Русская история в стихах и песнях сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Русский народ всегда был народом песенным. Огромное количество песен, чьи авторы были неизвестны, веками передавались из уст в уста, и охватывали огромное количество тем. Особенностью русской музыкальной культуры было практически полное отсутствие музыки инструментальной (музыкальные инструменты находились под церковным запретом). Но зато уж в песнях народ с лихвой отводил душу.

Мы знаем из этого наследия только те песни, которые в советское время были обработаны и влились в репертуар официальных музыкальных коллективов, специализирующихся на народной теме. И то - что значит знаем? Можете ли вы хоть одну песню допеть полностью, не путаясь в словах?)

С одной стороны - исполнителей русской народной песни всегда было немало. Среди них были и есть фольклорные ансамбли, или отдельные исполнители, которые собирают и сохраняют русскую народную песню, в том числе, характерную для того или иного региона.

А с другой стороны, с общей тенденцией урбанизации жизни, огромный пласт подобного наследия оказался либо безвозвратно утерян, либо находится на грани этого.

Еще в 2013 году лично я , навещая умирающее село, откуда родом была моя бабушка, встречала там глубоковозрастных старожилов, которые пели мне местные обрядовые песни. Прошло не так много времени - и нет уже ни этих людей, ни этих песен, а я кусаю локти, что у меня в тот период не было с собой диктофона.

Видов русской народной песни существовало множество.

Вот лишь основные из них:

Обрядовые календарны е (много разных видов, приуроченных к народным и церковным праздникам, а так же к циклу сельхозработ),

Обрядовые семейные (здесь все понятно - в рождению. свадьбе и похоронам),

Трудовые (которые исполнялись, например, при коллективном выполнении какого то монотонного вида работ),

Песни отходников (тех, кто работал вдали от родного дома, например - бурлаки, ямщики, или вообще - солдаты, которые служили тогда чуть ли не полжизни)

Хореографические , так сказать (под которые танцевали, играли, водили хороводы),

Лирические (здесь все понятно - про любовь),

Удалые ( сюда входили песни разбойников, каторжан и тюремных сидельцев)

И это не считая разных частушек, шуточных песен и тому подобного репертуара для веселья.

Это - очень приблизительный список, и мы видим, что даже он уже вышел очень длинный.

Отдельным пунктом здесь можно обозначить песенное наследие, которое было посвящено историческим событиям. Это былины, о существовании которых большинство из нас по крайней мере слышало, благодаря школьной программе, а еще были исторические песни , о которых, собственно, я и хочу рассказать.

Русская историческая песня, которую еще можно было встретить в первой половине 20 века, дошла в образцах, которые относились к 14 - 15 векам. То есть еще в начале 20 века по деревням пелись песни, которые описывали жизнь при татаро - монгольском иге , о котором сейчас модно говорить, что его вообще не было!

Это самые ранние исторические песни, которые сохранились, благодаря тому, что были во - время записаны. Может они и не особенно толерантные, по нынешним временам, но из песни слов, как говорится, не выбросить - они были созданы в совершенно иные времена.

Здесь я привожу систематизацию исторических песен и образцы подобных песен по сборнику Исторические песни, который был выпущен в Ленинграде, в издательстве Советский писатель в 1951 году тиражом 20 000 экземпляров. Этот сборник я приобрела много лет назад в букинистическом магазине, и хочу поделиться с вами выборочно его содержанием. Большая часть этих песен потом, к сожалению, не переиздавалась.

Песни мне эти очень нравятся, и прежде всего, подбором слов для определения того или иного явления или человека. Это создает очень сильные и запоминающиеся образы - жаль, что сейчас так не говорят. Одно " воспалился Великий князь Московский " чего стоит!) Мы, думаем, язык наш с течением времени обогащается, а когда читаешь подобное, вдруг с грустью понимаешь, что он беднеет. А ведь эти слова подбирали совершенно простые и безграмотные люди, о которых некоторые сегодня упорно думают, что они только что не мычали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей музыки и учащихся 7х классов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Защита исследовательской работы по музыке на тему:

(жанр исторической русской народной песни)


Выполнил: Капля Семёна

ученик 7в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.



Цель моего исследования изучить исторические народные песни, познакомиться с интересными историческими фактами и выдающимися личностями.


Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи.


Моя гипотеза: русские народные песни – это летопись истории российского государства.

(показать и отдать жюри альбом)



В XVI веке появился цикл песен об Иване Грозном. Песни этого цикла раскрывают тему борьбы с вне­шними и внутренними врагами за укрепление и объединение русской земли вокруг Москвы. Народ изобразил царя Ивана Грозного устроителем государства, мудрым правителем, но в тоже время вспыльчивым и в гневе безрассудно жестоким. В песнях ему всегда противопоставляется какой-либо разумный человек, отважно усмиряющий гнев царя и предотвращающий его непоправимый поступок.



Цикл песен о Ермаке – создан в XVI веке. В 1582 году Ермак разбил главные силы Кучума на берегу Иртыша. Хан Кучум решает любыми средствами вернуть утерянные сибирские земли. Он выбирает одно из верных средств — вероломное убийство. Ермак полу­чил известие о том, что Кучум задерживает на Иртыше бухарский торговый караван. Вместе с казаками он поспешил куп­цам на выручку. Известие оказалось ложным, и дружина повернула назад. Тут их застигла непогода. Спасаясь от бури, воины Ермака решили заночевать на небольшом острове. Уставшие и вымокшие, они уснули крепким сном.



В 17 веке страна фактически осталась без управления. Организованное Мининым и Пожарским войско в 1612 году освободило столицу от поляков. Много подвигов видела Русь в это тревожное время. Мужественный костромской крестьянин Иван Сусанин завёл поляков в глухой лес и погиб под их клинками, но и враги были обречены на смерть в непроходимом лесу.



Цикл песен о Степане Разине - один из самых крупных. Песни проводят по всем этапам движения: разбойное плавание Разина с казаками по Каспийскому морю; крестьянская война; песни о подавлении восстания и о казни Степана Разина.



В XVIII веке в цикле песен о Петровском времени выражалось чувство гордости за успехи, достигнутые Российской державой, прославлялось мужество русских воинов, простых солдат: песни о Полтавском сражении, Северной войне, Семилетней войне, о Петре, который близок с простыми воинами.



Во время правления Екатери­ны II положение бедноты оставалось тяжелым. Неудивительно, что появился новый народный заступник — Емельян Иванович Пугачев, возглавивший грандиозную крестьянскую войну XVIII века. Песни о нём составили цикл с разнообразной тематикой, где отношение народа к нему противоречивое: он рассматривается то, как царь, то как бунтовщик.



Цикл песен об Отечественной войне 1812 года представляет собой солдатский рассказ о каком-то событии, герои раскрываются через их поступки, запечатлены важные события: бои под Смоленском, Бородинская битва, разорение Москвы, переправа через Березину и другие. Песни выразили патриотическое чувство крестьян, казаков, солдат; их любовь к народным героям - полководцу Кутузову, их ненависть к врагам.




Много песен посвятил народ легендарному командующему Первой конной армии Семёну Михайловичу Будённому.




Простая мелодия, острый, четкий ритм раскрывают суровую сдержанность стихов. Итак, изучив исторические народные песни разных веков, я могу сказать, что в народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Посмотрите на эти слайды.







Перед глазами за несколько секунд пронеслась вся история нашей страны.


Это полностью доказывает правильность моей гипотезы: русские народные песни – это летопись истории России. Спасибо за внимание.

Слайды и текст этой презентации

исследовательская работа по музыке

Выполнил: Капля Семён
Ученик 7в класса
Научный руководитель:
Вакуленко Г.А.

Цель: изучение исторических народных песен. Исторические песни-это народные песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным

Цель:
изучение исторических народных песен.

это народные песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории.

Задачи:- изучить исторические песни русского народа;- узнать о каких важных событиях русской истории рассказывают народные песни;- узнать

Гипотеза: русские народные песни – это летопись истории российского государства.

Гипотеза:
русские народные песни – это летопись истории российского государства.

После одного из набегов татары стали делить между собой добычу . Одному из них досталась семилетняя девочка.

Иоа́нн IV Васи́льевич (Ива́н Гро́зный 1530-1584) Первый русский царь, который превратил государство в абсолютную монархию, известен жестокими

Иоа́нн IV Васи́льевич
(Ива́н Гро́зный 1530-1584)

Первый русский царь, который превратил государство в абсолютную монархию, известен жестокими массовыми опалами и казнями

В предполагаемое время взрыва не последовало, и Грозный заподозрил измену и зачал канонеров тут казнити. Но из их среды выступил молодой канонер, который разъяснил царю, почему задерживается взрыв крепостной стены: свеча, оставленная на пороховых бочках под землей, еще не догорела.
Действительно, вскоре прогремел взрыв, который поднял высокую гору и разбросал белокаменны палаты.

Осадив Казань, русские сделали подкоп под городскую стену и заложили бочки с порохом.

Ерма́к Тимофе́евич (казачий атаман, покоритель Сибири)Донской казачий атаман — заслужил гнев Грозного. Спасаясь, он идет на Урал.

Ерма́к Тимофе́евич (казачий атаман, покоритель Сибири)

Донской казачий атаман — заслужил гнев Грозного. Спасаясь, он идет на Урал. Сначала Ермак охранял владения заводчиков Строгановых от нападений сибирского хана Кучума, затем начал поход в глубь Сибири. В 1582 г Ермак разбил главные силы Кучума на берегу Иртыша.

Иван Сусанин(костромской крестьянин)Мужественный костромской крестьянин Иван Сусанин завёл поляков в глухой лес и погиб под клинками поляков,

Иван Сусанин
(костромской крестьянин)

Мужественный костромской крестьянин Иван Сусанин завёл поляков в глухой лес и погиб под клинками поляков, но и враги были обречены на смерть в непроходимом лесу.

Минин и Пожарский

Страну спасло организованное Мининым и Пожарским
в 1612 году народное ополчение

Родина и народ не забыли подвига Ивана Сусанина. В XIX веке поэт-декабрист К. Рылеев написал думу «Иван

народная песня сл. Рылеева

Степан Разин (атаман донских казаков, предводитель народного восстания 1670—1671)Хан Кучум решает любыми средствами вернуть утерянные сибирские земли.

Степан Разин
(атаман донских казаков, предводитель народного восстания 1670—1671)

Хан Кучум решает любыми средствами вернуть утерянные сибирские земли. Он выбирает одно из верных средств — вероломное убийство. Первой жертвой Кучума стал верный сподвижник Ермака атаман Иван Кольцо. Его хитростью заманили в стан татарского мурзы и предательски убили вместе с отрядом казаков. Наступил черед Ермака. В начале августа 1585 года атаман получил известие о том, что Кучум задерживает на Иртыше идущий на ярмарку бухарский торговый караван. Ермак с казаками поспешил купцам на выручку. Известие оказалось ложным, и дружина повернула назад. Тут их застигла непогода. Спасаясь от бури, воины Ермака решили заночевать на небольшом острове. Уставшие и вымокшие, они уснули крепким сном.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич)Издавна турецкая крепость Азов, расположенная близ устья Дона, мешала выходу русских в Азовское

Пётр I Вели́кий
(Пётр Алексе́евич)

Издавна турецкая крепость Азов, расположенная близ устья Дона, мешала выходу русских в Азовское море. Турецкие солдаты часто совершали набеги из крепости, грабя мирные русские села, угоняя на­селение в плен. Песни об Азове повествуют о стремлении Петра захватить эту крепость и освободить для России выход в Черное море.

Полтавская битва вошла в народные песни как центральное событие Северной войны, как итог всех усилий России в многолетней борьбе со шведами.

Победа под Полтавой увенчала многовековые устремления России. А народ увековечил память об этой битве рассказами, поговорками и песнями, которые создавались не только современниками, свидетелями петровских побед, но и в более поздние времена.

Емельян Иванович Пугачёв(донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773 -1775 годов в России)

Емельян Иванович Пугачёв

(донской казак, предводитель Крестьянской войны
1773 -1775 годов в России)

Михаил Илларионович Кутузов (русский полководец)Русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный

Михаил Илларионович Кутузов

Русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. С 1812 года именовался светле́йший князь Голенищев-Кутузов-Смоле́нский.

(стихи М.Ю. Лермонтова)

Высочайший патриотизм стихотворения М. Ю. Лермонтова, глубокое раскрытие подвига русского солдата, меткая народная речь нашли свое выражение в этой песне. Песня бодрая с четким маршевым ритмом, яркой, запоминающейся мелодией удобна для пения в строю.

Шёл 1922 год. Красная армия очистила от врагов советскую землю. Дальний Восток оставался в руках белогвардейцев. После ожесточённых атак Владивосток был освобождён.

Семён Михайлович БудённыйОбраз его и его соратников, красных казаков получил широкое распространение в книгах, фильмах и картинах.

Семён Михайлович Будённый

Командующий Первой конной армией в годы Гражданской войны.

Зоя Анатольевна КосмодемьянскаяТяжелая зима 1941 года под Москвой. Даже природа застыла в настороженной тишине. Мужественные люди ранним

Зоя Анатольевна Космодемьянская

Тяжелая зима 1941 года под Москвой. Даже природа застыла в настороженной тишине. Мужественные люди ранним утром идут выполнять свой долг, и среди них - юная Зоя. Простая мелодия, острый, четкий ритм раскрывают суровую сдержанность стихов.

(Герой Советского Союза московская школьница)

Тишина, ни огонька, ни звука в полутьме деревья тихо спят. В тыл врага без шороха, без стука партизанский уходил отряд.

Шли и старики и комсомольцы, над землей туманился рассвет. С ними уходила добровольцем девушка семнадцати лет.

Девушка в поношенной кубанке обрывала связи, жгла мосты, И отряд гордился партизанкой комсомолкой Зоей из Москвы.

Это было зимнею порою. отступая, враг поджег село, И повесили бандиты Зою поутру, лишь только рассвело.

Умерла ты, но среди народа ты героем вечно будешь жить. И клянемся, дорогая Зоя, за тебя врагам мы отомстить.

Песни XIV - XVI веков (О походах Ивана Грозного, о Ермаке)

Песни XIV - XVI веков
(О походах Ивана Грозного, о Ермаке)

Песни XVII века (о смутном времени, о подвиге Ивана Сусанина, о Степане Разине)

Песни XVII века
(о смутном времени, о подвиге Ивана Сусанина, о Степане Разине)

Песни XVIII века (О Петре I, о Емельяне Пугачёве, о половодец А.В. Суворове)

Песни XVIII века
(О Петре I, о Емельяне Пугачёве, о половодец А.В. Суворове)

Песни XIX века (Отечественная война 1812 года)

Песни XIX века
(Отечественная война 1812 года)

Песни XX века (о героях гражданской войны)

Песни XX века
(о героях гражданской войны)

Песни XX века (о героях Великой Отечественной войны)

Песни XX века
(о героях Великой Отечественной войны)

Гипотеза: русские народные песни – это летопись истории российского государства.

Гипотеза:
русские народные песни – это летопись истории российского государства.

Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Первые их записи были сделаны в начале XVII столетия. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало свершившиеся факты.


Темы исторических песен

События, запечатленные в сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции, Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т. д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи.

Циклы песен, их особенности


Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны? Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории, восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно сказать, что человек совершает своеобразное путешествие.

Откуда можно узнать об исторических песнях?

Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси, сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из сохранившихся письменных источников.


Многообразие песен, народное творчество сегодня

Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды, которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов, и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов, которые происходили в X-XIII столетиях.


Как бы то ни было, исторические песни – это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в прошлом. Разве это не замечательно?

Последствия ордынского ига


Влияние творчества странников-калик, упоминание религии в песнях


И нет ничего странного в том, что некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик.

Следует учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому.

Утрата ценных рукописей

Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время. В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни утеряны навсегда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие для учащихся среднего и старшего возраста по истории.В ходе мероприятия используются различные формы работ с учащимися.

История в стихах и песнях

Цель: приобщение к разнообразным видам знаний по истории; воспитание чувств гуманизма ; развитие умений анализировать литературно- музыкальные произведения; повышение духовного уровня; развитие интереса к истории.

Предварительная подготовка: вывешивается обьявление с условиями и заданиями. Задания включает поиск песен и стихов на историческую тему и исполнение одного из произведений в ходе мероприятия.

Материальные и технические средства: магнитофон, компьютер,экран, записи песен и стихов, тексты 2-3 песен в 5 экземплярах, репродукции

Форма мероприятия: викторина в сочетании с конкурсом.

Участники: учащиеся средних и старших классов

1.Вступительное слово ведущего

2. Основная часть—воспроизведение песен и стихов

3. Конкурс стихов на историческую тему

4.Подведение итогов викторины.

5. Заключительная часть

Затем ведущий сообщает план и условия конкурса. Условия: Заранее избирается жюри из 3-5 человек(учителя и учащиеся) Участники делятся на 3 команды по жребию или другим способом. проигрывается песня (1-2 куплета). Участники должны на листке бумаги написать какому событию ( указать время, место, название,участников, резу-льтат) посвящена песня и устно дополнить сведения об этом событии. Результат ответа оценивает жюри из 3-5 человек по 5 бальной шкале. Победителям по итогам конкурса вручается приз ( тетради с историческими сведениями, конфеты и т.п.)

Примерный набор песен:

1. Песнь о Вещем Олеге ( поход кн. Олега около 885г. Пушкин А.С.)

После 3-4 прослушиваний жюри сообщает о количестве, набранных командами, баллов.

Для увеличения количества баллов каждая команда исполняет одну песню на историческую тему и стихотворение. Жюри оценивает эти выступления также по 5-и бальной шкале.

В конце конкурса включается самая любимая песня, а жюри в это время подводит итоги. Озвучивются итоги и награждаются участники . В первую очередь награждается команда, занявшая 3-е место, затем –2-е место, и лишь после –1 место.

Читайте также: