Садово парковое искусство китая и японии сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Довольно сложно сравнивать два стиля сада, относящихся к одному направлению Восточных садов, тем более что начало этих стилей положил Китайский сад. Именно с древнего Китайского сада началось становление Японского, который за сотни лет приобрёл свою индивидуальность и сформировал собственную философию. Осложняет задачу то, что и Китайский и Японский сады видоизменялись в зависимости от эпохи правления династий. Более того, каждый из этих садов можно разделить на 4 основные категории:

Религиозные сады (сады при храмах и монастырях)

Городские сады и парки

Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории. Например, частные японские сады условно подразделяются на 3 вида:

хозяйственные (предназначены для хозяйственных нужд);

эстетические (несут эстетическую функцию, предназначены для созерцания и медитации);

церемониальные (служат для проведения традиционных церемоний, например, чайных).

Понятно, что сравнивать частный Японский сад с Императорским Китайским совершенно некорректно. Но всё же есть ключевые элементы, зная которые можно отличить Японский сад от Китайского.

Центральное место отводится водоёмам, архитектурные сооружения тяготеют к периферии сада.

Присутствуют элементы осевой симметрии. Особенно ярко это выражено в Императорских садах, где симметрично возведенные здания вписаны в ландшафт, а у различных входов зеркально расположены деревья или архитектурные элементы.

Интересно что императорский сад не предназначался для отдыха, он должен был направлять мысли императора на дела управления государством.

И для Китая и для Японии характерна имитация реально существующих ландшафтов.

С 1392 года проявляться независимые от китайского сада национальные черты японского сада:

Посетитель и сад из статичного отношения переходят в динамичное. Прослеживается китайская идея пространственного разделения сада, однако используется более лёгкий и дешёвый материал (бамбук).

Японский сад более однороден, несмотря на садовые изгороди и калитки.

Архитектура играет почти ключевую роль. Китайский сад содержит гораздо большее количество архитектурных элементов, нежели Японский сад. Отличительной особенностью является форма крыш зданий – она словно вздёрнута вверх.

Основной материал, из которого возводились изящные здания – дерево. По сравнению с каменными постройками деревянные быстрее возводились, были более сейсмоустойчивы и дольше сохраняли тепло.

В Японском саду архитектура уходит на второй план, уступая место природным компонентам и символичным образам.

Для японских павильонов и зданий характерны раздвижные двери и окна. Примечательна более низкая высота зданий по сравнению с Китайскими.

Вообще для Японских архитектурных элементов характерно использование дешевых материалов. Например до эпохи правления Эдо (1603-1867 г.г.) Японские павильоны зачастую имели травяную крышу.

- Искусственные гроты

- Смотровая площадка с перспективой на сад (символично приближает зрителя к облакам, олицетворяющим вечность)

- Сад чайных церемоний

- Сухой пейзаж-сад, созданный без реального присутствия воды, но гравий и песок символизируют воду, а крупные камни – острова

- Таблички с афоризмами императоров и древних философов - устанавливаются над входами в павильоны

- Крытая галерея – необходимый атрибут китайского сада. Окна этой галереи часто делались в виде рисунка веера, цветка сливы и плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов

- Природные камни причудливой формы - относятся к малой архитектуре

- Популярны скульптурные изображения животных, обитающих в Китае, таких как:

Помимо реально существующих в Китае животных изображались и мифологические животные:

А так же животные, никогда не обитавшие в Китае, – лев и верблюд

Малые архитектурные формы (МАФ) в традиционном японском саду миниатюрны. Наиболее часто встречаемые из них:

- Каменные и металлические фонари

- Цукубай - каменная чаша с родниковой водой для чайных церемоний, также используемая для омовения рук

- Пагоды - каменные башни, место поклонения с изречениями, символизирует храм

- Зигзагообразные деревянные мосты

- Шиши-одоши – аналог нашему чучелу, только изящное. Выглядит как одна или несколько бамбуковых труб, которые при наполнении водой опрокидываются и ударяются о камень, издавая мелодичный звук, который отпугивает птиц и оленей

Легче всего отличить Китайский сад от японского, посмотрев на камни. В Китайском саду они всегда имеют сложную форму, причём особенно ценятся камни по внешнему виду напоминающие животных, иероглифы или мифических персонажей. Были случаи, когда на целый год провинция освобождалась от налогов за найденный камень причудливой формы.

Интересно и расположение камней, в зависимости от формы камень могут поставить вертикально на постамент, как скульптуру.

По своей природе это в основном серо-голубой известняк, порой встречается гранит.


Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей


Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии


Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей


Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты


Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки


Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, свя­занное с философией и религией.

Садово-парковое искусство Ки­тая.

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э.) садовое искус­ство развивалось в направлении формирования пейзажных компози­ций, выражающих природу и несу­щих определенное настроение. Эмо­циональная направленность парка обусловила классификацию его пей­зажей по впечатлению на устрашаю­щие (с темными рощами, нависши­ми скалами, грохочущей водой гор­ных рек и т. д.), смеющиеся (от­крытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, па­года). Пейзажные композиции стро­ились так, чтобы подчеркнуть кра­соту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняю­щихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X—XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гекта­ров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраивае­мые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обяза­тельной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он за­нимает значительную часть террито­рии (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро пар­ка. Водоемы имеют изрезанную бе­реговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живопис­ных композиций при движении. Для

Ассортимент растений чрезвычай­но богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китай­ский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цве­тов, среди которых особенно цени­лись пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами.

В качестве примера можно при­вести парк Летнего дворца около Пе­кина — Ихэюань (парк Безмятежно­го отдыха). Это комплекс садов пло­щадью около 400 га. Начало его со­здания относится к XIV в. Парк не­однократно подвергался разрушени­ям (в I860 и 1900 гг.), но вновь вос­станавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 3 /4 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, располо­жен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним при­мыкают дворики с каменистыми са­дами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пиона­ми, магнолиями. Северный склон ре­шен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с бесед­ками и дамбы с галереями протяжен­ностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Се­верная граница участка искусно за­маскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 ос­новных принципов садово-паркового искусства:

— действовать в зависимости от местных условий;

— максимально использовать ок­ружающую природу;

— отделять главное от второсте­пенного;

— использовать контрасты: боль­шое и малое, светлое и темное, широ­кое и узкое, высокое и низкое;

— в малом добиваться большого;

— учитывать гармонию пропор­ций;

— использовать постепенное рас­крытие видов;

— учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искус­ство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способство­вали развитию пейзажного стилево­го направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к со­зданию так называемого англо-ки­тайского стиля.

Китай. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га. К сожалению, сведения о планировке древних китайских парков до нас не дошли.

Устройство садов в Китае имело два направления. Одно из них характеризовалось наличием миниатюрных садов на небольших участках земли. К ним относились многочисленные сады в Сучжоу и Шанхае. В этих садах деревьям приданы карликовые формы.

Характерной особенностью второго направления являлось использование под сады и парки обширных участков земли с устройством водоемов, объединенных в единую композицию.

Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является парк Ихэюань, расположенный в пригороде Пекина. Парк имеет площадь 330 га:

Парк Ихэюань является как бы собранием уменьшенных копий наиболее красивых местностей Китая (3). Центральным мотивом парка являются озеро Куньминху и гора Ваныпоу-шань. Под горой извивается ручей. Пейзажи берегов ручья имитируют местности, характерные для провинций, расположенных южнее р. Янцзы.

Особенности садово-паркового искусства этих двух направлений заключаются в следующем: основой создания садов и парков служат природные пейзажи страны; для паркового пейзажа использованы образы, взятые из живописи; рельеф обработан с такой тщательностью, что воспринимается как созданный природой; важнейшим элементом сада является вода; сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных; ассортимент деревьев в садах очень разнообразен.

В XVII—XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были и монументальными и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.

В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад Лю в Сучжоу (4).

Одним из характерных садов этого типа считается сад Риосанджи в Киото. Сад имеет форму прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней различной формы. Белый песок обработан бамбуковыми граблями для создания иллюзии морских волн. Здесь нет растительности, но благодаря пропорциям и искусному расположению камней этот сад является выдающимся произведением садового искусства Японии.

Из растительности наиболее распространены в японских садах лиственные и хвойные вечнозеленые деревья. Особой популярностью пользуется плотноцветная сосна, запечатленная многими художниками в гравюрах и рисунках. Характерной чертой японского сада являются карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты с таким мастерством, что создается впечатление, что не рука человека, а природа придала им эти странные формы.

Цветы в японских садах встречаются редко, но в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, лилии.

Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощенной в садовой композиции. Основные элементы композиции — рельеф, причем не только естественный, но нередко и искусственный, водные устройства — пруды, речки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников, лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.

Характерная особенность японского сада — пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домыслить тот или иной пейзаж. Например, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.

Японский сад или парк в основном бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом (5).

Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них изложены основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указаны правила пользования территорией и ее членения. Рекомендован следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля, %: 40 — под здания, 30 — открытые пространства сада или парка, 30 — зеленые насаждения.

Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная. Применялись другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисе, можжевельник и др. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми — вишней, сливой, абрикосом — часто применялись магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречались реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.

Религия Японии – синтоизм – своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы – Киото – культура создания садов начала расцветать. Это время известно как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался большой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценили раннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад – это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.

Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества - природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.

Основные материалы для японских садов: вода, камень, растительность.

Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.

Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.

Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.

Японский сад - особый сад, мы у себя дома всего лишь приспосабливаем его к естественному природному окружению и культуре страны, в которой он создаётся. Нам удаётся только придать японский колорит какому-либо одному участку своего сада или же использовать отдельные элементы как садовые украшения, например, японские фонари их расставляют независимо от изначальной символики как исключительно декоративные садовые украшения. Чтобы создать атмосферу Востока, достаточно соорудить маленький пруд и сады из камней или песка или гравия, расположить фонари в восточном стиле. Как правило, мы создаём гибрид японского и традиционного западного стилей, такое смешение стилей может выглядеть очень эффектно, чем строгое подражание японскому стилю.

Китайский ландшафт - это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски - сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.

Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.

Парки разделяются обычно на несколько комплексов с центральным ансамблем, доминирующим над всем парком. Характерно, что архитектурные ансамбли имеют регулярную планировку и строятся на южных склонах по строгой оси, направленной с севера на юг таким образом, чтобы фасады зданий были ярко освещены солнцем.

Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки. При создании ландшафта китайские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.

Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

Читайте также: