Сбор и хранение мусора на судне сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время, когда появились грузовые автомобили и самолеты, перевозки морским транспортом остаются актуальным и востребованным способом доставки грузов и пассажиров в силу своих бесспорных преимуществ.

Но наряду с этим, в процессе нормальной эксплуатации судна и работы людей, образуется мусор, т.е. все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и её остатки). В результате накопления мусора, появляется проблема по его постоянной или периодической утилизации.

И, если раньше мусор просто сбрасывался за борт, то в настоящее время возникла актуальная проблема загрязнения мирового океана, с судов. Не стоит забывать также, что мировой океан не только служит источником доходов, т.е. как способ грузовых перевозок и источник рыбных или природных ресурсов, но и является источником жизни на земле. Мировой океан формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков, более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. Причём засорённость мирового океана не становится меньше с каждым годом. В связи с этим для предотвращения загрязнения морей, с судов в конвенции МАРПОЛ 73/78 было принято приложение V “О правилах предотвращения загрязнения мусором с судов”, которое в частности установило требования об оборудовании судов специальными устройствами по утилизации мусора. Поэтому в работе я рассмотрю основные устройства по утилизации бытовых отходов, их характеристики, принцип работы, а также преимущества и недостатки.

В соответствии с приложением V конвенции МАРПОЛ (“О правилах предотвращения загрязнения мусором”), в зависимости от категории мусора запрещается или ограничивается его сброс в различных районах моря.

Поэтому мусор следует собирать раздельно:

· Пищевые отходы (включающие мусор, загрязнённый такими отходами).

· Изделия из пластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором.

· Бытовой мусор, разрешённый к сбросу в море.

· Мусор, обладающий плавучестью (сепарационный, обшивочный и упаковочный материал).

· Отходы, образующиеся при техническом обслуживании.

· Нефтесодержащая и загрязнённая ветошь.

Пищевые отходы - это любые порченные или непорченые продовольственные продукты такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясо, обрезки и объедки пищи, а также все иные материалы, содержащие подобные отходы, образующиеся на судне в местах приготовления и приёма пищи.

Несмотря на то, что сброс пищевых отходов разрешён в Особых районах, за 12-мильной зоной, на ходу судна, ряд государств применяют правила контроля за распространением заболеваний человека, растений и животных, которые могут переноситься в пищевых отходах или в пищевой упаковке, посуде разового пользования из-за границы. Этими правилами может требоваться инсинерация (сжигание) или иная обработка мусора для уничтожения болезнетворных организмов. Такой мусор должен накапливаться отдельно от остального мусора с последующей сдачей его в порту в соответствии с законоположениями государства порта.

Бытовые отходы – мусор, состоящий из упаковочных или обшивочных материалов, различных маломерных емкостей и тары, всевозможных изделий из бумаги, текстиля, стекла, керамики, жести или другого материала (несмешанных с нефтью или другими вредными веществами), которые в процессе жизнедеятельности экипажа и пассажиров перешли в категорию отходов и подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешён за пределами 12 – ти морских миль на ходу судна, вне особых районов, а мусор обладающий плавучестью (сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы) разрешён к сбросу за пределами 25 мильной зоны.

Пластмассы – мусор, состоящий из полимеров, включающий в себя упаковку (контейнеры, бутылки, герметизирующие покрытия), элементы судовых конструкций (обшивка, трубопроводы, изоляция, палубные покрытия, ковры, детали электрического и электронного оборудования), клеёнки, поплавки, рыболовные сети, синтетические тросы и канаты.

Изделия из пластика и полиэтиленовые отходы необходимо собирать отдельно от других отходов (в контейнер или полиэтиленовый мешок) и сдавать в портах захода (в том числе и иностранных) либо сжигать в инсинераторе, где обеспечивается высокая температура горения, принудительное дутьё и подача большого количества воздуха.

При сжигании пластика, в отходящих газах образуются токсичные компоненты (в зависимости от вида пластика), такие как газообразные хлористоводородные (НСL) и цианистоводородистые (HCN) кислоты. Эти и другие промежуточные соединения, образующиеся при сгорании пластика могут быть особенно опасны. Поэтому пластиковые отходы должны сжигаться только при нахождении судна в открытом море, небольшими порциями, в момент когда в инсинераторе достаточно высокая температура (например, при сжигании нефтяных остатков) при включенном принудительном дутье и закрытии загрузочных дверец после загрузки.

Нефтесодержащая ветошь – ветошь, которая пропитана нефтью (нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие остатки и др.).

Отходы, образующиеся при техническом обслуживании – это материалы, собираемые в машинном отделении и палубном пространстве в процессе обслуживания и эксплуатации судна, такие как копоть, машинные осадки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.п.

В соответствии с требованиями Приложения V конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должен быть предусмотрен один из перечисленных видов оборудования по предотвращению загрязнения моря мусором:

· Устройства для сбора мусора.

· Устройства для обработки мусора.

· Установка для сжигания мусора.

Поэтому можно выделить два способа утилизации: сбор и обработка мусора на судне.

Количество мусора может быть уменьшено путем повторного использования упаковки. В случаях, когда существует возможность выбора, судовое снабжение следует поставлять в упаковке из материалов иных, чем утилизируемый пластик. Следует рационально использовать расходные материалы с учетом срока их хранения после вскрытия упаковки. Необходимо сводить к минимуму прием на борт судна потенциального мусора, а также образование мусора на борту.

На каждом судне длиной более 12 м должны вывешиваться плакаты, извещающие экипаж судна и пассажиров о требованиях по сбору мусора. Плакаты должны быть написаны на официальном языке государства, под флагом которого плавает судно, и на английском или французском языке, если суда заняты в рейсе к портам или морским терминалам других сторон Конвенции.

Каждое судно валовой вместимостью более 400 и каждое судно, сертифицированное для перевозки более 15 человек, должно иметь и выполнять план операций с мусором. План операций с мусором разрабатывается в соответствии с Руководством, принятым резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996г. В плане должны быть отражены следующие вопросы:

• процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора;

• состав судового оборудования для операций с мусором;

• мероприятия по уменьшению количества мусора на судне;

• ответственное лицо за выполнение плана.

План оформляется на рабочем языке команды судна.

Администрация судна обязана постоянно следить за санитарным состоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевременно принимать меры по устранению выявленных недостатков.

Для сбора мусора на судне могут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), мешки, встроенные в корпус мусоронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок для уплотнения мусора.

Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться и храниться, должны быть надежно закрыты, причем на каждом из них должна быть соответствующая маркировка, указывающая вид мусора. Так же они должны размещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств для обеспечения возможности погрузки и выгрузки их с учетом удобства сбора мусора. Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судну.

Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря рекомендует на судах, построенных после 1 октября 1993 г., иметь следующие минимальные емкости для хранения мусора всех категорий.

Объем емкостей для хранения мусора:

При расчете емкости мусоросборников следует руководствоваться национальными санитарными правилами. При подходе к особым районам и другим районам моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповестить об этом экипаж и пассажиров. Все средства для сбора периодически сбрасываемого в море мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приема мусора.[1]

В настоящее время, когда появились грузовые автомобили и самолеты, перевозки морским транспортом остаются актуальным и востребованным способом доставки грузов и пассажиров в силу своих бесспорных преимуществ.

Но наряду с этим, в процессе нормальной эксплуатации судна и работы людей, образуется мусор, т.е. все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и её остатки). В результате накопления мусора, появляется проблема по его постоянной или периодической утилизации.

И, если раньше мусор просто сбрасывался за борт, то в настоящее время возникла актуальная проблема загрязнения мирового океана, с судов. Не стоит забывать также, что мировой океан не только служит источником доходов, т.е. как способ грузовых перевозок и источник рыбных или природных ресурсов, но и является источником жизни на земле. Мировой океан формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков, более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. Причём засорённость мирового океана не становится меньше с каждым годом. В связи с этим для предотвращения загрязнения морей, с судов в конвенции МАРПОЛ 73/78 было принято приложение V “О правилах предотвращения загрязнения мусором с судов”, которое в частности установило требования об оборудовании судов специальными устройствами по утилизации мусора. Поэтому в работе я рассмотрю основные устройства по утилизации бытовых отходов, их характеристики, принцип работы, а также преимущества и недостатки.

Категории мусора

В соответствии с приложением V конвенции МАРПОЛ (“О правилах предотвращения загрязнения мусором”), в зависимости от категории мусора запрещается или ограничивается его сброс в различных районах моря.

Поэтому мусор следует собирать раздельно:

· Пищевые отходы (включающие мусор, загрязнённый такими отходами).

· Изделия из пластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором.

· Бытовой мусор, разрешённый к сбросу в море.

· Мусор, обладающий плавучестью (сепарационный, обшивочный и упаковочный материал).

· Отходы, образующиеся при техническом обслуживании.

· Нефтесодержащая и загрязнённая ветошь.

Пищевые отходы - это любые порченные или непорченые продовольственные продукты такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясо, обрезки и объедки пищи, а также все иные материалы, содержащие подобные отходы, образующиеся на судне в местах приготовления и приёма пищи.

Несмотря на то, что сброс пищевых отходов разрешён в Особых районах, за 12-мильной зоной, на ходу судна, ряд государств применяют правила контроля за распространением заболеваний человека, растений и животных, которые могут переноситься в пищевых отходах или в пищевой упаковке, посуде разового пользования из-за границы. Этими правилами может требоваться инсинерация (сжигание) или иная обработка мусора для уничтожения болезнетворных организмов. Такой мусор должен накапливаться отдельно от остального мусора с последующей сдачей его в порту в соответствии с законоположениями государства порта.

Бытовые отходы – мусор, состоящий из упаковочных или обшивочных материалов, различных маломерных емкостей и тары, всевозможных изделий из бумаги, текстиля, стекла, керамики, жести или другого материала (несмешанных с нефтью или другими вредными веществами), которые в процессе жизнедеятельности экипажа и пассажиров перешли в категорию отходов и подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешён за пределами 12 – ти морских миль на ходу судна, вне особых районов, а мусор обладающий плавучестью (сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы) разрешён к сбросу за пределами 25 мильной зоны.

Пластмассы – мусор, состоящий из полимеров, включающий в себя упаковку (контейнеры, бутылки, герметизирующие покрытия), элементы судовых конструкций (обшивка, трубопроводы, изоляция, палубные покрытия, ковры, детали электрического и электронного оборудования), клеёнки, поплавки, рыболовные сети, синтетические тросы и канаты.

Изделия из пластика и полиэтиленовые отходы необходимо собирать отдельно от других отходов (в контейнер или полиэтиленовый мешок) и сдавать в портах захода (в том числе и иностранных) либо сжигать в инсинераторе, где обеспечивается высокая температура горения, принудительное дутьё и подача большого количества воздуха.

При сжигании пластика, в отходящих газах образуются токсичные компоненты (в зависимости от вида пластика), такие как газообразные хлористоводородные (НСL) и цианистоводородистые (HCN) кислоты. Эти и другие промежуточные соединения, образующиеся при сгорании пластика могут быть особенно опасны. Поэтому пластиковые отходы должны сжигаться только при нахождении судна в открытом море, небольшими порциями, в момент когда в инсинераторе достаточно высокая температура (например, при сжигании нефтяных остатков) при включенном принудительном дутье и закрытии загрузочных дверец после загрузки.

Нефтесодержащая ветошь – ветошь, которая пропитана нефтью (нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие остатки и др.).

Отходы, образующиеся при техническом обслуживании – это материалы, собираемые в машинном отделении и палубном пространстве в процессе обслуживания и эксплуатации судна, такие как копоть, машинные осадки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.п.

Способы утилизации мусора на судне

В соответствии с требованиями Приложения V конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должен быть предусмотрен один из перечисленных видов оборудования по предотвращению загрязнения моря мусором:

· Устройства для сбора мусора.

· Устройства для обработки мусора.

· Установка для сжигания мусора.

Поэтому можно выделить два способа утилизации: сбор и обработка мусора на судне.

Сбор мусора на судах

Количество мусора может быть уменьшено путем повторного использования упаковки. В случаях, когда существует возможность выбора, судовое снабжение следует поставлять в упаковке из материалов иных, чем утилизируемый пластик. Следует рационально использовать расходные материалы с учетом срока их хранения после вскрытия упаковки. Необходимо сводить к минимуму прием на борт судна потенциального мусора, а также образование мусора на борту.

На каждом судне длиной более 12 м должны вывешиваться плакаты, извещающие экипаж судна и пассажиров о требованиях по сбору мусора. Плакаты должны быть написаны на официальном языке государства, под флагом которого плавает судно, и на английском или французском языке, если суда заняты в рейсе к портам или морским терминалам других сторон Конвенции.

Каждое судно валовой вместимостью более 400 и каждое судно, сертифицированное для перевозки более 15 человек, должно иметь и выполнять план операций с мусором. План операций с мусором разрабатывается в соответствии с Руководством, принятым резолюцией МЕРС 70/38 от 10.07.1996г. В плане должны быть отражены следующие вопросы:

• процедуры сбора, хранения, обработки и удаления мусора;

• состав судового оборудования для операций с мусором;

• мероприятия по уменьшению количества мусора на судне;

• ответственное лицо за выполнение плана.

План оформляется на рабочем языке команды судна.

Администрация судна обязана постоянно следить за санитарным состоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевременно принимать меры по устранению выявленных недостатков.

Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова, электронные отходы и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены н6в других Приложениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для перемещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Правило 3 Конвенции МАРПОЛ Приложение V предусматривает, что сброс мусора в море запрещен, за некоторым исключением, как показано в Приложении 1.

При определенных условиях сброс в море пищевых отходов, туш животных, моющих средств и растворителей, содержащихся в отстойном танке, на палубе и внешней поверхности промывочной воды и остатков груза, которые не представляют вреда для морской среды, допускается.

Наиболее подходящие процедуры для обработки и хранения мусора будут зависеть от таких факторов, как: район плавания, судовое оборудование для обработки мусора и места хранения, численность экипажа, продолжительность рейса и правила приема мусора в портах захода. Тем не менее, с учетом расходов, связанных с различными методами, также может быть экономически выгодно держать мусор, требующий специальной обработки, отдельно от других отходов.

Процедуры по обработке судовых отходов делятся на 4 этапа: сбор, обработка, хранение и сброс. Обобщенный план управления мусором для обработки и хранения судового мусора представлен в Приложении 2 МАРПОЛ 73/78. Определенные процедуры для каждого этапа прописаны в этом плане.

Наряду с планом управления мусором на судне ведется Журнал операций с мусором.

Для целей Журнала операций с мусором, мусор подразделяется на следующие категории:

B – Пищевые отходы

C – Бытовые отходы (бумага, продукты, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда, и т.п.)

D – Кулинарный жир

E – Зола из инсинераторов

F – Эксплуатационные отходы

G – Туши животных

H – Рыболовные снасти

I – Электронные отходы

J – Остатки груза (не ВМС)

K – Остатки груза (ВМС)

Данный план составлен на русском и английском языках, записи в Журнале операций с мусором ведутся на русском и английском языках.

Плакаты, извещающие команду о требованиях по операциям с мусором, составлены на русском и английском языках.

Организация сбора мусора является обязанностью каждого члена экипажа. Любой вид мусора должен собираться в определенных местах.

Операции по сбору мусора, образующегося на борту, должны быть основаны на рассмотрении того, какой тип мусора может быть сдан на портовые сооружения для удаления или повторного использования.

На борту судна находятся четко обозначенные контейнеры для хранения мусора по мере его образования для уменьшения или исключения сортировки после сбора и переработки. Все контейнеры на судне, которые могут быть подвержены воздействию погодных условий, должны быть закреплены на судне и иметь крышки, которые плотно и надежно закреплены. Все мусорные контейнеры должны быть закреплены для предотвращения потерь, утечек или потери любого мусора, который находится в контейнерах.

Емкости должны быть размещены в соответствующих местах по всему судну (машинное помещение, жилая палуба, кают компания, камбуз и другие жилые или служебные помещения) и все члены экипажа должны быть проинформированы о том, какой мусор должен быть размещен в контейнерах.

Мусороприемники должны быть отчетливо маркированы и различаться по цвету, размеру, характеру надписи, форме и расположению.

Мусор должен быть разделен по следующим типам:

· Не подлежащая переработке пластмасса и пластмасса, смешанная с мусором

· Мусор, который может предоставлять опасность для экипажа или судна (например, просмолённая ветошь, лампы дневного света, кислоты, химические батареи и т.д.)

· Электронные отходы, образующиеся на борту (например, электронные карты, гаджеты, мониторы, компьютеры, картриджи и тонеры для принтеров и т.д.)

· Подлежащие переработке материалы:

· Бумага, картон гофрокартон

· Пластмасса (в том числе пенополистирол или аналогичный полимер)

Сбор мусора, являющегося результатом технического обслуживания оборудования и механизмов машинного помещения, румпельного отделения, мастерских и т.д. производится в ведра, бочки с последующей транспортировкой в контейнер. Промасленная ветошь должна собираться в ящик для промасленной ветоши.

Положение 3.2 Приложения V МАРПОЛ 73/78 запрещает сброс всех видов пластмасс в море. Если пластмасса смешивается с другим мусором, смешанный мусор должен рассматриваться и обрабатываться как пластмасса.

Пищевые отходы на камбузе, собираются в емкости с последующей транспортировкой в Контейнер или измельчение.

Моряки должны извлекать стойкий мусор из моря во время последневных операций, по мере возникновения возможностей и надлежащего разрешения, и им предлагается сохранить материал для его сброса в портовые приемные сооружения.

Запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Мусор храниться на судне в течение всего плавания в пределах особого района.

Пластиковый мусор должен находиться на борту судна до сдачи его на берег или другое судно.

Пищевые отходы могут стать источником инфекционных заболеваний, поэтому хранение их должно производиться при плотно закрытой крышке. Сроки хранения должны быть по возможности минимальными.

Элементы питания (батарейки) и специфические отходы (лекарства, использованные химреактивы, шприцы) должны храниться отдельно.

Выгрузка с судна мусора осуществляется в строгом соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и национальными правилами, при нахождении судна в специальном районе.

Для организации оптимальной сдачи мусора на приемные сооружения следует предварительно подать заявку в порт и ознакомиться с условиями приема мусора в порту.

Следует заранее ознакомиться с требованиями к сдаче пищевых отходов.

Одним из эффективных способов удаления мусора является использование судовых инсинераторов.

Судовые инсинераторы, описанные в правиле 16.6.1, должны иметь свидетельство ИМО об одобрении типа для каждого инсинератора.

Опираясь на критерии ИМО все инсинераторы должны работать в пределах, установленных пунктом 2 Дополнения IV Приложения VI МАРПОЛ 73/78:

Твердые отходы, состоящие из:

· 50% пищевых отходов

· 50% мусора, содержащего приблизительно 30% бумаги, 40% картона, 10% ветоши, 20% пластмассы

· Смесь будет иметь до 50% влаги и 7% несгораемых твердых частиц

· Несгораемые компоненты в остатке золы- Максимум 10% по весу

Существенными факторами снижения отрицательного воздействия на окружающую среду мусора с судов и его уничтожения на борту судна являются:

· Уменьшение источников появления мусора на судне, что достигается использованием возвратной тары при заказе провизии, эффективным использованием пищевых продуктов при организации питания, ограничение в использование полимерных упаковочных материалов

· Строгое соблюдение международных и национальных правил по сбросу мусора с судов.

Общий запрет на сброс мусора в море:

1. За исключением случаев, специально предусмотренного в правилах 4,5,6 и 7 Положения МАРПОЛ 73/78 и разделе 5.2. части II-А Полярного кодекса, как определено в правиле 13.1 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу с инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Особый район – означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

К особым районам относятся: Средиземное море, район Балтийского моря, Черного моря, Красного моря, Район Заливов, Северное море, Антарктика и Большого Карибского региона.

Сброс мусора в пределах особых районов

1. Сброс нижеперечисленных видов мусора в море в пределах особых районах, разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и следующим образом:

1. Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс использованных сельскохозяйственных продуктов, включая домашнюю птицу и птичьи остатки, не разрешается в районе Антарктики, за исключением случаев, когда они были обработаны для приведения их в стерильное состояние.

2. Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

I. Остатки груза, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, согласно критериям, установленным в дополнении I Приложения V МАРПОЛ 73/78.

II. Твердые насыпные грузы, определенные правилом VI / 1-1.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года с внесенными в него поправками, за исключением зерна, классифицируются в соответствии с дополнением I к приложению V МАРПОЛ 73/78, и как заявлено грузоотправителем о том, являются ли они вредными для морской среды или нет.

III. Моющие средства и присадки, содержащиеся в трюмной моечной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

IV. Как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между портами.

V. В этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

VI. Если условия, указанные в предыдущих подпунктах настоящей главы, были выполнены, сброс промывочной воды, содержащей остатки из грузового трюма, должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие правила.

1. Правила 3,4,5 и 6 Приложения МАРПОЛ 73/78 и раздел 5.2. главы II-А Полярного кодекса не применяются:

I. К сбросу мусора с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море

II. К аварийной потере мусора в результате повреждения судна или его оборудования, при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такой аварийной потери

III. К аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери

IV. К сбросу с судна орудий лова для защиты морской среды или для безопасности судна или его экипажа.

2. Исключения, когда судно находится в пути:

I. Требования Правил 4 и 6 настоящего Приложения и главы 5 части II-А Полярного кодекса, касающихся случаев, когда судно находится в пути, не применяются к сбросу пищевых отходов, если очевидно, что хранение на борту этих пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на борту людей.

Глава составлена на основе:

· Резолюции МЕРС.201 (62) Поправки к Приложению Протокола 1978 года, относящегося к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года.

· Резолюция МЕРС.277(70) Поправки к МАРПОЛ Приложение V.

· МАРПОЛ 73/78 Приложение 5.

· Судовой план управления мусором.

Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Проведен анализ преимуществ и недостатков основных способов утилизации мусора, реализуемых на морских судах, в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Выявлена необходимость проведения контроля воздушных выбросов в ходе процесса сжигания отходов в инсинераторных установках на судах.

Научно-технический прогресс поднял человека на качественно новую ступень, предоставив ему еще больше возможностей по преобразованию окружающей природной среды и открыв перед ним необычайные перспективы. Однако общество, увлекаясь открытиями и инновациями, забывает о ценности окружающей среды, ставя под угрозу существование планеты и всего человечества.

Ценности жизни

В современных условиях, когда наблюдается повышенный интерес мировой общественности к глобальным проблемам, будь то загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете или необратимые климатические изменения на Земле, происходит существенное переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей человека с окружающим его природным, а также социальным миром.

Сохранение здоровой экологической обстановки является одной из основных задач современного общества. Немаловажное влияние оказывают на окружающую среду различные виды транспорта. Особого внимания заслуживает судоходство ввиду ряда своих особенностей.

В отличие от сухопутного транспорта, на судах люди оказываются в условиях ограниченного пространства, что неизбежно приводит к возникновению дополнительных загрязняющих факторов, а именно мусора.

Мусор может быть представлен твердыми и жидкими отходами. Образующийся во время эксплуатации судов мусор ранее сбрасывался за борт, что приводило к загрязнению Мирового океана. Длительное поступление отходов в водоемы планеты губительно сказывается на ее здоровом существовании. В целях снижения вредного влияния человеческой деятельности на морскую среду усилиями мирового сообщества была разработана и утверждена законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая обращение с различными типами отходов на судах.

К основным документам можно отнести следующие:

• Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция, 1972 г.);

• Конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, 1992 г.);

• Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененную Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).

Лондонская конвенция направлена на контроль морских загрязнений, вызванных сбросами отходов и других материалов. Приложения I и II Лондонской конвенции содержат перечни материалов, сброс которых с судов запрещен или ограничен.

Базельская конвенция

Базельская конвенция регулирует трансграничную перевозку опасных отходов и предусматривает обязательства сторон по обеспечению надлежащей организации экологически безвредной утилизации отходов. В Приложениях к Базельской конвенции приводятся перечни категорий отходов, для которых требуются специальные меры контроля, включая операции по утилизации.

Из вышеназванных документов особый интерес представляет Конвенция МАРПОЛ 73/78, нацеленная на предотвращение загрязнений окружающей среды в ходе эксплуатации судов.

Бытовые отходы на судах подвергаются утилизации в соответствии с нормативами, приведенными в Приложении V Конвенции МАРПОЛ 73/78.

На основании данного Приложения мусор на судах собирается раздельно с целью упрощения процесса его уничтожения. Выделяются следующие основные группы отходов:

• пищевые отходы;

• бытовые отходы;

• пластмассовые изделия;

• нефтесодержащие отходы;

• отходы от технического обслуживания судна.

Пищевые отходы на судах могут быть представлены продовольственными продуктами (овощи, мясные и молочные продукты, фрукты и т.д.), а также иными материалами, содержащими подобные отходы и образующимися на судне в местах приготовления и приема пищи. Пищевые отходы должны накапливаться отдельно от остального мусора и подлежат сбросу в особых районах после измельчения в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78 (Приложение V). При этом ряд государств ввиду своих особых требований и правил контроля распространения заболеваний как человека, так и флоры и фауны требует дополнительной обработки пищевых отходов с целью уничтожения болезнетворных организмов.

Материалы для обшивочных и упаковочных работ, всевозможные емкости и изделия из материалов, не содержащих вредных веществ (стекло, керамика, бумага, текстиль), утратившие свои функции для экипажа ввиду различных событий, относятся к группе бытовых отходов. Бытовые отходы подлежат постоянному или периодическому удалению.

Сброс бытовых отходов в море разрешен за пределами 12 миль на ходу судна вне особых районов, а сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы разрешены к сбросу за пределами зоны в 25 миль.

Пластмассовые изделия категорически запрещено сбрасывать в море в любых зонах. Подобного рода мусор, а именно: упаковочные материалы на основе полимеров, элементы судовых конструкций, рыболовные принадлежности и т.д., необходимо собирать отдельно от других отходов в специально отведенные емкости и сдавать в портах либо подвергать сжиганию.

Нефтесодержащие отходы и отходы от технического обслуживания судна (палубный сор, обтирочные отходы, ветошь и т.д.) также запрещены к сбросу и должны собираться в отдельные контейнеры.

Два способа

На основании требований Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 на судне должны быть предусмотрены следующие виды оборудования по предотвращению морских загрязнений мусором:

• устройства для сбора мусора;

• устройства для обработки мусора.

Способы утилизации мусора на судне сводятся к двум основным принципам: сжиганию и измельчению.

Однако измельчение решает одну весьма серьезную проблему – уменьшение объемов скапливающегося мусора. При этом в случаях, когда у судна длительное время отсутствует возможность зайти в порт, все же приходится прибегать к дополнительным устройствам, а именно – прессам.

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 отсутствие оборудования не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных водах.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества:

• возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка);

• простую конструкцию и отсутствие потребности в тщательном уходе;

• возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу;

• небольшую потребляемую мощность.

К недостаткам этого способа следует отнести необходимость обеззараживания, обусловленного хранением на судне спрессованных отходов, а также потребность в специальных помещениях для них.

Наибольшее распространение на судах получил термический способ утилизации мусора посредством его сжигания в инсинераторных установках, что особенно актуально для судов, совершающих длительные рейсы, ввиду отсутствия возможности регулярно сдавать накопившиеся отходы.

Несомненными преимуществами данного способа утилизации отходов является следующее:

• уничтожение широкого спектра судовых отходов (за исключением стекла и металла);

• значительное уменьшение объемов скапливающегося мусора;

• стерильность образующихся остатков.

Несмотря на ряд достоинств, представленный способ утилизации отходов накладывает некоторые ограничения на возможность его использования.

При сжигании мусора запрещается загружать в инсинераторы большое количество промасленной ветоши и пластика, так как это может привести к резкому повышению температуры в реакторе и повышенной дымности отходящих газов. Кроме того, при сжигании пластика в отходящих газах могут образовываться хлорсодержащие и циансодержащие соединения токсического характера. В связи с этим накладываются ограничения на использование инсинераторов. Так, например, в территориальных водах стран – участниц Конвенции по охране морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция, ХЕЛКОМ 74/92) в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.

Использование инсинераторов, несомненно, упрощает процесс утилизации отходов на судне, однако, в свою очередь, может выступать источником воздушных выбросов с судов, что также способно нанести вред окружающей среде.

Основные вредные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух при использовании инсинераторных установок:

• взвешенные вещества;

• оксид углерода;

• диоксид азота;

• оксид азота;

• диоксид серы;

• хлористый водород;

• фтористый водород;

• оксиды тяжелых металлов;

• ПАУ (бенз(а)пирен).

Такое разнообразие воздушных выбросов неоспоримо требует тщательного контроля за концентрациями представленных веществ с целью обеспечения безопасности существования человека.

• максимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 1200°С;

• минимальная температура на выходе топочных газов из камеры сгорания – 850 °С;

• выхлопные газы из инсинератора – минимум 6% O2 (измеренные в сухом топочном газе);

• предельно допустимые выбросы в атмосферу окиси углерода – 200 мг/МДж;

• дымность отходящих газов – 3,0 FSN (по Бакараку).

Проведением испытаний судовых инсинераторов и оценкой выбросов в атмосферный воздух занимаются специализированные лаборатории, что позволяет своевременно предотвращать негативное воздействие на окружающую среду. Необходимость подобного рода процедур не оставляет сомнений, поскольку антропогенные источники загрязнения атмосферы неизбежно ведут к ухудшению экологической обстановки, способной губительно сказаться на всем человечестве.

Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна.

Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате перевозки добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, на берег для переработки.

С 1 января 2013 года мусор делится на 9 категорий:

  1. A. Plastics – Пластмасса (Пластик)
  2. B. Food wastes – Пищевые отходы
  3. C. Domestic wastes (e.g., paper products, rags, glass, metal, bottles, crockery, etc.) – Бытовые отходы (бумага, ветошь, стекло, металлы, бутылки, посуда и т.п.)
  4. D. Cooking oil – Кулинарный жир
  5. E. Incinerator Ashes – Зола из инсинераторов
  6. F. Operational wastes – Эксплуатационные отходы
  7. G. Cargo residues – Остатки груза
  8. H. Animal Carcass(es) – Туши животных
  9. I. Fishing gear – Орудия лова

В. Пищевые отходы означают любые пищевые продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне.

С. Бытовые отходы означают все виды отходов, не охваченные другими Приложениями, которые образуются в жилых помещениях судна, в том числе: все виды бумаги, ветошь, стекло, металлы, бутылки и т.д.

D. Кулинарный жир означает любой тип растительного или животного жира, используемый для приготовления пищи.

E. Зола из инсинераторов означает золу и шлак из судовых инсинераторов, используемых для сжигания мусора.

F. Эксплуатационные отходы означают все виды твердых отходов, которые собираются во время обычного технического обслуживания, или эксплуатации судна, или используются для укладки и обработки груза. Они включают моющие средства и присадки, используемые для замывки грузовых трюмов.

G. Остатки груза означают остатки любого груза, остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, за исключением пыли от груза, остающейся на палубе после ее помывки, и пыли на внешних поверхностях судна.

H. Туши животных означают тела животных, которые перевозятся на судне в качестве груза и погибли во время рейса.

I. Орудия лова означают любое оборудование для лова морских ресурсов.

В пути означает, что судно следует намеченным маршрутом.

Стационарные или плавучие платформы означают стационарные или плавучие сооружения, расположенные в море и заняты разведкой, разработкой или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

  1. Широта 11°00,0′ Ю; Долгота 142°08,0′ В;
  2. Широта 10°35,0′ Ю; Долгота 141°55,0′ В;
  3. Широта 10°00,0′ Ю; Долгота 142°00,0′ В
  4. Широта 09°10,0′ Ю; Долгота 143°52,0′ В
  5. Широта 09°00,0′ Ю; Долгота 144°30,0′ В
  6. Широта 10°41,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
  7. Широта 13°00,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
  8. Широта 15°00,0′ Ю; Долгота 146°00,0′ В
  9. Широта 17°30,0′ Ю; Долгота 147°00,0′ В
  10. Широта 21°00,0′ Ю; Долгота 152°55,0′ В
  11. Широта 24°30,0′ Ю; Долгота 154°00,0′ В
  12. Широта 24°42,0′ Ю; Долгота 153°15,0′ В.

Особый район означает морской район, в котором приняты особые обязательные меры предотвращения загрязнения моря мусором.

а) Балтийское море , ограниченное в проливе Скагеррак, у мыса Скаген широтой 57°44,8′ С.

б) Северное море означает Северное море с находящимися в нем морями, ограниченное линиями:

  • со стороны Северного моря к югу от широты 62°00,0′ С, а на востоке — долготы 4°00,0′ З;
  • проливом Скагеррак, южная граница которого определена широтой 57°44,8′ С. к востоку от мыса Скаген; и
  • Английским каналом и подходами к нему к востоку от долготы 5°00,0′ З. и к северу от широты 48°30,0′ С.

в) Средиземное море , ограниченный со стороны Черного моря широтой 41°00,0′ С., а на западе — долготой 5°36,0′ З, пересекающей Гибралтарский пролив.

г) Черное море , ограниченное со стороны Средиземного моря широтой 41° 00,0′ С.

д) Красное море , ограниченное с юга линией между Рас-си-Ан (Широта 12°28,5′ С; Долгота 43°19,6′ В.) и Хусн-Мурад (Широта 12°40,4′ С; Долгота 43°30,2′ В.).

ж) Большой Карибский район, означает Мексиканский залив, Карибское море и часть Атлантического океана в границах района, образованного широтой 30°00,0′ С. от полуострова Флорида в восточном направлении до долготы 77°30,0′ З, далее линией до широты 20°00,0′ С и долготы 59°00,0′ З, далее линией до широты 7°20,0′ С и долготы 50°00,0′ З, далее линией, проведенной в юго-западном направлении до восточной границы Французской Гвианы.

з) район Антарктиды — это район, расположенный к югу от широты 60°00,0′ Ю.

Общее запрещение сброса мусора в море

За исключением специально предусмотренного порядка сброса в правилах 4, 5, 6 и 7, сброс в море любого мусора запрещается.

За исключением аварийных случаев, запрещается сброс в море всех видов пластмасс и пластиков в любом виде.

За исключением аварийных случаев, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Сброс мусора за пределами особых районов

А) Сброс мусора в море за пределами особых районов запрещен, за исключением нижеперечисленных случаев и при условии, что судно находится в пути, и насколько можно дальше от ближайшего берега:

  1. На расстоянии более 3-х миль разрешается сброс пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель с отверстиями размером не более 25 мм.
  2. На расстоянии более 12-ти миль разрешается сброс пищевых отходов, не пропущенных через измельчитель.
  3. На расстоянии более 12-ти миль разрешается сброс обычных остатков груза, которые остаются после выгрузки. Сбрасываемые остатки груза не должны содержать вредных веществ для морской среды.
  4. Разрешен сброс туш животных насколько можно, дальше от ближайшего берега.

В) Разрешен сброс не причиняющих вреда морской среде моющих средств и присадок, содержащихся в воде для мойки трюмов и палуб.

Особые требования к сбросу мусора со стационарных или плавучих платформ

Запрещается сброс в море любого мусора со стационарных и плавучих платформ, и всех судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 метров от них.

Пищевые отходы могут сбрасываться в море со стационарных или плавучих платформ, и с ошвартованных у них, или находящихся в пределах 500 метров от них судов, если они расположены на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега, но только тогда, когда отходы пропущены через измельчитель с отверстиями, размером не более 25 миллиметров.

Сброс мусора в пределах особых районов

В пределах особых районов сброс мусора запрещен, за исключением нижеперечисленных случаев, и при условии, что судно находится и пути:

На расстоянии более 12-ти миль от ближайшего берега или шельфового ледника, разрешается сброс измельченных пищевых отходов, которые должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм. В районе Антарктиды не разрешается сброс не обработанных до стерильности интродуцированных продуктов из птицы.

Разрешается сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

— остатки груза, моющие средства или присадки, содержащиеся в воде для мытья, не должны содержать вредных веществ;

— порт отхода и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и на переходе между этими портами, судно не выходит из особого района;

— в этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений;

— сброс должен производиться на расстоянии более 12-ти миль от ближайшего берега или шельфового ледника.

Моющие средства и присадки не должны содержать вредных веществ, представляющих угрозу для морской среды.

Исключения

Сброс запрещенного мусора разрешен, если он предпринимается для спасения человеческой жизни на море и для обеспечения безопасности судна и людей.

Данные правила не применяются к аварийной потере мусора в результате повреждения судна, при условии, что были предприняты все меры для предотвращения, или сведения к минимуму аварийного сброса.

Данные правила не применяются к аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были предприняты все меры для предотвращения такой потери.

Данные правила не применяются к намеренному сбросу с судна орудий лова, предпринятому для защиты морской среды или для обеспечения безопасности судна и экипажа.

Исключения для судна, находящегося в пути:

Требования правил, касающиеся находящегося в пути судна, не применяются к сбросу пищевых отходов, если хранение пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на судне людей.

Плакаты

На каждом судне длиной более 12 метров, на стационарных и плавучих платформах, должны вывешиваться плакаты, с информацией о порядке обращения с мусором.

Плакаты составляются на рабочем языке экипажа и на одном из следующих языков: английском, испанском, французском.

План операций с мусором (Garbage Management Plan)

На каждом судне валовой вместимостью более 100 тон, на судне, предназначенном для перевозки более 15 человек, а также на стационарных и плавучих платформах, должен быть разработан План операций с мусором (Garbage Management Plan). В плане содержатся процедуры сбора, обработки, хранения и удаления мусора, включая использование имеющегося на судне оборудования – измельчителя и инсинератора. В нем также указываются лица, ответственные за выполнение изложенных в процедурах операций. План составляется на рабочем языке экипажа.

Журнал операций с мусором (Garbage Record Book)

Суда, на которых должен быть Журнал операций с мусором (Garbage Record Book): суда валовой вместимостью более 400 тон; суда, предназначенные для перевозки более 15 человек; стационарные или плавучие платформы.

Каждая операция с мусором записывается в журнал и заверяется ответственным за операцию лицом командного состава. Каждая заполненная страница подписывается капитаном судна. Записи в Журнале операций с мусором производятся на английском языке.

Запись о каждом сбросе, сжигании и сдаче в береговое приемное устройство должно включать дату, время, местонахождение судна, категорию и приблизительное количество сброшенного, сожженного или сданного в приемное устройство мусора.

Журнал операций с мусором хранится на судне, стационарной или плавучей платформе в течение, по меньшей мере, двух лет, после внесения в него последней записи.

В случае аварийного сброса или аварийной потери мусора или орудий лова, записываются: местоположение судна, обстоятельства и причины сброса или потери, подробные сведения о сброшенном или потерянном мусоре или орудиях лова и предпринятые меры для предотвращения или сведения к минимуму аварийного сброса или потери.

Читайте также: