Семейные традиции в разных религиях сообщение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Общество для человека начинается с его семьи.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОДУЛЬ: ОРКСЭ. ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР МИРА.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Учитель начальных классов

АОУ школы №9 г. Долгопрудный

Полякова Наталья Александровна

Возможны и другие ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия - способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла. (Религо - обратная связь, связь с источником, причиной.) Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (Отче наш). Следовательно, мы - Его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Что же говорят мировые религии о браке, семье, о семейных ценностях?

Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха:

во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке,

во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них.

Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин. Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жен и детей.

Муж обязан:
* прилично содержать жен,
* защищать их от всех опасностей,
* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки - собственность жен, их нельзя отнять),
* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,
* оставить имущество по завещанию.
Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. Жена также обязана:
* рожать детей и их воспитывать,
* не покидать женскую половину дома ,
* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Брак рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой.

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Этот событие вызывает:

благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей;

заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.

Каждый мусульманин знает или должен знать, что Аллах призывает к безусловному уважению и почитанию родителей, послушанию им во всем, что не противоречит канонам Ислама. Этому в Исламе придается очень большое значение, равного которому нет ни в одной религии. По своей важности такое отношение к родителям уступает лишь вере в Аллаха и поклонению Ему. Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к своим родителям, так как многие их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом.

Согласно требованиям религии, дети не вправе выражать свое недовольство даже слабым вздохом родителей.

Помни, что наилучшее отношение к своим родителям в зависимости от их веры ли неверия — это ключ к довольству Аллаха и спасение в День суда.

Праведные говорили, слушай молча их, когда они разговаривают с тобой — постигнешь мудрость. Встань, когда они встают, ради почтения, несмотря на свое положение в обществе — укрепишься среди людей. Выполняй то, что они велят, если это не грешно перед Аллахом — поймешь сущность покорности перед Всевышним. Не ходи без нужды впереди них — ты поймешь ценность уважения. Не повышай голос выше их голосов — крик и рев присущ ослам. Отвечай им, когда они зовут тебя — будешь услышен людьми. Старайся всеми путями достичь их довольства — Всевышний откроет все пути. Опусти для них крыло смирения, обходись с ними просто и мягко — ты найдешь то же самое в старости. Не делай для них что-либо из одолжения — ты поймешь искренность в отношении. Не смотри на них искоса , они все равно выше перед Аллахом, чем ты. Не смотри им в лицо, нахмурившись — злость не украсила ни кого. Не отправляйся без их благословения и твое путешествие принесет тебе радость. Не оставляй их в одиночестве и сам не останешься один. Заботься об их благополучии и будешь благословен. Помни, молитва родителей принимается Аллахом, молись за них и обретешь счастье в обоих мирах.

2. ХРИСТИАНСТВО

В христианстве довольно много противоречий: брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути - брак и безбрачие - максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия.

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости. Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой. Свобода выбора и решения - это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (правило 27 Халкидонского Собора), так же как и уступившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или "Пятошестого").

брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан;

брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон.

Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

Брак - это таинство, заключающееся в священническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), - вечную связь.

Как таинство, брак - не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь допускает, что благодать могла быть "не воспринята", и позволяет расторжение брака и второй брак. Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве - по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Известный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) за всю многолетнюю жизнь ни разу никому не дал благословения на развод. Он говорил своим чадам, что семья не должна распадаться по их вине ни в коем случае. То есть нужно хранить семью до последнего. Нужно смиряться, терпеть, прощать. Самое главное в семейной жизни - нужно научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований, как драгоценность, которую Бог каждому из нас вручил. Поэтому не должно быть колебаний, не должно быть сомнений: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" , - говорится в Священном Писании. И когда в тяжелые моменты мысли о разводе возникают, то мы должны понимать, что вдвоем бывает тяжело, но друг без друга будет еще хуже. Потому что это единый организм, который разорвать нельзя - все равно кровоточить, болеть будет. Этот путь решения семейных проблем нужно просто исключить. Бывают всякие падения, бывают искушения и слабости, но все же нужно стараться семью сохранять.

Семейное счастье зависит и от мудрости с обеих сторон, в первую очередь, от мудрости женщины, от ее умения создать в доме атмосферу тепла, любви, уюта. Чтобы мужчина хотел вернуться домой, прижаться. В каждой семье свои ритуалы прощания, встреч, пожеланий - все это очень важно. Как в русских сказках: пришел муж домой, сначала надо его накормить, расспросить, как день прошел. Выглядеть хорошо дома - не для улицы и чужих людей - а для мужа тоже важно: одеться, как ему нравится, запомнить вещь, про которую он сказал, что очень идет. Наряжаться не ради наряда, а для создания настроения. Если женщина вдохновит, то мужчина сможет все.

Осмысление семейной жизни должно начинаться смолоду, с подготовки себя к подвигу семейной жизни. Брак - это прежде всего союз христианских душ, единодушие мужа и жены - идеал христианской жизни. Господь перед своими страданиями говорил : "да будут сии едины, якоже и мы" . И это единство должно быть в христианской семье прежде всего, дальше все идет своим чередом. У детей, рожденных в такой единодушной семье, уже от зачатия заложено душевное здоровье, и это вынуждена признавать даже светская наука.

Деторождение и воспитание детей - величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть "образом и подобием Божиим". Мы уже видели, что христианское отношение к браку подразумевает: - деторождение естественно и свято, является неизбежной частью христианского брака; - дать новую жизнь - привилегия человека, дарованная ему Богом, привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить "образ и подобие Божие", предоставленные ему при творении.

Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая заповедь Закона Божия; и еще: злословящий отца или мать смертью да умрет . И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот - проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.

Жизни мирянина и семейным отношениям посвящена Сигаловада сутта (пали -Singalovada Sutta). В данной сутте даются ценные советы о том, как мирянам следует вести себя по отношению к семье и окружающим людям. Считается, что тот, кто выполняет свои обязанности, помогает семье приблизиться к счастью.

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям:

поддерживать своих родителей;

исполнять спои обязанности по отношению к ним;

поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;

вести себя так, чтобы быть достойными наследства;

исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.

Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям:

удерживать их от порока,

поощрять их делать добро,

обучать их профессии,

устраивать подходящий брак,

в надлежащее время вручать им их наследство.

Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений.

В буддизме принято выделять три уровня любви:

любовь между мужчиной и женщиной. Она основывается на привязанности, удовольствии, желании. Эта любовь часто загрязняет ум, заменяя его страстью, что приводит к печальным последствиям и страданиям, поэтому ее принято считать грязной,

семейная любовь. Эта та любовь, которая скрепляет отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Эта любовь тоже приводит к страданиям, потому что основана на привязанности. Когда мы разлучены с близикими, мы скучаем, переживаем, грустим. С точки зрения буддизма, все это - загрязнения ума, причина которых - привязанность. Эта любовь считается грязной лишь отчасти; она скорее естественная,
основанная на родительском инстинкте,

это универсальная, вселенская любовь. Этой любовью обладают
просветленные существа. Когда в нашем сердце есть такая
любовь, это значит, что мы относимся одинаково хорошо ко всем живым существам, желаем им спокойствия и счастья. Очень хорошая практика - это пожелание здоровья и счастья своим врагам. В языке пали существует понятие "метта" - "любящая доброта". Это то состояние ума, то состояние души, которое мы должны взращивать в себе, практикуя медитацию, совершая подношения.

Но важно понимать, что брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке.

Как и любой опыт в жизни, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Супруг является попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления .

Если мы будем выполнять названные выше обязательства по отношению к своим детям, к своим родителям и к своим супругам, то мы сможем построить по-настоящему счастливую семью. До того, как мы достигнем Нирваны, мы проживем еще много жизней и наша задача сделать нашу жизнь (и нынешнюю и будущую) как можно более счастливой, успешной и спокойной. Для этого нам нужно быть в гармонии с самим собой, уважать других людей и не отказываться от ответственности. Этому и посвящена буддийская сутра Сингалы.

Формирование представления о семье – как о ячейки общества; об основной общественной, культурной, государственной составляющей, носителе исторических традиций.

Образовательные – представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.

Развивающие – развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника.

Воспитательные – осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям различных народов.

Планируемые результаты занятия

-ступенька в развитии самосознания

- присвоение коллективного опыта

Предметные; Овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли.

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения: осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения; осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов .

Учебник, мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска)

Ватман. Раздаточный и презентационный материал.

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка.

Что такое семья? Работа со словарями ОЖЕГОВА И ДАЛЯ

Вхождение или погружение в тему

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Кому адресована эта притча?

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец. — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.

Кому адресована притча? ( Почитай отца и мать свою)

Дети, коротко о вариантах этой притчи у разных народов

Почему эта тема поднимается у разных народов и религий?

Формирование ожиданий учеников

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Учитель уточняет, говоря, что речь пойдет о семейных ценностях)

Семейные ценности в разных религиях мира

Что мы понимаем под словом ЦЕННОСТИ?

Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности.

Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность.

Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи.

К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве.

Семейный альбом, родословное дерево – кладезь исторической памяти – также являются семейными ценностями.

Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности.

Герб – дает уникальную возможность увековечить свою фамилию, создать династию, основать род.

- Созданный герб является мощным оберегом своего владельца, объединяющим род, принося ему жизнестойкость и процветание.

Погружение в проблему

- Демонстрация гербов учениками.
Ребята, вы все молодцы! Меня порадовало то, что в своём гербе вы отразили не только себя, но и всех дорогих вам людей. Проекты у вас у всех получились интересные, творческие, индивидуальные.

Вы наглядно продемонстрировали семейный ценности православных

Эмоциональная разрядка (разминка)

Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра , пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу, пусть помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных.

Проработка содержания темы

Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. Каждый читает и анализирует материал, посвященный одной религии. Давайте внимательно прочитаем эти тексты , перескажет их.

Зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (приложение №1)
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Дети приходят к выводу, что семья – это свято для всех!

В каком жанре УНТ заключается краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом

Посло́вица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Составление семейных заповедей.

- Какая семья называется дружной?

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.

Свято храни честь своей семьи.

Никогда не бездельничай, когда родители трудятся.

Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.

Сейчас обратимся к символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.

Напишите на лепестках основные семейные ценности !

  • Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
  • Подобрать пословицы о семье, желательно разных народов.
  • Написать сочинение о своей семье ( по желанию)

Приложение №1 Таблица

Основные ценности семейной жизни

любовь мужа и жены друг к другу;

любовь родителей к детям;

почитание родителей, бабушек и дедушек….

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие . Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Семья в православной культуре .

Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной культуре

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Итак, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы считаете, почему?

Есть ли расхождения в разных религиозных культурах?

Семья в исламской религиозной культуре.

Что значит дом для мусульманской семьи? Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным.

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха.

Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Семья в христианской культуре.

В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

Отец одного человека состарился, обессилел, стал для семьи обузой.
Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка
и разбилась.
Жена этого человека рассердилась и, сказала мужу:
- Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед
в деревянной посуде.

Как сказала, так и сделала. Муж не возражал.

Прошло некоторое время.
Однажды внук увидел возле деда деревянную посуду и подумал,что стариков,
наверное,кормят и поят из деревянной посуды.
Он взял кусок дерева и стал тесать. Отец и мать спросили у него:
- Сынок, что ты делаешь?
- Деревянную посуду. Когда вы состаритесь, я буду из нее кормить вас…

Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчеётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

Основные тенденции в истории семейных отношений, положение и ответственность детей. Современная эра эмансипации, ее влияние на супружеские права и роли. Обязанности мужчины и женщины в исламе, индуизме и христианстве. Российский вариант постмодернизма.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2010
Размер файла 11,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Возможные ассоциации со словом семья - быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале - о первопричинах возникновения моей семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия - способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо - обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог - не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы - его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни - одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения - у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция - сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность - в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии - например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде - это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года - сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть - детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он - дитя, малый, невзрослый.

Следующая ступень в эволюции - отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

Состоять в браке - священная обязанность мужчины. Безбрачие - тяжкий грех. Муж обязан:

* прилично содержать жен,

* защищать их от всех опасностей,

* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки - собственность жен, их нельзя отнять),

* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

* оставить имущество по завещанию.

* рожать детей и их воспитывать,

* не покидать женскую половину дома (правило парды),

* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

Большое число детей повышает статус замужней женщины.

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Согласно индуистской традиции самым эффективным способом прервать цепь воплощений является путь аскета. Но это - для продвинутых. И, хотя вступающие в сексуальный контакт и, тем более, семейные люди обрекают себя на повторное рождение, но, если учитель видит, что ученик не готов к аскезе, он советует ему жениться и служить Богу в браке.

В буддизме нет текстов о семье. Буддизм исторически начался с того, что принц Гаутама, еще не Будда, в то время, когда его жена претерпевала в соседней комнате родовые муки, вдруг прозрел и, увидев весь круг страданий - ее и их ребенка, решил не иметь к этому отношения. Он переоделся и, никем не замеченный, покинул дворец. Поступок сомнительный с нашей точки зрения, но об этом в конце лекции.

Хотя Будда был против кастовой системы, характерной для индуизма, он сдержанно относился к приему женщин в монашеский орден. В монастырях мужчины и женщины жестко разграничены. Так как пол меняется при реинкарнациях, то он не является фундаментальным атрибутом личности и, в частности, не может служить поводом для неравенства.

семейный супружеский ислам индуизм

Нынешний брак устроен и функционирует так,

как если бы он изобретался каким-то третьим полом

с целью - основательно досадить первым двум.

С одной стороны, Иисус рожден на Земле женщиной, это поднимает ее авторитет. С другой - большая роль придается непорочности зачатия. Наиболее строго смотрит на это католичество - у них доказано, что даже Мария была зачата непорочно. Остатки патриархальных идей в сочетании с идеей порочности приводит к тому, что женщина виновата во всех соблазнах, которым поддаются мужчины. (Проекция).

Большое значение имеет добрачная девственность. Обнаружение, что невеста не девственна, может привести к весьма неприятным последствиям для нее. В православии - помягче. Невесте предпишут пост, молитвы и покаяние на срок от нескольких дней до двух лет. Домострой и его семейный устав - частично светские, но в основном церковные установления - как и всякая литература того времени. Секс, согласно уставу, разрешен только в понедельник, вторник и четверг. В остальные дни недели, а также во все праздники, Великий пост и в пасхальную неделю - нельзя! (А так как Великий пост и пасхальная неделя в сумме занимают два месяца, то в культуре будут отсутствовать некоторые Зодиакальные знаки). Запрещены многие сексуальные позиции, аборт и контрацепция.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Между битлз и роком,

Между шейком и брейком,

Между Кеннеди и Рейганом.

Меж Кабулом и Прагой,

Между ложью и правдой,

Между хиппи и панками,

Но всегда - между танками.

Религия - это всегда уважение к традиции, поэтому в отношении религии к семье заметен отзвук предыдущей религии и культуры. Чем древнее традиция, тем более древние вещи будут для нее предыдущими. В иудаизме видны следы матрикультуры, в исламе - патриархат, в христианстве появляется детоцентризм. А что сейчас? И что у нас?

В стране происходит небывалое смешение культур и осколков традиций, небывалое возрождение христианства. Тысячи людей прошли и проходят курсы йоги и тантры всевозможных направлений, группы, в которых изучаются китайские, индийские, тибетские, африканские, южно-американские, древнерусские духовные, телесные и сексуальные практики. Таких людей так много, что это уже - часть культуры. По моим ощущениям, российский вариант постмодернизма - смесь православия с индуизмом и острой приправы из всего вышеперечисленного.

Подобные документы

Взгляд на статус и положение женщины в исламской, иудейской и христианской традициях, общее и черты отличия. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде. Понятие о разводе и его условиях. Религия и протест. Образ женщины в современном христианстве.

курсовая работа [68,1 K], добавлен 08.04.2009

Феномен смерти, вопрос смерти в представлениях древнего человека, смерть и загробный путь в разных религиях (христианстве, исламе, буддизме, индуизме). Поклонение умершим предкам, православный, мусульманский, буддийский и индуистский обряды погребения.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 14.05.2012

Понятие поста, его значение в христианстве и основные виды. История и цели практики покаяния и прошения. Разделение постов на степени по строгости употребления пищи в трапезе. Традиции ритуального воздержания от принятия пищи в иудаизме, исламе, индуизме.

презентация [1,2 M], добавлен 03.10.2013

Общая характеристика и сравнительное описание положения женщины в исламском, иудаистском и христианском обществе, позитивные и негативные тенденции. Особенности поведения и требований к женщине до брака и в нем, возможность развода, права и обязанности.

курсовая работа [72,2 K], добавлен 30.01.2013

Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

реферат [31,8 K], добавлен 14.02.2013

Положение женщины в обществе в дохристианский и христианский периоды. Феминизм и его влияние на изменение взгляда на общественно-социальную роль женщины. Отношение к женщине в церквях ведущих христианских конфессий; практика ординации женщин в епископы.

курсовая работа [80,0 K], добавлен 08.11.2011

Роль женщины в индуизме. Легенда о происхождении и возникновении обряда Сати в Индии - похоронной ритуальной традиции сожжения вдов вместе с покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. Описание ритуала и принятие закона о его запрете.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Мировые религии и их семейные традиции

Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвёт его плоды, все звери полевые объедают его.
Ахиакар- легендарный ассирийский мудрец -5 в до н.э.

ЗАДАЧИ:


Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (планируемые результаты).

Планируемые результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
  • формирование толерантного отношения к различным религиозным культурам и их семейным ценностям;
  • применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения;
  • проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации;
  • определять потребности в освоении учебной темы;
  • проявлять отношение к основным моральным нормам;

Метапредметные УУД.

  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • извлекать информацию в соответствии с целью;
  • оптимизировать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • переводить информацию в разные формы предъявления;
  • создавать творческий продукт.
  • адекватно отвечать на поставленный вопрос;
  • адекватно передавать информацию собеседнику;
  • внимательно слушать и слышать партнёра в группе;
  • договариваться о чём-либо;
  • участвовать в диалоге;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи- история, политология, обществознание, социология, право, искусство.
Ресурсы:
1.Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
2. Детская Библия.
2."Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы" (классические и современные буддийские тексты в переводах и адаптации; с вопросами и творческими заданиями – для детей среднего школьного возраста). М.Кожевникова. Ответственный редактор О.В. Горовая.

3.“Вероубеждение для детей”, Умм Ханиф. Эта книга снабженная прекрасными иллюстрациями, даст возможность познакомиться с основам мусульманской веры.


Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.

У нас сегодня с Вами урок-игра. Разделимся на три команды. Но прежде чем мы перейдем к игре, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

  • Что такое культура?
  • Что вы знаете о пантеоне?
  • Что означают заповеди для верующего человека?
  • Что такое религия?
  • Что мы называем многобожием?
  • Какие виды культуры вы знаете?
  • Что можно отнести к материальной культуре?
  • Что можно отнести к духовной культуре?
  • Что такое традиции?
  • Что такое семья?
  • Что такое семейные традиции?
  • Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры.

Пример.
Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.
Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.
Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.

Выступает второй ученик –современный носитель мусульманской культуры
(современный взгляд на семейные традиции в Исламе).

  1. В мире есть страдания
  2. Есть и причина страданий
  3. Существует освобождение от страданий
  4. А также путь, который ведёт к освобождению от страданий


Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.
Для того, чтобы проверить друг друга и получить баллы за игру, сейчас в каждой группе вы должны придумать по 10 вопросов о трёх мировых религиях и их семейных традициях для других групп (5 минут).

Фразы: (слова в скобках в карточках не указываются).

1.Семья в (Исламе)-это основной элемент общества.
2.Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах).
3.Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание.
4.Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.
5.Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату.
4.(Коран)Закон рекомендует (мусульманам) иметь одну жену, но позволяет мужчинам брать в жёны до 4 женщин.
5.Воздерживаються от вреда живым существам.
6.Воздерживаться от взятия того, что не дано.
7.Воздерживаться от ложной речи.
8.Воздержание от алкоголя и наркотиков.
9.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
10.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Каждая команда составляет синквейн. Как составляется синквейн мы с вами уже знаем. Но для вас я подготовила листочки с подсказкой. Удачи!
Правила написания синквейна.

1-я строчка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное.
2-я строчка- два слова (прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединить союзами и предлогами.
3-я строчка- три слова (глагола). Действия, относящиеся к теме (1 строка).
4-я строчка- четыре слова- предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме (1 строка).
5-я строчка- одно слово-ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.

Читайте также: