С помощью интернет ресурсов приготовьте сообщение о героях кудым оше коми пермяцкий эпос

Обновлено: 06.07.2024

… Чем более образованными мы становимся, тем меньше чудес замечаем вокруг себя. Да и возможно ли осознать, что за гранью нашего восприятия все еще существуют духи, боги, ангелы, чуды, лешие? Верим ли мы в то, что могут происходить чудеса? А ведь они есть! Надо только научиться замечать и уметь читать их знаки, символы…

Наши чудеса начали проявляться сразу же, как только мы ступили на землю Кудымкара. Стоило отойти на несколько сот метров от парковки,

как мы оказались у священного источника, оформленного в виде медвежьей головы, который охранял могучий богатырь Кудым-Ош:

И мы послушно искали в своих кармашкам монетки, привязывали разноцветные ленточки, ведь именно для нас ожила ЛЕГЕНДА — сам Кудым-Ош!

Так кто же он, богатырь Кудым-Ош, почему и за что он стал легендой коми-пермяцкого народа? И почему его народ жил именно здесь?

… История Кудымкара началась с городища на горе Изъюр (VII—XV вв.), первоначально расположившегося на выступе на крутом берегу места слияния рек Иньвы и Кувы:

Спасибо Марине Белавиной за фото!

Впервые в письменных источниках поселение упоминается в XVI веке, однако по результатам археологических исследований установлено, что здесь уже в VII–XVII веках стояли бревенчатые жилища предков коми-пермяков. Они занимались охотой, земледелием, вели торговые отношения. Удачное расположение служило не только защитой от врага, но и позволяло древним племенам быть ближе к Богам.

Но благополучная жизнь коми-пермяцкого народа была не всегда, все началось с богатыря Кудым-Оша.

Выбор места для городища

Согласно легенде, мать Кудым-Ош — ведунья Пэвсин, а отец — пам, вождь племени.

Юный Ош в родном увтыре*,

Как земля порой весенней,

Спелой силой наливался.

Дан был Ошу зоркий разум,

Мог он видеть тени мертвых.

Мог догнать стрелу в полете

И с медведем разъяренным

В жмурки весело играл.

Родители наделили Кудым-Оша уникальными колдовскими способностями: он был неуязвим для оружия, мог трижды оживать, прижимаясь полученной раной к родной земле, способен был поднять на реке бурю, обладал огромной силой.

Но когда отец Кудым-Оша погиб, племени понадобился новый вождь, и народ выбрал Кудым-Оша:

Новый пам увтыру нужен.

И назвали старцы Оша

У костра совета памом.

Поднесли ему с почетом

Посох — знак вождя и власти,

Пояс в медных украшеньях,

И со всеми поклонилась

Пэвсин сыну до земли.

Кочевые воинствующие народы нападали на племя Кудым-Оша, убивали мужчин, уводили в рабство женщин и детей:

Знает волк оленьи тропы,

Знает враг, где есть пожива.

А чудское городище,

Как гнездо среди равнины,

Девяти ветрам открыто.

Из засады нападают,

Тает племя день за днем.

Кудым-Ош задумался, как спасти свой народ от враждебных набегов, долго искал подходящее место. И здесь, в месте слияния Иньвы и Кувы, на горе Изъюр было все то, что могло надежно защитить людей от внезапного нападения: природные глубокие овраги с двух сторон горы, крутой обрыв над рекой Кува, с четвертой стороны можно было соорудить вал и частокол, вырыть ров и заполнить его водой:

Но на этом месте было капище Бога Ойпеля — бога северного ветра, бога холода, пурги и непогоды, бога Ночи и Луны. Это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. А люди в здешних местах особенно страдали именно от холода. К нему обращались с просьбой беречь людей и животных от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Поэтому Ойпеля надо задабривать, чтобы он был благосклонен к людям, позволял вызреть урожаю, не убивал морозом людей. Кудым-Ош сказал, что капище Бога Ойпеля останется на месте, в черте городища, что люди будут почитать его, справлять все ритуалы, но вокруг построят город, чтобы никакие враги не могли напасть на племя, не уводили женщин, не пленили детей, не убивали мужчин.

Он зажег костер совета:

Потому теснит нас ворог,

Что от нас далеко боги.

На горе, где их жилище,

Надо вырыть нам Землянку,

Обнести заплотом Крепким —

Как птенцов своих Тетерка,

Ойпель станет нас Хранить.

Но на горе Изъюр жила Чикыш - ведунья, хранительница культа. Она могла трактовать знаки и символы, отвечала за все ритуалы, которые здесь проводились, была посредником между Богами и людьми — до Богов доносила желания и просьбы людей, а до людей — волю Богов. Решив поселиться здесь, Кудым-Ош позарился на эту власть Чикыш, и та стала грозить, что Боги проклянут народ, живущий здесь. И племя Кудым-Оша, придя сюда, остановилось в замешательстве от угроз Чикыш:

У людей от дерзкой речи

Языки к зубам прилипли,

Приутихла речка Иньва,

Ожидая гнева духов.

— Пусть у тех отсохнут руки, —

Грозно вымолвила Чикыш, —

Кто пойдет к горе священной

И земли нарушит сон!

Но богатырь говорил, что им нужно остаться здесь, чтобы выжить:

Ош разгневанный воскликнул:

Вы мне дали этот посох,

Вы меня назвали памом,

Я зову с собой отважных,

Ну, а те, кто, словно мыши,

В норы головы уткнули,

Пусть врагам поживой станут,

Пусть им ребра гложет страх!

На реке волна вскипела,

Пуще люди оробели.

Ош к светилу вскинул руки:

— Солнце, ты глаза открой нам,

Просветли наш дикий разум!

Рассказывая нам про то, как Кудым-Ош обратился к Солнцу за разрешением устроить поселение на горе, Марина так же, как и богатырь, вскинула руки вверх, к солнцу, к небу, затянутым пеленой кучевых облаков:

И тут же случилось чудо — лучи солнца нашли прореху в облаках и обняли светом и гору, и всех нас на ней!

И упал на землю сумрак,

Только лысую вершину

Заливал горячий свет.

Для древних людей очень важно видеть, знать и понимать каждый знак, каждый полученный от Богов символ. И в том, как Бог Солнца ответил на вопрос Кудым-Оша, люди увидели согласие на устройство поселения здесь, на высоком берегу Ку-вы:

Первым Ош взошел на кручу,

Указал, где ставить крепость

Из сосновых желтых бревен…

Время дерево источит,

Не иссякнут реки жизни.

Так с бревна, с землянки первой

Началась столица края,

Город Оша — Кудым-кар.

Сватовство к Костэ и начало коми-пермяцкого рода

А Чикыш затаила злобу на Кудым-Оша за то, что он собрался устроить крепость там, где живут Боги, решила ему отомстить:

Чикыш злобится на пама,

Над судьбой его колдует

И плетет ему ловушку

Из медовых хитрых слов.

Она знала про одну мансийскую княжну Костэ, к которой сватались многие женихи, но никто из них не возвращался домой: увидев невесту и испугавшись ее безобразного вида, они отказывались жениться на ней. За это ее отец их обезглавливал.

— Есть река в краю полночном,

Там увтыр вогулов* диких,

Городзуль * — цветок весенний —

Дочь-красавица у князя.

Если мудрый пам сумеет

В жены взять княжну-вогулку,

Богатырь у них родится, —

Чикыш паму говорит.

Кудым-Ош проникся этой историей, несколько ночей не спал, думал:

И тоска вонзилась в Оша,

Как рыбацкий крюк в печенку…

И Кудым-Ош собрал дружину и поплыл сначала по Иньве до Камы, потом по Каме против течения до Язьвы и далее вверх по Язьве:

По реке несется лодка,

Словно гусь по струям быстрым,

Ош гребцов своих торопит,

Были б крылья, полетел бы

Птицей он в увтыр вогулов,

Но далек и труден путь.

Тяжела волна на Каме,

Ветер северный неласков.

Дни, как волны, режет лодка

И копьем сквозь ночь проходит…

Наконец они пристали

К поселению чудскому,

И сама Виджо-ведунья

Пама ждет на берегу.

Ведунья догадывалась о коварном плане Чикыш, но не отговаривала Кудым-Оша от женитьбы на Костэ, а дала ему проводника:

И дала ведунья паму

В спутники слугу Ваяси.

Долго шли путники на север через топи и болота и пришли, наконец,

в край, где прячут горы

В облаках свои вершины

И плывет с ночного неба

Неземной холодный свет.

Здесь и жила мансийская княжна.

Войдя в шатер к Костэ, Кудым-Ош увидел чудовище с тонким телом, с паучьми руками и ногами, поросшими густыми черными волосами, с мочками ушей, свисающими до плеч:

Там сидит на мягких шкурах

Дева — чудище лесное:

Руки — что паучьи лапы,

А лицо — как морда зверя.

Ужаснулся было сначала Кудым-Ош:

Словно небо раскололось

И обрушилось на Оша:

Или он богов прогневал

Тем, что думать смел о счастье

И тоска терзала душу,

Как ягненка росомаха?!

Лучше гнить на частоколе,

Чем себя проклясть навек!

Но вспомнил богатырь слова Ваяси и взглянул в глаза Костэ, полные горя от того, что никто никогда ее такой не полюбит, никогда у нее не будет ни мужа, ни детей:

Лишь глаза ее прекрасны,

Лишь глаза полны печали,

Горя черного полны.

И тут сквозь щетину Кудым-Ош разглядел удивительной красоты глаза девушки, и

Сердце Оша содрогнулось,

Пред ее судьбою черной

И своя беда померкла.

Или с ним играют в жмурки

Боги, правящие жизнью?

Он покинуть чум не может,

Он от глаз ее раскосых

Взгляд не в силах отвести.

И говорит богатырь княжне:

— Пусть не знать мне женской ласки,

Пусть друзья меня покинут,

Но не дам тебя в обиду

Хитрым йомам* и колдуньям,

Злой старухе Танварпекве*.

Станешь ты моей женой!

Он приблизился к невесте

И рукою сильной обнял,

И она, внезапно вскрикнув,

На меха лицом упала.

С Костэ спали злые чары, и превратилась она в прекрасную девушку:

Брызнул свет из окон неба,

Сотряслась земля от грома,

И с лица Костэ отпала

Шкура зверя — волос черный,

И паучьи лапы сохнут,

Осыпаясь с белых рук.

К жениху она выходит,

Городзуль — цветок весенний,

А лицо ее — как утро,

А глаза — озера света,

Звон ручья — ее улыбка.

Есть и иная версия прекрасного преображения мансийской княжны, вот такая.

Мать Костэ в ожидании наиболее подходящего для нее жениха обклеила дочь звериными шкурами, обмазала грязью. А вошедший в шатер Кудым-Ош так понравился Костэ, что она отогнула кусочек звериной шкуры и показала богатырю свое истинное лицо, нежную девичью кожу. Может быть, мать княжны хотела, чтобы дочь сама выбрала себе жениха?

Поженились Кудым-Ош и Костэ:

Ош с Костэ домой вернулся,

Сладким медом и весельем

Встретил их родной увтыр.

Так было положено начало роду иньвенских коми-пермяков.

Но давайте все же вернемся к спору Кудым-Оша и Чикыш и получше рассмотрим памятник их разговору:

За головой Чикыш — Солнце, то самое, которое сыграло решающую роль в решении Кудым-Оша устроить городище на горе Изъюр. Украшенная часть головного убора изготовлена из бересты. Но от старости береста прогнулась и стала похожа… на месяц, на молодую Луну. Мы видим символ Бога Ойпеля, которому и служила Чикыш! То есть и здесь встретились Луна и Солнце! Марина поясняет, что вот так, в символике отражен спор Кудым-Оша и Чикыш.

А еще я замечаю на голове Чикыш настоящие наши современные монетки — это подношения. То есть люди до сих пор верят, что ведунья доносит до Богов желания людей, почитают ее как служительницу культа!

А мы тем временем дошли до памятника самому Кудым-Ошу.

В чем больше всего нуждаются современные люди?

У коми-пермяков не сохранилось письменного эпоса. Только то, что передавалось из уст в уста, дошло до наших дней. Все собранное записали в книги, из которых мы и узнаем историю этого народа.

Вот и Кудым-Ош будто бы сошел со страницы Книги. Да и позади памятника обычный жилой дом тоже как бы книга, только повернутая к нам со стороны корешка. В правой руке Кудым-Оша - посох утвыра, символ пама, власти. На левом плече сова — символ мудрости. Медведь — олицетворение физической силы Кудым-Оша, тотем рода, его я вижу и на пряжке пояса. Ножны — в виде рыбы:

В Кудымкаре существует легенда: если вы хотите власти над людьми — потрите посох, если силы — потрите медведя, если ума — сову, а если хотите покровительства ваших предков — потрите руку Кудым-Оша.

Как вы думаете, где потертостей больше всего, в чем больше всего нуждаются современные люди? Но пусть это останется моей маленькой тайной…

Согласно легенде Кудым-Ош прожил 150 лет, хотя смерть приходила за ним раньше. Но он, зная, что он еще нужен своему народу, прогнал ее. Когда же время, наконец, пришло, Кудым-Ош повелел похоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, сказав, что когда-нибудь еще вернется на эту землю:

…Долго прожил Ош на свете,

Славных дел свершил немало,

А как смерть в глаза взглянула,

Повелел в гробу кедровом

Положить себя в пещере:

— Буду спать я сколько надо,

А когда вам станет худо,

Позовите — я приду.

Предчувствуя свою кончину, Кудым-Ош собрал сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена. Ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт часть его богатырской силы. А кто будет жадничать и возьмет пену большим пальцем, тем его сила будет во зло.

Вогулы — устаревшее название народности манси.

Йомы — злые лесные духи.

Кар — поселение, городище.

Нодья — вид охотничьего костра.

Кудымкар — город Кудым-Оша

О том, что обозначает современное название города — Кудымкар, есть несколько версий:

Вообще говоря, есть еще одна версия происхождения названия Кудымкара, которую рассказала Валентина Ракишева, родившаяся и выросшая на территории городища Изъюр, соавтор (вместе со своим мужем Вячеславом Просвирновым) всех тех скульптур, о которых я рассказала.

Кудымкар можно дословно перевести как поселение около мёртвого: ку (куис - умер), дын (около), кар (поселение). Не зря же Чикыш предупреждала, что место это поминальное, где Богов поминают и людей хоронят. Люди, жившие раньше на горе Изъюр, да и сейчас проживающие там, находили и продолжают находить захоронения, то есть живут около мёртвого, не живого. Мы же помним из детства, когда в сказках мертвых оживляли с помощью мёртвой и живой воды. Вот так же и здесь: Кува - мёртвая вода, Иньва - женская вода, живая вода.

Правда, справедливости ради надо сказать, что ученые и исследователи с такой интерпретацией не согласны, говоря, что на Изъюре до прихода христианства людей не хоронили. Могилы, которые находят, уже более поздние, христианские. Да и хоронили не на Изъюре, а дальше, в сосновом бору, и только знать, памов. Капища и кладбища могут быть рядом, не на одном месте.

Согласна, тема спорная. Но в небольших поселениях где жили, там поблизости и хоронили. И пусть эта версия тоже сохранится!

А вообще-то я уверена: Кудымкар — город Кудым-Оша! Богатырь до сих пор оберегает покой жителей места, где много веков назад основал городище для своего племени, почти незаметно для всех приглядывает за происходящим на улицах. Видите его лик на вертикальных панелях дома?


Ку́дым-Ош (Кудын-Ош; коми-пермяцк. Кудiн Ош букв. Медведь с устья реки Ку) — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой.

Содержание

О статусе вождя

После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди.

Разъезжал верхом на лосе и его не могло убить ни одно оружие. Если стрела всё-таки попадала в него, он мог излечить рану, прижавшись к земле [1] .

Кудым-Ош мог вызвать бурю на реке в случае нападения врагов [1] .

Семья

Родился в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков пама. Его матерью была колдунья Пэвсин (Одноглазая), зачавшая сына от семени медведя [1] . Женился на дочери мансийского князя красавице Костэ (по мнению исследователей [2] этим князем был вогульский князь Асыка). У него был сын, также национальный герой коми-пермяков, богатырь Пера.

Кудым-Ош в топонимии

  • Имя Кудым-Оша носит центр его легендарных родовых земель — Кудымкар.

Кудым-Ош в искусстве



Примечания

  1. 123Петрухин, 2005, с. 215
  2. Микушев А. К. Коми народный эпос // Коми народный эпос. М ., 1987. С. 51-52.

Литература

  • Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-Богатыре. Пермь, 1984.

Ссылки

  • Мифология коми
  • Коми-пермяки
  • Кудымкар

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кудым-Ош" в других словарях:

Пермьтелефильм: Мультипликационные фильмы — Содержание 1 Зарождение анимации в Перми 2 Особенности пермской мультипликации … Википедия

Пера (богатырь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пера (значения). Пера (Пеля, Перя, Экспера; коми окс Пера) легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми пермяцкого эпоса. Содержание 1 Семья 2 Враги Перы … Википедия

Коми мифология — Коми мифология комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник … … Википедия

Оньков — Оньков, Виталий Николаевич Виталий Николаевич Оньков Дата рождения: 17 июня 1946 Место рождения: дер. Большие Они Юсьвинского района, Пермская область Дата смерти: 13 октября 2008 … Википедия

Оньков, Виталий Николаевич — Виталий Николаевич Оньков Дата рождения: 17 июня 1946(1946 06 17) Место рождения: дер. Большие Они Юсьвинского района, Пермская область Дата смерти … Википедия

Мифология коми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени мифология коми была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник «Житие Стефана … Википедия

Медведь в мифологии коми — Медведь (на коми oš, ош) один из ключевых персонажей в мифологии финно угров в целом и народов коми в частности. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом … Википедия

Рочев, Александр Андреевич — род. 19 окт. 1937 в с. Усть Цильма (Коми АССР). Композитор. В 1966 окончил Ин т им. Гнеснных по кл. баяна, в 1971 Горьковскую конс. по кл. композиции А. А. Нестерова. Преподаватель баяна в дет. муз.. школе Сыктывкара (1958 1960), в… … Большая биографическая энциклопедия

ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии

Возможно, мотив лосиной маски скрывает древний тотемический миф о невесте-лосихе: вспомним образы пермского звериного стиля.

Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.

Вэнь-чан и большой медведь

Вэнь-чан и большой медведь Итак, бог Письменности Вэнь-чан занял достойное место в китайском пантеоне. Ему часто делались подношения в учебных заведениях.Те ученые, что должны были пройти через общественные конкурсные экзамены, поклонялись ему как богу Письменности или

Медведь-жених

Медведь-жених Однажды Акканийди отправилась за водой и с полными ведрами уже возвращалась домой, когда из-за камня выскочил медведь. Сначала зверь попросил напиться воды, а потом стал просить Акканийди выйти за него замуж, иначе угрожал ее съесть. Девочка отговаривалась

Пера-богатырь

Пера-богатырь Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Как медведь хотел стать сильнее человека

Как медведь хотел стать сильнее человека Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой. Рассказывают, что он спустился с небес на землю. Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Медведь, спущенный с небес

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ

БАБУШКА И МЕДВЕДЬ Был август. На склонах холмов росла дикая репа, а в зарослях у реки спела вишня.Моя бабушка была тогда молодой. Однажды она с несколькими девушками посёлка собрали детей и все вместе отправились на холмы копать репу, которую Лакоты очень любили. Девушки

В лесу и медведь архимандрит

В лесу и медведь архимандрит Живёт медведь в лесу, коли не зовут его в поле.Силён медведь, да воли ему нет.Медведь думец.В медведе думы много, да вон нейдёт.Силён медведь, да в болоте лежит.Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает.Осла знать по ушам, а

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

КудЫм-Ош — легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой. После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди.
Разъезжал верхом на лосе и его не могло убить ни одно оружие. Если стрела всё-таки попадала в него, он мог излечить рану, прижавшись к земле.

Фото © Камышинский Путешественник

DELETED

Kirill Shaydurov


Kirill Shaydurov

Читайте также: