно начинать трудиться с детства. Я стараюсь придерживаться этого правила. Поэтому, когда мама или папа просят меня помочь по дому, я никогда не отказываюсь. Многие мои друзья считают, что домашняя работа скучна и монотонна. Но это не так1 Достаточно немного пофантазировать, как делал это в детстве Сергий, и обыденные дела превращаются в сказочное приключение. Поэтому теперь я весело принимаюсь за любую работу: помогаю папе в гараже, хожу в магазин, поливаю огород — и чувствую себя немного волшебником,творящим добрые дела. В такие минуты чувствуешь себя по настоящему счастливым.

Время, когда жил Варфоломей, было очень страшным. На Русь постоянно нападали иноземные племена. Они грабили и жгли города и села, убивали русичей и оставшихся в живых забирали в плен. Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей, которые бежали от захватчиков. Среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил. А девочка все повторяла: "Нас в сарай посадили, а мама говорит "Беги!", я все бегу, бегу. Где в стогу заночую, где в поле". Варфуша успокаивал ее, а когда она все-таки умерла, читал молитвы.

Варфоломей рос добрым и трудолюбивым мальчиком. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Хотя он жил много веков назад, мне кажется, что я похож на него. Как и он, я люблю всё живое на земле, умею трудиться, читаю сказки, как и он, я очень хочу учиться.

По воле судьбы мой папа живет и работает в Москве, старший брат Алексей учится в военной академии в Санкт-Петербурге, и поэтому на сегодняшний день, я единственный мужчина в доме. Это накладывает на меня определённую ответственность по выполнению посильной мужской работы. По словам папы, я хорошо с ней справляюсь: усердно помогаю маме, забочусь о ней. Знания о жизни Сергия Радонежского помогают мне в этом.

Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар. Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а только после их смерти ушел в лес.

Однажды мне очень хотелось поехать с мамой в Санкт Петербург, чтобы проведать брата. Моё желание было очень сильным, так как я давно его не видел и очень скучал. Мама попросила меня остаться дома и помочь бабушке по хозяйству. Очень я тогда расстроился, сказал, что всё равно поеду, но потом вспомнил, как Сергий Радонежский не ослушался родителей и не ушел в монастырь, пока они не разрешили. Из Жития видно, что он с большим уважением и благоговением относился к родителям. Мама была огорчена моим поведением, но не бранила меня за непослушание, а тактично и терпеливо объяснила мне, что стыдно так себя вести, нельзя оставлять бабушку одну и, что в следующий раз я обязательно поеду. После этого я понял одно правило – надо поступать так, как правильно, а не так как мне хочется. На тот момент правильнее было послушать маму и остаться.

В лесу Варфоломея стали звать Сергием. Он построил избу, церковь, жил один, сам колол дрова, плел лапти, ухаживал за огородом, пек себе хлеб и молился в церкви.

В долгие зимние вечера под окнами выли страшные волки. Но Сергий ничего не боялся. Был у него и друг лесной. Однажды Сергий увидел медведя, слабого от голода. Он пожалел и накормил его хлебом. Медведь не раз приходил к избушке. Сергий всегда клал на пенек хлеб. Медведь стал совсем ручным.

К Сергию стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением.

Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, села, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились и каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.

Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.
В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить ее. Московский князь Дмитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Дмитрий собрал большое войско.

Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. Он сказал Дмитрию: "Иди, не бойся, Бог поможет тебе", – а на ухо шепнул: "Ты победишь".

Свистят стрелы, звенят мечи, льется кровь. А в лесу, преклонив колени, молится святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.

Да, истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей. Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.

Прошли долгие годы, прежде чем Русь победила всех своих недругов, объединилась и стала сильной и богатой. Много для этого сделали русские люди, и одним из них был Сергий Радонежский. Он пришел на поросшую лесом гору Маковицу никому не известным юношей, а стал в Свято-Троицком монастыре прославленным русским праведником. Его сейчас знает каждый. Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский может считаться воплощением моего нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины. Удивительно, но чтобы я не делал: учился, играл, общался с друзьями, помогал родителям, ходил с бабушкой в церковь - я чувствую его незримое присутствие - любовь, вера и надежда поселяются в моём сердце! Хочется творить добро!

И вновь льётся над городом колокольный звон. Он зовёт людей в церковь, на службу. Каждый раз, приходя в храм, я стою перед иконой преподобного Сергия Радонежского со свечой в руках и молюсь о здоровье моих родных, о добре и счастье на всей земле.

Я проникся искренней любовью к преподобному Сергию Радонежскому. Он учит добру, любви к ближним, дружбе, взаимопониманию. Его жизнь послужит примером для меня.

Духовно-нравственные идеалы преподобного Сергия Радонежского и его роль в общественно-культурной жизни Московской Руси. Знаменитая чудотворная икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, написанная в 1411 году для деревянной Троицкой церкви.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.12.2012
Размер файла 789,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Институт проблем энергетической эффективности

Кафедра истории и культурологи

Тема: " Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский , Андрей Рублев ) "

По учебной дисциплине " Культурология "

Студентка группы ФП-10-11

Подкопаева Ирина Александровна

1. Роль Сергия Радонежского в общественно-культурной жизни Московской Руси

2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. Икона " Троица " преподобного Андрея Рублева

Список используемой литературы

Каждый из нас, в свое время, задумывался о том, каким же должен быть на самом деле нравственный идеал человека. Много книг и статей было написано о нравственности и нравственных идеалах. Не раз эта тема будоражила умы великих мудрецов и философов, они в ыдви гали разные суждения, а мы верили им, проверяя их своей же жизнью. Н ам приходилось сталкиваться с какими-либо жизненными ситуациями, когда перед нами стоял настоящий выбор собственного идеала, возможно не похожего на идеалы других людей, другого времени. Чтобы разобраться, что же такое нравственный идеал человека, нам нужно окунуться в другую эпоху. Рассмотрим идеалы и ценности людей во времена средневековья и задумаемся о том, что осталось важным для человека на данном этапе.

1. Роль Сергия Радонежского в общественно-к ультурной жизни Московской Руси

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, но имена, которые уже выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно (историческое лицо) из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. И в наши дни люди всех классов русского общества притекают к гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями, государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования. И этот приток не изменился в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов Русской земли, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV в.

Сергий, вместе с другими известными церковными деятелями той эпохи … подвизаясь … на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело -- укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV в. От вековых бедствий (татаро-монгольского ига) человек (XIV века) так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка первооснов христианского общежития (т.е. общественной жизни), но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них. 2

Пробуждение потребности (в первоосновах христианского жизнеустройства) было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни… Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество…

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа. Этими каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из этих факторов -- великое событие, совершившееся при жизни Сергия, а другой -- целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни…

Примечание: нужно заметить, что в течение всего периода " феодальной раздробленности " Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, главным объединяющим началом для народа была единая культура, в основе которой лежала единая религия и единый письменный язык -- церковнославянский (разговорные диалекты могли очень сильно различаться), а также то, что все русские территории объединяла одна Русская Церковь).

Сергия как на одного из вдохновителей Куликовской битвы, лично благословлявшего молодого князя Дмитрия (Донского) и войско, и потом поддерживавшего их грамотами, обещая помощь Святой Троицы. Ключевский пишет: " …Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: " Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь " . Также Ключевский упоминает и миротворческую деятельность Сергия: " по просьбе великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского), как рассказывает летописец, „старец чудный " отговорил „суровейшего " рязанца (Олега Рязанского) от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами " (известно также примирение Сергием бунтующей Твери с Москвой).

Образ жизни Сергия служил примером для сотен и тысяч людей, приходивших к нему (или в основанные им монастыри) постоянно со всей Руси за духовной поддержкой и советом: по мысли Ключевского, через духовных детей, паломников-богомольцев и т.д. идеалы Сергия распространялись по всей Руси.

Сергий Радонежский построил знаменитый монастырь в честь Святой Троицы, признанный духовный центр России (теперь-- Свято-Троицкая Сергиева Лавра), ставший образцом для последующих монастырей.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило-- самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. Икона " Троица " преподобного Андрея Рублева

Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной " идеологии " эпохи " собирания русских земель " вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно, что никакие общественно-политические процессы невозможны без идеи, объединяющей общество).

Ключевский хотел конкретизировать духовно-нравственные идеалы Сергия и вдохновленной им эпохи: эти идеалы были хорошо известны современникам Ключевского, людям дореволюционной культуры. Ключевский говорил лишь о роли Сергия в истории страны и народа, в истории русской культуры. Чтобы познакомиться с самими идеалами Сергия, обратимся к памятникам отечественной художественной культуры той эпохи.

Современные исследователи говорили, что значение преп. Сергия для русской культуры велико и еще в одном отношении. Всякая культура предполагает наличие идеала, основного принципа, который она призвана воплотить в жизнь… Заслуга преподобного Сергия в том, что он указал русской культуре … ее идеал. Та высшая реальность, которая одушевляла самого Сергия в его подвигах, -- Живоначальная Троица -- становится ведущим принципом всего культурно-исторического строительства русского народа. В нем, в этом идеале, сосредотачивается все, что близко и дорого сердцу русского человека -- стремление к единству в любви и взаимопониманию в противовес раздорам и вражде мира „дольнего " (т.е. земного), эталон нравственного совершенства… Сам преподобный Сергий осуществил этот идеал в своей жизни… Но для русской культуры он оставил драгоценное наследие и в зримом образе. Это знаменитая чудотворная икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, которую по справедливости считают плодом духовного влияния Сергия.

"Троица " Рублева-- всемирно признанный шедевр древнерусского искусства и средневекового искусства в целом, пожалуй, самая известная русская икона и, в этом смысле, " визитная карточка " русской культуры. По одним предположениям, " Троица " Рублева была написана в 1411 году для деревянной Троицкой церкви, поставленной на месте построенного когда-то преподобным Сергием храма. Согласно другим предположениям ученых, эта икона была написана в числе других для каменного Троицкого собора в1425--1427 годах.

Итак, идея стремления к единству, идея жертвенной любви, которые реализовывались и на полях битв с татарами, и в политических процессах объединения раздробленных княжеств -- эти идеи возводились к высшему идеалу, который и отобразил Рублев художественными средствами. (Еще точнее будет сказать, что не отвлеченные идеи, как подчеркивал В.О. Ключевский, а живой образ-- образ своей жизни, образ действий и поведения -- образ стремления к единству и образ жертвенной любви, и свои религиозные идеалы, вдохновлявшие его самого, оставил преподобный Сергий современникам и потомкам; этими идеалами вдохновлялись русские люди XIV и последующих веков.)

Поднятое до уровня символа, иконное изображение библейского сюжета о Троице становится и философским, и дидактическим произведением. Икона выражает идею христианского догмата и нравственный идеал Сергия Радонежского всеми доступными художнику средствами. Так, исследователь пишет: " Специалисты отмечают мастерство художника в композиционном построении иконы. Основа композиции -- круг. Присутствуя незримо, едва проступая в очертаниях фигур, он объемлет, замыкает их, как бы дает зрительное подтверждение тому, что три Существа могут, не поступаясь Своей самостоятельностью, составить одно неделимое целое. Круг -- символ единства и покоя, но вместе с тем фигуры Ангелов объединяются в одном общем (правом скользящем) движении внутри круга " ( " Троица " Андрея Рублева. Антология). Еще отмечают (не свойственное иконописцам до Рублева) изображение фигур всех Ангелов равными (размерами, позами), что также подчеркивает идею нераздельного единства.

Эта икона " помогает побеждать ненависть и разделения в жизни людей " , поскольку обращает человека к главному образу христианской любви -- образу Троицы, где Три Личности (по-старославянски " Лица " , сравните: " лицо " в значении " субъект " , " действующее лицо " , " лицо " как юридический термин) есть нераздельное Единое (сравните: слова евангелиста Иоанна Богослова " Бог есть Любовь " ). Согласно учению Церкви, Бог есть Троица, Одно Существо в трех Личностях (греческое слово " ипостась " и означает " личность, действующее лицо " , а не " образ " , " роль " , " проявление " , как сегодня это слово употребляется в русском языке, совершенно изменив первоначальноее значение: напр., обычная для современной прессы фраза " он предстал в одной из своих ипостасей " в церковнославянском языке совершенно бессмысленна, так как " представать " могут только сами (разные) ипостаси (личности), и невозможно " предстать в одной из своих личностей " ).

Сравним сказанное исследователями о содержании " Троицы " со словами жития о Сергии: " Возлюбил он Бога всем сердцем своим, и ближнего своего -- как сам себя, потому что он равно всех любил и всем добро творил, и все ему благо творили, и ко всем он любовь имел, и все к нему любовь имели " .

Ключевский пишет, что главным уроком Сергия для потомков было "уменье отдавать всего себя на общее дело". Выражение "общее дело" для слушателей Ключевского имело еще один общеизвестный смысл: именно так -- "общее дело" -- с греческого переводится название главного церковного богослужения -- Литургии.

На примере трудов великого Ключевского, мы поняли, что Сергий Радонежский сделал многое для эпохи Средневековья. Он занимался укреплением Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV в. Сергия как на одного из вдохновителей Куликовской битвы, лично благословлявшего молодого князя Дмитрия (Донского) и войско, и потом поддерживавшего их грамотами, обещая помощь Святой Троицы. Для Сергия была важна вера, только благодаря ей он мог помогать людям.

Прошло много лет, а нравственный идеал так и не изменяется. Видимо с каждым поколением мы будем отчетливо замечать, что обращать внимание хочется на тех, кто оставит за собой след, на тех, кто не пойдет "по головам", ради блага, а учтет все нормы и принципы нравственности.

Читайте также: