Романтический идеал и его отражение в музыке сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Романтический идеал и его отражение в музыке

Ромнтизм в западноевропейской музыке

В истории мировой культуры музыка романтизма представ­лена блистательной плеядой имён: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Ро­берт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Гер­мания), Фридерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия).

Если классицизм считал приоритетной музыку вокальную, опирающуюся на слово (например, оперное искусство), то романтики отстаивали аб­солютное преимущество музыки инструменталь­ной, симфонической. С их точки зрения, только в ней раскрываются её настоящая суть и глубина. Композитор не должен рабски следовать за ритми­кой и интонацией стиха. Опираясь на литератур­ный источник, он может создать совершенно само­стоятельную музыкальную форму.

Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Как уже отмечалось, в творчестве поздне­го Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтиче­ского стиля, а в произведениях Франца Шуберта (1797—1828) чувствуется влияние венского классицизма. Более того, между композиторами романтизма и классицизма не существовало не­преодолимой стены отчуждения и непонимания. Напротив, ро­мантики продолжали успешно развивать лучшие традиции классицистической музыки.

Новый романтический стиль в музыке имел совершенно оп­ределённые, только ему присущие черты. Они видны в особом философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и в специфических музыкальных средствах её выражения. Роман­тикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Музыка, по их мнению, как раз и обладает свойством связывать, сближать все виды ис­кусств. Она может, как живопись и скульптура, рисовать и ва­ять. Как литература — передавать содержание романа или тра­гедии. В творчестве романтиков расширились границы словес­ной и музыкальной изобразительности. Осуществление на практике идеи синтеза искусств оказалось наиболее плодотвор­ным в искусстве романтизма.

Существенные изменения претерпел и жанр прелюдии. Хорошо известны прелюдии к фугам Баха, подготавливающие исполнение большого и сложного музыкального произведения. А Шопен сочинял прелюдии экспромтом, находясь под впечатлением оп­ределённого настроения.

Другой ветвью западноевропейского романтизма стал ре­ализм, идущий от Джузеппе Верди (1813—1901) и Жоржа Бизе (1838—1875). Композиторы-реалисты стремились передать дра­матизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций. В сво­их музыкальных произведениях они уделяли особое внимание правдивому воспроизведению психологического состояния геро­ев. Их персонажи больше не делились на положительных и отрицательных. Каждый представал во всей сложности характера и противоречивости отноше­ний с обществом.

Усложнение языка и форм музыки в позднем романтизме, а затем и в дру­гих течениях вызвало к жизни нео­классицизм, появившийся в европей­ской музыке в первой четверти XX в. Композиторы-неоклассицисты стреми­лись вернуться к простоте мелодий и форм, ясности и чёткости гармонии. Они вновь обратились к полифонии, воз­родили клавесинную музыку XVIII в. Опять возник интерес к старинным кон­цертным жанрам — сюите и кончерто

Р. Вагнер — реформатор оперного жанра

Идеализируя Средние века, романтики были убеждены, что именно эта далёкая эпоха способна ярко и выразительно пере­дать чувства и настроения современного мироощущения. Ни­когда раньше музыка не была так тесно связана с вымышлен­ным миром мистификаций и фантастики.

Для воплощения грандиозного замысла Вагнера не могли устроить существовавшие ранее музыкальные формы, ему было тесно в привычных рамках традиционной оперы, состоявшей из разрозненных сольных, хоровых и ансамблевых номеров, при­званных только развлекать публику. В поисках новых форм, позволяющих осуществлять непрерывное симфоническое разви­тие действия, он смело нарушает сложившиеся традиции. Меч­тая об органичном слиянии музыки, поэтического слова и сце­нического действия, он отдаёт предпочтение декламационному принципу. Огромное значение Вагнер придаёт оркестру, являю­щемуся не только основным носителем музыкального действия, но и важнейшим средством характеристики действующих лиц, их страстей и переживаний.

Власть золота, ставшая первопричиной зла, приводящая к преступлениям и убийствам, в конечном счёте приводит к ги­бели всего мира. Она оказывается гораздо сильнее людей и богов — таким был безнадёжный и пессимистический вывод создателя оперного цикла.

В музыку опер Вагнер вложил весь свой талант, вдохновение и мастерство. В ней он разработал около ста выразительных и ярких по характеру лейтмотивов (огня, судьбы, меча), помо­гающих раскрыть символику действия. Особое внимание он уде­лил воспроизведению драматических переживаний главных ге­роев. Для исполнения оперы он привлёк гигантский оркестр, ог­ромное количество исполнителей, сложнейшую сценическую технику.

Русская музыка романтизма

Творчество А. А. Алябьева (1787—1851), А. Е. Варламова (1801 —1848), А. Л. Гурилёва (1803—1858) и А. Н. Верстовского (1799—1862) связано с развитием романтического направления в музыке. Наибольшие успехи были достигнуты этими компози­торами в романсово-песенном творчестве. Русский романс раз­вивался под непосредственным влиянием русской поэзии пер­вой четверти XIX в. Стихотворения В. А. Жуковского, Д. В. Да­выдова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова послужили основой для создания многих музы­кальных шедевров этого жанра.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки роман­тизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения че­ловека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, прояви­лись отличия музыки романтизма и классицизма? Поясните свой от­вет.

2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литерату­рой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы даль­нейшие пути развития музыки романтизма?

4*. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? По­чему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве Алябьева, Варламова, Гурилёва и Верстовского?

Творческая мастерская

4*. Композиторы-романтики, обращаясь к танцевальным жанрам, создавали подлинные жемчужины фортепианной музыки. Таковы, например, вальсы, полонезы и мазурки Шопена. Послушайте некото­рые из этих произведений. Обратитесь к справочной литературе и по­знакомьтесь с характерными особенностями этих танцев. Насколько удачно воссоздан их художественный образ в музыке Шопена?

Книги для дополнительного чтения

Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биогра­фическая библиотека Ф. Павленкова).

Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: кни­га для чтения. М., 2002.

Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.

Вуд форд П. Шуберт: Иллюстрированные биографии великих му­зыкантов. Урал, 1999.

ГаалД. Лист. М., 1986.

Гозенпуд А. А. Оперный словарь. СПб., 2005.

Кремнев Б. Шуберт. М., 1964. (ЖЗЛ).

ЛевикБ. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1980. Вып. 5.

Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.

Сконечная А. Д. Торжество муз. М., 1989.


Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.

Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их

пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.


Первоначально романтизм выступил как принципиальный

противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика —
Л. Бетховена.


Принципы романтизма утверждали выдающиеся композиторы разных стран. Это К. М. Вебер, , Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен,

Ф. Шуберт Ф. Лист, Р. Вагнер. Дж. Верди.

Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки, основанный на последовательном преобразовании музыкальной мысли, порождающей внутри себя свою противоположность. Но романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесной их связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений.

Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.
Среди композиторов 2-й половины XIX — начала XX в. в чьем творчестве романтические традиции способствовали утверждению гуманистических идей, — И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, Р. Штраус, Э. Григ, Б. Сметана, А. Дворжак и другие

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РОМАНТИЗМ Романтический идеал и его воплощение в музыке. Живопись романтизма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

РОМАНТИЗМ Романтический идеал и его воплощение в музыке. Живопись романтизма.

РОМАНТИЗМ Романтический идеал и его воплощение в музыке. Живопись романтизма. Искусство (МХК) 11 класс Верещагина О.А.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Романтизм - идейное и художеств.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в. В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Характерным для музыки романтиз.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Характерным для музыки романтизма стало: обращение к любви; обращение к природе; обращение к литературным источникам и фольклору.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Главное место в его творчестве.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Центральное место в наследии –.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Характерной чертой музыки роман.

Романтический идеал и его воплощение в музыке Одним из главных мест в творчес.

Живопись романтизма религиозные сюжеты; литературная тематика; экзотика и мис.

Живопись романтизма религиозные сюжеты; литературная тематика; экзотика и мистика; образ романтического героя.

Живопись романтизма Прерафаэлиты – группа английских художников середины XIX.

Живопись романтизма Прерафаэлиты – группа английских художников середины XIX века, ориентировавшихся в своём творчестве на искусство поздней готики и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Кредо живописи прерафаэлитов таится в многозначительных взглядах, сдержанных жестах, точно угаданном настроении каждого персонажа.

Живопись романтизма религиозные сюжеты Джон Эверетт Миллес «Христос в доме св.

Живопись романтизма религиозные сюжеты На картине изображена столярная мастер.

Живопись романтизма литературная тематика Д.Г. Росетти один из основателей «Б.

Живопись романтизма экзотика и мистика В основе сюжета история из жизни ассир.

Живопись романтизма экзотика и мистика Зашифрованные туманные аллегории свиде.

Живопись романтизма образ романтического героя По героической масштабности и.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 249 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.04.2017 4629
  • PPTX 861.5 кбайт
  • 176 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем ВЕРЕЩАГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Романтический идеал и его воплощение в музыке"

Французский поэт Альфред де Мюссе написал стихотворение, ставшее гимном романтизма, где судьба творческой личности, страдания и гибель которой предрешены сравнивается с участью обречённой на смерть птицы, кормящей птенцов собственной кровью.


Подробнее о романтических идеалах речь пойдёт ниже.

Воплощение романтического идеала в музыке.

Романтизм превратился в господствующее направление художественной культуры на рубеже XVIII–XIX веков.

Вескими причинами его появления стало крушение идеалов Просвещения, недовольство итогами Великой Французской революции.

Пропала вера в торжество разума и справедливости, пропал интерес к героическому в жизни и в искусстве. Диссонанс между идеальным и реальным мирами толкал людей к поиску укрытия от повседневной действительности. И таким укрытием стало идеализированное прошлое, которое почти всегда ассоциировалось со Средневековьем, и мир фантазий.

Для романтизма стало характерным стремление к мечте, к созданию новой реальности при помощи творчества.

В романтизме был силён культ страстей. При этом наиболее полный выход чувствам давала музыка. Только она передавала тонкие психологические нюансы – иронию, томление, скепсис, меланхолию.

Возникло даже такое понятие, как романтическая интонация вопроса.


Музыка романтизма приобрела ряд характерных черт:

обращение к теме любви, которая всегда пересекалась с темой одиночества и скитаний; обращение к природе, которая соответствовала чувствам героя, или противопоставлялась им; обращение к литературным источникам и фольклору, которые затрагивали вечные вопросы.

Вместе с жанром песни, который выдвинулся на первый план, появились новые жанры: экспромт, музыкальный момент. Обращение к фольклору привело к формированию национальных композиторских школ.

Их яркими представителями были: Франц Шуберт в Австрии, Рихард Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Якоб Людвиг Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс в Германии, Гектор Берлиоз во Франции, Джоаккино Россини в Италии, Ференц Лист в Венгрии, Эдвард Григ в Норвегии, Фредерик Шопен в Польше.


Одним из первых представителей романтизма в музыке принято считать Франца Шуберта. В его творчестве главное место принадлежит песням.

Они не просто составляли вокальные циклы, но и были основой сонат, симфоний, фортепианных миниатюр.


Надо отметить, что особая красочность песни достигается благодаря звукоизобразительным приёмам, к которым Шуберт прибёг для иллюстрации текста.

В творчестве Рихарда Вагнера центральное место занимает опера. Он превратил её в музыкальную драму, соединив музыкальное и драматическое действие.

Поэтической основой музыкальной драмы Вагнер считал миф. При этом без всего случайного, выражающий вечное и бессмертное и органично сочетающийся с музыкой.


В его ходе певцы воспевали духовную любовь, однако Тангейзер исполнил гимн в честь чувственной любви, которую познал в гроте Венеры. За это его изгнали, и он вместе с пилигримами отправился в Рим с покаянием. Однако папа Урбан наложил проклятие на грешника до тех пор, пока посох в его руке не расцветёт.

Разочарованный Тангейзер умер, а посох папы римского расцвёл, обличив его недостойность и жестокость.


Так открывает увертюру, звучащая как торжественный хорал тема пилигримов.

Основной раздел увертюры воссоздаёт вакханалию в гроте Венеры. После чего этот танец сменяется гимном, который Тангейзер поёт Венере. Здесь страстность звучания, достигнув предела, затухает. А после вновь звучит тема пилигримов. Она, разрастаясь, достигает невиданной силы в звучании всего оркестра. А её мощное утверждение в конце увертюры создаёт впечатление торжественного апофеоза.


Однако Вагнера не устраивали существовавшие музыкальные формы. Он считал, что для воплощения такого грандиозного замысла они не годятся, так как традиционная опера состоит из разрозненных сольных, хоровых и ансамблевых номеров, призванных только развлекать публику.

В поисках новых форм, позволяющих осуществлять непрерывное симфоническое развитие действия, он нарушил сложившиеся традиции.

Стремясь к органичному слиянию музыки, поэтического слова и сценического действия, автор отдал предпочтение декламационному принципу.

Также Вагнер придал огромное значение оркестру, который стал не только основным выразителем музыкального действия, но и важнейшим средством характеристики действующих лиц, их страстей, переживаний.

Задуманное как прославление героизма, доблести, подвигов произведение завершалось грандиозной сценой гибели богов.


Спрятанный на дне Рейна клад приносит каждому из его обладателей только горе.

В ходе повествования Зигфрид не единожды становится жертвой коварства сил зла. Чтобы завладеть сокровищами нибелунгов, ему приходится сражаться с великаном, превратившимся в дракона.

Но после победы герой не находит счастья. Только любовь к Брунгильде может спасти Зигфрида. Однако и здесь он сталкивается с серьёзными испытаниями.


Коварство, злоба и месть оказываются сильнее бесстрашного Зигфрида. Он погибает от рук предателей, а золотое кольцо вновь возвращается в Рейн.

Власть золота, ставшая первопричиной зла, ведущая к приводящая к преступлениям, в итоге счёте приводит к гибели всего мира.

Она оказывается сильнее людей и богов – такой безнадёжный вывод делает создатель оперного цикла.

В музыку опер Вагнер вложил весь свой талант.

В ней он разработал около сотни выразительных и ярких лейтмотивов (огня, судьбы, меча), помогающих раскрыть символику действия.

Лейтмотивом называется музыкальная тема, проходящая через всё произведение и вызывающая устойчивые ассоциации с героем, силами природы, оттенками настроения.

Особое внимание композитор уделил воспроизведению драматических переживаний главных героев. Для исполнения оперы он привлёк гигантский оркестр, множество исполнителей, сложную сценическую технику.

Лучшие произведения Вагнера и сегодня звучат на сценах крупнейших театров мира, поражая богатейшей палитрой оркестровых красок и гармонией, возвышенными, благородными образами, глубокими человеческими чувствами.

Надо отметить, что характерной чертой музыки романтизма является программность – выражение идеи произведения в названии, сюжетной канве и литературном тексте. Благодаря идее программности, в музыке усиливались сюжетные и изобразительные начала.


Молодой музыкант отравляется в припадке любовного отчаяния. Но количество препарата слишком мало для того, чтобы убить его. Музыкант погружается в тяжёлое забытьё, которое сопровождается странными видениями, во время которых его чувства и воспоминания превращаются в музыкальные образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.


«Он видит себя на шабаше, среди скопища теней, колдунов, чудовищ, собравшихся на его похороны. Мелодия любимой вновь появляется, но она потеряла благородство и застенчивость. Она превратилась в мотив грубого танца, растворилась в дьявольской оргии…


Этот сборник состоял из 21 танцевальной мелодии и был создан на основе венгерской народной музыки.

Для танцев характерно чередование медленных, распевных и быстрых зажигательных эпизодов с пунктирным ритмом.

На рубеже XVIII–XIX веков романтизм превратился в господствующее направление художественной культуры.

Одним из первых представителей романтизма в музыке считается Франц Шуберт, который в своём творчестве главное место отводил песням.

Рихарда Вагнера превратил оперу в музыкальную драму, соединив музыкальное и драматическое действие.

Читайте также: